Введение 3
Глава I. Состояние проблемы инклюзивного образования детей дошкольного возраста на современном этапе 11
1.1. Характеристика понятия «инклюзивное образование» 11
1.2. Зарождение и актуальные проблемы развития инклюзивного
образования в государственных учреждениях России 20
1.3. Характеристика современных моделей комплексного
сопровождения инклюзивного образования 27
1.4. Проблемы готовности педагогов к деятельности в условиях
инклюзивного образования 38
Выводы по I главе 45
Глава II. Исследование эффективности моделей комплексного сопровождения инклюзивного образования дошкольников 47
2.1. Изучение востребованности инклюзивного образования на примере дошкольных организаций Губкинского района Белгородской области 47
2.2. Оценка моделей комплексного сопровождения инклюзивного
образования в дошкольных организациях 57
2.3. Готовность педагогов к деятельности в условиях реализации модели
комплексного педагогического сопровождения инклюзивного образования в дошкольной организации 63
2.4. Анализ удовлетворенности родителей результатами инклюзивного
образования детей 70
Выводы по 2 главе 84
Заключение 86
Библиографический список 88
Приложения
Одним из основополагающих принципов создания единого мирового образовательного пространства и, соответственно, включения в него России является доступность качественного образования, в том числе и для детей с особыми возможностями здоровья.
В системе реформирования образования приоритетным направлением стало создание «безбарьерной среды» для учащихся с ОВЗ, среды, позволяющей детям, имеющим отклонение в развитии, вести достойный полноценный образ жизни. Толчком для развития этого направления стало принятие Национальной доктрины РФ (2000г.), задающей цели обучения и воспитания подрастающих поколений до 2025г., присоединение России к Болонской декларации (сентябрь 2003г.), а также принятие в 27.12.2012 г. Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ., «инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (1).
По данным Минобрнауки России, в настоящее время в нашей стране насчитывается 570 тысяч детей-инвалидов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья по Губкинскому району на конец 2016 года составляло 589 детей (1,7%) от общей численности детского населения региона, что актуализирует процесс создания равных стартовых условий для всех участников процесса обучения и необходимость внедрения разных моделей комплексного сопровождения инклюзивного образования.
Следует отметить тот факт, что с каждым годом увеличивается процент детей от 0 до 8 лет с ограниченными возможностями здоровья. Родители таких детей остаются один на один с проблемами своего ребенка, не имея педагогической, психологической и медицинской подготовки, поддержки со стороны общественности, что обусловливает актуальность исследования социально - педагогическом уровне.
Отсутствие единой научной терминологии в рамках теории инклюзивного образования, резкое возрастание первичной потребности в организации доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями, необходимость разработки теоретических основ комплексного сопровождения инклюзивного образования, а также условий, критериев, показателей оценки ее функционирования свидетельствует об актуальности темы и проблемы исследования на научно - методическом уровне.
Развитие инклюзивного образования - это не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом. Это возможно на основе глубокого анализа состояния инклюзивного образования и определения противоречий. Исследования Яковлевой А. А., Волковой И. П., Егоровой Т. В. свидетельствуют о том что, обновляется категориальный аппарат в соответствии с международной практикой и тенденцией гуманистического подхода, изменяются концептуальные основы специального образования.
Проблема внедрения инклюзивного образования в образовательную практику изучается как российскими, так и зарубежными исследователями (Староверова М.С., Ратнер Ф.Л., Назарова Н.М., Малофеев Н.Н., Левченко И.Ю., Неретина Т.Г., Бут Т. и др). Тем не менее, как показывает анализ исследования остаются нерешенными противоречия: между необходимостью научно-методических разработок по проблеме сопровождения инклюзивного образования и существующей практикой учреждений и педагогов, осуществляющих этот процесс.
Проблема исследования: какие модели комплексного сопровождения инклюзивного образования в дошкольных учреждениях являются эффективными.
Цель данного исследования: осуществить сравнительный анализ моделей комплексного сопровождения ребёнка в условиях дошкольной организации.
Объект исследования: процесс инклюзивного образования в
дошкольной организации.
Предмет исследования: модели комплексного педагогического
сопровождения инклюзивного образования в дошкольной организации.
Гипотеза исследования: состоит в предположении, о том что выбор модели комплексного сопровождения инклюзивного образования в дошкольной организации будет эффективной если:
- выявить существующие проблемы комплексного сопровождения инклюзивного образования в дошкольной организации на современном этапе;
- ориентироваться на востребованность инклюзивного образования по конкретным нозологиям;
- сопоставить различные модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста и оценить их эффективность с позиции удовлетворенности участников образовательного процесса качеством услуг и компетентностного подхода.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние проблемы инклюзивного образования детей дошкольного возраста на современном этапе.
2. Осуществить сравнительный анализ современных моделей инклюзивного образования в дошкольных учреждениях.
3. Оценить востребованность инклюзивного образования и готовность педагогов к инклюзивному образованию.
4. Определить оптимальную модель комплексного сопровождения инклюзивного образования.
В процессе исследования в качестве основных информационных источников использовались историко-педагогические научные труды и монографии, авторефераты по проблеме инклюзивного образования Козоваевой В. А., Князева Т. Н., Коробейников И. А., Левченко И. Ю., Лубовский В. И., Медведева Е. А. , Петрова В. Г. и др.; работы по методологическим проблемам педагогических исследований (Литвин А. В., Новиков А.М., Сергеева М.Г.), нормативные документы ведомств, материалы научно-практических конференций и семинаров по проблемам инклюзивного образования, методическая, научно-организационная и учебная документация образовательных учреждений, результаты работы экспериментальных площадок.
В работе нами были использованы следующие методы исследования: теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической,
философской, социологической литературы документов по проблеме исследования, педагогическое моделирование, эмпирические методы: социологический опрос, беседа, наблюдение, анкетирование, самооценка, самоанализ.
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного учреждения №16 «Детский сад общеразвивающего вида «Дюймовочка» Белгородской области, города Губкин (Прил.1), МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка», МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №3 «Белоснежка».
Основные этапы исследования:
1. Этап поисково-теоретический (сентябрь 2015г. - февраль 2016г.). Проведен анализ проблем в образовании на современном этапе, на основании чего была сформулирована тема диссертации, обоснована ее актуальность, выделен объект и предмет исследования. Поставлены определенные цель и задачи, сформулирована гипотеза. Проведен теоретический анализ различных подходов к трактовке понятия «инклюзивное образование». Намечен план опытно - экспериментальной работы.
2. Этап опытно-экспериментальный (февраль 2016г. апрель 2017г.). Проведено исследование актуального уровня инклюзивной осведомленности педагогического состава МБДОУ №16 «Дюймовочка», разработана авторская модель комплексного сопровождения инклюзивного образования в ДОУ, ее эффективность проверена на практике.
3. Этап обобщающий (апрель 2017г. - май 2017г.). Обобщение и диагностика результатов опытно-экспериментального этапа, формулировка выводов и рекомендаций, оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования
1. Установлены в результате сравнительного анализа современных моделей инклюзивного образования в России компоненты модели доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципальной образовательной системы, определены критерии, показатели и уровней сформированности.
2. Разработана комплексная модель инклюзивного образования в
условиях муниципальной образовательной системы, основными компонентами которой являются: целевой, полисубъектный,
организационно - содержательный, результативно - критериальный, управленческий.
3. Определены условия реализации модели инклюзивного образования муниципальной образовательной системы: система подготовки и переподготовки педагогов, обеспечивающая формирование инклюзивной компетентности у работников образования; наличие функциональной системы межведомственного взаимодействия, а также организация материально-технического, нормативно-правового, учебно-методического обеспечения, информационного сопровождения введения инклюзивного образования.
Новизна исследования состоит в следующем: проведен сравнительно- сопоставительный анализ современных моделей инклюзивного образования в условиях инклюзивного образования; определена сущность понятия «инклюзивная готовность» и раскрыты уровневые характеристики сформированности этого качества у педагогов.
Теоретическая значимость исследования состоит в:
- выявлении теоретических основ формирования инклюзивного
образования в дошкольной организации: содержание, тенденции
становления, теоретические предпосылки, основные компоненты;
- расширении и дополнении в результате педагогического анализа научных представлений о сущностных характеристиках таких понятий, как «интегрированное образование», «инклюзивное образование», «дети с особыми образовательными потребностями», позволяющих выявить специфику инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы;
- разработке и описании степени осведомленности педагогов к работе в условиях реализации инклюзивного образования, включающей в себя научно-познавательный, эмоционально-волевой и деятельно-преобразующий этапы.
Практическая значимость: апробированный в диссертационном исследовании мониторинг, определенные критерии, уровни и показатели инклюзивной готовности позволят быстро и эффективно диагностировать грамотность специалистов в этом вопросе, а также смогут обеспечить целостность и последовательность процесса профессионализации педагогических кадров инклюзивного образования.
Личный вклад соискателя заключается в разработке теоретического, методического, ресурсного обеспечения процесса создания модели комплексного инклюзивного образования в ДОУ; проведение мониторинга о выявления готовности педагогов к инклюзивному образованию; диагностика изучения и анализ состояния исследуемой проблемы; обработка данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы; подготовка публикаций по итогам исследования.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии, ее соответствием поставленной проблеме, применением комплекса стандартных методов исследования, статистической проверкой значимости результатов, возможностью повторения исследования. Апробация и внедрение результатов исследования. По теме диссертации обобщается опыт работы для внесения в муниципальный банк данных.
Обоснованность и достоверность научных положений обеспечивается: опорой на теоретические и методические основы инклюзивного образования, психологии и развитии ребенка, применением совокупности методологических подходов, позволяющих осуществить анализ исследуемого предмета, и использованием системы теоретических и экспериментальных методов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились: в реальных условиях в Губкинском районе на базе общеобразовательного учреждения МБДОУ №16 «Детский сад общеразвивающего вида «Дюймовочка», МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка», МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №3 «Белоснежка», также написаны научные статьи.
Посредством публикаций результатов исследования в научно-методической литературе: Региональный аспект «Сборник материалов 3-й региональной научно-практическая конференция «Инновационная образовательная деятельность», Ч.2 Белгород 2016-189с., сборник материалов Международной научно - практической конференции, 14-15 апреля 2016 г., «Опыт - лучший учитель» выпуск» V, Белгород 2016 -182с., Перспективы науки - 2016, «Сборник докладов III Международного конкурса научно-исследовательских работ», т. 2 Казань 2016 - 324с., II международный научно - практический сборник материалов «По проблемам образования, преподавания и воспитания в контексте современности, 2016 - 312с.,
Материалы «IV Международного заочного конкурса научно-исследовательских работ» Казань 2016 - 318с., сборник материалов
Всероссийского научно-практического журнала «Достижения и перспективы» Чебоксары №11-2017, сборник материалов из опыта работы педагогов Белгородской области «Учитель-учителю» выпуск 11, Белгород 2016-287с.
2. На конференциях научно-практического характера: III Региональная научно-практическая конференция «Инновационная образовательная деятельность: региональный аспект» (Белгород, 2015), Всероссийская
конференция с международным участием «Проблема социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (Белгород 2015), Международная научно-практическая конференция на иностранных языках (Белгород, 2016), II Международная научно-практическая мультиконференция «По проблемам образования, преподавания и воспитания в контексте современности» (Чебоксары 2016), Всероссийская научно-практическая конференция «Системно-деятельного подхода на уроках как реализация идеи современного образования: достижения и перспективы» (г. Белгород 2017), Межвузовская студенческая конференция «Инновационные процессы в дошкольном образовании» (Белгород-Орел, 2017).
Таким образом, в процессе проведённой работы, нами было выявлено, что инклюзивное образование, это включение и приспособление к социокультурной жизни. Вовлечение в образовательный процесс каждого ребёнка с помощью образовательной программы, которая соответствует своевременному его приспособлению к индивидуальным навыкам в жизни, а также соответствует образовательным потребностям личности ребёнка. В дошкольном учреждении инклюзивная группа должна реализовывать разноуровневые образовательные программы и программы по социализации детей. Детские сады общеразвивающего вида (где есть хотя бы по 2-3 ребёнка с ОВЗ), которые по составу не могут открыть инклюзивные группы, несомненно, могут воспользоваться услугами специалистов ресурсных центров, ННМС центров, специалистов специализированных дошкольных учреждений, обеспечивающих консультирование этих ДОУ по вопросам диагностики и составления образовательных планов для детей с ОВЗ.
Инклюзия исходит из двух позиций: позиции общей педагогики и позиции психологии, ориентированных на ребёнка с учётом его индивидуальных образовательных потребностей. Целью инклюзивного образования является интеграция детей с ограниченными возможностями, своего рода, «одна школа для всех». Поскольку инклюзивные подходы могут поддержать детей с ограниченными возможностями в воспитании и обучении, а так же в дальнейшем способствуют достижению успеха, они, на самом деле, дают шанс, возможность и самое главное - желание у ребёнка для эффективной работы в дальнейшей учебно-трудовой деятельности. Следовательно, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает:
а) воздействие общества и социальной среды на личность ребёнка с отклонениями в развитии, то есть его адаптацию к социальной среде;
б) активное участие в учебном процессе (субъектно-объектная роль) самого ребёнка;
в) совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определённых требований к своим потенциальным субъектам, оказывается недоступной для детей с ограниченными возможностями (28).
Именно комплексный подход позволяет решить многие проблемы образования, воспитания и социализации детей с интеллектуальной недостаточностью. Ограниченные возможности здоровья не означают ограниченные способности. Напротив, часто ребёнок, имеющий психические недостатки, находясь в среде, адаптированной к его возможностям и потребностям, достигает высокого уровня социализации и самореализации, так как инклюзивное образование предполагает индивидуализацию обучения и комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка (36).
Хотелось бы отметить, что по мнению родителей в системе инклюзивного образования, развиваются только положительные навыки и качества у детей, способствуют участию в коммуникативном взаимодействии со сверстниками и в более продвинутых уровнях игры во время инклюзивных игровых групп, чем во время игры в не инклюзивных группах. Инклюзивное образование с большей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети с ОВЗ могут без труда освоить); оно даёт возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность, что благотворно сказывается в дальнейшей успешной жизни. Ведь каждый ребёнок имеет право на способность думать и чувствовать, нуждаются в поддержке не только близких людей, но и в поддержке опытных педагогов и ровесников. Однако родители отдают предпочтение дошкольной организации компенсированного вида 92% удовлетворенности родителей качеством инклюзивного образования. Так как там имеются специальные программы, для работы с детьми, коррекционно-развивающая работа ведется с детьми ОВЗ.
5. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Л.И. Акатов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 — 368 с.
6. Аверина Е.А. Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы, Вестник Томского государственного университета. Философия, социология, политология. №1, 2011 - 98 с.
7. Агеева Н.В. Социальные представления о людях с инвалидностью как фактор их интеграции в современное российское общество: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. социол. наук Агеева Наталья Владимировна; Рост. гос. пед. унив-т. Ставрополь, 2006 -24 с.
8. Алашеев С.Ю. Методические рекомендации по организации интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья С.Ю. Алашеев, С.А. Ефимова, Т.Г. Кутейницына. Самара: ПРОФИ, 2003 - 76 с.
9. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник: 11 000 синоним. рядов З.Е. Александрова З.Е. 14-е изд., стеротип. М.: Рус. Яз. Медиа, 2006 - 564 с.
10. Алова Н.Н. Педагогическая культура: функциональный анализ Алова Н.Н. Вестник ЧГПУ им. Яковлева И.Я. № 1. 2012- 97 с.
11. Андреева А.А. Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции 31 октября 2015 г.: Белгород: ИП Ткачева Е.П., №7, часть Х. 2015 - 211 с.
12. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. -Москва: Просвещение; Владос, 1995. -291 с.
13. Ахметжанова Г.В. Эмпирическое исследование уровня развития
педагогической функции будущего педагога. Вестник Самарского
государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. Самарский государственный технический
университет №3. 2014-318.
14. Буренина Е.Е. Готовность педагогических работников
общеобразовательных организаций к внедрению инклюзии. Журнал «человек и образование» №4. Смоленск 2014 - 96 с.
15. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. Москва. 2009- 158 с.
16. Бабкова М.Г. Консультативная психология и психотерапия. №4 Москва 2013- 98 с.
17. Богданова Е.В. Этика общения с людьми с ограничениями здоровья как составляющая инклюзивной культуры Богданова Е.В. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Н.А. №3. 2015-160 с.
18. Бут Т. Показатели инклюзии. Практическое пособие Бут Т., Эйнскоу М.
— М.: РООИ «Перспектива», 2007 — 124 с.
19. Валицкая А. П. Инклюзивное образование - образование для всех
Москва. 2009 - 130 с.
20. Валицкая А.П., Рабош В.А. Социальная педагогика №1,2009-89 с.
21. Варданян Г.А. К вопросу о критерии оценки «зоны ближайшего развития» ребенка. Научное творчество Выготского Л.С. и современная психология: Тез. докл. Всесоюзн. конф. 23-25 июня 1981г./НИИ ОНП АПН СССР - М.: Б. и., 1981 - 198 с.
22. Воронич Е.А. Повышение инклюзивной культуры родителей как педагогическая проблема. Комплексная психологическая помощь в образовании Воронич Е.А., Козлова Е.Е. Материалы IV научно-практической конференции 15 декабря 2014 года. - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена А.И., 2014 - 217 с.
23. Волкова И.П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения: автореферат дис. док. псих. наук: Волкова И.П.; Рос. гос. пед. ун-т им. Герцена А.И.- Санкт-Петербург, 2010- 43 с.
24. Волкова И.П. Индивидуально-типологические и личностные особенности лиц с глубокими нарушениями зрения как ресурсы и барьеры социальной адаптации и интеграции в современное общество Волкова И.П. Царскосельские чтения «Высшая школа - инновационному развитию России»: Междун. научн. конф.-2009,СПб., 2009 - 215 с.
25. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Психология развития. - СПб: Питер, 2001. - 512 с.
26. Гершунский Б.С. Философия образования Б.С. ГершунскийБ.С. М.: «Флинта», 1998 - 432с.
27. Герасименко Ю.А. Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования Герасименко Ю.А. Педагогическое образование в России № 6, 2015 -150 с.
28. Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: курс лекций по учеб. дисциплине Глухов В.П. М.: Секачев В, 2012- 256 с.
29. Грибова О.Е. Дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, Москва №1. - 2006 - 87 с.
30. Гумеров А.В. сборник статей «Современные проблемы социально - гуманитарных наук» Казань №4. 2016-328 с.
31. Думбаев А.Е. Инвалид, общество и право Думбаев А.Е., Попова ЕВ. - Алматы: ТОО «Верена», 2006 - 180 с.
32. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие Егорова Т.В. — Балашов: Изд-во «Николаев» 2002 — 80 с.
33. Журнал «Дошкольное воспитание» Москва №7. 2016 - 112 с.
34. Загуменнов, Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных
возможностей для всех учащихся Загуменнов Ю.Л. Минская школа сегодня №6. 2011 - 78 с.
35. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. - Саратов: Научная книга. 2003 - 255 с.
36. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте социальной политики Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №6. - 2009-309 с.
37. Меерзон Т.И., Гусева И.В. Инклюзивное образование в России: состояние, тенденции. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 9 февраля 2016 г.); отв. за выпуск: Осипова Л.Б., Плотникова Е.В. - Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016-190 с.
38. Нигматов З.Г. Инклюзивная педагогика - гуманная педагогика
39. Нигматов З.Г. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Идеи инклюзивной педагогики в свете современных требований к дошкольному, школьному и профессиональному образованию». Казань
Зеленодольск, 2013 - 561с.
40. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекции. - М.: Академический проект, 2000 - 208 с.
41. Ожегов С.И. Словарь русского языка около 53 000 слов Ожегов С.И.; под общ. ред. проф. Скворцова Л.И. М.: «ОНИКС», 2004. - 896 с.
42. Почухаева М.М., Бородин М.В. Инклюзивный детский сад. - М., 2009-124с.
43. Пугачев А. С. Инклюзивное образование Молодой ученый. — №10. 2012-377 с.
44. Плаксина, Л.И. Инклюзивное образование (совместное обучение) лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения.
45. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание спец. Психологической помощи детям с проблемами в развитии. - Москва 2002 - 120 с.
46. Романов П.В. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России Романов П.В., Ярская-Смирнова Е. - Саратов: Изд-во «Научная книга». 2006 - 260 с.
47. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения М., №1. 2009 - 54 с.
48. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений; под редакцией Сластенина В.А. Издательский центр «Академия», Москва 2002 - 576 с.
49. Фоминых Е.С. Психологические аспекты взаимодействия в системе
«здоровый-инвалид» Фоминых Е.С. Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия: материалы II междунар. науч.- практ. конф., Пенза, 15-16 мая 2011. - Пенза-
Шадринск-Ереван: «Социосфера», 2011 - 107 с.
50. Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. Астрахань, 2008- 57 с.
51. Шматко Н. Д. Методическое пособие. Сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. - Москва, Издательство «Полиграф сервис». 2001-98 с.
52. Чупров Л.Ф. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников. - Черногорск-Москва: СМОПО, 2009 - 80 с.
53. Шипицина Л.М. Актуальные проблемы интегрированного обучения. Современные тенденции развития специального образования в России. -
М.: Права человека 2001 - 58 с.
54. Шипицына Л.М. Социальная интеграция детей с ограниченными
возможностями здоровья. Интеграция детей с особенностями развития в образовательное пространство: Сборник статей, методических
материалов, нормативно-правовых документов. Под ред. проф. Шипицыной Л.М. - М., 2006 - 216с.
55. Шмидт Л.М. Проблемы и технологии оценки персонала Москва -
2008 - 287 с.
56. Яковлева А.А. Личностные ресурсы и затруднения в социальной интеграции инвалидов по зрению молодого возраста Второй молодежный психолого-социальный Конгресс: Материалы.14-15 мая
2009 года. - СПб.: СПБГИПСР, 2009 -170 с.
57. Яковлева А.А. Ценностно-смысловые установки как фактор социальной интеграции инвалидов по зрению: автореф. дис. канд. психол. наук. Яковлева А.А., Рос. гос. пед. ун-т им. Герцена А.И.- Санкт-Петербург, 2009- 23 с.
58. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей инвалидов Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова Социологические исследования. - 2003. - № 5. -106 с.
Перечень ресурсов сети «Интернет»
59. ИнфоУрок - http://infourok.ru/soobschenie-na-temu-inklyuzivnoe
obrazovanie-obrazovanie-dlya-vseh-501842.html. (3.03.2016).
60. Консультант-плюс - www.consultant.ru. (9.03.2016).
61. Международный образовательный портал
http: //www. maam.ru/detskij sad/inklyuzij a-formirovanie-tolerantno go- otnoshenija-k-detjam-s-ovz.html. (10.03.2016).
62. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Инклюзивная
практика в дошкольном образовании -
325.nios.ru/DswMedia/uchebnikinklyuzivnayapraktikavdou(3.03.2016).
63. Сайт журнала «Педагогическая наука и образование» www.rspu.edu.ru
64. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/06/vozmozhnosti- inklyuzivnogo- -v-dou (5.04.2016 г.).
65. Статья «Инклюзия: Что на самом деле думают родители» http://www.istokaudio.com (3.02.2016 г.)
66. Статья «Что такое инклюзивное образование» www.ns.portal.ru (15.01.2016 г.).
67. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/kip/2011/n3/47997.shtml (Нарушения развития и инклюзия - Культурно-историческая психология - 2011. №3 (15.01.2016г.)