Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №97454

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Сущность понятия «инклюзивное образование» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование инклюзивного образования в
дошкольных образовательных организациях на территории Российской Федерации 14
1.3. Особенности подготовки воспитателей дошкольной образовательной организации к работе в условиях
инклюзивного образования 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 31
2.1. Изучение состояния работы по инклюзивному образованию в
дошкольной образовательной организации 31
2.2. Содержание деятельности воспитателя по организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной
организации 46
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 77


Актуальность темы нашего исследования обусловлена усилением в обществе гуманистических тенденций, признанием права лиц с ограниченными возможностями здоровья на совместное сосуществование с остальными членами социума и необходимостью индивидуального подхода в обучении не только к детям с ограниченными возможностями здоровья, но и к их нормально развивающимся сверстникам.
Поиск решения этой задачи привел к выработке единой стратегии развития образования, в основе которой лежит гуманистическая концепция, базирующаяся на безоговорочном признании человека как высшей ценности. В рамках данной концепции образование признается одной из важнейших жизненных ценностей, предпочтение отдается современным образовательным здоровьесберегающим технологиям, приоритетными становятся потребности и интересы развивающейся личности, которые удовлетворяются через личностно ориентированную технологию обучения и воспитания.
Одной из таких технологий является инклюзивное образование, которое в настоящее время внедряется в образовательные организации нашей страны. Особенности инклюзивного образования охарактеризованы в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) дошкольного образования [47] и в основных образовательных программах дошкольного образования, в которых специально выделен раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика» [35].
Анализ научной и методической литературы показал, что в последние годы специалисты все чаще стали обращать внимание на необходимость создания инклюзивной образовательной среды. Так, в трудах Н.Г. Кутеповой [25], Л.Е. Олтаржевской [34], Н.В. Соловьевой, О.С. Панферовой [40], Е.Г. Самарцевой [38], А.С. Сунцовой [43], Л.А. Шипилиной [52] и др. раскрываются особенности, принципы и подходы к созданию инклюзивной образовательной среды. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования освещены в работах Т.Г. Зубаревой [14], Н.Ю. Корнеевой [23], И.Н. Хафизуллиной [50] и др.
Несмотря на большое количество работ, посвященных инклюзивному образованию детей дошкольного возраста, проблема организации деятельности воспитателя в условиях инклюзивного образования еще недостаточно разработана в методике и практике дошкольного образования.
Сложилось противоречие между современными потребностями общества в качественном образовании и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья и традиционной системой дошкольного образования, в которой отсутствует научно обоснованное содержание деятельности воспитателя в условиях инклюзивного образования.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования, заключающуюся в теоретическом и практическом обосновании деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования - процесс инклюзивного образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - содержание деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность содержания деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «инклюзивное образование» в психолого-педагогической литературе;
2. Проанализировать нормативно-правовые документы, регулирующие процесс инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях на территории Российской Федерации;
3. Выявить особенности подготовки воспитателей дошкольной образовательной организации к работе в условиях инклюзивного образования;
4. Изучить состояние работы по инклюзивному образованию в конкретной дошкольной образовательной организации;
5. Разработать и внедрить в образовательную деятельность детского сада содержание деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования;
6. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические методы - анализ нормативных документов, психолого-педагогической и учебно-методической литературы, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические методы - анкетирование воспитателей, наблюдение за деятельностью детей, опрос родителей, методы математической и графической обработки полученных результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 102 г. Екатеринбурга. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 10 детей с ограниченными возможностями здоровья, 7 воспитателей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенное нами содержание деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования может быть успешно использовано воспитателями, педагогами, специалистами для образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных образовательных организаций.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (55 источников) и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование и его результаты позволяют сделать следующие выводы.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Суть инклюзивного образования состоит в следующем: акцентируется внимание на «проблемных» детях; обучение ведется по специальной коррекционно-развивающей программе (определенного вида); ребенок с ограниченными возможностями чувствует себя «равным» другим воспитанникам; предоставление качественного образования всем детям без исключения.
В Российской Федерации разработана и действует нормативно-законодательная база для осуществления инклюзивного образования.
Основной задачей дошкольной образовательной организации после введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стало совершенствование образовательной деятельности и развивающего эффекта образовательной среды при работе с детьми ограниченными возможностями здоровья путем организации для дошкольников этой категории:
1) предметно-пространственной развивающей образовательной среды, в том числе и ее коррекционно-развивающей направленности;
2) взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений - со взрослыми (педагогами, воспитателями, родителями) и сверстниками;
3) взаимодействия с другими детьми, развивающимися в норме;
4) использования современных педагогических программ (адаптивных и вариативных) и технологий коррекционно-развивающей направленности.
Понятно, что такое совершенствование образовательной деятельности дошкольной образовательной организации возможно только в том случае, если воспитатели готовы к работе в условиях инклюзивного образования.
Готовность воспитателей к реализации идей инклюзии - это планируемый результат подготовки, который включает формирование инклюзивной компетентности воспитателей по 3 компонентам - мотивационному, когнитивному и деятельностно-рефлексивному, проявляющимся в процессе решения профессиональных задач и преобразования профессиональной деятельности педагогов в условиях инклюзивного образования.
Результатом подготовки является формирование у воспитателей дошкольной образовательной организации готовности и способности:
- воспринимать инклюзию как ценность в своей профессиональной деятельности;
- уметь выявлять и знать психолого-педагогические особенности возрастного и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- уметь отбирать оптимальные методы, формы и способы организации инклюзивного образования;
- создавать предметно-пространственную среду коррекционно-развивающей направленности, эффективную для образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- осуществлять профессиональное самообразование по вопросам совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
В нашей работе проведено изучение состояния работы по инклюзивному образованию на базе МБДОУ - Детский сад комбинированного вида № 102 г. Екатеринбурга. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 10 детей с ограниченными возможностями здоровья, 7 воспитателей, 10 родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нами разработана программа изучения состояния работы по инклюзивному образованию в детском саду, которая включает задачи, методики и методы этого изучения. На начальном этапе работы это состояние признано неудовлетворительным. Причины этого: неготовность воспитателей к инклюзивному образованию, недостаточный уровень сформированности у них инклюзивной компетентности, дети с ограниченными возможностями здоровья овладевают образовательной программой на среднем уровне, неэффективность коррекционно-развивающей направленности предметно-пространственной среды групп детского сада, неудовлетворенность и неактивность родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нами разработано и внедрено в образовательную деятельность детского сада содержание деятельности воспитателя по организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. Оно включает 4 направления:
1. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в комбинированной группе.
2. Обогащение предметно-пространственной среды группы детского сада в плане ее коррекционно-развивающей направленности.
3. Взаимодействие с родителями.
4. Повышение инклюзивной компетентности воспитателей детского сада.
Результаты повторного изучения состояния работы по инклюзивному образованию в детском саду показали положительную динамику. Следовательно, разработанное нами содержание деятельности воспитателя по организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации является эффективным и результативным.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи полностью решены.



1. Атмахова, Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст] : дисс. канд. пед. наук / Л. Н. Атмахова. - Екатеринбург, 2006. - 177 с.
2. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды [Текст] : учеб, пособие / И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова. - М. : Экон-Информ, 2014. - 247 с.
3. Богинская, Ю. В. Инклюзивная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения и начальной школы: комплексный подход [Текст] / Ю. В. Богинская // Гумантарные науки. - 2015. - №4. - С.47-53
4. Буковцева, Н. И. Актуальные проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного (инклюзивного) образования [Текст] : материалы конференции «Социальная реабилитация и поддержка инвалидов в Германии» / Н. И. Буковцева. - Кёльн, 26-30 января 2010. - С. 24-29.
5. Возняк, И. В. Инклюзивное образование: как подготовить педагогов [Текст] / И. В. Возняк // Психолого-педагогический журнал гаудеамус. 2016. №1. - С. 37-41
6. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. М. : Смысл, 2014. 265 с.
8. Дакарские Рамки действий от 26-28 апреля 2000г. [Электронный
ресурс] // Организация Объединенных Наций : [сайт].
http://www.un.org/ru/index.html (дата обращения 31.01.2018).
9. Декларация прав умственно отсталых лиц [Электронный ресурс]: от 20 декабпя 1971 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Декларация социального прогресса и развития [Электронный ресурс]: 11 дек. 1969 г. [сайт] http://government.ru/ (дата обращения 31.01.2018).
11. Доступная среда [Электронный ресурс]: Государственная программа от 1 декабря 2015 №1297. [сайт] http://government.ru/ (дата обращения 31.01.2018).
12. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями [Текст] : учеб. пособие / Т. В. Егорова. Балашов : Николаев,
2012. 80 с.
13. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения [Текст] : пособие для вузов / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. - М. : Дрофа, 2012. - 286 с.
14. Зубарева, Т. Г. Компетентностно-ориентированное повышение квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды [Текст] : автореф. дисс... канд. пед. наук / Т. Г. Зубарева. - Курск, 2009. - 24 с.
15. Инклюзивное образование [Текст] / авт.-сост. Е. А. Оленева. - М. : Школьная книга, 2016. - Вып. 1. - 272 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ