ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Российскому экономическому и хозяйственному пространству свойственна большая неоднородность, и поэтому улучшение благоустройства города на основе проектной деятельности является одной из приоритетных задач. Создание благоприятных, отвечающих требованиям современного общества, является одним из важнейших направлений социально-экономической политики государства. В условиях финансового кризиса и пересмотра роли государства в регулировании экономики, вопрос внедрения проектного управления В сфере благоустройства муниципальной территории приобретает особую актуальность.
Благоустройство формируется сооружениями, их комплексами и относительно обособленными участками открытого пространства, которые во взаимосвязи образуют архитектурно-планировочную систему. Возведение, капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация, снос являются этапами жизненного цикла зданий и сооружений, и относятся к задачам строительства. Таким образом, муниципальные органы власти, наряду с объектами управления - относительно статичными элементами среды, такими как здания, сооружения, дороги, мосты, архитектурные комплексы, рекреационные зоны и другие, - имеют область управления в виде динамических процессов воздействия на объекты.
С ростом городов и повышением технологического уровня промышленности все более острой становится проблема благоустройства городских территорий и управления услугами благоустройства городского муниципального образования. Эта проблема требует тщательно взвешенных управленческих решений, связанных с планированием работы предприятий благоустройства и использованием территориальных ресурсов в рамках существующей социально-политической системы.
Значительный интерес приобретает теоретическое и эмпирическое исследование практики внедрения проектного управления на муниципальном уровне. Проектное управление обеспечит комплексное решение старых и приобретенных проблем на основе объединения усилий и ресурсов органов власти, бизнеса и населения для оптимального социально-экономического развития муниципального образования.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические основы реализации проектов управления в последнее время все чаще становятся объектом исследования ученых, так в изученных работах вопросы проблемы внедрения проектного управления в государственный и муниципальный сектор рассматривали такие ученые, как В.П. Авдеева, Д.А. Винник, С. Гофф, А.В. Дмитриев, О.А. Клименко, Л.У. Льюис, Е.А. Старкова и др.
Проблемы внедрения проектного управления на муниципальном уровне рассмотрены в работах Е.С. Арефьевой, В.П. Бабинцева, Л.А. Гафаровой, Р.И. Мельниковой, И.Э. Надуткиной, Г.Ф. Ушамирской, И.С. Шегаева и Е.С. Юдиной.
Технологии оценки эффективности проектов в сфере государственного и муниципального управления исследованы в публикациях А.С. Богдановой, О.Б. Ергодоевой, В.А. Иванова, Е.С. Кузнецова, М.А. Кушнер, A. С. Пономарева.
Таким образом, анализ актуальности темы и представление об уровне ее разработанности в научной литературе позволяет сформулировать основную проблему исследования.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью внедрения проектного управления городской средой и недостаточной эффективностью разработки проектов в сфере благоустройства обозначенной муниципальной территории.
Объект исследования - проектная деятельность в условиях муниципального образования.
Предмет - технологии разработки и реализации проектов в сфере благоустройства муниципальной территории в городе Белгороде.
Цель - заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию эффективности организации проектной деятельности в сфере благоустройства й территории в городе Белгороде.
Указанная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы организации проектной деятельности в сфере благоустройства территории;
- провести анализ практики разработки и реализации проектов в сфере благоустройства территории г. Белгороде;
- предложить направления для повышения эффективности разработки и реализации проектов в сфере благоустройства территории г. Белгороде.
Теоретическую и методическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области управления проектами (Л. Гэддис, Т. М. Дридзе), а также работы авторов, характеризующие развитие муниципального управления на современном этапе.
При написании дипломного проекта применялись методы эмпирического и теоретического исследования, включая методы структурно - функционального и системного анализа.
Эмпирическая база исследования составили статистические данные, опубликованные в средствах массовой информации. Эмпирическая база основывается на анализе деятельности органов муниципальной власти в Российской Федерации и ее субъектах, в условиях проведения мероприятий административной реформы.
Нормативно-правовую базу исследования составили:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральные нормативные правовые акты.
3. Нормативные правовые акты Белгородской области и г. Белгорода.
Практическая значимость дипломной работы состоит в разработке и обосновании практических рекомендаций по совершенствованию проектного управления в сфере благоустройства территории г. Белгороде, разработан проект.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников литературы.
Разработка и реализация проектов в сфере благоустройства на муниципальном уровне должна учитывать разделение объектов благоустройства к разным сферам согласно общероссийскому классификатору, а также задачи территориального планирования, которое направлено на создание особых условий для продолжительного социально-экономического развития.
Управление проектами - самостоятельная область научного знания, проект в сфере благоустройства рассматривается как процесс зарождения, формирования и реализации идеи, направленной на решение определенной проблемы и ее реализация в практической деятельности при формировании городской среды.
Организация управления проектами в условиях муниципального образования имеет сложности как объективного, так и субъективного порядка. В процессе профессионального применения управления проектами в органах государственной власти Российской Федерации требуется координация работ многих государственных служащих (специалистов), зачастую не имеющих опыта совместной работы.
Основные проекты в сфере благоустройства реализуются согласно Муниципальной программе «Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода на 2015 - 2020 годы», а также в рамках подпрограммы «Благоустройство территории городского округа», которые определяют приоритетные направления.
Отсутствие площадки для взаимодействия муниципальной власти, общественного сектора и бизнеса в сфере управления проектами, существенно затрудняет общественную инициативу в сфере благоустройства.
Выделение велодорожной инфраструктуры как части благоустройства, может решить не только транспортные проблемы города, но и создаст благоприятную социальную среду, сократит расходы на медицину, увеличит продолжительность жизни и работоспособный возраст, позволит развивать туризм, выгодно с позиционирует город как экологически чистую среду обитания.
Среди направлений повышения эффективности организации проектной деятельности в сфере благоустройства территории в городе Белгороде, можно выделить велоинфраструктуру, которая выступает в качестве катализатора и элемента развития городских территорий.
Масштабность, сложность и многообразие аспектов и структур при управлении сферой благоустройства требует внедрения проектного управления так как позволяет не только выбрать конкретный и измеряемый проект, но определить наиболее эффективный проект в этой сфере.
Реализация проекта «Белгородская Велосфера» позволит не только систематизировать и упорядочить общественную инициативу, но и выделить направления повышения эффективности организации проектной деятельности в сфере благоустройства территории в городе Белгороде.
1. Гражданский Кодекс РФ Ч. I, II. от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. 09.02.2009 №7-ФЗ) // Российская газета. - 2009. - 13 февраля.
2. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Постановление правительства Белгородской обл. от 31.08.2009 N 295-пп (ред. от 04.05.2010) «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Белгородской области, их формирования, реализации и оценки эффективности» (ред. от 04.05.2010) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
4. Авдеева, В.П., Винник Д.А. Конституционные основы реализации приоритетных национальных проектов [Текст] / В.П. Авдеева, Винник Д.А // Вестник ТюмГУ. - 2010. - № 2. - С. 244-250.
5. Алисова, Л.Н., Аносова В.В. Местное самоуправление и гражданское общество: проблемы взаимодействия [Текст] / Л.Н. Алисова,
B. В. Аносова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 1. -
C. 72-75.
6. Арефьев, Е.С. Муниципальная власть и реализация приоритетных национальных проектов [Текст] / Е.С. Арефьев // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых. - 2008. - № 7. - С. 98-100.
7. Бабинцев, В.П. Теоретические основы управления проектами социально-экономического развития крупного города [Текст] / В.П. Бабинцев, В.А. Сапрыка, Г.Ф. Ушамирская// Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2009. - № 1. - С. 114¬120.
8. Белых, И.В. Опыт муниципальных образований Москвы в реализации социальных проектов [Текст] / И.В. Белых // Муниципальная академия. - 2012. - № 1. - С. 8-9.
9. Булах, Т.Н., Гончарова Н.И. Управление сферой жилищно-коммунального хозяйства на селе: проблемы и пути преодоления [Текст] / Т.Н. Булах, Н.И. Гончарова // Проблемы экономики. - 2013. - № 1. - С. 68-73.
10. Верзух, Э. Управление проектами: ускоренный курс по программе МВА [Текст] / Э.Верзух. - М.: Диалектика, 2010 г. - 480 с.
11. Власова, Н.Ю., Кудрин О.Е. Реализация национальных проектов на муниципальном уровне [Текст] / Н.Ю. Власова, О.Е. Кудрин // Экономика региона. - 2008. - № 2. - С. 215-231.
12. Гафарова, Л.А. Социальное проектирование как основа формирования новой муниципальной управленческой парадигмы [Текст] / Л.А. Гафарова // Вестник ЧелГУ. - 2014. - № 11. - С. 108-115.
13. Гончаренко, П.В., Рамбаусик В.Л. Управление проектами в органах исполнительной власти Белгородской области [Текст] / П.В. Гончаренко, В.Л. Рамбаусик. - Белгород: Изд-во «ПОЛИТЕРРА», 2010. - 66 с.
14. Гончаров, И.Г. Интеграция велотранспорта в городскую среду [Текст] / И.Г. Гончаров // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2009. - № 2. - С. 422-425.
15. Гофф, С., Льюис Л.У. Управление рисками проектов развития в государственном секторе [Текст] / С. Гофф, Л.У. Льюис // Управление проектами и программами. - 2009. - № 2. - С. 154-162.
16. Данилов, Р.В. Роль муниципального управления в реализации социальных проектов в сфере профессионального образования [Текст] / Р.В. Данилов // Муниципальная академия. - 2012. - № 2. - С. 51-53.
17. Демина Л.С. Физкультурно-оздоровительная компонента в организации детского летнего отдыха по месту жительства [Текст] / Л.С. Демина, Л.Г. Смышляева // Вестник ТГПУ. - 2014. - № 1. - С. 146-150.
18. Дмитриев, А.В. Методика внедрения проектного подхода в
управление социальным развитием российских регионов [Текст] /
A. В. Дмитриев // Науковедение. - 2013. - № 1. - С. 25-27.
19. Елесина, М.В. Зарубежный опыт управления реализацией проектов государственночастного партнерства на муниципальном уровне [Текст] / Елесина М.В., Рашкеева И.В., Петрова Д.Е. // Вестник Академии. - 2014. - № 3. - С. 126-131.
20. Ергодоев, О.Б. О Подходах к оценке эффективности инвестиционных проектов развития социального сектора муниципальной экономики [Текст] / О.Б. Ергодоев // Известия ИГЭА. - 2010. - № 4. - C. 71¬74.
21. Иванов, В.А., Пономарева А.С. Оценка инновационно - инвестиционных проектов развития муниципального образования северного региона [Текст] / В.А. Иванов, А.С. Пономарева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 3. - С. 155¬166.
22. Иванов, В.Н., Патрушев. В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления [Текст] / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. - М.: Изд-во «Экономика»: 2008. - 328 с.
23. Иванова, В.Н. Технология муниципального управления [Текст] /
B. Н. Иванова, Ю.Н. Гузов, Т.И. Безнадежных. - М. : Наука, 2005. - 364с.
24. Каменев, Н.А. Типология локальных общественных благ [Текст] / Н.А. Каменев // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2011. - № 2. - С. 22-26.
25. Капилевич, Л.В., Карвунис Ю.А. Рекреационно-оздоровительный и экскурсионный потенциал велосипедных городских прогулок [Текст] / Л.В. Капилевич, Ю.А. Карвунис // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2013. - № 370. - С.140¬143.
26. Кендалл, И. Современные методы управления портфелями проектов и офис управления проектами [Текст] / И. Кендалл, К. Роллинз. - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2009. - 189 с.
27. Клименко, О.А. Управление комплексными проектами: история вопроса, проблемы и подходы [Текст] / О.А. Клименко // Научные исследования и разработки. Российский журнал управления проектами. - 2014. - № 3. - С. 4-13.
28. Козлов, А.С. Руководство управления проектами: как
руководителям организации контролировать и направлять проектную деятельность [Текст] / А.С. Козлов, Н.Н. Гаврилов, А.А. Матвеев. - М.: Изд- во «Наука», 2011. - 68 с.
29. Кузнецова, Е.С. Оценка эффективности проектов в сфере государственного и муниципального управления [Текст] / Е.С. Кузнецова,
A. С. Богданова // Вестник МГТУ. - 2012. - № 1. - С. 195-198.
30. Кузьменко, В.Н., Полховская А.С., Ермакова Н.С. Повышение безопасности дорожного движения на пешеходном переходе с учетом пешеходного и велосипедного движения [Текст] / В.Н. Кузьменко, А.С. Полховская, Н.С. Ермакова // СПТКР. - 2013. - № 4. - С. 28-36.
31. Кузьмин, Е.А. Реализация проектов государственно-частного партнерства в муниципальных образованиях [Текст] / Е.А. Кузьмин // Современные технологии управления. - 2013. - № 12. - С. 17-27.
32. Кушнер, М.А. Комплексная методика оценки эффективности проектного управления развитием [Текст] / М.А. Кушнер // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. - 2011. - № 2. - С.63-71.
33. Либерзон, В.И. Основы управления проектами [Текст] /
B. И. Либерзон. - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2008. - 284 с.
34. Мазура, И.И. Управление проектами [Текст] / И.И. Мазура, В.Д. Шапиро. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. - 960 с.
35. Матвеев, А.А. Модели и методы оперативного управления портфелем проектов [Текст] / А.А.Матвеев, Д.А.Новиков // «Современные сложные системы управления». - 2005. - № 3. - С. 128 -135.
36. Мельникова, Р.И. Кадровый резерв на муниципальной службе:
проектный подход к формированию [Текст] / Р.И. Мельникова, И.Э. Надуткина // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия.
Социология. Право. - 2014. - №22 (193) - С.19-23.
37. Милькина, И.В. Методический подход к разработке инновационной стратегии муниципального образования. / И.В. Милькина // Вестник университета. Серия «Государственное и муниципальное управление». - 2006. - № 2. - С. 12-18.
38. Митрофанова, И.В. Программно-целевой подход к управлению
территорией: анализ современного отечественного опыта /
И.В. Митрофанова // Региональная экономика: теория и практика. - 2006. - № 6. - С. 32 - 38.
39. Молчанова, Н.П. Программно-целевой подход в управлении развитием федеральных округов и субъектов Российской Федерации [Текст] / Н.П. Молчанова. - М.: Издательство «МАКС Пресс», 2011. - 340 с.
40. Ореховский, П.А. Моделирование, прогнозирование и планирование развития муниципального образования / П.А Ореховский // Муниципальная экономика. - 2011. - № 4. - С. 24-31.
41. Пехова, Н.Ю. Стандарты качества управления муниципальными проектами [Текст] / Н.Ю. Пехова// Социология власти. - 2011. -№ 6. - С. 122-129.
42. Попов, Ю. И. Управление проектами в современной России [Текст] / Ю. И. Попов, О. В. Яковенко. - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2008. - 208с.
43. Пригода, Л.В. Обеспечение финансовой устойчивости муниципалитетов посредством управления нематериальными активами [Текст] / Л.В. Пригода // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2009. - № 1. - С.63-69.
44. Разу, М.Л. Управление программами и пректами [Текст] / М.Л. Разу, В.И. Воропаев, Ю.В. Якутин. - М.: Изд-во «Инфра-М», 2000. - 364 с.
45. Решке, Х. Мир управления проектами [Текст] / Х. Решке, Х. Шемми. - М.: Изд-во «Аланс», 2003. - 304 с.
46. Сачков, Д.И. Модернизация системы управления на уровне муниципалитетов // Известия ИГЭА . - 2009. - № 2. - С.101-105.
47. Селезнева, А.И., Горбунова В.С. Проблемы транспортной инфраструктуры в планировке современных городов и пути их решения [Текст] / А.И. Селезнева, В.С. Горбунова // ПНиО. - 2013. - № 6. - С. 195¬199.
48. Старкова, Е.А. Проблемы реализации приоритетного национального проекта «Образование» [Текст] / Е.А. Старкова // Science Time. - 2014. - № 11. - С.356-359.
49. Стенина, Т.Л. Социальное проектирование в контексте реализации молодежной политики на региональном уровне [Текст] / Т.Л. Стенина // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 24. - С. 126-131.
50. Суровицкая, А.В. Досуг провинциальной молодежи как аспект муниципальной молодежной политики [Текст] / А.В. Суровицкая // Власть. - 2010. - № 12. - С. 70-73.
51. Тысячная, О.А. Велопрактики Санкт-Петербурга: от формы досуга к новому способу освоения городского пространства [Текст] / О.А. Тысячная // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 4. - С.84-86.
52. Тысячная, О.А. Велопрактики Санкт-Петербурга: от формы досуга к новому способу освоения городского пространства [Текст] / О.А. Тысячная // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 4. - С. 84-86.
53. Фахрутдинова, Е.В. Вопросы теории управления проектами [Текст] / Е.В. Фахрутдинова // Экономические науки. - 2009. - № 2. - С. 134-138.
54. Шевченко, О.С. Механизмы реализации проектов муниципально-частного партнерства [Текст] / О.С. Шевченко // Науковедение. - 2014. - № 3. - С.85.
55. Шегаев, И.С. О Новой проблеме муниципальных служб: реализация пилотного проекта [Текст] / И.С. Шегаев// Мир современной науки. - 2013. - № 3. - С. 72-75.
56. Юдина, Е.С. Внедрение проектного управления в органах исполнительной власти [Текст] / Е.С. Юдина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 3. - С. 177-181.
57. Юрасов, И.А., Горячев И.Н. Мониторинг социальной эффективности управления муниципалитетом [Текст] / И.А. Юрасов, И.Н. Горячев // Власть. - 2012. - № 5. - С. 102-105.