Введение
1. Научно-методические и теоретические основы организации элективных
курсов на этапе предпрофильного обучения 7
1.1 Содержание и организационно-методические основы предпрофильной
подготовки 7
1.2 Понятие элективных курсов, их цели и требования к ним 9
1.3 Основные требования к отбору задач для занятий элективного курса ..
2. Разработка содержания элективного курса по математике «Последовательности и прогрессии» 16
2.1 Разработка программы элективного курса «Последовательности и
прогрессии» 16
2.2 Разработка занятий элективного курса по математике
«Последовательности и прогрессии» 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
Приложение А 56
Приложение В 59
Актуальность исследования. В Федеральных государственных стандартах основного общего образования в результатах освоения основной образовательной программы по математике предусматривается как изучение основных математически объектов: чисел, геометрических фигур,
алгебраических и аналитических моделей, так и «формирование представлений о математике как о способе познания окружающей действительности, которая позволяет описывать и исследовать реальные процессы и явления» [1]. Осуществить на практике эту идею представляется возможным, как во время уроков по математике, так и во время элективных курсов, которые помогут изучить историю появления основополагающих математических теорий, вклад ученых в развитие математической науки, углубить знания, которые были приобретены на уроках.
Такая тема как «Числовые последовательности» зародилась в давние времена, а некоторые задачи, связанные с последовательностями, возникли еще в глубокой древности. Само понятие ассоциируется с именами многих именитых ученых, которые уделили этой теме особое внимание и внесли огромный вклад в становление математической науки, таких как: Архимед, Эйлер Л., Эратосфен, Кардано Д., Бернулли Я., Пизанский Л., Маркушевич А. И., Люка Э. и др.
По результатам ОГЭ можно судить, что тема прогрессии является довольно сложной для усвоения учащимися. По нашему мнению, на занятиях элективного курса «Последовательности и прогрессии» основной целью будет: познакомить учащихся с двумя видами прогрессий, некоторыми известными последовательностями, при этом с максимальной опорой как на математический, так и на исторический материал.
Анализируя различную математическую литературу по данной теме, мы рассмотрели понятие числовой последовательности, способы задания числовых последовательностей, свойства числовых последовательностей, определение арифметической и геометрической прогрессий, их свойства, формулы общего члена и суммы nпервых членов арифметической и геометрической прогрессий; определение бесконечно убывающей геометрической прогрессии и формула суммы ее членов. Анализ учебно-методической литературы показывает, что теоретический материал во всех рассмотренных учебниках изложен почти идентично, но объем исторического материала в учебниках очень мал, либо он совсем отсутствует.
Можно предположить, что более подробное освещение данной темы возможно осуществить на занятиях элективного курса. На котором за счет использования исторического материала, решения нестандартных и древних задач на прогрессии повыситься интерес к предмету, а также позволит дополнительно подготовить учащихся к ОГЭ.
Стоит учесть, при разработке элективного курса опыт авторов посвятивших данной проблеме не мало работ, таких как: Шварцбурд С.И., Амосов Н.В., Семенов Е.Е., Саламатова Т.И., Поздняков И.И., Ермак Е.А., Шарыгин И.Ф.и др.
В школьном курсе основной школы ключевое внимание в теме «Числовые последовательности» уделяется изучению элементарных числовых последовательностей, а именно арифметическим и геометрическим прогрессиям. Также в текстах заданий основного государственного экзамена можно встретить задачи, относящиеся к разделу «Арифметические и геометрические прогрессии». Стоит отметить, что задачи по теме «Числовые последовательности и прогрессии» могут быть хорошим базовым этапом перед освоением дифференциального и интегрального исчисления. Всё выше описанное подтверждает, что выбранная тема исследования актуальна.
Объектом исследования является процесс изучения прогрессий и последовательностей на занятиях элективного курса «Последовательности и прогрессии».
Предметом исследования - методика разработки элективного курса по математике «Последовательности и прогрессии».
Цель работы заключается в разработке содержания элективного курса «Последовательности и прогрессии» для 9 класса.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть определение предпрофильного обучения на ступени основного общего образования;
2. Рассмотреть определение элективных курсов, их цели, виды, задачи, а также требования, предъявляемые к элективным курсам по математике;
3. Проанализировать основные учебники по алгебре 9 класса, изучить насколько в них освещены темы «Числовые последовательности» и «Прогрессии»;
4. Разработать программу элективного курса по математике «Последовательности и прогрессии»;
5. Разработать систему занятий элективного курса с теоретическими и практическими материалами.
Методы исследования были применены следующие: анализ математической, учебно-методической, научно-популярной литературы, изучение нормативных документов, изучение и обобщение опыта работы учителей; разработка методических материалов.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
В первой главе представлен анализ методической и научной литературы по теме исследования; раскрыта сущность предпрофильной подготовки в 9 классе; дано определение элективных курсов, а также его функции, задачи; раскрыты основные требования, предъявляемые к разработке элективного курса; принципы отбора задач к элективному курсу.
Во второй главе описывается содержание разработанной программы элективного курса, представлены конспекты занятий элективного курса «Последовательности и прогрессии».
Тема «Прогрессии» и «Числовые последовательности» изучается в курсе алгебры 9 класса, а также задачи по этим темам содержаться в материалах общего государственного экзамена. И чтобы углубить и закрепить материал, пройденный во время уроков, научиться уверенно решать, как стандартные, так и нестандартные задачи, помочь в подготовке к ОГЭ, учащимся может быть предложен элективный курс по математике «Последовательности и прогрессии», в качестве курса по выбору на этапе предпрофильного обучения.
Каждое занятие элективного курса было тщательно проработано и продумано. Новым темам предшествует исторический материал, рассказ о знаменитой последовательности Фибоначчи, который вызовет интерес у учащихся к данной теме, а возможно и к предмету в целом.
Разработан тренажер по арифметическим прогрессиям, который научит быстро решать задания по арифметическим прогрессиям, умело пользоваться формулами. В качестве одной из тем предлагается тема «Задачи на сложные проценты» связанная с геометрическими прогрессиями. Эта тема позволит учащимся на практике увидеть зачем нужны прогрессии и как их можно использовать на практике, а также с такого рода задачами школьники могут столкнуться при сдаче ЕГЭ в 11 классе.
Сформированы задания для итоговой контрольной работы, результаты которой покажут, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.
Особое внимание было уделено заданиям ОГЭ. Были подобраны тесты с материалами из ОГЭ прошлых лет. Тесты закрытого типа: учащийся должен выбрать из предложенных ответов, так и открытого типа: ученик сам находит ответ и записывает его. Это позволит научится решать одно из сложных заданий экзамена. А значит элективный курс будет иметь практическую значимость.
Таким образом цель и задачи, сформулированные в данной выпускной квалификационной работе, были достигнуты.
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897)
2. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования Министерство образования Российской Федерации. Приказ от 18 июля 2002 года № 2783.
3. Азиев Н. Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии», 9 кл. // Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете Первое сентября. 2004. № 23. - С. 14-17.
4. Виноградова, Л. В. Методика преподавания математики в средней школе: Учеб. пособие / Л. В. Виноградова. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. - 252 с.
5. Зубрилин А.А. О некоторых проблемах внедрения элективных
курсов/ Педагогика. - 2007. - № 7. - С. 32 — 34
6. Инютина Е.В., Симонов А.С. Геометрическая прогрессия в экономике // Математика в школе: научно-теоретический и методический журнал. 2010. № 5. - М.: ООО Школьная пресса. - С. 18-21.
7. Балаян Э.Н.: Справочник по математике для подготовки к ОГЭ и ГИА; М.: изд. «Просвещение»,2016. - 52 с.
8. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /под ред. С.А. Теляковского. -21-е изд.- М.: Просвещение, 2014. - 271с.
9. Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики: Кн. для учителя / С.Г. Манвелов. - М.: Просвещение, 2002. - 175 с.
10. Мерзляк А.Г. Алгебра: 9 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович и др.- М.: Вентана-Граф, 2017. - 128 с.
11. Мерзляк А.Г. Алгебра: 9 класс: самостоятельные и контрольные работы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович и др.- М.: Вентана-Граф, 2018. - 80 с.
12. Мещеряков Г.П. Нестандартные задачи на прогрессии // Математика в школе: научно-теоретический и методический журнал. 1998. №
6. - М.: ООО Школьная пресса. - С. 47-49.
13. Никольский С.М. Алгебра и начала математического анализа / С.М. Никольский. -М.: Просвещение, 2009. - 464 с.
14. Рязановский А.Р., Мухин Д.Г.: Математика 9 класс Основной государственный экзамен. Сборник экзаменационных тестов 15 типовых вариантов. Ответы. -М. изд. «Экзамен»,2016. - 97 с.
15. Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев. - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.
16. Семенов А.В., Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Захаров П.И.; ОГЭ 2017. Математика. 9 класс. Комплекс материалов для подготовки учащихся - М.; изд. «Интеллект- Центр»,2016. -129 с.
17. Семенов А.Я., Ященко И.В. 3000 задач с ответами по математике/ М.: изд. «Просвещение»,2016. - 147 с.
18. Шабанова М.В. Элективные математические курсы: Учебное пособие / Шабанова М.В., Безумова О.Л., Котова С.Н., Минькина Е.З., Попов И.Н.; Поморский гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: Поморский университет, 2005. - 315 с.
19. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 10 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1989. - 352 с.
20. Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.В., Захаров П.И.; ОГЭ 2017. Математика. 9 класс, 10 вариантов. Типовые тестовые задания (в новой форме) - М.; изд. «Просвещение» ,2016. - 250 с.