Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Работа №43871

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
522
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития графической культуры учащихся 7
1.1. Графическая культура обучаемых: структура, содержание,
особенности 7
1.2. Проблема развития графической культуры в научно-педагогической литературе 12
Выводы по главе 1 16
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию графической культуры учащихся на уроках информатики 18
2.1. Система заданий для лабораторного практикума по информатике, способствующая развитию графической культуры учащихся 18
2.2. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы в старших классах общеобразовательной школы 28
Выводы по главе 2 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Сегодня, в эпоху технического прогресса и компьютеризации, информационные технологии имеют большое значение, и их роль трудно переоценить. Компьютеры, гаджеты и интернет являются неотъемлемой частью жизни каждого человека, информационные системы затрагивают не только взрослых, но и детей. С раннего возраста они окружены огромным количеством информации, которой они не могут должным образом распоряжаться в силу своего возраста. Поэтому следует уделять внимание обучению информационным навыкам молодого поколения. Речь идет о способности самостоятельных исследований, анализа, передачи и обработки информации, рационального использования коммуникативных информационных технологий современного мира.
Как известно, информация может быть представлена в различных формах: вербальная, звуковая и визуальная или графическая. Каждая из форм дополняет друг друга и является неотъемлемой частью образования.
Тем не менее, хотелось бы акцентировать внимание именно на графических изображениях. Они характеризуются символичностью, образностью, компактностью, относительной легкостью прочтения, именно эти свойства и определяют их повсеместное и расширенное использование. Рисунки, картинки, иллюстрации в книгах — всё это элементы художественной графики, помогающие лучшему восприятию прочитанного. Буквы, цифры, пиктограммы, дорожные знаки, рекламные вывески — это тоже графические изображения. Графики, чертежи, диаграммы, визуализированные модели дают нам те данные, без которых было бы невозможно решить огромное количество задач в различных областях: математика, информатика, архитектура, физика, химия,
биология, анатомия и это еще не полный перечень областей.
В исследованиях И.С. Якиманской доказано, что чем более абстрактна информация, подлежащая усвоению, тем больше требуется опоры на наглядные формы ее отображения. «Именно наглядно-образная
форма представления информации позволяет одномоментно или последовательно продемонстрировать разные элементы объекта, ситуации, процесса в их взаимосвязи и тем самым способствовать лучшему и более скорому пониманию. Визуализирование данных, чтение, обработка и создание изображений, использование пространственного мышления - важнейшие компоненты графической культуры, которая в свою очередь, является частью информационной компетентности личности» [30].
В концепции структуры и содержания 12-летнего образования по черчению и графике графическая культура определяется, как совокупность знаний о графических методах, средствах, правилах отображения и чтения информации, ее сохранения, передачи, преобразования и использования в различных областях жизнедеятельности человека: науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике, общественных сферах жизни общества. Также под данным определением в рамках черчения понимают совокупность графических умений, позволяющих фиксировать и генерировать результаты репродуктивной и творческой деятельности.
Как отмечается в педагогической энциклопедии: «Графическая культура — это совокупность элементов обучения, направленных на выработку у учащихся умения создавать и читать различные графические изображения, переходить от объектов и процессов разного рода к их графическим изображениям и от графических изображений к объектам и процессам».
Таким образом, графическую культуру можно обозначить как совокупность знаний, умений, навыков чтения, создания и преобразования графических изображений, а также объектов.
На сегодняшний день основной проблемой графической грамоты в школе является недостаточное количество времени, уделяемого данному аспекту. Большая часть школьных программ упразднили такой предмет как черчение, где наиболее полно происходило изучение и развитие графической культуры. Единственным предметом, где графика занимает отдельные часы для усвоения осталась информатика.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: Развитие графической культуры учащихся в процессе изучения информатики.
Объект исследования: процесс изучения информатики.
Предмет исследования: развитие графической культуры учащихся на уроках информатики.
Цель исследования заключается в выявлении уровня сформированности графической культуры учащихся, разработке лабораторного практикума по одному из разделов информатики, направленного на развитие графической культуры обучаемых, в частности, с использованием программ графического дизайна.
Гипотеза исследования заключается в том, что разработанный лабораторный практикум по информатике с элементами использования компьютерных графических редакторов повысит уровень графической культуры учащихся.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Определить роль графической культуры в современном образовательном процессе.
2. Проанализировать российские и зарубежные диагностические методики, направленные на выявление уровня развития графической культуры учащихся, а также компьютерные графические программы для использования на уроках информатики.
3. Разработать лабораторный практикум для учащихся 10 классов, направленный на повышение уровня графической культуры обучаемых.
4. Апробировать разработанный лабораторный практикум на уроках информатики, выявить динамику развития графической культуры учащихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили важнейшие положения теории учебной деятельности и деятельностного подхода в обучении (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин и др.); теории активизации познавательной деятельности обучаемых (Л.П. Аристова, М.А. Данилов, Б.П. Есипов,
П.И. Пидкасистый, Г.И. Щукина и др.); методологии и методики обучения информатики в школе (М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Л.Л. Босова, А.Ю. Босова и др.); концепции информатизации образования (А.П. Ершов, Л.П. Мартиросян, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт, В.Ф. Шолохович и др.).
Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс исследовательских методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:
* теоретические: анализ литературы по изучаемой проблеме; логико-педагогический анализ образовательных стандартов; методы статистического анализа экспериментальных данных; теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы;
* эмпирические: педагогическое наблюдение; анкетирование;
тестирование; педагогический эксперимент.
Экспериментальной базой исследования выступили 10«А» и 10«Б» классы МБОУ «Гимназия №96» Вахитовского района г. Казани.
Практическая значимость исследования: разработанный
лабораторный практикум может быть эффективно использован в процессе обучения информатике в общеобразовательных школах как на уровне базового изучения дисциплины, так и в рамках углубленного изучения курса информатики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выпускная квалификационная работа посвящена развитию графической культуры учащихся путем создания и использования лабораторного компьютерного практикума по графическому редактору CorelDRAW на основе современного программного обеспечения и в соответствии с требования федеральных государственных стандартов обучения.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1) Обобщена научно-методическая литература по проблемам развития графической культуры.
2) Выявлены методические особенности и специфика проведения учебно-воспитательной деятельности практикумов, отражающих современные требования учебного процесса;
3) Систематизированы теоретические знания о работе в графическом редакторе CorelDRAW X7 и распределены по темам;
4) Разработаны задачи графического редактора CorelDRAW и разработаны рекомендации по их выполнению;
5) Разработан дистанционный курс «Графический векторный редактор CorelDRAW»
6) Проведена апробация заданий в Гимназии №96 г. Казани.
Таким образом, основным результатом работы стало развитие графической культуры студентов с помощью серии гибких упражнений, легко модифицируемых, систематизированных по предмету, уровню сложности и задачам. Благодаря чему обучение теме «Работа с векторной графикой в среде графического редактора CorelDRAW» обеспечено универсальным многоцелевым сборником упражнений, который может быть использован как на уровне основного курса информатики в ходе уроков, а также
дополнительных элективных занятий, для развития графической культуры у школьников.
Также был разработан дистанционный курс «Редактор векторной графики CorelDRAW». Он содержит введение в курс, пояснения к каждому заданию с картинками, а также возможность загрузки вашей работы, для проверки преподавателем и обратно.
Можно утверждать, что все задачи, представленные на семинаре по графическому редактору CorelDRAW, будут востребованы современными образовательными учреждениями. В будущем функции семинара могут быть расширены за счет добавления новых упражнений или использования сложных задач.


1. Арнольдов Н.А Личностно-ориентированное обучение в школе /
Н.А. Арнольдов - Ростов н/Д. : Феникс, 2006 - 332 с.
2. Бенигин Е.Н Университетский физический практикум - новый подход / Е.Н. Бенигин, Б.С. Дмитриев - СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2003 - 199 с.
3. Беспалько В.П Природосообразная педагогика / В.П. Беспалько- М. : Народное образование, 2008 - 512 с.
4. Воронцов В.Н Методические подходы к проектированию современного лабораторного практикума / В.Н. Воронцов, О.В. Денисов - СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2003 - 229 с.
5. Г ольдин Л.Л Руководство к лабораторным занятиям по физике / Л.Л.Гольдин, Ф.Ф.Игошин, С.М. Козел. - М. : Наука, 1973 - 688 с.
6. Догадин Н.Б Основы радиотехники / Н.Б. Догадин - М. : Лань, 2007 - 272 с.
7. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс : учеб. пособие / И.А. Зимняя - М. : Логос ; 2008. - 383 с.
8. Зворыкин И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие / Л.А. Залогова. - М. : БИНОМ ; Лаборатория знаний, 2005. - 212 с.
9. Каган Э.М. Разработка средств контроля учебной деятельности : метод. рекомендации / Э.М. Каган, М.В. Ильин, Н.Н. Сикорская. - Минск : РИПО, 2005. - 48 с.
10. Константинов А.В. Компьютерная графика: конспект лекций: учеб. пособие / А.В. Константинов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 224с.
11. Комолова Н.В. Самоучитель CorelDRAW X7: учеб. пособие / Н.В. Комолова. - СПб: «БХВ-Петербург», 2015. - 352 с.
12. Ковалева.А. Основы работы в CorelDraw : учеб. пособие / А. Ковалева. - СПб. : ОРТ-СПб, 2015. - 15 с.
13. Куприянов Н.И. Рисуем на компьютере: Word, Photoshop, CorelDRAW, Flash. : учеб. пособие / Н.И. Куприянов. - СПб: Питер, 2005. - 128 с.
14. Лагунова, М. В. Графическая культура инженера : (Основы теории) : Монография / М. В. Лагунова; М-во образования Рос. Федерации. Волж. гос. инженер.-пед. ин-т. - Н. Новгород : Изд-во ВГИПА, 2014. - 251 с.
15. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики : учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Р. Семакин, Е.К. Хеннер ; под ред. М.П. Лапчика. - М. : Академия, 2001. - 624 с.
16. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики : учеб. пособие / В.В. Малев. - Воронеж : АСТ, 2005. - 271 с.
17. Микшина В.С. Лабораторный практикум по информатике : учеб. пособие для вузов / В.С. Микшина, Г.А. Еремеева, Н.Б. Назина и др. ; под ред. В.А. Острейковского. - М. : Высшая школа, 2003. - 376 с.
18. Миронов, Д. Ф. CorelDRAW 13: учеб. пособие / Д. Ф. Миронов - СПб.: Питер, 2006. - 397с.
19. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие / Е.В. Михеева. - М.: Издательский центр «Академии», 2005. - 256с.
20. Перемитина Т. О. Компьютерная графика : учебное пособие / Т.О. Перемитина. — Томск : Эль Контент, 2012. - 144 с.
21. Петров, М. Н. Компьютерная графика: Учебник для студ. вузов / М.Н. Петров, В.П. Молочков. - СПб: Питер, 2002. - 736 с.
22. Половина, И.П. Компьютерная графика : метод. пособие / И.П.Половина. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2009. - 75 с.
23. Селезнева С.А. Компьютерная графика: практикум / С.А. Селезнева, Г.А. Волкова. - Пенза : РИО ПГСХА, 2014. - 94 с.
24. Сергеев А.П. CorelDRAW. Основы компьютерной графики. Adobe Photoshop и CorelDRAW - два в одном. Самоучитель: учеб. пособие / А.П. Сергеев, С.В. Кущенко. - М: Вильямс, 2007. - 544 с.
25. Смирнов В.В. Личностно-ориентированное образование : учеб. пособие / В.В. Смирнов - М: Логос, 1999. - 272 с.
26. Симонович С. В. Информатика. Базовый курс / С. В. Симонович,
Г.А. Евсеев, В. И. Мураховский, С. И. Бобровский; под ред. С.В. Симоновича. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2005. - 640 с.
27. Светозаров В.В. Опыт экспериментально-теоретических занятий и проблема высокого качества фундаментального образования / В.В. Светозаров, Ю.В. Светозаров // Физическое образование в вузах. - 1998. - №4. - С.30 -35.
28. Федорова А.В. CorelDRAW. Экспресс-курс: учеб. пособие / А.В. Федорова. - СПб: «БХВ-Петербург», 2005. - 400 с.
29. Флеров А.В. Практические и самостоятельные работы в CorelDRAW : учеб. пособие / Флеров А.В. - СПб: НИУ ИТМО, 2013. - 68 с.
30. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников / М.: Педагогика, 2015, — 240 с.
Интернет-ресурсы:
31. Г алицкова Д.В. Векторный графический редактор СогеЮКЛ’^Электронный ресурс]: https://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=2949
32. Г ригорьева И.В. Компьютерная графика [Электронный ресурс]: учеб. пособие: http://www.iprbookshop.ru/18579 (дата посещения
25.03.2019) .
33. Гнездилова, Н.А. Компьютерная графика: учебно-методическое пособие для студентов очного обучения факультета дизайна [Электронный ресурс]: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272169 (дата посещения 25.03.2019).
34. Зинюк О.В. Компьютерные технологии. Часть 2. Обработка векторных изображений [Электронный ресурс]: http://www.iprbookshop.ru/8609 (дата посещения 25.03.2019).
35. Ковтанюк Ю.С. Рисуем на компьютере в CorelDRAW X3, X4 [Электронный ресурс]: http://www.iprbookshop.ru/7918 (дата посещения
25.03.2019) .
36. Лепская Н.А. Художник и компьютер [Электронный ресурс]: http://www.iprbookshop.ru/15315 (дата посещения 25.03.2019)
37. Машихина Т.П. Компьютерная графика [Электронный ресурс]: http://www.iprbookshop.ru/11328 (дата посещения 15.03.2019)
35. Молочков В.П. Работа в CorelDRAW X5 [Электронный ресурс]:
http://www.iprbookshop.ru/39563 (дата посещения 25.03.2019). -
36. Молочков, В.П. Работа в CorelDRAW Graphics Suite X7 [Электронный ресурс]: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429071 (дата посещения 25.03.2019).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ