Связь акцентуации характера подростков со стратегией поведения в конфликтной ситуации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В
КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ 6
1.1. Психологическая характеристика понятия «характер» в психологических исследованиях 6
1.2. Проблема изучения акцентуаций характера в психологической
науки 11
1.3. Особенности поведения подростков в конфликтной ситу ации 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 19
2.1. Организация и методы исследования 19
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 22
2.3. Описание программ для профилактики конфликтных отношений в подростковом возрасте 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список используемой литературы 41
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В
КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ 6
1.1. Психологическая характеристика понятия «характер» в психологических исследованиях 6
1.2. Проблема изучения акцентуаций характера в психологической
науки 11
1.3. Особенности поведения подростков в конфликтной ситу ации 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 19
2.1. Организация и методы исследования 19
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 22
2.3. Описание программ для профилактики конфликтных отношений в подростковом возрасте 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список используемой литературы 41
ПРИЛОЖЕНИЯ
Подростковый возраст - это возраст, когда происходят серьезные изменения, связанные как с физиологическими изменениями, так и психическим здоровье ребенка. Эти изменения напрямую связан с промежутком полового созревания. В данный промежуток не только входит коренная перестройка ранее сложившихся психологических конструкций, но и возникают новомодные образования, закладываются основы сознательного поведения. Данный этап характеризуется негативным поведением подростка,
дисгармоничность в становлении личности, проявляется протест по отношению к окружающим, а также агрессивность, неестественная тревожность, безжалостность. В, следствии сложности и противоречивость в подростковом возрасте могут происходить ситуации, которые нарушают обычный ход становления личности, создавая при этом предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.
Агрессивные выходки детей в последнее время взрослых все чаще ставит в тупике, будучи не в силах прекратить, происходящие на их глазах. На сегодняшний день учителя и родители должны обладать самыми разнообразными психологическими знаниями, чтобы быть готовым к встрече с детской агрессией. Чтобы помочь преодолеть те трудности, которые испытывает сам подросток, а также сами родители и школа, необходимо быть заранее готовым к проявлению асоциальности в этом возрасте.
Актуальность нашей дипломной работы проявляется в том, что в период становления личности, его типологические особенности, не будучи еще готовы и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, проявляются очень четко. По истечению некоторого
времени, черты акцентуации приходят в норму и постепенно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».
Проблема исследования: каков характер связи между
акцентуациями характера и стратегиями поведения подростков в конфликтной ситуации?
Цель работы: выявить направленность связи между
акцентуациями характера и стратегиями поведения подростков в конфликтной ситуации.
Объект исследования: акцентуации характера подростков.
Предмет исследования : связь акцентуации характера со
стратегиями поведения подростков в конфликтной ситуации.
Гипотеза исследования: существует связь между стратегиями поведения подростков в конфликтной ситуации и акцентуациями характера, а именно:
1) подросткам с шизоидным типом акцентуации характера, свойственна стратегия - избегания;
2) подросткам с лабильным и сенситивным типом акцентуаций характера не свойственно использование такой стратегии поведения как - соперничество, а подросткам с неустойчивым типом акцентуации характера не свойственно использование стратегии поведения, как - компромисс.
Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы исследования.
2. Подобрать психодиагностические методики для изучения акцентуации характера подростков 13 -15 лет.
3. Провести эмпирическое изучение акцентуаций характера и поведения в конфликтной ситуации у подростков.
результатов исследования.
Методы исследования:
1. Организационные методы:
- сравнительный;
2. Эмпирические методы:
- тестирование;
3. Методы обработки данных.
-методы количественного и качественного анализа;
4. Интерпретационные методы:
- структурный.
Методики исследования:
1. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (А.Е. Личко);
2. Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).
Теоретической основой исследования послужили работы Ю.Б. Гиппенрейтер, А.В. Петровского, И.В. Дубровиной, А.Е. Личко, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, А. Бандура и Р. Уолтерс, которые исследовали влияние линии воспитания в семье и школе на конфликтность детей.
Практическая значимость. Полученные результаты нашего исследования, могут применяться педагогами и воспитателями школ, работающими в среднем звене с целью оптимизации учебно - воспитательного процесса, а также психологами для составления программ психо-коррекционной работы с подростками, в психологических консультациях.
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие подростки, обучающиеся в 8-9 классах, МБОУ «Казацкая СОШ», в количестве 50 человек.
дисгармоничность в становлении личности, проявляется протест по отношению к окружающим, а также агрессивность, неестественная тревожность, безжалостность. В, следствии сложности и противоречивость в подростковом возрасте могут происходить ситуации, которые нарушают обычный ход становления личности, создавая при этом предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.
Агрессивные выходки детей в последнее время взрослых все чаще ставит в тупике, будучи не в силах прекратить, происходящие на их глазах. На сегодняшний день учителя и родители должны обладать самыми разнообразными психологическими знаниями, чтобы быть готовым к встрече с детской агрессией. Чтобы помочь преодолеть те трудности, которые испытывает сам подросток, а также сами родители и школа, необходимо быть заранее готовым к проявлению асоциальности в этом возрасте.
Актуальность нашей дипломной работы проявляется в том, что в период становления личности, его типологические особенности, не будучи еще готовы и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, проявляются очень четко. По истечению некоторого
времени, черты акцентуации приходят в норму и постепенно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».
Проблема исследования: каков характер связи между
акцентуациями характера и стратегиями поведения подростков в конфликтной ситуации?
Цель работы: выявить направленность связи между
акцентуациями характера и стратегиями поведения подростков в конфликтной ситуации.
Объект исследования: акцентуации характера подростков.
Предмет исследования : связь акцентуации характера со
стратегиями поведения подростков в конфликтной ситуации.
Гипотеза исследования: существует связь между стратегиями поведения подростков в конфликтной ситуации и акцентуациями характера, а именно:
1) подросткам с шизоидным типом акцентуации характера, свойственна стратегия - избегания;
2) подросткам с лабильным и сенситивным типом акцентуаций характера не свойственно использование такой стратегии поведения как - соперничество, а подросткам с неустойчивым типом акцентуации характера не свойственно использование стратегии поведения, как - компромисс.
Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы исследования.
2. Подобрать психодиагностические методики для изучения акцентуации характера подростков 13 -15 лет.
3. Провести эмпирическое изучение акцентуаций характера и поведения в конфликтной ситуации у подростков.
результатов исследования.
Методы исследования:
1. Организационные методы:
- сравнительный;
2. Эмпирические методы:
- тестирование;
3. Методы обработки данных.
-методы количественного и качественного анализа;
4. Интерпретационные методы:
- структурный.
Методики исследования:
1. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (А.Е. Личко);
2. Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).
Теоретической основой исследования послужили работы Ю.Б. Гиппенрейтер, А.В. Петровского, И.В. Дубровиной, А.Е. Личко, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, А. Бандура и Р. Уолтерс, которые исследовали влияние линии воспитания в семье и школе на конфликтность детей.
Практическая значимость. Полученные результаты нашего исследования, могут применяться педагогами и воспитателями школ, работающими в среднем звене с целью оптимизации учебно - воспитательного процесса, а также психологами для составления программ психо-коррекционной работы с подростками, в психологических консультациях.
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие подростки, обучающиеся в 8-9 классах, МБОУ «Казацкая СОШ», в количестве 50 человек.
В настоящие время, самой большой проблемой в отношениях между родителя, учителями и подростками является, повышенная конфликтность и агрессивность детей подросткового возраста. Подростковый возраст - это то время, которое включает в себя кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Он может быть связан с половым взрослением. Происходит интенсивный рост, весь организм подростка начинает перестраиваться на работу как у взрослых. Резкое изменение вызывает дискомфорт у детей, это влияет на психологическое состояние. Чтобы хоть как-то сгладить свой внутренний дисбаланс, подросток пытается выплеснуть это наружу. Исходя из этого, у ребенка возникают проблемы с окружающими, изменения в формировании личности, а так же жестокость, повышенная тревожность. В период становления, могут быть такие ситуации, которые влияют на правильный ход становления личности, тем самым появляются предпосылки для проявления агрессии и конфликтности.
Основной характеристикой подросткового возраста является конфликтность. Все физические изменения имеют тесную связь с развитием психики. Возникновение психических новообразований связано со трудностями его перехода из состояния детскости во зрелую жизнь. В подростковом возрасте проявляется завышенная возбудимость, не контролирование чувств и поведения, эмоциональны и нестабильны, что приводит к увеличению злости и конфликтности, что соединено со спецификой протекания предоставленного возрастного периода. В связи с этим актуальным является исследование имеющегося уровня конфликтности и разработки
личных и групповых мер по понижению конфликтности и злости в подростковом звене.
В ходе проведенного исследования были выявлены основные виды акцентуаций характера, а также стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков. В соответствии с выявленными особенностями поведения подростков были даны общие рекомендации для родителей и учителей, необходимые для профилактики и урегулирования конфликтов.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что существует связь между стратегиями поведения подростков в конфликтной ситуации и акцентуациями характера полностью подтвердилась.
Основной характеристикой подросткового возраста является конфликтность. Все физические изменения имеют тесную связь с развитием психики. Возникновение психических новообразований связано со трудностями его перехода из состояния детскости во зрелую жизнь. В подростковом возрасте проявляется завышенная возбудимость, не контролирование чувств и поведения, эмоциональны и нестабильны, что приводит к увеличению злости и конфликтности, что соединено со спецификой протекания предоставленного возрастного периода. В связи с этим актуальным является исследование имеющегося уровня конфликтности и разработки
личных и групповых мер по понижению конфликтности и злости в подростковом звене.
В ходе проведенного исследования были выявлены основные виды акцентуаций характера, а также стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков. В соответствии с выявленными особенностями поведения подростков были даны общие рекомендации для родителей и учителей, необходимые для профилактики и урегулирования конфликтов.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что существует связь между стратегиями поведения подростков в конфликтной ситуации и акцентуациями характера полностью подтвердилась.
Подобные работы
- Исследование влияния акцентуаций характера подростков на стратегии поведения в ситуации конфликта
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩЬЮ
РЕФЛЕКСИВНОГО ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И СТРАТЕГИЙ
ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Исследование склонности к отклоняющемуся поведению у
подростков, использующих разные стратегии выхода из
конфликтных ситуаций
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Взаимосвязь стратегии поведения в конфликте с акцентуацией характера (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Влияние личностных качеств и особенностей подростков на стиль поведения в конфликтной ситуации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Взаимосвязь акцентуаций характера подростка и особенностей его взаимоотношений со сверстниками
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017



