Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связь акцентуации характера подростков со стратегией поведения в конфликтной ситуации

Работа №73959

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
370
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В
КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ 6
1.1. Психологическая характеристика понятия «характер» в психологических исследованиях 6
1.2. Проблема изучения акцентуаций характера в психологической
науки 11
1.3. Особенности поведения подростков в конфликтной ситу ации 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 19
2.1. Организация и методы исследования 19
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 22
2.3. Описание программ для профилактики конфликтных отношений в подростковом возрасте 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список используемой литературы 41
ПРИЛОЖЕНИЯ


Подростковый возраст - это возраст, когда происходят серьезные изменения, связанные как с физиологическими изменениями, так и психическим здоровье ребенка. Эти изменения напрямую связан с промежутком полового созревания. В данный промежуток не только входит коренная перестройка ранее сложившихся психологических конструкций, но и возникают новомодные образования, закладываются основы сознательного поведения. Данный этап характеризуется негативным поведением подростка,
дисгармоничность в становлении личности, проявляется протест по отношению к окружающим, а также агрессивность, неестественная тревожность, безжалостность. В, следствии сложности и противоречивость в подростковом возрасте могут происходить ситуации, которые нарушают обычный ход становления личности, создавая при этом предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.
Агрессивные выходки детей в последнее время взрослых все чаще ставит в тупике, будучи не в силах прекратить, происходящие на их глазах. На сегодняшний день учителя и родители должны обладать самыми разнообразными психологическими знаниями, чтобы быть готовым к встрече с детской агрессией. Чтобы помочь преодолеть те трудности, которые испытывает сам подросток, а также сами родители и школа, необходимо быть заранее готовым к проявлению асоциальности в этом возрасте.
Актуальность нашей дипломной работы проявляется в том, что в период становления личности, его типологические особенности, не будучи еще готовы и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, проявляются очень четко. По истечению некоторого
времени, черты акцентуации приходят в норму и постепенно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».
Проблема исследования: каков характер связи между
акцентуациями характера и стратегиями поведения подростков в конфликтной ситуации?
Цель работы: выявить направленность связи между
акцентуациями характера и стратегиями поведения подростков в конфликтной ситуации.
Объект исследования: акцентуации характера подростков.
Предмет исследования : связь акцентуации характера со
стратегиями поведения подростков в конфликтной ситуации.
Гипотеза исследования: существует связь между стратегиями поведения подростков в конфликтной ситуации и акцентуациями характера, а именно:
1) подросткам с шизоидным типом акцентуации характера, свойственна стратегия - избегания;
2) подросткам с лабильным и сенситивным типом акцентуаций характера не свойственно использование такой стратегии поведения как - соперничество, а подросткам с неустойчивым типом акцентуации характера не свойственно использование стратегии поведения, как - компромисс.
Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы исследования.
2. Подобрать психодиагностические методики для изучения акцентуации характера подростков 13 -15 лет.
3. Провести эмпирическое изучение акцентуаций характера и поведения в конфликтной ситуации у подростков. 

результатов исследования.
Методы исследования:
1. Организационные методы:
- сравнительный;
2. Эмпирические методы:
- тестирование;
3. Методы обработки данных.
-методы количественного и качественного анализа;
4. Интерпретационные методы:
- структурный.
Методики исследования:
1. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (А.Е. Личко);
2. Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).
Теоретической основой исследования послужили работы Ю.Б. Гиппенрейтер, А.В. Петровского, И.В. Дубровиной, А.Е. Личко, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, А. Бандура и Р. Уолтерс, которые исследовали влияние линии воспитания в семье и школе на конфликтность детей.
Практическая значимость. Полученные результаты нашего исследования, могут применяться педагогами и воспитателями школ, работающими в среднем звене с целью оптимизации учебно - воспитательного процесса, а также психологами для составления программ психо-коррекционной работы с подростками, в психологических консультациях.
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие подростки, обучающиеся в 8-9 классах, МБОУ «Казацкая СОШ», в количестве 50 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящие время, самой большой проблемой в отношениях между родителя, учителями и подростками является, повышенная конфликтность и агрессивность детей подросткового возраста. Подростковый возраст - это то время, которое включает в себя кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Он может быть связан с половым взрослением. Происходит интенсивный рост, весь организм подростка начинает перестраиваться на работу как у взрослых. Резкое изменение вызывает дискомфорт у детей, это влияет на психологическое состояние. Чтобы хоть как-то сгладить свой внутренний дисбаланс, подросток пытается выплеснуть это наружу. Исходя из этого, у ребенка возникают проблемы с окружающими, изменения в формировании личности, а так же жестокость, повышенная тревожность. В период становления, могут быть такие ситуации, которые влияют на правильный ход становления личности, тем самым появляются предпосылки для проявления агрессии и конфликтности.
Основной характеристикой подросткового возраста является конфликтность. Все физические изменения имеют тесную связь с развитием психики. Возникновение психических новообразований связано со трудностями его перехода из состояния детскости во зрелую жизнь. В подростковом возрасте проявляется завышенная возбудимость, не контролирование чувств и поведения, эмоциональны и нестабильны, что приводит к увеличению злости и конфликтности, что соединено со спецификой протекания предоставленного возрастного периода. В связи с этим актуальным является исследование имеющегося уровня конфликтности и разработки
личных и групповых мер по понижению конфликтности и злости в подростковом звене.
В ходе проведенного исследования были выявлены основные виды акцентуаций характера, а также стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков. В соответствии с выявленными особенностями поведения подростков были даны общие рекомендации для родителей и учителей, необходимые для профилактики и урегулирования конфликтов.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что существует связь между стратегиями поведения подростков в конфликтной ситуации и акцентуациями характера полностью подтвердилась.



1. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. -М.: Народное образование 1995. - 217 с.
2. Андреева, Г. М Социальная психология./Г.М. Андреева - М.:
Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
3. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева// Психологический журнал. - 2009. - № 5. - 63-70 с.
4. Ананьев, Б.Г. Избранные труды/ Б.Г. Ананьев. - М., 1980. - 232 с.
5. Бойко В.В. Трудные характеры подростков. Развитие,
выявление, помощь (Практическая психология) — М:
"Филинъ", 1996. - 472 с.
6. Бойков, В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян / В.Э. Бойков // СОЦИС. - 2004, №7. - 46 - 52 с.
7. Боровкова, Т. И. Мониторинг развития системы образования. Теоретические аспекты: Учебное пособие/ Т.И. Боровкова, И.А. Морев.
8. Гарванова, М.З. Исследование ценностей в современной
психологии./ М.З. Гарванова, И.Г. Гарванов.// Современная психология: материалы III междунар. науч. конф.- Казань: Бук, 2014. - 5-20 с.
9. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика и систематика. М., 2011.
10. Домрачева Е.Н. Исследование влияния акцентуаций характера. - М.: 2005. - 254 с.
11. Журавлева, Н.А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся Российской обществе/ Н.А.Журавлева// Психологический журнал Том 33 , №1.2012. - 30-39 с.
12. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по
сказкотерапии./Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Питер 2013. - 310 с.
13. Змановская Е.В. Психология отклоняющегося поведения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 2-е изд., испр. - Издательство: Академия 2004 г.
14. Карпушина, Л. В. Психология ценностей российской молодежи : монография / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов.- Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2009. - 252 с.
15. Каппушева, Х.Х. Разноуровневое обучение в современном образовании Х.Х. Капушева.- М:2010. №9 - 22-24 с.
16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Указ. соч. - 464 с.
17. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001. - 160 с.
18. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: Учеб. - метод. пособие. - М., 2008.
19. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев. 2013.
20. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: руководство для
врачей. Л., 1985. Международная классификации болезней 10 - го пересмотра (МКБ-10) Менделевич В. Д. Психология
девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
21. Михайлов А. Из истории характера// Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М.: 1990, - 43-72 с.
22. Патохарактерологические исследования у подростков. Под ред. Личко А.Е. и Иванова Н.Я., Л., 2007.
23. Реан А. А. Психология изучения личности. СПб., 1999.
24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога:
Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Работа психолога со
взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 480 с.
25. Рындина О. Г. Личностные расстройства: клинико -
психологические аспекты: учебное пособие: [для 3-4 курсов психологических специальностей] / Рындина О. Г., Гартфельдер Д. В., [отв. ред. А. В. Голенков] - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун - та, 2010. - 355 с.
26. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции/Под ред. Д.И. Фельдштейн. М.: НПО МОДЭК, 2006. - 318 с.
27. Сказки о деревьях, растениях и цветах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dobrieskazki.ru- Добрые сказки - (дата обращения 07.04.14).
28. Соколов, Д. В. «Сказки и сказкотерапия». [Электронный ресурс]/
Д.В.Соколов//Электронная библиотека. http://www.libok.net/writ er/3935/kniga/11463/sokolov dmitriy/skazki i skazkoter%20apiya/ read. (дата обращения 28.05.16).
29. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебник для студентов вузов. Ростов - н/Д. 1997, - 536 с.
30. Сидоров, Парняков Клиническая психология Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2010
31. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара,: Изд. дом «БАХРАХ», 1997. - 48 с.
32. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.
— М.: Академический Проект; Трикста, 2005. — 336 с. —
(Психологические технологии).
33. Краснорядцева, О. М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности : учеб. пособие / О. М. Краснорядцева. - Барнаул : Изд - во БГПУ, 1998. - 112 с.
34. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол. - соц. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : Изд - во НПО «МОДЭК», 1998. - 411 с. - (Психологи Отечества : избр. психол. тр. : в 70 т.).
35. Кузьменкова, О. В. Психологические особенности внутренних противоречий профессионального развития учителя : дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / О. В. Кузьменкова. - М., 1997. - 148 с.
36. Кузьмина, Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. - 20-26 с.
37. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. - 308 с.
38. Миронова, Т. Л. Структура и развитие профессионального
самосознания : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.03 / Т. Л.
Миронова. - М., 1999. - 436 с.
39. Митина, Л. М. Психологические аспекты труда учителя : учеб. пособие / Л. М. Митина. - Тула : Б. и., 1991. - 178 с.
40. Никитаев, В. Деятельностный подход к содержанию
высшего образования / В. Никитаев // Высшее образование в России. - 1997. - № 1. - 34-44 с.
41. Обозов, Н. Н. Психология делового общения. /Н.Н.
Обозов. - Методическое пособие. — СПб.: МАПН, 1995 б.
42. Орлов, Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера : беседы психолога со старшеклассниками : кн. для учащихся / Ю. М. Орлов. - М. : Просвещение, 1987. - 223 с.
43. Платонов, К.К. О системе психологии./ К.К. Платонов - М., 1985..
44. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л.
Рубинштейн ; Акад. пед. наук СССР, АН СССР, Ин-т
психологии. - 2-е изд. - М. : Педагогика, 1976. - 416 с.
45. Станкин, М. И. Профессиональные способности педагога : акмеология воспитания и обучения : кн. для учителей шк., преподавателей сред. спец. и высш. учеб. заведений : учеб. пособие / М. И. Станкин ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол. - соц. ин-т. - М. : Моск. психол. - соц. ин-т : Флинта, 1998. - 365 с. - (Б-ка педагога-практика).
46. Чеснокова, И. И. Самосознание саморегуляция, самодетерминация личности / И. И. Чеснокова // Проблемы психологии личности : сов. - фин. симп. : сб. / под ред. Е. В. Шороховой. - М., 1982. - 121-126 с.
47. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани ; пер. с англ. В. Б. Ольшанского. - М. : Прогресс, 1969. - 544 с. : ил.
Штейнмец, А. Э. Психологическая подготовка
педагогической деятельности : дис. ... д-ра психол. наук :
19.00.07 / А. Э. Штейнмец. - СПб., 1993. - 344 с.
49. Щербаков, А. И. Совершенствование системы психолого -
педагогического образования будущего учителя / А. И. Щербаков // Вопросы психологии. - 1981. - № 5. - 13-21 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ