Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование склонности к отклоняющемуся поведению у подростков, использующих разные стратегии выхода из конфликтных ситуаций

Работа №57839

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2016
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1 Глава. Теоретические основы исследования склонности к 10
отклоняющемуся поведению подростков, использующих разные стратегии выхода из конфликтных ситуаций
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 10
1.2. Понятие, факторы, характеристика типов отклоняющегося 15
поведения у подростков
1.3. Особенности поведения подростков с различными стратегиями 19
выхода из конфликтных ситуаций
1.4. Современные исследования взаимосвязи отклоняющегося поведения 23 и стратегий выхода из конфликтных ситуаций у подростков
Выводы по 1 главе 28
2 Глава. Эмпирическое исследование склонности к отклоняющемуся 30
поведению у подростков, использующих разные стратегии выхода из конфликтных ситуаций.
2.1. Организация, этапы, методы исследования 30
2.2. Исследование склонности к отклоняющемуся поведению 39
2.3. Исследование стратегии выхода из конфликтных ситуаций 42
2.4. Исследование копинг-стратегий у подростков
2.5. Исследование взаимосвязи между склонностью к отклоняющемуся 44 поведению у подростков, использующих разные стратегии выхода из конфликтных ситуаций
Выводы по 2 главе 58
Заключение 60
Литература 67
Приложение 70


Исследования, посвященные проблемам отклоняющегося поведения подростков, всегда сохраняют свою значимость и в рамках непосредственно практической психологии и во многих смежных с ней областях, таких как педагогика, социология.
Актуальность темы исследования заключается в том, что, несмотря на ряд мер, предпринимаемых государством по предотвращению девиантного поведения, несмотря на концентрированную работу психологов образования по вопросам профилактики отклоняющегося поведения, их проявлений, к сожалению, не становится меньше. Поэтому новые исследования, раскрывающие и объясняющие взаимосвязь отклоняющегося поведения с другими личностно-психологическими характеристиками подростков, крайне востребованы.
Известно, что важнейшим личностно-психологическим ресурсом, необходимым для преодоления сложных жизненных ситуаций, является механизм копинг-стратегий, как целенаправленное поведение по сознательному овладению ситуацией для уменьшения вредного влияния. Поэтому обозначается потребность исследования взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению у подростков, использующих разные стратегии выхода из конфликтной ситуации.
Степень научной разработанности проблемы достаточно высока. Изучению отклоняющегося поведения подростков посвящены многие работы зарубежных и отечественных авторов: Ч. Ламброзо, Ю.А. Клейберг, З. Фрейд, Р. Мертон, Э. Дюргейм, Л.И. Божович, Е.В. Змановская, Е.В. Васкэ, Л.В.Васильев[22]. В них исследователи раскрывали вопросы детерминации, факторы влияющие на девиантное поведение, методы профилактики.
Изучению особенностей совладающего поведения, копинг-стратегий также посвящены работы множества зарубежных и отечественных исследователей: Р. Лазарус, С. Фолькман, Н.С. Хаан, В.М. Сирота, Н.А.
Ялтонский, Т.Л. Крюкова, И.М. Никольская и другие[15]. Большинство ученых склоняются к тому, что у каждого подростка формируется индивидуальный и уникальный стиль поведения, управляющий состоянием и позволяющий преодолевать стрессы повседневной жизни. Отечественные психологи, такие как Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, В.Д. Менделевич,Н.А. Сирота, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова, В.М. Ялтонская исследовали вопросы отклоняющегося поведения, механизмов совладающего поведения и их связи[20]. И многие отечественные исследователи соглашаются, что наибольшая опасность формирования деструктивного копинга существует для девиантных подростков, возможности которых еще более ограничены в силу дезадаптации. Однако, как отмечает Белан Е.А., изучение проблем копинг-поведения на данный момент находится на первоначальной стадии[31]. Более того, недостаточно изученными остаются обозначенные проблемы с точки зрения рассмотрения их в аспекте половой принадлежности, что и составляет теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость данного исследования заключается в более глубоком понимании особенностей отклоняющегося поведения такого слоя населения, как подростки в аспекте их половой принадлежности. Это в перспективе позволит сократить численность подростковых и юношеских преступлений, деструктивного поведения, и позволит в целом повысить благополучие общества.
Практическая значимость исследования склонности к отклоняющемуся поведению подростков, использующих разные стратегии выхода из конфликтных ситуаций определяется возможностью применения полученных результатов в психологической и педагогической практике:
10
консультировании, психологическом сопровождении подростков и их семей по вопросам отклоняющегося поведения, организации воспитательной работы, обучения, профилактической работы в условиях школьного и среднего профессионального образования подростков.
Объект исследования - отклоняющееся поведение личности.
Предмет исследования - склонность к отклоняющемуся поведению у подростков, использующих разные стратегии выхода из конфликтной ситуации.
Для разрешения обозначенной проблемы сформулирована цель работы - исследовать склонность к отклоняющемуся поведению подростков, использующих разные стратегии выхода из конфликтных ситуаций.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ особенностей отклоняющегося (девиантного) поведения и стратегий выхода из конфликтных ситуаций.
2. Подобрать методики для проведения эмпирического исследования, опросить испытуемых.
3. Провести статистическую обработку данных и сделать заключение о взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению и стратегий выхода из конфликта.
Сформулирована гипотеза: склонность подростков к отклоняющемуся поведению обусловлена выбранной ими стратегией выхода из конфликтной ситуации и зависит от пола подростка.
В исследовании применены методы и методики исследования:
1. Беседа;
2. Тестовый метод с использованием следующих методик:
- тест «Склонность к отклоняющемуся поведению», автор А.Н. Орел;
-тест «Исследование личностной предрасположенности к
конфликтному поведению», автор К. Томас;
- копинг тест, авторы Р. Лазарус и С. Фолкман.
3. Математические методы обработки данных: определение
достоверности с помощью t-критерия Стьюдента, корреляционный анализ по Пирсону.
Выборку составили ученики 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классов в возрасте 1314 лет (средний возраст 13,3 года), в количестве 50 человек, из которых 25 - девочки, 25 - мальчики.
Исследование было проведено на базе БСОШ №1 Пестречинского района с. Ленино-Кокушкино в период с октября 2015 года по декабрь 2015 года.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


В представленной работе была выделена проблема исследования взаимосвязи отклоняющегося поведения со способами поведения в конфликтах, которая имеет большую теоретическую, социальную и практическую значимость. Поэтому была поставлена цель -исследовать склонность к отклоняющемуся поведению подростков, использующих разные стратегии выхода из конфликтных ситуаций.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: проведен теоретический анализ особенностей отклоняющегося (девиантного) поведения и стратегий выхода из конфликтных ситуаций, подобраны методики для проведения эмпирического исследования, опрошены испытуемые, проведена статистическая обработка данных и сделано заключение о взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению и стратегий выхода из конфликта.
В работе были использованы следующие диагностирующие методики: тест «Склонность к отклоняющемуся поведению», автор А.Н. Орел; тест «Исследование личностной предрасположенности к конфликтному поведению», автор К. Томас; копинг тест, авторы Р. Лазарус и С. Фолкман.
В исследовании приняли участие ученики 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классов в возрасте 13-14 лет, в количестве 50 человек, из которых 25 - девочки, 25 - мальчики.
Статистический анализ эмпирических данных производился с помощью следующих методов: определение достоверности с помощью t- критерия Стьюдента, корреляционный анализ Пирсона.
Благодаря этому получены следующие результаты:
1. Выявлены достоверные различия между группами девочек и мальчиков по показателям склонности к отклоняющемуся поведению (по шкалам «Склонности к аддиктивному поведению», «Склонности к агрессивному поведению».Так, мальчики больше, чем девочки склонны к к уходу от реальности через изменение своего психического состояния, и проявлению агрессивности в поведении во взаимоотношениях с другими людьми.
2. Определено, что достоверных различий расположенности к конфликтному поведению между группами девочек и мальчиков нет. То есть, и девочкам и мальчикам присущи в равной мере обозначенные способы урегулирования конфликтов: «Соперничество», «Сотрудничество», «Соглашение», «Избегание», «Приспособление». Разница в поведении мальчиков и девочек в конфликтной ситуации обусловлена не половыми различиями и их объективными отличиями, а скорее является частным случаем.
3. Установлено, что имеются достоверные различия в группах девочек и мальчиков по всем показателям копинг-стратегий: «Конфронтационный копинг», «Дистанцирование», «Самоконтроль», «Поиск социальной поддержки», «Принятие ответственности», «Бегство-избегание», «Планирование», «Положительная переоценка». Так, девочкам при разрешении конфликтов не свойственно осуществлять конкретных, целенаправленных действий, они стремятся преодолеть негативные переживания за счет снижения ее значимости для себя, также, девочки с большей вероятностью, чем мальчики будут применять интеллектуальные способы рационализации, юмор, отстранение и переключение внимания. Они прибегают к поиску социальной поддержки (совета, сочувствия) и порой реагируют по принципу уклонения: отрицания проблемы, отвлечения. При этом девочки скорее мальчиков будут преодолевать проблемы через целенаправленный анализ ситуации и всех возможных способов поведения.
64
Также девочки чаще мальчиков преодолевают отрицательные переживания через положительное переосмысление, рассмотрения ее как фактора для личностного роста. Мальчики чаще девочек преодолевают негативные переживания за счет целенаправленного подавления, контроля и сдерживания своих эмоций и поведения. Мальчики берут на себя ответственность в конфликтной ситуации, они признают свою роль в возникновении проблемы. Также они склонны к самокритике и самообвинению.
4. В группах девочек и в группах мальчиков имеются значимые связи между показателями склонности к отклоняющемуся поведению, расположенностью к конфликтному поведению и копинг-стратегиями. У девочек высокое значение приобретает такой способ выхода из конфликтной ситуации, как «Приспособление», которое снижает «Склонность к самоповреждающему поведению» и вероятность копинг-стратегии «Бегства- избегания». Также значимым становится копинг-стратегия «Планирования», которая снижает приспособленческую стратегию выхода из конфликтной ситуации, соответственно, увеличивает возможность самоповреждающего поведения, однако при этом снижает «Склонность к преодолению норм и правил» и «Склонность к аддиктивному поведению». У мальчиков также «Приспособление» как выход из конфликтной ситуации снижает «Склонность к самоповреждающему поведению», однако при этом увеличивает «Склонность к аддиктивному поведению». Адаптивной может выступить такая стратегия выхода из конфликтной ситуации, как «Соперничество», которая снижает «Склонность к аддиктивному поведению», однако, это также увеличивает вероятность применения копинг- стратегии «Бегства-избегания».Таким образом, у девочек адаптивными, снижающими склонность к отклоняющемуся поведению, становятся приспособительные стратегии выхода из конфликтной ситуации и копинг- стратегия планирования. У мальчиков стратегии выхода из конфликтной ситуации в той или иной мере адаптивны. В целом, для них характерно соперничество и избегание.
На основе полученных результатов сделаны выводы:
1. Возрастные особенности подростка характеризуются тем, что перед исследователями психология подростка предстает сложной, противоречивой, ранимой и дерзкой. Для подростков особую значимость приобретают их сверстники и мнение группы, в которой они состоят, при этом в этом возрасте еще не сформированы истинные ценности и нормы морали, а их соблюдение есть скорее желание получить одобрение значимых людей, поэтому многие подростки могут проявлять девиантное поведение.
2. Факторы отклоняющегося поведения представляют собой множественную вариативность, а характеристики типов девиантного поведения лишь немного раскрывают всю сложность и многогранность темы. Исследования вопросов отклоняющегося поведения находятся в компетенции клинической психологии и граничат с психологией и социологией.
3. Особенности поведения подростков с различными стратегиями выхода из конфликтных ситуаций заключаются в том, что с одной стороны для подростков в принципе характерно конфликтное поведение в силу их возрастных особенностей, в силу смены социальной ситуации развития, в силу необходимости отстаивать и формировать свое «Я». С другой стороны, подростки выбирают разные стратегии выхода из конфликтных ситуаций, применяют разные копинг-стратегии, что связано с особенностями их воспитания, с личностными характеристиками, особенностями социального окружения. показывают, что к формированию девиантного поведения, асоциального поведения, зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ, у подростков ведет недостаточное развитие у них личностных и средовых ресурсов, использование неэффективных копинг-стратегий. Применяемые подростками-девиантами стратегии совладания с конфликтной ситуацией характеризуются отвержением социальных норм, уменьшением значимости проблемы, избеганием. Также наблюдается недостаточная развитость самоконтроля, ответственности, анализ и планирование выхода из проблемной ситуации.
5. Мальчики больше, чем девочки склонны к аддиктивному поведению, то есть к уходу от реальности через изменение своего психического состояния, у них более выражена «сенсорная жажда».
6. Мальчики чаще девочек проявляют агрессивность в поведении во взаимоотношениях с другими людьми, они расположены решать проблемы через насилие и унижение партнера для повышения самооценки.
7. И девочки и мальчики расположены к конфликтному поведению
одинаково. То есть им присущи в равной мере обозначенные способы урегулирования конфликтов: «Соперничество», «Сотрудничество»,
«Соглашение», «Избегание», «Приспособление». Разница в поведении мальчиков и девочек в конфликтной ситуации обусловлена не половыми различиями и их объективными отличиями, а скорее является частным случаем.
8. Поведение мальчиков и девочек в конфликтных ситуаций
достоверно различается по всем показателям: «Конфронтационный копинг», «Дистанцирование», «Самоконтроль», «Поиск социальной поддержки», «Принятие ответственности», «Бегство-избегание», «Планирование»,
«Положительная переоценка». Девочкам при разрешении конфликтов не свойственно осуществлять конкретных, целенаправленных действий, они стремятся преодолеть негативные переживания за счет снижения ее значимости для себя. Они прибегают к поиску социальной поддержки и порой реагируют по принципу уклонения. При этом девочки скорее мальчиков будут преодолевать проблемы через целенаправленный анализ ситуации и всех возможных способов поведения. Также девочки чаще мальчиков преодолевают отрицательные переживания через положительное переосмысление, рассмотрения ее как фактора для личностного роста. Мальчики чаще девочек преодолевают негативные переживания за счет целенаправленного подавления, контроля и сдерживания своих эмоций и поведения.
9. Мальчики и девочки в равной степени используют все стратегии выхода из конфликтных ситуаций.
10. Девочкам свойственно преодоление негативных переживаний связанных с конфликтной ситуации за счет снижения ее значимости для себя и через положительное переосмысления, что рассматривается, как фактор личностного роста. Юноши преодолевают негативные переживания связанные с конфликтной ситуацией за счет целенаправленного подавления, контроля и сдерживание своих эмоций.
11. У девочек адаптивными, снижающими склонность к отклоняющемуся поведению, становятся приспособительные стратегии выхода из конфликтной ситуации и копинг-стратегия планирования. У мальчиков стратегии выхода из конфликтной ситуации в той или иной мере адаптивны. В целом, для них характерно соперничество и избегание.
Таким образом, представленная работа имеет теоретическую значимость, социальную значимость, которая заключается в более глубоком понимании особенностей отклоняющегося поведения такого слоя населения, как подростки в аспекте их половой принадлежности, что в перспективе может позволить сократить численность подростковых и юношеских
преступлений, деструктивного поведения, и позволит в целом повысить благополучие общества. А также большую практическую значимость, которая определяется возможностью применения полученных результатов в психологической и педагогической практике: консультировании,
психологическом сопровождении подростков и их семей по вопросам отклоняющегося поведения, организации воспитательной работы, обучения, профилактической работы в условиях школьного и среднего профессионального образования подростков.



1. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Народное образование, 1995. - 217 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 2004. - 108 с.
4. Артур Б., Кемме М. Дети и семейные конфликты. - М.: Просвещение, 1999. - 113 с.
5. Бочило М. Г. Изучение копинг-поведения у подростков «Группы риска»: теоретические основы и условия коррекции // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2012. №2 (49). С.101-104.
6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с,
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб., 2001. - 156 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Просвещение, 2006. - 570 с.
9. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Просвещение, 2004. - 375 с.
10. Волков Б.С. Психология подростка. - М., 2005. - 208 с.
11. Волков Б.С. Волкова Н.В. Конфликтология: Учебное пособие для студентов. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005. - 144 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова - М: Педагогика, 2006. - 388 с.
13. Выготский Л.С. Психология подростка. Собр. Соч. Т.4 / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Владос, 2005. - 209 с.
17. Драгунова Т.Б. Проблема конфликта в подростковом возрасте. - М.: Вопросы психологии, 1972. №2. - 152 с.
18. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.
19. Ковалев Л.Г. Психология личности подростка / Л.Г. Ковалев. - М.: Владос, 2008. - 322 с.
20. Колесникова Г. И. Девиантное поведение: учеб.пособие/ Г. И. Колесникова. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. — 218 с.
21. Костюхина Е. В. Проявление особенностей личности девиантных подростков в специальном образовательном учреждении закрытого типа // КПЖ . 2008. №4. С.95-101.
22. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2007. - 987 с.
23. Кривцова С.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / С.В.Кривцов. - М., 1986. - 180 с.
24. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, при участии "Юрайт", 2002. - 464 с.
25. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Эксмо-пресс, 1999. - 416 с.
26. Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.
27. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие /
В. Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
28. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 592 с.
29. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2006. - 105 с.
30. Наш проблемный подросток: понять и договориться. / Под ред. Л.А. Регуш. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. - 192 с.
32. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000. - 624 с.
33. Ремшилдт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 317 с.
34. Рождественская Н.А. Как понять подростка. - М.: Знание, 1995. - 74 с
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. - 424 с.
36. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Уч. пособие. Под ред. Л.А. Головиной, - СПб, "Речь", 2002. -604с.
37. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект-Пресс, 2006. - 460 с.
38. Сидоренко Е.В. Математические методы обработки в психологии. - СПб., 1996. - 215 с.
39. Хасан Б.И. Психотехника конфликта. - Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1996. - 33 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ