ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты использования понятия одаренности обучающихся в процессе их подготовки к олимпиадам по информатике 9
1.1.Одаренность в области информационных технологий и ее признаки 9
1.2. Развитие одаренности как психолого-педагогическая проблема 19
1.3. Обзор современных олимпиад по информатике 34
2 Подготовка школьников к олимпиаде по информатике с использованием сетевых технологий 40
2.1. Формы использования сетевых технологий в образовании 40
2.2. Разработка электронного сетевого ресурса
«Олимпиадная информатика» для подготовки школьников к олимпиаде по информатике 53
2.3. Анализ педагогической эффективности использования сетевых технологий при подготовке школьников к олимпиадам 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Информатизация общества коснулась всех областей деятельности человека, в частности, и системы образования. Проводимые реформы в отечественном образовании определили возрастающую роль информатики, а также средств и методик новых информационных технологий в процессе подготовки подрастающего поколения к жизни в современном информационном обществе. В связи с этим, существует необходимость углубления знаний по предмету «информатика», так как базового курса часто недостаточно для достижения высоких результатов в информационной сфере деятельности.
Гуманистические тенденции развития современной системы образования направлены на развитие личности. В нынешних условиях перехода к личностно-ориентированной системе образования наибольшую значимость приобретает проблема взаимодействия с одарёнными учениками, в частности, в области информатики. При этом важность представляет не только развитие у школьников одаренности, но и выявление еще никак не проявившейся одарённости. Значимость взаимодействия с одарёнными школьниками в области информатики достаточно сложно переоценить. Это связано в первую очередь с особенностями в социально¬экономическом развитии государства в наше время, которые приводят к острой необходимости подготовки большого количества специалистов с высоким уровнем познаний в области информационных технологий.
Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия с одарёнными школьниками являются олимпиады. Предметные олимпиады, являясь одним из видов неформального образования, выступают той открытой образовательной средой, которая дает возможность получить гибкие, индивидуализированные и созидающие знания. Благодаря таким олимпиадам появляется возможность еще в период обучения в школе выявить наиболее одарённых личностей, а также правильно сориентировать их при выборе будущей специальности и профессии.
Как считают многие отечественные исследователи (С.А. Абрамов, A.B. Алексеев, Е.В.Андреев, А.И. Сенокосов, В.М. Кирюхин, C.B. Русаков, В.В. Прохоров и др.), олимпиады являются одной из ключевых среди всего разнообразия существующих организационных форм обучения, но при этом они очень редко применяются в педагогической практике. Если рассматривать предметные олимпиады в качестве одного из видов дополнительного образования, то они с одной стороны, выступают эффективной формой обучения, которая способствует развитию у школьников интереса к научной деятельности, а благодаря своему состязательному характеру, еще и способствуют активизации учебно¬познавательной деятельности, появлению волевых качеств и направляет школьников на более глубокое изучение предмета. С другой же стороны предметные олимпиады ориентированы исключительно на избранную группу учащихся. Помимо этого, регламент проведения предметных олимпиад исключает такой фактор как непрерывность, а специфика их организации и проведения, приводит к искажению обычного для учебного процесса типа деятельности как учителя, так и учащегося: ученик не выступает в качестве полноценного субъекта учебной деятельности в процессе решения учебно-познавательных задач, так как он не имеет возможности своевременно получать необходимую помощь педагога, которая имеет важное значение для систематического процесса обучения. Все это значительно снижает роль традиционных олимпиад как средства вовлечения школьников в углубленное изучение учебной дисциплины, а иногда даже приводит к снижению мотивации учеников к участию в олимпиадном движении.
Следовательно, при создании новых форм углубленной работы с учащимися необходим свежий взгляд на концептуальную базу олимпиад, на ее ключевые ценности, под которыми нужно понимать не только достижение установленных извне целей, а и формирование условий для наиболее полного развития школьников и их навыков посредством развития мотивации к учебно-познавательной деятельности.
Дело в том, что успешность мотивационной направленности предметных олимпиад обеспечивается не только выбором способов решения задач или их сложность, но и организационной формой проведения. В данном случае речь идет о привлечении новых образовательных технологий, которые предполагают внедрение в сформировавшуюся систему образования инновационных форм, базирующихся на интеграции компонентов дистанционной формы образования в классно-урочную систему, в том числе Интернет обучение, при обязательном сохранении роли педагога-тьютора и применения ряда положительных признаков классических форм учебного процесса.
Актуальность исследования определяется потребностью в разработке электронного сетевого ресурса, ориентированного на изучение и реализацию возможностей информационных технологий в процессе подготовки школьников к олимпиаде по информатике и приобщения к современным методам осуществления информационной деятельности при обучении.
На основе анализа педагогической теории и практики образования студентов, выделены следующие противоречия между:
- необходимостью развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся средней школы путем внедрения сетевых технологий и недостатком методических материалов для преподавателей и учащихся данной ступени обучения;
- сложившейся практикой внедрения сетевых технологий в образовательный процесс школы и отсутствием научно-обоснованных методик их применения.
Основываясь на современные тенденции и противоречия в развитии образования, выделяем проблему исследования, которую можно сформулировать как, специфику организации образовательной деятельности школьников с использованием сетевых технологий при подготовке к олимпиаде по информатике.
Объект исследования - подготовка школьников к олимпиадам.
Предмет исследования - использование сетевых технологий при подготовке школьников к олимпиадам.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка электронного сетевого ресурса для подготовки школьников к олимпиаде по информатике.
Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что подготовка школьников к олимпиадам будет проходить более успешно в сравнении с имеющейся практикой, если будет разработан и внедрен электронный сетевой ресурс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «одаренность в области информационных технологий» и выявить специфические признаки ее проявления.
2. Рассмотреть формы использования сетевых технологий в образовании.
3. Разработать электронный сетевой ресурс для подготовки школьников к олимпиаде по информатике и показать его педагогическую эффективность.
Методологической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых по следующим направлениям: в сфере информатизации образования и методике преподавания информатики, общего образования по информатике (Л.Л. Босова, , Т.Б. Казиахмедов, И.Г. Семакин); работы в области дистанционного образования (Е.С. Полат, И.В. Роберт, С.А. Е.А. Петрова); методические работы, посвященные проведению школьных олимпиад (A.A. Андреев, С.Н.Беляев, B.M. Кирюхин, М.С.Густокашин).
В качестве методов исследования были применены:
- теоретические (анализ научной, психолого¬педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования; синтез изученного теоретического материала; анализ, сравнение и обобщение опыта работы преподавателей ВУЗов);
- эмпирические (беседа, рейтинг, опрос, анкетирование, тест педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент);
- праксиметрические (анализ продуктов деятельности).
Теоретическая значимость результатов исследования в том, что уточнено понятие «одаренность в области информационных технологий» и выявлены специфические признаки ее проявления.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан электронный сетевой ресурс для подготовки школьников к олимпиаде по информатике, который готов к практическому применению и внедрен в образовательный процесс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на занятиях по информатике в МБОУ СОШ №5 г. Лермонтова.
Эксперимент проводился в ходе подготовки учащихся 5¬6 классов. Всего в эксперименте приняли участие 58 учащихся.
В экспериментальной группе занятия по предмету информатика проводились как в традиционной форме, так и с применением сетевых технологий.
Педагогический эксперимент проводился в три этапа.
Первый этап - констатирующий. Цель этапа констатирующего эксперимента: выявить начальный уровень теоретических знаний и практических умений у школьников.
Второй этап - формирующий. Данный этап включал: апробацию электронного учебно-методического комплекса по курсу «Олимпиадная информатика», разработанного в ходе нашего исследования.
Третий этап - контролирующий. На данном этапе проводилась оценка опытно-экспериментальной работы исследования, анализ эффективности применения электронного сетевого ресурса «Олимпиадная информатика».
Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность, противоречие, проблема исследования, определяется объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, формулируются методологические основы исследования, методы, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе работы проведен анализ научной литературы с целью определения понятия «одаренность в области информационных технологий» и выявления специфических признаков ее проявления, дан обзор современных олимпиад по информатике.
Во второй главе рассмотрены основные формы использования сетевых технологий в образовании, разработан электронный сетевой ресурс «Олимпиадная информатика» и проверена его эффективность.
В заключении проанализированы и обобщены результаты исследования, сформулированы выводы.
Теоретические и эмпирические результаты докладывались и обсуждались на конференциях:
- на региональной научно-технической конференции «Студенческая наука для развития информационного общества» (Ставрополь 2018,2019 г.);
- на международной научно-практической конференции «актуальные вопросы современной науки и образования»(Пенза 2019г.);
- на всероссийской научно-методической конференции «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков в образовательной организации» (Чебоксары 2020г.).
В заключении хотелось бы отметить, что изменения в системе образования, в том числе и создание Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на основе компетентностного подхода актуализировало важность использования образовательных технологий и сетевых технологий на занятиях в средней школе.
В первой главе определено понятие «одаренность в области информационных технологий» и выявлены специфические признаки ее проявления.
Понятие «одаренность в области информационных технологий» определяется как системное качество личности, представляющее единство четырех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: мотивационного,
когнитивного, личностного, креативного, позволяющее достичь высоких по сравнению с другими людьми незаурядных результатов в деятельности, связанной с поиском, обработкой, хранением и передачей информации с помощью компьютера и информационно-коммуникационных технологий.
Уточнены характеристики одаренности обучающихся в области информационных технологий, позволившие определить их в качестве маркеров для установления изменений индивидуальности в ходе подготовки к олимпиаде по информатике.
Следовательно, ни один из рассмотренных сайтов не может заменить предлагаемый электронный сетевой ресурс для подготовки к профильной олимпиаде по информатике.
Во второй главе определены основные формы использования сетевых технологий в образовании.
Научные исследования, проведенные в Российском научно-исследовательском институте системной интеграции (Рос НИИ СИ) Министерства образования РФ, позволили выделить ряд актуальных информационных и телекоммуникационных технологий в средней школе России, среди них: 1. Электронный учебник; 2. Система мультимедиа;
3. Экспертная система; 4. Система автоматизированного проектирования; 5. Электронный библиотечный каталог; 6. Базы данных; 7. Локальные и распределенные (глобальные) вычислительные системы; 8. Электронная почта; 9. Голосовая электронная почта; 10. Электронная доска объявлений; 11. Система телеконференций; 12. Настольная электронная типография.
Второй параграф второй главы посвящен разработке электронного сетевого ресурса «Олимпиадная информатика». Рассмотрены среды разработки электронных сетевых ресурсов. Проведенный анализ позволил выбрать конструктор сайтов Wix для создания сетевого ресурса «Олимпиадная информатика», для разработки тестов - конструктор тестов Online Test Pad.
Определенна иерархическая структура электронного сетевого ресурса включающая: теоретический блок,
практический блок, архив заданий. Затем проводилось проектирование страниц ресурса и их содержание. Для дизайна сайта были выбраны оптимальные цвета, которые не отвлекают, способствуют сконцентрировать внимание на материале.
Сайт имеет интуитивно понятный интерфейс и удобную навигацию, с переходами на главную страницу, страницу с теоретической и практической частью, архивом заданий.
Третий параграф второй главы идёт описание опытной проверки применения электронного сетевого ресурса «Олимпиадная информатика», которое проходило в условиях процесса обучения МБОУ СОШ №5 г. Лермонтова.
Завершая работу над исследованием можно прийти к выводу, что применение сетевых технологий при подготовке к олимпиаде по информатике оказывает существенное влияние на результаты учащихся.
Применение сетевых технологий способствует повышению эффективности обучения, тем, что:
- значительно повышается уровень самостоятельной работы учащихся, результативность его самоподготовки;
- активизируется процесс обучения учащегося в направлении научно-исследовательской, поисковой деятельности;
- формируется мотивации учащегося к обучению;
- обеспечивается процесс непрерывного и гибкого обучения и т.д.
- используется для повторения и закрепления пройденного материала;
- создания различных учебных ситуаций, в которых школьник усваивает материал в игровой форме;
- для обеспечения необходимого уровня усвоения учебного материала;
- для сообщения разного рода сведений и формирования навыков и умений по отбору и систематизации информации и т.п.
1. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно¬коммуникационные технологии в образовании: термины и определения. — М.: Стандартинформ, 2007. 12 с.
2. Андреев, А.А. Компьютерные и
телекоммуникационные технологии в сфере образования / А.А. Андреев // Школьные технологии. 2015. №3. С. 151-170.
3. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2007. 312 с.
4. Беляев С.Н., Лалетин Н.В. Методика проведения олимпиад по информатике с помощью вебсайта // Перспектива-2008: сб. ст. II Международной научно¬практической Интернет-конференции. Железногорск, 2009. Вып. 2. С. 28-30.
5. Булин-Соколова Е.И. Теоретико-методологические основы внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы/Е. И. Булин-Соколова // М.: ФГНУ ИОО. - 2016. - 177 с.
6. Бухаркина М.Ю. Моисеева М.В. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (под ред. Полат Е.С.). М.: Академия, 2008. 224 с
7. Всероссийская олимпиада школьников «13 элемент. ЛБхимия будущего» [Электронный ресурс]. -URL: http://13element-al.ru/ (дата обращения: 11.10.2019).
8. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 2010. 318c.
9. Гильбух,Ю.З. Внимание: одаренные дети. -М.: Знание, 1991. -79 с.
10. Городняя Л.В. О конкурсах по информатике // Компьютерные инструменты в образовании. — СПб.: Изд-во ЦПО "Информатизация образования" , 2011, №1, С.35-40.
11. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования, Учебник. Москва, 2005. 18 с.
12. Густокашин, М.С. Метод составления олимпиадных задач по информатике [Текст] / М.С. Густокашин // Информатика и образование. 2008. № 11. С. 58-65.
13. Давыдов. Е. Г. Компьютерная проверка уровня знаний учащихся / Е. Г. Давыдов // Математика в школе. 2015. № 7. С. 57 - 62.
14. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. — М.: ИЦ «Академия», 2003 г, 13-25 с.
15. Иванов, Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Школьные технологии. 2017. №6. С. 77 - 82.
16. Ижогин, Я. В. Компьютер как инструмент педагогической диагностики / Я. В. Ижогин // Информатика и образование. 2016. № 12. С. 51-55.
17. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2011.448 с.
18. Иртегов, Д.В., Введение в сетевые технологии. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004. 560 с.
19. Казиахмедов, Т.Б. Региональный и национальный аспекты обучения информатике: методология, методика, информационные ресурсы (Педагогический опыт городов Ханты-Мансийского автономного округа): Монография. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2016. 143 с.
20. Калиберда Е.Л., Овчинникова Г.Н., Перескокова О.И., Русаков С.В. Технологии Web-2.0 и новые направления педагогической деятельности // Дистанционное и виртуальное обучение. 2011. №12, декабрь. С.116-122
21. Карпенков С. Х. Современные средства информационных технологий [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки дипломированных специалистов "Информатика и вычислительная техника" и "Информационные системы" / С. Х. Карпенков. 2-е изд., испр. и доп. — Москва: КНОРУС, 2015. 400 с.: ил.
22. Кириенко Д. П.. Андреева Е. В. Мир олимпиад по информатике // Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов Четырнадцатой международной научно- практической конференции «Новые информационные технологии в образовании», Ч. 1. М.: ООО «1С-Паблншннг», 2017. С. 98-103
23. Кирюхин В.М. Информатика. Всероссийские олимпиады. — М.: Просвещение, Вып. 1., 2008. 220 с.
24. Кирюхин В.М. Информатика. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. — М.: Просвещение, 2010.
25. Кирюхин В.М. Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике. Всерос. олимпиада школьников. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 271 с.
26. Кирюхин В.М. Развитие форм самостоятельной подготовки школьников к участию в олимпиадах по информатике в условиях информатизации российского образования // Информатика и образование. 2010. № 11. С. 49-56.
27. Кирюхин В.М., Цветкова М.С. Система подготовки школьников к олимпиадам по информатике в среде развивающего обучения // Профильная школа. 2011. № 5. С. 36-48.
28. КиселевС.В., И.Л. Киселев. Основы сетевых технологий. — М.: Академия, 2012. 64 с.
29. Коноплева И.С., Чубова А.П. Компьютерные обучающие системы // Учитель. 2007. № 5. с. 16-17.
30. Кораблёв А.А. Информационно¬
телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2016. - № 2. - с. 37-39.
31. Лазурский, А.Ф. Очерк науки о характерах [Текст] / Лазурский, А.Ф. // Психология индивидуальных различий : хрестоматия. -2008. -С.268-287.
32. Малышев A.B. Мотивация учащихся к углублению знаний по информатике средствами перманентной дистанционной олимпиады: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.02. Омск, 2006. 197 с.
33. Мантуленко, В.В. Роль педагога в условиях использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе / В.В. Мантуленко. — Самара: Самарский научный центр РАН, 2006. с.222 - 224.
34. Матюшкин A.M. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб. пособие. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. 192 с.
35. Международная олимпиады по информатике
«Снейл» [Электронный ресурс]. -URL:
https://nic-snail.ru/calendar/mezhdunarodnaya-olimpiada-po- informatike_2019 (дата обращения: 09.10.2019).
36. Монкс,Ф., Ипенбург,И. Одаренные дети / Пер. с голландского. -М.:Когито-Центр, 2014. -132 с.
37. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Часть 1. Обучение: Учеб. пособие — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. 162 с.
38. Олимпиада школьников «Ломоносов» [Электронный ресурс]. -URL: https://olymp.msu.ru/ (дата обращения: 03.10.2019).
39. Осипова С.И., Соловьева Т.В.. Проектирование студентом индивидуальной образовательной траектории в условиях информатизации образования. — М.: Инфра-М, Сибирский федеральный университет СФУ, 2014. 140 с.
40. Педагогический словарь. [Электронный
ресурс]. -URL:
http://www.вокабула.рф/словари/педагогическийсловар(дата обращения: 13.11.2019).
41. Петрова Е.А. Организация дистанционной поддержки обучения в школе. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. 104 с.
42. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании/Е. И. Петухова // Успехи современного естествознания. 2013. № 10.
43. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / М.: Академия, 2009. 348 с.
44. Пустовалова, В.В. Самопроектирование
управленческой деятельности методистов как условие развития олимпиадного движения/Вестник Томского государственного университета: общенаучный
периодический журнал. 2008. № 307. С. 139-143
45. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании//издательство: Дрофа 2008г. 320 с.
46. Рыжов В.Н. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов вузов, педагогических колледжей и училищ. 3-е изд., перераб. и доп. Саратов, 2018. 375 с
47. Савенков, А.И. Психология детской одаренности. — М.: Генезис, 2010. 440 с.
48. Савенков, А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение школьников. — СПб.: Питер, 2004. 272 с.
49. Сергеева, Т.Ф. Система работы с одаренными детьми: теория и практика / Т.Ф. Сергеева, Н.А. Пронина, Е.В. Сечкарева. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. 284 с.
50. Синягина, Н.Ю. Личностно-ориентированный
воспитательный процесс и развитие одаренности. Методическое пособие. Б-ка «Одаренные дети». — М.:
Министерство образования РФ, 2001. 126 с.
51. Соловьев А.В., Меньшикова А.А. От регламентов традиционного формального образования к «золотым клеткам» виртуальных учебных сред и свободе облачных сервисов// Дистанционное и виртуальное обучение. 2011. №12.С. 12-23.
52. Тарасова, Г.В. Организационно-педагогические условия развития готовности учителя к работе с одаренными детьми : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01. Казань, 2005. 267 с.
53. Тихомирова, Е. В. Каким должно быть современное образование / Е. В. Тихомирова. // Качество образования. 2011. № 7 . С. 38- 43.
54. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Дидактика Плюс, 2002. - 35 с.
55. Ушаков,Д.В. Психология одаренности и проблема субъекта // Проблема субъекта в психологической науке /Отв. Ред. А.В. Брушлинский и др. -М., 2000. 320 с.
56. Холодная,М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития//Психологический журнал. 2016. №5. С. 69-78.
57. Цветкова М.С. Информационная активность педагогов [Текст] / М.С. Цветкова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 352 с
58. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. - Волгоград: Учитель, 2017. C.50-55
59. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модэк», 2016. 368 с.