Введение
Глава 1. Методики анализа визуальных данных
1.1 Понятие образа и исследования визуальных процессов
1.2 Фотография как объект научного знания
1.3 Анализ визуальных образов и композиции фотоснимка
Глава 2. Трансформация визуального образа В.В. Путина в зарубежных СМИ
2.1 Особенности репрезентации политических лидеров в СМИ
Заключение
Список использованной литературы
За последние несколько лет на мировой политической арене произошло немало событий, так или иначе отразившихся на отношениях Российской Федерации с другими странами. Украинский конфликт, бойкотирование частью зарубежных политиков Олимпиады 2014 года, изменение Российской границы, «исключение» страны из G8, введение политических и экономических ограничительных мер бывшими дипломатическими союзниками - это и многое другое значительно повлияло и на образ страны, и на образ президента, транслируемый иностранными СМИ.
Несомненно, образ первого лица важен. Зачастую именно от имиджа и репутации президента зависит вектор принимаемых решений других держав. Едва ли кто-то захочет налаживать союзнические отношения с главой-тираном, с политиком без лидерских качеств или с не сдерживающим слово. Поэтому над имиджем президента неустанно трудится огромное количество профессионалов. Тем не менее в настоящий момент Россия не обладает действенными инструментами существенной регуляции образа президента в зарубежных СМИ.
Данные факторы определяют актуальность и значимость настоящего исследования. В.В. Путин уже много лет является одним из главных политических лидеров страны. Период его руководства включает в себя колоссальное количество решений и событий. Естественно, визуальный образ В.В. Путина в периодических изданиях разных мировых субъектов регулярно претерпевает изменения. И эти изменения относительно естественны: PR- специалисты не способны значительно повлиять на зарубежную прессу. По этой причине визуальные образы В.В. Путина коррелируют с событиями на политической арене и отношением граждан того или иного государства к российской власти.
Степень изученности имиджа действующего президента достаточно высока.
Научная новизна квалификационной работы заключается в анализе непосредственно визуального образа, изобразительной части материалов, а также в структурировании методов анализа визуальных данных и описании особенностей этого процесса.
Цель исследования - проследить трансформацию визуального образа В.В.Путина в качественной зарубежной прессе с 2000 по 2017 год.
Объект анализа - изображения В.В. Путина в зарубежных изданиях.
Предмет изучения - визуальный образ действующего президента в иностранной прессе.
Гипотеза исследования - визуальный образ политика в СМИ трансформируется в зависимости от событий на политической арене и от отношений между странами.
1 Rutten E. Putin on Panties: Sexing Russia in late soviet and post-soviet culture. // Pegasus, 2012. S. 567 - 597.
2 Goscilo H. Putin as Celebrity and Cultural Icon. // Routledge, 2013.
3 Оганесян К.С. Освещение предвыборной кампании В. Путина 2012 г. в зарубежных СМИ / К.С. Оганесян // Медиаскоп. - 2015. - №3. URL: http://www.mediascope.ru/node/1852
4 Menzel B. Glamour Russian Style: The Putin Era / B. Menzel // Russian Analytical Digest. - 2013. №126. S. 6 - 10.
5 Боброва Г.Е. Трансформация имиджа В. Путина в еженедельнике «Spiegel» (на примере трех президентских избирательных кампаний) / Г.Е. Боброва, И.Н. Комарова // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2014. - №3 (27). - С. 83 - 96. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-imidzha-v-putina-v-ezhenedelnike-spiegel-na-primere- treh-prezidentskih-izbiratelnyh-kampaniy
6 Пономарева, О. А. Актуализация политического имиджа В.В. Путина в российских и американских СМИ. Автореферат дисс. ...канд. филологических наук. Волгоград: Институт языкознания РАН, 2005. URL: http://cheloveknauka.com/aktualizatsiya-politicheskogo-imidzha-v- v-putina-v-rossiyskih-i-amerikanskih-smi
Для достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи:
1. Конкретизировать понятие «визуальный образ»;
2. Описать методы анализа и способы интерпретации визуальных данных;
3. Сформировать методику исследования и «категории кодирования»;
4. Собрать эмпирическую базу методом контент-анализа;
5. Проследить процесс трансформации, выявить стереотипы визуальных образов В.В. Путина.
Для решения поставленных задач были применены методы классификации, сравнения, обобщения, комплексного анализа теоретического материала, а также качественный и контент-анализ фотоснимков.
В теоретическую базу работы были включены труды российских и зарубежных исследователей визуальных данных (G. Rose, M. Emmison и P.Smith, Н.С. Кузевановой, Е.М. Кузнецовой, Л.А. Мардиевой), социологов (Н.М. Богдановой, П. Штомпки, А.А. Давыдова), философов (В.В.Савчука) и политологов (Н.Г. Щербининой, К.С. Оганесян).
Хронологические рамки исследования включают в себя 8 периодов по 4 недели с 2000 по 2017 год. Каждый период соотносится с крупным событием в профессиональной деятельности В.В. Путина. Исследование содержит материалы СМИ незадолго до важной даты и несколько недель после неё:
1. Первый президентский срок (20 марта - 16 апреля 2000 года);
2. Второй президентский срок (9 марта - 6 апреля 2004 года);
3. Переход в правительство (28 апреля - 25 мая 2008 года);
4. Создание таможенного союза (23 июня - 20 июля 2010 года);
5. Третий президентский срок (1 марта - 28 марта 2012 года);
6. Олимпиада в Сочи (27 января - 23 февраля 2014 года);
7. Референдум о статусе Крыма (6 марта - 2 апреля 2014 года);
8. Наше время (27 февраля - 26 марта 2017 года).
1. «The New York Times» (США). Издаётся с 1851 года. Несмотря на первоначальную концепцию регионального издания, «The New York Times» является одной из самых влиятельных газет в мире. Тираж - около 900 тыс. экземпляров.
2. «La Repubblica» (Италия). Основана в 1976 году, в настоящий момент является второй по популярности итальянской газетой. Тираж - более 300 тыс. экземпляров.
3. «Le Monde» (Франция). Либеральная газета, публикуется с 1944 года. Тираж - более 350 тыс. экземпляров.
4. «The Independent» (Великобритания). Самая «молодая» газета списка. Была основана в 1986 году и долгое время пользовалась популярностью. Тираж в 2009 году составлял более 180 тыс. экземпляров. Год назад из-за убытков выпуск печатной версии прекратили. В настоящий момент - интернет-издание.
5. «Frankfurter Rundschau» (Германия). Газета социал-демократической направленности, учреждена в 1945 году. В среднем тираж со ставляет 150 тыс. экземпляров.
6. «The Globe and Mail» (Канада). Вторая по популярности в стране и самая «старая» в списке - издаётся с 1844 года. Публикуется шесть дней в неделю, тираж - более 300 тыс. экземпляров.
7. «European Pressphoto Agency» - международное агентство новостей. Штаб-квартира находится во Франкфурте-на-Майне (Германия). Свыше 400 фотокорреспондентов, более 1000 фотографий в день.
8. «Getty Images» - американское фотоагентство, один из крупнейших фотобанков - более 70 млн. изображений разной направленности.
Структура работы: введение, две главы и заключение. В первой главе комплексно анализируется теоретический материал по проблематике визуальных процессов, конкретизируется понятие «визуальный образ» и формируется методика практического исследования. Во второй главе разграничиваются понятия «имидж» и «визуальный образ», выделяются «категории кодирования» и приводятся данные анализа образа В.В. Путина за изучаемый период.
В настоящей работе был глубоко проанализирован визуальный образ и тенденции его развития, а также сформированы основные стереотипы образа В.В. Путина.
Основные выводы:
1. Специфика визуального образа подразумевает отсутствие словесной составляющей.
2. В фотоснимках В.В. Путина присутствуют так называемые «прецедентные визуальные образы» или «стереотипы».
Гипотеза работы была подтверждена: визуальный образ политика в СМИ трансформируется в зависимости событий на политической арене и от отношений между странами.
1. Давыдов А.А. Конкурентные преимущества системной социологии. М.: 2008. С. 43 - 62. URL: http://knigilib.net/book/457-konkurentnye- preimushhestva-sistemnoj-sociologii-davydova-aa/7-vizualnaya- sociologiya.html(дата обращения: 03.05.2017).
2. Егорова-Гантман Е.В. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. М.: Об-во «Знание» России, 1994. URL: http://www.aha.ru/ ~propag/books/10/0001/11.htm (дата обращения: 03.05.2017).
3. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979 г.
4. Савчук В.В. Антология медиафилософии. СПб.: Издательство РХГА, 2013. С. 306 - 331. URL: http://www.rfh.ru/downloads/Books/134393013.pdf(дата обращения: 03.05.2017).
5. Шестопал Е.Б. Политическая психология. М.: Инфра-М, 2002. URL: http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Shestop/14.php(дата обращения: 03.05.2017).
6. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2007.
7. Щербинина Н.Г. Политическая имиджелогия: учебно-методическое пособие. Томск, 2016.
На иностранных языках
8. Emmison M., Smith P Researching the Visual. // Sage Publications, 2000.
9. Goscilo H. Putin as Celebrity and Cultural Icon. // Routledge, 2013.
10. Rose G. Visual methodologies. // Sage Publications, 2001.
11. Rutten E. Putin on Panties: Sexing Russia in late soviet and post-soviet culture. // Pegasus, 2012. S. 567 - 597.
Авторефераты, диссертации, ВКР
12. Бондарева Л.В. Динамика политического имиджа России в качественной прессе
США: диссертация на соиск. ст. канд. пол.. наук. - М., 2007.
13. Отц Е.В. Имидж политического лидера и социально-психологические особенности его влияния на отношения электората: дис. кандидата психологических наук. - М., 2005
14. Пономарева, О. А. Актуализация политического имиджа В.В. Путина в российских и американских СМИ. Автореферат дисс. ...канд. филологических наук. Волгоград: Институт языкознания РАН, 2005. URL: http://cheloveknauka.com/aktualizatsiya-politicheskogo-imidzha-v-v-putina-v- rossiyskih-i-amerikanskih-smi(дата обращения: 05.05.2017).
15. Якушин Д.А. Технологии формирования имиджа политического лидера в западных демократических системах: рациональный опыт для России: дис. кандидата политических наук. - М., 2014.
Научные статьи
На русском языке
16. Бадиев А.Г. Формирование имиджа политического лидера на примере России и США / А.Г. Бадиев, О .В. Плотникова // Сибирский международный. - 2014. - №16. - С. 139 - 145.
17. Боброва Г. Е. Трансформация имиджа В. Путина в еженедельнике «Spiegel» (на примере трех президентских избирательных кампаний) / Г.Е.Боброва, И.Н. Комарова // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2014. - №3 (27). - С. 83 - 96. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-imidzha-v-putina-v-ezhenedelnike- spiegel-na-primere-treh-prezidentskih-izbiratelnyh-kampaniy (дата обращения: 05.05.2017).
18. Богданова Н.М. «Визуальная социология» - новая наука или особый угол
зрения? / Н.М. Богданова // Социологический журнал. - 2012. - № 3. - С.
67 - 69.
19. Гуляихин В.Н. Архетипы политической культуры российских граждан / В.Н. Гуляихин // NB: Проблемы политики и общества. - 2013. - № 1. - С. 153 - 170. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_332.html(дата обращения: 05.05.2017).
20. Гурьева М.М. Повседневная фотография как объект научного исследования / М.М. Гурьева // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2009. - №3. - С. 153 - 161. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/povsednevnaya- fotografiya-kak-obekt-nauchnogo-issledovaniya(дата обращения: 05.05.2017).
21. Дворковая М.В. Политическая имиджелогия как наука и практика / М.В.Дворковая // Наука и современность. - 2014. - №30. С. 93 - 97. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-imidzhelogiya-kak-nauka-i- praktika(дата обращения: 12.05.2017).
22. Дроздова А.В. Трансформация повседневных практик человека: от текста к визуальному образу / А.В. Дроздова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №10. - С. 183 - 187. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/transformatsiya-povsednevnyh-praktik-cheloveka-ot-teksta-k-vizualnomu- obrazu (дата обращения: 03.05.2017).
23. Дягилева Н.С. Анализ фотографии как метод качественного социологического исследования. [Электронная публикация]. URL: http:// pandia.ru/text/79/565/55711.php (дата обращения: 03.05.2017).
24. Зенкова А.Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально-гуманитарного знания / А.Ю. Зенкова // Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. - 2004. - №5. - С. 184 - 193. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/vizualnye-issledovaniya-kak-integralnaya-oblast-sotsialno- gumanitarnogo-znaniya (дата обращения: 03.05.2017).
25. Инишев И. «Иконический поворот» в теориях культуры и общества / И.Инишев // Логос. - 2012. - №1. - С. 184 - 211. URL: https:// publications.hse.ru/articles/63041837(дата обращения: 03.05.2017).
26. Копцева Н.П. Визуальная Антропология как актуальная область культурных исследований / Н.П. Копцева, М.И. Ильбейкина // Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - №2. - С. 133-155. URL: http://hses-online.ru/2014/02/16.pdf(дата обращения: 05.05.2017).
27. Кузеванова Н.С. Специфика визуального образа / Н.С. Кузеванова, Н.А.Симбирцева // Инновации в науке. - 2011. - № 1 - С. 1 - 6.
28. Кузнецова Е.М. Проблема восприятия визуального образа / Е.М.Кузнецова // Наука. Искусство. Культура. - 2014. - № 3. - С. 190 - 194. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-vospriyatiya-vizualnogo- obraza(дата обращения: 05.05.2017).
29. Мардиева Л.А. Коды визуального поведения и ассоциированные с ними смыслы: постановка проблемы / Л.А. Мардиева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - №3 (33): в 2-х ч. Ч. I. C. 126-130. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2014_3-1_35.pdf(дата обращения: 03.05.2017).
30. Мардиева Л.А. Коллективная культурная память общества (прецедентные визуальные образы и феномены) / Л.А. Мардиева // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2011. - №3. - С. 202 - 209. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kollektivnaya-kulturnaya-pamyat- obschestva-pretsedentnye-vizualnye-obrazy-i-fenomeny(дата обращения: 03.05.2017).
31. Мягкова М. Визуальная культура как социокультурный феномен / М.Мягкова // Аналитика культурологии. - 2008. - №11. - С. 1 - 7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vizualnaya-kultura-kak-sotsiokulturnyy- fenomen(дата обращения: 03.05.2017).
32. Оганесян К.С. Освещение предвыборной кампании В. Путина 2012 г. в зарубежных СМИ / К.С. Оганесян // Медиаскоп. - 2015. - №3. URL: http://
www.mediascope.ru/node/1852(дата обращения: 05.05.2017).
33. Оганесян К.С. Политическое лидерство и средства массовой информации как инструмент отражения образа политика / К. С. Оганесян // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - Т. 5, №2. - С. 247-260.
34. Порозов Р.Ю. Визуальное как доминанта современной культуры / РЮ.Порозов // Политическая лингвистика. - 2011. - №2. - С. 219 - 221. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vizualnoe-kak-dominanta-sovremennoy- kultury(дата обращения: 03.05.2017).
35. Серикова Т.Ю. Трансформация понятий «Визуальный» и «Художественный» образы в современной культуре / Т.Ю. Серикова // Известия АлтГУ - 2010. - №1-2. - С. 152 - 155. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-ponyatiy-vizualnyy-i- hudozhestvennyy-obrazy-v-sovremennoy-kulture(дата обращения: 05.05.2017).
36. Щербинина Н. Г. Визуальный образ и оптический политический режим / Н.Г. Щербинина // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2013. - №3 (23). - С. 67 - 69. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/vizualnyy-obraz-i-opticheskiy-politicheskiy-rezhim (дата обращения: 05.05.2017).
На иностранных языках
37. Menzel B. Glamour Russian Style: The Putin Era / B. Menzel // Russian Analytical Digest. - 2013. №126. S. 6 - 10.
Словари и энциклопедии
38. Политика. Толковый словарь. М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. 2001. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/248(дата обращения: 03.05.2017).
39. Современная энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/
53330 (дата обращения: 03.05.2017).
Электронные ресурсы
40. Советский фотошоп. URL: http://www.tvc.ru/channel/brand/id/2339/show/ episodes/episode_id/39005/?page=2 (дата обращения: 03.05.2017).
41. Психологические типы личности по К. Юнгу. URL: http://www.grandars.ru/ college/psihologiya/tipy-lichnosti-po-yungu.html (дата обращения: 03.05.2017).