ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ВОЛОКНИСТЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Теоретические основы обучения младших школьников художественно-эстетической деятельности на занятиях во внеурочное время 9
1.1. Сущность и виды внеурочной деятельности младших
школьников 9
1.2. Использование волокнистых материалов в кружковой
работе во внеурочной деятельности младших школьников 21
ГЛАВА II. Методика организации занятий по художественной обработке волокнистых материалов с учащимися начальных классов в общеобразовательной школе 29
2.1. Содержание занятий по художественной обработке
волокнистых материалов во внеурочной деятельности с учащимися младших классов общеобразовательной школы 29
2.2. Формы и приемы работы с учащимися младших классов на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов во внеурочной деятельности 44
2.3. Опытно-экспериментальная работа по развитию у
младших школьников навыков работы с волокнистыми материалами на занятиях кружка мягкой игрушки «Пушистик» 60
ГЛАВА III. Этапы выполнения творческой работы на тему «Элли и ее друзья»
3.1. Формирование замысла творческой части дипломной
работы 76
3.2. Последовательность работы над созданием игрушек из
волокнистых материалов 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Правила техники безопасности 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тематический план работы кружка «Пушистик» 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Виды волокнистых материалов 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Материал к занятию «Виды швов» 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Правила раскроя и сборки игрушки из меха 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Диагностическая карта «Оценка навыков работы
с волокнистыми материалами» 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Технологическая последовательность
изготовления мягкой игрушки 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Технологическая карта последовательности
заправки нити и закрепление ее на ткани 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Выкройка из меха игрушки котенка 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Конспект занятия на тему «Изготовление
игрушки собачки» 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Образцы работ членов кружка «Пушистик»... 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Выкройка пингвина 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 Выкройки щенка 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 Эскизы кукол - героев повести «Волшебник
Изумрудного города» 134
ГЛАВА I. Теоретические основы обучения младших школьников художественно-эстетической деятельности на занятиях во внеурочное время 9
1.1. Сущность и виды внеурочной деятельности младших
школьников 9
1.2. Использование волокнистых материалов в кружковой
работе во внеурочной деятельности младших школьников 21
ГЛАВА II. Методика организации занятий по художественной обработке волокнистых материалов с учащимися начальных классов в общеобразовательной школе 29
2.1. Содержание занятий по художественной обработке
волокнистых материалов во внеурочной деятельности с учащимися младших классов общеобразовательной школы 29
2.2. Формы и приемы работы с учащимися младших классов на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов во внеурочной деятельности 44
2.3. Опытно-экспериментальная работа по развитию у
младших школьников навыков работы с волокнистыми материалами на занятиях кружка мягкой игрушки «Пушистик» 60
ГЛАВА III. Этапы выполнения творческой работы на тему «Элли и ее друзья»
3.1. Формирование замысла творческой части дипломной
работы 76
3.2. Последовательность работы над созданием игрушек из
волокнистых материалов 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Правила техники безопасности 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тематический план работы кружка «Пушистик» 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Виды волокнистых материалов 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Материал к занятию «Виды швов» 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Правила раскроя и сборки игрушки из меха 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Диагностическая карта «Оценка навыков работы
с волокнистыми материалами» 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Технологическая последовательность
изготовления мягкой игрушки 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Технологическая карта последовательности
заправки нити и закрепление ее на ткани 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Выкройка из меха игрушки котенка 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Конспект занятия на тему «Изготовление
игрушки собачки» 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Образцы работ членов кружка «Пушистик»... 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Выкройка пингвина 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 Выкройки щенка 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 Эскизы кукол - героев повести «Волшебник
Изумрудного города» 134
Актуальность исследования. В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, в которой закладывается фундамент будущих знаний. Значение и функции начальной школы определяются не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и, в первую очередь, ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка. В связи с этим переход к обучению на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) требует нового подхода к учебным и воспитательным функциям общеобразовательной школы и, естественно, совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В стандартах второго поколения обозначена цель начального образования: развитие личности обучающегося на основе усвоения таких универсальных учебных действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе, а также формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной деятельности. Это означает, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и вооружить его универсальными способами познания и освоения мира.
Поскольку социализация детей в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования, важно вовремя сориентировать их в современной социокультурной среде, влияющей на развитие творческого потенциала. Такую возможность общеобразовательным учреждениям предоставляет ФГОС НОО нового поколения, согласно которому неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является организация обязательной для учащихся внеурочной деятельности, позволяющей рационально решать задачи воспитания и социализации детей.
ФГОС НОО определил основные преимущества внеурочной работы с младшими школьниками: большую свободу в содержании материала и в предоставлении каждому ученику оптимальной возможности самореализации, отсутствие жесткой системы оценок, право выбора учащимися видов и форм творческой деятельности. Возможности реализации стандартов нового поколения во внеурочной деятельности обсуждают на страницах профессиональных журналов учителя-практики О.В. Бутина, Е.С. Дорохова, Л.Д. Захарова, О.В. Костенникова, О.А. Крысанова, С.Ю. Прохорова и др. Эти и другие авторы рассматривают внеурочную деятельность как инструмент интеграции дополнительного и общего образования и разрабатывают ее основные направления в условиях реализации ФГОС НОО.
Анализ практики показывает, что одним из востребованных направлений внеурочной работы является работа с волокнистыми материалами, в процессе которой учащиеся могут реализовать потребность в творчестве. Доступная по материалам и технике исполнения для детей младшего школьного возраста работа по созданию мягкой игрушки в настоящее время получила широкое распространение. Роль кружковых занятий по технологии в развитии творческой личности младшего школьника высоко оценивают как учителя начальной школы, так и сами дети и их родители. Поэтому в последнее время стали популярными пособия по изготовлению мягких игрушек. Так, определенный интерес представляет книга для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений О.С. Молотобаровой «Кружок изготовления игрушек-сувениров», в которой даются рекомендации по организации и проведению кружковых занятий, рассказывается о технологии изготовления различных плоских и объемных игрушек-сувениров.
Следует также назвать пособие для работы в кружках школы и внешкольных учреждений Г.Ф. Баландиной «Изготовление мягкой игрушки», книгу М.В. Бывальцевой «Мягкие игрушки своими руками» и книгу И.А. Агаповой и М.А. Давыдовой «Мягкая игрушка своими руками», в которой содержится более 60-ти оригинальных моделей поделок из меха и ткани - от простейших (на основе шарика и валика) до настоящих самодельных шедевров. Своим опытом работы по изготовлению мягкой игрушки в начальных классах делятся А.В. Ефимова, Е.Б. Путянина, О.А. Скляренко, В. Соколова, А.А.Якубова и др.
На страницах журналов «Школа и производство», «Начальная школа», «Воспитание школьников», «Перспективы науки и образования» и др. публикуется большое количество статей, в которых раскрывается специфика обучения младших школьников изготовлению мягких игрушек во внеурочное время. Это статья А.А. Кирьяковой о свойствах материалов для набивки мягкой игрушки, статья Е.А. Марковой об изготовлении мягкой игрушки из трикотажной перчатки, статья З.Н. Мирошниченко, посвященная использованию средств информационных технологий в работе кружка мягкой игрушки, статья Л.Д. Осокиной об изготовлении мягких игрушек из текстильных шариков-модулей и др.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в практике работы школы внеурочная деятельность по изготовлению мягкой игрушки часто рассматривается лишь как пространство для отдыха и развлечений, а не для приобретения опыта работы с волокнистыми материалами и развития творческих способностей. Отсюда вытекает противоречие между развивающими и воспитательными возможностями внеурочной работы и реальным ее использованием для этих целей. Решение этой проблемы составило цель дипломной работы.
В соответствии с целью дипломной работы были выдвинуты следующие задачи:
1. Раскрыть сущность внеурочной деятельности младших школьников и выявить роль кружка мягкой игрушки в изучении свойств волокнистых материалов.
2. Разработать тематический план работы кружка мягкой игрушки и апробировать эффективные приемы и формы работы с учащимися младших классов на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов во внеурочной деятельности.
3. Провести педагогический эксперимент по развитию у младших школьников навыков работы с волокнистыми материалами на занятиях кружка мягкой игрушки «Пушистик».
Объект исследования - методика организации занятий по художественной обработке волокнистых материалов во внеурочной деятельности с учащимися начальных классов в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - содержание занятий по художественной обработке волокнистых материалов во внеурочной деятельности с учащимися начальных классов в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: процесс организации и проведения занятий по художественной обработке волокнистых материалов во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
- работа кружка по художественной обработке волокнистых материалов будет организована на научной основе;
- работа по изготовлению художественных изделий из волокнистых материалов будет проводиться с учетом психолого-педагогических и физиологических особенностей обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями;
- работа с волокнистыми материалами во внеурочной деятельности будет осуществляться организованно, согласно плану работы кружка;
- будут использованы эффективные методы и приемы работы с волокнистыми материалами.
Методы исследования:
- изучение литературы по теме исследования и практического опыта внеурочной работы педагогов с волокнистыми материалами в начальной школе;
- анализ творческих работ младших школьников;
- метод диагностики творческих способностей учащихся;
- статистический метод;
- педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования - 4-й класс ГБОУ
«Белгородская общеобразовательная школа-интернат № 23».
Методологическую основу исследования составили работы по педагогике и методике внеурочной деятельности (О.В. Бутиной, В.А. Горского, Д.В. Григорьева, Г.М. Коджаспировой, A.M. Кондакова, О.В. Костенниковой, Н.Ю. Лукановой, С.Ю. Прохоровой, В.С. Селиванова и др.), а также по организации работы с волокнистыми материалами: И.А. Агаповой, Г.Ф. Баландиной, С.Б. Бесан, Н.В. Виноградовой, А.В. Ефимовой, Е.А. Меренковой, Е.Б. Путятиной и др.
Практическая значимость исследования заключена в том, что разработанная методика организации работы с волокнистыми материалами в кружке мягкой игрушки может быть использована во внеурочной работе в начальной школе.
Цели и задачи исследования обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В стандартах второго поколения обозначена цель начального образования: развитие личности обучающегося на основе усвоения таких универсальных учебных действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе, а также формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной деятельности. Это означает, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и вооружить его универсальными способами познания и освоения мира.
Поскольку социализация детей в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования, важно вовремя сориентировать их в современной социокультурной среде, влияющей на развитие творческого потенциала. Такую возможность общеобразовательным учреждениям предоставляет ФГОС НОО нового поколения, согласно которому неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является организация обязательной для учащихся внеурочной деятельности, позволяющей рационально решать задачи воспитания и социализации детей.
ФГОС НОО определил основные преимущества внеурочной работы с младшими школьниками: большую свободу в содержании материала и в предоставлении каждому ученику оптимальной возможности самореализации, отсутствие жесткой системы оценок, право выбора учащимися видов и форм творческой деятельности. Возможности реализации стандартов нового поколения во внеурочной деятельности обсуждают на страницах профессиональных журналов учителя-практики О.В. Бутина, Е.С. Дорохова, Л.Д. Захарова, О.В. Костенникова, О.А. Крысанова, С.Ю. Прохорова и др. Эти и другие авторы рассматривают внеурочную деятельность как инструмент интеграции дополнительного и общего образования и разрабатывают ее основные направления в условиях реализации ФГОС НОО.
Анализ практики показывает, что одним из востребованных направлений внеурочной работы является работа с волокнистыми материалами, в процессе которой учащиеся могут реализовать потребность в творчестве. Доступная по материалам и технике исполнения для детей младшего школьного возраста работа по созданию мягкой игрушки в настоящее время получила широкое распространение. Роль кружковых занятий по технологии в развитии творческой личности младшего школьника высоко оценивают как учителя начальной школы, так и сами дети и их родители. Поэтому в последнее время стали популярными пособия по изготовлению мягких игрушек. Так, определенный интерес представляет книга для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений О.С. Молотобаровой «Кружок изготовления игрушек-сувениров», в которой даются рекомендации по организации и проведению кружковых занятий, рассказывается о технологии изготовления различных плоских и объемных игрушек-сувениров.
Следует также назвать пособие для работы в кружках школы и внешкольных учреждений Г.Ф. Баландиной «Изготовление мягкой игрушки», книгу М.В. Бывальцевой «Мягкие игрушки своими руками» и книгу И.А. Агаповой и М.А. Давыдовой «Мягкая игрушка своими руками», в которой содержится более 60-ти оригинальных моделей поделок из меха и ткани - от простейших (на основе шарика и валика) до настоящих самодельных шедевров. Своим опытом работы по изготовлению мягкой игрушки в начальных классах делятся А.В. Ефимова, Е.Б. Путянина, О.А. Скляренко, В. Соколова, А.А.Якубова и др.
На страницах журналов «Школа и производство», «Начальная школа», «Воспитание школьников», «Перспективы науки и образования» и др. публикуется большое количество статей, в которых раскрывается специфика обучения младших школьников изготовлению мягких игрушек во внеурочное время. Это статья А.А. Кирьяковой о свойствах материалов для набивки мягкой игрушки, статья Е.А. Марковой об изготовлении мягкой игрушки из трикотажной перчатки, статья З.Н. Мирошниченко, посвященная использованию средств информационных технологий в работе кружка мягкой игрушки, статья Л.Д. Осокиной об изготовлении мягких игрушек из текстильных шариков-модулей и др.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в практике работы школы внеурочная деятельность по изготовлению мягкой игрушки часто рассматривается лишь как пространство для отдыха и развлечений, а не для приобретения опыта работы с волокнистыми материалами и развития творческих способностей. Отсюда вытекает противоречие между развивающими и воспитательными возможностями внеурочной работы и реальным ее использованием для этих целей. Решение этой проблемы составило цель дипломной работы.
В соответствии с целью дипломной работы были выдвинуты следующие задачи:
1. Раскрыть сущность внеурочной деятельности младших школьников и выявить роль кружка мягкой игрушки в изучении свойств волокнистых материалов.
2. Разработать тематический план работы кружка мягкой игрушки и апробировать эффективные приемы и формы работы с учащимися младших классов на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов во внеурочной деятельности.
3. Провести педагогический эксперимент по развитию у младших школьников навыков работы с волокнистыми материалами на занятиях кружка мягкой игрушки «Пушистик».
Объект исследования - методика организации занятий по художественной обработке волокнистых материалов во внеурочной деятельности с учащимися начальных классов в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - содержание занятий по художественной обработке волокнистых материалов во внеурочной деятельности с учащимися начальных классов в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: процесс организации и проведения занятий по художественной обработке волокнистых материалов во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
- работа кружка по художественной обработке волокнистых материалов будет организована на научной основе;
- работа по изготовлению художественных изделий из волокнистых материалов будет проводиться с учетом психолого-педагогических и физиологических особенностей обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями;
- работа с волокнистыми материалами во внеурочной деятельности будет осуществляться организованно, согласно плану работы кружка;
- будут использованы эффективные методы и приемы работы с волокнистыми материалами.
Методы исследования:
- изучение литературы по теме исследования и практического опыта внеурочной работы педагогов с волокнистыми материалами в начальной школе;
- анализ творческих работ младших школьников;
- метод диагностики творческих способностей учащихся;
- статистический метод;
- педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования - 4-й класс ГБОУ
«Белгородская общеобразовательная школа-интернат № 23».
Методологическую основу исследования составили работы по педагогике и методике внеурочной деятельности (О.В. Бутиной, В.А. Горского, Д.В. Григорьева, Г.М. Коджаспировой, A.M. Кондакова, О.В. Костенниковой, Н.Ю. Лукановой, С.Ю. Прохоровой, В.С. Селиванова и др.), а также по организации работы с волокнистыми материалами: И.А. Агаповой, Г.Ф. Баландиной, С.Б. Бесан, Н.В. Виноградовой, А.В. Ефимовой, Е.А. Меренковой, Е.Б. Путятиной и др.
Практическая значимость исследования заключена в том, что разработанная методика организации работы с волокнистыми материалами в кружке мягкой игрушки может быть использована во внеурочной работе в начальной школе.
Цели и задачи исследования обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Внеурочная деятельность - составная часть единой системы обучения, воспитания и общего развития школьников. Являясь одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, внеурочная деятельность способствует формированию творчески развитой личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, готовой к успешной самореализации в современном обществе.
В рамках духовно-нравственного и общекультурного направлений развития личности во внеурочной деятельности организуется кружок мягкой игрушки, объединяющий художественное творчество детей и рукоделие и способствующий формированию универсальных учебных действий. В процессе изготовления мягкой игрушки учащиеся начальной школы совершенствуют мастерство ручного шитья, овладевают искусством цветовых сочетаний, изучают технологические процессы шитья игрушки из различных материалов и возможности корректировки выкройки.
В ходе разработки эскизов, определения технологии изготовления, поиска необходимых материалов и инструментов школьники учатся использовать и разрабатывать технологические карты, модели и схемы. Большое значение приобретает выполнение правил техники безопасности и культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Организация кружковых занятий по обучению школьников изготовлению мягкой игрушки воспитывает трудолюбие, аккуратность, развивает художественный вкус и творческий потенциал, формирует самостоятельность, создает условия для развития индивидуальных задатков, интересов и склонностей учащихся.
Содержание занятий кружка мягкой игрушки определяется тематическим планом работы и осуществляется в сотрудничестве с коллективом школы и родителями. В программу работы включается получение теоретических сведений (по истории самодельной игрушки, о волокнистых материалах и их использовании для изготовления и наполнения мягкой игрушки, о цветовом сочетании материалов, правилах раскроя, видах швов и др.) и практическая работа по изготовлению мягких игрушек из ткани и меха. Для расширения кругозора и повышения интереса к рукоделию кружковцы принимают участие в разнообразных экскурсиях (на выставку декоративно-прикладного искусства, на швейную фабрику, в зоопарк).
Обучение в кружке строится с учетом дидактических принципов
- от неизвестного к известному, от простого к сложному и на основе знаний, полученных ранее, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.
Успех обучения и воспитания зависит от методов и приемов, используемых педагогом на занятиях кружка. Усвоению знаний, формированию умений и навыков шитья, развитию творчества и интереса к изготовлению мягкой игрушки способствуют словесный (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж и т.д.), наглядный (показ последовательности выполнения изделия, просмотр схем, рисунков и т.д.), практический (составление эскизов, раскрой, сшивание деталей, оформление игрушки и т.д.), проблемный, поисковый, проектно-исследовательский, а также игровой методы обучения. В настоящее время активно используются средства информационных технологий: показ видеофильмов, презентаций и мастер классов.
В кружковой работе большую роль играют методы оценки, контроля, стимулирования и коррекции: анализ продуктов творческой деятельности детей (включая самооценку и коллективный просмотр и обсуждение выполненных игрушек), поощрение, похвала и др.
С целью выявления педагогических условий, способствующих наиболее эффективной организации и проведению занятий по художественной обработке волокнистых материалов во внеурочной деятельности, был организован педагогический эксперимент, в котором приняло участие две группы учащихся: в экспериментальную группу вошли члены кружка «Пушистик», а в контрольную - учащиеся 4-го класса, не занимающиеся в кружке мягкой игрушки.
Педагогический эксперимент включил три этапа. На констатирующем этапе были разработаны критерии и показатели оценки уровней развития навыков работы с волокнистыми материалами. Разработанная нами диагностическая карта «Оценка навыков работы с волокнистыми материалами» позволила осуществить мониторинг их развития у школьников, участвующих в эксперименте.
В процессе констатирующего этапа эксперимента выявлялись знания всех участников эксперимента о санитарно-гигиенических требованиях и технике безопасности работы режущими и колющими предметами, представления о народной самодельной игрушке, истории и технологии изготовления игрушки из ткани и меха, знания об использовании различных материалов для изготовления и наполнения мягкой игрушки, технике шитья, а также определялся уровень сформированности навыков шитья и работы с волокнистыми материалами.
Диагностическое обследование выявило преобладание у всех школьников низкого уровня развития навыков работы с волокнистыми материалами (60% от членов экспериментальной группы и 50% от членов контрольной группы). Никто из младших школьников обеих групп не показал высокий уровень развития навыков работы с волокнистыми материалами.
По результатам первичной диагностики и в соответствии с гипотезой исследования на втором, формирующем, этапе эксперимента была организована работа по развитию навыков работы с волокнистыми материалами, которая осуществлялась по разработанному нами плану работы кружка мягкой игрушки «Пушистик». Работа осуществлялась по трем направлениям: теоретическая, практическая подготовка и развитие творческой активности в художественно-трудовой деятельности.
При разработке содержания кружковых занятий, выборе тем, форм и методов обучения были учтены дидактические принципы, а также возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, участвующих в эксперименте. В процессе реализации плана работы кружка использовались разнообразные формы и методы внеурочной работы, выбор которых зависел от целей и задач занятия, а также от уровня освоения школьниками навыков работы с волокнистыми материалами.
Повторная диагностика не выявила роста уровней развития навыков работы с волокнистыми материалами у членов контрольной группы, не посещающих кружок мягкой игрушки. У членов кружка «Пушистик» (экспериментальная группа), напротив, наблюдается прочное усвоение технологии изготовления мягкой игрушки из ткани и меха, рост стремления к индивидуальному творческому самовыражению, развитие устойчивого познавательного интереса к рукоделию.
По итогам экспериментальной работы трое младших школьников экспериментальной группы показали высокий уровень развития навыков работы с волокнистыми материалами, вдвое уменьшилось количество учащихся с низким уровнем (с 60% до 30%) развития навыков работы с волокнистыми материалами. Все без исключения кружковцы улучшили свои результаты, что свидетельствует об эффективности проделанной работы.
Таким образом, положительная динамика развития навыков работы с волокнистыми материалами подтверждает гипотезу исследования и правильность выбора методов и приемов решения поставленных задач. В ходе эксперимента было доказано, что кружковая работа является эффективным средством развития навыков работы с волокнистыми материалами.
В рамках духовно-нравственного и общекультурного направлений развития личности во внеурочной деятельности организуется кружок мягкой игрушки, объединяющий художественное творчество детей и рукоделие и способствующий формированию универсальных учебных действий. В процессе изготовления мягкой игрушки учащиеся начальной школы совершенствуют мастерство ручного шитья, овладевают искусством цветовых сочетаний, изучают технологические процессы шитья игрушки из различных материалов и возможности корректировки выкройки.
В ходе разработки эскизов, определения технологии изготовления, поиска необходимых материалов и инструментов школьники учатся использовать и разрабатывать технологические карты, модели и схемы. Большое значение приобретает выполнение правил техники безопасности и культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Организация кружковых занятий по обучению школьников изготовлению мягкой игрушки воспитывает трудолюбие, аккуратность, развивает художественный вкус и творческий потенциал, формирует самостоятельность, создает условия для развития индивидуальных задатков, интересов и склонностей учащихся.
Содержание занятий кружка мягкой игрушки определяется тематическим планом работы и осуществляется в сотрудничестве с коллективом школы и родителями. В программу работы включается получение теоретических сведений (по истории самодельной игрушки, о волокнистых материалах и их использовании для изготовления и наполнения мягкой игрушки, о цветовом сочетании материалов, правилах раскроя, видах швов и др.) и практическая работа по изготовлению мягких игрушек из ткани и меха. Для расширения кругозора и повышения интереса к рукоделию кружковцы принимают участие в разнообразных экскурсиях (на выставку декоративно-прикладного искусства, на швейную фабрику, в зоопарк).
Обучение в кружке строится с учетом дидактических принципов
- от неизвестного к известному, от простого к сложному и на основе знаний, полученных ранее, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.
Успех обучения и воспитания зависит от методов и приемов, используемых педагогом на занятиях кружка. Усвоению знаний, формированию умений и навыков шитья, развитию творчества и интереса к изготовлению мягкой игрушки способствуют словесный (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж и т.д.), наглядный (показ последовательности выполнения изделия, просмотр схем, рисунков и т.д.), практический (составление эскизов, раскрой, сшивание деталей, оформление игрушки и т.д.), проблемный, поисковый, проектно-исследовательский, а также игровой методы обучения. В настоящее время активно используются средства информационных технологий: показ видеофильмов, презентаций и мастер классов.
В кружковой работе большую роль играют методы оценки, контроля, стимулирования и коррекции: анализ продуктов творческой деятельности детей (включая самооценку и коллективный просмотр и обсуждение выполненных игрушек), поощрение, похвала и др.
С целью выявления педагогических условий, способствующих наиболее эффективной организации и проведению занятий по художественной обработке волокнистых материалов во внеурочной деятельности, был организован педагогический эксперимент, в котором приняло участие две группы учащихся: в экспериментальную группу вошли члены кружка «Пушистик», а в контрольную - учащиеся 4-го класса, не занимающиеся в кружке мягкой игрушки.
Педагогический эксперимент включил три этапа. На констатирующем этапе были разработаны критерии и показатели оценки уровней развития навыков работы с волокнистыми материалами. Разработанная нами диагностическая карта «Оценка навыков работы с волокнистыми материалами» позволила осуществить мониторинг их развития у школьников, участвующих в эксперименте.
В процессе констатирующего этапа эксперимента выявлялись знания всех участников эксперимента о санитарно-гигиенических требованиях и технике безопасности работы режущими и колющими предметами, представления о народной самодельной игрушке, истории и технологии изготовления игрушки из ткани и меха, знания об использовании различных материалов для изготовления и наполнения мягкой игрушки, технике шитья, а также определялся уровень сформированности навыков шитья и работы с волокнистыми материалами.
Диагностическое обследование выявило преобладание у всех школьников низкого уровня развития навыков работы с волокнистыми материалами (60% от членов экспериментальной группы и 50% от членов контрольной группы). Никто из младших школьников обеих групп не показал высокий уровень развития навыков работы с волокнистыми материалами.
По результатам первичной диагностики и в соответствии с гипотезой исследования на втором, формирующем, этапе эксперимента была организована работа по развитию навыков работы с волокнистыми материалами, которая осуществлялась по разработанному нами плану работы кружка мягкой игрушки «Пушистик». Работа осуществлялась по трем направлениям: теоретическая, практическая подготовка и развитие творческой активности в художественно-трудовой деятельности.
При разработке содержания кружковых занятий, выборе тем, форм и методов обучения были учтены дидактические принципы, а также возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, участвующих в эксперименте. В процессе реализации плана работы кружка использовались разнообразные формы и методы внеурочной работы, выбор которых зависел от целей и задач занятия, а также от уровня освоения школьниками навыков работы с волокнистыми материалами.
Повторная диагностика не выявила роста уровней развития навыков работы с волокнистыми материалами у членов контрольной группы, не посещающих кружок мягкой игрушки. У членов кружка «Пушистик» (экспериментальная группа), напротив, наблюдается прочное усвоение технологии изготовления мягкой игрушки из ткани и меха, рост стремления к индивидуальному творческому самовыражению, развитие устойчивого познавательного интереса к рукоделию.
По итогам экспериментальной работы трое младших школьников экспериментальной группы показали высокий уровень развития навыков работы с волокнистыми материалами, вдвое уменьшилось количество учащихся с низким уровнем (с 60% до 30%) развития навыков работы с волокнистыми материалами. Все без исключения кружковцы улучшили свои результаты, что свидетельствует об эффективности проделанной работы.
Таким образом, положительная динамика развития навыков работы с волокнистыми материалами подтверждает гипотезу исследования и правильность выбора методов и приемов решения поставленных задач. В ходе эксперимента было доказано, что кружковая работа является эффективным средством развития навыков работы с волокнистыми материалами.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
(НА ПРИМЕРЕ МЯГКОЙ ИГРУШКИ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018



