Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №38171

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1202
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития творчества у детей
дошкольного возраста 7
1.2 Развитие детей дошкольного возраста в процессе работы с природным
материалом 14
1.3 Виды природного материала, используемого в работе с детьми
дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ НА ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровня творческого развития детей старшего дошкольного
возраста 31
2.2 Использование работы с природным материалом как средства
творческого развития детей старшего дошкольного возраста 34
2.3 Сравнительный анализ результатов исследовательской работы 36
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50



В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики творческого развития детей как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. О необходимости развития творческих способностей все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба. Наши дети уже пришли в этот мир, поэтому особые надежды мы возлагаем на экологическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным, во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Мы считаем, что начинать приобщать человека к природе необходимо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.
Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». И поэтому не следует откладывать творческое развитие детей на более поздние сроки, пока с раннего детства ребенок наиболее восприимчив к знаниям, пластичен и него нестандартное мышление.
Детское творчество сформировано на повторение увиденного, услышанного вокруг него. И это является важным фактором в развитие его художественных потенциалов. Желание творить возникает у ребенка самостоятельно, и она чрезвычайно искренна.
Проблема творческого развития вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Особенностями восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались такие специалисты по дошкольному воспитанию, как Д. Лазуткина, Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева, Л. Шлегер, В. Шмидт, а также деятели общей психологии, педагогики, физиологии - П. Блонский, К. Корнилов С. Шацкий.
Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия.
Одной из главных задач ФГОС Дошкольного Образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения.
Все это и обусловило актуальность темы исследования, что позволило обозначить проблему исследования: влияние работы с природным материалом на творческое детей старшего дошкольного возраста.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Работа с природными материалами как средство творческого развития у детей дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность работы с природными материалами на творческое развитие детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть психолого-педагогические аспекты развития творчества у детей дошкольного возраста;
2) Изучить особенности развития детей дошкольного возраста в процессе работы с природным материалом;
3) Выявить виды природного материала, используемого в работе с детьми дошкольного возраста;
4) Экспериментально проверить эффективность работы с природным материалом как средства творческого развития детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс творческого развития детей старшего дошкольного возраста посредством работы с природным материалом.
Предмет исследования - работа с природным материалом как средство творческого развития детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, беседа, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента.
База исследования: МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 17 «Лебедушка», города Нижнекамск, РТ. В эксперименте
участвовали воспитанники старшей группы дошкольного возраста (22 человека, которых поделили на две равных подгруппы по 11 человек в каждой группе).
Методики исследования:
«Солнце в комнате», «Складная картинка», «Как спасти зайку» авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев;
«Где чье место?», автор: Кравцова Е.Е.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень творческого развития детей старшего дошкольного возраста может быть реально и существенно повышен, если в процессе обучения и воспитания дошкольников будут целенаправленно использоваться различные занятия с использованием работы с природным материалом.
Практическая значимость заключается в том, что использование разработанного нами комплекса занятий, с использованием природного материала, в условиях современных дошкольных образовательных учреждений поможет педагогам совершенствовать работу, связанную с творческим развитием детей старшего дошкольного возраста посредством работы с природным материалом.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы,, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретических основ развития творческих способностей дошкольников средствами природы позволяет сделать следующие выводы.
Творческое развитие - это не столько приобретение каких-либо определенных технических навыков, а в первую очередь создание условий, в которых ребенок может совершать эти качественные переходы в своем сознании, окунаться в неизведанное, творить.
Природа - один из важных факторов творческого развития личности. В основе методики творческого развития должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира.
Для поделок с использованием подручных материалов могут использоваться разные дары природы: листья, каштаны, шишки, желуди, фрукты и овощи последнего урожая. Работать с ними получится в любое время года, заготовив все необходимое или пользуясь по сезону. Для создания оригинального шедевра потребуется немного: природные материалы, творческая идея, немного фантазии, терпения и инструкция, как пошагово сделать композицию. Вовлекая ребенка в творческий процесс, легко развить любовь к природе, мастерству, а вдобавок весело, интересно, увлекательно провести время.
Таким образом, творческое развитие занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, поскольку за ним стоит не только развитие творческих качеств человека, но и всей личности в целом.
Экспериментальная работа проводилась с целью творческого развития детей старшего дошкольного возраста посредством работы с природным материалом. Экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На этапе констатирующего эксперимента были выделены критерии оценивания уровня творческого развития детей старшего дошкольного возраста:
- Содержательное устранение несоответствия картинки (ребенок предлагает устранить несоответствия простыми словами то есть нарисовать в другом месте)
- Использование предметов в готовом виде, механический перенос их свойства в новую ситуацию.
- Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.
- Умение проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.
- Уровень комфортности во время диагностирования (напряжен, озабочен, скован, смущен, спокоен и т.д.).
Оценка критериев имела балльную систему.
На основании данных критериев выделили три уровня творческого развития детей старшего дошкольного возраста. Были подобраны авторские методики и проведены с детьми среднего дошкольного возраста.
Полученные данные показали, что только 3 ребенка 27% ЭГ и 4 ребенка 37 % КГ легко выполняют поставленные задания, умеют механически выполнять задания и воображать вне зависимости от заданной ситуации.
У 27% - 3 детей ЭГ и 45%-5 детей КГ выявлен средний уровень в выполнении заданий комплексной методики. Многие дети невнимательно относятся к заданию, могут задавать вопросы не по теме, из-за невнимательности переспрашивать вопрос, заниматься чем-либо в момент требующий сконцентрироваться на задании связанный с работой воображения.
У 46% -5 детей ЭГ и 18% 2- детей КГ выявлен низкий уровень:, часто перебивают взрослого, не заинтересованы и не умеющие включать воображение в заданной ситуации, для таких детей следует проводить работу по творческому развитию.
С целью повышения уровня творческого развития были проведен комплекс занятий, включающий в себя следующие занятия по аппликации и конструированию из природного материала: аппликации из природного материала: «Снеговик», «Золотая рыбка», «Винни пух», «Петух», «Подсолнухи» , «Белая береза», «Ежик из листьев».
Конструирование из природного материала: «Белое перышко», «Подосиновик», «Веселые поросята», «Бабочка-красавица», «Вертолеты- самолеты», «Улитки», «Ежик», «Черепахи. Занятия проводились в течении 1,5 месяцев с кратностью два раза в неделю.
Для оценки эффективности проведенной работы был проведен контрольный эксперимент с использованием аналогичных диагностических методик. Результаты контрольного эксперимента выявили, что у детей, входящих в контрольную группу, существенных изменений в творческом развитии фактически не произошло.
Дошкольники экспериментальной группы показали положительную динамику в творческом развитии по всем критериям. . Это проявлялось в выраженном желании в творить новое из природного материала. Во время проведения занятий мы отметили эмоциональную отзывчивость на нашу деятельность дошкольников. Ребята во время занятий без подсказки взрослого, самостоятельно придумывали новые образы, оперировали воображением. В их работах прослеживались чувство цвета, легкость в выполнении заданий и умение придумать свое особенное в поделке. К завершению формирующего этапа отметили появление более новых образов, просьбы детей использовать различные природные материалы, умение комбинировать их и соединять в единое целое для получения своей неповторимости. Поведение детей во время эксперимента было раскованное, спокойное заинтересованное. Низкий уровень творческого развития не выявлен, средний уровень зафиксирован у 36 % - детей, высокий - более чем у половины детей (63%) - 7 детей.
Проведя анализ результатов эксперимента, мы пришли к выводу, что использование работа с природным материалом на занятиях по аппликации и конструированию сыграли важную роль в творческом развитии дошкольников, в становлении их интереса к творчеству , в их эмоциональном состоянии, и в желании познавать что-то новое. Таким образом, можно утверждать, что работа с природным материалом положительно влияет на развитие всех критериев творческого развития у детей старшего дошкольного возраста.
Материалы контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проделанной работы и о том, что гипотеза исследования нашла свое подтверждение.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова - 2-е изд. - М.: Владос, 2015. - 345 с.
2. Березина, В.Г., Викентьев, И. Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов, - СПб.: издательство Буковского, 2016. 60 с.
3. Богат, В.И., Нюкалов, В.Н. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). //Дошкольное воспитание/ В.И. Богат, В.Н. Нюкалов - 2015 №7. стр. 17-19.
4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская, - М.: Академия. 2014. -С. 109-112.
5. Буре, Р.С. Учите детей трудиться / Р.С. Буре// 3-е изд. - М.: Изд- во «Просвещение», 2014. - 294 с.
6. Бубекина, Г.В. Самоделки из природного материала/ Г.В. Бубекина- 3-е изд. — М.: Изд-во «Просвещение», 2016.- С. 126-129.
7. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества //Дошкольное воспитание/ под ред. И.В. Немоляевой . - 2014 №11. С. 32-38.
8. Веракса, Е.Н. Диалектическое мышление и творчество. Вопросы психологии / Е.Н. Веракса, - 2015 №4. С. 5-9.
9. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок: Монография / Н.А. Ветлугина.-2-е изд.- М., 2016
10. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте/ Л.Н. Выготский .- 3-е изд.- СПб.: Союз, 2013. 92 с.
11. Газарян С.Д. Прекрасное - своими руками / С.Д. Газарян - М.: Академия, 2016.- 135 с.
12. Гульянц, Э.К. Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. - М.: Просвещение, 2015.- С. 103-129.
13. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко.-З-е изд. - М., 2014
14. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание / Т.О. Ендовицкая. - 2016 .№12. С. 73-75.
15. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И. Ефремов.- Пенза: Уникон-ТРИЗ. — 2014. 240 с.
16. Жмакина, Н. Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста// Дошкольное воспитание/ Н.А. Жмакина.- № 9. 2016.-С.16-20.
17. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии / Е.В. Заика, - 2017 №2. С.. 54-58.
18. Калугин, Ю.Е. Творческое воображение и его развитие: Учеб. Пособие / Ю.Е. Калугин. - Челябинск, 2015. 139 с.
19. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка/ М.М. Кольцова. М.: Педагогика, 2017. - 143 с.
20. Крылов, Е.М. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание / Е.М. Крылов -2016. № 7, С. 11-20.
21. Кудрявцев, В.И., Синельников, В.В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В.И. Кудрявцев, В.В. Синельников. 2-е изд. -2013. М.: Просвещение С. 52-59; 62-69.
22. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А Левин. 2-е изд. Томск: Пеленг, 2016 56 стр.
23. Лук, А.Н. Психология творчества /А.Н. Лук. - Наука, 2009.- 125 с.
24. Маркова, А.Е. Флористика: картины из листьев и лепестков // Дошкольное воспитание /А.Е. Маркова №5.- 2014.-С. 19-21.
25. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М. Марковская. - М.: Просвещение. 2015.-160 с.
26. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры / М.И.Нагибина.- Я.: Академия развития, 2016. - 129 с.
27. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой- 2-е изд. — М.: Просвещение, 2015. - 189 с.
28. Неверович, Я.3. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста /Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А.И. Новоселовой . -М., 2016.-С. 158-189.
29. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб.завед. В 3 кн. Кн.1. Основы общей психологии. - 5-е изд. / Р. С. Немов. -М., 2014.-576 с
30. Нестеренко, А.А. Страна сказок / А.А. Нестеренко. - Ростов-на- Дону: Издательство ростовского университета. - 2016. 32 с.
31. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. - СПб.: Речь. 2015. - 220
32. Новикова, И. В. Аппликация из природных материалов в детском саду / И. В. Новикова; худож. Е. А. Афоничева. — Ярославль: Академия развития, 2015. — 87 с.
33. Новикова, И. В. Конструирование из природных материалов в детском саду / И. В. Новикова; худож. Е. А. Афоничева. — Ярославль: Академия развития, 2015. — 96 с.
34. Панфилова Т.Ф. Обучение детей работе с природным материалом / Т.Ф. Панфилова. - М.: Школьная Пресса, 2016.
35. Поддьяков, Н.Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков. - Волгоград, 2014. 98 с.
36. Полуянов, Д.И. Воображение и способности / Д.И. Полуянов. - М.:Владос, 2015. -50 с.
37. Прохорова, Л. В. Развиваем творческую активность дошкольников. //Дошкольное воспитание Л.В. Прохорова. - 2017 №5. С. 21-27.
38. Тарловская, Н.Ф., Топоркова, Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду / Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова - М.: Просвещение, Владос, 2011. - 216 с.
39. Узорова, О.В.Пальчиковая гиманастика/ О.В. Узорова. - М.: Астрель, 2016.42с.
40. Урадовская, Г.В. Основные педагогические условия организации конструктивной деятельности с целью формирования умственной активности, самостоятельности и творчества // Исследование проблем дошкольного возраста в трудах молодых ученых / Г.В. Урадовская - М., 2013. -С.192.
41. Черныш И.К. Поделки из природных материалов / И. К. Черныш - М.: Аст-пресс, 2014.- 149 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ