ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
|
Введение 3
1. Теоретические основы формирования коммуникативной толерантности у
студентов вузов через интерактивные методы обучения 7
1.1. Толерантность как научный феномен 7
1.2. Формирование толерантности у студентов вуза 18
1.3. Интерактивные методы обучения как средство формирования
толерантности у студентов вуза 21
2. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования
коммуникативной толерантности у студентов педагогического вуза средствами социально-психологического тренинга 36
2.1. Исследование уровня толерантности у студентов педагогического вуза . 36
2.2. Программа тренинговых занятий по формированию коммуникативной
толерантности у студентов вузов 48
2.3 Итоги психолого-педагогического эксперимента 53
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение А
1. Теоретические основы формирования коммуникативной толерантности у
студентов вузов через интерактивные методы обучения 7
1.1. Толерантность как научный феномен 7
1.2. Формирование толерантности у студентов вуза 18
1.3. Интерактивные методы обучения как средство формирования
толерантности у студентов вуза 21
2. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования
коммуникативной толерантности у студентов педагогического вуза средствами социально-психологического тренинга 36
2.1. Исследование уровня толерантности у студентов педагогического вуза . 36
2.2. Программа тренинговых занятий по формированию коммуникативной
толерантности у студентов вузов 48
2.3 Итоги психолого-педагогического эксперимента 53
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение А
Актуальность. В настоящее время проблема толерантности очень актуальна и популярна. Прежде всего, это обусловлено ситуацией в современном обществе, находящимся в состоянии глобальных перемен. Благодаря усилиям «ЮНЕСКО», этот термин обрел международное значение, и является важнейшим ключевым понятием в проблематике мира как стабильности. Более того, в «Декларации Тысячелетия», принятой ООН в 2000 году, «Толерантность» обозначена как фундаментальная ценность и приоритетная стратегия развития человечества в ХХ1 веке. В современном обществе на первый план выдвигаются ценности и приоритеты, необходимые для развития цивилизованного демократического общества: этика и стратегия ненасилия, идея уважения и терпимости к другим, иным, разным позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов, сотрудничества и кооперации.
На цивилизационном и государственном уровнях разрабатываются различные программы по формированию толерантности. В связи с особой актуальностью этого вопроса в России, по заказу Министерства образования разработана федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в Российском обществе», в которой подчеркивается, что формирование толерантности в межличностных отношениях - важнейшая стратегическая задача сферы Российского образования в ХХ1 веке. Декларация принципов толерантности, Декларация и программа действий в области культуры мира, Федеральная целевая программа и другие документы призывают «принять немедленные и эффективные меры в областях преподавания, воспитания, культуры и информации...». [9, с.65] В нормативно-правовых документах особо подчеркивается и то, что успешность, адаптивность и благополучие современного человека, как в профессиональной деятельности, так и в жизни во многом зависят от способности к конструктивному взаимодействию и диалогу с другими людьми на основе толерантности. В этой связи особые требования предъявляются к совершенствованию подготовки специалистов вузами. В частности, это касается и подготовки специалистов сферы педагогики и образования.
Проблема «толерантности» одна из самых активно разрабатываемых в последние годы. Современная проблематика толерантности многообразна и существует в контексте различных точек зрения: философской, культурологической, социологической, этнологической, политологической, экономической, правовой, а также психолого-педагогической.
Понятие «толерантность» рассмотрено в ряде отечественных работ: философских (Р.Р.Валитова, 1996, В.А.Лекторский, 1997, В.М. Золотухин, 1999, П.Ф. Комогоров, 2000 и др.), психологических (Н.М. Лебедева, 1993, А.А. Реан, 1994, А.Г. Асмолов 1996, Г.У. Солдатова, 1997, И.Б. Гришпун, 2002 .и др.). В работах К.Фопеля, А.П. Панфилова, Бондыревой С.К., Емельянова Ю.Н. большое внимание уделяется понятию «коммуникативной толерантности» и ее формированию в педагогическом процессе. Оганесян Н.Т., Клещина Е.Ю., Фопель К., Ситаров В.А., Маралов В.Г. в своих работах уделяют большое значение возможностям интерактивного обучения в формировании толерантности, а также предлагают конкретные разработки тренингов для использования в учебном процессе. Особая категория работ (В. А. Лекторский, Пчелинцева И. Г., Галицких Е. О.) посвящена аспектам формирования толерантности в контексте высшего образования.
Проблема исследования. Несмотря на то, что вопросы формирования толерантности обсуждаются большим количеством специалистов, на сегодняшний день уровень толерантности выпускников вузов все еще остается достаточно низким, что негативно сказывается на их профессиональной пригодности, особенно это касается тех специалистов, деятельность которых напрямую связана со сферой межличностных отношений. Проблема исследования заключается в поиске эффективного средства повышения уровня толерантности у студентов, а именно разработке социально-коммуникативного тренинга.
Актуальность и проблема обусловили тему дипломной работы: «Формирование коммуникативной толерантности студентов психолого-педагогического направления средствами социально-психологического тренинга».
Объект: формирование коммуникативной толерантности у студентов вуза.
Предмет: интерактивные методы обучения как средство формирования коммуникативной толерантности у студентов вуза.
Цель: теоретическое обоснование, практическая разработка и экспериментальная проверка эффективности формирования коммуникативной толерантности у студентов психолого-педагогического профиля подготовки средствами социально-психологического тренинга.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативной толерантности студентов вуза в условиях тренинга будет эффективным, если:
- использовать интерактивные методы и формы эффективного взаимодействия;
- использовать психологические техники, направленные на развитие эмпатии у студентов;
- способствовать развитию у студентов навыков невербальных и вербальных форм групповой коммуникации.
Задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование понятия «толерантности» как научного феномена.
2. Рассмотреть интерактивные методы обучения как средство целенаправленного формирования коммуникативной толерантности у студентов вуза.
3. Выявить уровень толерантности студентов психолого-педагогического профиля подготовки.
4. Разработать и апробировать программу социально-психологического тренинга по формированию коммуникативной толерантности у студентов психолого-педагогического профиля подготовки.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты данной работы могут быть использованы в практике преподавания в высшей школе, а также для целенаправленного формирования коммуникативной толерантности у студентов вузов, колледжей, училищ посредством разработанной программы социально-психологического тренинга.
Методы исследования. Теоретические: изучение и анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, синтез, обобщение. Эмпирические: психодиагностика (тестирование), беседа, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ его результатов, статистическая обработка.
База исследования. Дальневосточный федеральный университет, кафедра педагогической психологии, Школа педагогики, г. Владивосток.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (61 источник) и приложения.
Апробация работы: результаты работы отображены в двух статьях из перечня Высшей аттестационной комиссии, в материалах студенческой научно-практической конференции, а также сборнике работ победителей V Международного научно-исследовательского конкурса «Студент года - 2018».
На цивилизационном и государственном уровнях разрабатываются различные программы по формированию толерантности. В связи с особой актуальностью этого вопроса в России, по заказу Министерства образования разработана федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в Российском обществе», в которой подчеркивается, что формирование толерантности в межличностных отношениях - важнейшая стратегическая задача сферы Российского образования в ХХ1 веке. Декларация принципов толерантности, Декларация и программа действий в области культуры мира, Федеральная целевая программа и другие документы призывают «принять немедленные и эффективные меры в областях преподавания, воспитания, культуры и информации...». [9, с.65] В нормативно-правовых документах особо подчеркивается и то, что успешность, адаптивность и благополучие современного человека, как в профессиональной деятельности, так и в жизни во многом зависят от способности к конструктивному взаимодействию и диалогу с другими людьми на основе толерантности. В этой связи особые требования предъявляются к совершенствованию подготовки специалистов вузами. В частности, это касается и подготовки специалистов сферы педагогики и образования.
Проблема «толерантности» одна из самых активно разрабатываемых в последние годы. Современная проблематика толерантности многообразна и существует в контексте различных точек зрения: философской, культурологической, социологической, этнологической, политологической, экономической, правовой, а также психолого-педагогической.
Понятие «толерантность» рассмотрено в ряде отечественных работ: философских (Р.Р.Валитова, 1996, В.А.Лекторский, 1997, В.М. Золотухин, 1999, П.Ф. Комогоров, 2000 и др.), психологических (Н.М. Лебедева, 1993, А.А. Реан, 1994, А.Г. Асмолов 1996, Г.У. Солдатова, 1997, И.Б. Гришпун, 2002 .и др.). В работах К.Фопеля, А.П. Панфилова, Бондыревой С.К., Емельянова Ю.Н. большое внимание уделяется понятию «коммуникативной толерантности» и ее формированию в педагогическом процессе. Оганесян Н.Т., Клещина Е.Ю., Фопель К., Ситаров В.А., Маралов В.Г. в своих работах уделяют большое значение возможностям интерактивного обучения в формировании толерантности, а также предлагают конкретные разработки тренингов для использования в учебном процессе. Особая категория работ (В. А. Лекторский, Пчелинцева И. Г., Галицких Е. О.) посвящена аспектам формирования толерантности в контексте высшего образования.
Проблема исследования. Несмотря на то, что вопросы формирования толерантности обсуждаются большим количеством специалистов, на сегодняшний день уровень толерантности выпускников вузов все еще остается достаточно низким, что негативно сказывается на их профессиональной пригодности, особенно это касается тех специалистов, деятельность которых напрямую связана со сферой межличностных отношений. Проблема исследования заключается в поиске эффективного средства повышения уровня толерантности у студентов, а именно разработке социально-коммуникативного тренинга.
Актуальность и проблема обусловили тему дипломной работы: «Формирование коммуникативной толерантности студентов психолого-педагогического направления средствами социально-психологического тренинга».
Объект: формирование коммуникативной толерантности у студентов вуза.
Предмет: интерактивные методы обучения как средство формирования коммуникативной толерантности у студентов вуза.
Цель: теоретическое обоснование, практическая разработка и экспериментальная проверка эффективности формирования коммуникативной толерантности у студентов психолого-педагогического профиля подготовки средствами социально-психологического тренинга.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативной толерантности студентов вуза в условиях тренинга будет эффективным, если:
- использовать интерактивные методы и формы эффективного взаимодействия;
- использовать психологические техники, направленные на развитие эмпатии у студентов;
- способствовать развитию у студентов навыков невербальных и вербальных форм групповой коммуникации.
Задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование понятия «толерантности» как научного феномена.
2. Рассмотреть интерактивные методы обучения как средство целенаправленного формирования коммуникативной толерантности у студентов вуза.
3. Выявить уровень толерантности студентов психолого-педагогического профиля подготовки.
4. Разработать и апробировать программу социально-психологического тренинга по формированию коммуникативной толерантности у студентов психолого-педагогического профиля подготовки.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты данной работы могут быть использованы в практике преподавания в высшей школе, а также для целенаправленного формирования коммуникативной толерантности у студентов вузов, колледжей, училищ посредством разработанной программы социально-психологического тренинга.
Методы исследования. Теоретические: изучение и анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, синтез, обобщение. Эмпирические: психодиагностика (тестирование), беседа, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ его результатов, статистическая обработка.
База исследования. Дальневосточный федеральный университет, кафедра педагогической психологии, Школа педагогики, г. Владивосток.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (61 источник) и приложения.
Апробация работы: результаты работы отображены в двух статьях из перечня Высшей аттестационной комиссии, в материалах студенческой научно-практической конференции, а также сборнике работ победителей V Международного научно-исследовательского конкурса «Студент года - 2018».
Дипломная работа посвящена актуальной на данном этапе развития общества проблеме формирования коммуникативной толерантности у студентов вуза, так как от способности к взаимодействию на основах толерантности зависит успешность современного специалиста в профессиональной сфере, в особенности тех ее аспектах, которые связаны непосредственно с человеческими взаимоотношениями.
Целью работы было теоретическое обоснование, практическая разработка и экспериментальная проверка эффективности формирования коммуникативной толерантности у студентов психолого-педагогического профиля подготовки средствами социально-психологического тренинга. В ходе выполнения дипломного исследования были реализованы три этапа. На первом этапе осуществлялся отбор и анализ теоретического материала по проблеме исследования. Второй этап заключался в проведении формирующего эксперимента, включавшего в себя социально-психологический тренинг. На третьем этапе была проведена повторная диагностика уровня толерантности студентов, обработка полученных результатов и их интерпретация.
В дипломной работе толерантность была рассмотрена как феномен, обозначена сущность понимания его в контексте различных подходов, а также были обозначены принципы и условия, необходимые для его формирования у студентов вуза. С помощью анализа было определено, что толерантность - сложный и многогранный феномен, в то же время еще малоизученный. Формирование толерантности возможно только в специально созданных для этого условиях, с обязательным соблюдением ряда принципов. Была раскрыта сущность интерактивных методов обучения, которая состоит в определенном принципе построения взаимодействия, выделены основные интерактивные методы обучения. В ходе работы был сделан вывод о том, что интерактивные методы обучения являются достаточно эффективным средством психолого-педагогического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области формирования толерантности.
На втором этапе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности через интерактивные методы обучения. На констатирующем этапе эксперимента использовались методики «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, «Степень выраженности эмпатических способностей» Бойко В.В., «Методика диагностики коммуникативной толерантности Бойко В.В., методика изучения «способности к самоуправлению в общении», с помощью которых был определен общий уровень сформированности толерантности и ключевых ее компонентов у студентов педагогического вуза. На формирующем этапе эксперимента проведена апробация программы тренинга, разработанная для формирования коммуникативной толерантности у студентов вуза.
На контрольном этапе эксперимента, исходя из результатов проведенного исследования, проведен сравнительный анализ, в ходе которого было определено, что у студентов экспериментальной группы повысился уровень сформированности толерантности намного больше, чем у студентов контрольной группы. А именно, общий уровень (индекс) толерантности у экспериментальной группы повысился на 28%, экспериментальной группы на 7%. Уровень общей коммуникативной толерантности у студентов экспериментальной группы после формирующего эксперимента вырос на 40%, контрольной только на 8%. Уровень самоуправления в общении повысился у студентов экспериментальной группы на 43%, контрольной на 13,6%. Уровень эмпатии у экспериментальной группы повысился на 28%, контрольной на 5,38%.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего эксперимента контрольной и экспериментальной групп показал эффективность разработанного тренинга.
Таким образом, задачи дипломной работы выполнены, гипотеза подтверждена.
Целью работы было теоретическое обоснование, практическая разработка и экспериментальная проверка эффективности формирования коммуникативной толерантности у студентов психолого-педагогического профиля подготовки средствами социально-психологического тренинга. В ходе выполнения дипломного исследования были реализованы три этапа. На первом этапе осуществлялся отбор и анализ теоретического материала по проблеме исследования. Второй этап заключался в проведении формирующего эксперимента, включавшего в себя социально-психологический тренинг. На третьем этапе была проведена повторная диагностика уровня толерантности студентов, обработка полученных результатов и их интерпретация.
В дипломной работе толерантность была рассмотрена как феномен, обозначена сущность понимания его в контексте различных подходов, а также были обозначены принципы и условия, необходимые для его формирования у студентов вуза. С помощью анализа было определено, что толерантность - сложный и многогранный феномен, в то же время еще малоизученный. Формирование толерантности возможно только в специально созданных для этого условиях, с обязательным соблюдением ряда принципов. Была раскрыта сущность интерактивных методов обучения, которая состоит в определенном принципе построения взаимодействия, выделены основные интерактивные методы обучения. В ходе работы был сделан вывод о том, что интерактивные методы обучения являются достаточно эффективным средством психолого-педагогического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области формирования толерантности.
На втором этапе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности через интерактивные методы обучения. На констатирующем этапе эксперимента использовались методики «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, «Степень выраженности эмпатических способностей» Бойко В.В., «Методика диагностики коммуникативной толерантности Бойко В.В., методика изучения «способности к самоуправлению в общении», с помощью которых был определен общий уровень сформированности толерантности и ключевых ее компонентов у студентов педагогического вуза. На формирующем этапе эксперимента проведена апробация программы тренинга, разработанная для формирования коммуникативной толерантности у студентов вуза.
На контрольном этапе эксперимента, исходя из результатов проведенного исследования, проведен сравнительный анализ, в ходе которого было определено, что у студентов экспериментальной группы повысился уровень сформированности толерантности намного больше, чем у студентов контрольной группы. А именно, общий уровень (индекс) толерантности у экспериментальной группы повысился на 28%, экспериментальной группы на 7%. Уровень общей коммуникативной толерантности у студентов экспериментальной группы после формирующего эксперимента вырос на 40%, контрольной только на 8%. Уровень самоуправления в общении повысился у студентов экспериментальной группы на 43%, контрольной на 13,6%. Уровень эмпатии у экспериментальной группы повысился на 28%, контрольной на 5,38%.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего эксперимента контрольной и экспериментальной групп показал эффективность разработанного тренинга.
Таким образом, задачи дипломной работы выполнены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативной компетенции у студентов-психологов младших курсов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 14900 р. Год сдачи: 2013 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В
ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО -
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста средствами легоконструирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



