Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно-дидактических игр

Работа №73629

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы122
Год сдачи2019
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
216
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Психолого-педагогические основы проблемы интереса к математике у детей
среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно-дидактических игр 8
1.1 Сущность и значение формирования познавательных интересов у детей
дошкольного возраста 8
1.2Содержание работы по развитию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста 16
1.3 Характеристика сюжетно-дидактических игр с математическим содержание для детей среднего дошкольного возраста 28
2 Формирование интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с
помощью сюжетно-дидактических игр 44
2.1 Выявление уровня сформированности интереса к математике у детей среднего
дошкольного возраста 44
2.2 Формирование интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с
помощью сюжетно-дидактических игр 59
2.3 Анализ эффективности формирующего этапа эксперимента 65
Заключение 71
Список использованных источников 75
Приложение


Актуальность темы исследования. Важный условием активного формирования знаний является познавательный интерес. Правильная оценка роли и места познавательного интереса в системе мотивов поведения, исследование закономерностей его формирования позволяет не только выявить значение его как стимулятора знаний, но и разработать механизм, направленный на целенаправленную организацию формирования знаний, увеличение их объема и качества.
Проблема интереса является одной из центральных в психологическом учении о личности. Феномен познавательного интереса рассматривается исследователями с разных точек зрения. Подчеркивается его роль в жизни человека, отмечаются важность развития и значение педагогических условий в формировании интереса (Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой и др.). Анализируя существующую научную литературу, в которой рассматривается познавательный интерес, я пришла к выводу, что у исследователей нет единого однозначного представления, что же такое познавательный интерес. Под познавательным интересом понимается и «духовная жажда», «ярость к объекту», побудительная сила деятельности (Д.И. Писарев), и сосредоточенность на определенном предмете мыслей, стремление ближе ознакомиться с предметом познания (С.Л. Рубинштейн), и эмоционально¬познавательное отношение к предмету или деятельности, переходящее в направленность личности (Н.Г. Морозова), и глубинный внутренний мотив поведения (Б. Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.С. Ротенберг , С.М. Бондаренко и др.), и мотив учебной деятельности (Ю.Г Гуревич, Н.В. Елфимова и др.).
В работах исследователей также подчеркивается важность отдельных видов деятельности в формировании познавательного интереса (Ф.И. Фрадкина и др.), выявлены закономерности развития познавательного интереса (В.С. Ильин, Е.Ф. Рыбалко и др.), его характеристики (Д.И. Писарев, С.Л. Рубинштейн и др.), компоненты, виды (Н.Г. Морозова и др.), уровни и критерии развития познавательного интереса (Г.И. Щукина и др.).
В работе исследователя Е.А. Меньшиковой, на мой взгляд, дается одно из
точных определений того, что такое познавательный интерес - это смыслообразующий мотив познания, который представляет собой побуждение к деятельности, выражающееся в познавательной активности, направленной на удовлетворение познавательной потребности. Ценность познавательного интереса велика, его правильное формирование в дошкольном возрасте существенно повышает качество успеваемости ребенка в школе. Именно поэтому формирование познавательного интереса, начиная с дошкольного возраста, - важная задача в системе воспитания положительного отношения к знаниям и учебной деятельности.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно¬исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.
Ведь именно познавательный интерес к математике является одним из условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, внимания и т. д., а, следовательно, и успешного обучения в школе.
В настоящее время существует достаточное большое количество работ, посвященных формированию познавательного интереса дошкольника к математике. Одной из первых работ является диссертационное исследование Л.Н.Вахрушевой, в котором изучена роль компьютерных игр в развитии у дошкольников интереса к математическим знаниям. В работах Н.Г.Белоус, Р.Л.Березиной, Н.С.Денисенковой,
З.А.Михайловой и др. развитие у детей интереса к математике изучалось через конструирование содержания и использование адекватных методов обучения. Авторы ставят в прямую зависимость наличие у детей интереса к математике и успешность их обучения.
Проблема исследования заключается в том, что внимание большинства исследователей, рассматривающих интерес к математике, сосредоточено на формирование интереса в этой области у детей либо младшего дошкольного 5
возраста, либо старшего и практически нет работ, в которых охватывался средний дошкольный возраста. Кроме этого не до конца исследован вопрос о роли сюжетно-дидактической игры в формировании интереса к математике у детей дошкольного возраста. Необходимость решение данной проблемы определило выбор темы нашей выпускной квалификационной работы: «Формирование интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно-дидактических игр».
Цель выпускной квалификационной работы: сформировать интерес к математике у детей среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно¬дидактических игр.
Объект - познавательный интерес у детей среднего дошкольного возраста
Предмет - процесс формирования интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно-дидактических игр.
При проведении исследования мы исходили из гипотезы: формирование интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих педагогических условий:
1. применение специально разработанной системы игр с математическим содержанием;
2.обогащение предметно-развивающей среды атрибутами для проведения сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием;
З.сорудничество с родителями детей по вопросу развития познавательного интереса.
В процессе исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по формированию интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно¬дидактических игр.
2. Выявить уровень сформированности познавательного интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста
3. Сформированность познавательного интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста
4.Определение эффективности формирования интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста с помощью сюжетно-дидактических игр.
Методологической основой исследования являются положения педагогики и психологии о закономерностях формирования познавательной деятельности, о природе познавательного интереса, структурных компонентах, особенностях, путях и способах его формирования, о ведущей роли деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются: психологическая теория о ведущей роли деятельности в развитии психики человека (С. JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев); учение о роли обучения в развитии личности (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев); теория познавательного интереса (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Н.Г.Морозова, Г. И. Щукина); теория развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин); концепция интеллектуального развития дошкольников в процессе обучения математике (Г.А.Корнеева); теоретические положения об общении и взаимодействии детей в совместной деятельности (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Ж.Пиаже, Е.В.Субботский, Г. А. Цукерман и др.).
В работе использованы следующие методы: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы, изучение и анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование, анкетирование педагогов дошкольных учреждений, анализ и обобщение опытных данных.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в систематизации и сравнительном анализе теоретических концепций формирования интереса к математике с помощью сюжетно-дидактических игр, анализе наиболее эффективных методик проведения игровой деятельности в формировании познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста к математике.
База исследования: МБДОУ детский сад № 257 «Самоцветы» средняя группа «Василёк».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В федеральном ᅠ государственном стандарте ᅠ нового поколения ᅠ говориться о
«ᅠ портрете» дошкольника, ᅠ как о ᅠ любознательной, активной ᅠ и заинтересованно ᅠ
познающей мир ᅠ личности. Каждый ᅠ ребенок на ᅠ занятиях должен ᅠ ставиться в ᅠ
ситуацию: «Думай, ᅠ рассуждай, ищи ᅠ решения».
Современные ᅠ условия требуют ᅠ от ребенка ᅠ умения сравнивать, ᅠ
анализировать, обобщать, ᅠ делать самостоятельные ᅠ выводы, требует ᅠ достаточно
развитых ᅠ познавательных процессов. ᅠ Но развитие ᅠ перечисленных процессов ᅠ
невозможно без ᅠ наличия яркого, ᅠ бескорыстного интереса ᅠ ко всему ᅠ
окружающему.
В ᅠ федеральном государственном ᅠ образовательном стандарте ᅠ дошкольного
образования ᅠ подчеркивается, что ᅠ формирование элементарных ᅠ математических
представлений ᅠ дошкольников входит ᅠ в образовательную ᅠ область «Познавательное
ᅠ развитие» и ᅠ предполагает развитие ᅠ у детей ᅠ познавательных интересов ᅠ и
интеллектуального ᅠ продвижения посредством ᅠ развития познавательно- ᅠ
исследовательской деятельности, ᅠ формирования целостной ᅠ картины мира ᅠ и
расширения ᅠ кругозора.
Ведь ᅠ именно познавательный ᅠ интерес к ᅠ математике является ᅠ одним из ᅠ
условий формирования ᅠ познавательных процессов ᅠ дошкольников (мышления, ᅠ
памяти, речи, ᅠ внимания и ᅠ т. д, ᅠ а, следовательно, ᅠ и успешного ᅠ обучения в ᅠ школе.
Формирование ᅠ познавательного интереса ᅠ является важным ᅠ стимулом
воспитания ᅠ целеустремленности, настойчивости ᅠ в достижении ᅠ цели, стремления ᅠ
к завершению ᅠ деятельности. Переживаемые ᅠ при этом ᅠ положительные эмоции - ᅠ
удивление, радость ᅠ успех, гордость ᅠ в случае ᅠ решения задачи - ᅠ все это ᅠ создает у ᅠ
ребенка уверенность ᅠ в своих ᅠ силах, побуждает ᅠ к новому ᅠ поиску.
Важную ᅠ роль в ᅠ развитии познавательного ᅠ интереса дошкольников ᅠ
к математике ᅠ играет специально ᅠ организованная педагогами ᅠ деятельность.
Большой ᅠ интерес вызывают ᅠ занятия в ᅠ нетрадиционной форме: ᅠ по мотивам ᅠ
66сказок, в ᅠ форме игр- ᅠ путешествий, расследований, ᅠ экспериментов, экскурсий, ᅠ
викторин, сюжетно-ᅠ ролевых игр, ᅠ КВН, «Поля ᅠ чудес», занятия ᅠ с использованием ᅠ
ИКТ, НОД ᅠ и сюжетно-ᅠ ролевые игры.
ᅠ А. А. ᅠ Смоленцева отмечает, ᅠ что для ᅠ того чтобы ᅠ дошкольник мог ᅠ
развернуть сюжет ᅠ игры, смоделировать ᅠ ту или ᅠ иную деятельность ᅠ взрослых, он ᅠ
должен понять ᅠ ее смысл, ᅠ мотивы, задачи ᅠ и нормы ᅠ отношений, существующие ᅠ
между взрослыми. ᅠ Самостоятельно сделать ᅠ это ребенок ᅠ не может. ᅠ Лишь
подготовленное ᅠ воспитателем ознакомление ᅠ с доступными ᅠ детям дошкольного ᅠ
возраста видами ᅠ труда раскрывает ᅠ им смысл ᅠ трудовых взаимоотношений ᅠ
взрослых, значение ᅠ выполняемых ими ᅠ действий. На ᅠ этой основе ᅠ возникает игра, ᅠ
и ребенок, ᅠ реализуя взятую ᅠ роль, начинает ᅠ глубже вникать ᅠ в смысл, ᅠ понимать
мотивы ᅠ и задачи ᅠ деятельности людей, ᅠ а также ᅠ значение своей ᅠ роли и ᅠ своих
действий.
ᅠ Что касается ᅠ количественных отношений, ᅠ то самостоятельно, ᅠ
непосредственно воспринять ᅠ действия взрослого ᅠ с числом, ᅠ счетом, измерением ᅠ
дошкольник также ᅠ не может. ᅠ Область количественных ᅠ отношений как ᅠ бы
выпадает ᅠ из поля ᅠ его зрения. ᅠ Он в ᅠ своем опыте ᅠ обычно не ᅠ сталкивается с ᅠ
необходимостью практического ᅠ использования этих ᅠ отношений, и ᅠ потому они ᅠ не
отражаются ᅠ в его ᅠ играх. Выделить ᅠ в деятельности ᅠ взрослых количественные ᅠ
отношения и ᅠ способы их ᅠ определения ребенок ᅠ может только ᅠ с помощью ᅠ
воспитателя.
Счет ᅠ и измерение — ᅠ действия взаимозависимые, ᅠ они должны ᅠ выполняться
не ᅠ приблизительно, а ᅠ точно, правильно ᅠ и в ᅠ определенной последовательности. ᅠ
Поэтому в ᅠ творческой игре, ᅠ где используются ᅠ счет или ᅠ измерение, воспитатель ᅠ
должен брать ᅠ на себя ᅠ такую роль, ᅠ которая позволила ᅠ бы ему ᅠ контролировать
правильность ᅠ и точность ᅠ выполнения каждым ᅠ ребенком математических ᅠ
действий. Следовательно, ᅠ чтобы сохранить ᅠ саму природу ᅠ игры и ᅠ в то ᅠ же время ᅠ
успешно осуществлять ᅠ обучение ребят ᅠ математическим основам, ᅠ а именно ᅠ
операциям счета ᅠ и действиям ᅠ с мерами, ᅠ необходимы игры ᅠ особого рода. ᅠ Они
должны ᅠ быть организованы ᅠ так, чтобы ᅠ в них: ᅠ во-первых, ᅠ в качестве ᅠ способа
67выполнения ᅠ игровых действий ᅠ возникала объективная ᅠ необходимость в ᅠ
практическом применении ᅠ счета и ᅠ измерения; во-ᅠ вторых, содержание ᅠ игры и ᅠ
практические действия ᅠ были бы ᅠ интересными и ᅠ предоставляли возможность ᅠ для
проявления ᅠ самостоятельности и ᅠ инициативы детей, ᅠ т.е. ᅠ в такой ᅠ игре должен ᅠ
быть развернутый ᅠ сюжет, включающий ᅠ разнообразные роли, ᅠ и не ᅠ обязательно с ᅠ
математическим содержанием, ᅠ но определенные ᅠ игровые задачи ᅠ должны
решаться ᅠ непосредственно на ᅠ основе усвоенных ᅠ на занятиях ᅠ математических
знаний ᅠ и предлагаться ᅠ ребенку в ᅠ виде игровых ᅠ правил. Именно ᅠ обучающая
дидактическая ᅠ игра реализуется ᅠ через игровую ᅠ задачу, игровые ᅠ действия и ᅠ
правила, а ᅠ развернутый сюжет, ᅠ включающий разнообразные ᅠ роли присущ ᅠ
сюжетно-ролевой ᅠ игре. Таким ᅠ образом, возникает ᅠ некий



1. Бабаева, Т.И. Дошкольники на пороге XXI века [Текст] / Т.И. Бабаева // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - с.3-6.
2. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э. Л. Баранова. ... — М.: Изд-во МГУ, 2009. -232 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2012. - 320 с.
4. Бодунов, М.В. Структура формально-динамических особенностей активности личности [Текст] / М.В. Бодунов // Вопросы психологии. - 2011. - №5. - с. 129.
5. Божович, Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка [Текст] / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Под ред. Л.В.Куликова. - СПб.: Питер, 2010. - с.160-166.
6. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] / А.В. Брушлинский. - М.; Воронеж, 2012. - 392 с.
7. Венгер, Л.А. Как дошкольник становится школьником? [Текст] / А.Л. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2010. - №8. - С.66-74.
8. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2010. - 1008 с.
9. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание [Текст] / Д.Б. Годовикова. - 2011. - №1. - С.28- 32.
10. Детство Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Санкт-Петербург Детство-Пресс. 2016.
11. Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания [Текст] / Н.Ф Добрынин.- М.: ЧеРо, 2001.- С. 253 - 259.
12. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2014. - 456 с.
13. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст]: методическое пособие / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М.: Творческий центр «Сфера», 2012. - 212 с.
14. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р.И. Жуковская. - М.: ЧП Ильин, 2011. - 249с.
15. Забихуллин, Ф.З. Развитие познавательной активности в процессе обучения математике [Текст] / Ф.З. Забихуллин // Проблемы математического образования в педагогических вузах на современном этапе: сб. материалов науч.- практ. конф. - Екатеринбург: УрГПУ, 2010. - С.28-29.
16. Занимательная математика: Методическое пособие по реализации программ индивидуального познавательного общения взрослого с дошкольниками. Часть 1. /Под ред. М.Ю. Стожаровой. - Ульяновск, ИПКПРО, 2004. - 100 с.
17. Запорожец, А.В. Психология действия [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: МПСИ: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. - 736 с.
18. Киреева, О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования [Текст]: диссертация / О.В. Киреева. - СПб., 2009. - 204 с.
19. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 2011. - №5. - с. 10-23.
20. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 2011. - 152 с.
21. Кудинов, С.И. Психодиагностика личности :учебн. посо-бие / С.И.
Кудинов, С.С. Кудинов. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. - 270 с.
22. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст [Текст] / Н.С. Лейтес. - М., 2010. - 280 с.
23. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст]: В 2 т. / А.Н. Леонтьев. - М.:Педагогика, 2010. - Т.2 - 320с.
24. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М., Просвещение, 1974.- 368с.
25. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Общение, личность и психика ребенка / Лисина М. И., под редакцией Рузской А. Г. — М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. —359 с.
26. Люблинская, А.А. Активность и направленность дошкольник: хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / А.А. Люблинская. - М., 2010. - 320 с.
27. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов детей [Текст] / Л.М. Маневцева // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 11. - С. 26-29.
28. Математика - учимся играя / М.Ю.Стожарова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008.- 203 с.
29. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. 2010. - №4. - с. 5-17.
30. Меньшикова, Е. А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса [Текст] / Е. А. Меньшикова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2008. - № 3. - с. 16-19
31. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2011. - 96 с.
32. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 2010. - 94 с.
33. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - Москва : Знание, 1979. - 48 с.
34. Мустафина, B.C. Значение ориентации на сверстника в усвоении нравственных норм детьми дошкольного возраста [Текст] : автореферат канд. дисс. /
В.С. Мустафина. - М., 2010. - 23 с.
35. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М., 2010. - 456 с.
36. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. - М., 2010. - 532с.
37. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С.Л. Новоселова. - М.: МДО, 2010. - 174с.
38. Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова, - М., 2014. - 156 с.
39. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.- 368 с.
40. Парамонова, Л.А. Организация жизни детей в дошкольных учреждениях (медико-педагогический аспект) [Текст]: методические рекомендации для работников ДОО / Л.А. Парамонова, Т.Л. Богина, Т.П. Алиева, Н.Т. Терехова. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 227 с.
41. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов. - М., 2010. - 255 с.
42. Поддьяков, А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей [Текст] / А.Н. Поддьяков. - М.: Российское психологическое общество, 2010. - 85 с.
43. Пособие для воспитателя детского сада / А. И. Сорокина. - М. : Просвещение, 1982. - 96 с.
44. Примерная основной общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга» / Под редакцией Е.В.Соловьевой, С.Г.Якобсон, Т.Н.Гризик, Е.А.Екжановой- 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 324с.
45. Романов К. М. Психологическая культура человека : теоретические основы и методика преподавания / К. М. Романов, О. Н. Романова. — Саранск : Копир, 2007. - 138 с.
46. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.
- СПб.: Питер, 2010. - 712 с.
47. Система. работы психолога с детьми разного возраста :практич. пособие / Е. И. Рогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014.
— 412 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ