Формирование толерантности у подростков в контексте инклюзивного образования
|
Введение 5
ГЛАВА 1. Теоретический анализ формирования толерантности 15
подростков в контексте инклюзивного образования
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 15
1.2. Задержка психического развития и ее проявления в подростковом возрасте
1.3. Философские основания инклюзивного образования 53
1.4. Основные принципы построения инклюзивной образователь- 57
ной культуры
1.5. Особенности законодательства об инклюзивном образовании 65
в Российской Федерации
1.6. Понимание проблемы толерантности в современной психологии образования
1.7. Психологические предикторы формирования толерантности 81
1.8. Теоретические основы разработки программы формирования 110
толерантности подростков в контексте инклюзивного образования
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование формирования толерантности у подростков в контексте инклюзивного образования
2.1. Разработка программы эмпирического исследования 125
2.1.1. Категориальный аппарат исследования 125
2.1.2. Методическое обеспечение исследования 126
2.1.3. Дизайн эмпирического исследования формирования 129
толерантности у подростков в контексте инклюзивного образования
2.2. Исследование личностных предикторов формирования толерантности подростков в контексте инклюзивного образования
2.3. Разработка программы формирования толерантности у подростков в контексте инклюзивного образования
2.4. Апробация программы формирования толерантности у под- 168
ростков в контексте инклюзивного образования. Анализ полученных результатов и их интерпретация
Выводы 201
Заключение 202
Список литературы 203
Приложения
ГЛАВА 1. Теоретический анализ формирования толерантности 15
подростков в контексте инклюзивного образования
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 15
1.2. Задержка психического развития и ее проявления в подростковом возрасте
1.3. Философские основания инклюзивного образования 53
1.4. Основные принципы построения инклюзивной образователь- 57
ной культуры
1.5. Особенности законодательства об инклюзивном образовании 65
в Российской Федерации
1.6. Понимание проблемы толерантности в современной психологии образования
1.7. Психологические предикторы формирования толерантности 81
1.8. Теоретические основы разработки программы формирования 110
толерантности подростков в контексте инклюзивного образования
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование формирования толерантности у подростков в контексте инклюзивного образования
2.1. Разработка программы эмпирического исследования 125
2.1.1. Категориальный аппарат исследования 125
2.1.2. Методическое обеспечение исследования 126
2.1.3. Дизайн эмпирического исследования формирования 129
толерантности у подростков в контексте инклюзивного образования
2.2. Исследование личностных предикторов формирования толерантности подростков в контексте инклюзивного образования
2.3. Разработка программы формирования толерантности у подростков в контексте инклюзивного образования
2.4. Апробация программы формирования толерантности у под- 168
ростков в контексте инклюзивного образования. Анализ полученных результатов и их интерпретация
Выводы 201
Заключение 202
Список литературы 203
Приложения
Актуальность работы. Образование в Российской Федерации находится на этапе серьезных изменений, заданных фактом того, что реформы в
сфере образования в нашей стране характеризуются высокой гуманистической направленностью. Согласно статье 5 Федерального закона «Об образовании» [104] – в целях реализации права каждого человека на образование,
создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Таким образом, законодательно оформляется нормативно-правовая база, необходимая
для успешного функционирования инклюзивного образования. Это одно из
самых важных, самых ценных и масштабных перемен, происходящих в современном образовании, то, что оно по своим целям, по своему назначению
становится инклюзивным, то есть включенным, открытым для всех. Не просто открытым, а специальным образом настроенным на каждого. Однако,
возникают психолого-педагогические проблемы, связанные с созданием в
школах условий для комфортного пребывания и обучения детей с ОВЗ. На
решение данных проблем направлена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, которая была утверждена распоряжением Правительства от 1 декабря 2015 года №1297.
По данным ЮНЕСКО, инклюзия понимается как реформы, поддерживающие и приветствующие различия среди всех учащихся [132]. В соответствии с этим определением инклюзии, должны быть осуществлены действия,
направленные на ликвидацию дискриминации, повышение толерантности и
обеспечение равных возможностей для всех обучающихся, имеют они типичное развитие или нет. Gillies R. пишет о том, что инклюзивное образование может быть полезным для всех обучающихся в классе, а не только для
школьников с особыми потребностями [119]. Важным для понимания природы инклюзивности является утверждение ЮНЕСКО о том, что «инклюзивное
образование – это динамичный, развивающийся процесс» [132].6
Данная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме, которая занимает особое, во многом исключительное положение в современной
психологии инклюзивного образования – проблеме толерантности. К изучению проблем, связанных с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности, обращается все больше исследователей.
В данной работе мы исследуем детей подросткового возраста, имеющих нормальное развитие и детей с недостаточным развитием, а именно с задержанным развитием. Мы учитываем, что это лишь небольшая группа детей
с отклоняющимся развитием. В инклюзивных школах встречаются дети,
имеющие асинхронное, поврежденное, дефицитарное развитие и другие
нарушения.
Недостаточное развитие было рассмотрено в соответствии с подходом
Семаго Н.Я., Чирковой О.Ю. [88]. Оно характеризуется дефицитом произвольной регуляции и пространственно-временных представлений, которые
отражают состояние регуляторного обеспечения психической активности и
ментальных структур, определяющих развитие познавательной деятельности.
Проблема формирования толерантности нашла свое отражение в трудах российских и зарубежных ученых, являющихся представителями различных наук. Так в философии толерантность изучается как экзистенциальное
состояние человека (Вершинин С.Е., Лоссано Ф. и др.), как исток социальной
активности (Титаренко А.И., Шестопал А.В. и др.), как особое состояние духовной жизни (Соловьев В.С. и др.). В педагогике рассматриваются приемы и
средства ее воспитания у детей, как результат прямого воздействия взрослого, без учета субъектности отношений (Гершунский Б.С., Ситаров В.А. и др.).
В психологии толерантность исследуется как психологическая устойчивость
личности (Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. и др.), как личностная характеристика (Асмолов А.Г., Кравцова О.А. и др.), как система установок и ценностей личности (Гриншпун И.Б., Солдатова Г.У. и др.).
сфере образования в нашей стране характеризуются высокой гуманистической направленностью. Согласно статье 5 Федерального закона «Об образовании» [104] – в целях реализации права каждого человека на образование,
создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Таким образом, законодательно оформляется нормативно-правовая база, необходимая
для успешного функционирования инклюзивного образования. Это одно из
самых важных, самых ценных и масштабных перемен, происходящих в современном образовании, то, что оно по своим целям, по своему назначению
становится инклюзивным, то есть включенным, открытым для всех. Не просто открытым, а специальным образом настроенным на каждого. Однако,
возникают психолого-педагогические проблемы, связанные с созданием в
школах условий для комфортного пребывания и обучения детей с ОВЗ. На
решение данных проблем направлена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, которая была утверждена распоряжением Правительства от 1 декабря 2015 года №1297.
По данным ЮНЕСКО, инклюзия понимается как реформы, поддерживающие и приветствующие различия среди всех учащихся [132]. В соответствии с этим определением инклюзии, должны быть осуществлены действия,
направленные на ликвидацию дискриминации, повышение толерантности и
обеспечение равных возможностей для всех обучающихся, имеют они типичное развитие или нет. Gillies R. пишет о том, что инклюзивное образование может быть полезным для всех обучающихся в классе, а не только для
школьников с особыми потребностями [119]. Важным для понимания природы инклюзивности является утверждение ЮНЕСКО о том, что «инклюзивное
образование – это динамичный, развивающийся процесс» [132].6
Данная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме, которая занимает особое, во многом исключительное положение в современной
психологии инклюзивного образования – проблеме толерантности. К изучению проблем, связанных с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности, обращается все больше исследователей.
В данной работе мы исследуем детей подросткового возраста, имеющих нормальное развитие и детей с недостаточным развитием, а именно с задержанным развитием. Мы учитываем, что это лишь небольшая группа детей
с отклоняющимся развитием. В инклюзивных школах встречаются дети,
имеющие асинхронное, поврежденное, дефицитарное развитие и другие
нарушения.
Недостаточное развитие было рассмотрено в соответствии с подходом
Семаго Н.Я., Чирковой О.Ю. [88]. Оно характеризуется дефицитом произвольной регуляции и пространственно-временных представлений, которые
отражают состояние регуляторного обеспечения психической активности и
ментальных структур, определяющих развитие познавательной деятельности.
Проблема формирования толерантности нашла свое отражение в трудах российских и зарубежных ученых, являющихся представителями различных наук. Так в философии толерантность изучается как экзистенциальное
состояние человека (Вершинин С.Е., Лоссано Ф. и др.), как исток социальной
активности (Титаренко А.И., Шестопал А.В. и др.), как особое состояние духовной жизни (Соловьев В.С. и др.). В педагогике рассматриваются приемы и
средства ее воспитания у детей, как результат прямого воздействия взрослого, без учета субъектности отношений (Гершунский Б.С., Ситаров В.А. и др.).
В психологии толерантность исследуется как психологическая устойчивость
личности (Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. и др.), как личностная характеристика (Асмолов А.Г., Кравцова О.А. и др.), как система установок и ценностей личности (Гриншпун И.Б., Солдатова Г.У. и др.).
Целью нашей работы было исследование возможности применения методов психологической интервенции как инструмента формирования толерантности у подростков в контексте инклюзивного образования.
В ходе выполнения данной работы проведен теоретический анализ
проблемы формирования толерантности и инклюзивного образования.
На первом этапе выпускной квалификационной работы проведено исследование предикторов формирования толерантности подростков в контексте инклюзивного образования, которое показало, что наиболее весомыми
предикторами формирования толерантности у подростков являются следующие личностные характеристики: «самоконтроль в общении» (ß=0,428,
p=0,000), «самоотношение» (ß=0,249, p=0,000) и «ситуативная тревожность»
(ß=0,191, p=0,000).
Данный факт объясняет не только необходимость сопровождения развития подростков, но и указывает направление разработки психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзии. Так, нами была
разработана психологическая программа формирования толерантности подростков в контексте инклюзивного образования на принципах сенсорной интеграции и игровой терапии.201
Программа прошла апробацию на базе экспериментальных школ, таковыми стали: МОУ «Средняя школа №25» им. А. Сивагина, МОУ «Средняя
школа №3» г. Рыбинск, МОУ «Средняя школа №6» г. Углич. Апробация показала эффективность авторской программы.
На заключительном этапе исследования мы провели статистическую
обработку данных, направленных на выявление различий общего индекса толерантности до начала занятий по психологической программе, сразу после
их окончания и спустя шесть месяцев. Нами было установлено, что индекс
толерантности увеличился после повторного тестирования и после отсроченного замера статистически достоверно не угасает. Это говорит нам о том, что
целенаправленное и систематическое использование занятий программы создает условия повышения толерантности у испытуемых к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Программа может быть рекомендована в качестве основы для методических разработок педагогов, психологов, по теме формирования толерантности у подростков, развития личности ребенка.
Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее
решение рассматриваемой проблемы. В дальнейшем видится целесообразным исследовать взаимосвязи толерантности с когнитивными и личностными
особенностями у испытуемых в разных возрастах с целью определения детерминант общего индекса толерантности, ее связи с другими личностными
особенностями и возрастной специфики их влияния на когнитивное и личностное развитие.
В целом по результатам проведенного в рамках методологии системносубъектного подхода исследования можно заключить, что результаты позволяют надеяться, что дальнейшее использование предложенных нами занятий
психологической программы или аналогичных психологических технологий
может и должно быть перспективным в воспитании детей и построении инклюзивной культуры образовательной организации. Это задача для педагогов, психологов, педагогов-психологов и руководителей образовательных организаций, которые могут и должны попытаться внести свою лепту в процесс
формирования гуманной толерантной личности при помощи специальных
психологических технологий.
В ходе выполнения данной работы проведен теоретический анализ
проблемы формирования толерантности и инклюзивного образования.
На первом этапе выпускной квалификационной работы проведено исследование предикторов формирования толерантности подростков в контексте инклюзивного образования, которое показало, что наиболее весомыми
предикторами формирования толерантности у подростков являются следующие личностные характеристики: «самоконтроль в общении» (ß=0,428,
p=0,000), «самоотношение» (ß=0,249, p=0,000) и «ситуативная тревожность»
(ß=0,191, p=0,000).
Данный факт объясняет не только необходимость сопровождения развития подростков, но и указывает направление разработки психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзии. Так, нами была
разработана психологическая программа формирования толерантности подростков в контексте инклюзивного образования на принципах сенсорной интеграции и игровой терапии.201
Программа прошла апробацию на базе экспериментальных школ, таковыми стали: МОУ «Средняя школа №25» им. А. Сивагина, МОУ «Средняя
школа №3» г. Рыбинск, МОУ «Средняя школа №6» г. Углич. Апробация показала эффективность авторской программы.
На заключительном этапе исследования мы провели статистическую
обработку данных, направленных на выявление различий общего индекса толерантности до начала занятий по психологической программе, сразу после
их окончания и спустя шесть месяцев. Нами было установлено, что индекс
толерантности увеличился после повторного тестирования и после отсроченного замера статистически достоверно не угасает. Это говорит нам о том, что
целенаправленное и систематическое использование занятий программы создает условия повышения толерантности у испытуемых к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Программа может быть рекомендована в качестве основы для методических разработок педагогов, психологов, по теме формирования толерантности у подростков, развития личности ребенка.
Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее
решение рассматриваемой проблемы. В дальнейшем видится целесообразным исследовать взаимосвязи толерантности с когнитивными и личностными
особенностями у испытуемых в разных возрастах с целью определения детерминант общего индекса толерантности, ее связи с другими личностными
особенностями и возрастной специфики их влияния на когнитивное и личностное развитие.
В целом по результатам проведенного в рамках методологии системносубъектного подхода исследования можно заключить, что результаты позволяют надеяться, что дальнейшее использование предложенных нами занятий
психологической программы или аналогичных психологических технологий
может и должно быть перспективным в воспитании детей и построении инклюзивной культуры образовательной организации. Это задача для педагогов, психологов, педагогов-психологов и руководителей образовательных организаций, которые могут и должны попытаться внести свою лепту в процесс
формирования гуманной толерантной личности при помощи специальных
психологических технологий.
Подобные работы
- Групповое психологическое консультирование как средство развития толерантности подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Условия формирования толерантности у обучающихся 10-11 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ <НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ <НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Технологии «Абилимпикс» как педагогические компоненты инклюзивного образования в контексте предметной области «Технология» в современной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Организация инклюзивного образования младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях образовательной организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



