Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование толерантности у подростков в контексте инклюзивного образования

Работа №73625

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы266
Год сдачи2019
Стоимость5850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
210
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
ГЛАВА 1. Теоретический анализ формирования толерантности 15
подростков в контексте инклюзивного образования
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 15
1.2. Задержка психического развития и ее проявления в подростковом возрасте
1.3. Философские основания инклюзивного образования 53
1.4. Основные принципы построения инклюзивной образователь- 57
ной культуры
1.5. Особенности законодательства об инклюзивном образовании 65
в Российской Федерации
1.6. Понимание проблемы толерантности в современной психологии образования
1.7. Психологические предикторы формирования толерантности 81
1.8. Теоретические основы разработки программы формирования 110
толерантности подростков в контексте инклюзивного образования
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование формирования толерантности у подростков в контексте инклюзивного образования
2.1. Разработка программы эмпирического исследования 125
2.1.1. Категориальный аппарат исследования 125
2.1.2. Методическое обеспечение исследования 126
2.1.3. Дизайн эмпирического исследования формирования 129
толерантности у подростков в контексте инклюзивного образования
2.2. Исследование личностных предикторов формирования толерантности подростков в контексте инклюзивного образования
2.3. Разработка программы формирования толерантности у подростков в контексте инклюзивного образования
2.4. Апробация программы формирования толерантности у под- 168
ростков в контексте инклюзивного образования. Анализ полученных результатов и их интерпретация
Выводы 201
Заключение 202
Список литературы 203
Приложения

Актуальность работы. Образование в Российской Федерации находится на этапе серьезных изменений, заданных фактом того, что реформы в
сфере образования в нашей стране характеризуются высокой гуманистической направленностью. Согласно статье 5 Федерального закона «Об образовании» [104] – в целях реализации права каждого человека на образование,
создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Таким образом, законодательно оформляется нормативно-правовая база, необходимая
для успешного функционирования инклюзивного образования. Это одно из
самых важных, самых ценных и масштабных перемен, происходящих в современном образовании, то, что оно по своим целям, по своему назначению
становится инклюзивным, то есть включенным, открытым для всех. Не просто открытым, а специальным образом настроенным на каждого. Однако,
возникают психолого-педагогические проблемы, связанные с созданием в
школах условий для комфортного пребывания и обучения детей с ОВЗ. На
решение данных проблем направлена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, которая была утверждена распоряжением Правительства от 1 декабря 2015 года №1297.
По данным ЮНЕСКО, инклюзия понимается как реформы, поддерживающие и приветствующие различия среди всех учащихся [132]. В соответствии с этим определением инклюзии, должны быть осуществлены действия,
направленные на ликвидацию дискриминации, повышение толерантности и
обеспечение равных возможностей для всех обучающихся, имеют они типичное развитие или нет. Gillies R. пишет о том, что инклюзивное образование может быть полезным для всех обучающихся в классе, а не только для
школьников с особыми потребностями [119]. Важным для понимания природы инклюзивности является утверждение ЮНЕСКО о том, что «инклюзивное
образование – это динамичный, развивающийся процесс» [132].6
Данная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме, которая занимает особое, во многом исключительное положение в современной
психологии инклюзивного образования – проблеме толерантности. К изучению проблем, связанных с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности, обращается все больше исследователей.
В данной работе мы исследуем детей подросткового возраста, имеющих нормальное развитие и детей с недостаточным развитием, а именно с задержанным развитием. Мы учитываем, что это лишь небольшая группа детей
с отклоняющимся развитием. В инклюзивных школах встречаются дети,
имеющие асинхронное, поврежденное, дефицитарное развитие и другие
нарушения.
Недостаточное развитие было рассмотрено в соответствии с подходом
Семаго Н.Я., Чирковой О.Ю. [88]. Оно характеризуется дефицитом произвольной регуляции и пространственно-временных представлений, которые
отражают состояние регуляторного обеспечения психической активности и
ментальных структур, определяющих развитие познавательной деятельности.
Проблема формирования толерантности нашла свое отражение в трудах российских и зарубежных ученых, являющихся представителями различных наук. Так в философии толерантность изучается как экзистенциальное
состояние человека (Вершинин С.Е., Лоссано Ф. и др.), как исток социальной
активности (Титаренко А.И., Шестопал А.В. и др.), как особое состояние духовной жизни (Соловьев В.С. и др.). В педагогике рассматриваются приемы и
средства ее воспитания у детей, как результат прямого воздействия взрослого, без учета субъектности отношений (Гершунский Б.С., Ситаров В.А. и др.).
В психологии толерантность исследуется как психологическая устойчивость
личности (Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. и др.), как личностная характеристика (Асмолов А.Г., Кравцова О.А. и др.), как система установок и ценностей личности (Гриншпун И.Б., Солдатова Г.У. и др.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашей работы было исследование возможности применения методов психологической интервенции как инструмента формирования толерантности у подростков в контексте инклюзивного образования.
В ходе выполнения данной работы проведен теоретический анализ
проблемы формирования толерантности и инклюзивного образования.
На первом этапе выпускной квалификационной работы проведено исследование предикторов формирования толерантности подростков в контексте инклюзивного образования, которое показало, что наиболее весомыми
предикторами формирования толерантности у подростков являются следующие личностные характеристики: «самоконтроль в общении» (ß=0,428,
p=0,000), «самоотношение» (ß=0,249, p=0,000) и «ситуативная тревожность»
(ß=0,191, p=0,000).
Данный факт объясняет не только необходимость сопровождения развития подростков, но и указывает направление разработки психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзии. Так, нами была
разработана психологическая программа формирования толерантности подростков в контексте инклюзивного образования на принципах сенсорной интеграции и игровой терапии.201
Программа прошла апробацию на базе экспериментальных школ, таковыми стали: МОУ «Средняя школа №25» им. А. Сивагина, МОУ «Средняя
школа №3» г. Рыбинск, МОУ «Средняя школа №6» г. Углич. Апробация показала эффективность авторской программы.
На заключительном этапе исследования мы провели статистическую
обработку данных, направленных на выявление различий общего индекса толерантности до начала занятий по психологической программе, сразу после
их окончания и спустя шесть месяцев. Нами было установлено, что индекс
толерантности увеличился после повторного тестирования и после отсроченного замера статистически достоверно не угасает. Это говорит нам о том, что
целенаправленное и систематическое использование занятий программы создает условия повышения толерантности у испытуемых к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Программа может быть рекомендована в качестве основы для методических разработок педагогов, психологов, по теме формирования толерантности у подростков, развития личности ребенка.
Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее
решение рассматриваемой проблемы. В дальнейшем видится целесообразным исследовать взаимосвязи толерантности с когнитивными и личностными
особенностями у испытуемых в разных возрастах с целью определения детерминант общего индекса толерантности, ее связи с другими личностными
особенностями и возрастной специфики их влияния на когнитивное и личностное развитие.
В целом по результатам проведенного в рамках методологии системносубъектного подхода исследования можно заключить, что результаты позволяют надеяться, что дальнейшее использование предложенных нами занятий
психологической программы или аналогичных психологических технологий
может и должно быть перспективным в воспитании детей и построении инклюзивной культуры образовательной организации. Это задача для педагогов, психологов, педагогов-психологов и руководителей образовательных организаций, которые могут и должны попытаться внести свою лепту в процесс
формирования гуманной толерантной личности при помощи специальных
психологических технологий.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология // Г.С. Абрамова. - М.: - 1999.
2. Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т.2, № 4, 2005.
3. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток. М.: Академия, 2008. - 127 с.
4. Агеева З.А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуни-кативной компетентности личности // Вестник Ивановского государственно-го университета. Серия: Естественные, общественные науки. - 2012 - №1. - С. 49-53.
5. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Академика РАМН Т.Б. Дмитриевой и профессора Б.В. Шостаковича. СПб.: Издательство «Юриди-ческий центр Пресс», 2002. - 464 с.
6. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и само¬познанию человека. Изд.: «Наука жить», Киев, 1997.
7. Айрес Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. - 5-е изд. - М.: Теревинф, 2018. - 272 с.
8. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в ра¬боте с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. Крас¬ноярск, 2013. С. 71 - 95.
9. Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 272 с.
10. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект- Пресс, 1997.
11. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2007. - 271 с: ил. (Серия «Эффективный тренинг»).
12. Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа, 2001, №11.
13. Астапов В. М. Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001. 256 с.
14. Астапов В. М. Тревожность у детей. М.: Изд-во:ПЕРСЭ, 2001. 146 с.
15. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тре¬воги // Психологический журнал. — 1992. — № 5. С. 32-41.
16. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образо¬вательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2006. - 288 с. - С. 105-118
17. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоцио- гнальным развитием (ранний возраст). - М.: Теревинф, 2017.
18. Банди А., Лейн Ш., Мюррей Э. Сенсорная интеграция. Теория и практика. Перевод с английского Д.В. Ермолаев, Е.М. Мельникова (14-17 главы). Научное редактирование Д.В. Ермолаев. Второе издание. Москва, Теревинф, 2018.
19. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопреде¬ление личности: Практическое руководство по психологической диагности¬ке. - СПб.: Речь, 2005. С.44-49.
20. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002 512 с.
21. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. ,1986.
22. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Воронеж, 2005. — 352с.
23. Боулби Дж. Привязанность. The Tavistock Institute of Human Rela¬tions, 1969. Перевод с английского Н.Г.Григорьевой и Г.В.Бурменской. Об¬щая редакция и вступительная статья кандидата психологических наук Г.В.Бурменской. МОСКВА, «Гардарики», 2003.
24. Бреслав Г. М. Психология эмоций: Учеб. пособие для вузов. М.: Смысл, 2007. 544 с.
25. Бурлакова Н. С., Олешкевич. В. И. Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во Академия, 2005. 288 с.
26. Виноградова Е.Г. Субъектные предпосылки толерантности лично-сти: Дис. ...канд. псих. наук. Сочи, 2002.
27. Волченкова А.А. Влияние занятий с элементами «уроков доброты» на становление инклюзивной культуры школьника. p.146-150. International scientific-practical congress of pedagogues, psychologists and medics «Driven to discover!», Geneva (Switzerland), the 5th of June, 2015/ Publishing of the Europe¬an Association on pedagogues and psychologists «Science», Geneva, 2015, p.288.
28. Волченкова А.А. Исследование взаимосвязи толерантности с про-цессами психической регуляцией личности. С.16-19. Международный науч-ный журнал «Молодой учёный» № 13.3 (117.3) / 2016. СПЕЦВЫПУСК VIII Международная научная конференция «Научные проблемы образования тре¬тьего тысячелетия».
29. Волченкова А.А. Событийный подход в воспитании школьников с задержкой психического развития. С.161-165. // Педагогика и психология до¬ступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конферен¬ции. - Ярославль: Изд-во Институт развития образования ЯО, 2013. - 166 с.
30. Волченкова А.А. Формирование толерантности - путь к инклюзив¬ной культуре школы. Монография. Изд-во - LAP LAMBERT Academic Publishing. Saarbrucken. 2015. - 57 с.
31. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.
32. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. В хр. Психология личности. Том 2. // Самара: «БАХРАХ»,1999.
33. Гавакова Т.И. Формирование самоконтроля у учащихся 5-8 классов. // Дис. канд. пед. наук. Киев, 1964 г.
34. Герасимова А.С., Сергиенко Е.А. Понимание обмана детьми 5-11 лет и становление модели психического. Психологический журнал, 2005, 26(1), 56-70.
35. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности под-ростков с задержкой психического развития//Дефектология: Научно- методи¬ческий журнал Академии педагогических наук СССР / Ред. В.И. Лубовский, А.И. Чайкина, 1986. №5 1986.
36. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др. Возрастная и пе¬дагогическая психология // Под ред. Петровского, 2-е издание, 2009.
37. Долгова В. И., Кормушина Н. Г. Коррекция страха смерти у под-ростков: Монография, Челябинск: ООО Изд-во РЕКПОЛ, 2009. 324 с.
38. Захарова И.Ю., Ермолаев Д.В. Средовой подход в работе с деть¬ми с нарушениями развития эмоционально-волевой сферы. - М.: Теревинф, 2018.
39. Захарова И.Ю., Моржина Е.В. Игровая педагогика: таблица раз¬вития, подбор и описание игр / И.. Захарова, Е.В. Моржина. - М.: Теревинф, 2018 - 152 с.
40. Изард К. Э. Эмоции человека: пер. с англ.: В. Мисник, А.Татлыбаева. СПб.: Питер, 2011. 460 с.
41. Кашапов М.М. Роль творческого педагогического мышления в ста¬новлении толерантности // Психическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: Состояние и перспективы (Материалы межрегиональной научно-практической конференции) / Сост. Т.Л. Крюкова, В.А. Соловьева, О.В. Сосидко. - Кострома, 2002. С. 171 - 172.
42. Кашапов М.М. Творческое педагогическое мышление как основа в становлении толерантности // Толерантность и проблема идентичности: Ма¬териалы Международной научно-практической конференции. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 9. Вып. 4. / Отв. ред. Н.И. Лео¬нов, С.Ф. Сироткин. Ижевск. 2002. С. 264 - 268.
43. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. / Улла Кислинг; под ре-дакцией Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010 - 240 с.
44. Конвенция о правах инвалидов. (Принята резолюцией 61/106 Ге¬неральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года).
45. Концепция Специального Федерального государственного обра¬зовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Просвещение, 2014.
46. Кочеткова Т. Н. Специфика видов самоотношения личности в за¬висимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов: автореф. дис. канд. психол. наук Хабаровск, 2007.
47. Крановиц К.С. Разбалансированный ребёнок. Как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной инфоррмации / Кэрол Сток Крановиц; Пер. с англ. - 1-е изд. СПб: Издательство «Редактор», 2012 - 396 с.
48. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Академия, 2007. 432 с.
49. Кроповницкий О.В. Психология подростка. Тренинг личностного роста. М.: Аспект Пресс, 2009.
50. Курилович Е.А. Невроз агрессии природа явления // Одаренный ребенок. - М., 2002. - № 4. - С. 68-76
51. Кучмаева O.B. Образование детей-инвалидов: статистический ас-пект. //Статистика и экономика. Т. 13.2016.№6. С. 19-24.
52. Лангмейер, Матейчек. Психическая депривация в детском возрасте. АВИЦЕНУМ Медицинское издательство, Прага 1984, ЧССР. Перевод Г. А. Овсянников, 1984.
53. Лебедева Е. И. Понимание ментального и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра: Дисс. ... канд.психол. наук. М., 2006.
54. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики за-держки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Пе-дагогика, 1982. - С. 5-21.
55. Лебединский В.В. Нарушения развития у детей. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985; 2-е, дополн. изд. 2004.
56. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвеще-ние, 2004. 343 с.
57. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. / Предисл. А.Я. Варга. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.
58. Макарова П.А. Толерантность в инклюзии: философский подход // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, фило¬софия, история: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч.-практ. конф. № 9(29). - Новосибирск: СибАК, 2013.
59. Маклаков О.А. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.
60. Макаренко А.С. «Педагогическая поэма»/ Сост., вступ. ст., при- меч., пояснения С. Невская - М.: ИТРК, 2003. - 736 с., илл.
61. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Ев¬ропа [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М. : Просвещение, 2009. - 319 с. : ил.
62. Малофеев, Н.Н. Ребёнок-инвалид нуждается в нашей любви [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2010. - № 3. - С. 3-6.
63. Малофеев, Н.Н. Право на образование, или зачем нужна инклюзия [Текст]: Учительская газета - 2010, 31 августа / Н.Н. Малофеев // «Учитель¬ская газета». - 2010. - № 35.
64. Малофеев, Н.Н. Особый ребёнок - обычное детство [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2010. - № 6. - С. 3-8.
65. Малофеев, Н.Н. Посмотрите им в глаза [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2007. - № 3. - С. 83-86.
66. Материалы Национальной Недели инклюзивного образования США, 2001 г. Инклюзивные школы: польза детям. (Пересматривая наше по¬нимание инклюзии и определяя ее значение для детей). Ilene S. Schwartz, University of Washington Charlene Green, Clark County School District, Las Ve¬gas, Nevada.
67. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагно-стика, коррекция, развитие. СПб.: Изд-во: Речь, 2007. 248 с.
68. Михальченко К. А. Инклюзивное образование - проблемы и пути решения. / К.А. Михальченко // Реория и практика образования в современ¬ном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 77-79.
69. Мухина В. С. Психология детства и отрочество Текст.: учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов / В. С. Мухина. М.: Ин-т практической психологии, 1998. - 488 с.
70. Мухина В. Таинство детства. В 2-х т. СПб., 2000, 2-е изд.; Екате¬ринбург, 2004, 3-е изд.
71. Мэй Р. Смысл тревоги / перевод с английского: М. И. Завалова, А. Ю. Сибуриной. М.: Класс, 2001. 384 с. С. 215-221.
72. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека / Г.С. Никифоров. СПб: издательство СПБГУ, 2011.
73. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2008г. 34.Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 2009.
74. Пантелеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная си¬стема. М., 1991.
75. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников /А.Г. Пачина. М., 2008.
76. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии: отграничение оли-гофрении от сходных состояний. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1966. - 256 с.
77. Петрановская Л.В. Большая книга про вас и вашего ребенка. Москва: Издательство АСТ, 2017. 432 с.
78. Погорелова Е. И. Тревога как фактор развития личности (На приме¬ре преодоления экстремальных ситуаций): Дис. канд. психол. наук: Таганрог, 2002. 151 с.
79. Полшкова Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого¬педагогических исследованиях [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 107-110.
80. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для ин¬валидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» С изменениями и дополнения¬ми от 18 августа 2016 г. URL: 11йр://минобрнауки.рф
81. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожно¬сти / Психологическая наука и образование — 1998 — № 2 — С 11-18.
82. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологиче-ская природа и возрастная динамика. Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2000. 304 с.
83. Прусакова О. А. Генезис понимания эмоций: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005.
84. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психо¬диагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.
85. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Филип Райс, Ким Долджин; пер. с англ. под науч. ред. Е.И. Николаевой. - 12-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2010. - 812, [2] с. : ил
86. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети. Основы диагности¬ческой и коррекционной работы психолога (монография). Библиотека психо¬лога-практика) М.: АРКТИ, 2000, 1-е изд., 2001, 2-е изд. 208 с.
87. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности / Под общ. ред. М.М. Семаго. - М.: Генезис, 2011. - 400 с. («Учебник XXI века»).
88. Семаго Н.Я., Чиркова О. Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие / Под общ. ред. М.М. Семаго. - М.: Генезис, 2011. - 288 с. («Учебник XXI века»).
89. Сергиенко Е. А. Дискуссия о происхождении знаний // Иностран¬ная психология. 2000. № 12. С. 3-13.
90. Сергиенко Е. А. Когнитивное развитие // Когнитивное психоло-гия / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПерСэ, 2002. С. 347-391.
91. Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И. Понимание обмана детьми до-школьного возраста в норме и при аутизме // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 4. С. 54-65.
92. Сергиенко Е. А. Революция в когнитивной психологии развития // Российский психологический журнал. 2005. Т. 2. № 2. С. 44-60.
93. Сергиенко Е. А. Развитие модели психического как ментальный механизм становления субъекта // Субъект, личность и психология человече¬ского бытия / Под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябинкиной. М.: Изд-во «Инсти¬тут психологии РАН», 2005. С. 113-146.
94. Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
95. Сергиенко Е. А. От когнитивной психологии к психологии субъ-екта // Психологический журнал. 2007. Т. 28. С. 17-27.
96. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Подходы к понима-нию игры в современной западной психологии // Современная зарубежная психология. - 2012. - Т. 1. №1. - С. 53-64.
97. Солдатова Г.У. Искусство жить с непохожими людьми / под ред. А.Г. Асмолова и др. Министерство образования московской области, Изда¬тельский дом «Московия», 2009.
98. Солдатова Г.У. Психодиагностика толерантности личности. Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. — М.: Смысл, 2008 . - 172 с.
99. Солдатова Г.У. Разные, но равные: большие психологические иг¬ры / Под редакцией Г.У. Солдатовой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломо¬носова, 2004. - 336 с.
100. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
101. Старчеус М. С. Музыкотерапия // Психологический лексикон / под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.
102. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского воз-раста: В 3 т. - М.: Медицина. Т. I, 1955; T II 1959; T III, 1965.
103. Уланова А.Ю., Сергиенко Е.А. Информационная успешность коммуникации на разных этапах развития модели психического. Экспериментальная психология, 2015, 8(1), 60-72.
104. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЭ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года. URL: http: //www.coiisultaiit.iTi.
105. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Россий-ской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017). URL: http: //www.consultant.iTi/docuiiient/cons_doc_LAW_8559.
106. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
107. Флейвелл Д. Х. Генетическая психология Жана Пиаже / Пер. с англ.; с предисл. Жана Пиаже. - М. : Просвещение, 1967. - 622, [1] с. - Доп. тит. л. англ.
108. Фуко М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году. — СПб.: Наука, 2004. — 432 с.
109. Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психоло¬гии. — 1978, -№ 6. — С. 94-106.
110. Ханин Ю. Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 2003.288с.
111. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опрос¬ника А. Басса и А. Дарки./Психологическая диагностика, 2008, № 1, — с. 35¬58.
112. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2003. 436 с.
113. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. СПб.: Питер, 2002. 224 с.
114. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заве-дений / О.В. Хухлаева. — 5е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 208 с.
115. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
116. Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ