Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Работа №73595

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информационные системы

Объем работы130
Год сдачи2017
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 8
1.1 Исследование подходов учета индивидуальных показателей
обучающихся в системах электронного обучения 8
1.2 Анализ систем электронного обучения 20
2 ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НИУ «БЕЛГУ» 29
2.1 Исследование особенностей образовательного процесса НИУ «БелГУ» 29
2.2 Исследование системы электронного обучения НИУ «БелГУ» 33
3 РАЗРАБОТКА ФОРМАЛЬНО-АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 38
3.1 Проектирование процесса индивидуально-ориентированного обучения 38
3.2 Разработка базы знаний для системы индивидуально-ориентированного
тестирования обучающихся 46
3.3 Построение алгоритма повышения качества тестовых заданий 52
3.4 Совершенствование базы данных системы электронного обучения НИУ
«БелГУ» 58
4 РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗРАБОТАННЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И АЛГОРИТМОВ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ. 66
4.1 Настройка и разработка модулей индивидуально-ориентированной
системы обучения 66
4.2 Тестирование работы модулей индивидуально-ориентированной
системы обучения 69
4.3 Оценка эффективности использования в СЭО алгоритмического и математического обеспечения индивидуально-ориентированной системы обучения 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ


В настоящее время образование все больше становится капиталом, инструментом борьбы за рынок и решения геополитических задач. Состояние образования определяет интеллектуальный потенциал общества и на данный момент, и на длительную перспективу, создает предпосылки устойчивого социально-экономического прогресса. Все это приводит к необходимости проведения передовыми странами новой образовательной политики, опирающейся на «инженерный подход» к разработке системы образования. При этом активно используются различные стратегии и средства моделирования, реструктуризации, усовершенствования [7].
Современное образование стремится к применению индивидуально-ориентированного подхода к образовательному процессу на всех уровнях. Технология индивидуализированного обучения предполагает организацию учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Главное достоинство данной модели обучения - полная адаптация содержимого, методов и темпов учебной деятельности обучающегося к его особенностям, следить за его действиями и операциями при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и тьютора, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны обучающего и со стороны ученика.
Индивидуализацию обучения можно считать «проникающей технологией», т.к. она может быть реализована во всех существующих образовательных технологиях. Однако технологии, делающие индивидуализацию основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.
Одним из наиболее популярных и актуальных направлений в сфере образования является индивидуально-ориентированный подход к процессу обучения, который позволяет обучающемуся работать экономно, контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что способствует достижению высоких результатов обучения. На сегодняшний день разработано и предложено очень много разработок и даже прикладных решений, обзор ряда которых можно изучить в работах: Астанин, С.В., Асадуллаев, Р.Г., Брусиловский П. Л., Олейник Н.М., Попов, Д.И.. Несмотря на популярность данного направления, вопросы учета индивидуальных особенностей обучающихся при построении индивидуальной образовательной траектории обучающегося по-прежнему остаются актуальными.
Отдельный интерес в данном направлении представляет образовательная деятельность высших учебных заведений. Преподавателям затруднительно применять индивидуальный подход к каждому студенту, т.к. численность академической студенческой группы, в среднем, около 20 человек, а для применения индивидуального подхода группа обучающихся должна составлять около 5-7 человек. Кроме того, дистанционное образование становится популярнее с каждым годом, а вот технологии его реализации в ВУЗах очень далеки от адаптивных подходов к процессу обучения. Таким образом, необходима реализация автоматизированных систем индивидуального-ориентированного обучения, работающих на основе адаптивных алгоритмов, способных формировать индивидуальные образовательные траектории за счет учета расширенного набора параметров обучаемых (психофизиологических характеристик, уровня фундаментальных базовых знаний, механизмов адаптивного тестирования, специфики восприятия информации и т.д.).
Объект исследования - система электронного обучения НИУ «БелГУ». 

автоматизированные средства поддержки системы электронного обучения НИУ «БелГУ».
Цель работы: повышение эффективности образовательного процесса НИУ «БелГУ», посредством учета индивидуальных особенностей обучающихся в системе электронного обучения.
Задачи:
- исследование существующих подходов к организации индивидуально-ориентированного обучения;
- исследование системы обучения НИУ «БелГУ»;
- проектирование формально-алгоритмических средств поддержки процесса индивидуального обучения;
- реализация разработанных моделей и алгоритмов индивидуально-ориентированного обучения.
Методы и средства исследований. При решении указанных задач использовались методы и средства теории множеств, теории систем, теории графов, сети Петри.
Достоверность научных положений и полученных результатов подтверждается корректным использованием алгоритмического обеспечения и формальных средств. Полученные результаты не противоречат существующим разработкам в области разработки систем индивидуально¬ориентированного обучения.
Научная новизна диссертационного исследования:
- разработаны при помощи сетей Петри укрупненная и декомпозиционные схемы процесса индивидуально-ориентированного обучения;
- разработана нечеткая база знаний адаптивного тестирования;
- разработан алгоритм оценки качества тестовых заданий при малой выборке испытуемых;
- осуществлено совершенствование базы данных системы индивидуально-ориентированного тестирования.
Практическая ценность работы заключается в том, что:
- разработанные модели и алгоритмы индивидуально-ориентированного обучения могут быть реализованы в разных системах электронного обучения
- реализованные алгоритмы и модели могут быть использованы преподавателями кафедр ФГАУ ВО НИУ «БелГУ» для реализации индивидуально-ориентированного обучения.
Положения, выносимые на защиту:
- схемы процесса индивидуально-ориентированного обучения;
- нечеткая база знаний адаптивного тестирования;
- алгоритм оценки качества тестовых заданий при малой выборке испытуемых;
- база данных системы индивидуально-ориентированного тестирования.
- реализация предложенных моделей и алгоритмов в системе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате выполнения магистерской диссертации были выполнены все поставленные задачи. Проведен анализ подходов к учету индивидуальных особенностей обучающихся, включая их психологические особенности и ретроспективную информацию об обучении. Рассмотрен ряд адаптивных алгоритмов, использующихся для реализации индивидуально-ориентированных подходов в процессе работы электронных систем обучения.
Также проведено исследование систем электронного обучения, использующихся как на очных, так и на заочных отделениях образовательных организаций (Moodle, E-front, LAMS, Sakai, ATutor, Claroline, Dokeos, OLAT, OpenACS, ILIAS). В качестве критериев сравнения систем были использованы показатели: поддержка стандарта SCORM, интеллектуальное управление контентом, языки приложения, испльзуемая системой СУБД, тип лицензии, наличие русскоязычного интерфейса, система проверки знаний, демонстрационный сервер. По результатам анализа систем составлена сравнительная таблица, на основании которой можно сделать вывод о распросстраненнойсти бесплатной лицензи с открытым программным кодом у всех рассматриваемых систем. Большая часть прикладных решений имеет русскоязычный интерфес приложения и возможность настройки ряда элементов для построения индивидуальных образовательных траекторий.
Проведен анализ использующейся в настоящее время в НИУ «БелГУ» системы электронного обучения, работающей на образовательной платформе Moodle. Выделены основные функции и элементы системы. По результатам анализа системы выделены основные недостатки СЭО и составлены
рекомендации по возможному ее усовершенствованию. Выявлено, что для реализации предлагаемых в результате анализа функций необходимо создавать новые модули. В связи с этим для реализации алгоритмов предлагается образовательная платформа e-front, включающая в себя необходимые для индивидуально-ориентированного обучения модули.
Проведено моделирование процессов системы индивидуально ориентированного обучения. Построены контекстная и декомпозиционная диаграммы в нотации IDEF0, описывающие работу процессов в ходе освоения курса. Для проектирования системы также использован инструмент сети Петри. Спроектированные сети позволяют отразить поведение системы в процессах тестирования обучаемого и формирования образовательного контента, когда от активности состояний двух параллельных процессов, подразумевающих работу двух пользователей, зависит совершение какого- либо перехода.
Разработана нечеткая база знаний, позволяющая управлять процессом индивидуально-ориентированного тестирования. Для ее функционирования построены лингвистические переменные, позволяющие настраивать показатели уровня знаний или текущих результатов тестирования в зависимости от требований преподавателя. Основное назначение разработанной базы знаний - корректировка количества и последовательности тестовых заданий в результате накопления статистической информации о ходе тестирования. Так, данные, предоставляемые базой, могут быть использованы для выявления реального уровня знаний обучающихся.
Разработан алгоритм оценки качества тестовых заданий при малой выборке испытуемых, позволяющий организовать процесс корректировки теста для его использования при работе в системе индивидуально-ориентированного электронного обучения студентов.
Предложена усовершенствованная структура базы данных системы электронного обучения. В ее таблицы добавлены поля, заполнение которых необходимо для реализации индивидуально-ориентированного обучения.
Предложена реализация разработанных моделей и алгоритмов в программной среде E-front. Разработанное в магистерской диссертации алгоритмическое и математическое обеспечение реализовано в системе электронного обучения e-front через модуль системы электронного обучения «module_complete_test» и обработчики content.js, tests.js. Проведено тестирование системы, реализованное в виде прохождения экспериментальной группой студентов входного тестирования для записи в систему индивидуальных показателей.


1. Brusilovsky P., Corbett A., de Rosis F. User Modeling. Springer, 2003.
2. Brusilovsky, P. Methods And Techniques Of Adaptive Hypermedia. User Modeling and User-Adapted Interaction. 6 (2-3). 1996. P. 87-129.
3. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий [Текст]/В.С. Аванесов// М.: АДЕПТ. - 1998. - стр. 217
4. Асадуллаев Рустам Геннадьевич. Автоматизация процесса
индивидуальной подготовки кадров в системе управления персоналом промышленного предприятия: автореферат дис. ... кандидата технических наук: 05.13.06 / Асадуллаев Рустам Геннадьевич; [Место защиты:
Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс - ФГБОУВПО].- Орел, 2013
5. Асадуллаев, Р.Г. Организация интеллектуального управления индивидуальными образовательными траекториями [Текст] / В.В. Ломакин, Р.Г. Асадуллаев // Научные ведомости Белгородского государственного университета: научный журнал. - Белгород: Издательский дом «Белгород» - 2013. - №22(165) вып.28/1. - С. 167-174.
6. Астанин, С.В. Разработка индивидуальной модели поведения обучаемого в системе дистанционного образования [Текст]/ С.В. Астанин, Т.Г. Калашникова // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы - 2001 - №1 - С. 179-196.
7. Астанин. С.В. Сопровождение процесса обучения на основе нечеткого моделирования [Электронный ресурс]/ С.В. Астанин // Дистанционное образование. - 2000. - № 5. - Режим доступа: http://www.e- joe.ru/sod/00/5_00/as.html
8. Атанов, Г.А. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы [Текст]/ Г.А/ Атанов, И.Н/ Пустынникова/ Донецк: Изд-во ДОУ, 2002. - 504 с.
9. Ахрем, А. А. Нечеткий логический вывод в системе принятия решений [Текст]/ А.А. Ахрем, М.Р. Ашинянц, С.А. Петров//Труды ИСА РАН. - 2007. - Т. 29. - c.265-275.
10. Белозубов, А. В. Система дистанционного обучения Moodle: [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие/ А. В. Белозубов, Д. Г. Николаев//СПб.:СПбГУ ИТМО, 2007. - 108 с.
11. Богомолов, В.А. Обзор бесплатных систем управления обучением [Текст]/В.А. Богомолов// Educational Technology & Society, 2007. - V.10(3). - С. 460-466
12. Брусиловский П. Л. Адаптивные интеллектуальные технологии в сетевом обучении [Текст]/ П.Л. Брусиловский // Новости искусственного интеллекта, 2002. - № 5. - С. 25-31
13. Брусиловский, П.Л. Адаптивные обучающие системы в World Wide Web: обзор имеющихся в распоряжении технологий [Электронный ресурс]/ П.Л. Брусиловский// International Forum of Educational Technology & Society - Режим доступа: http://roman.by/r-5716.html, свободный.
14. Булыгин, В.Г. Автоматизация учебного процесса [Электронный ресурс] / В.Г. Булыгин// Основы автоматизации процесса обучения. - Режим доступа:http://www.eusi.ru/lib/bulygin_osnovy_avtomatizacii_processa_obucenia /2.shtml, свободный
15. Буль, Е. Е. Обзор моделей студента для компьютерных систем обучения [Текст]/ Е. Е. Буль // Educational Technology & Society. - 2003. - Vol. 6 (4). - P. 245-250
16. Васильев В. И., Основы культуры адаптивного тестирования [Текст] /В.И. Васильев, Т. Н. Тягунова // M.: Национальный институт бизнеса, 2003. - 370c
17. Войтова, Ю.Ю. Анализ подходов, используемых в процессе обучения кадров промышленных предприятий с применением информационных технологий [Текст]// Р.Г. Асадуллаев, Ю.Ю. Войтова/ «Современные проблемы и перспективы управления развитием инновационной экономики»: мат. Всерос. науч. - практ. конф. с межд. уч. (г. Белгород, 18-19 октября 2012 г) / отв. ред. И.С. Шаповалова. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2012. - 365-369 с.
18. Демидов, Д. Г. Разработка моделей и алгоритмов автоматизации процессов адаптивного обучения специалистов для предприятий [Текст]: автореферат дис. ... кандидата технических наук (05.13.06)7 / Дмитрий Григорьевич Демидов; ГОУ ВПО «Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова». - Москва, 2011. - 21 с.
19. Денисова, И. Ю. Реализация адаптивной технологии обучения в информационной обучающей системе [Текст]// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - №28. - 2012. - 749-752с.
20. Живенков, А.Н. Формирование плагинов LMS Moodle для адаптивного построения структуры курса электронного обучения[Текст]/ А.Н. Живенков, О.Г. Иванова // Научные ведомости БелГУ. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». - 2010. - № 19(90). - С. 150 - 156.
21. Живенков, А.Н. Формирование плагинов LMS Moodle для адаптивного построения структуры курса электронного обучения / А.Н. Живенков, О.Г. Иванова // Научные ведомости БелГУ. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». - 2010. - № 19(90). - С. 150 - 156.
22. Зайцев, И.Е. Адаптивные технологии в современных автоматизированных обучающих системах [Текст]// И.Е. Зайцев/ Журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена». - № 51. - 2008. - 214-217с.
23. Зайцева Л.В. Адаптация в компьютерных системах на базе структуризации объектов обучения [Текст]/ Л.В. Зайцева, Е.Е. Буль // Educational Technology & Society - 2006 - Vol.9(1).- P. 1-6.
24. Келеберда, И.Н. Перспектива реализации индивидуальной
траектории обучения для хранилищ с SCORM-курсами [Электронный ресурс]/И.Н. Келеберда, Д.С. Негурица, В.В. Сокол// Educational Technology & Society. - 2008. - V.11(3). - ISSN 1436-4522. - [Режим доступа]:
http: //ifets. ieee. org/russian/depository/v 11 _i3/html/10. htm
25. Ким В. С. Тестирование учебных достижений[Текст]: монография/ В.С. Ким. -Уссурийск: Издательство УГПИ, 2007. - 214 с.
26. Колесникова, И.А Основы андрагогики/ Колесникова И.А.// М.: «Академия», 2003. - 412c.
27. Кудрявцев, В.Б. Моделирование процесса обучения [Текст] / В.Б. Кудрявцев, П.А. Алисейчик, К. Вашик, Ж. Кнап, А.С. Строганов, С.Г. Шеховцов // «Интеллектуальные системы», сб. статей./ Москва: РГГУ, 2006. - т. 10, вып. 1-4 - 189-270 с.
28. Мазурок, Т.Л. Интеллектуальные средства автоматизации управления обучением [Электронный ресурс]/ Т.Л. Мазурок// Educational Technology & Society. - 2012 - V. 15(3). - P. 502-521. - Режим доступа: http: //ifets. ieee. org/russian/depository/v 15_i3/html/14. htm, свободный.
29. Майоров, А.Н. Теория и практика тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) [Текст]/ А. Н. Майоров. - Москва: Интеллект-центр, 2001. - 296с.
30. Метрическая система Георга Раша Rasch Measurement (RM) Электронный ресурс. / В.С.Аванесов. - Режим доступа: http://testolog.narod.ru.
31. Олейник Н.М. Тест как инструмент измерения уровня знаний и трудности заданий в современной технологии обучения. Учебное пособие по спецкурсу [Текст] / Н.М. Олейник// Донецк: Донецкий государственный университет, 1991. - 168 с.
32. Официальный сайт ATutor [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - ATutor, 2002-2012. - Режим доступа: http://www.atutor.ca, свободный
33. Официальный сайт Claroline [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Claroline, 2015. - Режим доступа http://www.claroline.net/, свободный
34. Официальный сайт Dokeos [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Dokeos, 2015. - Режим доступа http://www.dokeos.com/, свободный
35. Официальный сайт eFront [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.efrontlearning.net, свободный
36. Официальный сайт ILIAS [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - ILIAS, 2015. - Режим доступа http://www.ilias.de/, свободный
37. Официальный сайт OLAT [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - OLAT, 2013. - Режим доступа http://www.olat.org/, свободный
38. Официальный сайт Sakai [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Apereo Foundation, 2014. - Режим доступа: https://www.sakaiproject.org/, свободный
39. Официальный сайт НИУ "БелГУ"[Электронный ресурс]. -
Электрон.дан. - НИУ «БелГУ», 1999 - 2015. - Режим доступа:
http://www.bsu.edu.ru/bsu/, свободный
40. Петрушин, В.А. Экспертно-обучающие системы [Текст] / В.А. Петрушин. - К.: Наук. Думка, 1992. - 196 с.
41. Попов, Д. И. Способ оценки знаний в дистанционном обучении на основе нечетких отношений [Текст] / Д. И. Попов // Дистанционное образование. - 2000. - № 6. - С. 26-28.
42. Потеев, М.И. Практикум по методике обучения во втузах [Текст]: учебное пособие / М.И. Потеев. - Москва: Высшая школа, 1990. - 94с.
43. Прокофьева, Н.О. Стратегии и методы проведения контроля знаний в компьютерном обучении [Электронный ресурс]/ Н.О. Прокофьева// Educational Technology & Society - 2010 - V.13(1). - P. 378-392 - Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i1/html/11.htm, свободный
44. Разыграева, В.А. Автоматизация процесса адаптивного электронного обучения [Текст]/В.А. Разыграева, А.В. Лямин// Труды XVIII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика'2011»
г.Санкт-Петербург, 2011 г. - С Пб: СПбГУ ИТМО, 2010. - Т.1. - С. 168-169.
45. Рыбина, Г.В. Основы построения интеллектуальных систем: учебное пособие [Текст]/ Г.В. Рыбина. - Москва: Финансы и статистика, 2010. - 432с.
46. Титенко, С.В. Автоматизация построения тестовых заданий в системах дистанционного обучения на основе понятийно-тезисной модели [Электронный ресурс]/С.В. Титенко//Образовательные технологии и общество. - 2013. - 16(1). - С. 463-481
47. Толстобров, А. П. Возможности анализа и повышения качества тестовых заданий при использование сетевой системы управления обучения[Текст]/ А.П. Толстобров, И.А. Коржик // Вестник ВГУ, 2008. - № 2. - C. 100-106
48. Штовба, С. Д. Проектирование нечетких систем средствами МАТГАВ[Текст]/С.Д. Штовба//М.: Горячая линия - Телеком, 2007. - 288 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ