ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты изучения семьи, психологической готовности к родительству и психологической безопасности личности
1.1 Понятие семьи, ее функции, виды и структура 6
1.2 Проблема психологической безопасности личности в современной
9 литературе
1.3 Аспекты и компоненты психологической готовности к „ ,
14 родительству
2. Эмпирическое исследование психологической готовности к
родительству и психологической безопасности личности в семье 2.1Организация эмпирического исследования 20
2.2 Методы и методики исследования 21
2.3.Интерпретация и анализ полученных данных в ходе эмпирического исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между существующей оценкой родительства как сугубо позитивного явления и стрессом, который часто возникает после рождения ребёнка. Появление ребенка предполагает повышение субъективного уровня удовлетворенности жизнью, работает распространенная в обществе установка «дети - это счастье».
Но фактически рождение и воспитание детей является серьезным испытанием для партнеров, зачастую ведущим к ухудшению качества жизни и угрозе психологической безопасности личности в семье.
Проблема психологической безопасности в последние годы активно изучается в российской психологической науке. Это понятие впервые прозвучало в публикациях российских авторов С.К. Рощина и В.А. Соснина , которые рассматривают психологическую безопасность человека как уровень развития условий его жизнедеятельности. Г.В. Грачева делает акцент на информационный аспект психологической безопасности; исследования И.А. Баевой посвящены психологической безопасности в образовательном учреждении. С.А. Богомаз , Р.В. Агузумцян, Е.Б. Мурадян исследуют психологическую безопасность личности. Однако психологическая безопасность в контексте семейных отношений изучена недостаточно.
При этом важнейшим аспектом изучения проблемы психологической безопасности личности в семье является исследование психологической готовности к родительству. Если супруги не компетентны как родители, количество стрессовых ситуаций в их совместной жизни после рождения ребенка значительно увеличивается.
А.И. Антонов , В.И. Дружинин , В.В. Бойко изучали родительство с точки зрения репродуктивных установок. Е.Н. Васильева, А.В. Щербаков представляют психологическую готовность к родительству как интегральную характеристику личности, в структуру которой входят информация о родительстве, экспектации, качества личности, рефлексия и самоконтроль. Мы предлагаем рассматривать психологическую готовность к родительству, базируясь на концепции Р.В. Овчаровой9 , в которой готовность к родительству представлена как социально-психологический феномен, включающий в себя несколько компонентов: родительские установки и ожидания, родительские позиции, родительское отношение, родительские чувства, родительская ответственность и стили семейного воспитания.
Чем более развиты компоненты психологической готовности к родительству, тем более осознанным оно является и тем успешнее человек адаптирован к ситуациям, связанным с рождением и воспитанием детей, тем более высок уровень развития условий его жизнедеятельности.
Цель исследования: изучить специфику готовности к родительству и особенности психологической безопасности личности в семье.
Объект исследования: психологическая готовность к родительству и психологическая безопасность личности.
Предмет исследования: особенности психологической готовности к родительству в семьях с различным уровнем психологической безопасности личности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что супруги с низким и высоким уровнем психологической безопасности личности имеют различия в показателях психологической готовности к родительству.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ и систематизацию подходов к изучению психологической готовности к родительству и психологической безопасности личности, а также осуществить анализ содержания понятий «психологическая безопасность личности», «семья», «психологическая готовность к родительству».
2. Подобрать и обосновать методы и методики по проблеме исследования.
3. Провести эмпирическое исследование психологической готовности к родительству и психологической безопасности личности в семье.
4. Определить соотношение готовности к родительству и уровня психологической безопасности личности в семье.
5. Выяснить различия в показателях готовности к родительству и психологической безопасности у мужчин и женщин, у супругов с детьми и без детей.
6. Описать и проинтерпретировать полученные результаты, сформулировать выводы.
В процессе исследования использованы следующие методы и методики:
- анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- методика «Сознательное родительство», разработанная М.С. Ермихиной под руководством Р. В. Овчаровой ;
- методика «Шкала базисных убеждений» (Р. Янов-Бульман. Адаптация М.А. Падуна. А.В. Котельниковой );
- методы математической обработки: U-критерий Манна-Уитни,
коэффициент корреляции Спирмена;
- качественный анализ данных.
При расчете данных применялись компьютерные программы StatSoft STATISTICA 10 и Excel пакета Microsoft Office.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут найти применение в семейном консультировании, а также использоваться в дальнейших психологических исследованиях
психологической готовности к родительству и психологической безопасности личности.
База исследования: исследование проведено на базе ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет».
В данной работе мы провели исследование специфики готовности к родительству и особенностей психологической безопасности личности в семье. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение: супруги с низким и высоким уровнем психологической безопасности личности имеют различия в показателях психологической готовности к родительству.
Для достижения цели исследования были выполнены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ и систематизацию подходов к изучению психологической готовности к родительству и психологической безопасности личности, а также осуществлен анализ содержания понятий «психологическая безопасность личности», «семья», «психологическая готовность к родительству».
2. Подобраны и обоснованы методы и методики по проблеме исследования.
3. Проведено эмпирическое исследование психологической готовности к родительству и психологической безопасности личности в семье.
4. Определено соотношение готовности к родительству и уровня психологической безопасности личности в семье.
5. Выяснены различия в показателях готовности к родительству и психологической безопасности у мужчин и женщин, у супругов с детьми и без детей.
6. Полученные результаты описаны и проинтерпретированы, сформулированы выводы.
В процессе исследования использованы следующие методы и методики:
- анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- методика «Сознательное родительство», разработанная М.С. Ермихиной под руководством Р. В. Овчаровой ;
- методика «Шкала базисных убеждений» (Р. Янов-Бульман. Адаптация М.А. Падуна. А.В. Котельниковой ).
- методы математической обработки: U-критерий Манна-Уитни,
коэффициент корреляции Спирмена;
- качественный анализ данных.
При расчетах применялись компьютерные программы StatSoft STATISTICA 10 и Excel пакета Microsoft Office.
Исследование проведено на базе Башкирского государственного университета.
Выборка состоит из 50 супружеских пар, проживающих в Республике Башкортостан. 35 из них имеют детей, остальные 15 - не имеют. Средний возраст испытуемых - 31,2 года. Образование - высшее и среднее специальное. Все испытуемые принадлежат к среднему социально-экономическому слою населения.
Проанализировав психологическую литературу по теме исследования, мы пришли к пониманию семьи как системы, объединяющей значимых друг для друга людей, находящихся в эмоциональной близости, на основе супружеских, родственных и родительских отношений.
Одно из важнейших условий эффективного функционирования семьи - психологическая безопасность личности, которая предполагает субъективное переживание защищенности, основанное на трех базисных убеждениях: вера в доброжелательность окружающего мира, убеждение в справедливости мироздания и в ценности своего Я.
В качестве элементов, составляющих развитую готовность к родительству, были выделены следующие: семейные ценности, родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительская ответственность и стиль семейного воспитания. (Р.В. Овчарова).36
По итогам исследования можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась частично: в группе семей с детьми супруги с низким и высоким уровнем психологической безопасности личности имеют различия в показателях психологической готовности к родительству. Зафиксирована положительная корреляция между психологической готовностью к родительству и психологической безопасностью личности. Мы предполагаем, что низкая родительская компетентность становится причиной стрессовых ситуаций, которые в конечном итоге снижают уровень психологической безопасности личности в семье.
В группе семей без детей статистически значимых различий в готовности к родительству между теми, кто имеет высокий и низкий уровень психологической безопасности личности, не зафиксировано. На наш взгляд, это может указывать на то, что отсутствие родительских компетенций у бездетных супругов не ведет к восприятию окружающего мира как неблагоприятного места и не создает субъективное ощущение незащищенности, поскольку неразвитость компонентов родительства вне их применения на практике не очевидна и не создает стрессовых ситуаций.
При делении выборки на подгруппы женщин и мужчин мы выяснили, что выраженность компонентов готовности к родительству у женщин с детьми имеет различия у испытуемых с низким и высоким уровнем психологической безопасности личности по трем субшкалам: «Доброжелательность
окружающего мира», «Справедливость» и «Образ Я». Это свидетельствует о том, что женщины с детьми, более готовые к роли матери, воспринимают мир как более доброжелательный и справедливый. А также более уверены в том, что они достаточно хороши для того, чтобы судьба им благоволила. По субшкалам «Удача» и «Убеждение о контроле» у женщин с детьми различий в готовности к родительству не обнаружено. Это может свидетельствовать о том, что убежденность в своей удачливости и способности контролировать жизнь у женщин с детьми не исходит от развитости их родительских компетенций.
У группы мужчин с высоким и низким уровнем психологической безопасности имеются различия в готовности к родительству по всем шкалам. Исключением стала лишь одна субшкала - «Доброжелательность окружающего мира». На наш взгляд, это указывает на то, что отношение к ребенку и с ребенком не влияют на восприятие мира как доброжелательного и безопасного места. Однако этот параметр у мужчин с детьми повышен сам по себе - то есть сам факт наличия ребенка для мужчин, по всей видимости, является достаточным фактором, чтобы воспринимать мир более доброжелательным, чем другие группы испытуемых (женщины с детьми и группа без детей).
В целом мужчины имеют более сильную связь готовности к родительству с психологической безопасностью личности, чем женщины. Это может говорить о низкой способности мужчин к совладанию со стрессом, который возникает у них при взаимодействии с ребенком, имея неразвитые родительские компетенции.
У групп с детьми и без детей различия в уровне психологической готовности к родительству отсутствуют. Однако при рассмотрении каждого компонента родительства в выборках с детьми и без детей некоторые особенности все же выявлены: семьи с детьми имеют более осознанные родительские установки и ожидания, нежели бездетные пары. Соответственно их восприятие себя в родительской роли имеет более зрелое осмысление по основным позициям, заявленным авторами методики: «мы родители», «мы - родители нашего ребенка», «это - наш ребенок». Семьи без детей менее подвержены рефлексии относительно своей возможной родительской роли, у них менее выражены установки и ожидания по отношению к будущему ребенку - пока для них не так важно, каким будет ребенок, сумеет ли он соответствовать существующему в их сознании образу.
Также статистически значимым является различие между группами с детьми и без детей по шкале «Родительские позиции». Значит, после рождения детей у испытуемых сформировалось более осознанное признание роли ребенка в процессе его воспитания и развития. У бездетных пар, которые, подчеркнем, пока могут лишь воображать себя в роли родителей, вероятно, доминирует менее продуктивная позиция по отношению к ребенку - это позиция «над», «сверху».
Выяснилось, что при делении испытуемых на группы мужчин и женщин различий в готовности к родительству не зафиксировано.
В целом показатели психологической безопасности личности также не имеют различий при делении на группы по половому признаку и по наличию детей. Однако при рассмотрении каждой шкалы по отдельности, выяснилось, что мужчины с детьми более склонны считать окружающий мир доброжелательным. Женщины без детей чаще, чем женщины с детьми и мужчины (с детьми и без детей) считают мир недоброжелательным. Супруги с детьми верят в справедливость больше, чем бездетные пары. А женщины с детьми наиболее склонны считать себя «хорошими», а значит, «достойными хороших событий». Женщины (с детьми и без детей) в данной выборке чаще верят в свою способность контролировать происходящие с ними события.
Безусловно, изложенные выводы нуждаются в уточнении путем проведения исследования на большей выборке испытуемых, и все интерпретации являются лишь предположениями - истинное влияние переменных возможно установить только при проведении эксперимента. Практическое применение результатов мы видим в использовании данных при семейном психологическом консультировании, а также в работе психологов по запросам, связанным с подготовкой к созданию брака и рождению детей.
1. Агузумцян Р.В., Мурадян Е.Б. Психологические аспекты безопасности личности (окончание) // «Вестник практической психологии образования», 2009, № 1, С. 43-47.
2. Агузумцян Р.В., Мурадян Е.Б. Психологические аспекты безопасности личности (окончание) // «Вестник практической психологии образования», 2009, № 2, С. 40-44.
3. Анасов В.Д. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности // Проблемы информационно-психологической безопасности. - М.: Институт психологии РАН, 1996. - С. 7-11.
4. Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004.
5. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996.
6. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002.
7. Богомаз С. А., Гладких А.Г. Психологическая безопасность личности и ее измерение с помощью шкалы базисных убеждений// «Вестник Томского государственного университета», 2009, №318, С.191-194.
8. Бойко В.В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. - М.: Мысль, 1985.
9. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. Кандидатская диссертация. - Москва, 1986.
10. Васильева Е.Н., Щербаков А.В. Изменение уровня психологической готовности молодежи к родительству средствами тренинговой программы «эффективное родительство» // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11(3). - С.584-589.
11. Владимирова К.В., Лукьянов А.С. Психологическая безопасность личности: анализ подходов и специфика проявлений в студенческом возрасте // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - М., 2015.
12. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во
Смысл; Эксмо, 2005.
13. Галяутдинова С. И., Ахмадеева Е. В., Гумерова Р. Б. Проблемы понимания ценностей и психологической безопасности семьи. Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.
14. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность
личности: состояние и возможности психологической защиты. - М.: Изд-во
РАГС, 1998 - 125 с.
15. Дружинин В.Н., «Психология семьи». - М., 2000.
16. Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного
психологического консультирования: Учебное пособие. -. М.: «Ось-89», 2003.
17. Захарова Г.И. Психология семейных отношений. - Челябинск: Издательство ЮРГУ, 2009.
18. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. - М., 2000.
19. Колесникова Т.П. Психологический мир личности и его безопасность. М.: Владос-Пресс,2001. -174 с.
20. Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности: феноменология, механизмы, стратегии: Диссертация доктора психологических наук. - Таганрог, 2006.
21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Наука. - 1972. - 212 с.
22. Лидере А.Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. - Москва-Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2004. - 294 с.
23. Ломов Б.Ф. «О системном подходе в психологии» // «Вопросы психологии», 1975, № 2, с.31-45.
24. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики- М., Наука, 1989.
25. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии/Пер. с англ. А.Д. Иорданского. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
26. Михайлов Л.А. Способы автономного выживания
человека в природе. - М., 2008.
27. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л.: Наука,. 1983.
28. Мясищев В.Н. Психология отношений/ под ред. Бодалева А.А. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. - 356 с.
29. Навайтис Г. Семья в психологической консультации / Г.Навайтис. - Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.
30. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: Практ. рук-во. - СПб, 2006.
31. Овчарова Р. В., Психологическое сопровождение родительства. - М., 2003.
32. Овчарова Р. В.. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
33. Орлов А.Б. Психологическое насилие в семье — определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. 2000, № 2-3. — С. 182-187.
34. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под ред. Н.Н. Посысоева.- М.: Владос-Пресс, 2004.
35. Падун М.А., Котельникова А.В. Методика исследования базисных убеждений личности. Лаборатории психологии и психотерапии посттравматического стресса ИПРАН, - Москва, 2007.
36. Пахомов А.П. Методика «Незаконченные предложения» Сакса- Леви как учебное пособие //Экспериментальная психология. 2012. Том 5. № 4. С. 99-116
37. Приходько И. И. Концепция психологической безопасности
персонала экстремальных видов деятельности [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. №3 (май - июнь). URL: http://www.zpu-
j ournal. ru/ezpu/2013/3/Prikhodko Psycholo gical-Safety/
38. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. - СПб., 2007.
39. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Силяевой. - М.: Академия, 2004.
40. Рощин С.К., Соснин В.А. . Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства //Российский монитор. - 2005. - №6.
41. Савина Е.А. Родительские представления и установки: понятие, виды и структура // Семейная психология и семейная терапия. - 2001. - № 3. - С. 85-95.
42. Семейная психотерапия / сост. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. - СПб.: Питер, 2000.
43. Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В. Психологическая безопасность: учебное пособие. - - М.: Дрофа, 2008.
44. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М.: Педагогика, 1986.
45. Столин В. В.Семья как объект психологической диагностики и неврачебной психотерапии. /Семья и формирование личности./Под ред. Бодалева А.А.—М., 1981.
46. Харчев А. Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социол. исследования. 1986. № 3. С. 27.
47. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М, 1979.
48. Целуйко В. М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004.
49. Целуйко В.М. Вы и ваши дети: психология семьи. - Р-н-Д: Феникс, 2004.
50. Шнейдер Л. Б. Функционально-ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель- Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
51. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в.Учеб. пособие. - М., 1996. - 416 с.