ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ И УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты изучения семьи, психологической готовности к родительству и психологической безопасности личности
1.1 Понятие семьи, ее функции, виды и структура 6
1.2 Проблема психологической безопасности личности в современной
9 литературе
1.3 Аспекты и компоненты психологической готовности к „ ,
14 родительству
2. Эмпирическое исследование психологической готовности к
родительству и психологической безопасности личности в семье 2.1Организация эмпирического исследования 20
2.2 Методы и методики исследования 21
2.3.Интерпретация и анализ полученных данных в ходе эмпирического исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Теоретические аспекты изучения семьи, психологической готовности к родительству и психологической безопасности личности
1.1 Понятие семьи, ее функции, виды и структура 6
1.2 Проблема психологической безопасности личности в современной
9 литературе
1.3 Аспекты и компоненты психологической готовности к „ ,
14 родительству
2. Эмпирическое исследование психологической готовности к
родительству и психологической безопасности личности в семье 2.1Организация эмпирического исследования 20
2.2 Методы и методики исследования 21
2.3.Интерпретация и анализ полученных данных в ходе эмпирического исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования обусловлена противоречием между существующей оценкой родительства как сугубо позитивного явления и стрессом, который часто возникает после рождения ребёнка. Появление ребенка предполагает повышение субъективного уровня удовлетворенности жизнью, работает распространенная в обществе установка «дети - это счастье».
Но фактически рождение и воспитание детей является серьезным испытанием для партнеров, зачастую ведущим к ухудшению качества жизни и угрозе психологической безопасности личности в семье.
Проблема психологической безопасности в последние годы активно изучается в российской психологической науке. Это понятие впервые прозвучало в публикациях российских авторов С.К. Рощина и В.А. Соснина , которые рассматривают психологическую безопасность человека как уровень развития условий его жизнедеятельности. Г.В. Грачева делает акцент на информационный аспект психологической безопасности; исследования И.А. Баевой посвящены психологической безопасности в образовательном учреждении. С.А. Богомаз , Р.В. Агузумцян, Е.Б. Мурадян исследуют психологическую безопасность личности. Однако психологическая безопасность в контексте семейных отношений изучена недостаточно.
При этом важнейшим аспектом изучения проблемы психологической безопасности личности в семье является исследование психологической готовности к родительству. Если супруги не компетентны как родители, количество стрессовых ситуаций в их совместной жизни после рождения ребенка значительно увеличивается.
А.И. Антонов , В.И. Дружинин , В.В. Бойко изучали родительство с точки зрения репродуктивных установок. Е.Н. Васильева, А.В. Щербаков представляют психологическую готовность к родительству как интегральную характеристику личности, в структуру которой входят информация о родительстве, экспектации, качества личности, рефлексия и самоконтроль. Мы предлагаем рассматривать психологическую готовность к родительству, базируясь на концепции Р.В. Овчаровой9 , в которой готовность к родительству представлена как социально-психологический феномен, включающий в себя несколько компонентов: родительские установки и ожидания, родительские позиции, родительское отношение, родительские чувства, родительская ответственность и стили семейного воспитания.
Чем более развиты компоненты психологической готовности к родительству, тем более осознанным оно является и тем успешнее человек адаптирован к ситуациям, связанным с рождением и воспитанием детей, тем более высок уровень развития условий его жизнедеятельности.
Цель исследования: изучить специфику готовности к родительству и особенности психологической безопасности личности в семье.
Объект исследования: психологическая готовность к родительству и психологическая безопасность личности.
Предмет исследования: особенности психологической готовности к родительству в семьях с различным уровнем психологической безопасности личности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что супруги с низким и высоким уровнем психологической безопасности личности имеют различия в показателях психологической готовности к родительству.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ и систематизацию подходов к изучению психологической готовности к родительству и психологической безопасности личности, а также осуществить анализ содержания понятий «психологическая безопасность личности», «семья», «психологическая готовность к родительству».
2. Подобрать и обосновать методы и методики по проблеме исследования.
3. Провести эмпирическое исследование психологической готовности к родительству и психологической безопасности личности в семье.
4. Определить соотношение готовности к родительству и уровня психологической безопасности личности в семье.
5. Выяснить различия в показателях готовности к родительству и психологической безопасности у мужчин и женщин, у супругов с детьми и без детей.
6. Описать и проинтерпретировать полученные результаты, сформулировать выводы.
В процессе исследования использованы следующие методы и методики:
- анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- методика «Сознательное родительство», разработанная М.С. Ермихиной под руководством Р. В. Овчаровой ;
- методика «Шкала базисных убеждений» (Р. Янов-Бульман. Адаптация М.А. Падуна. А.В. Котельниковой );
- методы математической обработки: U-критерий Манна-Уитни,
коэффициент корреляции Спирмена;
- качественный анализ данных.
При расчете данных применялись компьютерные программы StatSoft STATISTICA 10 и Excel пакета Microsoft Office.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут найти применение в семейном консультировании, а также использоваться в дальнейших психологических исследованиях
психологической готовности к родительству и психологической безопасности личности.
База исследования: исследование проведено на базе ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет».
Но фактически рождение и воспитание детей является серьезным испытанием для партнеров, зачастую ведущим к ухудшению качества жизни и угрозе психологической безопасности личности в семье.
Проблема психологической безопасности в последние годы активно изучается в российской психологической науке. Это понятие впервые прозвучало в публикациях российских авторов С.К. Рощина и В.А. Соснина , которые рассматривают психологическую безопасность человека как уровень развития условий его жизнедеятельности. Г.В. Грачева делает акцент на информационный аспект психологической безопасности; исследования И.А. Баевой посвящены психологической безопасности в образовательном учреждении. С.А. Богомаз , Р.В. Агузумцян, Е.Б. Мурадян исследуют психологическую безопасность личности. Однако психологическая безопасность в контексте семейных отношений изучена недостаточно.
При этом важнейшим аспектом изучения проблемы психологической безопасности личности в семье является исследование психологической готовности к родительству. Если супруги не компетентны как родители, количество стрессовых ситуаций в их совместной жизни после рождения ребенка значительно увеличивается.
А.И. Антонов , В.И. Дружинин , В.В. Бойко изучали родительство с точки зрения репродуктивных установок. Е.Н. Васильева, А.В. Щербаков представляют психологическую готовность к родительству как интегральную характеристику личности, в структуру которой входят информация о родительстве, экспектации, качества личности, рефлексия и самоконтроль. Мы предлагаем рассматривать психологическую готовность к родительству, базируясь на концепции Р.В. Овчаровой9 , в которой готовность к родительству представлена как социально-психологический феномен, включающий в себя несколько компонентов: родительские установки и ожидания, родительские позиции, родительское отношение, родительские чувства, родительская ответственность и стили семейного воспитания.
Чем более развиты компоненты психологической готовности к родительству, тем более осознанным оно является и тем успешнее человек адаптирован к ситуациям, связанным с рождением и воспитанием детей, тем более высок уровень развития условий его жизнедеятельности.
Цель исследования: изучить специфику готовности к родительству и особенности психологической безопасности личности в семье.
Объект исследования: психологическая готовность к родительству и психологическая безопасность личности.
Предмет исследования: особенности психологической готовности к родительству в семьях с различным уровнем психологической безопасности личности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что супруги с низким и высоким уровнем психологической безопасности личности имеют различия в показателях психологической готовности к родительству.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ и систематизацию подходов к изучению психологической готовности к родительству и психологической безопасности личности, а также осуществить анализ содержания понятий «психологическая безопасность личности», «семья», «психологическая готовность к родительству».
2. Подобрать и обосновать методы и методики по проблеме исследования.
3. Провести эмпирическое исследование психологической готовности к родительству и психологической безопасности личности в семье.
4. Определить соотношение готовности к родительству и уровня психологической безопасности личности в семье.
5. Выяснить различия в показателях готовности к родительству и психологической безопасности у мужчин и женщин, у супругов с детьми и без детей.
6. Описать и проинтерпретировать полученные результаты, сформулировать выводы.
В процессе исследования использованы следующие методы и методики:
- анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- методика «Сознательное родительство», разработанная М.С. Ермихиной под руководством Р. В. Овчаровой ;
- методика «Шкала базисных убеждений» (Р. Янов-Бульман. Адаптация М.А. Падуна. А.В. Котельниковой );
- методы математической обработки: U-критерий Манна-Уитни,
коэффициент корреляции Спирмена;
- качественный анализ данных.
При расчете данных применялись компьютерные программы StatSoft STATISTICA 10 и Excel пакета Microsoft Office.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут найти применение в семейном консультировании, а также использоваться в дальнейших психологических исследованиях
психологической готовности к родительству и психологической безопасности личности.
База исследования: исследование проведено на базе ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет».
В данной работе мы провели исследование специфики готовности к родительству и особенностей психологической безопасности личности в семье. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение: супруги с низким и высоким уровнем психологической безопасности личности имеют различия в показателях психологической готовности к родительству.
Для достижения цели исследования были выполнены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ и систематизацию подходов к изучению психологической готовности к родительству и психологической безопасности личности, а также осуществлен анализ содержания понятий «психологическая безопасность личности», «семья», «психологическая готовность к родительству».
2. Подобраны и обоснованы методы и методики по проблеме исследования.
3. Проведено эмпирическое исследование психологической готовности к родительству и психологической безопасности личности в семье.
4. Определено соотношение готовности к родительству и уровня психологической безопасности личности в семье.
5. Выяснены различия в показателях готовности к родительству и психологической безопасности у мужчин и женщин, у супругов с детьми и без детей.
6. Полученные результаты описаны и проинтерпретированы, сформулированы выводы.
В процессе исследования использованы следующие методы и методики:
- анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- методика «Сознательное родительство», разработанная М.С. Ермихиной под руководством Р. В. Овчаровой ;
- методика «Шкала базисных убеждений» (Р. Янов-Бульман. Адаптация М.А. Падуна. А.В. Котельниковой ).
- методы математической обработки: U-критерий Манна-Уитни,
коэффициент корреляции Спирмена;
- качественный анализ данных.
При расчетах применялись компьютерные программы StatSoft STATISTICA 10 и Excel пакета Microsoft Office.
Исследование проведено на базе Башкирского государственного университета.
Выборка состоит из 50 супружеских пар, проживающих в Республике Башкортостан. 35 из них имеют детей, остальные 15 - не имеют. Средний возраст испытуемых - 31,2 года. Образование - высшее и среднее специальное. Все испытуемые принадлежат к среднему социально-экономическому слою населения.
Проанализировав психологическую литературу по теме исследования, мы пришли к пониманию семьи как системы, объединяющей значимых друг для друга людей, находящихся в эмоциональной близости, на основе супружеских, родственных и родительских отношений.
Одно из важнейших условий эффективного функционирования семьи - психологическая безопасность личности, которая предполагает субъективное переживание защищенности, основанное на трех базисных убеждениях: вера в доброжелательность окружающего мира, убеждение в справедливости мироздания и в ценности своего Я.
В качестве элементов, составляющих развитую готовность к родительству, были выделены следующие: семейные ценности, родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительская ответственность и стиль семейного воспитания. (Р.В. Овчарова).36
По итогам исследования можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась частично: в группе семей с детьми супруги с низким и высоким уровнем психологической безопасности личности имеют различия в показателях психологической готовности к родительству. Зафиксирована положительная корреляция между психологической готовностью к родительству и психологической безопасностью личности. Мы предполагаем, что низкая родительская компетентность становится причиной стрессовых ситуаций, которые в конечном итоге снижают уровень психологической безопасности личности в семье.
В группе семей без детей статистически значимых различий в готовности к родительству между теми, кто имеет высокий и низкий уровень психологической безопасности личности, не зафиксировано. На наш взгляд, это может указывать на то, что отсутствие родительских компетенций у бездетных супругов не ведет к восприятию окружающего мира как неблагоприятного места и не создает субъективное ощущение незащищенности, поскольку неразвитость компонентов родительства вне их применения на практике не очевидна и не создает стрессовых ситуаций.
При делении выборки на подгруппы женщин и мужчин мы выяснили, что выраженность компонентов готовности к родительству у женщин с детьми имеет различия у испытуемых с низким и высоким уровнем психологической безопасности личности по трем субшкалам: «Доброжелательность
окружающего мира», «Справедливость» и «Образ Я». Это свидетельствует о том, что женщины с детьми, более готовые к роли матери, воспринимают мир как более доброжелательный и справедливый. А также более уверены в том, что они достаточно хороши для того, чтобы судьба им благоволила. По субшкалам «Удача» и «Убеждение о контроле» у женщин с детьми различий в готовности к родительству не обнаружено. Это может свидетельствовать о том, что убежденность в своей удачливости и способности контролировать жизнь у женщин с детьми не исходит от развитости их родительских компетенций.
У группы мужчин с высоким и низким уровнем психологической безопасности имеются различия в готовности к родительству по всем шкалам. Исключением стала лишь одна субшкала - «Доброжелательность окружающего мира». На наш взгляд, это указывает на то, что отношение к ребенку и с ребенком не влияют на восприятие мира как доброжелательного и безопасного места. Однако этот параметр у мужчин с детьми повышен сам по себе - то есть сам факт наличия ребенка для мужчин, по всей видимости, является достаточным фактором, чтобы воспринимать мир более доброжелательным, чем другие группы испытуемых (женщины с детьми и группа без детей).
В целом мужчины имеют более сильную связь готовности к родительству с психологической безопасностью личности, чем женщины. Это может говорить о низкой способности мужчин к совладанию со стрессом, который возникает у них при взаимодействии с ребенком, имея неразвитые родительские компетенции.
У групп с детьми и без детей различия в уровне психологической готовности к родительству отсутствуют. Однако при рассмотрении каждого компонента родительства в выборках с детьми и без детей некоторые особенности все же выявлены: семьи с детьми имеют более осознанные родительские установки и ожидания, нежели бездетные пары. Соответственно их восприятие себя в родительской роли имеет более зрелое осмысление по основным позициям, заявленным авторами методики: «мы родители», «мы - родители нашего ребенка», «это - наш ребенок». Семьи без детей менее подвержены рефлексии относительно своей возможной родительской роли, у них менее выражены установки и ожидания по отношению к будущему ребенку - пока для них не так важно, каким будет ребенок, сумеет ли он соответствовать существующему в их сознании образу.
Также статистически значимым является различие между группами с детьми и без детей по шкале «Родительские позиции». Значит, после рождения детей у испытуемых сформировалось более осознанное признание роли ребенка в процессе его воспитания и развития. У бездетных пар, которые, подчеркнем, пока могут лишь воображать себя в роли родителей, вероятно, доминирует менее продуктивная позиция по отношению к ребенку - это позиция «над», «сверху».
Выяснилось, что при делении испытуемых на группы мужчин и женщин различий в готовности к родительству не зафиксировано.
В целом показатели психологической безопасности личности также не имеют различий при делении на группы по половому признаку и по наличию детей. Однако при рассмотрении каждой шкалы по отдельности, выяснилось, что мужчины с детьми более склонны считать окружающий мир доброжелательным. Женщины без детей чаще, чем женщины с детьми и мужчины (с детьми и без детей) считают мир недоброжелательным. Супруги с детьми верят в справедливость больше, чем бездетные пары. А женщины с детьми наиболее склонны считать себя «хорошими», а значит, «достойными хороших событий». Женщины (с детьми и без детей) в данной выборке чаще верят в свою способность контролировать происходящие с ними события.
Безусловно, изложенные выводы нуждаются в уточнении путем проведения исследования на большей выборке испытуемых, и все интерпретации являются лишь предположениями - истинное влияние переменных возможно установить только при проведении эксперимента. Практическое применение результатов мы видим в использовании данных при семейном психологическом консультировании, а также в работе психологов по запросам, связанным с подготовкой к созданию брака и рождению детей.
Для достижения цели исследования были выполнены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ и систематизацию подходов к изучению психологической готовности к родительству и психологической безопасности личности, а также осуществлен анализ содержания понятий «психологическая безопасность личности», «семья», «психологическая готовность к родительству».
2. Подобраны и обоснованы методы и методики по проблеме исследования.
3. Проведено эмпирическое исследование психологической готовности к родительству и психологической безопасности личности в семье.
4. Определено соотношение готовности к родительству и уровня психологической безопасности личности в семье.
5. Выяснены различия в показателях готовности к родительству и психологической безопасности у мужчин и женщин, у супругов с детьми и без детей.
6. Полученные результаты описаны и проинтерпретированы, сформулированы выводы.
В процессе исследования использованы следующие методы и методики:
- анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- методика «Сознательное родительство», разработанная М.С. Ермихиной под руководством Р. В. Овчаровой ;
- методика «Шкала базисных убеждений» (Р. Янов-Бульман. Адаптация М.А. Падуна. А.В. Котельниковой ).
- методы математической обработки: U-критерий Манна-Уитни,
коэффициент корреляции Спирмена;
- качественный анализ данных.
При расчетах применялись компьютерные программы StatSoft STATISTICA 10 и Excel пакета Microsoft Office.
Исследование проведено на базе Башкирского государственного университета.
Выборка состоит из 50 супружеских пар, проживающих в Республике Башкортостан. 35 из них имеют детей, остальные 15 - не имеют. Средний возраст испытуемых - 31,2 года. Образование - высшее и среднее специальное. Все испытуемые принадлежат к среднему социально-экономическому слою населения.
Проанализировав психологическую литературу по теме исследования, мы пришли к пониманию семьи как системы, объединяющей значимых друг для друга людей, находящихся в эмоциональной близости, на основе супружеских, родственных и родительских отношений.
Одно из важнейших условий эффективного функционирования семьи - психологическая безопасность личности, которая предполагает субъективное переживание защищенности, основанное на трех базисных убеждениях: вера в доброжелательность окружающего мира, убеждение в справедливости мироздания и в ценности своего Я.
В качестве элементов, составляющих развитую готовность к родительству, были выделены следующие: семейные ценности, родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительская ответственность и стиль семейного воспитания. (Р.В. Овчарова).36
По итогам исследования можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась частично: в группе семей с детьми супруги с низким и высоким уровнем психологической безопасности личности имеют различия в показателях психологической готовности к родительству. Зафиксирована положительная корреляция между психологической готовностью к родительству и психологической безопасностью личности. Мы предполагаем, что низкая родительская компетентность становится причиной стрессовых ситуаций, которые в конечном итоге снижают уровень психологической безопасности личности в семье.
В группе семей без детей статистически значимых различий в готовности к родительству между теми, кто имеет высокий и низкий уровень психологической безопасности личности, не зафиксировано. На наш взгляд, это может указывать на то, что отсутствие родительских компетенций у бездетных супругов не ведет к восприятию окружающего мира как неблагоприятного места и не создает субъективное ощущение незащищенности, поскольку неразвитость компонентов родительства вне их применения на практике не очевидна и не создает стрессовых ситуаций.
При делении выборки на подгруппы женщин и мужчин мы выяснили, что выраженность компонентов готовности к родительству у женщин с детьми имеет различия у испытуемых с низким и высоким уровнем психологической безопасности личности по трем субшкалам: «Доброжелательность
окружающего мира», «Справедливость» и «Образ Я». Это свидетельствует о том, что женщины с детьми, более готовые к роли матери, воспринимают мир как более доброжелательный и справедливый. А также более уверены в том, что они достаточно хороши для того, чтобы судьба им благоволила. По субшкалам «Удача» и «Убеждение о контроле» у женщин с детьми различий в готовности к родительству не обнаружено. Это может свидетельствовать о том, что убежденность в своей удачливости и способности контролировать жизнь у женщин с детьми не исходит от развитости их родительских компетенций.
У группы мужчин с высоким и низким уровнем психологической безопасности имеются различия в готовности к родительству по всем шкалам. Исключением стала лишь одна субшкала - «Доброжелательность окружающего мира». На наш взгляд, это указывает на то, что отношение к ребенку и с ребенком не влияют на восприятие мира как доброжелательного и безопасного места. Однако этот параметр у мужчин с детьми повышен сам по себе - то есть сам факт наличия ребенка для мужчин, по всей видимости, является достаточным фактором, чтобы воспринимать мир более доброжелательным, чем другие группы испытуемых (женщины с детьми и группа без детей).
В целом мужчины имеют более сильную связь готовности к родительству с психологической безопасностью личности, чем женщины. Это может говорить о низкой способности мужчин к совладанию со стрессом, который возникает у них при взаимодействии с ребенком, имея неразвитые родительские компетенции.
У групп с детьми и без детей различия в уровне психологической готовности к родительству отсутствуют. Однако при рассмотрении каждого компонента родительства в выборках с детьми и без детей некоторые особенности все же выявлены: семьи с детьми имеют более осознанные родительские установки и ожидания, нежели бездетные пары. Соответственно их восприятие себя в родительской роли имеет более зрелое осмысление по основным позициям, заявленным авторами методики: «мы родители», «мы - родители нашего ребенка», «это - наш ребенок». Семьи без детей менее подвержены рефлексии относительно своей возможной родительской роли, у них менее выражены установки и ожидания по отношению к будущему ребенку - пока для них не так важно, каким будет ребенок, сумеет ли он соответствовать существующему в их сознании образу.
Также статистически значимым является различие между группами с детьми и без детей по шкале «Родительские позиции». Значит, после рождения детей у испытуемых сформировалось более осознанное признание роли ребенка в процессе его воспитания и развития. У бездетных пар, которые, подчеркнем, пока могут лишь воображать себя в роли родителей, вероятно, доминирует менее продуктивная позиция по отношению к ребенку - это позиция «над», «сверху».
Выяснилось, что при делении испытуемых на группы мужчин и женщин различий в готовности к родительству не зафиксировано.
В целом показатели психологической безопасности личности также не имеют различий при делении на группы по половому признаку и по наличию детей. Однако при рассмотрении каждой шкалы по отдельности, выяснилось, что мужчины с детьми более склонны считать окружающий мир доброжелательным. Женщины без детей чаще, чем женщины с детьми и мужчины (с детьми и без детей) считают мир недоброжелательным. Супруги с детьми верят в справедливость больше, чем бездетные пары. А женщины с детьми наиболее склонны считать себя «хорошими», а значит, «достойными хороших событий». Женщины (с детьми и без детей) в данной выборке чаще верят в свою способность контролировать происходящие с ними события.
Безусловно, изложенные выводы нуждаются в уточнении путем проведения исследования на большей выборке испытуемых, и все интерпретации являются лишь предположениями - истинное влияние переменных возможно установить только при проведении эксперимента. Практическое применение результатов мы видим в использовании данных при семейном психологическом консультировании, а также в работе психологов по запросам, связанным с подготовкой к созданию брака и рождению детей.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ
В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЖЕНЩИН С УЧЕТОМ СТАТУСА МАТЕРИНСТВА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - Взаимосвязь социально-психологических особенностей и удовлетворенности браком у женщин зрелого возраста (Московский Институт Психоанализа)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Взаимосвязь отношений с отцом и собственного родительского опыта у мужчин
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста в условиях семейного воспитания
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - Эмоциональные состояния женщин, воспитывающих ребёнка с аутизмом
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕСУРСОВ КЛИЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Семья как фактор формирования жизненных стратегий у подростков
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021



