Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоциональные состояния женщин, воспитывающих ребёнка с аутизмом

Работа №90995

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования эмоциональных состояний женщин, воспитывающих ребёнка с аутизмом 7
1.1 Подходы к изучению эмоциональных состояний личности 7
1.2 Понятие материнства. Содержание материнских функций 16
1.3 Взаимодействие детей с аутизмом с родителями 23
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального состояния женщин, воспитывающих ребёнка с аутизмом 31
2.1 Программа и методика эмпирического исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей эмоционального состояния женщин, воспитывающих ребёнка с аутизмом...36
2.3 Рекомендации по совершенствованию навыков самопомощи эмоциональных состояний женщин, воспитывающих ребенка с аутизмом....51
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложения 70


По многочисленным факторам в современном мире фиксируется всё больше детей с расстройством аутистического спектра. На это воздействует генетический фактор, органические поражения головного мозга, средовые воздействия и др. В данной работе важно проанализировать не причины появления детей с аутизмом, а последствия аномального поведения ребёнка на особенности эмоционального состояния матерей. Важно изучить, как поведение женщин, их стиль воспитания, взаимодействие с особенным ребенком, может повлиять на развитие здоровья и эмоционального благополучия матери.
Данный вопрос возникает у психологов, но в большинстве случаев изучается сама особенность ребёнка с аутизмом, разрабатываются поведенческие, коррекционные, медико-психологические, психолого-педагогические программы для адаптации ребёнка с аутизмом в социуме. Изучение матерей, которые непосредственно находятся в постоянном контакте с ребёнком, отходит на второй план. Ещё доктор О.Ивар Ловаас выстроил свою программу, в которой одним из принципов было то, что всем взрослым, находящимся в постоянном взаимодействии с детьми с нарушениями развития, нужно научиться быть учителем.
Когда в семье рождается ребёнок с аутизмом родитель словно отправляется в путешествие. Это путешествие, на самом деле, поиск новых путей помочь ребенку приобрести навыки, необходимые для полноценной жизни. В особенности для тех, кто не имеет возможности общаться с родителями, имеющими те же проблемы, это одинокое путешествие. В любом случае родителям трудно воспитывать своих детей без чувства потерянности, страха и вины.
За прошедшее десятилетие в психологии возникли работы, показывающие, что эмоциональное состояние женщины влияет на становление материнства в период беременности (А.С. Батуев, Г.И. Брехиан, 3
А.И. Захаров, И.В. Добряков), детско-родительские отношения и эмоциональное состояние женщин в новой роли матери (И.С. Багдасарьян, Е.Р. Баенская, А.Я. Варга, Е.М. Мастюкова, О.С. Никольская, Л.С. Печников, A.M. Прихожан, Е.А. Савина, А.С. Спиваковская, Б.В. Ткачева, О.Б. Чарова,
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий), изучены отклонения в родительстве (В.И. Брутман, М.С. Родинова), личностные изменения женщины, связанные с переходом к родительству (Е.И. Захарова, Е.И. Исенина, O.A. Карбанова и другие), исследования эмоционального выгорания матерей как нарушения ценностно-смысловой сферы человека (Ю.В. Попов и К.В. Кмить, Л.А. Базалева, И.Н. Ефимова, Н.Н. Королева, Н.В. Гришина, Е.В. Ермакова).
Особую актуальность приобретает изучение проблемы эмоционального состояния женщин, воспитывающих ребенка с аутизмом, поскольку они находятся в хроническом стрессовом состоянии. Несмотря на то, что изучение развития аутизма нашло достаточно широкое отражение в научной литературе, проблема эмоционального благополучия матерей, воспитывающих ребенка с таким заболеванием с учетом современного социокультурного и личностного контекста, требует своего дальнейшего изучения, что определяет актуальность настоящего исследования.
Цель исследования: определить эмоциональные состояния женщин, воспитывающих ребенка с аутизмом.
Объектом исследования: эмоциональные состояния женщин, воспитывающих ребенка с аутизмом.
Предмет исследования: особенности эмоционального состояния женщин, воспитывающих ребенка с аутизмом.
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы эмоциональных состояний женщин, воспитывающих ребенка с аутизмом.
2. Сравнить характеристики эмоционального состояния женщин, воспитывающих ребенка с аутизмом и условно здоровых детей.
3. Спланировать и провести эмпирическое исследование эмоционального состояния женщин, воспитывающих ребенка с аутизмом.
4. Изучить взаимосвязь эмоционального состояния женщин с особенностями взаимоотношения с ребенком с аутизмом.
5. Разработать методические рекомендации для женщин, воспитывающих ребенка с аутизмом.
Общая гипотеза исследования: предполагается, что женщинам, воспитывающим ребенка с аутизмом, возможно более характерное проявление высоких показателей родительского выгорания, содержащихся в эмоциональном истощении, обесценивании материнской заботы, редукции материнских достижений, а также неудовлетворённость собой как матерью, своей родительской деятельностью и материнством в целом.
Теоретико-методологические основания: теоретические подходы к изучению эмоционального состояния (Л.А. Базалева, И.Н. Ефимовой, В.В. Бойко, В.Е. Орел, А.А. Рукавишников, Л.А. Китаев-Смык, Н.Е. Водопьянова, С. Maslach, A. Pines и др.); классическая концепция стресса Г. Селье; философские и психологические концепции материнства (В.И. Брутман, Д.В. Виникотт, А.И. Захаров, Г.Г. Филиппова и др.);
Методы и методики исследования:
- Общетеоретические методы: анализ литературы, посвященной проблеме эмоционального выгорания матерей;
- Эмпирические методы: опросные;
- Количественный и качественный анализ данных.
Методы психодиагностики, направленные на изучение специфических особенностей эмоционального состояния женщин, воспитывающих ребенка с аутизмом:
- Опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» (И.М. Марковской);
- Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS);
- Опросник «Родительское выгорание» (И.Н. Ефимова).
Описание выборки: Настоящее исследование проводено в период с сентября 2021 года по январь 2022 года на базе МАДОУ «Детский сад №268» г. Барнаул. В исследовании участвовали 29 матерей детей с РАС (возраст детей от 5-7 лет, возраст матерей от 25-35) и 27 матерей того же возраста, имеющих условно здоровых детей сходного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Предоставленная выпускная квалификационная работа посвящена изучению эмоциональных состояний женщин, воспитывающих ребенка с аутизмом. В первой главе данной работы был проведен теоретико-методологический анализ проблемы эмоциональных состояний, особенностей эмоциональных состояний, стилей воспитания, которые наиболее часто используют женщины, воспитывающие ребенка с аутизмом. Опираясь на методологию, была сформулирована гипотеза исследования. Далее была разработана и реализована программа эмпирического исследования вышеперечисленных феноменов.
Обобщая данные, полученные в ходе проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Женщины, воспитывающие ребенка с аутизмом, имеют низкие показатели удовлетворенность своим эмоциональным состоянием, они чаще испытывают негативные эмоции, чем женщины с условно здоровыми детьми
2. Изучение критериев оценки взаимодействия женщин с детьми с аутизмом в качестве показателей, влияющих на уровень эмоционального выгорания, показало, что женщинам характерен наиболее высокий показатель по критериям: контроль, тревожность за ребенка, деперсонализация, эмоциональное истощение, тревога и депрессия. Тревога и депрессия положительно коррелируют с показателем эмоционального истощения.
3. Большинство женщин, воспитывающих ребенка с аутизмом, имеют высокий уровень контроля к ребенку, это может проявляться в гиперопеке, навязчивости, ограничениях по отношению к ребенку. Так же женщины нашей выборки проявляют высокую степень тревожности за ребенка и низкую степень свободы, самостоятельности ребенка.
4. Уровень эмоционального выгорания женщин, воспитывающих ребенка с аутизмом, взаимосвязан с особенностями взаимоотношения с ребенком. Применение стратегии сотрудничество связано с повышением удовлетворенности своим эмоциональным состоянием, снижением тревожности и депрессии. Деперсонализация, проявляющаяся в потере интереса к совместной деятельности с ребенком, связана с эмоциональным истощением, тревогой, депрессией и повышением строгости к ребенку. Редукция родительских отношений связана с проявлением эмоционального отвержения ребенка и снижением сотрудничества.
5. Женщинам, воспитывающих ребенка с аутизмом, характерна повышенная тревожность, сильное беспокойство даже по незначительным поводам, они не удовлетворены своим положением как матери, а также им не хватает знаний о способах взаимодействия с ребенком, методах обучения, коррекции поведения детей.
6. Женщинам, воспитывающих ребенка с аутизмом, характерны субклинические проявления депрессии (подавленное настроение в течение дня, выраженное снижение интереса или удовольствия от всех занятий, значительная потеря или увеличение веса, бессонница или повышенная сонливость, психомоторное возбуждение или заторможенность, чувство постоянной усталости, сниженная способность сосредоточиться.)
На основании выявленных компонентов взаимосвязанных с выраженностью негативных эмоциональных состояний разработаны рекомендации по совершенствованию навыков самопомощи эмоциональных состояний женщин, воспитывающих ребенка с аутизмом. Рекомендации включают направленные упражнения профилактики, методики и техники.
В итоге, на основе всего вышесказанного, можно заключить, что гипотеза подтверждена. Можно утверждать, что женщинам, воспитывающим ребенка с аутизмом, характерно проявление высоких показателей родительского выгорания, содержащихся в эмоциональном истощении, деперсонализации (обесценивании материнской заботы), редукции материнских достижений, а также неудовлетворённость собой как матерью, своей родительской деятельностью и материнством в целом.



1. Абрамов Ю. Б. Особенности эмоционального стресса у крыс в сигнальной и бессигнальной ситуации // Стресс и его патологические механизмы: Материалы Всесоюзного симпозиума. Кишинев, 1973. С. 46 - 47.
2. Апчел В. Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб.: ВМА, 1999. 85 с.
3. Архангельский А. Д. Летная координациометрия // Военно-санитарное дело. 1934. № 5. 351 с.
4. Базалева Л. А. Личностные факторы эмоционального «выгорания» матерей в отношениях с детьми: дис. ... канд. психол. наук / Л. А. Базалева. Краснодар, 2010. 202 с.
5. Базалева Л. А. Содержательная характеристика материнских нагрузок в отношениях с детьми // Человек. Искусство. Вселенная. 2017. № 1. 228-234 с.
6. Базалева Л. А. Безопасность или психологическая опасность в содержании отношений в системе «мать-дитя» // Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков. Сборник материалов VII Всероссийского научного семинара Сочи: СГУ, 2016. 6 - 13 с.
7. Бардышевская М. К., Лебединский В. В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М.: УМК «Психология», 2003. 320 с.
8. Башкирова Г. Б. Время выбора / Г. Б. Башкирова М.: Знание,
1976. 96 с.
9. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. Спб.: Питер, 2004. 221с.
10. Бодров В. А. Прогнозирование эмоциональной устойчивости операторов с помощью моделей стресс-ситуации // Военно-медицинский журнал. Л., 1973. № 1. с 47-50.
11. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Ин-т психологии РАН, 1995. 136 с.
12. Вальдман А. В., Козловская, М. М., Медведев О. С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса. М.: Медицина, 1979. 359 с.
13. Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов. М., 1966. 461 с.
14. Виру А. А. Об изменениях в деятельности эндокринных желез при эмоциях, сопровождающих спортивные соревнования // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованиям. М., 1969. С. 90-92.
15. Виткин Дж. Женщина и стресс. СПб.: Питер-пресс, 1996, 305 с.
16. Витт Н.В: Эмоциональная регуляция в речемыслительных процессах // Психологический журнал. 1986. № 3. С. 52-61
17. Высотская Н. Е., Ильин Е. П., Перов В. А., Фетискин Н. П. Дальнейшие исследования состояния монотонии у рабочих прессового производства Волжского автозавода // Психофизиология спортивных и трудовых способностей человека. Л., 1974. С. 40-62.
18. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Физкультура и спорт, 1981. 112 с.
19. Гаранин С. А. Самооценка профессионального мастерства как отражение уровня профессионального самосознания учителя физической культуры: Автореф. дис. канд. наук. СПб., 1993. 22 c.
20. Гримак Л. П., Пономаренко В. А. Психические состояния летчиков и формы их проявления в полете // Военно-медицинский журнал. 1971. 29 с.
21. Губачев Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии. Л.: Медицина, 1976. 223 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ