Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ

Работа №99990

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРИЕМНОМУ 9
РОДИТЕЛЬСТВУ
1.1 Теоретические подходы к изучению понятий «семья», «приемная 9
семья», ее функции, структура, основные подходы и классификации семьи, особенности отношений в приемной семье
1.2 Феномен психологической готовности к родительству в теории 29
психологии
1.3. Модель формирования психологической готовности родителей к 34
воспитанию детей в замещающей семье в условиях организации социального обслуживания
Выводы по первой главе 56
ГЛАВА2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ 58 К ПРИЕМНОМУ РОДИТЕЛЬСТВУ
2.1. Организация и методы исследования, характеристика 58
выборки
2.2. Описание методики 58
2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического 67
исследования
Выводы по второй главе 81
Заключение 83
Литература 87


Актуальность исследования. Сегодня государственная политика ориентируется на безусловный приоритет семьи и семейных ценностей. Правительством РФ была утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. В Концепции отражены приоритетные задачи, направленные на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семьи.
Число детей, зарегистрированных в государственном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом сокращается. По данным Минобрнауки, в государственном банке данных о детях-сиротах на начало 2009 года на учете состояло 140 тыс. детей-сирот. В декабре 2014 года там было зарегистрировано около 92 тыс. человек.
По состоянию на 1 января 2015 года на учете находились сведения о 87,2 тысячах детей, что на 18 процентов меньше, чем в конце 2013 года, на 27 процентов меньше, по сравнению с 2012 годом. При этом увеличилось число устроенных в семьи детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями или сестрами.
Создание для детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи, безопасной, развивающей, эмоционально-стабильной обстановки - главная задача приемных родителей и специалистов, сопровождающих данную семью.
Ключевыми фигурами этого процесса становятся психологически благополучные приемные родители, способные создать условия для преодоления у детей психологических последствий родительской депривации, педагогической запущенности, физического и психологического травматизма. В связи с этим возникает необходимость изучения личностных качеств не только кандидатов в замещающие родители, но и граждан, уже исполняющих обязанности опекунов и приемных родителей с целью определения мишени психологической поддержки.
В отечественной психологии достаточно большое внимание уделяется исследованию психологического состояния детей, воспитывающихся в приемных семьях, их развитию, адаптации в обществе, усвоению социальных норм и ролей, что, бесспорно, важно. Поскольку приёмная семья рассматривается как альтернативная и наиболее приемлемая форма воспитания детей-сирот и детей из социально-неблагополучных семей, а на приемных родителей общество и государство накладывает большие надежды в решении проблем социального сиротства, возникает необходимость изучения личностных качеств приемных родителей. От уровня зрелости и внутренней полноценности взрослого человека, исполняющего роль родителя, наставника и так далее для ребенка, пережившего непростые события в своей жизни, зависит то, как будут преодолены специфические для данной категории детей проблемы, прежде всего родительской депривации, трудности в социальной адаптации, девиантного и делинквентного поведения, а также несформированности эмоционально-волевой сферы, отсутствие элементарных бытовых знаний и умений.
При изучении научной литературы становится очевидным тот факт, что проведено достаточно много исследований по изучению влияния на детей замещающей заботы, однако пока не стали самостоятельным предметом изучения личностные детерминанты психологической готовности приемного родителя и факторы, усложняющие эффективное функционирование приемной семьи.
Для исследователей различных аспектов приемной семьи становится бесспорным тот факт, что психологическая готовность к родительству в семьях, имеющих приемных детей, зависит от форсированности у приемных родителей когнитивного, мотивационно-ценностного, эмоционально¬волевого и ценностного компонентов личности.
(Э. Мэш, Р.В. Овчарова, Эйдемиллер Э. Г.). [70].
Таким образом, обнаруживаются противоречия между:
- потребностью современной системы защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях, способных создать условия для преодоления или компенсации психотравмирующих условий проживания ребенка в биологической семье и отсутствием научно-обоснованной практики психологического сопровождения замещающих родителей;
- актуальной необходимостью создания среды, развивающей личность ребенка, оставшегося без попечения родителей, и недостатком исследования личностных качеств приемного родителя и особенностей внутрисемейного климата, которые это обеспечивают;
- специфическими особенностями деятельности приемных родителей, способствующих личностной деформации и отсутствием исследований личностных качеств, обусловливающих направленность родителей на позитивное функционирование, эффективное преодоление внутрисемейных конфликтов и достижение психологического благополучия.
В этой связи возникает необходимость эмпирически исследовать внутриличностные и внутрисемейные условия, которые влияют на активность приемных родителей, на самовосстановление, саморазвитие, способность эффективно решать внутрисемейные проблемы и поддерживать длительное позитивное функционирование, что и определило тему диссертационного исследования: Психологическая готовность к
родительству в семьях, имеющих приемных детей.
Цель исследования - выявить отличия в показателях психологической готовности к родительству у лиц, планирующих и непосредственно реализующих приемное родительство.
Объект исследования - психологическая готовность к родительствуу лиц, планирующих и непосредственно реализующих приемное родительство.
Предмет исследования - различия компонентов психологической готовности у лиц, планирующих и непосредственно реализующих приемное родительство.
Для достижения поставленной нами цели выдвигается гипотеза, предполагающая, что существуют значимые различия компонентов психологической готовности у лиц, планирующих и непосредственно реализующих приемное родительство.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические основания
готовности к приемному родительству;
2. Проанализировать модельформирования психологической готовности к приемному родительствулиц, планирующих и непосредственно реализующих приемное родительство на базе учреждения социального обслуживания населения;
3. Определить методы и методики для нашего исследования;
4. Проанализировать полученные результаты опытно- экспериментальной работы;
5. Разработать методическую процедуру изучения психологической готовности к родительству в семьях, имеющих приемных детей.
Методическая и теоретическая основы исследования.
РаботыА.Я.Варга, В.Г. Ромек, Т. Ю. Синченко, В.В. Столина раскрывают психологические проблемы приемных родителей. Такие ученые, как А.Н. Вознюк, Г.И. Гусарова, В.Б. Тасеев занимались изучением вопросов, связанных с развитием детей и подготовкой потенциальных приемных родителей. Изучению личностных особенностей приемных родителей, психологической и педагогической культуры биологических и приемных родителей посвящен целый ряд работ психологов, педагогов, сотрудников центров усыновления детей (Г.И. Гусарова, Г.П. Котельников, Л.А.Чернышова и др.), осуществляющих подготовку будущих приемных семей.
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов, включающий в себя теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования), эмпирические (анкетирование, тестирование) методы, методы интерпретации результатов. В исследовании использовался диагностический блок, включающий следующие методики:
- методика PARI (parental attitude research instrument) Е.С. Шеффера и Р.К. Белла, адаптированная Т.В. Нещерет, в модификации Т.В. Архиреевой,
- «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ)Захаровой Е.И.
Этапы исследования.
Первый этап исследования посвящен теоретико-методологическому анализу проблемы исследования, изучению актуальности исследования, изучению актуальности исследования проблемы готовности к приемному родительству, выявлению подходов к проблеме готовности к приемному родительству в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе, определению цели, объекта, предмета и задач исследования, формулированию гипотезы.
Второй этап исследования включает планирование и организацию эмпирического исследования, подбор диагностического инструментария, математико-статистический анализ полученных данных, обобщение результатов исследования.
Третий этап исследования содержит анализ индивидуальных траекторий особенностей личности приемного родителя, математико-статистический анализ полученных данных о различиях компонентов психологической готовности у лиц, планирующих и непосредственно реализующих приемное родительство, оформление результатов исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, репрезентативностью выборки, применением апробированных
диагностических методов и методик исследования, исследованием методов математической статистики.
Научная новизна исследования. Изучены различия в показателях психологического готовности у лиц, планирующих и непосредственно реализующих приемное родительство. Обосновананеобходимость совершенствования моделиформирования психологической готовности родителей к воспитанию детей в замещающей семье в условиях организации социального обслуживания.
Практическая значимость исследования состоит в разработке диагностического блока, позволяющего изучить уровень готовности к приемному родительству. Результаты исследования уровня готовности к приемному родительству имеют значение для разработки программ психологического сопровождения замещающих семей.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Готовность к приемному родительству может быть рассмотрена как система отношений к себе и другим, к условиям жизни и собственному личностному функционированию в этих условиях.
2. Изучение отличий в показателях различия компонентов психологической готовности у лиц, планирующих и непосредственно реализующих приемное родительство, имеет значение в разработке программ социального и психологического сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сегодня наиболее действенным методом помощи детям, оставшимся без попечения родителей - является приемная семья, так как ее отличают высокие компенсаторные возможности последствий родительской депривации, экономичность, доступность психологическому сопровождению и вовлечение широких слоев населения. Проблемы, с которыми сталкиваются приемные семьи, убеждают в том, что родители и дети нуждаются в подготовке к жизни в условиях замещающей семьи, которая включает: психолого - педагогическое изучение семьи на начальном этапе работы и коррекционно-развивающую деятельность по формированию психологической готовности родителей к воспитанию детей в замещающей семье и создание позитивного образа семьи на завершающем этапе.
На гармоничное воспитание ребенка в условиях замещающей семьи влияют следующие аспекты:
1. Личность ребенка и его особенности, необходимо учитывать при подборе для него, замещающего родителя, его психологические качества и социальный опыт.
2. Личность замещающего родителя так же немаловажный фактор для проведения работы по подготовке его, как кандидата в замещающие родители, его желание к безусловному принятию ребенка, понять ситуацию, в которой был, или все еще находится малыш, примирение с особенностями ребенка, степень усвоения и принятия замещающим родителем программы, по которой происходит подготовка.
3. Внутрисемейные взаимоотношения также нуждаются в психологическом и педагогическом сопровождении на всех этапах развития ребенка и замещающей семьи.
В рамках нашего исследования мы рассмотрели такое понятие, как психологическая готовность к родительству. Проанализировав различные точки зрения на определение этого термина, мы, в своем исследовании, придерживаемся следующей трактовки: В.Н. Дружинин отмечает, что психологическая готовность к родительству представляет собой актуализацию, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешного выполнения, эмоциональных, духовных, воспитательных, обучающих функций семьи.
По мнению Р.В. Овчаровой психологический феномен готовности супругов стать родителями включает в себя:
1. Когнитивный компонент
2. Эмоционально-волевой компонент.
3. Мотивационно-ценностный компонент.
4. Деятельностный компонент
Связь этих компонентов между собой являются критериями для оценки уровня психологической готовности родителей к воспитанию ребенка.
Также мы изучили модель формирования психологической готовности родителей к воспитанию детей в приемной семье в условиях организации социального обслуживания на примере Государственного автономного учреждения «Социально-реабилитационныйЦентр для несовершеннолетних Артинского района».
Эмпирического исследования было направлено на выявление отличий в показателях психологической готовности к родительству у лиц, планирующих и непосредственно реализующих приемное родительство.
Предметом исследования явились различия компонентов психологической готовности у лиц, планирующих и непосредственно реализующих приемное родительство.
Применяемые в исследовании методы и методики для психологической диагностики уровня психологической готовности родителей к воспитанию детей были подобраны на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, а также поставленных перед нами задач. Были выбраны следующие методики: методика PARI (parental attitude research instrument) Е.С. Шеффера и Р.К. Белла, адаптированная Т.В. Нещерет, в модификации Т.В. Архиреевой; «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ)Захаровой Е.И.
Цель исследования была достигнута: выявлены и описаны отличия в показателях психологической готовности к родительству у лиц, планирующих и непосредственно реализующих приемное родительство.
Мы определили особенности психологической готовности к родительству у лиц, планирующих и непосредственно реализующих приемное родительство. Таким образом, стало понятно, что снижение психологической готовности у приемных родителей ведет к стрессу, фрустрации, проблемам в супружеских отношениях, проблемам 86
выстраивания контакта с ребенком, в том числе эмоционального. Все это препятствует становлению гуманных взаимоотношений, которые бы обеспечивали гармоничное развитие всей семьи, призванной заменить приемному ребенку биологически родную семью и в конечном итоге может привести к возврату ребенка в интернатное учреждение.
Наша работа, поможет в работе по совершенствованию модели формирования психологической готовности родителей к воспитанию детей в замещающей семье в условиях организации социального обслуживания. Специалисты этих учреждений, могут использовать результаты нашего исследования психологической готовности к родительству(ее когнитивной составляющей) у лиц, планирующих и непосредственно реализующих приемное родительство при разработке программ по подготовке и сопровождению приемных семей.
Гипотеза исследования, предполагающая, что существуют значимые различия компонентов психологической готовности у лиц, планирующих и непосредственно реализующих приемное родительство подтвердилась.



1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова// Екатеринбург: Деловая книга. - М.: «Академия», 1996. - 224 с.
2. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) [Текст]: избр. психол. тр. / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. - 224 с.
3. Александров А. А. Личностно-ориентированные методы психотерапии [Текст] / А. А. Александров. - СПб.: Речь, 2000. - 240 с.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968. - 337 с.
5. Аргайл М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл ; пер с англ. A. Лисицина. - СПб., 2003. - 272 с.
6. Асламазова, Л.А. Детско-родительские отношения в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л.А. Асламазова. - СПб., 2012. - 24 с.
7. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Смысл; Академия, 2002. - 416 с.
8. Баженова О. В., Баз Л. Л., Копыл О. А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. / О.В. Баженова, Л.Л. Баз, О.А. Копыл// Синапс. - 1993. -№
4. -С.35-42.
9. Балинтовские группы и супервизия в подготовке специалистов, работающих с людьми [Текст]: учеб. пособие / под. ред. Э. Г. Эйдемиллера, В. А. Винокура. - СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. - 83 с.
10. Барабанова В.В. Знать трудности в развитии детей и учиться их преодолевать/В.В. Барабанова / В.В. Барабанова//Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России.- М.: «Дом», 1995. - С. 25-26.
11. Барабанова В.В. Некоторые особенности психического,
эмоциональноличностного развития детей в семейном детском доме (на примере Москвы) /В.В. Барабанова // Актуальные проблемы современного детства. (Сборник научных трудов) / Под ред. Е.М. Рыбинского. Вып. № 3. - М., 1994. - С. 102109.
12. Бахарева Н. К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Н. К. Бахарева. - Хабаровск: [б. и.], 2004. - 150 с.
13. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман; пер. Е. Руткевич. - М.: Медиум, 1995.-323 с. 113
14. Бережнова Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе: монография./ Л.Н. Бережнова. - СПб.: Изд-во «Питер», 2007. -С.243
15. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Берне; пер. с англ.; общ. ред. В. Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
16. Бессчетнова О.В., Юмашева Т.А. Приемная семья: сущность, проблемы, перспективы развития: монография/О.В. Бессчетнова, Т.А. Юмашева.- Саратов: Наука, 2007.
17. Божович Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.; Воронеж, 1995.
18. Бойко В. В. Репродуктивное поведение семьи и личности: социально-психологическое изучение рождаемости: дис. ... д-ра психол. наук./В.В. Бойко.- Л., 1981.- 632 с.
19. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 670 с.
20. Бочарова Е. Е. Соотношение эмоциональных компонентов и когнитивных компонентов субъективного благополучия в разных условиях социализации [Текст] / Е. Е. Бочарова // Проблемы социальной психологии личности / под ред. Р. Б. Шамионова. - Саратов: СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 2008. - С. 41 - 48.
21. Бучацкая М. В. Психологическое благополучие работающих женщин [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / М. В. Бучацкая. - М., 2006. -250 с.
22. Буякас Т. М. Внутренняя активность субъекта в процессе амплификации индивидуального сознания [Текст]/ Т. М. Буякас, О. Г. Зевина // Вопр. психологии. - 1999. - № 5. - С. 50-61.
23. Вараева Н., Гринберг С., Лобанова М., Стрельникова К. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги. - СПб, 2007. - 354 с.
24. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Введение в системную семейную психотерапию. Краткий лекционный курс./ А.Я. Варга. - Питер: Изд-во Речь, 2001 - 74 с.
25. Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна //журнал практической психологии и психоанализа. -2005. - №4.
26. Водяха, С. А. Современные концепции психологического благополучия личности [Текст] / С. А. Водяха // Дискуссия. - 2012. -№2 (20).- С. 132-138.
27. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. В. Воронина. - Томск [Текст], 2002. - 24 с. 114.
28. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. - 512 с.
29. Дергачёва О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана [Текст]/ О. Е. Дергачёва// Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева . - М.: Смысл, 2002.-С. 103-121.
30. Джидарьян И. А. Счастье и его типологические характеристики [Текст] / И. А. Джидарьян // Психология личности: новые исследования. - М. : Ин-т психологии РАН, 1998. - С. 67 - 84.
31. Диагностика здоровья. Психологический практикум [Текст] / под ред. проф. Г. С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2007. - 950 с.
32. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [Текст] / Б. И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
33. Дубровина И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В. Дубровина, М.И. Лисина // Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982. - 355 с.
34. Дубровина, И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома/ И.В. Дубровина, А.Г. Рузская. - М.: Педагогика, 1990.- С.265
35. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст]: учеб. / О. Ю. Ермолаев. - 2-е изд., испр. - М.: Московский психолого¬социальный институт, 2003. - 336 с.
36. Жуковская, Л. В. Шкала психологического благополучия К. Рифф [Текст] / Л. В. Жуковская, Е. Г. Трошихина // Психол. журн. - 2011. -Т. 32.- №2.-С. 82-93.
37. Жуковская, Л. В. Психологическое благополучие и родительские установки женщин [Текст]: автореф. ... канд. психол. наук / Л. В. Жуковская.
- СПб.: [б. и.], 2011. - 24 с. 115.
38. Зеер Э. Ф. Психология профессий [Текст] : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер.
- Екатеринбург, 1997. - 336 с.
39. Иванова Н. П., Заводилкина О. В. Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям-воспитателям./Н.П. Иванова, О.В.Заводилкина. - М.: «Дом», научно-исследовательский институт «Проблемы детства: наука и практика». - 1993. - 17 с.
40. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002.-512 с.
41. Калинина Р.Р. Ковалевская Е.В. Стратегии поведения детей сирот в стрессовых ситуациях: особенности и возможности коррекции/Р.Р.
Калинина, Е.В. Ковалевская// Электронный журнал. Современные проблемы науки и образования.- 2014.- №5.
42. Кан-Калик В.А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования/В.А.Кан-Калик, Г.А.Ковалев// Вопросы психологии. - 1985. - №4. -С.9-16.
43. Киселева Н.А. проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях./ Н.А. Киселева.// Вестник Псковского государственного университета. Серия : социально-гуманитарные науки. Выпуск №4. - 2014.-С 67-78
44. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
45. Копыл О. А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О.А.Копыл, Л.Л. Баз, О.В. Баженова О. В.// Синапс.- 1993. -№ 4. - С. 35-42.
46. Корнилова, Т. В. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Корнилова. - СПб. : Питер, 2004. - 254 с.
47. Куфтяк Е. В. Защитное поведение возвращенных детей-сирот/Е.В. Куфтяк// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. - 2012. - №
3. -Т.18.
48. Куфтяк Е.В. Психология семейного совладания: автореф. дисс... доктор псих. наук. / Е.В Куфтяк. -Кострома, 2011.- 477с.
49. Куфтяк Е. В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей: дис. ... канд. психол. наук./Е.В. Куфтяк.- Кострома, 2004.
50. Котли П. Новые приемные родители. Первый опыт/ П. Котли // Пер. с англ. Н.И. Ивановой. - СПб.: Изд-во Общественного Благотворительного Фонда «Родительский Мост», 1999. - 115 с.
51. Лобанова М.Ю. Детско-родительские отношения в замещающих семьях./М.Ю. Лобанова// LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014.165
52. Лобанова М.Ю. Психологические аспекты изменения отношения приемных родителей к приемному ребенку и к его биологическим родителям как профилактика насилия в приемной семье. /М.Ю. Лобанова// Система защиты детей от насилия: достижения и задачи развития. Материалы X международной научно-практической конференции 18-19 ноября 2010. -
Нижний Новгород, 2011. -С.81-86.
53. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. /Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощавцев, С.В. Гречаный. - СПб: Питер, 2001. -256 с.
54. Николаева, Е.И. Навстречу ребенку: пособие для принимающих родителей / Е.И. Николаева, О.Г. Япарова. - М.: Проспект, 2010. - 88 с.
55. Николаева Е.И., Япарова О.Г. Личностные особенности родителей и детей в приемных семьях/Е.И. Николаева, О.Г. Япарова// Вопросы психологии. -2007. - №6. -С. 37-43
56. Николаева Е.И., Япарова О.Г. Ребенок свой и чужой. Ребенок в родной и приемной семье: проблемы и их решение. /Е.И. Николаева, О.Г. Япарова //Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.// Педагогика. - М.: ООО «ЭЛПИС», 2013. - 286 с.
57. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие./ Р.В. Овчарова. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
58. Орвашел Г. Психология общения родителей и детей./ Г.Орвашел. - М., 2007. -С 701-706.
59. Осипова А.А. Психологические проблемы приемной семьи./ А.А. Осипова.// Журнал Известия Российского государственного педагогического университета. Выпуск №161. -2013.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ