СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОБЩЕНИЯ
У СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ 7
1.1. Проблема развития социального интеллекта у студентов 7
1.2. Понимание эффективного общения в психологической науке 12
1.3. Коммуникативный аспект социального интеллекта в развитии студентов 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 31
2.3. Коррекционно-развивающая программа по развитию социального интеллекта у студентов для повышения эффективности общения 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОБЩЕНИЯ
У СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ 7
1.1. Проблема развития социального интеллекта у студентов 7
1.2. Понимание эффективного общения в психологической науке 12
1.3. Коммуникативный аспект социального интеллекта в развитии студентов 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 31
2.3. Коррекционно-развивающая программа по развитию социального интеллекта у студентов для повышения эффективности общения 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Актуальность исследования. В настоящее время в мире происходят изменения, которые оказывают действенное влияние на все сферы жизнедеятельности. Активное внедрение информационных технологий несколько видоизменило структура межличностного взаимодействие. Современный человек все более склонен к общению в социальных сетях, нежели в настоящей жизни. В этой связи навыки общения утрачиваются, особенно у молодых людей, и, как следствие, уровень социального интеллекта значительно снижается.
Развитие социального интеллекта позволяет активно обмениваться информацией. Позволяет выделять значимую информацию, это особенно важно, так как люди не только обмениваются знаниями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята и осмыслена. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки, и главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Именно эти возможности могут развиваться и совершенствоваться благодаря социальному интеллекту.
В общении, как в процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.
Особое значение социальный интеллект имеет для студентов, в виду их активной жизненной позиции и постоянного взаимодействия. Он определяет успешность их адаптации к социальному окружению, к профессиональной деятельности и т.д. В этой связи особую актуальность приобретает развитие социального интеллекта у студентов.
Проблема общения разрабатывалась в трудах Г.М. Андреевой, Л.И. Анциферовой, А.А. Бодалева, А.И. Волковой, Л.С. Выготского, А.С. Золотняковой, Л. Карпенко, А.А. Леонтьева, В.Н. Панферова, Б.Д. Парыгина.
Термин социальный интеллект впервые был употреблен Э. Торндайком и далее развивался в трудах Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, О. Конта, Г. Олпорта, и др., а также изучался российскими исследователями М.И. Бобневой и В.Н. Куницыной.
Проблема исследования: какие характеристики социального
интеллекта обеспечивают эффективность общения студентов-психологов?
Объект исследования: социальный интеллект студентов-психологов.
Предмет исследования: социальный интеллект как способность к эффективному общению студентов - психологов.
Цели исследования:
1) изучить связь характеристик социального интеллекта и показателей эффективного общения (коммуникативная установка, уровень самоконтроля, ролевая позиция) у студентов-психологов;
2) разработать коррекционно-развивающую программу по развитию социального интеллекта у студентов для повышения эффективности общения;
3) разработать рекомендации по повышению эффективности общения для студентов - психологов.
Гипотеза: уровень развития социального интеллекта студентов-
психологов определяет качественные характеристики общения (его эффективность): чем выше уровень социального интеллекта, тем больше проявляются такие характеристики эффективного общения как: положительная коммуникативная установка, адекватный уровень самоконтроля (средний) и ролевая позиция «Взрослого».
Задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы социального интеллекта как способности к эффективному общению студентов - психологов.
2. Выявить связь между уровнем развития социального интеллекта и показателями эффективного общения у студентов-психологов.
3. Разработать коррекционно-развивающую программу по развитию социального интеллекта у студентов для повышения эффективности общения на основе данных теоретического анализа и эмпирического исследования.
4. Разработать рекомендации по улучшению эффективности общения.
Теоретическим основанием работы послужили: исследования
социального интеллекта Э. Торндайком; исследования общения в социальной психологии Г.М. Андреевой.
Методы исследования:
• Организационные методы: теоретический анализ подходов к исследуемой проблеме;
• Эмпирические методы: методики, тесты, беседа, наблюдение;
• Методы обработки данных: количественный, качественный анализ и методы математической статистикой обработки данных.
• Интерпретационные методы: структурное описание.
Для проведения исследования были применены методики:
1) Опросник «Социальный интеллект» (модификация методики Холла);
2) Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко;
3) Тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдер;
4) «Трансактный анализ общения» Э. Берн;
5) Малоформализованные методики: наблюдение, беседа.
База исследования и характеристика выборки:
Исследование проводилось на студентах 1 курса факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». Выборочная совокупность: 34 студента, девушки (30 человек) и юноши (4 человека), в возрасте от 17 лет до 21 года.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, каждая из которых содержит по 3 параграфа, заключения, списка используемой литературы (73 источника), 14 приложений, 11 рисунков и 10 таблиц, объём работы - 61 страницы.
Развитие социального интеллекта позволяет активно обмениваться информацией. Позволяет выделять значимую информацию, это особенно важно, так как люди не только обмениваются знаниями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята и осмыслена. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки, и главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Именно эти возможности могут развиваться и совершенствоваться благодаря социальному интеллекту.
В общении, как в процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.
Особое значение социальный интеллект имеет для студентов, в виду их активной жизненной позиции и постоянного взаимодействия. Он определяет успешность их адаптации к социальному окружению, к профессиональной деятельности и т.д. В этой связи особую актуальность приобретает развитие социального интеллекта у студентов.
Проблема общения разрабатывалась в трудах Г.М. Андреевой, Л.И. Анциферовой, А.А. Бодалева, А.И. Волковой, Л.С. Выготского, А.С. Золотняковой, Л. Карпенко, А.А. Леонтьева, В.Н. Панферова, Б.Д. Парыгина.
Термин социальный интеллект впервые был употреблен Э. Торндайком и далее развивался в трудах Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, О. Конта, Г. Олпорта, и др., а также изучался российскими исследователями М.И. Бобневой и В.Н. Куницыной.
Проблема исследования: какие характеристики социального
интеллекта обеспечивают эффективность общения студентов-психологов?
Объект исследования: социальный интеллект студентов-психологов.
Предмет исследования: социальный интеллект как способность к эффективному общению студентов - психологов.
Цели исследования:
1) изучить связь характеристик социального интеллекта и показателей эффективного общения (коммуникативная установка, уровень самоконтроля, ролевая позиция) у студентов-психологов;
2) разработать коррекционно-развивающую программу по развитию социального интеллекта у студентов для повышения эффективности общения;
3) разработать рекомендации по повышению эффективности общения для студентов - психологов.
Гипотеза: уровень развития социального интеллекта студентов-
психологов определяет качественные характеристики общения (его эффективность): чем выше уровень социального интеллекта, тем больше проявляются такие характеристики эффективного общения как: положительная коммуникативная установка, адекватный уровень самоконтроля (средний) и ролевая позиция «Взрослого».
Задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы социального интеллекта как способности к эффективному общению студентов - психологов.
2. Выявить связь между уровнем развития социального интеллекта и показателями эффективного общения у студентов-психологов.
3. Разработать коррекционно-развивающую программу по развитию социального интеллекта у студентов для повышения эффективности общения на основе данных теоретического анализа и эмпирического исследования.
4. Разработать рекомендации по улучшению эффективности общения.
Теоретическим основанием работы послужили: исследования
социального интеллекта Э. Торндайком; исследования общения в социальной психологии Г.М. Андреевой.
Методы исследования:
• Организационные методы: теоретический анализ подходов к исследуемой проблеме;
• Эмпирические методы: методики, тесты, беседа, наблюдение;
• Методы обработки данных: количественный, качественный анализ и методы математической статистикой обработки данных.
• Интерпретационные методы: структурное описание.
Для проведения исследования были применены методики:
1) Опросник «Социальный интеллект» (модификация методики Холла);
2) Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко;
3) Тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдер;
4) «Трансактный анализ общения» Э. Берн;
5) Малоформализованные методики: наблюдение, беседа.
База исследования и характеристика выборки:
Исследование проводилось на студентах 1 курса факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». Выборочная совокупность: 34 студента, девушки (30 человек) и юноши (4 человека), в возрасте от 17 лет до 21 года.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, каждая из которых содержит по 3 параграфа, заключения, списка используемой литературы (73 источника), 14 приложений, 11 рисунков и 10 таблиц, объём работы - 61 страницы.
Развитие социального интеллекта позволяет активно обмениваться информацией. Позволяет выделять значимую информацию, это особенно важно, так как люди не только обмениваются знаниями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята и осмыслена. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки, и главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Именно эти возможности могут развиваться и совершенствоваться благодаря социальному интеллекту. Проблема общения разрабатывалась в трудах Г.М. Андреевой, Л.И. Анциферовой, А.А. Бодалева, А.И. Волковой, Л.С. Выготского, А.С. Золотняковой, Л. Карпенко, А.А. Леонтьева, В.Н. Панферова, Б.Д. Парыгина. Термин социальный интеллект впервые был употреблен Э. Торндайком и далее развивался в трудах Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, О. Конта, Г. Олпорта, и др., а также изучался российскими исследователями М.И. Бобневой и В.Н. Куницыной.
Исследование социального интеллекта и эффективности общения является важной теоретической задачей, решение которой позволило бы раскрыть их особенности, выявить его компоненты, описать взаимосвязь социального интеллекта и его составляющих с индивидуально- психологическими и социально-психологическими особенностями личности. Безусловно, социальный интеллект является важным фактором общественного развития, который в значительной мере определяет уровень личностного, профессионального, социального потенциала студентов. Именно девушкам и юношам предстоит самостоятельно определить свои профессиональные приоритеты, выбрать жизненную траекторию, осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности наряду с 51
пониманием своего места и предназначения в жизни. Это сложный момент вступления в новую, «взрослую» жизнь, когда особое значение имеют особенности развития социального интеллекта и эффективности общения как одних из ведущих факторов, определяющих успешность человека, его социальную адаптивность и развитие лидерских качеств.
В результате диагностической процедуры было выявлено, что исследуемая выборка продемонстрировала наличие среднего и высокого уровня СИ. В ролевой позиции «Родителя» в общении среди студентов с высоким уровнем СИ больше студентов-психологов. Среди студентов со средним СИ больше предпочитают ролевую позицию «Взрослого» в общении. Ролевая позиция «Дитя» не выявлен в обеих группах. Ролевые позиции, когда показатели «Родителя» и «Взрослого» равны и преобладают показатели ролевой позиции «Дитя» выявлен только среди студентов с высоким уровнем СИ. Только в этой группе выявлена ролевая позиция, когда показатели «Родителя» ниже «Взрослого», а показатели «Взрослого» равны показателю «Дитя». То есть среди студентов с высоким уровнем более дифференцированно понимание значения ролевой позиции в общении, чем у студентов со средним уровнем СИ.
Среди студентов со средним уровнем СИ больше со средним уровнем самоконтроля в общении, а среди студентов с высоким уровнем СИ больше человек с высоким уровнем самоконтроля в общении. Низкий уровень самоконтроля не выявлен среди студентов-психологов со средним уровнем СИ.
Среди студентов с высоким уровнем СИ больше тех, у кого преобладает обоснованный негативизм. Также среди студентов-психологов с высоким уровнем СИ констатируется умеренное проявление открытой жестокости, что указывает на их открытые отрицательные резкие выводы о других людях. Негативная коммуникативная установка больше выражена среди студентов со средним уровнем СИ.
У студентов-психологов со средним уровнем СИ эмпатия обратно противоположно связана с ролевой позицией «Взрослый», а у студентов с высоким СИ эмпатия обратно противоположно связана с негативным опытом общения. Брюзжание напрямую сильно связано с негативным опытом общения. Негативная коммуникативная установка у студентов со средним уровнем СИ напрямую связана с завуалированной жестокостью и сильно связана с открытой жестокостью, а у студентов-психологов с высоким уровнем СИ она связана напрямую с ролевой позицией «Взрослый», открытой жестокостью, брюзжанием и негативным опытом общения.
У студентов с высоким уровнем СИ завуалированная жестокость сильно связана с ролевой позицией «Взрослый», открытой жестокостью, обоснованным негативизмом, а более слабая связь с брюзжанием. Открытая жестокость студентов напрямую связана с негативным опытом общения. Обоснованным негативизм напрямую связан с ролевой позицией «Взрослый» и более сильная связь с брюзжанием.
Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла своё подтверждение, а именно: уровень развития социального интеллекта студентов-психологов определяет качественные характеристики общения (его эффективность): чем выше уровень социального интеллекта, тем больше проявляются такие характеристики эффективного общения, как: положительная коммуникативная установка, адекватный уровень самоконтроля (средний) и ролевая позиция «Взрослого».
Исследование социального интеллекта и эффективности общения является важной теоретической задачей, решение которой позволило бы раскрыть их особенности, выявить его компоненты, описать взаимосвязь социального интеллекта и его составляющих с индивидуально- психологическими и социально-психологическими особенностями личности. Безусловно, социальный интеллект является важным фактором общественного развития, который в значительной мере определяет уровень личностного, профессионального, социального потенциала студентов. Именно девушкам и юношам предстоит самостоятельно определить свои профессиональные приоритеты, выбрать жизненную траекторию, осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности наряду с 51
пониманием своего места и предназначения в жизни. Это сложный момент вступления в новую, «взрослую» жизнь, когда особое значение имеют особенности развития социального интеллекта и эффективности общения как одних из ведущих факторов, определяющих успешность человека, его социальную адаптивность и развитие лидерских качеств.
В результате диагностической процедуры было выявлено, что исследуемая выборка продемонстрировала наличие среднего и высокого уровня СИ. В ролевой позиции «Родителя» в общении среди студентов с высоким уровнем СИ больше студентов-психологов. Среди студентов со средним СИ больше предпочитают ролевую позицию «Взрослого» в общении. Ролевая позиция «Дитя» не выявлен в обеих группах. Ролевые позиции, когда показатели «Родителя» и «Взрослого» равны и преобладают показатели ролевой позиции «Дитя» выявлен только среди студентов с высоким уровнем СИ. Только в этой группе выявлена ролевая позиция, когда показатели «Родителя» ниже «Взрослого», а показатели «Взрослого» равны показателю «Дитя». То есть среди студентов с высоким уровнем более дифференцированно понимание значения ролевой позиции в общении, чем у студентов со средним уровнем СИ.
Среди студентов со средним уровнем СИ больше со средним уровнем самоконтроля в общении, а среди студентов с высоким уровнем СИ больше человек с высоким уровнем самоконтроля в общении. Низкий уровень самоконтроля не выявлен среди студентов-психологов со средним уровнем СИ.
Среди студентов с высоким уровнем СИ больше тех, у кого преобладает обоснованный негативизм. Также среди студентов-психологов с высоким уровнем СИ констатируется умеренное проявление открытой жестокости, что указывает на их открытые отрицательные резкие выводы о других людях. Негативная коммуникативная установка больше выражена среди студентов со средним уровнем СИ.
У студентов-психологов со средним уровнем СИ эмпатия обратно противоположно связана с ролевой позицией «Взрослый», а у студентов с высоким СИ эмпатия обратно противоположно связана с негативным опытом общения. Брюзжание напрямую сильно связано с негативным опытом общения. Негативная коммуникативная установка у студентов со средним уровнем СИ напрямую связана с завуалированной жестокостью и сильно связана с открытой жестокостью, а у студентов-психологов с высоким уровнем СИ она связана напрямую с ролевой позицией «Взрослый», открытой жестокостью, брюзжанием и негативным опытом общения.
У студентов с высоким уровнем СИ завуалированная жестокость сильно связана с ролевой позицией «Взрослый», открытой жестокостью, обоснованным негативизмом, а более слабая связь с брюзжанием. Открытая жестокость студентов напрямую связана с негативным опытом общения. Обоснованным негативизм напрямую связан с ролевой позицией «Взрослый» и более сильная связь с брюзжанием.
Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла своё подтверждение, а именно: уровень развития социального интеллекта студентов-психологов определяет качественные характеристики общения (его эффективность): чем выше уровень социального интеллекта, тем больше проявляются такие характеристики эффективного общения, как: положительная коммуникативная установка, адекватный уровень самоконтроля (средний) и ролевая позиция «Взрослого».
Подобные работы
- Взаимосвязь любознательности и социального интеллекта личности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С УРОВНЕМ
ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ ДОВЕРИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КУРСАНТОВ МВД С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Социальный интеллект и субъектность обучающихся в контексте отношения к неопределённости
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2021 - Формирование социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте (Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018



