Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ

Работа №73583

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОБЩЕНИЯ
У СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ 7
1.1. Проблема развития социального интеллекта у студентов 7
1.2. Понимание эффективного общения в психологической науке 12
1.3. Коммуникативный аспект социального интеллекта в развитии студентов 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 31
2.3. Коррекционно-развивающая программа по развитию социального интеллекта у студентов для повышения эффективности общения 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 65


Актуальность исследования. В настоящее время в мире происходят изменения, которые оказывают действенное влияние на все сферы жизнедеятельности. Активное внедрение информационных технологий несколько видоизменило структура межличностного взаимодействие. Современный человек все более склонен к общению в социальных сетях, нежели в настоящей жизни. В этой связи навыки общения утрачиваются, особенно у молодых людей, и, как следствие, уровень социального интеллекта значительно снижается.
Развитие социального интеллекта позволяет активно обмениваться информацией. Позволяет выделять значимую информацию, это особенно важно, так как люди не только обмениваются знаниями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята и осмыслена. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки, и главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Именно эти возможности могут развиваться и совершенствоваться благодаря социальному интеллекту.
В общении, как в процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.
Особое значение социальный интеллект имеет для студентов, в виду их активной жизненной позиции и постоянного взаимодействия. Он определяет успешность их адаптации к социальному окружению, к профессиональной деятельности и т.д. В этой связи особую актуальность приобретает развитие социального интеллекта у студентов.
Проблема общения разрабатывалась в трудах Г.М. Андреевой, Л.И. Анциферовой, А.А. Бодалева, А.И. Волковой, Л.С. Выготского, А.С. Золотняковой, Л. Карпенко, А.А. Леонтьева, В.Н. Панферова, Б.Д. Парыгина.
Термин социальный интеллект впервые был употреблен Э. Торндайком и далее развивался в трудах Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, О. Конта, Г. Олпорта, и др., а также изучался российскими исследователями М.И. Бобневой и В.Н. Куницыной.
Проблема исследования: какие характеристики социального
интеллекта обеспечивают эффективность общения студентов-психологов?
Объект исследования: социальный интеллект студентов-психологов.
Предмет исследования: социальный интеллект как способность к эффективному общению студентов - психологов.
Цели исследования:
1) изучить связь характеристик социального интеллекта и показателей эффективного общения (коммуникативная установка, уровень самоконтроля, ролевая позиция) у студентов-психологов;
2) разработать коррекционно-развивающую программу по развитию социального интеллекта у студентов для повышения эффективности общения;
3) разработать рекомендации по повышению эффективности общения для студентов - психологов.
Гипотеза: уровень развития социального интеллекта студентов-
психологов определяет качественные характеристики общения (его эффективность): чем выше уровень социального интеллекта, тем больше проявляются такие характеристики эффективного общения как: положительная коммуникативная установка, адекватный уровень самоконтроля (средний) и ролевая позиция «Взрослого».
Задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы социального интеллекта как способности к эффективному общению студентов - психологов.
2. Выявить связь между уровнем развития социального интеллекта и показателями эффективного общения у студентов-психологов.
3. Разработать коррекционно-развивающую программу по развитию социального интеллекта у студентов для повышения эффективности общения на основе данных теоретического анализа и эмпирического исследования.
4. Разработать рекомендации по улучшению эффективности общения.
Теоретическим основанием работы послужили: исследования
социального интеллекта Э. Торндайком; исследования общения в социальной психологии Г.М. Андреевой.
Методы исследования:
• Организационные методы: теоретический анализ подходов к исследуемой проблеме;
• Эмпирические методы: методики, тесты, беседа, наблюдение;
• Методы обработки данных: количественный, качественный анализ и методы математической статистикой обработки данных.
• Интерпретационные методы: структурное описание.
Для проведения исследования были применены методики:
1) Опросник «Социальный интеллект» (модификация методики Холла);
2) Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко;
3) Тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдер;
4) «Трансактный анализ общения» Э. Берн;
5) Малоформализованные методики: наблюдение, беседа.
База исследования и характеристика выборки:
Исследование проводилось на студентах 1 курса факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». Выборочная совокупность: 34 студента, девушки (30 человек) и юноши (4 человека), в возрасте от 17 лет до 21 года.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, каждая из которых содержит по 3 параграфа, заключения, списка используемой литературы (73 источника), 14 приложений, 11 рисунков и 10 таблиц, объём работы - 61 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие социального интеллекта позволяет активно обмениваться информацией. Позволяет выделять значимую информацию, это особенно важно, так как люди не только обмениваются знаниями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята и осмыслена. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки, и главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Именно эти возможности могут развиваться и совершенствоваться благодаря социальному интеллекту. Проблема общения разрабатывалась в трудах Г.М. Андреевой, Л.И. Анциферовой, А.А. Бодалева, А.И. Волковой, Л.С. Выготского, А.С. Золотняковой, Л. Карпенко, А.А. Леонтьева, В.Н. Панферова, Б.Д. Парыгина. Термин социальный интеллект впервые был употреблен Э. Торндайком и далее развивался в трудах Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, О. Конта, Г. Олпорта, и др., а также изучался российскими исследователями М.И. Бобневой и В.Н. Куницыной.
Исследование социального интеллекта и эффективности общения является важной теоретической задачей, решение которой позволило бы раскрыть их особенности, выявить его компоненты, описать взаимосвязь социального интеллекта и его составляющих с индивидуально- психологическими и социально-психологическими особенностями личности. Безусловно, социальный интеллект является важным фактором общественного развития, который в значительной мере определяет уровень личностного, профессионального, социального потенциала студентов. Именно девушкам и юношам предстоит самостоятельно определить свои профессиональные приоритеты, выбрать жизненную траекторию, осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности наряду с 51
пониманием своего места и предназначения в жизни. Это сложный момент вступления в новую, «взрослую» жизнь, когда особое значение имеют особенности развития социального интеллекта и эффективности общения как одних из ведущих факторов, определяющих успешность человека, его социальную адаптивность и развитие лидерских качеств.
В результате диагностической процедуры было выявлено, что исследуемая выборка продемонстрировала наличие среднего и высокого уровня СИ. В ролевой позиции «Родителя» в общении среди студентов с высоким уровнем СИ больше студентов-психологов. Среди студентов со средним СИ больше предпочитают ролевую позицию «Взрослого» в общении. Ролевая позиция «Дитя» не выявлен в обеих группах. Ролевые позиции, когда показатели «Родителя» и «Взрослого» равны и преобладают показатели ролевой позиции «Дитя» выявлен только среди студентов с высоким уровнем СИ. Только в этой группе выявлена ролевая позиция, когда показатели «Родителя» ниже «Взрослого», а показатели «Взрослого» равны показателю «Дитя». То есть среди студентов с высоким уровнем более дифференцированно понимание значения ролевой позиции в общении, чем у студентов со средним уровнем СИ.
Среди студентов со средним уровнем СИ больше со средним уровнем самоконтроля в общении, а среди студентов с высоким уровнем СИ больше человек с высоким уровнем самоконтроля в общении. Низкий уровень самоконтроля не выявлен среди студентов-психологов со средним уровнем СИ.
Среди студентов с высоким уровнем СИ больше тех, у кого преобладает обоснованный негативизм. Также среди студентов-психологов с высоким уровнем СИ констатируется умеренное проявление открытой жестокости, что указывает на их открытые отрицательные резкие выводы о других людях. Негативная коммуникативная установка больше выражена среди студентов со средним уровнем СИ.
У студентов-психологов со средним уровнем СИ эмпатия обратно противоположно связана с ролевой позицией «Взрослый», а у студентов с высоким СИ эмпатия обратно противоположно связана с негативным опытом общения. Брюзжание напрямую сильно связано с негативным опытом общения. Негативная коммуникативная установка у студентов со средним уровнем СИ напрямую связана с завуалированной жестокостью и сильно связана с открытой жестокостью, а у студентов-психологов с высоким уровнем СИ она связана напрямую с ролевой позицией «Взрослый», открытой жестокостью, брюзжанием и негативным опытом общения.
У студентов с высоким уровнем СИ завуалированная жестокость сильно связана с ролевой позицией «Взрослый», открытой жестокостью, обоснованным негативизмом, а более слабая связь с брюзжанием. Открытая жестокость студентов напрямую связана с негативным опытом общения. Обоснованным негативизм напрямую связан с ролевой позицией «Взрослый» и более сильная связь с брюзжанием.
Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла своё подтверждение, а именно: уровень развития социального интеллекта студентов-психологов определяет качественные характеристики общения (его эффективность): чем выше уровень социального интеллекта, тем больше проявляются такие характеристики эффективного общения, как: положительная коммуникативная установка, адекватный уровень самоконтроля (средний) и ролевая позиция «Взрослого».



1. Альбрехт, К. Социальный интеллект. Наука о навыках успешного взаимодействия с окружающими/ К. Альбрехт. - М.: Бизнес Психологи, 2011. - 302 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебное пособие/ Г.М. Андреевна. - М., 2010. - 415 с.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология/ Е.В. Андриенко. - М.: Издательский дом «Академия», 2010. - 312 с.
4. Баблоян, Н.В. Социальный интеллект российской студенческой молодежи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук/ Н.В. Баблоян. - Ростов н/Д. 2012 г. - 30 с.
5. Байков, Ю.Н. Диагностика социальной компетентности: результаты апробации диагностического комплекса / Ю.Н. Байков, Д.Е. Егоров // Журнал прикладной психологии. - 2002. - № 6. - С. 12-24.
6. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2013. - 368 с.
7. Басов, Н. Ф. Социальный педагог. Введение в профессию/ Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. - М.: Академия, 2007. - 256 с.
8. Баширов, А.Ф. Социальный интеллект как фактор успешной профессиональной деятельности военного психолога: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 05. / А.Ф. Баширов. - М., 2006. - 67 с.
9. Белякова, С.А. Роль социального интеллекта в осуществлении профессиональной педагогической деятельности / С.А. Белякова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной Войне. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015. - С. 18-25.
10. Библер, В.С. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога / В.С.Библер. - М.: Медиа, 2012. - 199 с.
11. Бобнева, М.И. Психологические механизмы регуляции социального поведения/ М.И. Бобнева. - М.: Наука, — 1979. — 339 с.
12. Бодалев, А.А. Личность и общение/ А.А. Бодалев // Избранные психологические труды. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
13. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: учебное пособие / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 с.
14. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учебное пособие / Г.В. Бороздина. - М.: НИЦ ИНФРА-М., 2013. - 295 с.
15. Бороздина, Г.В. Психология общения: учебное пособие / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 с.
16. Василик, М.А. Основы Теории Коммуникации/ М.А. Василик - М.: Гардарики, 2003. - 15 с.
17. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление/ М.Вертгеймер; пер. с англ.; под ред. С.Ф.Горбова, В.П.Зинченко; вступ. ст. В.П. Зинченко. — М.: Оникс, 2012. — 336 с.
18. Водяха, С.А. Взаимосвязь креативной идентичности и психологического благополучия студентов / С.А. Водяха //Педагогическое образование в России. - 2014. - 88 с.
19. Выготский, Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский. - М.: АСТ,
2011. — 637 с.
20. Геранюшкина, Г.П. Социальный интеллект: методики оценки и развития: монография / Г.П. Геранюшкина. - Иркутск: Байкал. гос. ун-т экономики и права, 2003. - 250 с.
21. Граудина, Л.К. Культура русской речи и эффективность общения/ Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. - М.: Наука, 1996. - С. 47 - 48.
22. Гуревич, П.С. Психология/ П.С. Гуревич. - М.: Юнити, 2012. -
320 с.
23. Джемс, У. Мышление / У.Джемс // Хрестоматия по психологии: психология мышления, сост. Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2008. - 67 с.
24. Дик, У. Эффективная коммуникация. Приемы и навыки/ У. Дик. - Харьков: Гуманитарный центр, 2007. - 188 с.
25. Дункер, К. Хрестоматия по психологии: психология мышления / К. Дункер; сост. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2008. - С. 22-31.
26. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение/ Ю.Н. Емельянов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 168 с.
27. Ерофеев, В.К. Развитие социального интеллекта как средство улучшения адаптации студентов колледжа/ В.К. Ерофеев //Педагогика и психология. -№ 2, 2014. - 54 с.
28. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
29. Зайцев, А. Социальный конфликт/ А. Зайцев. - М.: Академия, 2001. - 464 с.
30. Ивенских, И.В. Психологическая модель социальной одаренности менеджера/ И.В. Ивенских, Ю.Н Байков // Сибирский психологический журнал, № 36- 2010. - 79 с.
31. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 576 с.
32. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. — М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. — 200 с.
33. Келасьев, В.Н. Интегративная концепция человека/ В.Н. Келасьев. - СПБ.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 1992. - 46 с.
34. Князева, Н.Н. Изучение социального интеллекта у школьников и студентов/ Н.Н. Князева. - Самара: Юбилейная международная научно- практич. конф., посвященная 200-летию Д.П. Ознобишина, 2004. - С. 90-91.
35. Козырев, В.И. Социальный интеллект как фактор управления организацией/ В.И. Козырев. - Ярославль, 2015. - 46 с.
36. Колмогорова, Л.С. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования 2012. Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов, Барнаул, 2012. / Л.С. Колмогорова, Е.В. Некрасова, Б.А. Сосновский. - Барнаул.: АлтГПА,
2012. - 381 с.
37. Кондратьев, М.Ю. Социальный психолог в общеобразовательном учреждении; ПЕР СЭ/ М.Ю. Кондратьев. - М., 2017. - 224 с.
38. Коноваленко, М.Ю. Психология общения: учебное пособие / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 468 с.
39. Коноваленко, М.Ю. Психология общения: учебное пособие/ М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 468 с.
40. Коровина, Т.Ю. Развитие социального интеллекта - важная задача профессиональной подготовки специалиста социальной работы/ Т.Ю. Коровина, О.Ю. Павлова// Автореферат диссертации на соискание. - Казань, 2009. - 11 с.
41. Корягина, Н.А. Психология общения: учебное пособие / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 440 с.
42. Крайг, Г. Психология развития 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2011. — 940 с.
43. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ/ И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 35 с.
44. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебное пособие / В.Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
45. Лаундес, Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Л. Лаундес. - М.: Добрая книга, 2016. - 384 с.
46. Леонтьев, А.А. Психология общения/ А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - С. 56 - 57.
47. Лущинская, О.В. Моделирование профессиональной личности в дискурсе инструкций к учебным заданиям // Моделирование эффективной речевой коммуникации в контексте академического и профессионально ориентированного взаимодействия [Электронный ресурс]: сб. науч. статей/ Под общ. ред. О.В. Лущинской, Е.В. Савич. - Минск: БГУ, 2015. - С. 111-139.
48. Михайлова, Е.С. Диагностика социального интеллекта. Методическое руководство/ Е.С. Михайлова; тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. - СПб.: ИМАТОН, 2006. - 56 с.
49. Панферов, В. Н. Психология общения/ В.Н. Панферов // Вопросы философии. - 1971. № 7. С. 126-127.
50. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебное пособие / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 10 с.
51. Психология: учебное пособие /под ред. В.М. Дружинина. - СПб: Питер Ком, 2010. - 561 с.
52. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф. Райс, К. Долджин. - СПб.: Питер, 2011. - 816 с.
53. Ростовых, Д.А. Социальный интеллект как фактор общественного развития в условиях информатизации. Автореферат диссертации соискание ученой степени кандидата философских наук. - М., 2007. - 27 с.
54. Ростопшин П. Психология и педагогика/ П. Ростопшин. - М.: ПРИОР, 2000. - 96 с.
55. Рубинштейн, С.Л. О природе мышления и его составе / С.Л. Рубинштейн. - М.: АСТ, 2008. - С. 49-55.
56. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. - 713 с.
57. Савенков, А.И. Педагогическая психология: учебное пособие / А.И. Савенков. - М.: Издательский центр «Академия». - 2009. - 416 с.
58. Савенков, А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха / А.И. Савенков // Методологический семинар 2006 -№1(6). - С. 30-38.
59. Саутина, Е.С. Психолого-педагогические условия развития социального интеллекта студентов-психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук/ Е.С. Саутина. - Тамбов, 2008. - 24 с.
60. Смирнов, А.А. Избранные психологические труды/ А.А. Смирнов. - М.: Педагогика, 2007. - 344 с.
61. Спиридонов, В.Ф. Закономерности онтогенетического развития продуктивного мышления / В.Ф.Спиридонов; сост. Ю.Б. Гиппенрейтер. // Хрестоматия по психологии: психология мышления. - М.: АСТ, 2008. - С. 450 - 460.
62. Субири, Х. Чувствующий интеллект. Часть 1. Интеллект и реальность/ Х. Субири. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. - 304 с.
63. Тихомиров, О.К. Психология мышления/ О.К. Тихомиров. - М.: Изд. Моск. ун-та, 2004. - 272 с.
64. Ушаков, Д.В. Психология интеллекта и одаренности / Д.В. Ушаков. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2011. - 464 с.
65. Федоренко, А.В. Влияние социального интеллекта на процесс адаптации будущих педагогов-психологов и его развитие во время обучения в ВУЗе/ А.В. Федоренко. - Вестник Военного университета. - 2011. № 3 (27). С. 53 - 56.
66. Федоренко, А.В. Развитие социального интеллекта будущих педагогов-психологов как фактор их адаптации к учебно-профессиональной деятельности/ А.В. Федоренко. - СПБ.: Вестник СПбГУ. - 2011. Вып. 4. - 8 с.
67. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: учебное пособие / Г.М. Шеламова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 192 с.
68. Шептенко, П. А. Введение в специальность "Социальный педагог"/ П.А. Шептенко. - М.: Флинта, МПСИ, 2008. - 160 с.
69. Южанинова, А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности / А.Л. Южанинова. - Саратов: издательство Саратовского университета, 1984. - 215 с.
70. Якобсон, Р.О. Речевая коммуникация. Язык в отношении к другим системам коммуникации / Р.О. Якобсон // Избранные работы. - М.: Прогресс, 1985. - 135 с.
71. Ясюкова, Л.А. Социальный интеллект детей и подростков/ Л.А. Ясюкова, О.В. Белавина. - Институт психологии РАН. - 2017. - 85 с.
72. Carnegie, D. How to Win Friends and Influence People/ D. Carnegie. - United States: Simon and Schuster, 1936. - 34 с.
73. Thorndike, E.L. Intelligence and its uses/ E.L. Thorndike. - Harper’s Magazine, 1920. — № 140. — С. 227 - 235.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ