Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КУРСАНТОВ МВД С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

Работа №70514

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
295
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социального интеллекта курсантов
МВД с разным уровнем саморегуляции поведения 7
1.1. Понятие социального интеллекта в трудах отечественных и
зарубежных ученых 7
1.2. Теоретические подходы к изучению саморегуляции поведения в
психологии 12
1.3. Социальный интеллект в системе профессионально важных качеств
будущих сотрудников МВД 17
Глава 2. Изучение социального интеллекта курсантов МВД с разным уровнем саморегуляции поведения 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов 27
2.3 Программа упражнений, направленных на формирование социального
интеллекта и саморегуляции курсантов МВД 47
Заключение 68
Список литературы 71
Приложения

В настоящее время все более актуальным становится изучение вопросов развития социальных компетенций личности в условиях профессиональной деятельности и подготовки к ней.
Будущая профессиональная деятельность сотрудников МВД требует высокого уровня физических и психических возможностей, постоянной ориентировки в экстремальных условиях, нервно-психической устойчивости, в связи с чем проблема личностной готовности и формирования профессионально важных качеств курсантов приобретает особую значимость.
Одним из важных качеств, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности сотрудника МВД является социальный интеллект как способность адекватно понимать эмоциональное состояние и мотивы поступков окружающих, устанавливать межличностные отношения, конструктивно решать возникающие конфликтные ситуации.
Проблема изучения социального интеллекта находит свое отражение в трудах зарубежных (Р. Бояцис, Д. Гоулман, Э. Макки, Дж. Мэйер, П. Сэловей) и отечественных ученых (И.Н. Андреева, С.П. Деревянко, В.Н.Куницына, Д.В. Люсин, Е.С. Михайлова, Д.В. Ушаков, М.М. Фетисова и др.).
Наиболее близкой к нашему исследованию можно считать работу В.Н.Куницыной. Она занималась исследованием особенностей социального интеллекта студентов, что позволило ей сделать следующие выводы. Автор доказал, что чем выше уровень социального интеллекта, тем более развит уровень саморегуляция поведения.
На этапе подготовки курсантов ВУЗа МВД к условиям учебно-профессиональной деятельности вопросы социального интеллекта являются важными и требуют детальной разработки. На сегодняшний день в этом направлении отмечается дефицит специально разработанных психологических программ, практических рекомендаций для будущих сотрудников МВД.
Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение социального интеллекта позволяет объяснить и предсказывать успешность социального взаимодействия будущих сотрудников МВД, оказывающую влияние на эффективность выполнения профессиональной деятельности. В этом отношении важным представляется изучение уровня саморегуляции курсантов.
Таким образом, актуальность проблемы взаимосвязи социального интеллекта и уровня саморегуляции поведения в современных условиях переустройства российского общества, недостаточная разработанность проблемы в теории и практике обусловили выбор темы исследования и позволили сформулировать его замысел.
Замысел нашего исследования заключается в комплексном изучении социального интеллекта курсантов МВД с разным уровнем саморегуляции поведения в профессиональной деятельности, а также в выявлении различия между социальным интеллектом и саморегуляцией, обучающихся на 1, 3 и 5 курсе.
Проблема исследования: каковы особенности социального интеллекта курсантов МВД с разным уровнем саморегуляции поведения?
Цель исследования: выявить особенности социального интеллекта курсантов МВД с разным уровнем саморегуляции поведения.
Объект исследования - социальный интеллект курсантов МВД.
Предмет исследования - социальный интеллект курсантов МВД с разным уровнем саморегуляции поведения.
Гипотеза исследования:
Предполагаем, что:
1. Существуют различия в особенностях социального интеллекта курсантов МВД с разным уровнем
саморегуляции поведения на 1, 3 и 5 курсах обучения, а именно:
• у курсантов 5 курса доминируют такие характеристики социального интеллекта как: истории с завершением, группы экспрессии, а у курсантов 1 курса - планирование;
• у курсантов 5 курса общий уровень саморегуляции выше, чем у курсантов 1 и 3 курса.
2. Также, мы предполагаем, что чем выше у курсантов уровень развития социального интеллекта, тем выше уровень саморегуляции поведения.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить степень разработанности понятий социальный интеллект и саморегуляция, провести сравнительный анализ понятий социальный интеллект и саморегуляция в трудах отечественных и зарубежных ученых.
2. Изучить социальный интеллект курсантов МВД с разным уровнем саморегуляции поведения на 1, 3 и 5 курсах обучения.
3. Изучить различия в особенностях социального интеллекта и уровне саморегуляции поведения курсантов МВД на 1, 3 и 5 курсах обучения
4. Разработать практические рекомендации для преподавателей ВУЗа МВД по формированию социального интеллекта курсантов.
Методы исследования - 1) организационные: сравнительный метод - сопоставление различных групп испытуемых; 2) эмпирические методы: наблюдение, психодиагностические методы (тест «Социальный интеллект» Гилфорда; опросник саморегуляции поведения В.И. Моросановой; 3) методы обработки данных: количественный статистический анализ; 4) интерпретационные методы, предполагающие описание результатов статистической обработки данных.
Методики исследования:
• тест «Социальный интеллект» Гилфорда;
• опросник саморегуляции поведения В.И. Моросановой.
Выборка исследования:
Исследование проводилось на базе Пермского военного института внутренних войск МВД России. В нем принимали участие 80 респондентов, курсанты военного ВУЗа МВД РОССИИ, из них 25 человек обучаются на 1 курсе, 30 человек на 3 курсе, и 25 - на 5 курсе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены особенности социального интеллекта с разным уровнем саморегуляции поведения курсантов МВД на разных курсах обучения.
В теоретической части работы были проанализированы следующие аспекты изучаемой темы: понятие социального интеллекта в трудах отечественных и зарубежных ученых, теоретические подходы к изучению саморегуляции поведения в психологии, социальный интеллект в системе профессионально важных качеств будущих сотрудников МВД.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что наряду с другими качествами, социальный интеллект является неотъемлемой частью профессионально важных качеств личности будущих сотрудников МВД. Без достаточного уровня развития социального интеллекта, будущий специалист не сможет успешно выполнять профессиональную деятельность. В исследованиях таких психологов, как Н. А. Кудрявцева, В. Н. Куницына, А. Л. Южанинова установлено что социальный интеллект помогает человеку преодолевать внезапные кризисы, длительные стрессы, а также прогнозировать развитие межличностных событий, обостряет интуицию, предусмотрительность и обеспечивает психологическую выносливость. Поэтому, по нашему мнению, наличие такой способности как социальный интеллект обеспечивает успех и творческий подход к деятельности сотрудников МВД.
Социальный интеллект представляет собой сложную целостную систему взаимозависимых познавательных способностей, имеющих разнообразные связи в структуре личности. То есть для лиц с высоким социальным интеллектом характерны: высокий уровень саморегуляции. гибкость в поведении, развитые коммуникативные способности, низкий уровень агрессивности в общении, преобладание мотивации достижения, экстравертированность.
Повышение уровня социального интеллекта в процессе направленного интенсивного развития может привести к возрастанию уровня компонентов социального интеллекта, саморегуляции, самооценки социальной компетентности, а также снижению показателей тревожности и агрессивности. При этом низкий уровень социального интеллекта может рассматриваться в качестве ограничения при профессиональном отборе в образовательные организации МВД.
Развитие социального интеллекта — процесс бесконечный.
Во-первых, потому что мы развиваемся и расширяется круг наших задач и целей в жизни. Социальная ситуация которая актуальна для курсантов сейчас, через некоторый промежуток времени изменится, и вскоре они станут уже не обучающимися, а сотрудниками системы МВД, где не смогут успешно выполнять профессиональную деятельность без развития необходимых социальных навыков и перехода их на новый уровень.
Во-вторых, совершенствование социального интеллекта позволяет эффективнее использовать близких и знакомых для независимой оценки самого себя. Окружающие люди начинают выступать своеобразными «зеркалами», через которые проще следить за собственным развитием.
И в-третьих, потому что меняется наше общество. Совсем скоро представители современного поколения придут на смену нам, что безусловно повлечет за собой изменения в социальной ситуации в целом.
Именно поэтому целесообразно, еще на начальных этапах обучения развивать и повышать уровень социального интеллекта курсантов в системе МВД, разрабатывать новые практические рекомендации.
Таким образом, анализируя результаты эмпирического исследования можно говорить о том, что выдвинутая нами исследовательская гипотеза нашла свое эмпирическое подтверждение.
В частности, повышение уровня развития социального интеллекта влечет за собой повышение уровня саморегуляции поведения, т.к социальный интеллект является глобальной способностью, возникающей на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включающих высокий уровень саморегуляции, а также существуют различия в особенностях социального интеллекта и саморегуляции поведения курсантов МВД, обучающихся на 1, 3 и на 5 курсе. Логическим завершением данной работы являются программа упражнений для преподавателей ВУЗа МВД, направленных на формирование социального интеллекта и саморегуляции курсантов МВД.



1. Андреева Г.М. Общение и межличностные отношения / Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 384 с.
2. Башкин М.В. Конфликтная компетентность личности / Дисс. канд. психол. наук. - Ярославль, 2011. - 242 с.
3. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / - М.: Наука, 2006. - 312с.
4. Боярницев В. П. Структурно-функциональный анализ динамических проявлений саморегуляции поведения человека // Психология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. Свердловск, 2008. — 40 с.
5. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. — 200 с.
6. Волкова М.Г. Адаптация курсантов в условиях изменения социальной среды: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05: Ярославль, 2003. - 239 с.
7. Головин С. Ю. Словарь психолога — практика Минск Харвест, 2001. — 975 с.
8. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М., «Альпина Бизнес Букс», 2011. - 301 с.
9. Гримак Л.П. Психология активности человека. Психологические механизмы и приемы саморегуляции. - М.: Либроком, 2015. - 368 с.
10. Деревянко С.П. Эмоциональный интеллект: проблемы
категориальности // Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции / Смол. гос. ун-т. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. - С. 108-112.
11. Деркач А. А., Зазыкина В. Г. Акмеология СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
12. Дружилов С.А. Профессиональные стили человека и индивидуальный ресурс профессионального развития // Вопросы гуманитарных наук. - М.: Изд-во «Компания спутник +», 2010. - С. 354-357.
13. Дружинин В. Н. Психология общих способностей /- СПб.: Питер,2010.
- 289 с.
14. Капустина Е. А. Взаимосвязь социального интеллекта и коммуникатив¬ной компетентности личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Алт. гос. ун-т. - Барнаул : 2004. - 26с.
15. Кацеро А. А., Кобзарь А. В. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии // Психологические науки: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.).— М.: Буки-Веди, 2014. — С. 10-12.
16. Караваев А.Ф., Марьин М.И., Петров В.Е. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие. - Омск, 2007. - 110 с.
17. Клушина Н. П. Анализ основных подходов к изучению социального интеллекта / Н. П. Клушина, И. А. Иванова // Гуманитарные науки. - СевКавГТУ - 2009. - № 7.
18. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.
- М., 2011. - 320 с.
19. Красноголова Е.О. Личность курсанта: психологические особенности бытия: материалы Международная науч.-практ. конф. / отв. ред. С.Д. Некрасов. - Краснодар: ВУНЦ ВВС «ВВА», Кубанский гос. ун-т, 2012.
- 275 с.
20. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект:
структура, функции, взаимоотношение / В. Н. Куницына //
Теоретические и прикладные вопросы психологии / Под ред. А. А. Крылова. - СПб.: 2005. - С. 48-59.
21. Лазукин В.Ф. Проблема адаптации курсантов в процессе обучения в вузе // Военная мысль, 2007. №8. С. 54-62.
22. Лунева О. В. Социальный интеллект - условие успешной карьеры / О. В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 1. - С. 53-55.
23. Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 176 с.
24. Майборода Т.А., Фитьмова А.А. Профессионально-важные качества личности специалиста и их основные характеристики // Материалы XXXVII научно-технической конференции. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. - 236 с.
25. Маркелова Т.В. Специфика организации профессиональной
подготовки в гражданских высших учебных заведениях России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2007. №2. С. 55-61.
26. Матвеева Л. Г. Анализ понятия «Социальный интеллект» / Л. Г. Матвее- ва. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2009.
27. Михайлова Е.С. Социальный интеллект. Концепции, модели,
диагностика. - СПб., СПбГУ, 2009. - 266 с.
28. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии, 2009. №2. С. 118-128.
29. Налчаджан А.А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии.
- СПб.: Речь, 2010. - 283 с.
30. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Пер. А.М. Пятигорского. - СПб.,
2009. - 192 с.
31. Поршнева Е.Г. Состояние и тенденции развития системы подготовки курсантов в гражданских вузах // Гуманитарные научные исследования, 2014. №2. С. 7-10.
32. Психическая саморегуляция / Под ред. А. С. Ромена. - Алма-Ата, 2009.
- 419 с.
33. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара: Бахрах- М, 2010. - 672 с.
34. Савенков А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одарен- ности и творчества / А. И. Савенков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - М. : ГУ ВШЭ, 2005. - Т.2. - № 4. - С. 94¬101.
35. Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности // Психология
самосознания. - Самара: Издательский дом «БАХРАР-М», 2009. - С. 174-207.
36. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. - С. 29-36.
37. Стернберг Р. Дж. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг. - СПб. : Питер, 2002. - 272с
38. Субботский Е. В. Социальный интеллект в условиях сложных социаль¬ных систем / Е. В. Субботский, О. Б. Чеснокова // Национальный психологиче- ский журнал. - 2010. - №2(4). - С. 22-29.
39. Третьякова Е.И. Развитие личности курсанта в условиях обучения в высшей школе / Под общ. ред. И.В. Родных. - Орел: Академия ФСО России, 2008. - С. 81-89.
40. Ушаков Д. В. Социальный интеллект и его измерение // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - С. 141-160.
41. Федорова Е. А. Социальный интеллект как фактор формирования отно-шения к социально значимым объектам у представителей различных этниче- ских групп : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. А. Федорова ; Яро- слав. гос. пед. ун-т. - Ярославль : 2009, 26с.
42. Фетисова М.М. Развитие социального интеллекта как компонента психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2007. Выпуск №4. С. 25-27.
43. Фильков С.М. Система военной подготовки в гражданских вузах: теория и практика функционирования и совершенствования: Монография. - М., 2009. - 229 с.
44. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер, 2012. - 860 с.
45. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. - 2-е изд, перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010. - 272 с.
46.Чемодуров М.В. Педагогические условия адаптации курсантов к будущей профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: URL: http: //www.j education.ru/2_2009/48.html
47. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М., 2010. - 144 с.
48. Щербакова О.В. Формирование конфликтологической компетентности в профессиональной подготовке будущих государственных служащих / Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. - Самара, 2011. - 22 с.
49. Эриксон Э. Восемь возрастов человека / Детство и общество. - Изд. 2¬е, переработанное и дополненное / Пер. Алексеева А.А. - СПб.: Речь,2010.- 416 с.
50. Южанинова А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта / А. Л. Южанинова // Проблемы оценивания в психологии. - Саратов: 2004.
- С.84-87


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ