Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Значение социального интеллекта в преодолении личностью стрессовых ситуаций (РАНХ и ГС)

Работа №55712

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы32
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
257
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть много приложений.
Введение 3
1Теоретические аспекты социального интеллекта 5
1.1Социальный интеллект: проблемы и стратегии исследования 5
1.2 Структура и уровни социального интеллекта 9
2 Социальный интеллект как фактор преодоления стресса 16
2.1 Ресурсы преодоления стресса 16
2.2 Результаты исследований значения социального интеллекта в преодолении стресса 19
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложение 1 29
Приложение 2 30
Приложение 3 31
Приложение 4 32

Современная психология затрагивает различные области жизнедеятельности человека. Особый интерес современных исследователей вызывают вопросы успешности личности в деятельности, взаимоотношениях с другими людьми, адаптация в различных ситуациях. Для успешного функционирования в современном обществе, человек должен обладать достаточно высоким уровнем интеллекта. Необходимым компонентом успешности в межличностных отношениях, многими авторами выделяется социальный интеллект. Именно этот вид интеллекта может играть первостепенную роль в успешности адаптации человека в социальной жизни общества, становления специалиста. Развитый социальный интеллект позволяет постоянно совершенствоваться, эффективно общаться с людьми, прогнозировать свое поведение и поведение окружающих. Кроме того, социальный интеллект является немаловажным фактором в процессе преодоления негативных последствий стрессовых ситуаций .
Но, несмотря на очевидную важность социального интеллекта в эффективном межличностном взаимодействии личности, вопрос содержания, структуры и определения его сформированности является недостаточно изученным, что порождает неоднозначность научных представлений по этому поводу. Все перечисленное обусловливает необходимость подробного изучения такого явления как социальный интеллект.
Цель работы – определить роль социального интеллекта в преодолении стрессовых ситуаций.
Поставленная цель конкретизируется в задачах исследования:
1. Выявить сложившиеся тенденции в исследовании социального интеллекта;
2. Дать характеристику структуры и уровням социального интеллекта;
3. .Раскрыть понятие стресса и ресурсов его преодоления;
4. Изучить результаты эмпирических исследований о значении социального интеллекта в преодолении стресса.
Объектом исследования является социальный интеллект.
Предметом – значение социального интеллекта в преодолении стрессовых ситуаций.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования: анализ научной и учебной литературы; системный логический анализ, синтез, сравнительный метод.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений, дополняющий теоретические положения исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальный интеллект понимается как способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в постоянном видоизменении психических состояний и межличностных отношений, понимать и прогнозировать результаты собственного поведения и поведения партнеров по общению. В результате изучения различных подходов к определению данного явления был сделан вывод о том, что единого подхода в этом направлении не существует. Данный факт объясняется тем, что ученые строят свои теории относительно различных аспектов данного понятия. Однако общим для всех существующих теорий является понимание социального интеллекта как набора личностных свойств человека.
Социальный интеллект – явление сложное и многогранное, поэтому в выделении отдельных его составляющих, также существуют различные подходы. В данном направлении можно отметить исследования таких ученых как Герасимов И., Емельянова А. и Дж. Гилфорд.
На основе модели структуры социального интеллекта, предложенной Гилфордом, была разработана методика диагностирования этого вида интеллекта. С помощью данной методики можно определить уровень социального интеллекта индивида: высокий, средний и низкий. Если человек обладает высоким уровнем социального интеллекта, то ему гораздо легче адаптироваться к различным жизненным ситуациям и он может успешно решать различные проблемы.
Уровень социального интеллекта играет немаловажную роль в преодолении стрессовых ситуаций. Стрессовые ситуации возникают в различных сферах жизни: учеба, производство, семья и т.д. Таким образом, выделяют биологический стресс, психологический, производственный и т.д. стресс можно определить как реакцию организма на различные изменения.
Для преодоления стресса человеком используются различные ресурсы, одним из которых является социальный интеллект.
Данное утверждение было изучено в результате многочисленных эмпирических исследований. В рамках данной работы были рассмотрены исследования, посвященные изучению зависимости преодоления стрессовых ситуаций от уровня социального интеллекта.
В исследовании среди курсантов в Тверском филиале Московского университета МВД , были сопоставлены уровни психологической готовности к экстремальным (стрессовым) ситуациям с уровнем социального интеллекта. Результаты доказывают, что высокий уровень социального интеллекта способствует психологической готовности к различным экстренным ситуациям.
Преодоление такой стрессовой ситуации как эмоциональное и профессиональное выгорание было изучено в результате исследования среди преподавателей ссузов. Еще раз доказана следующая закономерность: чем выше уровень социального интеллекта преподавателя, тем он менее подвержен эмоциональному выгоранию.
Анализ результатов приведенных исследований, позволил заключить. что высокий уровень социального интеллекта является фактором преодоления личностью негативных последствий стрессовых ситуаций.



1. Агазаде Н. Копинг-стратегия во время кризиса / Н. Агазаде// Медицинская психология.- 2012.- №1.- С. 45
2. Гайдар К.М. Социально-психологическая концепция группового субъекта: монография/ К.М. Гайдар.- Воронеж: Издательство Воронежского университета, 2013.- 345 с.
3. Горская, Г. Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований/ Г.Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика.- 2013.- №4.- с. 74
4. Григорьева М.В. Роль социального интеллекта в процессе психологической адаптации старшеклассников/ М.В. Григорьева// Теория и практика общественного развития.- 2015.- №6.- С. 67
5. Кочнева Д. Д. Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте/ Д.Д. Кочнева // Молодой ученый. - 2016. - №14. - С. 505
6. Лунева О.В. Концепция социального интеллекта личности/ О.В. Лунева// Знание, понимание, умение.- 2012.- №2.- С. 34
7. Лунева О.В. Модели социального интеллекта/ О.В. Лунева// Вестник
КГУ им. Н.А. Некрасова.- 2013.- Т.18
8. Михайлова Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика./Е. С. Михайлова.- СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2007.- 266 с.
9. Михалкин Н.В. Социальная психология: учебное пособие / Н.В. Михалкин. - М.: Российский государственный университет правосудия, 2012.
10. Психология экстремальных и чрезвычайных состояний: учебное пособие .-М.: СКФУ , 2016.- 262 с.
11. Совмиз З.Р. Личностные регуляторы стратегий преодоления стресса субъектами групповой деятельности/ З.Р. Восмиз// Человек, сообщество, управление.- 2016.- Т.17
12. Социальная психология: учебное пособие.- М.:Юнити-Дана , 2015.-
615
13. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / Под ред.А.Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 512 с.- (Психология социальных явлений)
14. Хлебодарова О. Б. Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии/ О.Б. Хлебодарова // Молодой ученый. - 2011. - №11.- Т.2. - С. 139
15. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости/ А.Л. Вестник ВГМУ.- 20122.- №1.- С. 23
16. Щербаков С.В. Комплементарность межличностных отношений и социальный интеллект студентов/ С.В. Щербаков// Российский гуманитарный журнал.- 2013.- Т.2.- №5.- С. 56
17. Щербаков С.В. Социальный интеллект и профессиональная компетентность инженерно-технических работников: монография/ С.В. Щербаков.- Уфа: БашГУ, 2012.- 170 с.
18. Щербакова С.В. Социальный интеллект и прогнозирование взаимоотношений в конфликтных ситуациях/ С.В. Щербакова// Вестник Башкирского университета.- 2013.- №4.- с. 67


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ