ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ И
СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Роль, сущность и задачи стимулирования труда персонала 6
1.2 Понятие материального и нематериального стимулирования труда
персонала 15
1.3 Особенности стимулирования труда персонала в образовательных
организациях 29
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО И НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА В НИУ «БЕЛГУ» 35
2.1 Организационно-экономическая характеристика НИУ «БелГУ» 35
2.2 Характеристика системы управления персоналом в НИУ «БелГУ» 43
2.3 Анализ системы стимулирования труда персонала в НИУ
«БелГУ» 56
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАТЕРИАЛЬНОГО И НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА В НИУ «БелГУ» 64
3.1 Предложения по совершенствованию системы стимулирования труда
персонала в НИУ «БелГУ» 64
3.2 Обоснование эффективности мероприятий по совершенствованию
системы стимулирования труда персонала в НИУ «БелГУ» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования данной выпускной квалификационной работы определяется сложностью создания рациональной системы мотивации и стимулирования труда персонала в образовательных учреждениях, поскольку попытки приспособить классические теории мотивации к реальным условиям деятельности работников образовательных учреждений во многом не систематизированы, что затрудняет использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала также определяется слабой изученностью мотивационных аспектов работников образовательных учреждений.
В современной системе управления персоналом все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация и стимулирование труда персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов организации, мобилизации имеющегося кадрового потенциала.
Основная задача создания систем мотивации заключается в том, чтобы выработать и закрепить необходимое производственное поведение сотрудников.
Грамотно разработанная система мотивации персонала, состоящая из вышеуказанных составляющих, позволит современному работодателю:
1. Четко согласовать цели работы конкретного сотрудника, структурного подразделения и компании в целом, а также способы их достижения.
2. Решить проблемы с текучестью кадров и удерживать высококвалифицированных специалистов, под конкретную компанию.
3. Сократить временные и финансовые затраты на поиск, подбор и адаптацию персонала.
4. Сформировать сплоченный коллектив единомышленников, поддерживать в нем уверенность в профессиональной востребованности со стороны работодателя и желание работать в данной компании эффективно, с полной отдачей, с мотивацией на результат.
Необходимо отметить, что в настоящее время особенностью управления персоналом является возрастающая роль личности работника. Для мотивации сотрудников предприятия сегодня используют как материальные, так и нематериальные методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.
Степень научной разработанности. Теоретические и практические аспекты исследования проблемы мотивации и стимулирования труда как важнейшего механизма в управлении персоналом и его реализации в организациях получили отражение в трудах известных зарубежных и отечественных учёных и специалистов. За рубежом были опубликованы многие труды известных исследователей к числу таких авторов можно отнести: Девиса К, Друкера П., Десслера Г., Марра Р., Лютенса Ф., Ньюстрелла Дж., Шмидта Г. и др. Что касается наших трудов, то в нашей стране изданы ряд работ по управлению персоналом и системе мотивации и стимулированию персонала в организации к ним можно отнести таких авторов, как : Андреева И., Доколян С, Карташева Л., Красовский Ю., Молл Е., Иванова С., Спивак В., Шекшня С, Четвернина Т.В, Ряковский С.М.
Объектом исследования - является образовательное учреждение НИУ «БелГУ»
Предмет исследования - система мотивации и стимулирования труда персонала в НИУ «БелГУ»
Цель выпускной квалификационной работы - разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда персонала в НИУ «БелГУ»
Задачи выпускной квалификационной работы:
- провести исследование теоретических основ и современных тенденций мотивации труда, а также ее роли в повышении эффективности деятельности в образовательных учреждениях;
- представить организационно-экономическую характеристику НИУ «БелГУ»;
- выявить проблемы в сфере мотивации и стимулирования труда работников образовательного учреждения в НИУ «БелГУ»;
- разработать мероприятие для совершенствования системы мотивации и стимулирования труда персонала в образовательном учреждении НИУ «БелГУ».
Практическая значимость - заключается в возможности реализации и внедрении разработанных систем по мотивации и стимулированию персонала в НИУ «БелГУ» и анализ результативности данной системы.
Информационная база - Устав, Бухгалтерско-финансовая годовая отчетность НИУ «БелГУ» за 2014-2016гг., плановые и первичные документы.
Методы исследования - логический, расчетно-аналитический, графический, экономико-статистический.
Структура выпускной квалификационной работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав: в первой главе раскрываются теоретические аспекты мотивации и стимулирования труда; вторая глава раскрывает производственно-хозяйственную деятельность и систему мотивации персонала в НИУ «БелГУ»; в третьей главе описаны предлагаемые методы решения в системе мотивации и стимулирования труда и их обоснование в НИУ «БелГУ», а также заключения, списка использованной литературы и приложения.
Таким образом, мотивация - это состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации. Мотивацию можно представить как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, они обуславливают рамки и формы работы и придают ей четкую ориентацию на достижение фиксированных целей. Стимулы являются инструментами, вызывающими действие определенных мотивов. Стимулирование как способ управления трудовым поведением работника состоит в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности. Стимулирование труда бывает как материальное, так и нематериальное.
В практической части дипломной работы проведен анализ финансово- хозяйственной деятельности НИУ «БелГУ», на материалах которого выполнена практическая часть работы. В результате проведенного анализа выделены сильные и слабые стороны деятельности вуза. Рассмотрена структура кадровой службы университета и определена ее роль в системе мотивации и стимулирования труда персонала. Предложены рекомендации и обоснования по совершенствованию системы мотивации и стимулированию труда персонала НИУ «БелГУ».
Проведённое исследование проблемы совершенствование системы мотивации и стимулирования труда сотрудников НИУ «БелГУ» потребовало рассмотреть существующую концепцию мотивации труда и позволило сформировать ряд теоретических выводов и практических рекомендаций:
1. необходимо повысить оплату труда персонала в университете с учётом конкретных результатов труда конкретного работника
2. повышение значимости и увязка премий, надбавок стимулирующего характера с конкретными результатами труда персонала
3. разработка приемлемого социального пакета для каждого сотрудника НИУ «БелГУ»
4. внесение дополнительных наград, связанные с деятельностью в НИУ «БелГУ» в Положение о наградах:
а) Почётный работник высшего профессионального образования НИУ «БелГУ»
б) Почётный работник научно-исследовательской работы в НИУ «БелГУ»
в) За вклад в развитие научно-исследовательской работы студентов НИУ «БелГУ»
г) За вклад в развитие высшего профессионального образования НИУ «БелГУ»
Для формирования устойчивой заинтересованности работников в высоком уровне результативности функционирования вуза, необходимо оценивать эффективность труда отдельного работника. Высокое качество труда каждого работника должен обеспечивать необходимый вклад в результаты экономической эффективности университета. Показатели эффективности трудовой деятельности должны быть увязаны с системой стимулирования.
В университете применяется эффективный контракт - это новый тип трудовых отношений, который строиться на оценке эффективности деятельности каждого работника.
Эффективный контракт - трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.
Механизм оценки деятельности ППС в условиях эффективного контракта позволяет:
1. Повысить качество предоставляемых образовательных услуг.
2. Повысить уровень заработной платы педагогических работников.
3. Решить проблему привлечения молодых специалистов в высшие учебные заведения.
4. Содействовать повышению квалификации и мотивации к профессиональному развитию педагогических работников.
5. Поднять престиж профессии педагога в высших учебных заведениях.
6. Снизить уровень напряженности педагогического коллектива посредством открытости и объективности распределения стимулирующей части фонда заработной платы.
7. Обеспечить доступное качественное образование.
Вместе с тем, инструмент эффективного контракта может быть использован для того, чтобы выстроить единую систему требований к персоналу нашего образовательного учреждения, вытекающую из требований к деятельности самой образовательной организации, государственном и муниципальном задании, программе развития и иных подобных документах.
1. Конституция Российской Федерации - Белгород: Константа, 2013. - 112 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. - Москва: Проспект, Кнорус, 2016. - 256 с.
3. Аллин, О.Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала [Текст] / О.Н. Аллин, Н.И. Сальникова. - М.: Генезис, 2013. - 248 с.
4. Аширов, А.Д. Трудовая мотивация [Текст] / А.Д. Аширов. - М.: Проспект, 2011. - 160 с.
5. Бабосов Е.М. Управление персоналом.-М.: ТетраСистемс, 2012. -288 с.
6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Учебник. - М.: Академия, 2013. - 564 с.
7. Байтасов Р.Р. Управление персоналом. Конспект лекций. - М.: Феникс, 2014. - 352 с.
8. Бершова, Л.В. Современная служба управления персоналом:
Справочник кадровика [Текст] / Л.В. Бершова - М.: Фербер, 2011. - 245 с.
9. Верещагина, Л.А. Психология потребностей и мотивация персонала [Текст] / Л.А. Верещагина, И.М. Карелина. - М.: Гуманитарный центр, 2013. - 156 с.
10. Гонова, А.А. Основные направления повышения эффективности системы мотивации персонала на предприятии [Текст] /А.А. Гонова // Проблемы региональной экономики. - 2011. - № 12.- С. 43-44.
11. Громова О.Н. Теория организации и организационное поведение. - М.: Юрайт, 2014. - 480 с.
12. Дейнека А.В. Управление персоналом организации. Учебник. - М.: Дашков и К, 2014. - 288 с.
13. Драккер П. Управление нацеленное на результаты. - М.:
Технологическая школа бизнеса, 2010. - 320 с.
14. Егоршин, А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст] / А.П. Егоршин. - 3-е изд., - М.: Инфра - М, 2013. - 378 с.
15. Зайцев Г.Г. Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии персональный менеджмент. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2011. - 275 с.
16. Исаев, С.Д. Мотивация персонала: игра или работа [Текст] / С.Д. Исаев. - СПб.: Речь, 2011. - 158 с.
17. Каверин, С.Б. Мотивация труда [Текст] / С.Б. Каверин. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 224 с.
18. Кибанов А.В. Управление персоналом. - М.: Кнорус, 2013. - 456 с.
19. Кибанов А.В. Управление персоналом. Теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации. Учебно-практическое пособие. - М.: Проспект, 2014. - 64 с.
20. Колбычев Е.Б. Управление персоналом. Учебное пособие. - М.:
Феникс, 2014. - 384 с.
21. Колесникова М.К. Управление персоналом библиотеки. - М.:Профессия, 2011. -192 с.
22. Кошелев А.В. Теория организации. Краткий курс. - М.: Окей-
книга,2013. - 456 с.
23. Куликов, Н.А Мотивация и производительность труда [Текст] /
Н.А. Куликов // Консультант директора. - 2014. - № 19. С. 23-25.
24. Куликов, Н.А. Управление персоналом современной организации
[Текст] / Н.А. Куликов . - М.: Лига-М, 2010. - 180 с.
25. Кузнецов Ю.В. Теория организации. Учебник.-М.: Юрайт, 2015. - 368 с.
26. Лукашевич, В.В. Основы управления персоналом [Текст] / В.В. Лукашевич. - М.: КНОРУС, 2010. - 240 с.
27. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - 3-е изд., - СПб.: Питер, 2011. - 352с.
28. Мелихов Ю.Е. Управление персоналом. Портфель надежных технологий. Учебно-практическое пособие. - М.: Дашков и К, 2015. - 344 с.
29. Надеждина, В.И. Эффективная мотивация персонала. Как добиться максимум результата при минимуме затрат [Текст] / В.И. Надеждина. - М.: Харвест, 2012. - 254 с.
30. Оганесян, И.А. Управление персоналом организации [Текст] / И.А. Оганесян. - М.: Аламфея, 2010.- 221 с.
31. Одегов Ю.Г. Управление персоналом. - М.: Юрайт, 2014.- 532 с.
32. Потемкин В.К. Управление персоналом. - СПб.: Питер, 2010. - 267 с.
33. Пустынников Ю.М. Оценка персонала как универсальный инструмент управления // Кадровые решения. - 2011. - №2. - С. 12-13
34. Старобинский Э. Е. Как управлять персоналом. - М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2010. - 400 с.
35. Роздольская И.В., Яковлева Л.Р Менеджмент : учебное пособие Часть
1. Управление социально-экономическими системами. - Белгород: БУКЭП,
2011. - 236 с.
36. Самоукина, Н. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах [Текст] / Н. Самоукина. - М.: Эксмо, 2011. - 272 с.
37. Савченко А. Как построить систему оценки эффективности персонала // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2012. - №2. - С. 4-6.
38. Сорочайкин, А.Н. Управление персоналом [Текст]: глоссарий:
терминологический словарь / А.Н. Сорочайкин, Л.В. Ермолина. - Самара: Самарский университет, 2012. - 104 с.
39. Стоянов И. Деловая оценка - инструмент управления эффективностью работы персонала // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2014. - №3. - С. 19¬20 с.
40. Стрыгина В. Систематизация бизнес-процесса «Наем персонала»: оценка кандидатов // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2015. - №8. - С. 15-16.
41. Суслова, И.М. Мотивация как фактор совершенствования управления персоналом [Текст] / И.М. Суслова // Научные и технические библиотеки. -
2012. - № 12. - С. 5-12.
42. Травин, В.В. Основы кадрового менеджмента [Текст] / В.В. Травин. - М.: Дело, 2012. - 336 с.
43. Управление современной компанией / Под ред. Б. Мильнера и Ф. Миса.
- М.: ИНФРА-М, 2012. - 400 с.
44. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова - М.: Инфра - М, 2012. - 636 с.
45. Управление персоналом предприятия / Под ред. Н.В. Родионова - М.: Юнити - Дана. Единство, 2011. - 496 с.
46. Управление персоналом / Под ред. Л.В. Вагина. - М.: Издательство РАГС, 2010. - 484 с.
47. Управление современной компанией / Под ред. Б. Мильнера и Ф. Миса.
- М.: ИНФРА-М, 2012. - 400 с.
48. Петрова, Н.И. Система мотиваций - сущность, виды, методы [Текст] / Н.И. Петрова. - Нижний Новгород: Регент, 2011. - 80 с.
49. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. - М.: Инфра-М, 2012. - 352 с.
50. Яковлева Л.Р. Управленческие решения: Учебное пособие. - Белгород: Кооперативное образование, 2005. - 277 с.
51. Шапиро, С.А. Основы трудовой мотивации [Текст] / С.А. Шапиро -
2. -е изд., - М.: Кнорус, 2012. - 256 с.
52. Шаталова Н. И. Познание трудового потенциала работника как социальная проблема // Дискуссия: журнал научных публикаций. - 2011. - № 10 (18) декабрь. - С. 152-157.
53. Шнайдер Б., Шмитт Н. Персонал для организации: научный подход к
поиску, отбору, оценке и удержанию сотрудников. - М.: Изд-во
«Экономическая школа», 2010. - 234 с.
54. Сергеичева И.А. Эффективный способ стимулирования труда в образовательном учреждении высшего образования - 2015. - №1 (5). - С. 55¬60 с.