Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОУЧИНГ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Работа №73379

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы114
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
267
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОУЧИНГА КАК
ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Коучинг как вид профессиональной деятельности, инновационная
социальная технология и образовательная практика
1.2. Коучинг в теории и практике социальной работы
2. ПРИМЕНЕНИЕ КОУЧИНГ-ТЕХНООГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 39.04.02
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1. Контент-анализ профессиональных стандартов в области
социального обслуживания населения (код ПС 03)
2.2. Рабочая программа дисциплины «Коучинг в социальной работе» и
программа повышения квалификации «Коучинг. Управление человеческими ресурсами»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы исследования. В современном обществе стремительно меняются политические и экономические формы, внедряются технологические, социальные и управленческие инновации. Центр тяжести социальных технологий управления смещается от примитивного стимулирования к тщательно продуманной мотивации и внимательному отношению к неформальной структуре организации и личностям ее сотрудников.
Изменение природы менеджмента, качественное усложнение управления за счет повышения роли социальной составляющей ведет к необходимости все большей специализации, с одной стороны, и углубления профессионализма, с другой. Решая эти задачи, руководитель-практик вынужден обращаться за помощью к профессиональным внешним консультантам в различных областях, а также совершенствовать собственные управленческие подходы.
На Западе профессиональное консультирование на базе технологии коучинга известно в течение последних десятилетий и в настоящее время представляет собой сложившуюся систему, сформировавшуюся как междисциплинарное направление из методов активного наблюдения и слушания, вопросных технологий, проективных методик, нейролингвистического программирования, элементов глубинной психологии и психотерапии. В коучинге успешно применяются испытанные и современные методы менеджмента. Выработаны технологии взаимоотношения коуч- консультанта и клиентов, интенсивно развивается теория консалтинга в стиле коучинг.
В современной России происходит становление коучинга как теории и практики социальной технологии формирования поведения в организации и профессиональном сообществе, которое, естественно, сопровождается как успехами, так и неудачами.
Руководители многих российских организаций и компаний ощущают необходимость применения инновационных технологий именно сейчас.
Наиболее перспективным методом является коучинг, представляющий собой совокупность социальных технологий, направленных на оценку компетенций, выявление сильных и слабых сторон, усиление мотивации на достижение результата и повышение эффективности: отдельных сотрудников, как правило, руководителей высшего звена (индивидуальный коучинг или коуч- консультирование); структурных подразделений (групповой или командный коучинг); организаций в целом (организационный коучинг).
Внедрение технологии коучинга в практику социальной работы обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, коучинг активизирует внутренние силы человека. Как следствие, с одной стороны, придается более четкая направленность деятельности персонала организаций по оказанию качественных социальных услуг, с другой – активизируются ресурсы клиентов социальной работы. Усиливается информационная обеспеченность, скорость принятия управленческих решений и их качество.
Во-вторых, важной сферой приложения является разработка стратегий. Коучинг активизирует видение будущего, поэтому он должен выступать необходимым инструментом разработки и реализации стратегических решений организаций социальной сферы, в том числе путем внедрения социального проектирования.
В-третьих, связь между развитием персонала и достижением стратегических целей организации реализуется ее лидерами. С помощью коуч- технологий решается задача превращения менеджера в лидера, образование команд высокоинтеллектуальных единомышленников.
В-четвертых, для совершенствования внутренних ресурсов человеческого капитала коучинг располагает обширным арсеналом средств и приемов, что необходимо в работе с различными категориями клиентов, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
В-пятых, в личностном плане каждый человек стремится к гармонии своего внутреннего мира. Коучинг помогает человеку (как клиенту, так и сотруднику) находить способы самомобилизации и развития таланта для управления собственной жизнью, а также согласования личных целей с целями социальной организации.
В-шестых, коучинг учит человека учиться. Обучение становится системным, постоянно действующим процессом. Интеграция коучинга в систему обучения персонала организаций социальной сферы перспективна для развития профессиональных компетенций персонала. Организация социальной сферы, непрерывно овладевая новыми знаниями и умениями и используя их для решения возникающих проблем, становится самообучающейся организацией.
В-седьмых, накоплен положительный опыт зарубежных компаний по использованию коучинга для повышения результативности социальных услуг.
Таким образом, коучинг как инновационная технология социальной работы, направленная на активизацию потенциала как клиента, так и специалиста, на решение его задач на современном этапе становится актуальным и эффективным методом поддержки и развития человека.
Степень разработанности проблемы. Существенный вклад в развитие инновационных теорий внесли ученые: Д. Макриз, Г. Менш, М. Портер, Б. Твисс, Ф. Хайек, Р. Ханнингс, Е. Шлюклер, Й. Шумпетер и др. Проблемы активизации инновационной деятельности организаций, региона рассматривали такие ученые как Ю.П. Анисимов, A.M. Букреев, С.В. Валдайцев, В.П. Воронин, Ю.В. Журавлев, С.Д. Ильенкова, И.М. Подмолодина, Р.А. Фатхутдинов, А.И. Хорев и др.
Вопросы совершенствования системы обучения, в том числе социальных работников с применением инновационных методов и способов нашли отражение в трудах А. Голованова, Е. Горбунова, Т.О. Григорьевой, А. Еримбетова, В.А. Куклква, А. Маджуга, О. Мартыненко, Т.Р. Проценко, В.Ф. Самохина, И. Смирновой, В.Т. Чернолес и др.
Исходные положения методологии и методики исследования коучинга в качестве метода управления развитием организаций социальной сферы вытекают из трудов ученых, специализирующихся в области общего и стратегического менеджмента, прежде всего, работ И. Ансоффа, B.C. Виханского, А. Гиуса, С.Ю. Глазьева, Э.М. Короткова, Ж.-Ж. Ламбена, А.И. Наумова, А.А.Томпсона, Р.А. Фатхутдинова.
Вопросы практики и теории коучинга нашли отражение в трудах зарубежных и отечественных ученых У.Т.Голви, М.Дауни, Р.Дилтса, Д.Кир-патрика, Д.Клаттербака, М.Ландсберга, Э.Парслоу, С.А.Рогачева, О.А. Самольянова, А.В. Сорокоумова, Э. Стака, Ю. Ужакиной, Д. Харриса и др.
Последователями внедрения коуч-технологий в систему управления персоналом, в том числе организаций социальной сферы (Д. Флэкс, А.С. Огнев, В.Е. Максимов, А.Д. Савкин, М.А. Данилова, Е.В. Фролова и др.) были рассмотрены вопросы технологии воздействия на креативный и мотивационный потенциал сотрудников. Однако в рамках данного подхода не указаны условия необходимости и целесообразности внедрения коуч-технологий, отсутствует описание полного цикла внедрения коуч-технологий, технологии оценки качества услуг коучинга, базовых и оптимальных условий применения коуч- технологий, методологии оценки влияния внедрения коуч-технологий на уровень конкурентоспособности предприятия. Также ни в одном из источников не присутствует анализ и обоснование экономической эффективности внедрения коучинга, что является отрицательным фактором в убеждении руководителей применять данную технологию в целях обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Коучинг как метод социальной работы, направленный на активизацию потенциала клиента и решение его задач изучают Е.П.Бажанова, М.В.Кларин, М.В. Придатченко и др.
Объектом исследования является коучинг как инновационная социальная технология.
Предмет исследования: специфика коучинга в социальной работе.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику коучинга как инновационной технологии в социальной работе и предложить рекомендации, направленные на совершенствование подготовки обучающихся направления «Социальная работа» и специалистов социальной сферы к использованию коуч- технологий.
Задачи исследования:
• охарактеризовать коучинг как инновационную технологию;
• рассмотреть коучинг в теории и практике социальной работы;
• провести контент-анализ профессиональных стандартов в области социального обслуживания населения и разработать рабочую программу дисциплины «Коучинг в социальной работе» и программу повышения квалификации «Коучинг. Управление человеческими ресурсами».
Гипотеза исследования. В результате реализации рабочей программы дисциплины «Коучинг в социальной работе» у обучающихся по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа сформируются профессиональные компетенции, связанные с владением специальными инструментами коучинга. В результате реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Коучинг. Управление человеческими ресурсами» произойдет совершенствование компетенций руководителя организации социального обслуживания в области обеспечения деятельности организации социального обслуживания населения, оказания социальных услуг гражданам.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды ряда ученых по вопросам коуч-консультирования и коуч-менеджмента, а также по сопутствующим проблемам: А. Адлера, У. Бауманна, Г. Гарднера, Дж. Гилфорда, Т. Гэлви, М.А. Данилова, М. Иванцевича, Т.Дж. Леонарда, A.A. Лобанова, А. Маслоу, Э.Парслоу, М. Перре, В.П.Пугачева, К. Роджерса, С.А. Рогачева, А.Д. Савкина, Л. Терстона, Дж. Уитмора, Дж. Харрис и др.
Методологию исследования определяют подходы: системный (А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, В.П.Кузьмин, А.И.Ракитин, В.Н.Садовский, А.И.Уемов, Б.Г.Юдин, Э.Г.Юдин, Г.П.Щедровицкий и др.); деятельностный (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий и др.); компетентностный (И.А. Зимняя, А.Н. Дорофеев, В.М. Монахов, В.А. Сластенин, Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов, A.B. Хуторской, Дж. Равен, Н. Хомский и др.); диалогический (М.М. Бахтин, A.B. Брушлинский, М. Бубер, И.А. Зимняя, Н.Б. Крылова, A.A. Леонтьев, C.Л. Франкл и др.);
рефлексивный (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Т.И. Шамова, Г.П. Щедровицкий и др.).
Теоретическую основу исследования составили: теория философии образования (Б.С. Гершунский, Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова, В.Д. Шадриков и др.); концепция развития и становления личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д.И. Фельдштейн и др.); общая теория профессиональной культуры, профессионализма, профессиональной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, A.A. Бодалев, В.И. Деркач, Е.М. Иванова, И.Ф. Исаев, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин и др.); теория и методика профессиональной подготовки социального работника (В.Г. Бочарова, Ю.В. Василькова, Г.А. Воронина, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, Н.В. Гарашкина, С.И. Григорьев, Т.П. Дьячек, В.И. Загвязинский, В.И. Жуков, Г.М. Коджаспирова, P.M. Куличенко, В.А. Сластенин, В.А. Фокин, Е.И. Холостова и др.); теория коммуникативных технологий и культуры профессионального общения (В.П. Беспалько, Н.И.Вьюнова, А.Б.Дробович, Е.Н. Ильин, В.А. Кан-Калик, Е.А. Леванова, М.М.Левина, А.С.Макаренко, Э.Ш. Натанзон, А.Я. Савельев, С.А.Смирнова, Ф.А. Фрадкин, Н.Е. Щуркова и др.).
При работе над магистерской диссертацией использовались следующие методы исследования:
• теоретический анализ литературы по теме исследования (позволил раскрыть специфику коучинга как инновационной технологии социальной работы). В исследовании применяются теоретические методы сравнительного, структурно-функционального, системного анализа.
• анализ результатов вторичных социологических исследований (позволил изучить особенности коучинга как инновационной технологии в практике обучения магистров социальной работы);
• методы эмпирического исследования: интервьюирование, контент- анализ, обработка и анализ результатов социального исследования;
• статистические (математические) методы обработки результатов исследования.
Эмпирическая база исследования.
1. Нормативно-правовые акты федерального уровня: приказ Минобразования «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа», профессиональные стандарты (ПС 03) в области социального обслуживания населения;
2. Статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области.
3. Материалы проведенного автором диссертационной работы социологического исследования «Изучение профессиональных стандартов в области социального обслуживания населения» (2018 г.). Исследование проводилось посредством интервьюирования экспертов (n=8), контент-анализа профессиональных стандартов в области социального обслуживания населения.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании возможностей применения коуч-технологий в практике работы специалистов социальной сферы и в системе их профессиональной подготовки и повышения квалификации; в разработке рабочей программы дисциплины
«Коучинг в социальной работе» для направления подготовки 39.04.02 Социальная работа (Магистерская программа Психосоциальная работа в системе социальной защиты населения) и дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Коучинг. Управление человеческими ресурсами».
Положение, выносимое на защиту. Рабочая программа дисциплины «Коучинг в социальной работе» разработана для направления подготовки Социальная работа (Магистерская программа Психосоциальная работа в системе социальной защиты населения).
Планируемым результатом освоения образовательной программы «Коучинг в социальной работе» являются способность к разработке и реализации социальных программ и проектов, направленных на решение актуальных проблем жизнедеятельности индивида, группы и общества и способностью к проектированию инновационных технологий в социальной сфере.
Целью реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Коучинг. Управление человеческими ресурсами» является совершенствование компетенций руководителя организации социального обслуживания в области обеспечения деятельности организации социального обслуживания населения, оказания социальных услуг гражданам.
Слушатель, освоивший программу, будет обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя: способность к взаимодействию с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями; к обеспечению развития организации социального обслуживания; владение практическими навыками применения современных методов организации социального обслуживания населения, включая международный опыт; владение специальными инструментами коучинга; умение осуществлять консультирование клиентов в рамках компетенции организации в доступной форме, предотвращать возможные конфликтные ситуации; формировать и развивать эффективные рабочие команды; знание основ управления персоналом организации; представление о роли руководителя и его влиянии на эффективное управление человеческими ресурсами
Научно-практическая значимость работы заключается в изучении, анализе, обобщении и систематизации теоретических положений и выводов о коучинге как инновационной технологии. Представленный анализ позволяет углубить представления о коуч-технологиях в теории и практике социальной работы. Практическое значение исследования состоит в выработке конкретных рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса в подготовке магистров направления 39.04.02 Социальная работа и слушателей курсов повышения квалификации для руководителей организаций, осуществляющих социальное обслуживание, профессиональных психологов и специалистов по социальной работе. Разработаны РПД «Коучинг в социальной работе» и программа повышения квалификации «Коучинг. Управление человеческими ресурсами»
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы на базе социально-теологического факультета имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) НИУ «БелГУ» в ходе прохождения преддипломной практики (апрель 2018г.).
Основные положения и выводы исследования отражены в докладах на следующих научных и научно-практических конференциях: VIII Международная научно-практическая конференция «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 30 ноября – 1 декабря 2016 г.); IX Международной научно- практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 27-28 ноября 2017г.).
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 65 наименований. Содержание диссертационной работы изложено на 134 страницах и включает 3 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Импульсом к становлению и развитию коучинга как вида профессиональной деятельности стали потребности и запросы современного человека и современного общества. Коучинг выступает в качестве средства преобразования опыта человека в ситуациях, которые возникают в моменты переломов, кризисов как индивидуального жизненного, так и профессионального пути.
Коучинг является самым лучшим инструментом повышения эффективности человеческого ресурса посредством раскрытия его потенциала.
Коучинг – это метод раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Он направлен на соответствующие социальные группы и организационные системы. Коучинг представляет собой совокупность социальных технологий, направленных на оценку компетенций, выявление сильных и слабых сторон, усиление мотивации на достижение результата и повышение эффективности»
В проекте российского профессионального стандарта коучинг определяется как «организация самостоятельной деятельности взрослых по развитию и мобилизации внутренних ресурсов в контексте решения жизненных, профессиональных и деловых задач».
Коуч помогает клиенту коучинга определить области и цели его развития, выстраивает программу коучинга, затрагивающую главные области развития; помогает проверить цели и задачи на органичность миру личности, реалистичность, расставить приоритеты, чѐтко сформулировать цели и измеримые показатели их достижения для всей программы (цикла сессий) и каждой сессии; помогает разработать план достижения измеримых, конкретных результатов, сроки их достижения; отслеживает продвижение клиента коучинга в направлении поставленных целей, помогая при необходимости уточнять, углублять и переформулировать цели в ходе сессии; в диалоге с клиентом вносит в программу коучинга изменения, необходимые по мере изменении ситуации.
Характерная черта профессии «Коуч»: еѐ направленность на развитие человеческого потенциала, ценностные основания. К числу ключевых ценностей относятся: осознанность; активная жизненная позиция (в решении личных, профессиональных и деловых задач); ответственность; рефлексивность и осмысленность деятельности человека (клиента коучинга); субъект- субъектный, диалоговый, недирективный характер коучингового взаимодействия.
Коучинг представляет собой отдельную технологию развития со своей собственной философией, методиками и правилами. Он возник на основе целого ряда развивающих технологий, как бы впитав все их достоинства, и именно поэтому его адекватное применение дает новое качество деятельности, не доступное другим технологиям. Таким образом, коучинг является инновационной социально-управленческой технологией, сфокусированной на личности каждого отдельного сотрудника или клиента и направленной на непрерывное развитие и совершенствование необходимых навыков.
Основной целью и ценностью коучинга является самореализация клиента, в частности, достижение конкретных результатов, соответствующих ключевым ценностям клиента. Специфическая ценность и цель психотерапии – это смысл.
Основная задача коуча в социальной работе состоит в поддержке клиента в его саморазвитии и продвижении. Коуч не ставит диагнозов и не дает советов, он задает клиенту вопросы о его желаниях, их взаимосвязи с его ценностями и долгосрочными целями. Продуманная, грамотно сформулированная цель имеет больше шансов на достижение, чем облачное желание.
Коучинг исходит из того, что единственным и лучшим экспертом в своей жизни является сам человек. В процессе коучинга клиент при поддержке коуча исследует свою индивидуальную ситуацию, осознает свои сильные стороны, осуществляет ревизию доступных ресурсов.
Коучинг считается универсальным методом в достижении целей и решении разного рода проблем в любых отраслях человеческой жизни: бизнесе, образовании, физическом здоровье, карьере, межличностных отношениях, семье и др. Коучинг как социальная технология позволяет формировать социальные реакции индивидов посредством специализации активности. Использование технологии коучинга в социальной работе позволяет структурировать процесс достижения наилучших результатов. Технология коучинга обеспечивает долгосрочность достигаемых личностных преимуществ, адаптируя индивида к высокой эффективности.
В социальной работе коуч-метод используется таким образом, что на каждой встрече, тренинге клиент выбирает предмет разговора, коуч слушает и вносит свою лепту в виде проясняющих замечаний, эффективных вопросов, предоставлением обратной связи. Такое взаимодействие проясняет ситуацию и побуждает клиента действовать. Коучинг ускоряет процесс самосовершенствования клиента, открывая перед ним более широкий выбор. Коучинг фокусирует внимание на том, где клиент хочет оказаться, в какой точке он находится в данный момент и что он готов сделать, чтобы попасть туда, где он хочет быть завтра. Все используемые в коучинге методы направлены, главным образом, на то, чтобы сосредоточить внимание человека на целенаправленном действии и побудить его совершить это действие, получив от этого удовольствие. Основной отличительной особенностью коучинга является то, что коуч помогает человеку найти собственное решение, а не решает проблему за него.
Нами проведен контент-анализ профессиональных стандартов в области социального обслуживания населения (код ПС 03) по критериям (определены нами), в наибольшей мере соответствующим теме исследования: название, основная цель вида профессиональной деятельности, отнесение к видам экономической деятельности, описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
Таким образом, из 15 профессиональных стандартов в области социального обслуживания нами определены 3, которые, по нашему мнению наиболее соответствуют заявленной теме исследования: профессиональный стандарт:
Специалист по социальной работе, профессиональный стандарт: 03.003 Руководитель организации социального обслуживания, профессиональный стандарт: Психолог в социальной сфере (проект).
В качестве рекомендаций по совершенствованию системы обучения и повышения квалификации социальных работников с применением технологий коучинга нами разработаны программы: Рабочая программа дисциплины «Коучинг в социальной работе» и программа повышения квалификации «Коучинг. Управление человеческими ресурсами».
Рабочая программа дисциплины «Коучинг в социальной работе» разработана для направления подготовки 39.04.02 Социальная работа (Магистерская программа Психосоциальная работа в системе социальной защиты населения).
Планируемым результатом освоения образовательной программы «Коучинг в социальной работе» являются способность к разработке и реализации социальных программ и проектов, направленных на решение актуальных проблем жизнедеятельности индивида, группы и общества (ПК-9) и способностью к проектированию инновационных технологий в социальной сфере (ПСК-1).
Цель реализации дополнительной профессиональной программы «Коучинг. Управление человеческими ресурсами» является совершенствование компетенций руководителя организации социального обслуживания в области обеспечения деятельности организации социального обслуживания населения, оказания социальных услуг гражданам.
Слушатель, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность: к взаимодействию с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями; к обеспечению развития организации социального обслуживания.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ