Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технология коучинга в школьном бизнес-образовании

Работа №88641

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2022
Стоимость4845 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы использования коуч-технологий в школьном бизнес-образовании 10
1.1 Проблема бизнес-образования в современных педагогических
исследованиях 10
1.2 Коучинг как инновационная образовательная технология 22
1.3 Технология коучинга как средство повышения эффективности бизнес-
образования в современной школе 32
Выводы по первой главе 43
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по использованию технологии коучинга в школьном бизнес-образовании 45
2.1 Результаты эмпирического исследования развития обучающихся
в системе школьного бизнес-образования 45
2.2 Опыт использования технологии коучинга в бизнес-образовании
современной школы 57
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 70
Выводы по второй главе 79
Заключение 80
Список использованной литературы 81
Приложения

Актуальность исследования обусловлена тем, что технология коучинга как система развивающего взаимодействия, апробированная на практике, позволяет воплотить идею личностно-ориентированного обучения, которая официально заявлена в стандартах образования. Становятся важны не только количество знаний, накопленных за время обучения, но и личность человека. Глобальные изменения, происходящие в современном мире, требуют мотивации на стратегию социального успеха всех участников рыночных отношений. Современное бизнес-образование должно готовить социально-активных людей с креативным мышлением, ориентированных на стратегию социального и экономического успеха в жизни.
Работа направлена на выявление возможности применения технологии коучинга в сфере школьного бизнес-образования. Основные результаты исследования состоят в том, что коучинг в сфере образования, в целом, является инновационной технологией, способной направлять внутренние ресурсы преподавателя и обучающегося для достижения желаемого результата. В основе его популярности лежит осознание того, что люди, как правило, используют очень малую часть своих безграничных возможностей.
В последние десятилетия интенсивно развиваются идеи личностно-ориентированного обучения, в том числе они официально заявлены в стандартах образования большого количества стран.
Реорганизация и модернизация коснулась и сферы бизнес-образования: новые участники; мощное ценовое давление на традиционных поставщиков услуг; новые организационные формы реализации услуг бизнес-образования; появление новых образовательных технологий, оспаривающих старые методы, ведь куда важнее становится не текущее владение специальными навыками, а способность этим навыкам переучиваться по мере необходимости, в короткие сроки проявлять вновь обретенные способности в деятельности. Такие компетенции обеспечиваются уже не профессиональными знаниями и умениями, а глубинными личностными качествами человека. Другими словами, чтобы освоить эти компетенции, человеку важно изменяться внутренне: на уровне восприятия, отношения к ситуации, эмоций, мысли, мировоззрения в текущей ситуации. Инструмент, который помогает меняться внутри, а потом осваивать технологию на уровне действий - это коучинг.
Сложившаяся в науке и практике ситуация привела к возникновению противоречий между:
- потребностью общества в повышении эффективности бизнес- образования в современной школе и слабым учетом его специфики при выборе адекватных педагогических средств успешного осуществления, важнейшим из которых выступает коучинг-технология;
- необходимостью использовать коучинг-технологии в бизнес- образовании и недостаточной изученностью ее педагогических возможностей;
- имеющимися педагогическими возможностями коучинг-технологий в повышении эффективности бизнес-образования и слабой разработанностью психолого-педагогических условий их успешного использования.
Совокупность противоречий определила проблему исследования: каким образом обеспечить успешное использование коучинг-технологий в повышении эффективности бизнес образования?
Актуальность данной проблемы, ее научно-педагогическая значимость и недостаточная разработанность в педагогической теории и практике определили выбор темы исследования: "Технология коучинга в бизнес- образовании".
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и реализовать психолого-педагогические условия успешного использования коучинг- технологий в бизнес-образовании современной школы.
Объект исследования - бизнес-образование современной школы.
Предмет исследования - использование коучинг-технологий в бизнес- образовании современной школы.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование коучинг-технологий в бизнес-образовании будет успешным, если:
- определена специфика бизнес-образования в современной школе;
- раскрыты педагогические возможности коучинг-технологий в повышении эффективности бизнес-образования;
- выявлены и реализованы психолого-педагогические условия успешного использования коучинг-технологий в бизнес-образовании;
- создана критериально-оценочная база исследования.
Задачи исследования:
- на основе анализа научной литературы определить специфику бизнес - образования в современной школе;
- раскрыть педагогические возможности коучинг-технологий в повышении эффективности бизнес-образования;
- выявить, теоретически обосновать и реализовать психолого-педагогические условия успешного использования коучинг-технологий в бизнес-образовании;
- разработать критерии и показатели для измерения успешного использования коучинг-технологий в бизнес-образовании.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- идеи системного подхода (И,В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдини др.), субъектно-деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин и др.), личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);
- концепции диалога в образовании (М.М. Бахтин, С.В. Белова, В.С. Библер, С.Ю. Курганов и др.), самопознания и саморазвития личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.);
- теории бизнес-бразования (А.Г. Грязнова, А.Л. Денисова, Л.И. Евенко, А.М. Зобова, В.Л. Попов, О.М. Чащина и др.), педагогической поддержка в образовательном процессе ( Е.А. Александрова, Е.В. Михеева, А.И. Ноев, О.А. Трофимова, Ю.А. Федорова и др.);
- исследования, посвященные проблемам использования инновационных образовательных технологий (А.А. Вербицкий, М.И. Махмутов, Г.К. Селевко, И. Унт, В.Д. Шадриков и др.).
Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования (анкетирование, беседы, наблюдение, эксперимент в его констатирующей, формирующей и контрольной функциях); метода математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования.
Исследование проводилось на базе Коммунального государственного учреждения «Средняя школа № 10» отдела образования по г. Риддеру
Управления образования Восточно-Казахстанской области. В эксперименте приняли участие 33 учащихся 11-х классов, сформированы экспериментальная и контрольная группы.
На первом этапе (2020-2021 гг.) осуществлялись изучение и анализ научной литературы по теме исследования. Разрабатывался его методологический аппарат, программа опытно-экспериментальной работы, выступление на областных педагогических чтениях с тематикой работы;
На втором этапе (2021- 2022 гг.) проводился констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, осуществлялась апробация выявленных и теоретически обоснованных психолого-педагогических условий. Проведены эмпирические исследования обучающихся, которые показали, что уровень развития предпринимательских способностей старшеклассников, впервые начинающих изучать основы предпринимательства, преимущественно низкий и средний. На этапе формирующего эксперимента была использована программа предмета «Основы предпринимательства и бизнеса», которая реализовывалась в процессе учебной и внеклассной работ с включением технологии коучинга в экспериментальной группе. Констатирующее обследование школьников выявило, что применение технологии коучинга в экспериментальной группе показало свою эффективность, как в работе с классом, так и во внеклассной работе, основанной на личных интересах детей.
На третьем этапе (2022 г.) были подвергнуты анализу и обобщению полученные результаты исследования, формулировались выводы, осуществлялось оформление результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что
- определены педагогические возможности коучинг-технологий;
- доказана эффективность использования коучинг-технологий в бизнес- образовании современной школы;
- выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия успешного использования коучинг-технологий в бизнес-образовании;
- создана критериально-оценочная база исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
- уточнено понятие "коучинг-технологии в бизнес-образовании";
- расширены представления о способах достижения эффективности бизнес-образования за счет использования коучинг-технологий;
- предложенные психолого-педагогические условия обогащают теоретические основы использования коучинг-технологий.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
- созданы и апробированы диагностические методики, с помощью которых выявляется уровень успешности использования коучинг-технологий в бизнес- образовании;
- разработаны и внедрены в образовательный процесс методические рекомендации, позволяющие успешно использовать коучинг-технологии в бизнес-образовании.
Основные положения, выносимые на защиту:
- эффективность бизнес-образования в общеобразовательной школе в современных условиях детерминирована рядом факторов, одним из которых выступает использование инновационных образовательных технологий, в том числе и технологии коучинга;
- коучинг как инновационная образовательная технология обладает
рядом педагогических возможностей в повышении эффективности бизнес- образования: у обучающихся возникает внутренняя мотивация к осуществлению предпринимательской деятельности, формируются умения целеполагания, развиваются прогностичность, гибкость мышления, адаптивность к изменениям и потребность в создании инноваций, рефлексивные способности и др.;
- успешное использование коучинг-технологий обеспечивается реализацией в образовательном процессе ряда психолого-педагогических условий, в качестве которых выступают: обеспечение субъектной позиции студента; учет индивидуальных особенностей обучающихся; создание диалоговой образовательной среды; отношения сотрудничества между участниками образовательного процесса.
Работа состоит из введения, 2 глав, теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.
В 1 главе рассматриваются теоретические основы использования коуч- технологий в школьном бизнес-образовании, включающие вопросы:
1.1. Проблема бизнес-образования в современных педагогических исследованиях;
1.2. Коучинг как инновационная образовательная технология;
1.3. Технология коучинга как средство повышения эффективности бизнес- образования в современной школе.
Во 2 главе рассмотрена опытно-экспериментальная работа по использованию технологии коучинга в школьном бизнес-образовании:
2.1. Результаты эмпирического исследования развития обучающихся в системе школьного бизнес-образования;
2.2. Опыт использования технологии коучинга в бизнес образовании современной школы;
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Выявлена положительная динамика развития предпринимательских способностей обучающихся. Повысился уровень сформированности предпринимательских способностей: владение основными коммуникативными способностями представления своей точки зрения в диалоге, публичном выступлении, использование ресурсов коммуникации для решения поставленных задач; готовности к использованию информационных ресурсов - способности структурировать имеющуюся информацию и использовать ее при планировании и реализации своей деятельности; готовности к применению методов проектирования в практической жизни - умение самостоятельно выявлять проблему, находить пути и средства ее решения, формулировать цели, задачи и способность публично представлять результаты и оценивать характер достигнутого продвижения; готовность к самоорганизации своей деятельности - способности оценивать необходимость информации для планирования и осуществления своей деятельности, самостоятельно осваивать способы решения поставленной задачи; способности осуществлять контроль над собой в неординарной ситуации и эффективно управлять этой ситуацией

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В диссертации показана значимость применения технологии коучинга, как инновационной образовательной технологии в бизнес-образования современной школы, являющейся фактором интеграции молодежи в социум. Проанализированы проблемы бизнес-образования в современных педагогических исследованиях. Уточнено и обосновано понятие коучинга, как инновационной образовательной технологии, определены возможности использования технологии коучинга как средство повышения эффективности бизнес-образования в современной школе. Исследованы качества школьников, важные для личности потенциальных предпринимателей; по критериям и показателям личностной готовности школьников к предпринимательской деятельности определены уровни показателей. Учет современных концепций и подходов к моделированию и структуированию содержания бизнес- образования в современной школе с использование коучинг-технологий на уровне учебного предмета «Основы предпринимательства и бизнеса» позволил выявить методологические, концептуальные, теоретические, дидактические и практические основы и возможности работы педагогов по подготовке школьников к бизнес деятельности.
В ходе опытно-экспериментальной работы изучены и апробированы возможности использования коучинг-технологии в бизнес-образовании, выявлены условия и факторы ее успешности в реальной социоэкономической действительности.
Перспективы и целесообразность дальнейшего исследования применения технологии коучинга в повышении эффективности бизнес- образования современной школы мы связываем с изучением возможностей обучения педагогических коллективов инновационным педагогическим технологиям, в частности технологии коучинга, поскольку современное бизнес- образование должно готовить социально-активных людей с креативным мышлением, ориентированных на стратегию социального и экономического успеха в жизни.



1. Актуальность изучения основ предпринимательства в средней
школе. Режим
доступа: https://studbooks.net/1899434/pedagogika/aktualnost_izucheniya_osnov_pr edprinimatelstva_sredney_shkole (дата обращения: 11.03.2022)
2. Боровитина Н. М. Значение экономического образования школьников для формирования экономической культуры общества. Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.1.
3. Булганина С.В. Использование активных методов обучения маркетингу при подготовке бакалавров менеджмента. Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 161-164.
4. Владыка М.В. Формирование основ экономической культуры старшеклассников: Дис. ...канд. пед. наук. Белгород, 2015.
5. Гебеков Г.Х. Экономические знания и экономическое воспитание школьников. Махачкала : Даучпедгиз, 2013. 282 с.
6. Гладышева С.Н. Методическая разработка по экономическому воспитанию учащихся в процессе внеклассной работы. М.: Инфра-М, 2014. 168 с.
7. Гордиенко Н.Г. Экономическое образование учащихся основной общеобразовательной школы. М.: Логос, 2014. 204с.
8. Денисенко, И.Р. Экономическое образование и воспитание учащихся 4-10 (5-11). М.: Академия, 2014. 161 с.
9. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики : сб. науч. тр./Ин-т образования взрослых Рос.акад. образования ; под ред. М.Н. Скаткина. М.: Академия, 2013. 319с.
10. Евсеенко Ф. П. Экономическое воспитание как средство формирования у школьников потребности в труде // Экономическое воспитание и профориентация в школе. Смоленск : Русь, 2014. С. 21-28.
11. Егоров Е.Е. Переход к новым принципам управления образовательной организацией В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно - практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 70-72.
12. Епишева О.Б. Что такое педагогическая технология // Школьные технологии. 2004. №1. - С. 31-36.
13. Зарецкая И. Взаимосвязь экономического и нравственного воспитания школьников // Школа. 2013. № 4. С. 34-52.
14. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск, 2015. 114 с.
15. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник
практической психологии образования. - 2004. - №1. - С. 46-49.
16. Игры обучение, тренинг, досуг / Сост. композиции игр Е.Г. Розанова; под ред. В.В. Петрусинского. М.:Владос, 2014. 363 с.
17. Игры и развлечения: Игры. Викторины. Головоломки. Задачи. Кроссворды. Ребусы. Считалки. Загадки / сост. Л.М. Фирсова. М.: ЭКО, 2013.245с.
18. Инновационные ресурсы в социально-экономической подготовке
школьников. Режим доступа:
http://ecschool.hse.ru/data/2011/04/21/1210930261/12_2009_3-4.pdf (дата
обращения: 13.03.2022).
19. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Флинта, 2014. 192 с.
20. Китов А.И. Экономическая психология. М.: Экономика, 2014. 303 с.
21. Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей. М.: Вита Пресс,
2014. 208 с.
22. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Коучинг как инновационная
образовательная технология // Образовательные ресурсы и технологии. - 2019. -С. 27-32 // Режим обращения: https://cyberleninka.ru/article/n/kouching-kak-
innovatsionnayaobrazovatelnaya-tehnologiya (дата обращения: 24.02.2022).
23. Костяева Н.А., Кузнецова Е.В., Белово Г.Г. Педагогическая мастерская.Все для учителя // Основа. - № 9. - 2015. - С. 19-22.
24. Краткий экономический словарь / под ред. Ю.А. Белика. М.: Академия, 2014. 397 с.
25. Кулемина Е.В. Коучинг - эффективная технология психолого-педагогического сопровождения учащихся // Психология учебной и профессиональной деятельности. - Новосибирск: Академиздат. - 2018. - С. 34¬38.
26. Лебедева Т.Е., Субботин Д.В. Развитие персонала в «обучающейся организации». Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации (23-24 апреля 2014) НГПУ им. К.Минина: Н.Новгород, НГПУ им.К.Минина, 2014. С. 102-103.
27. Максакова В.И. Экономическая культура личности. М.: Юнити, 2013. С. 99-104.
28. Матюша И. К. Связь трудового и экономического воспитания // Педагогика. 2013. № 9. С. 32-36.
29. Мельничук И.А. Экономическое воспитание школьников в процессе учебной и внеклассной работы. Минск, 2013. 183 с.
30. Методика обучения курсу 'Основы предпринимательства'
Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=788871#text(дата обращения: 10.04.2022)
31. Михалкович Н.В. Формирование экономического мышления старшеклассников в процессе учебного и производительного труда. Минск, 2013. 192 с.
32. Моисеева Л.В. Дидактические игры в экологическом образовании периода детства: учеб.пособие для студентов педвузов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-т., 2013. 266 с.
33. Никулина Н.Н., Березина С.В., Ушаков И.И. Сущность и роль коучинга в образовании и воспитании // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3
34. Нисимчук А.С. Педагогические основы экономического воспитания учащихся в сельской общеобразовательной школе. Киев:Мова, 2015.169 с.
35. Нисимчук А.С. Экономическое воспитание в сельской школе: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Академия, 2013. 206 с.
36. Нуритдинова Н.А. Педагогические условия экономического воспитания подростков сельских школ во внеурочной деятельности. Челябинск: Урал-Лтд, 2014. 187 с.
37. О некоторых особенностях формирования предпринимательской культуры старшеклассников. Режим доступа: https://docplayer.com/214536362- O-nekotoryh-osobennostyah-formirovaniya-predprinimatelskoy-kultury- starsheklassnikov.html(дата обращения 13.03.2022)
38. Основы экономики. Режим доступа:
http://basic.economicus.ru/index.php?file=2(дата обращения: 21.04.2022).
39. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. -СПб.: Питер, 2003. - 204 с.
40. Применение технологии коучинга в школьном образовании. Режим
доступа: https://mgpu-media.ru/issues/issue-31/psycho-pedagogical-
science/implementing-coaching.html?showall=1&limitstart= (дата обращения: 21.05.2022).
41. Пырков В.Е. Коучинговый подход в обучении старшеклассников
как технология реализации современного образования. Режим доступа: https: //nsportal. ru/shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/library/2021/05/17/statya-kouchingovyy-podhod-v-obuchenii (дата
обращения: 01.04.2022)
42. Типовая учебная программа по учебному предмету "Основы предпринимательства и бизнеса" для 10-11 классов уровня общего среднего образования (общественно-гуманитарное направление, естественно¬математическое направление). Приложение 33 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 марта 2019 года № 105.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО.
44. Технология коучинга в образовании и бизнесе. Сходства и различия. Режим доступа: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/160339(дата обращения 13.03.2022)
45. Шевченко С.М., Лебедева Т.Е. Повышение качества подготовки специалиста. Профессиональное образование: М Столица. 2009. № 12. С. 30.
46. Экономическое образование в школе как средство, обеспечивающее успешную адаптацию обучающихся к развитию социально-экономических отношений в России. / Журнал Современные проблемы науки и образования. -
2015. - № 5 Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21484(дата обращения: 11.04.2022)
47. Яновская, М. Г. Эмоциональный фактор в процессе формирования интеллигентности будущего специалиста Текст. / М. Г. Яновская. — Киров: Изд-во ВятГТУ, 2008 79 с.
48. Kristiansen J.G. Coaching i skolen - personlig veiledning (Коучинг в школах -личный гид). - Pedlex, 2005. - 60 sider.
49. Kristiansen J.G. Profesjonelle dialoger. Coaching og relasjonskompetanse i skolen (Профессиональные диалоги - Коучинг и построение отношений в школе). Universitetsforlaget, 2008. 182 sider.
50. Parsloe, E. Coaching, Mentoring and Assessing Text. / E. Parsloe. — L.: Kogan Page, 1992. 178 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ