ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЯМИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 11
1.1. Понятие земель сельскохозяйственного назначения 11
1.2. Правовое обеспечение управления землями сельскохозяйственного
назначения 15
1.3. Структура государственных органов власти при управлении землями
сельскохозяйственного назначения 20
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 25
2.1. Структура земель сельскохозяйственного назначения Белгородской
области по угодьям 25
2.2. Распределение земель сельскохозяйственного назначения по формам
собственности 29
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ЗЕМЛЯМИ И ЕЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 38
3.1. Современная система управления сельскохозяйственными землями на
территории Белгородской области 38
3.2. Анализ управления землями сельскохозяйственного назначения 42
3.3. Совершенствование системы управления землями
сельскохозяйственного назначения на территории Белгородской области 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Экономически развитые страны в управлении земельными ресурсами, их использовании отдают приоритет землям сельскохозяйственного назначения, среди которых главное место занимают сельскохозяйственные угодья. Это объясняется тем, что эти земли служат пространственным базисом для жизни и основным источником продовольствия для постоянно растущего населения. Рациональное и эффективное их использование обеспечивает продовольственную безопасность, занятость и поддержание традиционного уклада жизни сельского населения, создает условия для стабильного развития и повышения устойчивости сельской экономики [27]. В своем ежегодном послании Федеральному собранию в 2015 г. Президент РФ Путин В.В. отметил необходимость повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и достижения к 2020 г не только полного обеспечения внутреннего рынка своим продовольствием, но и переход в разряд крупнейших мировых поставщиков здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания [33]. Решение этих важных стратегических задач должно строится на эффективной системе управления землями сельскохозяйственного назначения и
агропромышленным комплексом в целом.
Объектом исследования выступает система управления землями сельскохозяйственного назначения.
Предмет - процессы организации использования земель сельскохозяйственного назначения.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и совершенствование системы управления землями сельскохозяйственного назначения (на примере Белгородской области).
Достижению поставленной цели подчинены следующие задачи
исследования:
- изучить основы управления землями сельскохозяйственного назначения;
- дать характеристику земель сельскохозяйственного назначения на территории Белгородской области;
- проанализировать сложившуюся систему управления землями сельскохозяйственного назначения на территории Белгородской области;
- предложить мероприятия по совершенствованию системы управления землями сельскохозяйственного назначения на территории Белгородской области.
При написании работы были использованы общенаучные методы: - сравнительный, статистический, аналитический.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В заключение следует отметить, что эффективное управление земельными ресурсами является необходимой составляющей государственной региональной политики. Основные ее направления должны основываться на дифференцированном подходе к регулированию земельных отношений [40].
В ст. 77 Земельного кодекса РФ дано определение и правовые признаки земель сельскохозяйственного назначения: «землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей» [1111Б 3].
Принятие Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ |1111Б 3] (далее - ЗК РФ) и федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [НПБ 16], а также подзаконных актов к ним сформировало систему современного правового регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения . В настоящее время основными задачами продолжающейся земельной реформы являются: оформление гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, их эффективное и рациональное использование по целевому назначению, а также обеспечение оборота земельных участков указанной категории.
Важной особенностью земель сельскохозяйственного назначения - наличие земельных долей, образованных в результате распада колхозов и совхозов. Эти земельные доли стали препятствием для оборота земель из-за отсутствия законодательной базы до введения [11Б 16] в до 2002 г. В связи с чем образовались невостребованные доли и вымороченные земли. 1а территории Белгородской области для урегулирования этих вопросов создан «Белгородский земельный фонд», который совместно с Фондом государственного имущества, Департаментом имущественных и земельных отношений, а также органами муниципальной власти осуществляет распоряжение землями сельскохозяйственного назначения.
Важным при управлении землями сельскохозяйственного назначения является возможность их изъятия при недобросовестном использовании или неиспользовании земель, а также при существенном снижении их плодородия.
При управлении землями сельскохозяйственного назначения участвуют все уровни власти РФ: федеральная, государственная субъектов РФ, муниципальная. Взаимоотношения центра и региона связаны с разделением предметов ведения и делегирования полномочий. Целью федерального управления является эффективное использование земель на основе формирования земельных отношений. Часть полномочий по регулированию земельных отношений, распоряжению земель, земельному контролю, косвенным методам регулирования (установления ставок земельных платежей) переданы государственным органам власти субъектов РФ.
Г оворя об управлении землями сельскохозяйственного назначения надо иметь в виду, что оно неразрывно связано с развитием АПК в целом, поэтому необходимо рассматривать не только структуры, непосредственно участвующие в управлении землями, но и вырабатывающие стратегию развития агропромышленного комплекса в целом.
На территории Белгородской области земли сельскохозяйственного назначения занимают 77 % от общей площади (2094,8 тыс. га).
В составе земель сельскохозяйственного назначения преобладают сельскохозяйственные угодья, площадь которых составляет 1900,0 тыс. га (90,7 %). Также значительные площади сельхозугодий расположены на землях населенных пунктов - 223,1 тыс. га (в основном сельских населенных пунктов), что составляет 10,4 % от общей площади этой категории. В структуре сельскохозяйственных угодий пашня занимает 1647,4 тыс. га. Природные кормовые угодья - 455,4 тыс. га Многолетние насаждения составляют 33,9 тыс. га.
Площадь земель, находящихся в собственности граждан и их объединений, составляет 913,8 тыс. га, в собственности юридических лиц -
333,4 тыс. га. Площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности - 1466,2 тыс. га.
Система управления землями сельскохозяйственного назначения субъекта РФ складывается из органов федеральной власти, регламентирующих нормативно-правовое регулирование и управляющее землями, находящимися в федеральной собственности, а так же их подведомственными структурами: Управление Россельхознадзора по
Белгородской области, Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Белгородской области; ФГБУ «Центр агрохимической службы «Белгородский».
В системе органов государственной власти Белгородской области функции по управлению землями сельскохозяйственного назначения выполняют Губернатор Белгородской области, Департамент имущественных и земельных отношений, Департамент агропромышленного комплекса и иные департаменты, участвующие в косвенном управлении: обеспечивающие финансовые вопросы, научное сопровождение и пр.
Наличие земель в собственности Белгородской области дает возможность более эффективно экологически и экономически использовать эти земли. Так в 2015 г. сумма арендных платежей за землю, находящихся в государственной собственности составила 453 838 тыс. руб., еще 12 781 тыс. руб. поступило в областной бюджет от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности области, что составляет лишь 0,73 % от общих доходов в области, поэтому непременно необходимо повышать цену за аренду земельных участков и продолжать работу «Белгородского земельного фонда» по совершенствованию своей работы.
Выделение земельных долей в натуре и создание малых форм хозяйствования привели к появлению чересполосицы, дальноземелья, расчленению пахотных массивов на мелкие участки, размещение границ участков не по естественным рубежам и с отклонением от горизонталей. Поэтому необходимо перераспределение земель и проведение территориального (межхозяйственного) землеустройства. Для этого необходимо в закон «О землеустройстве» внести положении о территориальном землеустройстве и разработать порядок перераспределения земель между частными собственниками и государственными и муниципальными землями.
Анализ публичной кадастровой карты показал, что лишь 20-30 % земель сельскохозяйственного назначения имеют категорию земель, остальные либо не стоят на учете, либо их категория не установлена. Это создает препятствия при проведении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, делает невозможным изъятие земель, государственного регулирования этими землями.
Государственная и муниципальная собственность на землю сельскохозяйственного назначения должна оставаться доминирующей, так как земли, находящиеся в федеральной собственности определяют ключевые вопросы землепользования в области обеспечения продовольственной безопасности и суверенитета государства, механизмы землевладения и землепользования должны быть сформированы с учётом существующих природноклиматических и территориальных особенностей соответствующего региона, а также сложившихся социально-экономических и экологических условий производства.
Необходимо продолжать работы по реализации планов охраны и рационального использования земель, которые в Белгородской области прописаны в генеральных планах поселений и проектах бассейнового природопользования.
Для повышения объемов сельскохозяйственного производства при сохранении почвенного плодородия приоритетным остается внедрение проектов внутрихозяйственного землеустройства, разрабатываемых «ЦАС Белгородский» и ОАО «Белгородземпроект». Для успешной разработки таких проектов должен быть создан единый банк актуализированных пространственных данных с возможностью доступа к нему заинтересованных лиц. Кроме того необходимо возродить государственные проектные организации, т.к. выполняемые проекты должны быть частично софинансированы государством, проведена их экспертиза и в дальнейшем должен быть организован авторский надзор за внедренным проектом.
В качестве совершенствования структуры органов власти предлагаем перевести отдел оборота земель сельскохозяйственного назначения из Департамента имущественных и земельных отношений в Департамент сельского хозяйства и воспроизводства природных ресурсов.
1. Алейник, С.Н. Материалы к выступлению заместителя Губернатора Белгородской Области / С.Н. Алейник // Заседание правительства области в формате «Здоровье почвы для здоровой жизни», 2015. - Режим доступа: http://belapk.ru/biologizaciya_zemledeliya/materialy_27_marta_2015_goda.
2. Борисоглебская, Л.Н.. Институциональный подход к исследованию земельной реформы / Л.Н. Борисоглебская, О.В. Юрьева // Российское предпринимательство. - 2009. - №10. - С.129-135.
3. Быстров, Г.Е. О правовом режиме земель сельскохозяйственного назначения / Г.Е. Быстров. - М.: Юрист, 2003. - 417с.
4. Варламов, А.А. Земельный кадастр: Управление земельными ресурсами, Т. 2. - М.: КолосС, 2004. - 528 с.
5. Волгина, Н.А. Государственное регулирование рыночной экономики / Н.А. Волгина, В.И. Кушлина, А.Н. Фоломеева. - М.: РАГС, 2004. - 241 с.
6. Волков, С.Н. Состояние и основные направления развития
землеустройства в Российской Федерации. - М.: Госуниверситет по
землеустройству, 2006.
7. Государственный национальный доклад о состоянии и использовании земель РФ в 2005 году / Роснедвижимость. - М., 2006. - 238 с.
8. Государственный национальный доклад о состоянии и
использовании земель РФ в 2006 году / Роснедвижимость. - М., 2007. - 274 с.
9. Государственный национальный доклад о состоянии и
использовании земель РФ в 2007 году / Роснедвижимость. - М., 2008. - 260 с.
10. Государственный национальный доклад о состоянии и
использовании земель РФ в 2008 году / Росреестр. - М., 2009. - 268 с.
11. Государственный национальный доклад о состоянии и
использовании земель РФ в 2009 году / Росреестр. - М., 2010. - 249 с.
12. Государственный национальный доклад о состоянии и
использовании земель РФ в 2010 году / Росреестр. - М., 2011. - 257 с.
13. Государственный национальный доклад о состоянии и использовании земель РФ в 2011 году / Росреестр. - М., 2012. - 248 с.
14. Данилова И.Б. Некоторые проблемы в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения и совершенствование экономико-правового регулирования в данной сфере / И.Б. Данилова, Н.А. Манакин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. - №2. - С. 267-271.
15. Доклад о состоянии и использовании земель за 2012 г / Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области. - Белгород, 2013. - 98 с.
16. Доклад о состоянии и использовании земель за 2013 г / Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области. - Белгород, 2014. - 86 с.
17. Доклад о состоянии и использовании земель за 2014 г / Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области. - Белгород, 2015. - 84 с.
18. Елисеева, И.А. Земли сельскохозяйственного назначения: проблемы эффективного гражданско-правового режима / И.А. Елисеева // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 15. - С. 140-145.
19. Иконицкая, И.А. Земельное право Российской Федерации: учебник / И.А. Иконицкая; под ред. И.А. Иконицкой. - М.: Юристъ, 2002. - 288с
20. Калинин, Н.И. Постатейный комментарий к Федеральным законам
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О личном подсобном хозяйстве» / Н.И. Калинин - М.: Международная академия оценки и
консалтинга, 2004. - 119 с.
21. Кузнецов, Н.А. Социально-экономические основы землепользования и землеустройства. Ч. 1 / Н. А. Кузнецов, В. Я. Заплетин, В. Д. Постолов и др. - Воронеж: ВГЛУ, 1999. - 323 с.
22. Кузьменко, Я.В. Применение бассейновой концепции природопользования для почвоводоохранного обустройства агроландшафтов / Я. В. Кузьменко, Ф. Н. Лисецкий, А. Г. Нарожняя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14. - №1(9). - С. 2432¬2435.
23. Липски, С. А. Правовой механизм государственного регулирования рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения в современной России: особенности формирования, тенденции и перспективы / С.А. Липски // Право и Экономика. - 2011. - № 12. - С. 18-24.
24. Липски, С.А. Правовое регулирование земельного вопроса в современной России / С.А. Липски // Имущественные отношения в Российкой Федерации. - 2014. - №5 (152). - С. 65-72.
25. Лисецкий, Ф.Н. Решение почвоводоохранных и экологических задач при внедрении ландшафтных систем земледелия / Ф.Н. Лисецкий, М.А. Польшина, А.Г. Нарожняя, Я.В. Кузьменко // Проблемы региональной экологии. - 2007. - № 6. - С. 72-79.
26. Лютых, Ю.А. Развитие земельной реформы в России / Ю.А. Лютых. - Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2008.
27. Лютых, Ю.А. Проблемы повышение эффективности управления землями сельскохозяйственного назначения / Ю.А. Лютых // Вестник КрасГАУ. - 2010. - №1. - С. 3-7.
28. Мишина, З.А. Повышение эффективности использования земли как средства сельскохозяйственного производства / З.А. Мишина // Журнал Вестник НГИЭИ.- 2010. -№ 1. - том 1. - С.72-86.
29. Нарышева, Н.Г. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения / Н.Г. Нарышев // Экологическое право. - 2009. - № 4. - С. 13-17.
30. Никонов, А.А. Аграрное учение. В. И. Ленин и некоторые вопросы сельскохозяйственной науки. 4.1. -Ставрополь: НИИСХ, 1970. - 125 с.
31. Никонова, Г.Н. Организационно-экономический механизм регулирования земельных отношений на региональном и муниципальном уровнях / Г.Н. Никонова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - №1. - С. 40-41.
32. Порядок осуществления муниципального земельного контроля и взаимодействия с органами государственного земельного надзора / Департамент земельных и имущественных отношений. - Режим доступа: http://dizo31 .ru/index.php/munitsipalnym-obrazovaniyami/59-povyshenie- kvalifikatsii
33. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189898/
34. Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / отв. ред. Г. Е. Быстров, Б. Д. Клюкин. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 649 с.
35. Публичная кадастровая карта [карты] / Росреестр. - Режим доступа: http: //pkk5 .rosreestr.ru
36. Соколов, М.М. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации / М.М. Соколов // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления в XXI веке. - 2014. - №5. - С. 109-112.
37. Статистические данные о поступлении средств в областной бюджет от использования и продажи государственного имущества / Департамент земельных и имущественных отношений. - Режим доступа: http://dizo31 .ru/index.php/o-departamente/statisticheskaya-informatsiya
38. Тетерин, Н.И. Характеристика современной системы государственного управления развитием территорий с сельскохозяйственной специализацией / Н.И. Тетерин // Аграрный вестник Урала. - 2009. - №7 (61). - С. 24-27.
39. Хлыстун, В.Н. Земельные отношения: состояние и перспективы развития / В.Н. Хлыстун // Землеустройство и кадастр недвижимости в
66 государственной земельной политике и охране окружающей среды: сб. науч. ст. - М., 2009. - С. 85-91.
40. Юрьева, О.В. Региональный подход к управлению землями сельскохозяйственного назначения / О.В. Юрьева, А.В. Шлеенко // Экономика. - 2012. - №3. - С. 28-31.