Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка и регулирование деятельности предприятий промышленности органами местного самоуправления

Работа №7332

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы151стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
749
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ И ФУНКЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 9
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1.1. Теоретические основы управления в муниципальных
образованиях
1.2. Роль и основные функции предприятий промышленности,
расположенных на территории муниципальных
образований 32
1.3. Анализ системы управления промышленностью ^
муниципальных образований
ГЛАВА 2. ФОРМИРУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ И
РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ОРГАНАМИ 89
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1. Характеристика и особенности промышленности
муниципального образования г. Братска
2.2. Анализ существующих видов регулирования
деятельности предприятий промышленности органами
местного самоуправления
2.3. Существующие подходы к многокритериальной оценке
деятельности предприятий
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ш
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
3.1. Обоснование механизма регулирования деятельности ^
предприятий промышленности
3.2. Разработка методики оценки муниципальной полезности ^4
предприятий промышленности
3.3. Оценка уровня муниципальной полезности предприятий
промышленности г. Братска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 194
180
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 197
ПРИЛОЖЕНИЯ
211



Актуальность темы исследования. Среди проблем развития современной России особое место занимает проблема становления местного самоуправления. Экономическое, социальное и экологическое благополучие местного сообщества во многом определяется условиями функционирования и развития предприятий промышленности, расположенных на территории города, следовательно, нахождение эффективных методов управления ими дает возможность органам местного самоуправления решать широкий круг вопросов местного значения, находящихся в их ведении.
Современное состояние промышленности городов характеризуется негативными тенденциями, исправление которых зависит от определения органами местного самоуправления направлений развития города и промышленности. Следует отметить, что подходы к формированию городской промышленной политики складываются, но не находят должного отражения в деятельности местных администраций. Важно и то, что, отвечая за социально-экономическое развитие города, органы местного самоуправления практически лишены прямых методов управления промышленными предприятиями, выполняя функции регулирования и координации их деятельности, причем права на регулирование деятельности предприятий, не находящихся в муниципальной собственности, строго регламентируются законодательством. Тем не менее, практическая деятельность местных администраций заставляет использовать разнообразные инструменты регулирования деятельности предприятий немуниципальной сферы. В условиях ограниченности ресурсов и инструментов регулирования важным является обоснованный отбор значимых для города предприятий. Однако процедуры оценки и отбора предприятий слабо проработаны не формализованы и не находят широкого применения в деятельности органов местного само¬управления. Проблема заключается в недостаточной разработанности механизма регулирования деятельности юридически самостоятельных предприятий промышленности, расположенных на территории муниципальных образований.
Актуальность и недостаточная разработанность многих аспектов управления экономикой города, проблемы регулирования деятельности юридически самостоятельных предприятий промышленности органами местного само¬управления, их практическая значимость объективно требуют продолжения теоретических исследований и методического обоснования механизма оценки и регулирования деятельности предприятий промышленности, расположенных на территории муниципальных образований.
Степень изученности проблемы. В разное время проблема регулирования рыночной экономики находила отражение в трудах Дж. М. Кейнса, У. Мит¬челла, В. Ойкена и других. Проблемы управления городом рассмотрены в трудах А. Фишера, К. Кларка. Отдельные инструменты регулирования деятельности хозяйствующих субъектов представлены в трудах зарубежных исследователей Дж. К. Гэлбрейта, Ф. Перру, Р. Коуза, О. Уильямсона. В отечественной эко¬номической науке и практике хозяйствования до недавнего времени отсутствовали общие теоретические принципы муниципального управления. В настоящее время активно изучаются труды профессора JI.A. Велихова, появились специализированные издания, касающиеся вопросов муниципального управления. Вопросы управления экономикой в муниципальных образованиях получили развитие в трудах российских исследователей B.C. Занадворова, А.Г. Воронина,
В.А. Лапина, А.Н. Широкова, Л.М. Говоренковой, А.А. Сапожникова, П.А. Ореховского, Н.В. Елькиной и других. Тем не менее, по-прежнему недостаточно разработанной остается проблема регулирования деятельности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными предприятиями. Методы многокритериальной оценки функционирования и развития объектов различной природы рассмотрены в трудах М.И. Баканова, И. Ройзман, С. Смирнова, М.Г. Трудовой. Несмотря на то, что общие принципы многокритериальной оценки достаточно изучены, методический аппарат количественной оценки муниципальной полезности предприятий отсутствует. Следовательно, проблема совершенствования методов многокритериальной оценки и механизма регулирования деятельности предприятий промышленности органами местного самоуправления нуждается в дальнейшем исследовании. Актуальность проблем оценки и регулирования деятельности предприятий определила выбор темы диссертационного исследования, цель и основные задачи.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является совершенствование механизма регулирования деятельности юридически самостоятельных предприятий промышленности, расположенных на территории муниципального образования.
Реализация указанной цели достигается постановкой и решением следующих задач:
• изучение и уточнение подходов к классификации промышленных предприятий муниципальных образований;
• исследование структуры и функционирования совокупности предприятий промышленности, расположенных на территории муниципальных образований;
• изучение подходов к систематизации видов регулирования деятельности юридически самостоятельных предприятий, расположенных на территории муниципальных образований;
• исследование существующих инструментов регулирования деятельности предприятий, не находящихся в муниципальной собственности органами местного самоуправления;
• уточнение понятия муниципальной полезности;
• разработка методики оценки муниципальной полезности предприятий промышленности;
• апробация авторской методики оценки муниципальной полезности предприятий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При всей важности целесообразного определения сущностных принципов формирования и развития местного самоуправления эффективность функционирования механизма местного самоуправления определяется условиями функционирования и развития предприятий материальной сферы. Ориентируясь на городские промышленные муниципальные образования, замечаем, что промышленность является ведущим звеном сферы материального производства. Предприятия промышленности являются "экономическими локомотивами" муниципального образования, следовательно, нахождение эффективных методов управления ими создает условия для решения многих вопросов местного значения.
Проблема заключается в недостаточной разработанности целостного механизма регулирования деятельности негосударственных и немуниципальных промышленных предприятий, расположенных на территории муниципального образования.
Проведенное исследование с целью совершенствования механизма регулирования деятельности предприятий промышленности позволяет сформулировать следующие рекомендации:
1. Механизм регулирования деятельности предприятий промышленности
- это совокупность трех инструментов: приоритетов промышленной политики, видов регулирования и методики оценки муниципальной полезности предприятий, объединенных единой целью.
2. Для описания структуры совокупности предприятий промышленности необходимо охарактеризовать предприятия по каждому признаку дополненного и уточненного классификатора предприятий промышленности муниципальных образований. Предлагаемая классификация позволяет оценить структуру совокупности предприятий промышленности муниципальных образований с позиции внутренней и внешней среды предприятий, управляемости и их муниципальной полезности.
3. Исследование структуры и функционирования совокупности предприятий промышленности позволяет выявить особенности промышленности муниципального образования. Так как каждое муниципальное образование уникально, выявленные особенности должны соответствовать конкретному муниципальному образованию.
4. На основании выявленных особенностей отдельного муниципального образования, с учетом цели, закрепленной в концепции развития муниципального образования, разрабатывается промышленная политика, определяющая приоритетные направления деятельности промышленности города.
5. Реализация промышленной политики требует применения законодательно определенных видов регулирования со стороны органов местного самоуправления. Предложенный подход к классификации видов регулирования деятельности предприятий органами местного самоуправления позволил представить их в полном объеме, с указанием видов "поддержки" и "наказания". Разработанная классификация видов регулирования конкретизирует права органов местного самоуправления на бюджетно- финансовое, имущественное, организационно-правовое регулирование деятельности предприятий.
6. Процедуры отбора предприятий в укрупненном виде представляют собой сочетание нескольких элементов: объявление (конкурса), заявка претендента, критерии отбора, заключение договора, контроль.
7. Важным инструментом механизма регулирования деятельности предприятий промышленности является методика оценки муниципальной полезности предприятий. Разработанная методика позволяет формализовать процедуру отбора предприятий промышленности для придания им определенного статуса муниципальной полезности. Статус муниципальной полезности предприятия определяет виды регулирования со стороны органов местного самоуправления.
Механизм регулирования деятельности предприятий открывает новые возможности деятельности органов местного самоуправления по согласованию корпоративных и территориальных интересов, эффективного использования бюджетных средств, решения широкого круга вопросов местного значения, нацеленных на комплексное решение экономических и социально-культурных задач развития соответствующих территорий и удовлетворения повседневных нужд населения.



1. Абанкина И., Абанкина Т. Излишки в пул и не кричите кара-
ул//Муниципальная власть. - 1998. - №2. - С.13-17
2. Алексеев О.Б., Лаптев П.И. Основные принципы реорганизации структуры
городского управления. Реорганизация структуры городского управления: В 2 ч./ Консульт. фирма "ИМС". - М. - Обнинск: Ин-т муниципального управления, ООО "ИМС", 4.1. - 1998. - 100 с.
3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ЗЕРЦАЛО, ТЭИС, 1996. - 639 с.
4. Анимицина Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 208 с.
5. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: ПитерКом, 1999. - 416с.
6. Астапенко В.М. Вопросы финансирования и экономики в области охраны окружающей среды// Экологическое право. - 1998. - №1. - С.17-19
7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финан¬сы и статистика, 1993. - 288 с.
8. Балацкий Е.В. Влияние реструктуризации форм собственности на промыш-ленное производство// Проблемы прогнозирования. - 1999. - №1. - С.41-52
9. Балацкий О.Ф., Мельник Л.Г., Яковлев А.Ф. Экономика и качество окру¬жающей природной среды. - Л.: Гидрометеоиздат, 1997. - 190 с.
10. Батчиков С., Петров Ю. Промышленная политика в реформационном выбо¬ре России//Российский экономический журнал. - 1997. - №10. - С.3-13
11. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: Учебное по-собие. -М.: ТЕИС, 1997. - 272 с.
12. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. - М.: Издатель¬ская группа НОРМА - ИНФРА М, 1998. - 448 с.
13. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Российская газета. - 1998. - 12 авг.
14. Васильев М. Материальные средства юридических лиц публичного пра-ва/городское управление. - 1999. - №5. - С.53-57

15. Виноградов В. Мы тоже взялись за этот "гуж". Практические заметки по ходу стратегического планирования города// Городское управление. - 1999. -№7. - С.41-45
16. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Гардарики, 1999. -528 с.
17. Водный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 16 нояб¬ря 1995 г. № 167-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 1995. №47. Ст.4471
18. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципаль¬ным хозяйством: Учебное пособие. - М.: Дело, 1998. - 128с.
19. Временная методика определения предотвращенного экологического ущер¬
ба. Утверждена Госкомэкологии 09. 03. 99.
20. Выскребенцев И.К. Совершенствование экономических методов природо-пользования// Финансы. - 1996. - №4. - С.29-32
21. Газарян А. Элементарное представление о самоорганизующихся системах. Город как самоорганизующаяся система: Сб. матер./ Ин-т муниципального управления/Под ред. Ю.В. Кириллова. - Обнинск, 1997. - 104 с.
22. Генисаретский О.И. Нормативно-институциональная база местного само-управления// Муниципальные технологии: Сб. статей/Консульт. фирма "ИМС". - М.: Обнинск, 1997. - 96 с.
23. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,
1997. -501 с.
24. Глазырин М. Экономическая модель местного самоуправления//Экономист.
- 1999. -№11.- С.66-74
25. Глазьев С. Управление развитием - фактор устойчивого экономического роста//Проблемы теории и практики управления. - 1999. - №4
26. Говорёнкова Т.М. Читаем Велихова вместе. - М.: РИЦ "Муниципальная власть", 1999. - 322 с.
27. Годгильдиев М. Промышленная политика города//Городское управление. - 1999. -№1. - С.56-60
28. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. - М.: Аспект

199
Пресс, 1995. - 188 с.
29. Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Рос-сийской Федерации в 1994 году". Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей природной среды//3еленый мир. - 1996. -№3. - С.1-15
30. Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Иркутской области в 1997 году". Государственный комитет по охране ок-ружающей среды Иркутской области. - Иркутск, 1999. - 300 с.
31. Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Ир-кутской области в 1998 году". Государственный комитет по охране окру-жающей среды Иркутской области. - Иркутск, 1999. - 302 с.
32. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 1998 г. №73-ФЗ//Российская газета. - 1998.
- 14 мая.
33. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ. СПб.: "Комета", 1994.
- 192 с.
34. Григорьев В. Принципы оценки предприятия/УКонсультант директора. -
1996.-№9.-С.18-22
35. Гришанков Д., Шмаров А. Ежегодный рейтинг крупнейших компаний Рос¬сии "Эксперт - 2007/Эксперт. - 1999. - №36. - С.45-80
36. Гусев А. А. Экономика природопользования в России: от прошлого к на-стоящему и будущему//Евразия: природа и люди. - 1997. - №4. - С.14-18
37. Гусев А.А., Гусева И.Г. Об экономическом механизме экологически устой-чивого развития//Экономика и математические методы. - 1996. - Том 32, вып. 2. - С.67-76
38. Дудкин В. Индикативное планирование: о сущности и методологическом инструментарии //Российский экономический журнал. - 1997. - №4. - С. 104-106
39. Дудкин В., Петров Ю. Индикативное планирование - механизм координа¬

200
ции деятельности государственных и негосударственных субъектов управ¬ления экономикей//Российский экономический журнал. - 1998. - №6. - С.38-58, №7-8. - С.43-71
40. Евграшин А. Из практики французского индикативного пданирова- ния//Российский экономический журнал. - 1998. - №2. - С.84-85
41. Елькин В.А., Елькина Н.В. Государственное управление и регулирование экономики. Учебник. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1995. - 202 с.
42. Елькин В.А., Невзорова Е.Н., Хохлова Н.С. Реформа собственности и ее по- следствия/Под общ. ред. В.А. Елькина. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. - 110 с.
43. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М., 1998.-336 с.
44. Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. - М.: РИЦ "Муниципальная власть", 1999. -400с.
45. Занадворов B.C., Занадворова А.В. Экономика города: Учебное пособие. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1998. - 272с.
46. Злотникова Т. Экологическая безопасность (соотношение экологии, эконо¬мики, права)//Экономист. - 1996. - №10. - С.79-83
47. Иванов Е. Индикативное планирование развития экономики//Экономист. - 1993.-№9.-С.З
48. Иванова В. Антикризисный передел//Муниципальная власть. - 1998. - №5.
- С.64-66
49. Иванченко В. Узловые противоречия экономики и подходы к их преодоле- нию//Экономист. - 1995. -№9. - С.17-29
50. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1998-1999 годы. Подготов¬лен консалтинговой группой "Эксперт-География'У/Эксперт. - 1999. - №39.
- С.25-45
51. Иноземцев В. Структурирование общественного производства в системе постиндустриальных координат//Российский экономический журнал. -
1997.-№11-12.-С.59-68



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ