Оценка и регулирование деятельности предприятий промышленности органами местного самоуправления
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ И ФУНКЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 9
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1.1. Теоретические основы управления в муниципальных
образованиях
1.2. Роль и основные функции предприятий промышленности,
расположенных на территории муниципальных
образований 32
1.3. Анализ системы управления промышленностью ^
муниципальных образований
ГЛАВА 2. ФОРМИРУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ И
РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ОРГАНАМИ 89
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1. Характеристика и особенности промышленности
муниципального образования г. Братска
2.2. Анализ существующих видов регулирования
деятельности предприятий промышленности органами
местного самоуправления
2.3. Существующие подходы к многокритериальной оценке
деятельности предприятий
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ш
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
3.1. Обоснование механизма регулирования деятельности ^
предприятий промышленности
3.2. Разработка методики оценки муниципальной полезности ^4
предприятий промышленности
3.3. Оценка уровня муниципальной полезности предприятий
промышленности г. Братска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 194
180
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 197
ПРИЛОЖЕНИЯ
211
ГЛАВА 1. ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ И ФУНКЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 9
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1.1. Теоретические основы управления в муниципальных
образованиях
1.2. Роль и основные функции предприятий промышленности,
расположенных на территории муниципальных
образований 32
1.3. Анализ системы управления промышленностью ^
муниципальных образований
ГЛАВА 2. ФОРМИРУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ И
РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ОРГАНАМИ 89
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1. Характеристика и особенности промышленности
муниципального образования г. Братска
2.2. Анализ существующих видов регулирования
деятельности предприятий промышленности органами
местного самоуправления
2.3. Существующие подходы к многокритериальной оценке
деятельности предприятий
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ш
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
3.1. Обоснование механизма регулирования деятельности ^
предприятий промышленности
3.2. Разработка методики оценки муниципальной полезности ^4
предприятий промышленности
3.3. Оценка уровня муниципальной полезности предприятий
промышленности г. Братска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 194
180
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 197
ПРИЛОЖЕНИЯ
211
Актуальность темы исследования. Среди проблем развития современной России особое место занимает проблема становления местного самоуправления. Экономическое, социальное и экологическое благополучие местного сообщества во многом определяется условиями функционирования и развития предприятий промышленности, расположенных на территории города, следовательно, нахождение эффективных методов управления ими дает возможность органам местного самоуправления решать широкий круг вопросов местного значения, находящихся в их ведении.
Современное состояние промышленности городов характеризуется негативными тенденциями, исправление которых зависит от определения органами местного самоуправления направлений развития города и промышленности. Следует отметить, что подходы к формированию городской промышленной политики складываются, но не находят должного отражения в деятельности местных администраций. Важно и то, что, отвечая за социально-экономическое развитие города, органы местного самоуправления практически лишены прямых методов управления промышленными предприятиями, выполняя функции регулирования и координации их деятельности, причем права на регулирование деятельности предприятий, не находящихся в муниципальной собственности, строго регламентируются законодательством. Тем не менее, практическая деятельность местных администраций заставляет использовать разнообразные инструменты регулирования деятельности предприятий немуниципальной сферы. В условиях ограниченности ресурсов и инструментов регулирования важным является обоснованный отбор значимых для города предприятий. Однако процедуры оценки и отбора предприятий слабо проработаны не формализованы и не находят широкого применения в деятельности органов местного само¬управления. Проблема заключается в недостаточной разработанности механизма регулирования деятельности юридически самостоятельных предприятий промышленности, расположенных на территории муниципальных образований.
Актуальность и недостаточная разработанность многих аспектов управления экономикой города, проблемы регулирования деятельности юридически самостоятельных предприятий промышленности органами местного само¬управления, их практическая значимость объективно требуют продолжения теоретических исследований и методического обоснования механизма оценки и регулирования деятельности предприятий промышленности, расположенных на территории муниципальных образований.
Степень изученности проблемы. В разное время проблема регулирования рыночной экономики находила отражение в трудах Дж. М. Кейнса, У. Мит¬челла, В. Ойкена и других. Проблемы управления городом рассмотрены в трудах А. Фишера, К. Кларка. Отдельные инструменты регулирования деятельности хозяйствующих субъектов представлены в трудах зарубежных исследователей Дж. К. Гэлбрейта, Ф. Перру, Р. Коуза, О. Уильямсона. В отечественной эко¬номической науке и практике хозяйствования до недавнего времени отсутствовали общие теоретические принципы муниципального управления. В настоящее время активно изучаются труды профессора JI.A. Велихова, появились специализированные издания, касающиеся вопросов муниципального управления. Вопросы управления экономикой в муниципальных образованиях получили развитие в трудах российских исследователей B.C. Занадворова, А.Г. Воронина,
В.А. Лапина, А.Н. Широкова, Л.М. Говоренковой, А.А. Сапожникова, П.А. Ореховского, Н.В. Елькиной и других. Тем не менее, по-прежнему недостаточно разработанной остается проблема регулирования деятельности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными предприятиями. Методы многокритериальной оценки функционирования и развития объектов различной природы рассмотрены в трудах М.И. Баканова, И. Ройзман, С. Смирнова, М.Г. Трудовой. Несмотря на то, что общие принципы многокритериальной оценки достаточно изучены, методический аппарат количественной оценки муниципальной полезности предприятий отсутствует. Следовательно, проблема совершенствования методов многокритериальной оценки и механизма регулирования деятельности предприятий промышленности органами местного самоуправления нуждается в дальнейшем исследовании. Актуальность проблем оценки и регулирования деятельности предприятий определила выбор темы диссертационного исследования, цель и основные задачи.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является совершенствование механизма регулирования деятельности юридически самостоятельных предприятий промышленности, расположенных на территории муниципального образования.
Реализация указанной цели достигается постановкой и решением следующих задач:
• изучение и уточнение подходов к классификации промышленных предприятий муниципальных образований;
• исследование структуры и функционирования совокупности предприятий промышленности, расположенных на территории муниципальных образований;
• изучение подходов к систематизации видов регулирования деятельности юридически самостоятельных предприятий, расположенных на территории муниципальных образований;
• исследование существующих инструментов регулирования деятельности предприятий, не находящихся в муниципальной собственности органами местного самоуправления;
• уточнение понятия муниципальной полезности;
• разработка методики оценки муниципальной полезности предприятий промышленности;
• апробация авторской методики оценки муниципальной полезности предприятий.
Современное состояние промышленности городов характеризуется негативными тенденциями, исправление которых зависит от определения органами местного самоуправления направлений развития города и промышленности. Следует отметить, что подходы к формированию городской промышленной политики складываются, но не находят должного отражения в деятельности местных администраций. Важно и то, что, отвечая за социально-экономическое развитие города, органы местного самоуправления практически лишены прямых методов управления промышленными предприятиями, выполняя функции регулирования и координации их деятельности, причем права на регулирование деятельности предприятий, не находящихся в муниципальной собственности, строго регламентируются законодательством. Тем не менее, практическая деятельность местных администраций заставляет использовать разнообразные инструменты регулирования деятельности предприятий немуниципальной сферы. В условиях ограниченности ресурсов и инструментов регулирования важным является обоснованный отбор значимых для города предприятий. Однако процедуры оценки и отбора предприятий слабо проработаны не формализованы и не находят широкого применения в деятельности органов местного само¬управления. Проблема заключается в недостаточной разработанности механизма регулирования деятельности юридически самостоятельных предприятий промышленности, расположенных на территории муниципальных образований.
Актуальность и недостаточная разработанность многих аспектов управления экономикой города, проблемы регулирования деятельности юридически самостоятельных предприятий промышленности органами местного само¬управления, их практическая значимость объективно требуют продолжения теоретических исследований и методического обоснования механизма оценки и регулирования деятельности предприятий промышленности, расположенных на территории муниципальных образований.
Степень изученности проблемы. В разное время проблема регулирования рыночной экономики находила отражение в трудах Дж. М. Кейнса, У. Мит¬челла, В. Ойкена и других. Проблемы управления городом рассмотрены в трудах А. Фишера, К. Кларка. Отдельные инструменты регулирования деятельности хозяйствующих субъектов представлены в трудах зарубежных исследователей Дж. К. Гэлбрейта, Ф. Перру, Р. Коуза, О. Уильямсона. В отечественной эко¬номической науке и практике хозяйствования до недавнего времени отсутствовали общие теоретические принципы муниципального управления. В настоящее время активно изучаются труды профессора JI.A. Велихова, появились специализированные издания, касающиеся вопросов муниципального управления. Вопросы управления экономикой в муниципальных образованиях получили развитие в трудах российских исследователей B.C. Занадворова, А.Г. Воронина,
В.А. Лапина, А.Н. Широкова, Л.М. Говоренковой, А.А. Сапожникова, П.А. Ореховского, Н.В. Елькиной и других. Тем не менее, по-прежнему недостаточно разработанной остается проблема регулирования деятельности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными предприятиями. Методы многокритериальной оценки функционирования и развития объектов различной природы рассмотрены в трудах М.И. Баканова, И. Ройзман, С. Смирнова, М.Г. Трудовой. Несмотря на то, что общие принципы многокритериальной оценки достаточно изучены, методический аппарат количественной оценки муниципальной полезности предприятий отсутствует. Следовательно, проблема совершенствования методов многокритериальной оценки и механизма регулирования деятельности предприятий промышленности органами местного самоуправления нуждается в дальнейшем исследовании. Актуальность проблем оценки и регулирования деятельности предприятий определила выбор темы диссертационного исследования, цель и основные задачи.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является совершенствование механизма регулирования деятельности юридически самостоятельных предприятий промышленности, расположенных на территории муниципального образования.
Реализация указанной цели достигается постановкой и решением следующих задач:
• изучение и уточнение подходов к классификации промышленных предприятий муниципальных образований;
• исследование структуры и функционирования совокупности предприятий промышленности, расположенных на территории муниципальных образований;
• изучение подходов к систематизации видов регулирования деятельности юридически самостоятельных предприятий, расположенных на территории муниципальных образований;
• исследование существующих инструментов регулирования деятельности предприятий, не находящихся в муниципальной собственности органами местного самоуправления;
• уточнение понятия муниципальной полезности;
• разработка методики оценки муниципальной полезности предприятий промышленности;
• апробация авторской методики оценки муниципальной полезности предприятий.
При всей важности целесообразного определения сущностных принципов формирования и развития местного самоуправления эффективность функционирования механизма местного самоуправления определяется условиями функционирования и развития предприятий материальной сферы. Ориентируясь на городские промышленные муниципальные образования, замечаем, что промышленность является ведущим звеном сферы материального производства. Предприятия промышленности являются "экономическими локомотивами" муниципального образования, следовательно, нахождение эффективных методов управления ими создает условия для решения многих вопросов местного значения.
Проблема заключается в недостаточной разработанности целостного механизма регулирования деятельности негосударственных и немуниципальных промышленных предприятий, расположенных на территории муниципального образования.
Проведенное исследование с целью совершенствования механизма регулирования деятельности предприятий промышленности позволяет сформулировать следующие рекомендации:
1. Механизм регулирования деятельности предприятий промышленности
- это совокупность трех инструментов: приоритетов промышленной политики, видов регулирования и методики оценки муниципальной полезности предприятий, объединенных единой целью.
2. Для описания структуры совокупности предприятий промышленности необходимо охарактеризовать предприятия по каждому признаку дополненного и уточненного классификатора предприятий промышленности муниципальных образований. Предлагаемая классификация позволяет оценить структуру совокупности предприятий промышленности муниципальных образований с позиции внутренней и внешней среды предприятий, управляемости и их муниципальной полезности.
3. Исследование структуры и функционирования совокупности предприятий промышленности позволяет выявить особенности промышленности муниципального образования. Так как каждое муниципальное образование уникально, выявленные особенности должны соответствовать конкретному муниципальному образованию.
4. На основании выявленных особенностей отдельного муниципального образования, с учетом цели, закрепленной в концепции развития муниципального образования, разрабатывается промышленная политика, определяющая приоритетные направления деятельности промышленности города.
5. Реализация промышленной политики требует применения законодательно определенных видов регулирования со стороны органов местного самоуправления. Предложенный подход к классификации видов регулирования деятельности предприятий органами местного самоуправления позволил представить их в полном объеме, с указанием видов "поддержки" и "наказания". Разработанная классификация видов регулирования конкретизирует права органов местного самоуправления на бюджетно- финансовое, имущественное, организационно-правовое регулирование деятельности предприятий.
6. Процедуры отбора предприятий в укрупненном виде представляют собой сочетание нескольких элементов: объявление (конкурса), заявка претендента, критерии отбора, заключение договора, контроль.
7. Важным инструментом механизма регулирования деятельности предприятий промышленности является методика оценки муниципальной полезности предприятий. Разработанная методика позволяет формализовать процедуру отбора предприятий промышленности для придания им определенного статуса муниципальной полезности. Статус муниципальной полезности предприятия определяет виды регулирования со стороны органов местного самоуправления.
Механизм регулирования деятельности предприятий открывает новые возможности деятельности органов местного самоуправления по согласованию корпоративных и территориальных интересов, эффективного использования бюджетных средств, решения широкого круга вопросов местного значения, нацеленных на комплексное решение экономических и социально-культурных задач развития соответствующих территорий и удовлетворения повседневных нужд населения.
Проблема заключается в недостаточной разработанности целостного механизма регулирования деятельности негосударственных и немуниципальных промышленных предприятий, расположенных на территории муниципального образования.
Проведенное исследование с целью совершенствования механизма регулирования деятельности предприятий промышленности позволяет сформулировать следующие рекомендации:
1. Механизм регулирования деятельности предприятий промышленности
- это совокупность трех инструментов: приоритетов промышленной политики, видов регулирования и методики оценки муниципальной полезности предприятий, объединенных единой целью.
2. Для описания структуры совокупности предприятий промышленности необходимо охарактеризовать предприятия по каждому признаку дополненного и уточненного классификатора предприятий промышленности муниципальных образований. Предлагаемая классификация позволяет оценить структуру совокупности предприятий промышленности муниципальных образований с позиции внутренней и внешней среды предприятий, управляемости и их муниципальной полезности.
3. Исследование структуры и функционирования совокупности предприятий промышленности позволяет выявить особенности промышленности муниципального образования. Так как каждое муниципальное образование уникально, выявленные особенности должны соответствовать конкретному муниципальному образованию.
4. На основании выявленных особенностей отдельного муниципального образования, с учетом цели, закрепленной в концепции развития муниципального образования, разрабатывается промышленная политика, определяющая приоритетные направления деятельности промышленности города.
5. Реализация промышленной политики требует применения законодательно определенных видов регулирования со стороны органов местного самоуправления. Предложенный подход к классификации видов регулирования деятельности предприятий органами местного самоуправления позволил представить их в полном объеме, с указанием видов "поддержки" и "наказания". Разработанная классификация видов регулирования конкретизирует права органов местного самоуправления на бюджетно- финансовое, имущественное, организационно-правовое регулирование деятельности предприятий.
6. Процедуры отбора предприятий в укрупненном виде представляют собой сочетание нескольких элементов: объявление (конкурса), заявка претендента, критерии отбора, заключение договора, контроль.
7. Важным инструментом механизма регулирования деятельности предприятий промышленности является методика оценки муниципальной полезности предприятий. Разработанная методика позволяет формализовать процедуру отбора предприятий промышленности для придания им определенного статуса муниципальной полезности. Статус муниципальной полезности предприятия определяет виды регулирования со стороны органов местного самоуправления.
Механизм регулирования деятельности предприятий открывает новые возможности деятельности органов местного самоуправления по согласованию корпоративных и территориальных интересов, эффективного использования бюджетных средств, решения широкого круга вопросов местного значения, нацеленных на комплексное решение экономических и социально-культурных задач развития соответствующих территорий и удовлетворения повседневных нужд населения.
Подобные работы
- ОЦЕНКА И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - Экономические проблемы взаимоотношений предприятий и органов местного самоуправления
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА (на материалах Минераловодского городского округа Ставропольского края)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЕ
(НА МАТЕРИАЛАХ ВОЛОКОНОВСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности административно-правового обеспечения
деятельности органов местного самоуправления по исполнению
полномочий в области пожарной безопасности
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ИВНЯНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства, транспорта и связи (на примере городского округа - города Барнаула)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОНОПРОФИЛЬНОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020



