Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование системы управления совместным предпринимательством с учетом межкультурных факторов

Работа №7329

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

предпринимательство

Объем работы167стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
718
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Исследование межкультурных факторов предпринимательства в России и в странах мусульманской 10 культуры
1.1. Этические аспекты бизнеса, влияние религиозных факторов на экономические системы 10
1.2. Исследование особенностей этики бизнеса и управления в мусульманской и российской экономических системах 22
1.3. Принципы ведения этичного бизнеса исламскими субъектами рынка 31
1.4. Анализ возможностей экономической интеграции и адаптации исламских этических норм бизнеса и управления в российском предпринимательстве 47
Глава 2. Формы организации и методы управления предпринимательской деятельностью в России и в странах 60 мусульманской культуры
2.1. Типизация форм и исследование основных тенденций организации исламского и российского бизнеса 60
2.2. Задачи организации и ведения совместного бизнеса на базе этических норм 83
2.3. Разработка алгоритма организации совместных компаний с учетом межкультурных факторов 98
Глава 3. Формирование механизмов эффективного управления совместным бизнесом на базе этических норм 112
3.1. Условия и принципы этичного управления многонациональными компаниями 112
3.2. Разработка методов этичного поведения менеджера многонациональной компании 126

3
3.3. Источники и оценка эффективности этичного бизнеса на макро- и
миркроуровнях 137
Заключение 149
Приложение I. Кодекс этичного ведения бизнеса 155
Приложение II. Деловая этика американского финансового дома
«LARIBA» 157
Приложение III. Кодекс международной деловой этики для христиан,
мусульман и иудеев 158
Приложение IV. Устав некоммерческого партнерства «Союз деловых
мусульман» 162
Список литературы 166



Развитие многонациональной среды российского бизнеса определяет необходимость учета факторов культурного разнообразия при построении системы отношений между субъектами рынка, при формировании системы управления и ведении хозяйства компаниями. Решение данной задачи связано с всесторонним изучением влияния различных культур и религий на экономику и управление предприятиями, с выявлением механизмов перехода к этичному бизнесу. Отсутствие учета в партнерских деловых отношениях межкультурных факторов, таких как, особенности национального поведения, религиозной морали, этических норм, организационной культуры, негативно отражается на развитии совместного предпринимательства. Это выражается в возникновении конфликтных ситуаций и, в конечном счете, в повышении трансакционных издержек как российских предпринимателей, так и внешних партнеров, что соответственно ведет к снижению конкурентоспособности совместного бизнеса. Чем выше предсказуемость партнерских отношений, чем надежнее ожидания от кооперации, тем шире возможности взаимовыгодного сотрудничества.
Население России многоконфессионально, и значительную часть его составляют двадцать миллионов российских мусульман. В таких условиях создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное участие этих граждан в экономической жизни страны, приобретает особой интерес и значимость. «Россия видит свою роль в том, чтобы стать мостом между христианским Западом и мусульманским Востоком. Российское руководство считает ислам великой мировой религией, которая является важным фактором глобального политического и экономического развития. Кремль также намерен продвигать идею о близости российских и исламских подходов ко многим международным проблемам»1. Об этом свидетельствует и недавнее заявление Президента РФ о намерении России сотрудничать с одной из самых авторитетных мусульманских организаций мира - Организацией «Исламская конференция» (ОИК). Российские предприниматели и
1 Из выступления Президента РФ Путина В. В. на конференции ОИК в Путраджайе 17 октября 2003 г. // Коммерсант. №189

5
инвесторы в значительной степени заинтересованы в расширении торгово-экономического взаимодействия в рамках многосторонних инвестиционных проектов между Россией и странами - членами ОИК, ресурсы которой составляют 70% мировых запасов нефти и 50% газа. Аналогичное отношение к сотрудничеству имеет место и в исламском мире. Очевидно, что для взаимовыгодной кооперации со странами ОИК в первую очередь необходимо глубокое изучение норм и требований, предъявляемых в странах-партнерах к ведению совместного бизнеса.
Расширение международных связей российского бизнеса со странами Ближнего и Среднего Востока требует подготовки современных менеджеров, способных эффективно работать, осуществлять деловые контакты в условиях межкультурной бизнес-среды. В нашей стране со значительным мусульманским сегментом изучение принципов и особенностей ведения бизнеса, характерного для исламских стран, и использование его позитивного опыта представляет особую важность. Наряду с этим российский опыт также может сыграть заметную роль в совершенствовании совместного предпринимательства со странами Ближнего Востока. Появление на территории России исламских финансовых институтов и увеличение числа совместных предприятий говорит о возрастающем интересе к ведению совместного бизнеса, к экономическим принципам и нормам, которые в значительной степени ориентированы на положения религиозной морали и концентрируют внимание на этических аспектах менеджмента.
Вместе с тем, актуальность темы исследования определяется назревшей потребностью общества в добросовестном поведении всех участников рыночных отношений в России. Сходство христианских и исламских экономических постулатов дает возможность искать новые подходы в формировании механизмов этичного управления совместными предприятиями с учетом национальной специфики. Этичное управление позволит выстроить новые отношения, наладить сотрудничество и достичь высокой эффективности бизнеса и взаимопонимания как на макро-, так и на микроуровнях.
Степень разработанности проблемы
Идея о системообразующем воздействии на предпринимательство и менеджмент этики и религии неоднократно затрагивалась в трудах разных исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Так, проблеме влияния

6
христианства на экономику в западной экономической школе посвящены работы Т.Парсонса, М.Вебера, Д.Маклеланда, а из отечественных ученых - С. Булгакова,
О. Платонова, Н. Бубнова, Д.Раскова и др. Исследованием исламской этики бизнеса занимались в основном зарубежные экономисты (Р.Бикун, С. Накви, М.Сиддики, Р.Уилсон, Ч.Торрей). Данная проблема достаточно нова для России, тем не менее можно отметить и российских ученых, специализирующихся в данной области: А.Ю.Журавлев, А.И.Ионова, В.В.Павлов, Р.Р.Беккин и др. Эти работы дают богатый теоретический материал лишь в области деятельности исламских финансовых институтов. Необходимость расширения и углубления проблематики исследования в области проведения анализа национальных особенностей организационной культуры, управления бизнесом в мусульманских компаниях, разработки схем организации и управления совместным бизнесом, оценки эффективности этичного бизнеса, обусловила выбор темы и целей диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования
Основной целью диссертационного исследования является анализ и развитие концептуальных положений совершенствования системы управления совместным предпринимательством с учетом национальных и культурных особенностей.
В соответствии с этим, диссертационное исследование направлено на решение следующих задач:
- изучение организации предпринимательства в России, обоснование необходимости учета межкультурных факторов в предпринимательстве, как внутри страны, так и за ее пределами.
- анализ характеристик религиозных факторов и их учет при формировании совместного предприятия; классификация этических норм предпринимательства, ориентированного на исламскую культуру и анализ адаптации их к российской среде.
- идентификация организационных форм и выявление основных тенденций организации предпринимательства с элементами мусульманской культуры в России.
- определение задач организации и ведения совместного бизнеса.

7
- выявление условий и принципов этичного управления многонациональными компаниями.
- формирование подходов к оценке эффективности этически обоснованных решений.
Предмет и объект исследования
В качестве объекта исследования рассматривается сфера совместного предпринимательства в условиях, различающихся в зависимости от типа культур и религий.
Предметом исследования являются теоретические и концептуальные основы организации предпринимательства, основанные на использовании межкультурных факторов ведения бизнеса с учетом особенностей исламской деловой культуры. Теоретические и методологические основы исследования
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ряда зарубежных и отечественных экономистов, имеющие научную и практическую значимость в области сравнительного менеджмента, изучения этических проблем управления. Автор применяет методы анализа и сравнения при выявлении типов ценностных ориентаций и норм национальных бизнес-культур, проблем восприятия культур. Системный подход был использован при разработке и формировании эффективных схем организации совместных российско-арабских компаний, экспертный метод - при бальной оценке в процессе принятия этичных решений. Метод восхождения от абстрактного к конкретному применен при переходе от описания источников мусульманского права к нормам, непосредственно относящимся к организации и управлению предприятием.
Научная новизна работы
В процессе исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной:
- разработаны основные характеристики системы управления предпринимательством, в основу которой положены принципы организации бизнеса, учитывающие факторы мусульманской и христианской культур в комплексе с анализом других типов национальных культур.
- проведена сравнительная характеристика особенностей различных моделей экономического поведения (российской, исламской, англо-саксонской и японской

8
моделей), которые сложились под влиянием специфических культурных, религиозных ценностей и традиций, в силу географических или исторических предпосылок.
- выявлен комплекс факторов, влияющих на характер установления и развития межнациональных деловых связей и ведения совместного бизнеса с учетом религиозных факторов. Предложены пути преодоления культурных барьеров.
- проведена идентификация типов организации исламского и российского бизнеса на основе критерия участия партнеров в затратах и результатах деятельности компаний. Выполнено сопоставление традиционных (европейских) и исламских инструментов финансирования бизнеса с выявлением эффективных схем, учитывающих интересы участников рыночных отношений.
- предложены формы сотрудничества коммерческих компаний с религиозными организациями, обеспечивающие условия для этичного и эффективного управления бизнесом. Разработаны принципы бизнес-этики в значительной степени связанные с религиозными установками и требующие закрепления в деловом этическом кодексе предприятия.
- разработаны особенности алгоритма организации совместных предприятий России и мусульманских стран. Сформирован комплекс мероприятий по институционализации культурного многообразия, основанного на совмещении базовых этических ценностей, национальных моделей управления.
- предложены подходы к интегральной социально-экономической оценке эффективности бизнеса на макро- и микроуровнях.
Практическая значимость работы
Положения, выводы и рекомендации могут быть использованы широким кругом компаний, обладающих культурным многообразием, при решении этических проблем в целях повышения эффективности управления. Использование алгоритма создания национальных компаний с элементами мусульманской деловой культуры открывает новые возможности для совместного предпринимательства, как на территории России в среде мусульманского населения, так и в мусульманских странах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное в рамках диссертационной работы исследование, касающееся влияния религиозных основ и национальных традиций на формирование деловой культуры, форм организации, методов управления и выявления оптимального эффективного управления совместными компаниями на базе этичных норм, позволяет сделать следующие выводы:
1. Принципы, которыми руководствуются предприниматели различных культур в повседневной практике и в бизнесе, нельзя не учитывать, так как они накладывают серьезный отпечаток на действующие в предпринимательстве этические подходы. Существует такая закономерность: чем фундаментальнее
U U с» /* с»
образовательный и культурный уровень людей, чем ближе к цивилизованной экономике общество, тем меньше в нем недобросовестности, нечестности в деловых отношениях между людьми.
2. Несомненно, что на состояние этики в российском обществе и бизнесе свой отпечаток накладывает многообразие исторических, национальных, религиозных традиций. На данном этапе в России все большее значение приобретают фактор религиозной мотивации. Предприниматели различных вероисповеданий жертвуют на строительство храмов огромные средства. Духовные принципы религиозной морали способны сыграть огромную роль в нравственном формировании российского бизнеса. Близость монотеистических религий, таких как иудаизм, христианство и ислам, проявляется в тех принципах человеческого общежития, которые опираются на объединении людей, на уважительном, терпимом отношении, на взаимовыгодном, справедливом сотрудничестве, примером чему могут служить высказывания двух великих пророков - Моисея и Мухаммада, смысл которых заключается в том, чтобы человек желал другим того же, чего он желает себе и соответственно действовал согласно своим добрым намерениям. Исследования показывают, что независимо от страны и культуры, на Западе и на Востоке верующие предприниматели добиваются более существенных успехов, все чаще они становятся образцами для подражания, формируют новую культуру бизнеса.

150
3. Моральные и религиозные нормы православия и ислама во многом имеют общую основу. Данный фактор приобретает большое значение в понимании роли исламских этико-нравственных установок для мусульманского населения РФ и возможности их дальнейшей адаптации в хозяйственной сфере деятельности в рамках российской экономики.
4. Изучение этических ценностей исламской экономической доктрины, играющих определяющую роль в формировании хозяйственных отношений на Востоке, позволяют говорить о том, что базовыми ценностями признаются свобода, справедливость, законность предпринимательской деятельности, в противовес которым выдвигаются нарушение прав человека, несправедливость и то, что несет вред вовлеченным в бизнес людям или интересам общества. К вариантам неэтичного поведения относятся сужение ресурсов под процент, обман, спекулятивные сделки, азартные игры, мошенничество. Коран не осуждает богатство, напротив - поощряет материальное благополучие, но призывает на пути к нему не забывать о высших целях человеческой жизни и добиваться его в рамках божественных предписаний.
5. Экономика, по сути, не может характеризоваться как исламская, христианская, буддистская и так далее. Поэтому, при исследовании системы организации исламского бизнеса, имеется в виду стандартная хозяйственная система, отличающаяся только тем, что соответствующее вероучение вменяет ей моральный кодекс как необходимый фактор системного баланса. В прикладном плане это означает, в том числе, использование принципов финансового менеджмента, предписанных шариатом. Эта важная специфическая черта данной модели, естественно, не упраздняет известные базовые законы, которые действуют в экономике с исламской бизнес-культурой точно так же, как и в традиционной.
6. Россия - многонациональное, поликонфессиональное, федеративное государство, в состав, которого входят многочисленные народы, исторически исповедующие религию ислам и национально идентифицирующие себя носителями его культуры. Изучение факторов, влияющих на характер установления и развития межнациональных деловых контактов, дает возможность заключить, что исламские нормы ведения этичного бизнеса будут востребованы на всей территории России, а реализация этих принципов на практике не означает

151
изоляцию одних рыночных агентов от других в предпринимательской сфере, а, наоборот, - их взаимную интеграцию и сотрудничество.



1. Коран. Пер. Крачковского, - М.: Наука, 1990.
2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
3. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
4. О состоянии и развитии малого предпринимательства в РФ и мерах по его государственной поддержке / Доклад ГКРП. - М., 1996.
5. The Government of Dubai, Decree Regarding the Establishment of Dubai Islamic Bank, Dubai, 1975
6. The Government of Egypt, Law No. 48/1977 on the Establishment of Faisal Islamic Bank of Egypt, Cairo, 1977
7. The Government of Jordan, law No. 13 Regarding Jordan Islamic Bank for Finance and Investment, Amman, 1978
8. The Government of Malaysia, Islamic Banking Act, Kuala-Lumpur, 1983
9. The Government of Pakistan, Modaraba Companies and Modaraba Ordinance, Karachi, 1980
Справочники
1. Ислам. Энциклопедический словарь. - М., 1991.
2. Большой экономический словарь. - М., 1994.
3. Финансирование ЕБРР. Справочник для компаний и предпринимателей. ЕБРР, 1994.
Монографии на русском языке
1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М., 1988.
2. Антонов В.В. Основы этики ислама. - СПб, 1993
3. Ахметов А. Социальная доктрина ислама. - М., 1982.
4. Блюшкин В.А. Мир моральных ценностей. - М., 1981.
5. Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. - М.: РАГС, 2000.
6. Беккин Р.И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика. - М. Анкил, 2001.

167
7. Белянина И.В. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса в России: задачи и перспективы. - М., 1992.
8. Герчикова И.Н. Международные экономические организации. - М., 2000.
9. Дейвид Дж. Фритцше. Этика бизнеса: глобальная и управленческая перспектива.
- М., 2002.
10. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. Международно-правовые, экономические и гуманитарные аспекты. - М., 1991.
11. Жульев В.К. Бог и человек. Основы этики. - М., 1992.
12. Журавлев А.Ю. Теория и практика исламского банковского дела. - М., 2002
13. Журавский А.В. Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога. - М.: Наука, 1990.
14. Закария М.Г., Яковлев А.И. Нефтяные монархии Аравии на пороге XXI в. - М.,
1998.
15. Зуев Ю.П. Религия в России: ХХ век. Золотая книга России. М.: Эксклюзив-пресс, 2000.
16. Ионова А.И. Предпринимательство в мусульманском мире. М.: Изд. РАУ, 1993.
17. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М.: Леном, 1999.
18. Льюис, Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к пониманию. М., 2001
19. Макарова С.М. Современная экономическая доктрина ислама: научно¬аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1983.
20. Маркетинговая и финансовая деятельность предприятий / Суходоева Л.Ф., Любушин Н.П. Чиркова М.Н. - Н.Новгород, 1996.
21. Международные экономические отношения: - Учебное пособие для вузов/ В.Б. Буглай и Н.Н. Ливенцев; Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М., 1998.
22. Меркулов К.А. Ислам в мировой политике и международных отношениях. М. 1982
23. Мировая экономика: тенденции 90-х годов. / Отв. ред. И. С. Королев. - М., 1999.
24. Момани З. Арабская региональная система и современное международное право. - М., 1994
25. Мухаммад Шафи, Милан Муфти. Распределение богатства в исламе. - Новосибирск, 1995.
26. Национальные рынки ссудных капиталов ведущих капиталистических стран. / Под

168
редакцией Е.Ф.Жукова. - М., 1991.
27. Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. - М., 1972
28. Одинаев Я.К. Коран: философское, этическое, эстетическое учение. - М., 1991.
29. Павлов В.В. Исламские банки в исламском финансовом праве. - М., Анкил. 2003.
30. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. - М., 2000.
31. Поздняков Э.А. Политика и нравственность. - М., 1995.
32. ПочтаЮ.М. Социально-экономические предпосылки генезиса ислама. - М., 1981.
33. Сайид Муджтаба Рукни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина. - Баку, 1994.
34. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса: Учеб. пособие.- М., 1999.
35. Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений. - М., 2001.
36. Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2001
37. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. - М.,1986.
38. Теория морали и этика бизнеса. Курс лекций. РЭА. 1995
39. Томилов В.В. Культура организации международных коммуникаций. - СПб., 2000
40. Уткин Э. А. Этика бизнеса.- М., 1998
41. Филоник А.О., Исаев В.А., Федорченко А.В. Финансовые структуры Ближнего Востока. - М., 1996.
42. Фильштинский И.М. История арабов и халифата (750-1517гг.). - М., 2001
43. Фон ден Берг. Основы начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы. СПб.1882
44. Хзраджян С. Этика бизнеса . - М., 1992.
45. Хаммудах Абдалати. Ислам какой он есть. - Баку, 1999.
46. Хуссейн Х. Хассан. Право на труд в исламе. - Новосибирск, 1996.
47. Хуссейн Х. Хассан. Право на частную собственность в исламе. - Новосибирск, 1996.
48. Хуссейн Х. Хассан. Право на равенство в исламе. - Новосибирск, 1996.
49. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Учебное пособие. - М., 2000.
50. Шариат и суд (Вещное и обязательное право). - Ташкент, 1911. - т.1.

169
51. Шихарев П.Н. Этические принципы ведения дел. - М., 1999
52. Экономика русской цивилизации. / Под ред. О.А. Платонова. - М., 1995.
53. Экономическая история. Предпринимательство и предприниматели. / Под ред. Розалиева Ю.Н. - М.,1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ