Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ С УЧЕТОМ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ

Работа №28894

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы167
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
481
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Исследование межкультурных факторов предпринимательства в России и в странах мусульманской 10
культуры
1.1. Этические аспекты бизнеса, влияние религиозных факторов на экономические системы 10
1.2. Исследование особенностей этики бизнеса и управления в
мусульманской и российской экономических системах 22
1.3. Принципы ведения этичного бизнеса исламскими субъектами рынка 31
1.4. Анализ возможностей экономической интеграции и адаптации
исламских этических норм бизнеса и управления в российском предпринимательстве 47
Глава 2. Формы организации и методы управления предпринимательской деятельностью в России и в странах 60 мусульманской культуры
2.1. Типизация форм и исследование основных тенденций организации
исламского и российского бизнеса 60
2.2. Задачи организации и ведения совместного бизнеса на базе
этических норм 83
2.3. Разработка алгоритма организации совместных компаний с учетом
межкультурных факторов 98
Глава 3. Формирование механизмов эффективного управления совместным бизнесом на базе этических норм 112
3.1. Условия и принципы этичного управления многонациональными компаниями 112
3.2. Разработка методов этичного поведения менеджера
многонациональной компании 126
3.3. Источники и оценка эффективности этичного бизнеса на макро- и миркроуровнях 137
Заключение 149
Приложение I. Кодекс этичного ведения бизнеса 155
Приложение II. Деловая этика американского финансового дома «LARIBA» 157
Приложение III. Кодекс международной деловой этики для христиан, мусульман и иудеев 158
Приложение IV. Устав некоммерческого партнерства «Союз деловых мусульман» 162
Список литературы 166

Развитие многонациональной среды российского бизнеса определяет необходимость учета факторов культурного разнообразия при построении системы отношений между субъектами рынка, при формировании системы управления и ведении хозяйства компаниями. Решение данной задачи связано с всесторонним изучением влияния различных культур и религий на экономику и управление предприятиями, с выявлением механизмов перехода к этичному бизнесу. Отсутствие учета в партнерских деловых отношениях межкультурных факторов, таких как, особенности национального поведения, религиозной морали, этических норм, организационной культуры, негативно отражается на развитии совместного предпринимательства. Это выражается в возникновении конфликтных ситуаций и, в конечном счете, в повышении трансакционных издержек как российских предпринимателей, так и внешних партнеров, что соответственно ведет к снижению конкурентоспособности совместного бизнеса. Чем выше предсказуемость партнерских отношений, чем надежнее ожидания от кооперации, тем шире возможности взаимовыгодного сотрудничества.
Население России многоконфессионально, и значительную часть его составляют двадцать миллионов российских мусульман. В таких условиях создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное участие этих граждан в экономической жизни страны, приобретает особой интерес и значимость. «Россия видит свою роль в том, чтобы стать мостом между христианским Западом и мусульманским Востоком. Российское руководство считает ислам великой мировой религией, которая является важным фактором глобального политического и экономического развития. Кремль также намерен продвигать идею о близости российских и исламских подходов ко многим международным проблемам» . Об этом свидетельствует и недавнее заявление Президента РФ о намерении России сотрудничать с одной из самых авторитетных мусульманских организаций мира - Организацией «Исламская конференция» (ОИК). Российские предприниматели и инвесторы в значительной степени заинтересованы в расширении торгово-экономического взаимодействия в рамках многосторонних инвестиционных проектов между Россией и странами - членами ОИК, ресурсы которой составляют 70% мировых запасов нефти и 50% газа. Аналогичное отношение к сотрудничеству имеет место и в исламском мире. Очевидно, что для взаимовыгодной кооперации со странами ОИК в первую очередь необходимо глубокое изучение норм и требований, предъявляемых в странах-партнерах к ведению совместного бизнеса.
Расширение международных связей российского бизнеса со странами Ближнего и Среднего Востока требует подготовки современных менеджеров, способных эффективно работать, осуществлять деловые контакты в условиях межкультурной бизнес-среды. В нашей стране со значительным мусульманским сегментом изучение принципов и особенностей ведения бизнеса, характерного для исламских стран, и использование его позитивного опыта представляет особую важность. Наряду с этим российский опыт также может сыграть заметную роль в совершенствовании совместного предпринимательства со странами Ближнего Востока. Появление на территории России исламских финансовых институтов и увеличение числа совместных предприятий говорит о возрастающем интересе к ведению совместного бизнеса, к экономическим принципам и нормам, которые в значительной степени ориентированы на положения религиозной морали и концентрируют внимание на этических аспектах менеджмента.
Вместе с тем, актуальность темы исследования определяется назревшей потребностью общества в добросовестном поведении всех участников рыночных отношений в России. Сходство христианских и исламских экономических постулатов дает возможность искать новые подходы в формировании механизмов этичного управления совместными предприятиями с учетом национальной специфики. Этичное управление позволит выстроить новые отношения, наладить сотрудничество и достичь высокой эффективности бизнеса и взаимопонимания как на макро-, так и на микроуровнях.
Степень разработанности проблемы
Идея о системообразующем воздействии на предпринимательство и менеджмент этики и религии неоднократно затрагивалась в трудах разных исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Так, проблеме влияния христианства на экономику в западной экономической школе посвящены работы Т.Парсонса, М.Вебера, Д.Маклеланда, а из отечественных ученых - С. Булгакова,
O. Платонова, Н. Бубнова, Д.Раскова и др. Исследованием исламской этики бизнеса занимались в основном зарубежные экономисты (Р.Бикун, С. Накви, М.Сиддики,P. Уилсон, Ч.Торрей). Данная проблема достаточно нова для России, тем не менее можно отметить и российских ученых, специализирующихся в данной области: А.Ю.Журавлев, А.И.Ионова, В.В.Павлов, Р.Р.Беккин и др. Эти работы дают богатый теоретический материал лишь в области деятельности исламских финансовых институтов. Необходимость расширения и углубления проблематики исследования в области проведения анализа национальных особенностей организационной культуры, управления бизнесом в мусульманских компаниях, разработки схем организации и управления совместным бизнесом, оценки эффективности этичного бизнеса, обусловила выбор темы и целей диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования
Основной целью диссертационного исследования является анализ и развитие концептуальных положений совершенствования системы управления совместным предпринимательством с учетом национальных и культурных особенностей.
В соответствии с этим, диссертационное исследование направлено на решение следующих задач:
- изучение организации предпринимательства в России, обоснование необходимости учета межкультурных факторов в предпринимательстве, как внутри страны, так и за ее пределами.
- анализ характеристик религиозных факторов и их учет при формировании совместного предприятия; классификация этических норм предпринимательства, ориентированного на исламскую культуру и анализ адаптации их к российской среде.
- идентификация организационных форм и выявление основных тенденций организации предпринимательства с элементами мусульманской культуры в России.
- определение задач организации и ведения совместного бизнеса.
- выявление условий и принципов этичного управления многонациональными компаниями.
- формирование подходов к оценке эффективности этически обоснованных решений.
Предмет и объект исследования
В качестве объекта исследования рассматривается сфера совместного предпринимательства в условиях, различающихся в зависимости от типа культур и религий.
Предметом исследования являются теоретические и концептуальные основы организации предпринимательства, основанные на использовании межкультурных факторов ведения бизнеса с учетом особенностей исламской деловой культуры. Теоретические и методологические основы исследования
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ряда зарубежных и отечественных экономистов, имеющие научную и практическую значимость в области сравнительного менеджмента, изучения этических проблем управления. Автор применяет методы анализа и сравнения при выявлении типов ценностных ориентаций и норм национальных бизнес-культур, проблем восприятия культур. Системный подход был использован при разработке и формировании эффективных схем организации совместных российско-арабских компаний, экспертный метод - при бальной оценке в процессе принятия этичных решений. Метод восхождения от абстрактного к конкретному применен при переходе от описания источников мусульманского права к нормам, непосредственно относящимся к организации и управлению предприятием. Научная новизна работы
В процессе исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной:
- разработаны основные характеристики системы управления предпринимательством, в основу которой положены принципы организации бизнеса, учитывающие факторы мусульманской и христианской культур в комплексе с анализом других типов национальных культур.
- проведена сравнительная характеристика особенностей различных моделей экономического поведения (российской, исламской, англо-саксонской и японской моделей), которые сложились под влиянием специфических культурных, религиозных ценностей и традиций, в силу географических или исторических предпосылок.
- выявлен комплекс факторов, влияющих на характер установления и развития межнациональных деловых связей и ведения совместного бизнеса с учетом религиозных факторов. Предложены пути преодоления культурных барьеров.
- проведена идентификация типов организации исламского и российского бизнеса на основе критерия участия партнеров в затратах и результатах деятельности компаний. Выполнено сопоставление традиционных (европейских) и исламских инструментов финансирования бизнеса с выявлением эффективных схем, учитывающих интересы участников рыночных отношений.
- предложены формы сотрудничества коммерческих компаний с религиозными организациями, обеспечивающие условия для этичного и эффективного управления бизнесом. Разработаны принципы бизнес-этики в значительной степени связанные с религиозными установками и требующие закрепления в деловом этическом кодексе предприятия.
- разработаны особенности алгоритма организации совместных предприятий России и мусульманских стран. Сформирован комплекс мероприятий по институционализации культурного многообразия, основанного на совмещении базовых этических ценностей, национальных моделей управления.
- предложены подходы к интегральной социально-экономической оценке эффективности бизнеса на макро- и микроуровнях.
Практическая значимость работы
Положения, выводы и рекомендации могут быть использованы широким кругом компаний, обладающих культурным многообразием, при решении этических проблем в целях повышения эффективности управления. Использование алгоритма создания национальных компаний с элементами мусульманской деловой культуры открывает новые возможности для совместного предпринимательства, как на территории России в среде мусульманского населения, так и в мусульманских странах.
Новые подходы, основанные на использовании опыта и приемов различных бизнес-культур, могут оказать значительный вклад в развитие теории и практики менеджмента, международных экономических отношений, помочь в изучении кризисных, конфликтных явлений и облегчить поиск путей их преодоления.
Основные теоретические положения и выводы диссертации применяются автором в преподавании дисциплины «Основы исламской экономики» в Московском исламском университете и используются при подготовке учебно¬методических материалов по данному курсу.
Структура диссертационного исследования
Цель и задачи исследования определили логику изложения материала, в соответствии со следующей структурой: введение, основная часть, состоящая из трех глав, и заключение. В первой главе проводится исследование межкультурных факторов предпринимательства в России и в странах мусульманской культуры: этических аспектов бизнеса, религиозных факторов и их влияния на социально-экономические системы, принципы ведения бизнеса исламскими субъектами рынка, определяются возможности экономической интеграции и адаптации мусульманских этических норм бизнеса и управления в российском предпринимательстве.
Во второй главе проводится типизация форм и исследование основных тенденций организации исламского и российского бизнеса, выделяются задачи организации и ведения совместного бизнеса на базе этических норм, разрабатывается алгоритм организации компаний с учетом межкультурных факторов.
Третья глава посвящена формированию механизмов эффективного управления совместным бизнесом на базе этических норм. В главе определяются условия и принципы этичного управления многонациональными компаниями, разрабатывается схема этичного поведения менеджера такой компании, выявляются источники и оценка эффективности этичного бизнеса на макро- и миркроуровнях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное в рамках диссертационной работы исследование, касающееся влияния религиозных основ и национальных традиций на формирование деловой культуры, форм организации, методов управления и выявления оптимального эффективного управления совместными компаниями на базе этичных норм, позволяет сделать следующие выводы:
1. Принципы, которыми руководствуются предприниматели различных культур в повседневной практике и в бизнесе, нельзя не учитывать, так как они накладывают серьезный отпечаток на действующие в предпринимательстве этические подходы. Существует такая закономерность: чем фундаментальнее образовательный и культурный уровень людей, чем ближе к цивилизованной экономике общество, тем меньше в нем недобросовестности, нечестности в деловых отношениях между людьми.
2. Несомненно, что на состояние этики в российском обществе и бизнесе свой отпечаток накладывает многообразие исторических, национальных, религиозных традиций. На данном этапе в России все большее значение приобретают фактор религиозной мотивации. Предприниматели различных вероисповеданий жертвуют на строительство храмов огромные средства. Духовные принципы религиозной морали способны сыграть огромную роль в нравственном формировании российского бизнеса. Близость монотеистических религий, таких как иудаизм, христианство и ислам, проявляется в тех принципах человеческого общежития, которые опираются на объединении людей, на уважительном, терпимом отношении, на взаимовыгодном, справедливом сотрудничестве, примером чему могут служить высказывания двух великих пророков - Моисея и Мухаммада, смысл которых заключается в том, чтобы человек желал другим того же, чего он желает себе и соответственно действовал согласно своим добрым намерениям. Исследования показывают, что независимо от страны и культуры, на Западе и на Востоке верующие предприниматели добиваются более существенных успехов, все чаще они становятся образцами для подражания, формируют новую культуру бизнеса.
3. Моральные и религиозные нормы православия и ислама во многом имеют общую основу. Данный фактор приобретает большое значение в понимании роли исламских этико-нравственных установок для мусульманского населения РФ и возможности их дальнейшей адаптации в хозяйственной сфере деятельности в рамках российской экономики.
4. Изучение этических ценностей исламской экономической доктрины, играющих определяющую роль в формировании хозяйственных отношений на Востоке, позволяют говорить о том, что базовыми ценностями признаются свобода, справедливость, законность предпринимательской деятельности, в противовес которым выдвигаются нарушение прав человека, несправедливость и то, что несет вред вовлеченным в бизнес людям или интересам общества. К вариантам неэтичного поведения относятся сужение ресурсов под процент, обман, спекулятивные сделки, азартные игры, мошенничество. Коран не осуждает богатство, напротив - поощряет материальное благополучие, но призывает на пути к нему не забывать о высших целях человеческой жизни и добиваться его в рамках божественных предписаний.
5. Экономика, по сути, не может характеризоваться как исламская, христианская, буддистская и так далее. Поэтому, при исследовании системы организации исламского бизнеса, имеется в виду стандартная хозяйственная система, отличающаяся только тем, что соответствующее вероучение вменяет ей моральный кодекс как необходимый фактор системного баланса. В прикладном плане это означает, в том числе, использование принципов финансового менеджмента, предписанных шариатом. Эта важная специфическая черта данной модели, естественно, не упраздняет известные базовые законы, которые действуют в экономике с исламской бизнес-культурой точно так же, как и в традиционной.
6. Россия - многонациональное, поликонфессиональное, федеративное государство, в состав, которого входят многочисленные народы, исторически исповедующие религию ислам и национально идентифицирующие себя носителями его культуры. Изучение факторов, влияющих на характер установления и развития межнациональных деловых контактов, дает возможность заключить, что исламские нормы ведения этичного бизнеса будут востребованы на всей территории России, а реализация этих принципов на практике не означает изоляцию одних рыночных агентов от других в предпринимательской сфере, а, наоборот, - их взаимную интеграцию и сотрудничество.
7. Типизация форм и исследование основных тенденций организации исламского предпринимательства в России показало, что большинство организационно-правовых форм, существующих в РФ на сегодняшний день, во многом идентичны формам исламского бизнеса. Это означает, что в российской экономической среде сложилась правовая база, которая будет способствовать развитию потенциально возможного исламского предпринимательства. Основной формой исламского бизнеса является партнерство (мушарака), которое предполагает принцип ведения совместной деятельности и разделения прибыли, либо убытков пропорционально вложенному начальному капиталу каждой стороной сделки.
8. Требования шариата о недопущении кредитного процента совпали с общей мировой тенденцией резкого снижения процентной ставки, отхода от банковских вкладов и перехода к паевым фондам и прямым инвестициям в акции. Успешное развитие деятельности исламских банков говорит в пользу выбора альтернативных подходов в построении взаимоотношений между банком и его клиентами. Такой процесс стимулирует поиски новых идей развития нетрадиционной экономической системы, поиски этических разрешений возникающих проблем, в частности финансирование малого бизнеса, не обремененное процентной ставкой. Основное преимущество исламского банка состоит в том, что вкладчик непосредственно может участвовать в проектах банка и тем самым контролировать использование своих средств. При таких условиях вопрос о недоверии исключается сам по себе.
9. Принципы, на которых основано исламское банковское дело, не противоречат российским гражданским законам, следовательно, эти банки могут свободно функционировать в российской экономической системе. Учреждение в России финансовых организаций, работающих по принципам шариата, создаст благоприятные условия для развития торгово-экономических отношений с исламским миром и позволит проводить кредитование торговли, финансирование экспорта машиностроения и разработки высоких технологий в РФ и странах СНГ. Тесное сотрудничество с исламскими банками позволит расширить границы кредитования различных проектов, в том числе в сфере образования и культуры.
10. Задачи организации и ведения совместного бизнеса должны разрабатываться с учетом кооперационных связей на основе морально-этических норм, которые реализуются на трех уровнях: организационно-управленческом; производственном; снабженческо-сбытовом. Организационно-управленческий уровень включает в себя основные задачи, связанные с: поиском и выбором партнера; учреждением совместных предприятий в России и в мусульманских странах; внутренней организацией и управлением СП. Задачи внутренней организации и управления совместным предприятием должны включать в себя выработку основных правил работы, учитывающих особенности национального бизнеса двух стран. Проблему производства некачественной продукции помогают решить свидетельства о качестве, сертификаты и другие документы, выдаваемые заслуживающими доверия учреждениями, в частности государственными. Задачи снабженческо-сбытового характера начинаются с ориентации на потребителя и решаются правильно разработанной стратегией продвижения продукта, грамотным ведением переговоров, совершенствованием системы международно¬экономического взаимодействия.
11. Разработанный в ходе работы алгоритм организации совместной компании с учетом этических норм помогает решить проблему создания нового совместного предприятия в рамках взаимодействия двух культур. Предприниматель, ориентированный на учет религиозных и национальных аспектов ведения бизнеса, должен избрать разрешенную и приемлемую сферу деятельности, учесть возможности вложения в дело собственного и привлеченного капиталов, рассчитать сроки окупаемости финансовых ресурсов, разработать проект с технико-экономическим обоснованием, выбрать правильную организационно¬правовую форму, предоставить инвестору подробный бизнес-план, содержащий достоверные и реальные финансовые показатели.
12. Для компании, обладающей культурным многообразием, учет этического аспекта в процессе принятия решений становится одним из важнейших факторов эффективного управления. Для использования преимуществ многонациональной культуры необходимо создание такого климата, который будет способствовать восприятию культурных различий. Основа этичного управления - социальная ответственность фирмы, которая подразумевает максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму недостатков, затрагивающие как участников бизнеса, так и общество в целом. Кодексы и стратегии, поддерживающие нравственность, усиливают этичное поведение, особенно если работники обязаны соблюдать эти кодексы. Кодексы профессионального поведения также эффективны, если они хорошо известны членам профессиональных корпораций. Кодекс этичного ведения бизнеса приводится в приложении 1.
13. Модель этичного поведения менеджера показывает, что руководитель несет наибольшую степень ответственности. От правильного понимания менеджером целей фирмы, грамотного управления культурным многообразием, справедливой системы мотивации труда, внутреннего и внешнего контроля, этичного подхода к разрешению проблем зависит эффективность деятельности компании, в частности таких показателей как, высокая производительность, стабильная, отлаженная работа всех подразделений, высокая организационная культура, низкая текучесть кадров, динамичное развитие и т.д.
14. Оценка влияния этичности на эффективность принимаемых решений не поддается формальному, количественному измерению. Следовательно, в данном случае необходимо воспользоваться методом экспертных оценок. Интегральный показатель общей социально-этической эффективности вычисляется путем суммирования произведений относительного веса характеристики и оценки последствий каждого из вариантов решений в баллах. После определения величины относительного показателя социально-этической эффективности, его можно использовать при расчете совокупной социально-экономической эффективности предпринимательской деятельности как поправочный коэффициент.
15. Источники и оценка эффективности этичного бизнеса на макро- и микроуровнях показывают, что этичное поведение весьма существенно для долговременного успеха в бизнесе. Этика играет важную роль в конкурентноспособности национальной экономики, обеспечивая успешное развитие всей страны. Этичное поведение поддерживает рыночную систему, а неэтичное - препятствует нормальному функционированию рынка. У работников и управляющих есть сильная мотивация к созданию и укреплению взаимного доверия. Этичное поведение предпринимателя ведет к успеху его собственного дела, так как только на такой основе можно обеспечить стабильные и многообразные возможности для кооперации.
В заключении необходимо еще раз подчеркнуть, что в эпоху глобализациии стремительное развитие международных экономических отношений требует понимания и учета особенностей характера и отличительных черт поведения разных народов. Тенденция развития событий на Ближнем Востоке показывает, что Запад проявляет большой интерес к странам мусульманского мира как имеющим огромный ресурсный и финансовый потенциал для развития международной торговли, а страны Ближнего Востока, в свою очередь, заинтересованы в поддержании экономической стабильности и интеграции с другими странами, в том числе и Россией. Знание специфики местного бизнеса позволяет бизнесменам получать реальные преимущества. Вследствие этого, для достижения взаимопонимания и решения совместных проблем, изучение и понимание национальных и культурных различий необходимо как немусульманам, так и мусульманам непосредственно.
Этика бизнеса в России проходит стадии становления. Постепенно в многонациональной и поликонфессиональной России меняется само представление о характере и целях бизнеса, его общественном назначении. Торговля, финансы, производство - это не просто отрасли экономики, это особый мир со своей системой ценностей, типом поведения, профессиональным и общественным опытом. Бизнесмены все активнее обращаются к ценностям и традициям, заложенным в культуре и религии народов, в богатом историческом наследии. Сегодня все больше мусульман-предпринимателей волнуют вопросы, связанные с дозволенным и запретным поведением в бизнесе, правильными взаимоотношениями с партнерами. Этика труда и предпринимательства в мусульманском мире сродни традициям русского предпринимательства, в частности, с традициями старообрядчества, где базовыми ценностями являются повседневное трудолюбие и добросовестность, честность и выполнение долга. Это значит, что есть точки соприкосновения для создания крепких, стабильных, доверительных взаимоотношений в построении нравственного, этически корректного бизнеса.



1. Коран. Пер. Крачковского, - М.: Наука, 1990.
2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
3. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
4. О состоянии и развитии малого предпринимательства в РФ и мерах по его государственной поддержке / Доклад ГКРП. - М., 1996.
5. The Government of Dubai, Decree Regarding the Establishment of Dubai Islamic Bank, Dubai, 1975
6. The Government of Egypt, Law No. 48/1977 on the Establishment of Faisal Islamic Bank of Egypt, Cairo, 1977
7. The Government of Jordan, law No. 13 Regarding Jordan Islamic Bank for Finance and Investment, Amman, 1978
8. The Government of Malaysia, Islamic Banking Act, Kuala-Lumpur, 1983
9. The Government of Pakistan, Modaraba Companies and Modaraba Ordinance, Karachi, 1980
Справочники
1. Ислам. Энциклопедический словарь. - М., 1991.
2. Большой экономический словарь. - М., 1994.
3. Финансирование ЕБРР. Справочник для компаний и предпринимателей. ЕБРР,1994.
Монографии на русском языке
1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М., 1988.
2. Антонов В.В. Основы этики ислама. - СПб, 1993
3. Ахметов А. Социальная доктрина ислама. - М., 1982.
4. Блюшкин В.А. Мир моральных ценностей. - М., 1981.
5. Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. - М.: РАГС, 2000.
6. Беккин Р.И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика. - М. Анкил,2001.
7. Белянина И.В. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса в России: задачи и перспективы. - М., 1992.
8. Герчикова И.Н. Международные экономические организации. - М., 2000.
9. Дейвид Дж. Фритцше. Этика бизнеса: глобальная и управленческая перспектива. - М ., 2002.
10. Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. Международно-правовые, экономические и гуманитарные аспекты. - М., 1991.
11. Жульев В.К. Бог и человек. Основы этики. - М., 1992.
12. Журавлев А.Ю. Теория и практика исламского банковского дела. - М., 2002
13. Журавский А.В. Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога. - М.: Наука, 1990.
14. Закария М.Г., Яковлев А.И. Нефтяные монархии Аравии на пороге XXI в. - М.,1998.
15. Зуев Ю.П. Религия в России: ХХ век. Золотая книга России. М.: Эксклюзив-пресс,2000.
16. Ионова А.И. Предпринимательство в мусульманском мире. М.: Изд. РАУ, 1993.
17. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М.: Леном, 1999.
18. Льюис, Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к пониманию. М., 2001
19. Макарова С.М. Современная экономическая доктрина ислама: научно¬аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1983.
20. Маркетинговая и финансовая деятельность предприятий / Суходоева Л.Ф., Любушин Н.П. Чиркова М.Н. - Н.Новгород, 1996.
21. Международные экономические отношения: - Учебное пособие для вузов/ В.Б. Буглай и Н.Н. Ливенцев; Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М., 1998.
22. Меркулов К.А. Ислам в мировой политике и международных отношениях. М. 1982
23. Мировая экономика: тенденции 90-х годов. / Отв. ред. И. С. Королев. - М., 1999.
24. Момани З. Арабская региональная система и современное международное право. - М., 1994
25. Мухаммад Шафи, Милан Муфти. Распределение богатства в исламе. - Новосибирск, 1995.
26. Национальные рынки ссудных капиталов ведущих капиталистических стран. / Под
редакцией Е.Ф.Жукова. - М., 1991.
27. Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. - М., 1972
28. Одинаев Я.К. Коран: философское, этическое, эстетическое учение. - М., 1991.
29. Павлов В.В. Исламские банки в исламском финансовом праве. - М., Анкил. 2003.
30. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. - М., 2000.
31. Поздняков Э.А. Политика и нравственность. - М., 1995.
32. Почта Ю.М. Социально-экономические предпосылки генезиса ислама. - М., 1981.
33. Сайид Муджтаба Рукни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина. - Баку, 1994.
34. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса: Учеб. пособие.- М., 1999.
35. Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений. - М., 2001.
36. Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2001
37. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. - М.,1986.
38. Теория морали и этика бизнеса. Курс лекций. РЭА. 1995
39. Томилов В.В. Культура организации международных коммуникаций. - СПб., 2000
40. Уткин Э. А. Этика бизнеса.- М., 1998
41. Филоник А.О., Исаев В.А., Федорченко А.В. Финансовые структуры Ближнего Востока. - М., 1996.
42. Фильштинский И.М. История арабов и халифата (750-1517гг.). - М., 2001
43. Фон ден Берг. Основы начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы. СПб.1882
44. Хзраджян С. Этика бизнеса . - М., 1992.
45. Хаммудах Абдалати. Ислам какой он есть. - Баку, 1999.
46. Хуссейн Х. Хассан. Право на труд в исламе. - Новосибирск, 1996.
47. Хуссейн Х. Хассан. Право на частную собственность в исламе. - Новосибирск,1996.
48. Хуссейн Х. Хассан. Право на равенство в исламе. - Новосибирск, 1996.
49. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Учебное пособие. - М., 2000.
50. Шариат и суд (Вещное и обязательное право). - Ташкент, 1911. - т.1.
51. Шихарев П.Н. Этические принципы ведения дел. - М., 1999
52. Экономика русской цивилизации. / Под ред. О.А. Платонова. - М., 1995.
53. Экономическая история. Предпринимательство и предприниматели. / Под ред. Розалиева Ю.Н. - М.,1999.
Сборники
1. Арабские страны Западной Азии Северной Африки. - М., 1997.
2. Арабские страны: проблемы социально-экономического общественно¬политического развития. - М., 1995.
3. Ближний Восток и современность. - М., 1999.
4. Гаспринский И.Б. Русское мусульманство: мысли, заметки и наблюдения// Этнографическое обозрение. 1992. № 5, 6.
5. Гукасян Г.Л., Смирнова Г.И. Некоторые аспекты деятельности исламских банков с участием капитала нефтеэкспортирующих стран Аравийского полуострова (на примере Саудовской Аравии и Кувейта)// Арабские страны: Проблемы социально-экономического и общественно-политического развития. Выпуск 2. М.,1995
6. Грищенко С.В. Осуществление контроля в исламских банках - Ближний Восток и современность. Выпуск 5, М., 1998
7. Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления. - М.: РАУ, 1992.
8. Журавлев А.Ю. Исламский бэнкинг: проблемы становления. - Арабские страны западной Азии и Северной Африки. Выпуск 3. М., 1998
9. Ионова А.И. Исламский взгляд на проблему человека в условиях рыночной экономики // Вопросы экономики. М. 1993. № 8.
10. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. / Под ред. Ионовой А. И. - М., 1985.
11. Ислам и политика. / Под. ред. Миронова Г.В. - М., 2001.
12. Ислам и мусульмане в Росси./ Под ред. Муртазина М.Ф., Нуруллаева А.А. - М.,1999.
13. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982
14. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. - М., 1992.
15. Культура и этика бизнеса: история, традиции, проблемы переходного периода: Материалы международной науч.-практ. конф., 17-18 сент.1997г. - Казань, 1997.
16. Лебедев С.Б. Этические критерии морально-этического поведения бизнесменов и управленческого персонала // Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции 19-21 октября 1998 - СПб.: СПбГУЭФ, 1998
17. Нравственные основы предпринимательской деятельности: Межвуз. сб. науч. тр.//Ред. Фетисов В.П. - Воронеж, 1995.
18. Расков Д.Е. Старообрядческое предпринимательство в экономике России (на примере московской промышленности XIX века) // Экономическая история России: проблемы, поиски, решения. Вып. 3. М., Волгоград, 2001.
19. Сторчак В.М. Протестантизм и православие: этика труда и предпринимательства //Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. М.: РАГС, 2000. № 1.
20. Современный ислам, человек и общество / А. И. Ионова, А. К. Султангалиева, П. С. Юсупов - М., 1991
21. Филоник А.О., Ахмедов В.М. Российско-саудовские внешнеэкономические связи: предпосылки и перспективы // Арабский мир в конце ХХ века. Материалы I-ой конференции арабистов ИВ РАН. - М., 1996.
22. Филоник А.О. Исламские банки и СНГ.//Ближний Восток и современность.- М., Вып.3. -1997.
23. Шейх Салех Абдаль Каше. Принципы ислама в экономике. // Вестник Московского Университета. - Серия 6. - М.,1992. - №4
24. Экономическое и финансовое управление мусульманскими религиозными организациями: реалии и перспективы.//Материалы 4-го Всероссийского семинара руководителей ДУМ, 19-23 июля 2001 г. - М., 2001.
25. Экономические структуры арабский стран: экономико-статистический анализ. / Фридман Л.А., Стоклицкий С.Л. - М., 1985.
26. Этика бизнеса: Межкультурные аспекты. Материалы Международного симпозиума, Москва, 11-14 июня 1991г. - М., 1992.
Источники на иностранном языке.
1. Abdeen, Adnan, The Saudi financial system, in the context of Western and Islamic finance / by Adnan M. Abdeen, Dale N. Shook. Chichester [West Sussex]; New York: Wiley, 1984.
2. Ahmad, Sheikh Mahmud, Economics of Islam, Lahore. l952.
3. Al Omar Fuad Islamic Banking. Theory and Practice. Challenges. 1996
4. Al Suwaidi Ahmed Finance and International Trade in the Gulf. 1994
5. Ali, M. (ed.). Islamic Banks and Strategies of Economic Cooperation, New Century Publishers, London. l982
6. AlJarhi, Ma'bid Ali. A monetary and financial structure for an interest free economy, institutions, mechanism and policy. Money and Banking in Islam, International Center for Research in Islamic Economics, Jeddah, and Institute of Policy Studies, Islamabad.l983.
7. Aminu Salihu Mikailu. Ethics and business performance: an Islamic analysis. Sokoto,1989.
8. Anwar, Muhammad. A macroeconomic model for interest-free economies [microform] an integrative study of western and Islamic economic systems. 1985.
9. Banking and finance, Islamic concept. edited by Mukhtar Zaman. Karachi: International Association of Islamic Banks, 1993.
10. Beekun, Rafik Issa. Islamic business ethics. Herdon, Virginia, 1997.
11. Chapra, M. Umer. Money and banking in an Islamic economy. l982.
12. Chapra, M. Umer. Toward a Just Monetary System, The Islamic Foundation. Leicester. l985.
13. Choudhury, Masul Alam. Contributions to Islamic Economic Theory: A Study in Social Economics. St Martin Press, New York, l986
14. Comair-Obeid, Nayla. The law of business contracts in the Arab Middle East: a theoretical and practical comparative analysis. London: Boston: Kluwer Law International, 1996.
15. Directory of Islamic financial institutions. edited by John R. Presley. London; New York: Croom Helm, 1988.
16. ElAsker, A.A.F. The Islamic Business Enterprise, Croom Helm, London. 1987
17. Encyclopedia of Islamic Banking and Insurance. London Institute of Islamic Banking and Insurance. 1995
18. Fahim Khan, M. Essays in Islamic economics. Leicester: Islamic Foundation, 1995.
19. Farouqui Mahmood. Islamic Banking and Investment Challenge and Opportunity. 1995
20. Gambling, Trevor. Business and accounting ethics in Islam. London ; New York: Mansell, 1991.
21. Ghaussy, A. Ghanie (Achmed Ghanie), Islamic countries and Europe: current issues in Islamic economics, Bern: Haupt, 1994.
22. Islam, knowledge, and ethics: a pertinent culture for managing organizations /edited by Syed Othman Alhabshi, Nik Mustapha Nik Hassan. Kuala Lumpur, Malaysia: Institute of Islamic Understanding Malaysia, 1998.
23. Islamic Development Bank. Islamic banks' portfolio. Jeddah, Saudi Arabia: Islamic Development Bank, 1992
24. Islamic law: theory and practice / edited by R. Gleave and Kermeli. London; New York, 1997.
25. Islamic law and finance / edited by Chibli Mallat; with an introduction by W.M. Ballantyne. London; Boston : Graham &Trotman, 1988
26. Khaliq Ahmad &AbulHasan M. Sadeq. Ethics in business and management: Islamic and mainstream approaches. Malaysia, 2002
27. Khan, Javed Ahmad. Islamic economics and finance: a bibliography / compiled by Javed Ahmad Khan. London ; New York : Mansell, 1995
28. Khan, Muhammad Akram, 'Theory of employment in Islam', Islamic Literature, Karachi, l968.
29. Khan, W.M., Towards an Interest-Free Islamic Economic System, The Islamic Foundation, Leicester. l985.
30. Mannan M.A. Islamic Economics: Theory and Practice. 1986
3 1 . Montasser, Hashem Essam El Din. Financial innovation in Islamic finance / a thesis presented by Hashem Essam El Din Montasser. 1997,: Harvard Archives: HU 92.97
32. Moore, Philip. Islamic finance: a partnership for growth. London: Euromoney Publications, 1997
33. Mushtaq Ahmad. Business ethics in Islam. Islamabad, 1995.
34. Naqvi, Sayed Nawab Haider. Economics and Ethics: An Islamic Synthesis. Islamic Foundation, Leicester, 1991.
35. National Conference on Business Ethics (9th: 1992: Bentley College) Emerging global business ethics / edited by W. Michael Hoffman, Westport, Conn.: Quorum Books, 1994
36. Nyazee, Imran Ahsan Khan. Islamic law of business organization: partnerships. Islamabad: International Institute of Islamic Thought : Islamic Research Institute, 1999.
37. Nyazee, Imran Ahsan Khan. Islamic law of business organizations: the modern corporation and Islamic law. 1st ed. Herndon, Va. : International Institute of Islamic Thought, 1998.
Sullivan. Bloomington : Indiana University Press, 1992.
39. Saad Abdul Sattar al-Harran. Islamic finance: partnership financing. Malaysia: Pelanduk Publications, 1993.
40. Sen, A. On Ethics and Economics. Massachusetts, 1991.
41. Siddiqi, M.N., Issues in Islamic Banking, Islamic Foundation, Leicester. 1983.
42. Siddiqi, M.N., Partnership and Profit Sharing in Islamic Law, Islamic Foundation, Leicester. 1985.
43. Udovitch, Abraham L. Partnership and Profit in Medieval Islam. Princeton University Press, Princeton, N.J. l970.
44. Wilson, Rodney. Islamic Business: Theory and Practice. Economist Intelligence Unit Special Report, no. 221, London, 1985.
45. Wienen, Ingmar. Impact of religion on business ethics in Europe and the Muslim world : Islamic versus Christian tradition. Frankfurt am Main ; New York : P. Lang, 1997.
46. Vogel, Frank E. Islamic law and finance: religion, risk, and return. Boston: Kluwer Law International, 1998.
Статьи на русском языке
1. Бадов А.. Деньги - Дар Аллаха. //Эксперт. - М., - №4 от 31.01.00.
2. Бизнес ищет закон шариата.// Деловой Петербург. - №192 от 29.10.01.
3. Гаспринский И.Б. Русское мусульманство: мысли, заметки и наблюдения// Этнографическое обозрение. - 1992. - №5,6.
4. Голицын Ю. Предпринимательство и русский характер//Русский
предприниматель. - М., 2001. - №11
5. Жданов С.В. Исламская экономика: ретроспективный анализ// Финансовый бизнес. - М., 2000. - №5,
6. Дудченко В. Этика предпринимательства.// Деловая жизнь. - М., 1993. - №5/6 - с.17-22.
7. Журавлев А.Ю. Экономическая модель ислама: некоторые аспекты теории и
практики.//Ближний Восток и современность.
8. Журавлев А.Ю. Ислам и экономика // Россия и мусульманский мир. - М., 1992¬2000. - №4(94)
9. Жмуйда И Морозова М. Исламские традиции и экономический рост.// Азия и Африка сегодня - М., 1997. - №8.
10. Зайченко А.С. Нравственные параметры экономической реформы./Этика бизнеса: межкультурные аспекты.
11. Орлов В. Исламский капитал в Азербайджане // Эксперт. -М., 2000. - №17
12. Кемпер М. Мусульманская этика и «дух капитализма»// Татарстан, 1997.- №8.
13. Нуруллаев А.А. Милосердие и благотворительность в исламе// Милосердие. - М.: РОССПЭН, 1998
14. Полонская Л., Ионова А. Концепции «исламской экономики»: социальная сущность и политическая направленность // Мировая экономика и международные отношения. - М., 1981. - №3. - с.113-119.
15. Полонская Л., Ионова А. Экономические проблемы развивающихся стран и современный ислам // Азия и Африка сегодня. - М., 1976. - №11
16. Полонский А. Религия и предпринимательство. // Бизнес и политика. - М., 1997. - №2
17. Попов Ю. Российское предпринимательство: проблемы формирования профессиональной этики //Проблемы теории и практики управления. - М., 1996.- №3.
18. Резниченко Л.А. Культура бизнеса: (Заметки с международной
конференции)//Общество и экономика. - М., 1995 - №1.
19. Серебров С. Исламские банки середины 80-х годов: структура, функции, перспективы// Институт востоковедения. Специальный бюллетень. - №4 (261). - М.,1989.
20. Филоник А. Мусульманский бизнес в России: упущенные возможности или затянувшиеся смотрины? // Бизнес и политика. - М., 1997. - №11 - с.49.
21. Штопов Б. Деловая этика и менеджмент: современные подходы.// Проблемы теории и практики управления. - М., 2000. - №1
22. Яновский А.М. Национальная специфика взаимоотношений и деловой этики в бизнесе.// Современное управление. - М., 2000. - № 2.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ