Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АРТ-ТЕРАПИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Работа №73152

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
357
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С 12
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Особенности социализации детей с ограниченными 12
возможностями здоровья: сущность, этапы, механизмы, основные направления
1.2. Инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в 26
городской среде как социальная проблема
2. АРТ-ТЕРАПИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С 47
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
2.1. Основные направления арт-терапии в социализации детей с 47
ограниченными возможностями здоровья.
2.2. Диагностика проблемы социализации детей с ограниченными 64
возможностями здоровья на муниципальном уровне.
2.3. Проект «Арт-кафе как форма инклюзивного пространства в 76
городской среде»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 97


Актуальность темы исследования. В настоящее время социализация детей с ограниченными возможностями здоровья обладает определенной спецификой, которая определяется такими факторами, как: характер возможностей ребенка и объем реабилитационного ресурса общества. Социализация оказывает положительной воздействие как на определенные свойства и навыки детей с ограниченными возможностями здоровья (коммуникативные навыки, развитие мелкой моторики рук и т.д.), так и на самих детей с ограниченными возможностями в целом. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют затруднения в общении, овладении профессиональными навыками, обучении, самообслуживании [16, с.52-53].
Одним из успешных средств, которое помогает в социализации детей с ограниченными возможностями, сегодня является арт-терапия, метод, характеризующейся психотерапевтическими и развивающими
возможностями.
Несмотря на большое разнообразие методов арт-терапии и значительные различия между группами детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать некоторые особенности при проведении арт-терапии. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют затруднения в вербализации своих переживаний и проблем. Невербальная форма коммуникации для них является более естественной. Дети с ограниченными возможностями обладают спонтанными действиями и не способны к рефлексии своих поступков и чувств. С помощью рисунков они способны изобразить свои переживания бессознательно. А различные направления арт-терапии (музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия, оригами, лепка и т.д.) способствуют реализации талантов, помогают раскрыться, тем самым оказывают содействия при вхождении в социум [69, с.98-100].
В настоящее время производится поиск технологий, различных методов социального воспитания, средств, которые оказывают помощь в преодолении проблем развития детей с ограниченными возможностями здоровья: навыки социального взаимодействия, уверенность в действиях с опорой на отношения и собственные знания, при изменении социальной ситуации. Все это развивает социальную компетентность, которая необходима личности для оптимального входа в социальное общество. Одним из таких методов становится сегодня арт-терапия, что актуализирует тему магистерской диссертации [2, с.44-45].
Степень научной разработанности проблемы. Проблема
социализации детей с ограниченными возможностями здоровья производится по нескольким направлениям:
• работы теоретико-методологического характера, в которых раскрываются особенности и сущность социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (А.И. Ковалева, П.С. Кузнецов, М.В. Ромма, Л.В. Корель, А.В. Петровский, Р.Парка, Р. Нисбетт и др.);
• работы, посвященные исследованию социальных и социально-психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно: общее социальное положение детей с ограниченными возможностями, (С.В. Бесфамильная, Л.С. Васин, С.А. Васин, О.Ю. Голоден, Н.А. Демидов, Т.А. Добровольская, С.Н. Пузин, Н.Б. Шабалина), социальное положение детей с ограниченными возможностями здоровья в России (Е.Б. Бреева А.М. Нечаева,), социальные и социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями (Е.В. Конева, О.Н. Потапова, JI.A. Потылицына, С.Н. Пузин, В.К. Солондаев, В.П. Столбов, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова), образ жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (Н.И. Гурвич, H.A. Иорданская, B.C. Собкин);
• работы, посвященные раскрытию особенностей социализации детей с ограниченными возможностями (Б.В. Белявский, Ю.А. Блинков, Е.А. Губарев, Н.Ф. Дементьева, A.B. Кораблев, A.B. Лапотников, Е.Д. Худенко), факторам социализации (A.B. Иванов, Н.К. Смиронов), особенности социализации детей в семье с ограниченными возможностями здоровья (JI.A. Потылицын, Е.В. Кулагина). Также в данном направлении выделяют исследования, которые рассматривают отдельные аспекты социализации детей с ограниченными возможностями по следующим направлениям: медико-социальное (И.А. Камаев, М.А. Позднякова), психологическое (Г.Н. Багаева), социально-бытовое (Л.П. Гришина), образовательное (H.A. Барышникова, И.И. Лошакова, П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова), трудовое (А.Р. Миллер), социально-статусное (Э.К. Наберушкина);
• исследования таких проблем, как: социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья (Н.В. Антипьева), социальная работа с детьми с ограниченными вомзожностями (Е.М. Бакулина, Н.В. Лукьянченко, О.Н. Юлдашева), социальная работа с молодежью с ограниченными возможностями (Б.Ф. Усманов, К.И. Фальковская), оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (А.Р. Миллер, М. Раттер), государственная поддержка детей с ОВЗ (О.Н. Юлдашева);
• управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно общие и стратегические проблемы управления рассматриваются в работах Э.К. Наберушкиной, П.В. Романова, Т. И. Черняевой, Е.Р. Ярской-Смирновой. Анализ целей, функций и ресурсов управления нашли свое отражение в работах O.A. Герасименко, В.В. Дегтяревой, П. Дименштейна, В.А. Луковой, Е.М. Мастюковой.
Исследования возможностей светоцветовой терапией и арт-терапии как оздоровление проводились такими учеными как Э. Крамер, Э. Крис, М. Люшер, Г. Рид, З.Фрейд, К. Юнг и др. Особенности восприятия искусства в арт-терапии изучались М.Г. Бетенски. Разрабяыуввцфчоткой содержательной интерпретации арт-терапевтических рисунков детей занимался Г.М. Ферс.
Модификацию и адаптацию отечественного опыта арт-терапии в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья изучали Т.И. Бакланова, И.В. Вачков, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Ю. Калошина, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева, О.В. Платонова, Н.М. Сокольникова, Е.Б. Фанталова и др.
Возможности использования арт-терапии в образовательном процессе в качестве развивающего средства были рассмотрены Т.А.Добровольской, М.В. Киселевой, Л.Н. Комиссаровой, А.М. Копытиным, Л.Д. Лебедевой, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведевой, А.В. Сизовой и др.
Большое значение педагогическому аспекту адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями в процессе развития предавали Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, А.В. Петровский и др.
В настоящее время изучается модель адаптивной школы, в которой происходит инклюзивное обучение (обучаются одновременно одаренные, обычные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья) такими учеными как Н.П. Аникеева, Е.А. Лмбург и др.
В результате анализа литературы по теме исследования можно сделать вывод о том, что проблема социализации детей с ограниченными возможностями рассматривалась исследователями, однако она до сих пор не потеряла своей актуальности, и потому нуждается в дальнейшем изучении и разработке, в частности, в аспекте использования в социализации детей с ограниченными возможностями арт-терапии.
Объект исследования - социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - использование арт-терапии в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику арт-терапии в социализации детей с ограниченными возможностями и разработать социальный проект, направленный на улучшение социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне.
Для достижения поставленной цели исследования предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Проанализировать особенности применения арт-терапии в социализации детей с ограниченными возможностями.
3. Определить проблемы социализации детей с ограниченными возможностями и разработать социальный проект, направленный на улучшение социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне.
Гипотеза исследования: проект улучшения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне через деятельность арт-кафе позволит повысить уровень социализации детей с ограниченными возможностями на муниципальном уровне при организации следующих условий:
1. Создание инклюзивного досугового пространства на муниципальном уровне.
2. Установление партнерских отношений с организациями, которые занимаются решением проблем социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Удовлетворение потребностей детей с ограниченными возможностями, повышение их интеграции в локальное сообщество.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: основные положения концептуального подхода к исследованию и определению нормативной, интегральной, интерпреативной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (П. Бурдье, М. Вебер, Э. Гидденс, Э. Дюркгейм, Р. Нисбетт, Р. Мертон, Р. Парк, Т. Парсонс, Ю.М. Резник, Л. Росс, М.В. Ромм, Э. Фромм); теоретические положения об особенностях социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (Ф.В. Бородулина, Н.Ф. Дементьева, А.И. Ковалева, М.Н. Реут, А.З. Свердлов); социально-культурная концепция нетипичности, которая заложила гуманистические основы в социальную политику отношений детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей (Э.К. Наберушкина, П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова); влияние методов арт-терапии на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (Т.И. Бакланова, А.И. Копытин, Т.Ю. Калошина, Л.Д. Лебедева, И.Ю. Левченко, О.В. Платонова, Е.Б. Фанталова и др.); модель адаптивной школы, в которой происходит инклюзивное обучение (обучаются одновременно одаренные, обычные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья) (Н.П. Аникеева, Е.А. Лмбург).
В ходе научного исследования были применены следующие методы научного исследования:
• методы научного исследования: анализ периодических,
статистических источников, позволивший осуществить теоретическое обоснование арт-терапии в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;
• методы прикладной социологии: экспертный опрос,
анкетирование, различные психодиагностические методики, с помощью которых были определены проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;
• методы социального проектирования, с применением которых была разработан проект улучшения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном «Арт-кафе как форма инклюзивного пространства в городской среде».
Эмпирическая база исследования включает:
• законодательные и нормативные акты Российской Федерации,
федеральные и региональные нормативно-правовые акты, которые определяют основные направления и принципы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от29 декабря 2012г., Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995г., Закон РФ «Об основных
гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24 июля 1998г., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Пр-271 от 04 февраля 2010г., Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012¬2017 годы» № 761 от 01.06.2012г.);
• данные федеральной и региональной статистики о количестве детей с ограниченными возможностями здоровья (в России детей с ограниченными возможностями здоровья от 2,5 до 3,5 млн. А в Белгородской области детей в возрасте до 14 лет более 1500 человек);
• отчетные документы МКОУ ОШ №30 г.Белгорода;
• результаты социологического исследования «Диагностика проблем арт-терапии в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне», которое было проведено в 2015-2016 учебном году на базе МКОУ ОШ №30 г.Белгорода (N=20), также исследование включало опрос преподавательского состава учебного заведение и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (N=25).
Научная новизна исследования состоит в раскрытии особенностей применения арт-терапии в социализации детей с ограниченными возможностями и разработке проекта улучшения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном «Арт-кафе как форма инклюзивного пространства в городской среде».
На защиту выносится следующее положение: создание арт-
терапевтического инклюзивного пространства в городской среде, является методом социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне, обеспечивающим создание оптимальных условий для повышения качества социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современном обществе для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо образовать инклюзивное пространство, которое будет характеризоваться следующие условия: учебно-образовательные, управленческо-правововые, коммуникативные,
профессионально-образовательные, организационно-методические и
организационно-средовые.
Одним из главных методов решения данной проблемы является разработка и реализация проекта «Арт-кафе как форма инклюзивного пространства в городской среде», деятельность которого направлена на социализацию детей с ограниченными возможностями на муниципальном уровне.
Научно-практическая значимость работы заключается в следующем: определены особенности применения арт-терапии в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья; диагностированы проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне; обоснована необходимость реализации проекта улучшения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном «Арт-кафе как форма инклюзивного пространства в городской среде».
Результаты проведенного исследования, сформулированные выводы и научно-обоснованные рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы при организации работы органов социальной защиты населения, при развитии социального предпринимательства в социальной сфере, а также при подготовке студентов по направлению «Социальная работа».
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на Международной студенческой научно-практической конференции, проведенной в рамках Международного слёта студентов «Новое поколение. Новая энергия. Новая эра» (26-27 апреля 2017 года, Казахстан, Караганды) и на XVIII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире» (17 мая 2017 г., Россия, г. Санкт-Петербург). По теме диссертационного
исследования опубликовано 4 статьи в сборниках материалов научных конференций международного и всероссийского уровней. Работа также прошла апробацию в ходе профессиональной деятельности магистранта.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 85 наименований. Содержание диссертационной работы изложено на 96 страницах и включает в себя 2 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой комплекс мероприятий, деятельность которых направлена на реализацию мер социальной политики по созданию условий для независимой жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, благодаря созданию широкого спектра услуг: информационных, социальных, образовательных, экономических, правовых и прочих услуг.
Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является эффективным, если при интеграции в общество дети с ОВЗ приобретают социальные нормы поведения и ценности социального общества. С помощью процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья решается комплекс проблем (социальные, экономические, психологические и др.). В связи с этим в работе рассмотрена инклюзия детей с ограниченными возможностями как социальная проблема.
Инклюзия - процесс увеличения степени участия детей с ограниченными возможностями здоровья в социальном обществе. Данный процесс включает в себя разработку и применение определенных решений, позволяющих всем членам общества равноправно принимать участие в общественной жизни. Инклюзия представляет собой процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья в активную общественную жизни и он в одинаковой степени необходим для всех членов социального общества.
Однако инклюзия по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья представляет собой на сегодняшний день недостаточно развитую систему. Можно сказать, что процесс находится в стадии становления и развития, но пока он достаточно разрозненный: есть примеры инклюзии в социальном обслуживании, есть в образовательной среде, есть в досуговой - но эти примеры не носят системный характер.
Одним из оптимальных методов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является арт-терапия. Применение различных методик арт-терапии, направленных на социализацию детей с ОВЗ оказывает максимальное воздействие на все анализаторы, стимулирует функциональную активность мозга. В результате этого происходит формирование практических, предметных действий, что для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение. Элементы арт-терапии (связь образа, символа и слова, интеграция с различными видами искусств, доступность разных технических средств и т.д.) положительно влияют на состояние детей с ограниченными возможностями здоровья: снижение эмоционально-психического напряжения, активизируется мышление и речь и т.д.
Благодаря арт-терапии дети с ограниченными возможностями здоровья знакомятся, раскрываются, познают новое. У детей с ОВЗ развиваются новые творческие способности, основы творческого мышления и воображения. Формируется стремление в направлении «я - хочу» и «я - могу», дети с ограниченными возможностями здоровья стремятся к самостоятельному творчеству. Развиваются такие навыки как самовыражение и самопознание, а также способность к конструктивным действиям.
Творчество помогает осознать себя, развивать новые навыки и умения, позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья участвовать в жизни общества (принятие участия в различных конкурсах и выставках), расширяет диапазон восприятия окружающего мира (дети с ОВЗ общаются не только с ровесниками, но и взрослыми людьми).
Применение арт-терапии в обучении детей с ограниченными возможностями позволяет творчески подходить к решению проблемы их социализации. Искусство раскрывает все то, что дети не могут выразить обычным способом. При дальнейшем развитии творческого потенциала, обучающиеся будут способны к принятию решений, которые позволят им воспринимать окружающих и не чувствовать себя отчужденными, иными словами успешно социализироваться в социум.
Именно поэтому нами предложен социальный проект, направленный на улучшение социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне «Арт-кафе как форма инклюзивного пространства в городской среде», который может быть реализован в г.Белгороде в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 года. Основным методом реализации проекта является разработка комплекса методик арт-терапии, направленных на улучшение и развитие социальных навыков, самоуважения, коммуникативных навыков и стрессоустойчивости детей с ограниченными возможностями здоровья.
Планируемы результаты предлагаемого проекта состоят в уменьшении социальной изоляции и отчуждения детей с ограниченными возможностями здоровья; уменьшении социально-психологических проблем детей с ограниченными возможностями здоровья; увеличении круга общения детей с ограниченными возможностями здоровья; образовании инклюзивного арт- пространства в городской среде для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание инклюзивного арт-пространства в форме кафе, направленного на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне, будет способствовать улучшению положения детей с ограниченными возможностями в социуме, развитию тенденции к появлению подобных социальных проектов, разрушающих барьеры между обычными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья и создающих доступную городскую среду.



1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
2. Ахметова, Д.З. Педагогика и психология инклюзивного образования / Д.З. Ахметова - Казаньяяяя: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 204 с.
3. Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 451 с.
4. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И.М. Бгажнокова - М.: Педагогика, 2007. - 247 с.
5. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации / Б.С. Бондаренко - М.: Владос, 2009. - 300 с.
6. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно - М.: Медицина, 1989. - 304с.
7. Буянов, М.И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М.И. Буянов. - М.: Педагогика, 1971. -349 с.
8. Вартапетова, Г.М. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе / Г.М. Вартапетова - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. - 118 с.
9. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 265 с.
10. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский - Под ред. Т. А. Власовой. М., 1983. - 354 с.
11. Грабенко, Т.Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей / Т.Н. Грабенко - Спб.: Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с.
12. Грегг, М. Ф. Тайный мир рисунка / М.Ф. Грегг - СПб.: Деметра, 2003. - 129 с.
13. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии / Л.Г. Григорьева - М.: Академкнига, 2002. - 213 с.
14. Гулинкина, О.В. Геометрия жизни. Влияние формы упаковки на человека и ространство / О.В. Гулинкина - Packagin, №1(15), 2008. - с.56-62
15. Гусейнова, А.А. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками / А.А. Гусейнова - М.: Книголюб, 2008. - 176 с.
16. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева.
- М.: Академкнига, 2005. - 247 с.
17. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными
возможностями / Т.В. Егорова - Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.
18. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии /
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь, 2007 - 196 с.
19.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству / Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева - Спб.: Златоуст, 1998 - 355 с.
20. Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции / Д.Н. Исаев - СПб.: Издательство НИМИ, 2003. - 186 с.
21. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей / М.В. Киселева - Спб.: Изд-во: Речь, 2008 - 159с.
22. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. - М.: Коррекционная педагогика, 2005. - 210 с.
23. Копытин, А.И. Арт-терапия. Хрестоматия / А.И. Копытин - Спб.: Изд- во: Питер, 2002.- 320с.
24. Копытин, А.И. Руководство по групповой арт-терапии / А.И. Копытин
- Спб.: Изд-во: Речь, 2003 г.-320 с.
25. Копытин, А.И. Арт-тарапия - новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.:Когито-Центр, 2006. - 336с.
26. Копытин, А.И. Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. - СПБ., 2001. - 320с.
27. Копытин, А.И. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
28. Копытин, А.И. Системная арт-терапия [Текст] / А.И. Копытин - изд. «Питер». - 2001. - 216с.
29. Ланина, Е.А. Оценка развития сферы общественного питания белгородской области / Научное сообщество студентов XXI столетия. экономические науки: сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(25).
30. Лебединская, К.С. Задержка психического развития / К.С. Лебединская - М.: Педагогика. - 2007. - 280 с.
31. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития / В.В. Лебединский - М.: Педагогика. - 2004. - 306 с.
32. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько - М.: Изд-во Академия, 2001. -192 с.
33. Левченко, И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном
образовании / И.Ю. Левченко - M.: Изд-во: Академия, 2001. - 248 с.
34. Лошакова, И. И. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей / И.И. Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова - Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. - 136 с.
35. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р. Миллер - М.: Издательский центр «Академии», 20010. - 208 с.
36. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей / А.Р. Миллер - М.: Педагогика - Пресс, 2006. - 284 с.
37. Мамайчук, И. М. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии: Учебное пособие / И.М. Мамайчук - СПб., 2000. - 256 с.
38. Мардахаев, Л.В. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП / Л.В. Мардахаев - М.: Изд-во: МГСУ, 2001. - 195 с.
39. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова - М.: ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
40. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. Вузов /А.В. Мудрик - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
41. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2005. - 356 с.
42. Мухина, B. C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / В.С. Мухина - М.: ВЛАДОС, 1988. - 354 с.
43. Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Н.М. Назарова - М.: Академия, 2010. - 356с.
44. Петкевича, О.М. Использование рисования при работе с детьми в травматических ситуациях / О.М. Петкевич - Школьный психолог. № 12,
2008. - C. 56-60
45. Пугачев, А.С. Инклюзивное образование / А.С. Пугачев - Молодой ученый. №10, 2012 - C. 374 - 377 .
46. Розанова, Л.В. Изучение психического развития аномальных детей /Л.В. Розанова - Дефектология №6, 1983. - C. 59-63
47. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов / С.Я. Рубинштейн - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
48. Рувинский, Л.И.,. Психология самовоспитания / Л.И. Рувинский, А. Е. Соловьева. - М.: Просвещение, 1982. - 354 с.
49. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К.Г. Рудестам - М.: Прогресс, 1990 - 250 с.
50. Семаго, Н.Я.Инклюзия как новая философия образования и практика / Н. Я. Семаго - Аутизм и нарушения развития. №4, 2010. C.1 - 9.
51. Сластенин, В А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин - М.: Просвещение, 2001. - 364 с.
52. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. - М.: Академия, 2005. - 180 с.
53. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина - М.: АРКТИ, 2007. - 80 с.
54. Сорокин, В.М. Специальная психология / В.М. Сорокин- СПб.: Речь, 2003. - 216 с.
55. Страхов, И. В. Психологические основы педагогического такта / И.В, Страхов - М.: Просвещение, 1972. - 324 с.
56. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. - M.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
57. Сунцова, А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие / А.С. Сунцова - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. - 110 с.
58. Улъенкова, У. В. Проблемы изучения и коррекции задержки психического развития у детей / У.В. Улъенкова - М.: Просвещение, 1995. - 298 с.
59. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский - М.: Просвещение, 1988. - 268 с.
60. Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика / Г.В. Фадина - Балашов: Николаев, 2004. - 80 с.
61. Фатихова, Л.Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии. / Л.Ф. Фатихова - Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. - Красноярск // В мире научных открытий. - 2010. № 4 (10). Часть 8. - C. 82-84.
62. Филонов, Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции / Г.Н. Филонов - М.: ЦСП РАО, 1995. - 354 с.
63. Фирсов, М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы /
М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова - М.: ВЛАДОС, 2001. - 198 с.
64. Ходыкина, Ю.С. Арт-терапия как метод социализации детей с умственной отсталостью / Ю.С. Ходыкина, О.В. Ковальчук // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практика. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, 2016 - С. 315-317
65. Ходыкина, Ю.С. Арт-кафе как форма инклюзивного пространства в городской среде / Ю.С. Ходыкина // Международная студенческая научно-практическая конференция «Новое поколение. Новая энергия. Новая эра», 2017. - C. 77-80
66. Ходыкина, Ю.С. Роль педагогики в социализации детей с умственной отсталостью / Ю.С. Ходыкина // XI Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук», 2017. - C. 37-39
67. Ходыкина, Ю.С. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения / Ю.С. Ходыкина // XVIII Международная практическая конференция «Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире», 2017. - C. 169-171
68. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальное конструированиие инвалидности / Е.Р. Ярская-Смирнова - Социологические исследования. 1999. №4. - C. 38-45
69. Austin, V.L. Teachers' beliefs about co-teaching [Text] // Remedial and Special Education. - 2001. - № 22. - p. 245-255.
70. Detraux, J. and Dens, A. Special Education in Belgium [Text] // European Journal of Special Needs Education. - 1992. - Vol. 7. - №1. - p. 63-79.
71. Ghesquiere, P., Moors,G., Maes, B. Implementation of Inclusive Education in Flemish Primary Schools: a multiple case study [Text] // Educational Review. 2002. Vol. 54 (1). P. 47 - 56.
72. Giangrego, M., Doyle, M. B. Integrazion scolastica in Italy: A Compilation of English-Language Resources [Text] // International journal of whole schooling. 2012. Vol. 8 (1). P. 63-105.
73. Kuglemas, J. Sustaining cultures of inclusion: The value and limitations of cultural analyses [Text] // European Journal of Psychology and Educatio. - 2006. - Vol. 21. - №3. - p.279-292.
74. McLesckey, J., Waldron, N.L. School change and inclusive schools: Lessons learned from practice // Phi Delta Kapan.-2002. - Vol.84. - №1. - p.65-72.
75. Nevin, A.I., Thousand, J.S., Villa, R.A. Collaborative teaching for teacher educators: What does the research say? [Text] // Teaching and teacher education.
2009. №25. P.569-574.
76. Petriwskyj, A. Diversity and inclusion in the early years [Text] // Interna-tional Journal of Inclusive Education. -2009. -Vol.14.- №2. - p. 195-212.
77. Qi, H., Rabren, K. An examination of co-teaching: Perspectives and efficacy indicators [Text] // Remedial and Special Education. 2009. Vol. 30(5). P.259-268.
78. Г. М. Ферс Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство /
Г.М. Ферс - СПб Деметра, 2003. - 176 с [Электронный ресурс] -
http://lib.druzya.org/art-ter/.view-fers_art.txt.full.html
79. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы [Электронный ресурс] - http://government.ru/programs/215/events/
80. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013- 2020годы от 15.05.2013 №792-Р» [Электронный ресурс] - http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot- 15052013-n-792-r/
81. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия [Электронный ресурс] / Б.Д. Карвасарский - СПБ.: Питер, 2000.
82. Ланина Е.А. Оценка развития сферы общественного питания Белгородской области / Е.А. Ланина - XXV международная студенческая научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов XXI
столетия», № 10(25) - С. 125-127 [Электронный ресурс] -
https: //sibac. info/studconf/econom/xxv/39538
83. Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь, 1998. - 245 с. [Электронный ресурс] - http://zabolel.info/books/zinkevich-evstigneeva-td- chudesa-na-peske-metodicheskiy-praktikum-po-pesochnoy-igroterapii
84. Шевченко, М.А. Психологические цветовые и рисуночные тесты
для взрослых и детей / М.А. Шевченко - АСТ: Москва,2015. - 144с.
[Электронный ресурс] - http://fictionbook.ru/static/trials/10423381.a4.pdf
85. Юнеско [Электронный ресурс] - http: //ru.unesco.org/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ