СПОСОБНОСТЬ К ПРЕДВОСХИЩЕНИЮ СИТУАЦИЙ БУДУЩЕГО У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения способности к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха . 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха 8
1.2. Изучение прогнозирования у детей дошкольного возраста в трудах современных отечественных ученых 11
1.3. Проблема предвосхищения ситуаций будущего у детей дошкольного
возраста в современных зарубежных исследованих 16
1.4. Эффективность применения цифровых технологий в воспитании и
обучении лиц с нарушением слуха 18
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Экспериментальное исследование способности к предвосхищению ситуаций будущего у детей с нарушением слуха 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Результаты исследования способности к предвосхищению ситуаций
будущего у дошкольников с нарушением слуха 28
2.3. Результаты исследования способности к предвосхищению ситуаций
будущего у дошкольников с сохранным слухом 39
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования способности к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха и дошкольников с сохранным слухом 46
Выводы по главе 2 55
Заключение 57
Список литературы 58
Приложения 65
Глава 1. Теоретические аспекты изучения способности к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха . 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха 8
1.2. Изучение прогнозирования у детей дошкольного возраста в трудах современных отечественных ученых 11
1.3. Проблема предвосхищения ситуаций будущего у детей дошкольного
возраста в современных зарубежных исследованих 16
1.4. Эффективность применения цифровых технологий в воспитании и
обучении лиц с нарушением слуха 18
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Экспериментальное исследование способности к предвосхищению ситуаций будущего у детей с нарушением слуха 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Результаты исследования способности к предвосхищению ситуаций
будущего у дошкольников с нарушением слуха 28
2.3. Результаты исследования способности к предвосхищению ситуаций
будущего у дошкольников с сохранным слухом 39
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования способности к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха и дошкольников с сохранным слухом 46
Выводы по главе 2 55
Заключение 57
Список литературы 58
Приложения 65
Актуальность исследования. Немаловажное значение в социальной адаптации детей с нарушением слуха занимает способность предвосхищать развитие событий, способность предвосхищать результаты своего взаимодействия со взрослыми и сверстниками [16].
У детей с нарушением слуха имеются трудности социализации, которые начинают проявляться уже в дошкольном возрасте. Проблемы возникают в связи с нарушением взаимодействия ребенка с окружающими его людьми и предметами, неумением прогнозировать ситуации будущего, что приводит к выбору неверных стратегий рассуждений и поведения. Данные трудности могут быть преодолены к подростковому возрасту при целенаправленном коррекционном воздействии [17, 18]. Мы предполагаем, что одной из
основных причин трудности социализации является специфика способности к предвосхищению ситуаций будущего у детей с нарушением слуха. Поэтому считаем важным подробно рассмотреть её особенности, которые впоследствии могут обрести значимость в разработке комплексной коррекционно¬развивающей работы по развитию прогнозирования различными специалистами образовательной организации (дефектологом, психологом, логопедом, воспитателем и другими).
В дошкольном возрасте происходят значительные изменения во всех психологических сферах: эмоциональной, познавательной, волевой, которые отражаются в поведении ребенка. Способность к предвосхищению ситуаций будущего является важным аспектом регуляции собственного поведения в рамках деятельности и социального взаимодействия. Так, одним из важнейших условий успешной социализации у дошкольников с нарушением слуха является развитая способность к предвосхищению ситуаций будущего.
Исходя из положения Л. С. Выготского, что «к глухонемому ребенку, с точки зрения психологической и педагогической, должно и можно подходить с той же мерой, что и к нормальному», можно быть уверенным в том, что дети с нарушениями слуха приобретают те же психологические новообразования и ведущую деятельность, что и их сверстники без нарушений в развитии. Но в тоже время нельзя не отметить специфические стороны развития ребенка с нарушением слуха. Становление психики дошкольника с нарушением слуха осуществляется в той же последовательности, как и у детей с сохранным слухом, но в несколько иные сроки и имеет свою специфику. Для понимая особенностей способности к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха, должны быть изучены её основные компоненты по отдельности. Прогнозирование у дошкольников с нарушением слуха является довольно малоизученной темой. Встречаются исследования о каком-либо одном виде предвосхищения, например, эмоциональном [38].
Цель исследования: изучить способность к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха.
Объект исследования: способность к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха.
Предмет исследования: особенности структурно-функциональных компонентов прогноза у дошкольников с нарушением слуха .
Гипотеза исследования: мы предполагаем недостаточную развитость способности к предвосхищению ситуаций будущего у детей дошкольного возраста с нарушением слуха по сравнению с детьми дошкольного возраста с сохранным слухом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблемам способности к предвосхищению ситуаций будущего у детей дошкольного возраста в работах российских и зарубежных ученых.
2. Охарактеризовать психолого-педагогическое развитие детей с нарушениями слуха.
3. Организовать и провести эмпирическое изучение способности к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха.
4. Выявить особенности способности к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы;
- эмпирические: наблюдение, эксперимент;
- количественно-качественные методы обработки данных.
В исследование были включены следующие методики:
1. Методика исследования прогностической деятельности
«Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед).
2. Методика «Прогностические истории», разработанная преподавателями кафедры психологии и педагогики специального образования института психологии и образования Казанского федерального университета.
Практическая значимость. Данное исследование может найти применение в разработке методики, позволяющей развить способность к предвосхищению ситуаций будущего у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в том числе у категории детей с нарушением речи и нарушением слуха. Работа сурдопедагога или логопеда по развитию способности к предвосхищению ситуаций будущего у детей с нарушением слуха будет эффективна при реализации следующих условий: соответствие речевого материала актуальному уровню речевого развития; наглядное объяснение вербального материала, с постепенным усложнением заданий и упражнений; использование дактильной и калькирующей жестовой речи при работе с глухими детьми, наличие подготовительного этапа развития, игровая форма проведения занятий, применение инновационных цифровых технологий.
Апробация. Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Хакимуллина Р.Р. Изучение прогнозирования в значимых сферах отношений у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2019» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс]. - М: МАКС Пресс, 2019. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см.
- Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD- ROM; Adobe Acrobat Reader. - 1600 Мб. - 11000 экз. ISBN 978-5-317-06100-5
2. Хакимуллина Р.Р., Ахметзянова А.И. Прогнозирование в социальной адаптации дошкольников с нарушениями слуха // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам III Международной научно¬практической конференции, 16-18 мая 2019 года. В 2-х ч. Ч. 2. / Под науч. ред. Глузман Ю.В. - Симферополь : ИТ «АРИАЛ»,2019. - С.210-213
3. Хакимуллина Р.Р. Изучение прогнозирования у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха // Специальная педагогика: профессиональный дебют : материалы III Международной студенческой научно-практической конференции, г. Минск, 19 апреля 2019 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол. Е. Н. Сороко [и др.]. - Минск : БГПУ, 2019. - C.472-475
4. Ахметзянова А.И., Хакимуллина Р.Р. Особенности предвосхищения эмоций у дошкольников с нарушением слуха // Психология психических состояний: сборник материалов XIV международной научно - практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов (Казань, 20-21 февраля 2020 г.) [Электронный ресурс] / сост. А.Н. Назаров / под общ. ред. Б.С. Алишева, А.О. Прохорова. - Казань: Издательство Казанского университета, 2020. - Вып. 14.
- Режим доступа:
http: //dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/158353/sbornik-zpsh_2020. pdf -
С.49-52
5. «Особенности предвосхищения ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха» (доклад на научно-образовательной итоговой конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета, тезисы приняты к публикации).
6. Статья «Специфика прогнозирования у дошкольников с нарушением слуха» принята редакцией и ожидает публикации в журнале «Вестник государственного университета».
7. «Structural and functional characteristics of forecasting capability in preschoolers with hearing disorders» (Международная научная конференция FarEastСon-2020, принято к публикации).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, в список литературы включены 52 источника, из них 11 на английском языке. Работа проиллюстрирована 11 таблицами, 11 рисунками, 3 приложениями.
У детей с нарушением слуха имеются трудности социализации, которые начинают проявляться уже в дошкольном возрасте. Проблемы возникают в связи с нарушением взаимодействия ребенка с окружающими его людьми и предметами, неумением прогнозировать ситуации будущего, что приводит к выбору неверных стратегий рассуждений и поведения. Данные трудности могут быть преодолены к подростковому возрасту при целенаправленном коррекционном воздействии [17, 18]. Мы предполагаем, что одной из
основных причин трудности социализации является специфика способности к предвосхищению ситуаций будущего у детей с нарушением слуха. Поэтому считаем важным подробно рассмотреть её особенности, которые впоследствии могут обрести значимость в разработке комплексной коррекционно¬развивающей работы по развитию прогнозирования различными специалистами образовательной организации (дефектологом, психологом, логопедом, воспитателем и другими).
В дошкольном возрасте происходят значительные изменения во всех психологических сферах: эмоциональной, познавательной, волевой, которые отражаются в поведении ребенка. Способность к предвосхищению ситуаций будущего является важным аспектом регуляции собственного поведения в рамках деятельности и социального взаимодействия. Так, одним из важнейших условий успешной социализации у дошкольников с нарушением слуха является развитая способность к предвосхищению ситуаций будущего.
Исходя из положения Л. С. Выготского, что «к глухонемому ребенку, с точки зрения психологической и педагогической, должно и можно подходить с той же мерой, что и к нормальному», можно быть уверенным в том, что дети с нарушениями слуха приобретают те же психологические новообразования и ведущую деятельность, что и их сверстники без нарушений в развитии. Но в тоже время нельзя не отметить специфические стороны развития ребенка с нарушением слуха. Становление психики дошкольника с нарушением слуха осуществляется в той же последовательности, как и у детей с сохранным слухом, но в несколько иные сроки и имеет свою специфику. Для понимая особенностей способности к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха, должны быть изучены её основные компоненты по отдельности. Прогнозирование у дошкольников с нарушением слуха является довольно малоизученной темой. Встречаются исследования о каком-либо одном виде предвосхищения, например, эмоциональном [38].
Цель исследования: изучить способность к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха.
Объект исследования: способность к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха.
Предмет исследования: особенности структурно-функциональных компонентов прогноза у дошкольников с нарушением слуха .
Гипотеза исследования: мы предполагаем недостаточную развитость способности к предвосхищению ситуаций будущего у детей дошкольного возраста с нарушением слуха по сравнению с детьми дошкольного возраста с сохранным слухом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблемам способности к предвосхищению ситуаций будущего у детей дошкольного возраста в работах российских и зарубежных ученых.
2. Охарактеризовать психолого-педагогическое развитие детей с нарушениями слуха.
3. Организовать и провести эмпирическое изучение способности к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха.
4. Выявить особенности способности к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы;
- эмпирические: наблюдение, эксперимент;
- количественно-качественные методы обработки данных.
В исследование были включены следующие методики:
1. Методика исследования прогностической деятельности
«Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед).
2. Методика «Прогностические истории», разработанная преподавателями кафедры психологии и педагогики специального образования института психологии и образования Казанского федерального университета.
Практическая значимость. Данное исследование может найти применение в разработке методики, позволяющей развить способность к предвосхищению ситуаций будущего у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в том числе у категории детей с нарушением речи и нарушением слуха. Работа сурдопедагога или логопеда по развитию способности к предвосхищению ситуаций будущего у детей с нарушением слуха будет эффективна при реализации следующих условий: соответствие речевого материала актуальному уровню речевого развития; наглядное объяснение вербального материала, с постепенным усложнением заданий и упражнений; использование дактильной и калькирующей жестовой речи при работе с глухими детьми, наличие подготовительного этапа развития, игровая форма проведения занятий, применение инновационных цифровых технологий.
Апробация. Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Хакимуллина Р.Р. Изучение прогнозирования в значимых сферах отношений у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2019» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс]. - М: МАКС Пресс, 2019. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см.
- Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD- ROM; Adobe Acrobat Reader. - 1600 Мб. - 11000 экз. ISBN 978-5-317-06100-5
2. Хакимуллина Р.Р., Ахметзянова А.И. Прогнозирование в социальной адаптации дошкольников с нарушениями слуха // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам III Международной научно¬практической конференции, 16-18 мая 2019 года. В 2-х ч. Ч. 2. / Под науч. ред. Глузман Ю.В. - Симферополь : ИТ «АРИАЛ»,2019. - С.210-213
3. Хакимуллина Р.Р. Изучение прогнозирования у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха // Специальная педагогика: профессиональный дебют : материалы III Международной студенческой научно-практической конференции, г. Минск, 19 апреля 2019 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол. Е. Н. Сороко [и др.]. - Минск : БГПУ, 2019. - C.472-475
4. Ахметзянова А.И., Хакимуллина Р.Р. Особенности предвосхищения эмоций у дошкольников с нарушением слуха // Психология психических состояний: сборник материалов XIV международной научно - практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов (Казань, 20-21 февраля 2020 г.) [Электронный ресурс] / сост. А.Н. Назаров / под общ. ред. Б.С. Алишева, А.О. Прохорова. - Казань: Издательство Казанского университета, 2020. - Вып. 14.
- Режим доступа:
http: //dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/158353/sbornik-zpsh_2020. pdf -
С.49-52
5. «Особенности предвосхищения ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха» (доклад на научно-образовательной итоговой конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета, тезисы приняты к публикации).
6. Статья «Специфика прогнозирования у дошкольников с нарушением слуха» принята редакцией и ожидает публикации в журнале «Вестник государственного университета».
7. «Structural and functional characteristics of forecasting capability in preschoolers with hearing disorders» (Международная научная конференция FarEastСon-2020, принято к публикации).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, в список литературы включены 52 источника, из них 11 на английском языке. Работа проиллюстрирована 11 таблицами, 11 рисунками, 3 приложениями.
Результаты изучения способности предвосхищения ситуаций будущего у детей с нарушением слуха подтвердили выдвинутую гипотезу.
В работе приведена психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха, раскрыта актуальность и проблемы изучения прогнозирования, а также приведен анализ отечественных и зарубежных исследований прогнозирования у детей дошкольного возраста.
В ходе эмпирического исследования были выявлены особенности прогнозирования у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. У данной категории детей наблюдаются неэффективные способы осуществления прогностической деятельности, нерациональные стратегии прогнозирования, трудности прогнозирования в определенных сферах отношений и видах деятельности, а также проблемы усвоения правил в нормативной ситуации.
Эмпирическое исследование подтвердило значимость внешней регуляции в социальной жизни ребенка с нарушением слуха, благодаря которой способность к прогнозированию у детей проявляется более успешно в организованной деятельности, чем в свободной. Наиболее развитой сферой отношений у детей с нарушением слуха является сфера ребенок-родитель. Прогнозирование в сферах ребенок-взрослый и ребенок-ребенок вызывает у детей с нарушением слуха определённые трудности. Прогноз детей часто представлен в обобщенной виде, дети не раскрывают деталей будущей ситуации.
Проведенное исследование позволяет говорить о необходимости проведения специальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на выработку успешного социального поведения у детей с нарушением слуха, развитие способности детей к предвосхищению ситуаций будущего.
В работе приведена психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха, раскрыта актуальность и проблемы изучения прогнозирования, а также приведен анализ отечественных и зарубежных исследований прогнозирования у детей дошкольного возраста.
В ходе эмпирического исследования были выявлены особенности прогнозирования у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. У данной категории детей наблюдаются неэффективные способы осуществления прогностической деятельности, нерациональные стратегии прогнозирования, трудности прогнозирования в определенных сферах отношений и видах деятельности, а также проблемы усвоения правил в нормативной ситуации.
Эмпирическое исследование подтвердило значимость внешней регуляции в социальной жизни ребенка с нарушением слуха, благодаря которой способность к прогнозированию у детей проявляется более успешно в организованной деятельности, чем в свободной. Наиболее развитой сферой отношений у детей с нарушением слуха является сфера ребенок-родитель. Прогнозирование в сферах ребенок-взрослый и ребенок-ребенок вызывает у детей с нарушением слуха определённые трудности. Прогноз детей часто представлен в обобщенной виде, дети не раскрывают деталей будущей ситуации.
Проведенное исследование позволяет говорить о необходимости проведения специальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на выработку успешного социального поведения у детей с нарушением слуха, развитие способности детей к предвосхищению ситуаций будущего.



