Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПОСОБНОСТЬ К ПРЕДВОСХИЩЕНИЮ СИТУАЦИЙ БУДУЩЕГО У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА)

Работа №73035

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
361
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения способности к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха . 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха 8
1.2. Изучение прогнозирования у детей дошкольного возраста в трудах современных отечественных ученых 11
1.3. Проблема предвосхищения ситуаций будущего у детей дошкольного
возраста в современных зарубежных исследованих 16
1.4. Эффективность применения цифровых технологий в воспитании и
обучении лиц с нарушением слуха 18
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Экспериментальное исследование способности к предвосхищению ситуаций будущего у детей с нарушением слуха 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Результаты исследования способности к предвосхищению ситуаций
будущего у дошкольников с нарушением слуха 28
2.3. Результаты исследования способности к предвосхищению ситуаций
будущего у дошкольников с сохранным слухом 39
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования способности к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха и дошкольников с сохранным слухом 46
Выводы по главе 2 55
Заключение 57
Список литературы 58
Приложения 65

Актуальность исследования. Немаловажное значение в социальной адаптации детей с нарушением слуха занимает способность предвосхищать развитие событий, способность предвосхищать результаты своего взаимодействия со взрослыми и сверстниками [16].
У детей с нарушением слуха имеются трудности социализации, которые начинают проявляться уже в дошкольном возрасте. Проблемы возникают в связи с нарушением взаимодействия ребенка с окружающими его людьми и предметами, неумением прогнозировать ситуации будущего, что приводит к выбору неверных стратегий рассуждений и поведения. Данные трудности могут быть преодолены к подростковому возрасту при целенаправленном коррекционном воздействии [17, 18]. Мы предполагаем, что одной из
основных причин трудности социализации является специфика способности к предвосхищению ситуаций будущего у детей с нарушением слуха. Поэтому считаем важным подробно рассмотреть её особенности, которые впоследствии могут обрести значимость в разработке комплексной коррекционно¬развивающей работы по развитию прогнозирования различными специалистами образовательной организации (дефектологом, психологом, логопедом, воспитателем и другими).
В дошкольном возрасте происходят значительные изменения во всех психологических сферах: эмоциональной, познавательной, волевой, которые отражаются в поведении ребенка. Способность к предвосхищению ситуаций будущего является важным аспектом регуляции собственного поведения в рамках деятельности и социального взаимодействия. Так, одним из важнейших условий успешной социализации у дошкольников с нарушением слуха является развитая способность к предвосхищению ситуаций будущего.
Исходя из положения Л. С. Выготского, что «к глухонемому ребенку, с точки зрения психологической и педагогической, должно и можно подходить с той же мерой, что и к нормальному», можно быть уверенным в том, что дети с нарушениями слуха приобретают те же психологические новообразования и ведущую деятельность, что и их сверстники без нарушений в развитии. Но в тоже время нельзя не отметить специфические стороны развития ребенка с нарушением слуха. Становление психики дошкольника с нарушением слуха осуществляется в той же последовательности, как и у детей с сохранным слухом, но в несколько иные сроки и имеет свою специфику. Для понимая особенностей способности к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха, должны быть изучены её основные компоненты по отдельности. Прогнозирование у дошкольников с нарушением слуха является довольно малоизученной темой. Встречаются исследования о каком-либо одном виде предвосхищения, например, эмоциональном [38].
Цель исследования: изучить способность к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха.
Объект исследования: способность к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха.
Предмет исследования: особенности структурно-функциональных компонентов прогноза у дошкольников с нарушением слуха .
Гипотеза исследования: мы предполагаем недостаточную развитость способности к предвосхищению ситуаций будущего у детей дошкольного возраста с нарушением слуха по сравнению с детьми дошкольного возраста с сохранным слухом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблемам способности к предвосхищению ситуаций будущего у детей дошкольного возраста в работах российских и зарубежных ученых.
2. Охарактеризовать психолого-педагогическое развитие детей с нарушениями слуха.
3. Организовать и провести эмпирическое изучение способности к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха.
4. Выявить особенности способности к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы;
- эмпирические: наблюдение, эксперимент;
- количественно-качественные методы обработки данных.
В исследование были включены следующие методики:
1. Методика исследования прогностической деятельности
«Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед).
2. Методика «Прогностические истории», разработанная преподавателями кафедры психологии и педагогики специального образования института психологии и образования Казанского федерального университета.
Практическая значимость. Данное исследование может найти применение в разработке методики, позволяющей развить способность к предвосхищению ситуаций будущего у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в том числе у категории детей с нарушением речи и нарушением слуха. Работа сурдопедагога или логопеда по развитию способности к предвосхищению ситуаций будущего у детей с нарушением слуха будет эффективна при реализации следующих условий: соответствие речевого материала актуальному уровню речевого развития; наглядное объяснение вербального материала, с постепенным усложнением заданий и упражнений; использование дактильной и калькирующей жестовой речи при работе с глухими детьми, наличие подготовительного этапа развития, игровая форма проведения занятий, применение инновационных цифровых технологий.
Апробация. Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Хакимуллина Р.Р. Изучение прогнозирования в значимых сферах отношений у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2019» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс]. - М: МАКС Пресс, 2019. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см.
- Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD- ROM; Adobe Acrobat Reader. - 1600 Мб. - 11000 экз. ISBN 978-5-317-06100-5
2. Хакимуллина Р.Р., Ахметзянова А.И. Прогнозирование в социальной адаптации дошкольников с нарушениями слуха // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам III Международной научно¬практической конференции, 16-18 мая 2019 года. В 2-х ч. Ч. 2. / Под науч. ред. Глузман Ю.В. - Симферополь : ИТ «АРИАЛ»,2019. - С.210-213
3. Хакимуллина Р.Р. Изучение прогнозирования у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха // Специальная педагогика: профессиональный дебют : материалы III Международной студенческой научно-практической конференции, г. Минск, 19 апреля 2019 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол. Е. Н. Сороко [и др.]. - Минск : БГПУ, 2019. - C.472-475
4. Ахметзянова А.И., Хакимуллина Р.Р. Особенности предвосхищения эмоций у дошкольников с нарушением слуха // Психология психических состояний: сборник материалов XIV международной научно - практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов (Казань, 20-21 февраля 2020 г.) [Электронный ресурс] / сост. А.Н. Назаров / под общ. ред. Б.С. Алишева, А.О. Прохорова. - Казань: Издательство Казанского университета, 2020. - Вып. 14.
- Режим доступа:
http: //dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/158353/sbornik-zpsh_2020. pdf -
С.49-52
5. «Особенности предвосхищения ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха» (доклад на научно-образовательной итоговой конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета, тезисы приняты к публикации).
6. Статья «Специфика прогнозирования у дошкольников с нарушением слуха» принята редакцией и ожидает публикации в журнале «Вестник государственного университета».
7. «Structural and functional characteristics of forecasting capability in preschoolers with hearing disorders» (Международная научная конференция FarEastСon-2020, принято к публикации).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, в список литературы включены 52 источника, из них 11 на английском языке. Работа проиллюстрирована 11 таблицами, 11 рисунками, 3 приложениями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты изучения способности предвосхищения ситуаций будущего у детей с нарушением слуха подтвердили выдвинутую гипотезу.
В работе приведена психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха, раскрыта актуальность и проблемы изучения прогнозирования, а также приведен анализ отечественных и зарубежных исследований прогнозирования у детей дошкольного возраста.
В ходе эмпирического исследования были выявлены особенности прогнозирования у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. У данной категории детей наблюдаются неэффективные способы осуществления прогностической деятельности, нерациональные стратегии прогнозирования, трудности прогнозирования в определенных сферах отношений и видах деятельности, а также проблемы усвоения правил в нормативной ситуации.
Эмпирическое исследование подтвердило значимость внешней регуляции в социальной жизни ребенка с нарушением слуха, благодаря которой способность к прогнозированию у детей проявляется более успешно в организованной деятельности, чем в свободной. Наиболее развитой сферой отношений у детей с нарушением слуха является сфера ребенок-родитель. Прогнозирование в сферах ребенок-взрослый и ребенок-ребенок вызывает у детей с нарушением слуха определённые трудности. Прогноз детей часто представлен в обобщенной виде, дети не раскрывают деталей будущей ситуации.
Проведенное исследование позволяет говорить о необходимости проведения специальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на выработку успешного социального поведения у детей с нарушением слуха, развитие способности детей к предвосхищению ситуаций будущего.



1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 "Послание Президента Федеральному Собранию" [Текст] // Российская газета.
- 2020. - 16 января. - С. 1.
2. Андреева, Л. В. Сурдопедагогика [Текст] / Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л.М. Андреева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.
3. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис... канд. псих. наук // А. И. Ахметзянова. - Казань: Каз. гос. ун-т, 2004. - 22 с.
4. Ахметзянова, А. И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья (Учебно-методическое пособие) [Текст] / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - 46 с.
5. Ахметзянова, А. И. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии [Текст] / А. И. Ахметзянова, Т. В. Артемьева, А. А. Твардовская // Интеграция образования.
- 2017. - Т. 21, № 3.- С. 489 -504.
6. Ахметзянова, А.И. Моделирование прогностической
компетентности как ресурса социализации младшего школьника с дефицитарным развитием [Текст] / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2018. - Т.11. - №1. - С.68-74.
7. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Г. Богданова. - М.: Академия, 2002. - 203 с.
8. Боскис, P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха [Текст] / Р.М. Боскис. - М.,Просвещение, 1988. - 128 с.
9. Брыкова, А.В. Роль прогностической компетентности в развитии учебной деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в инклюзивной практике [Текст] / А.В. Брыкова, А.А. Воронова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - №4.
10. Ваганова, О. И. Инновационные технологии в инклюзивном образовании [Текст] / О. И. Ваганова, А. А. Пирогова, М. П. Прохорова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - №6 (32). - С.36-40.
11. Викторова, Е.С. Особенности социальной антиципации у детей дошкольного возраста с нормально развивающейся речью и с общим недоразвитием речи / Е.С. Викторова // Педагогическая газета. - 2013. (http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=24103).
12. Викторова, Е.С. Формирование социальных антиципирующих моделей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования / Е.С. Викторова // VIII Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум - 2016». -
2016. (https://scienceforum.ru/2016/article/2016020332).
13. Голицина, Н. В. Компонентная характеристика социального здоровья дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Н.В. Голицина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. - №6. - С. 114¬117.
14. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Головчиц. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
15. Голомазова, О.И. Применение информационно¬
коммуникационных технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха [Текст] / О.И. Голомазова // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: материалы международной конференции. - Чита, 2018. - С.178-182.
16. Гончарова, О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями [Текст]: дис... канд. психол. наук / О. Л. Гончарова. - Казань: Каз. гос. ун-т, 2003. - 173 с.
17. Денисова, О.А. Проблемы и пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Н.В. Голицина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - Т. 3, № 4. - С. 97-101.
18. Денисова, О.А. Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте [Текст] / О.А. Денисова, О.Л. Леханова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - Т. 1, № 1 (36). - С. 98¬102.
19. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды в 2-х томах [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. - 316 с.
20. Когнитивная и личностная регуляция стратегий решения прогностической задачи (на материале iowa gambling task) [Текст] / С.Д. Смирнов [и др.] // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. - 2017. - №3 - С. 39-59.
21. Кулакова, Е. В. Применение ассистивных технологий в практике инклюзивного обучения детей с нарушенным слухом [Текст] / Е.В. Кулакова // Специальное образование. - 2014. -№2. - С.21-29.
22. Леханова, О.Л. Состояние когнитивных предпосылок речи у детей с речевым недоразвитием [Текст] / О.Л. Леханова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2008. - №3. - С. 157¬165.
23. Ломов, Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков // М.: Наука, 1980. - 280 с.
24. Мирзаянова, Л.Ф. Упреждающая адаптация студентов к педагогической деятельности (результаты апробации адаптирующих средств)
/ Л.Ф. Мирзаянова // Психологический журнал. - 2005. - №1.
(http: //el ibrary .miu.by/j ournal s! /item.pj /issue.5/article. 7 .html).
25. Небытова, Л.А. Использование технологии дополненной реальности как средства повышения эффективности учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике детей с сурдологическими нарушениями [Текст] / Л.А. Небытова, М.В. Катренко, Д.И. Савин, А.А. Сасин // Вестник Северо¬Кавказского федерального университета. - 2019. - № 5 (74). - С. 169-173.
26. Основы специальной психологии [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова [и др.]. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
27. Пантелеева, Г.В. Определение термина антиципация в отечественной психологии [Текст] / Г.В. Пантелеева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 8 (174). - С. 282-288.
28. Переслени, Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров. - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.
29. Попова, А.В. Способы прогнозирования развития сказочного
сюжета детьми дошкольного возраста [Текст] / А.В. Попова // Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования: сборник научных статей и материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. -
Архангельск: КИРА, 2016. - С. 130-133.
30. Психология глухих детей [Текст] / Под ред. И. М. Соловьева [и др.]. - Москва: Педагогика, 1971. - 447 с.
31. Разина, Т.В. Структурно-функциональная организация и генезис мотивации научной деятельности [текст]: автореф. дис... д-ра психол. наук / Т. В. Разина. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2016. - 49 с.
32. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Л. А. Венгер [и др.]. - М.: Педагогика, 1986. - 224 с.
33. Реан, А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст [Текст] / А.А. Реан // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 105-110.
34. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст]: монография. - СПб.: Речь, 2003. - 352 с.
35. Сергиенко, Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд / Е.А. Сергиенко // Психологические исследования (электронный журнал). - 2012. - Т. 5, № 24. - С. 1. (http://psystudy.ru).
36. Сивинский, А.М. Педагогические аспекты применения информационных технологий при обучении детей с нарушениями слуха [Текст] / А.М. Сивинский, К.К. Куламбаева, А.Н. Кошербаева // The unity of science: international scientific periodical journal. -2019. -№1. - С. 59-61.
37. Симаева, И.Н. Превентивная адаптация как психологический феномен [Текст] / И.Н. Симаева // Развитие личности. - №2. - 2016. - С.61-69.
38. Сироткина, Т.Ю. О некоторых особенностях развития механизма эмоционального предвосхищения результата у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха [Текст] / Т.Ю. Сироткина // Вестник череповецкого государственного университета. - 2014. - №5(58). - С.102-105.
39. Специальная психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.]. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.
40. Тарасов, Д.Ю. Прогностические аспекты в педагогических исследованиях [Текст] / Д.Ю. Тарасов // Вестник КРСУ. - 2015. - Т. 15, № 6. -
С. 166-169.
41. Черенкова, Л.В. Особенности реализации механизмов антиципации у детей дошкольного возраста с атипичным развитием и их влияние на формирование когнитивной и социальной компетентности [Текст] / Л.В. Черенкова, Л.В. Соколова // Психология личности: традиции и современность: материалы международной научной конференции. - СпбГУ, 2018. - С.287-288.
42. Bamford C., Lagattuta K. H. Optimism and wishful thinking: Consistency across populations in Children’s expectations for the future // Child Development, 2019. - (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31418461/).
43. Lara K.H., Lagattuta K.H., Kramer, H.J. Is There a Downside to
Anticipating the Upside? Children's and Adults’ Reasoning About How Prior Expectations Shape Future Emotions // Child Development, 2019. -
(https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29171005/).
44. Wente A.O., Goddu M.K., Garcia T., Posner E., Fernandez Flecha M., Gopnik A. Young Children Are Wishful Thinkers: The Development of Wishful Thinking in 3- to 10-Year-Old Children // Child Development, 2019. - (https: //pubmed.ncbi.nlm.nih. gov/31400006/).
45. Lockhart K., Goddu M., Keil F. Overoptimism about future knowledge: Early arrogance? // The Journal of Positive Psychology, 2016. - P.1-11.
46. Coughlin C., Robins R.W., Ghetti, S. Development of Episodic Prospection: Factors Underlying Improvements in Middle and Late Childhood // Child Development, 2019. - P.1109-1122.
47. Lagattuta K.H., Tashjian S., Kramer H.J. Does the Past Shape Anticipation for the Future? Contributions of Age and Executive Function to Advanced Theory of Mind // Zeitschrift fur Psychologie, 2018. - P.122 - 133.
48. Redshaw J, Leamy T, Pincus P, Suddendorf T. Young children's capacity to imagine and prepare for certain and uncertain future outcomes // PLoS One, 2018. - 13(9). - (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30180188/).
49. Suddendorf T., Nielsen M., Gehlen R. Children's capacity to remember a novel problem and to secure a future solution // Developmental science, 2011. -
14. - P.26-33.
50. Suddendorf, T. The Emergence of episodic foresight and its consequences // Child development perspectives, 2017. - 11 (3). - Р.191-195.
51. Suddendorf T., Redshaw J. The development of mental scenario building and episodic foresight // Annals of the New York Academy of Sciences,
2013. - 1296 (1). - Р.135-153.
52. Georgieva D., Koleva A., Valchev G. Anticipation in the cognitive structure of speechreading in deaf pupils // Trakia Journal of Science, 2018. - 16. - P.83-89.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ