Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИТУАЦИЙ БУДУЩЕГО В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Работа №43654

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
520
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы прогнозирования в значимых
ситуациях взаимодействий детьми с задержкой психического развития
1.1. Анализ проблемы прогнозирования в работах отечественных ученых 8
1.2. Особенности психического развития и способность к прогнозированию у
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.3. Влияние детско-родительских отношений на психическое развитие детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития
Выводы по главе 1 27
Глава II. Эмпирическое исследование прогнозирования в значимых ситуациях
взаимодействий детьми с задержкой психического развития
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ результатов прогнозирования детьми дошкольного возраста с
задержкой психического развития
2.3. Анализ детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей
с задержкой психического развития
2.4. Анализ зависимости способности детей к прогнозированию в значимых
ситуациях от детско-родительских отношений
Выводы по главе II 41
Глава III. Проект программы по развитию способности к прогнозированию в
значимых отношениях у детей с задержкой психического развития
3.1. Принципы программы по развитию способности к прогнозированию у
детей с задержкой психического развития
3.2. Содержание программы по развитию способности к прогнозированию у
детей с задержкой психического развития
Выводы по главе III 51
Заключение 53
Список литературы 56


Актуальность исследования. На сегодняшний день уже научно доказано, что своевременная диагностика и целенаправленная коррекционная работа с детьми дошкольного возраста помогает предотвратить вторичные дефекты в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Но в большинстве случаев диагностика задержки психического развития происходит только после 3х лет или вообще в младшем дошкольном возрасте.
Причины поздней диагностики задержки психического развития разнообразны, и одна из существенных - низкая компетентность родителей. Родители не знают основные закономерности развития детей, социальная безответственность родителей.
Поэтому коррекционная помощь родителям имеющих детей с нарушениями в развитии очень актуальна на сегодняшний день, но она пока находится только на стадии становления.
В последние годы психологи и психиатры среди важнейших предпосылок детской не адаптированности к социальной среде все чаще и чаще называют особенности семейного воспитания и семейных отношений, связанные с личностными качествами родителей. Люди, склонные к неврозам не умеют адекватно прогнозировать будущие события и подготовиться к ним. Поэтому, по мнению В.Д. Менделевича, «... в условиях расхождения прогноза и связанных с ним эмоциональных переживаний (обиды, разочарования), человек не может использовать потенциальных возможностей для совладания с ситуацией» [26].
Дети с расстройствами в развитии, также как и взрослые больные, имеют тенденцию к моновариантному прогнозированию. Воспитание же адаптированной личности предполагает развитие антиципационных способностей личности на различных этапах онтогенеза.
Актуальность изучения антиципационных механизмов независимо от типа родительского воспитания обусловлена также особенностями современного состояния общества. Отсутствие экономической, политической и ценностно-мировоззренческой стабильности предъявляет серьезные требования к личности. По словам Я. М. Фейгенберга[49], «жить в этом полном неожиданностей мире можно только с открытыми глазами и ясным прогнозом на будущее», что подразумевает наличие у субъекта развитой способности к адекватному и многовариантному прогнозированию.
Учитывая значимость семейных отношений и личностных особенностей родителей в плане развития прогностической способности ребенка, представляется новым и актуальным исследование взаимосвязи между прогностической компетентностью детей и типами родительского воспитания. В связи с вышеизложенным, проблему данного исследования составляет влияние стиля воспитания на прогнозирование событий будущего детьми с задержкой психического развития.
Цель работы: изучить специфику прогнозирования ситуаций будущего детьми с задержкой психического развития в зависимости от стилей родительских отношений
Объект исследования: прогнозирование событий будущего детьми.
Предмет исследования: особенности прогнозирования событий будущего детьми с задержкой психического развития, в зависимости от стилей родительского отношения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности прогнозирования событий будущего детьми обусловлены отношением родителей к ребенку и типом семейного воспитания. В семьях, имеющих детей с задержкой психического развития, в которых доминирует безразличный (равнодушный) стиль отношения, дети будут испытывать трудности прогнозирования ситуации будущего, чаще использовать нерациональные стратегии и случайные предсказания.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме прогнозирования событий будущего детьми с задержкой психического развития и стиля родительского отношения;
- выявить особенности прогностических процессов у детей с задержкой психического развития;
- изучить родительский стиль воспитания в семье;
- провести экспериментальное исследование по изучению влияния стиля родительского отношения в семьях с детьми задержкой психического развития на прогностическую способность детей.
- разработать рекомендации по коррекции прогностических способностей у детей с задержкой психического развития и стилей родительского воспитания.
Методологическую основу работы составляют теоретические представления отечественных авторов об прогностической деятельности как способности к антиципации будущих событий: А.В. Брушлинский [6], Б.Ф. Ломов [17], Е.А Сергиенко [46], Л. А . Регуш [44], В.Д Менделевич.
В исследовании мы также опирались на представления о неврозогенезе и особенностях детских неврозов, подчеркивающих роль психологических факторов в этиопатогенезе невротических нарушений (А.И Захаров) [14].
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и медицинской литературы, анамнез, наблюдение.
Методики исследования:
- Методика исследования особенностей прогностической деятельности («Угадайка»), созданная Л.И.Переслени и В.Л.Подобедом [36];
- Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) [12];
- Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы [3]
- Методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бэнс, С. Кауфман) [33]
Практическая значимость заключается в разработке конкретных рекомендаций по организации коррекционной работы с семьями с детьми с задержкой психического развития. Разработанная коррекционно-развивающая программа направлена на формирование адекватного прогноза будущих событий детьми с задержкой психического развития, что способствует повышению адаптивности ребенка, познавательной активности, быстрой социализации. Данная коррекционная программа может быть использована воспитателями, дефектологами, родителями при работе с детьми с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты вносят дополнения в существующие представления о взаимодействии родителей и педагогического коллектива в реализации коррекционных задач, а также определяются особенности психолого-педагогического инструментария в условиях организации целенаправленного воздействия на формирование и развитие личности детей с задержкой психического развития.
Апробация: Результаты исследования были обсуждены на конференциях: XI Международная научно-образовательная конференция «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» (25 апреля 2017г.), XII Международная научно-образовательная конференция «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» (24 апреля 2018г.); отражены в статьях: «Особенности прогнозирования детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития», «Способность к прогнозированию детей с задержкой психического развития».
База исследования: эксперимент проводился в МБДОУ детский сад №123 г. Ульяновска для детей с задержкой психического развития.
Структура ВКР: Работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы из 51 источника и 8 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема прогнозирования будущих событий в коррекционной педагогике и психологии занимает по актуальности не из последних мест, так как от прогностической способности ребенка зависит его социализация, адаптация к окружающей действительности, тем более, если ребенок с нарушениями в развитии. Что же влияет на прогностическую способность ребенка с задержкой психического развития? Мы в начале исследования предположили, что типы родительского отношения влияют на прогностическую способность ребенка с задержкой психического развития. Данная проблема до настоящего времени была освещена недостаточно.
Прогностическая способность имеет огромное значение в координации движений, моторной ловкости. Она позволяет заранее ощутить, какой результат получится от какого - либо действия. Она создает возможность в очень многих хорошо освоенных движениях делать большую часть нужных коррекций авансом, на самом старте движения, чтобы можно было, пока оно еще длиться, подготовиться к следующему.
Главная функция вероятностного прогнозирования опережение событий внешней среды - достигается за счет заблаговременной подготовки к возможным действиям, а в ряде случаев и осуществления необходимых действий.
Проанализировав литературу по прогностической деятельности в нормогенезе и при различных нарушениях, мы отметили, что умственная и психическая несостоятельность напрямую влияет на прогностическую компетентность, и она тоже несостоятельна. Но также выяснили, что при задержки психического развития прогностическая деятельность недостаточно исследована.
Так же, проанализировав труды авторов можно сказать, что детскородительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями отношения ребенка и родителя.
По проведенной экспериментальной работе, сделали вывод, что большинство детей с задержкой психического развития имеют неустойчивый адекватный прогноз и медленно формирующийся адекватный прогноз, или же имеют медленную скорость формирования правильного прогноза, невоспроизведение порядков, случайные или репродуктивные стратегии прогнозирования.
Анализ родительских отношений родителей детей с задержкой психического развития, показал, что они склонны к инфантилизации ребенка, у них затруднено восприятие ребенка как самостоятельного, способного, его интересы и мысли кажутся им несерьезными.
У родителей детей с задержкой психического развития так же наблюдается тенденция к симбиотическим отношениям. Это проявляется в том, что они стремятся ему во всем потакать, удовлетворять любые его желания, оградить его от всех трудностей и неприятностей жизни. Ребенок кажется им беззащитным, поэтому они постоянно испытывают тревогу за него.
Родители детей без нарушений в развитии одобряют интересы и увлечения своих детей, учитывают их индивидуальность, а также признают их самостоятельность.
Анализ корреляционных связей родительского отношения и прогнозирование выявил наличие достоверной связи между эмоциональным отвержением ребенка и отсутствием прогнозирования, ориентированным на избегание (р < 0.05). Качественный анализ показывает, что у родителей, чаще использующих данный вид воспитания, наблюдается тенденция к эмоциональному отвержению ребенка. Такие родители удовлетворяют все потребности ребенка, однако эмоционально с ним не общаются, избегая эмоционально-доверительных отношений. Возможно, что данная стратегия поведения носит защитный характер, и родитель, сталкиваясь с трудностями воспитания, не только склонен избегать возникшие трудности, но и отдалятся от ребенка.
По результатам корреляционного исследования, наша гипотеза подтвердилась, особенности прогнозирования существенно влияют на выбор типа семейного воспитания, а также на отношение к ребенку. У детей, у которых наблюдается выраженность низкого прогнозирования, у родителей этих детей чаще прослеживаются такие особенности семейного воспитания, как эмоциональное отвержение, недооценка интеллектуальных и личностных особенностей ребенка.
Далее по полученным результатам мы разработали коррекционную программу, рассчитанную на 15 занятий по 20 минут. Данная программа была направлена на развитие прогностической компетентности детей с задержкой психического развития. В программу так же была включена работа с родителями по улучшению детско-родительских отношений. Так как по проведенному исследованию мы определили взаимосвязь стиля родительского отношения и прогностической компетентности.



1. Астапов В.М. Исследование особенностей прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей [Текст] / В.М. Астапов // Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.- М.: Международ, пед. Академия, 1994.- С.152-163.
2. Ахметзянова А.И. Специфика антиципаций младших школьников в условиях дефицитарного дизонтогенеза [Текст] / Ахметзянова
A. И.//Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-7. - С. 268-280.
3. Базылевич Т.Ф. Антиципация в структуре действий разного смысла [Текст] / Т.Ф. Базылевич // Психологический журнал. - 1988. - Т. 9. - №3. - С.121-131.
4. Базылевич Т.Ф. К проблеме задатков прогностических способностей [Текст] / Т.Ф. Базылевич // Психологический журнал.- 1994.- Т. 15.- № 6.- С. 90 99.
5. Блейхер В.М. Методы патопсихологического исследования [Текст] /
B. М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков // Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2012. - С. 112 - 223.
6. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование [Текст]: логико-психологический анализ / А.В. Брушлинский. - М.: Мысль, 1979.-230 с.
7. Брушлинский А.В. Проблема развития и психология мышления [Текст] / А.В. Брушлинский // Принцип развития в психологии.- М.: Наука, 1978. - C. 38- 63.
8. Граница А.С Взаимосвязи интуитивности с антиципационной состоятельностью и психологическими защитами у больных с невротическими расстройствами [Текст] / А.С. Граница // Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. - 2017 - №2. -
C. 20-24.
9. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека [Текст] / Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. - М.: Наука, 1977. - 391 с.
10. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] / И.Т. Власенко. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
11. Ничипоренко Н.П. Взаимосвязь антиципационных способностей с характеристиками формально-логического интеллекта в условиях психической нормы и патологии [Текст] / Н.П. Ничипоренко, Г.Ф. Мухамадиева, В.Д. Менделевич// Психическое здоровье. - 2010. - Т. 8. - № 10. - С. 35-38
12. Граница А.С Взаимосвязи интуитивности с антиципационной состоятельностью и психологическими защитами у больных с невротическими расстройствами [Текст] / А.С. Граница// Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. - 2017 - №1. - С. 90-93.
13. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст] /
А.И. Захаров. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 448 с.
14. Ломов Б.Ф. Память и антиципация [Текст] / Б.Ф. Ломов // Исследования памяти / Отв. Ред. Н.Н. Корж; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1990. - C. 45-53.
15. Ломов Б.Ф. Вероятностное прогнозирование как одна из детерминант непреднамеренного запоминания [Текст] / Б.Ф. Ломов, А.К. Осницкий // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1972. - № 2. - С. 127-131.
16. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 279 с.
17. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В.И. Лубовский. - М.: Педагогика, 1989. - 104 с.
18. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции у детей (в норме и патологии) [Текст] / В.И. Лубовский. - М.: Педагогика, 1978. - 224 с.
19. Лукин С.Е. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга (руководство по использованию) [Текст] / С.Е. Лукин, А.В. Суворов. - СПб.: Иматон, 1993. - 63 с.
20. Лурия А.Р. Роль речи в регуляции нормального и аномального
поведения [Текст] /А.Р. Лурия - М.: Издательство Академии
педагогических наук РСФСР, 1985.- С.5-46.
21. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза [Текст] /
В.Д. Менделевич // Психологический журнал. - 1996.- Т. 17. - № 4. - С. 107 - 115.
22. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство [Текст] / В.Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс, 2001. - 592 с.
23. Менделевич В.Д. О некоторых психологических механизмах неврозогенеза [Текст] / В.Д. Менделевич//Психологический журнал.- 1990. -№ 6. -С. 113- 117.
24. Менделевич В.Д. Прогнозирование будущего и механизмы неврозогенеза [Текст] / В.Д. Менделевич, А.С. Граница// Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. - 2014. - Т. XLVI. - №1. - С. 51-57.
25. Менделевич В.Д. Психотравма, личность
и неврозогенез (антиципационный подход) [Текст] / В.Д. Менделевич // Социальная и клиническая психиатрия. -1995.- № 3. - С. 12 -16.
26. Менделевич В.Д. Антиципационная состоятельность в структуре личности подростков с девиациями в поведении [Текст] /В.Д. Менделевич, Э. В. Макаричева Конгресс по детской психиатрии: Материалы конгресса. - М.: МЕДпресс, 2002.- С. 195- 197.
27. Менделевии В.Д. Антиципационные особенности психической деятельности детей, страдающих неврозами [Текст] / В.Д. Менделевии, Д.А. Мухаметзянова // Социальная и клиническая психиатрия. - 1997. - № 2. - С. 31-36.
28. Менделевич В.Д. Невротические мнестические феномены в структуре антиципационных механизмов неврозогенеза [Текст] / В.Д. Менделевич, В.Т. Плещинская// Российский психиатрический журнал. - 2000.- № 1.- С. 18-21.
29. Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина [Текст] / В.Д. Менделевии, СЛ. Соловьева. - М.: МЕДпресс - информ, 2002. - 608 с.
30. Меницкий Д.Н. Высшая нервная деятельность человека и животных в вероятностно организованной внешней среде [Текст]: Автореф. дис. д- ра биол. наук: 03.00.13 / Д.Н. Меницкий. - Л., 1981. - 444 с.
31. Мухаметзянова Д. А. Клинические особенности формирования невротических расстройств детей в зависимости от антиципационных параметров психической деятельности [Текст]: автореферат дис... канд. мед. наук: 19.00.01/ Д.А. Мухаметзянова. - Казань, 1998.- 20 с.
32.Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи [Текст]: Сб. статей/ Под ред. С.А. Мироновой.- М.: Просвещение, 1987.- 139 с.
33. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии [Текст] /У. Найссер.- М.: Прогресс, 1981. -230 с.
34.Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников [Текст] / Т.Н. Осипенко. - М.: Медицина, 1996. - 288 с.
35.Переслени Л.И. Анализ корректурной пробы в дифференциальнодиагностическом аспекте [Текст] / Л.И. Переслени // Дефектология. - 1979. - № 5.- С. 23-31.
36. Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование [Текст] / Л.И. Переслени. - М.: Педагогика, 1984.- 160 с.
37. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии [Текст] / Л.И. Переслени // Вопросы психологии.- 1976.- № 2.-С.113-123.
38. Переслени Л.И. Появление преднастройки в динамике вызванной активности и времени реакции у детей [Текст] / Л.И. Переслени, М.Б. Михалевская // Журнал высшей нервной деятельности. - 1982. Т.
32. - Вып.2.- С. 209 - 217.
39. Переслени Л.И. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития детей [Текст] / Л.И. Переслени, В.Л. Подобед // Дефектология. - 1982. - № 6.- С. 11 - 17.
40. Переслени Л.И. Психофизиологические механизмы формирования прогноза [Текст] / Л.И. Переслени, Л.А. Рожкова // Психологический журнал.- 1991.- № 5. -С. 51 -59.
41. Переслени Л.И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития [Текст] / Л.И. Переслени, Т.А. Фотекова //Дефектология. - 1993. - № 5. - С. 3 - 10.
42. Пиаже Ж. Антиципирующая деятельность [Текст] / Ж. Пиаже // Экспериментальная психология / Ред. сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. - М., 1978. - Вып. 6.- С. 43 -46.
43. Рябова Т.В. Творческое мышление и антиципация у больных шизофренией и психически здоровых [Текст] / Т.В. Рябова, В.Д. Менделевич // Психологический журнал.- 2000. - № 1.- С. 125-129.
44. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека / Е.А. Сергиенко. - М.: Наука, 1992.- 138 с.
45. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: дис... док -ра психол. наук в форме научного доклада: 19. 00. 01 / Е.А. Сергиенко. М., 1997.- 138 с.
46. Сергиенко Е.А. Генезис элементарных форм антиципации [Текст] / Е.А. Сергиенко // Психологический журнал.- 1988. Т. 9. - № 6.- С. 73 - 85.
47. Фейгенберг И.М. Нарушения вероятностного прогнозирования при шизофрении [Текст] / И.М. Фейгенберг // Шизофрения и вероятностное прогнозирование. - М.: Министерство Здравоохранения СССР, 1973. -С. 5 - 19.
48. Фейгенберг И.М. Память и вероятностное прогнозирование [Текст] / И.М. Фейгенберг// Вопросы психологии.- 1973.- № 1.- С. 37-47.
49. Фейгенберг И. М. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям [Текст] / И.М. Фейгенберг, В.А. Иванников. - М.: Изд - во Моск. гос. ун -та, 1978.- 112 с.
50.Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики
и психотерапии [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер.- М.: Фолиум, 1996. - 63 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ