Проектирование предпринимательской деятельности образовательного учреждения в современных условиях (на примере МБОУ СОШ с. Воздвиженка)
|
Введение 4
1 Теоретический подход к проектированию предпринимательской
деятельности образовательных учреждений в современных условиях
1.1 Понятие, сущность и основные виды предпринимательской
деятельности 9
1.2 Особенности проектирования предпринимательской деятельности в
образовательных учреждениях в современных условиях 17
1.3 Опыт проектирования различных направлений предпринимательской
деятельности на базе средних общеобразовательных школ 23
2 Определение возможностей проектирования предпринимательской деятельности на базе МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского городского округа
2.1 Общая характеристика МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского
городского округа 30
2.2 Оценка МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского городского округа
с предпринимательской точки зрения 38
2.3 Выявление основных направлений осуществления
предпринимательской деятельности в МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского городского округа 44
3 Разработка проекта внедрения творческой мастерской в деятельность МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского городского округа
3.1 Разработка программы творческой мастерской в МБОУ СОШ с.
Воздвиженка Уссурийского городского округа 51
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемой программы .... 61
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложения 73
1 Теоретический подход к проектированию предпринимательской
деятельности образовательных учреждений в современных условиях
1.1 Понятие, сущность и основные виды предпринимательской
деятельности 9
1.2 Особенности проектирования предпринимательской деятельности в
образовательных учреждениях в современных условиях 17
1.3 Опыт проектирования различных направлений предпринимательской
деятельности на базе средних общеобразовательных школ 23
2 Определение возможностей проектирования предпринимательской деятельности на базе МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского городского округа
2.1 Общая характеристика МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского
городского округа 30
2.2 Оценка МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского городского округа
с предпринимательской точки зрения 38
2.3 Выявление основных направлений осуществления
предпринимательской деятельности в МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского городского округа 44
3 Разработка проекта внедрения творческой мастерской в деятельность МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского городского округа
3.1 Разработка программы творческой мастерской в МБОУ СОШ с.
Воздвиженка Уссурийского городского округа 51
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемой программы .... 61
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложения 73
Актуальность темы исследования. Реформирование системы образования в последние годы в Российской Федерации проходит достаточно активно. Так в образовательную деятельность были внедрены новые стандарты образования, сформированы новые программы, и увеличен бюджет на образовательную деятельность в регионах страны. Однако в 2010 году Дмитрий Медведем подписал ФЗ №83, согласно которого большинство образовательных учреждений переведены на новую систему финансирования и фактически предполагает частичную коммерциализацию образования. Кроме этого, данный закон привел к тому, что школы перевели на частичное самофинансирование, а, следовательно, теперь управлению школ необходимо придумывать способы получения дополнительных финансовых ресурсов.
Развитие законодательства РФ позволило общеобразовательным школам вести предпринимательскую деятельность и соответствующим образом распределять полученные доходы по собственному усмотрению на деятельность школы. Данная поправка к закону РФ «Об образовании» была внесена относительно недавно, и предлагает широкие возможности школам получать дополнительный доход, так как определены как основные способы получения доходов, так и дополнительные.
Развитие предпринимательской деятельности в настоящий момент в образовательной сфере в первую очередь относиться к высшим учебным заведениям, а вот для сферы дошкольного и среднего общего образования вариантов развития предпринимательской деятельности используется достаточно мало, что соответственно сказывается на возможностях развития школ и как следствие на уровне образования.
Актуальность исследуемой проблемы основана на том, что в настоящий момент для средней общеобразовательной школы разработка доходных проектов предпринимательства позволит не только улучшать материально - техническое состояние школы, но и развивать инфраструктуру и программы образования, что отразится на уровне образовательной деятельности школы.
Степень научной разработанности исследуемой проблемы достаточно низкая. Исследования показали, что в современных исследованиях практически полностью отсутствует развитие методических подходов проектирования предпринимательской деятельности в образовательной сфере. Из найденных исследований возможный интерес могут представлять работы Кандауровой Н.В. (в области изучения опыта проектирования предпринимательской деятельности в спортивных школах, 2015 г.), Насырова Р.С. (в области оценки социально-философского анализа предпринимательской деятельности), Бандорина А.Е. (в области исследования механизма правового регулирования предпринимательской деятельности, 2011 г.), Гореловой О.И. (в области оценки предпринимательской деятельности в образовании, 2007 г.), Швагиревой А.А. (в области исследования вопросов развития предпринимательской деятельности на рынке образовательных услуг, 2004 г.) и пр.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является проектирования предпринимательской деятельности в образовательном учреждении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и основные виды предпринимательской деятельности;
- изучить особенности осуществления предпринимательской деятельности в образовательных учреждениях в современных условиях;
- исследовать опыт реализации различных направлений
предпринимательской деятельности на базе средних общеобразовательных школ;
- дать общую характеристику образовательной организации;
- оценить образовательную организацию с предпринимательской точки зрения;
- выявить основные направления осуществления предпринимательской деятельности в образовательной организации;
- разработать программу внедрения творческой мастерской как предпринимательский объект в деятельность образовательного учреждения;
- оценить экономическую эффективность предлагаемой программы.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что для проектирование предпринимательской деятельности в сфере образования необходима оценка текущей деятельности школы, и на основе полученных результатов возможно формирование направлений развития предпринимательства на базе школы.
Объектом исследования в диссертационной работе выступает предпринимательская деятельность образовательного учреждения на примере МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского городского округа.
Предметом исследование выступают особенности проектирования предпринимательской деятельности в образовательной сфере на базе СОШ.
Теоретической и методической базой исследования послужили научные труды и практические исследования отечественных и зарубежных авторов в области предпринимательской деятельности в сфере образования. Среди авторов следует выделить Репина М.Г., Урукова В.Н., Волчанскую Л.М., Фурсову В.В., Трусову Л.А. и пр.
Среди традиционной литературы, посвященной предпринимательской деятельности следует отметить таких авторов как Веспер К., Й. Шумпетер, Лапуста А.Г., Половкина П.Д., С.П. Сазонов и пр.
Среди специфичной литературы в области формирования предпринимательской деятельности в образовательной сферы следует также выделить Балабанова А.Е., Л.А. Малышева, Г.Л. Овсянникова, Лобов В.Г., и пр.
Для достижения поставленной цели и решения задач в работе использовались следующие методы исследования: контент-анализ (в теоретико-методологической части исследования), экономико-статистический, сравнительного анализа (при сопоставлении показателей деятельности анализируемого учреждения), графического описания (при построении графиков и диаграмм), финансово-экономического анализа (в экономических расчетах).
Информационную базу исследования составили нормативно-правовая база деятельности малых предприятий, материалы периодической печати, данные МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского городского округа, научные труды отечественных и зарубежных ученых исследователей проблемного поля диссертации, ресурсы сети Интернет, а также информация, полученная в ходе практической деятельности автора исследования.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и приложения.
Объем работы составляет 83 страницы, включает 21 рисунок, 20 таблиц.
Логика исследования определила структуру работы.
Во введении показана актуальность темы диссертационного исследования, степень разработанности проблемы, определены его цели и задачи, объект и предмет исследования, раскрывается методология исследования, информационную базу исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретический подход к проектированию предпринимательской деятельности в образовательных учреждениях в современных условиях» на основе исследования научной литературы, а также собственных исследований автора, рассматриваются основные понятия и виды предпринимательской деятельности. Разработана классификация предпринимательской деятельности в образовательной сфере, а также исследован опыт реализации различных направлений предпринимательской деятельности на базе средних общеобразовательных школ в результате чего сформирован алгоритм проектирования предпринимательской деятельности в образовательных учреждениях.
Во второй главе «Определение возможностей проектирования предпринимательской деятельности на базе МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского городского округа» проведен анализ исследуемого учреждения (МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского городского округа) и его ресурсов, выявлены основное проблемы и возможности развития предпринимательской деятельности на базе школы.
Третья глава «Разработка проекта внедрения творческой мастерской как предпринимательский объект в деятельность МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского городского округа» посвящена формированию проекта развития предпринимательской деятельности на базе средней школы и соответствующей оценке эффективности ее внедрения.
Заключение содержит основные результаты и выводы, полученные в диссертационном исследовании.
Развитие законодательства РФ позволило общеобразовательным школам вести предпринимательскую деятельность и соответствующим образом распределять полученные доходы по собственному усмотрению на деятельность школы. Данная поправка к закону РФ «Об образовании» была внесена относительно недавно, и предлагает широкие возможности школам получать дополнительный доход, так как определены как основные способы получения доходов, так и дополнительные.
Развитие предпринимательской деятельности в настоящий момент в образовательной сфере в первую очередь относиться к высшим учебным заведениям, а вот для сферы дошкольного и среднего общего образования вариантов развития предпринимательской деятельности используется достаточно мало, что соответственно сказывается на возможностях развития школ и как следствие на уровне образования.
Актуальность исследуемой проблемы основана на том, что в настоящий момент для средней общеобразовательной школы разработка доходных проектов предпринимательства позволит не только улучшать материально - техническое состояние школы, но и развивать инфраструктуру и программы образования, что отразится на уровне образовательной деятельности школы.
Степень научной разработанности исследуемой проблемы достаточно низкая. Исследования показали, что в современных исследованиях практически полностью отсутствует развитие методических подходов проектирования предпринимательской деятельности в образовательной сфере. Из найденных исследований возможный интерес могут представлять работы Кандауровой Н.В. (в области изучения опыта проектирования предпринимательской деятельности в спортивных школах, 2015 г.), Насырова Р.С. (в области оценки социально-философского анализа предпринимательской деятельности), Бандорина А.Е. (в области исследования механизма правового регулирования предпринимательской деятельности, 2011 г.), Гореловой О.И. (в области оценки предпринимательской деятельности в образовании, 2007 г.), Швагиревой А.А. (в области исследования вопросов развития предпринимательской деятельности на рынке образовательных услуг, 2004 г.) и пр.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является проектирования предпринимательской деятельности в образовательном учреждении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и основные виды предпринимательской деятельности;
- изучить особенности осуществления предпринимательской деятельности в образовательных учреждениях в современных условиях;
- исследовать опыт реализации различных направлений
предпринимательской деятельности на базе средних общеобразовательных школ;
- дать общую характеристику образовательной организации;
- оценить образовательную организацию с предпринимательской точки зрения;
- выявить основные направления осуществления предпринимательской деятельности в образовательной организации;
- разработать программу внедрения творческой мастерской как предпринимательский объект в деятельность образовательного учреждения;
- оценить экономическую эффективность предлагаемой программы.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что для проектирование предпринимательской деятельности в сфере образования необходима оценка текущей деятельности школы, и на основе полученных результатов возможно формирование направлений развития предпринимательства на базе школы.
Объектом исследования в диссертационной работе выступает предпринимательская деятельность образовательного учреждения на примере МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского городского округа.
Предметом исследование выступают особенности проектирования предпринимательской деятельности в образовательной сфере на базе СОШ.
Теоретической и методической базой исследования послужили научные труды и практические исследования отечественных и зарубежных авторов в области предпринимательской деятельности в сфере образования. Среди авторов следует выделить Репина М.Г., Урукова В.Н., Волчанскую Л.М., Фурсову В.В., Трусову Л.А. и пр.
Среди традиционной литературы, посвященной предпринимательской деятельности следует отметить таких авторов как Веспер К., Й. Шумпетер, Лапуста А.Г., Половкина П.Д., С.П. Сазонов и пр.
Среди специфичной литературы в области формирования предпринимательской деятельности в образовательной сферы следует также выделить Балабанова А.Е., Л.А. Малышева, Г.Л. Овсянникова, Лобов В.Г., и пр.
Для достижения поставленной цели и решения задач в работе использовались следующие методы исследования: контент-анализ (в теоретико-методологической части исследования), экономико-статистический, сравнительного анализа (при сопоставлении показателей деятельности анализируемого учреждения), графического описания (при построении графиков и диаграмм), финансово-экономического анализа (в экономических расчетах).
Информационную базу исследования составили нормативно-правовая база деятельности малых предприятий, материалы периодической печати, данные МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского городского округа, научные труды отечественных и зарубежных ученых исследователей проблемного поля диссертации, ресурсы сети Интернет, а также информация, полученная в ходе практической деятельности автора исследования.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и приложения.
Объем работы составляет 83 страницы, включает 21 рисунок, 20 таблиц.
Логика исследования определила структуру работы.
Во введении показана актуальность темы диссертационного исследования, степень разработанности проблемы, определены его цели и задачи, объект и предмет исследования, раскрывается методология исследования, информационную базу исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретический подход к проектированию предпринимательской деятельности в образовательных учреждениях в современных условиях» на основе исследования научной литературы, а также собственных исследований автора, рассматриваются основные понятия и виды предпринимательской деятельности. Разработана классификация предпринимательской деятельности в образовательной сфере, а также исследован опыт реализации различных направлений предпринимательской деятельности на базе средних общеобразовательных школ в результате чего сформирован алгоритм проектирования предпринимательской деятельности в образовательных учреждениях.
Во второй главе «Определение возможностей проектирования предпринимательской деятельности на базе МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского городского округа» проведен анализ исследуемого учреждения (МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского городского округа) и его ресурсов, выявлены основное проблемы и возможности развития предпринимательской деятельности на базе школы.
Третья глава «Разработка проекта внедрения творческой мастерской как предпринимательский объект в деятельность МБОУ СОШ с. Воздвиженка Уссурийского городского округа» посвящена формированию проекта развития предпринимательской деятельности на базе средней школы и соответствующей оценке эффективности ее внедрения.
Заключение содержит основные результаты и выводы, полученные в диссертационном исследовании.
Исследование предпринимательской деятельности в сфере образования в первую очередь базируется на законодательстве, в котором определен четкий перечень платных услуг образовательных учреждений. Процесс построение предпринимательской деятельности в образовательном учреждении включает в себя как оценку потребностей в платных услугах на базе образовательного учреждения, так и организационные мероприятия, и оценку итогового эффекта.
Изучение платных услуг средних общеобразовательных учреждений Приморского края позволило понять, что преимущественной платной услугой выступает организация спортивных секций, дополнительных групповых и индивидуальных занятий по основным предметам, вокальные, хоровые и театральные студии.
Практическая часть работы основана на данных по МБОУ СОШ с. Воздвиженка УГО, которое представляет собой образовательное учреждение широкого спектра услуг, находящегося в с. Воздвиженка и которое основано в 1963 году. В настоящий момент в учреждении работает 17 педагогов и обучается 216 учеников.
Предпринимательская деятельность МБОУ СОШ с. Воздвиженка базируется на установленных уставом возможностях. Кроме этого в школе организуются походы и экскурсии, поездки в кинотеатры, театры и музеи, формируются группы дополнительного образования. Среди платных услуг школы также можно выделить организация питания для учащихся 5-11 классов и организацию пришкольного лагеря.
Для изучения основных направлений осуществления предпринимательской деятельности в МБОУ СОШ с. Воздвиженка УГО было проведено анкетирование родителей. В результате исследование потребностей и возможностей в организации дополнительных занятий для детей начальной школы МБОУ СОШ с. Воздвиженка на платной основе позволяет в целом сказать, что существует большое количество направлений дополнительного образования, которые были бы интересны родителям.
При этом исследование потребительских предпочтений показало, что самыми популярными в настоящее время являются направления обучения - языковые занятия, занятия по живописи и скульптуре, а также по различным направлениям творчества. При этом выявление ценовых и временных предпочтительных затрат, позволяет сделать вывод о том, что в целом родители готовы оплачивать дополнительные занятия.
В третьей главе для МБОУ СОШ с. Воздвиженка предложен проект по развитию программы дополнительного образования посредством организации Центра творческого развития «Робототехника» в МБОУ СОШ с. Воздвиженка.
Капитальные затраты по проекту составят 820 тыс. руб. Данные средства можно получить посредством участия в конкурсе ФЦПРО-2.3-03- 05. «Инновации в школьном технологическом образовании», в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.
Расчеты показали, что предлагаемый Центр творческого развития «Робототехника» эффективен.
Изучение платных услуг средних общеобразовательных учреждений Приморского края позволило понять, что преимущественной платной услугой выступает организация спортивных секций, дополнительных групповых и индивидуальных занятий по основным предметам, вокальные, хоровые и театральные студии.
Практическая часть работы основана на данных по МБОУ СОШ с. Воздвиженка УГО, которое представляет собой образовательное учреждение широкого спектра услуг, находящегося в с. Воздвиженка и которое основано в 1963 году. В настоящий момент в учреждении работает 17 педагогов и обучается 216 учеников.
Предпринимательская деятельность МБОУ СОШ с. Воздвиженка базируется на установленных уставом возможностях. Кроме этого в школе организуются походы и экскурсии, поездки в кинотеатры, театры и музеи, формируются группы дополнительного образования. Среди платных услуг школы также можно выделить организация питания для учащихся 5-11 классов и организацию пришкольного лагеря.
Для изучения основных направлений осуществления предпринимательской деятельности в МБОУ СОШ с. Воздвиженка УГО было проведено анкетирование родителей. В результате исследование потребностей и возможностей в организации дополнительных занятий для детей начальной школы МБОУ СОШ с. Воздвиженка на платной основе позволяет в целом сказать, что существует большое количество направлений дополнительного образования, которые были бы интересны родителям.
При этом исследование потребительских предпочтений показало, что самыми популярными в настоящее время являются направления обучения - языковые занятия, занятия по живописи и скульптуре, а также по различным направлениям творчества. При этом выявление ценовых и временных предпочтительных затрат, позволяет сделать вывод о том, что в целом родители готовы оплачивать дополнительные занятия.
В третьей главе для МБОУ СОШ с. Воздвиженка предложен проект по развитию программы дополнительного образования посредством организации Центра творческого развития «Робототехника» в МБОУ СОШ с. Воздвиженка.
Капитальные затраты по проекту составят 820 тыс. руб. Данные средства можно получить посредством участия в конкурсе ФЦПРО-2.3-03- 05. «Инновации в школьном технологическом образовании», в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.
Расчеты показали, что предлагаемый Центр творческого развития «Робототехника» эффективен.



