Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №72936

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
492
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение …………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса
младших школьников к изучению математики во
внеурочной деятельности …………………………………….... 8
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес»…………........... 8
1.2. Особенности организации внеурочной деятельности младших
школьников по математике……………………………………… 19
1.3. Анализ программ внеурочной деятельности по математике в
аспекте развития познавательного интереса........………………. 27
Глава 2. Практическая работа по развитию познавательного
интереса младших школьников к изучению математики во
внеурочной деятельности…..…….............................................. 37
2.1. Диагностика уровня развития познавательного интереса
младших школьников………………………..…............................ 37
2.2. Организация работы по развитию познавательного интереса
младших школьников к изучению математики во внеурочной
деятельности…..…........................................................................... 45
Заключение……………………………….……………………………...…… 57
Библиографический список……………..…………………………..……... 60
Приложение………………………………………………………….……….. 6

Одной из наиболее трудных и важных задач педагогики по-прежнему остается проблема воспитания интереса к учению. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Ее решение невозможно без формирования у каждого младшего школьника стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса в обучении, в которых он может занять активную личностную позицию и постоянно стремиться углубляться в область познания.
Проблема развития познавательного интереса всегда была и остаётся одной из актуальных проблем в современном образовании. Особенно актуальна данная проблема в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте важно развивать интерес к учению у ребенка.
Ежедневно учащиеся познают все новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. С познанием окружающего мира у младших школьников возрастает любознательность, познавательный интерес и познавательные навыки. Важную роль в образовании играет то, насколько будет развит познавательный интерес, от этого зависит успех обучения в школе и успех развития младшего школьника в целом.
Большие возможности для развития познавательного интереса представляет внеурочная деятельность по математике.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности (ФГОС НОО, 2010).
Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка, развивается познавательный интерес, познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки.
Проблемой развития познавательного интереса занимались педагоги и психологи такие, как Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Г.И. Щукина. Определялись условия и факторы, влияющие на его становление и развитие педагогами И.Г. Захаровой, Б.В. Ананьевым, Д.К. Гончаровой.
Целью внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для проявления и развития своих интересов на основе свободного выбора.
Важным звеном является поиск путей и средств повышения эффективности развития познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности по математике.
Внеурочная деятельность по математике, особенности её содержания и специфика организации, имеет преимущественные возможности для привития любви к учению, интереса к знаниям. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в воспитании все главное и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока.
В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся и развить познавательный интерес. Достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности, вот почему она была важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной.
Все вышесказанное определило актуальность данной темы исследования: «Развитие познавательного интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития
познавательного интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
- способствовать развитию устойчивой учебной мотивации и уровню познавательного интереса;
- систематически использовать различные виды занимательных
заданий.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью
исследования нами были выдвинуты следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить педагогические условия и особенности развития познавательного интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности.
3. Провести диагностику уровня развития познавательного интереса младших школьников.
4. Провести практическую работу (констатирующий и формирующий этапы) по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности.
При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1) изучение педагогической, психологической и методической литературы;
2) анализ программ внеурочной деятельности;
3) анкетирование младших школьников;
4) методы математической обработки данных;
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №10» г. Белгорода, 3 «В» класс.
Апробация результатов исследования осуществлялась в публикациях статей в сборниках научных трудов по материалам Международной научно - практической Интернет - конференции «Психолого-педагогические аспекты личности и межличностных отношений» (11 мая 2018 г., Уфа), а также в выступлении на научно-методической конференции «Проблемы и тенденции развития математического образования в начальной школе» (17 мая 2018 г., НИУ «БелГУ»), участие в Международном конкурсе творческих работ и учебно-методических разработок «Педагогическая мастерская» занявшая I место (20 мая 2018 г., Чехия).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, научный аппарат исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития познавательного интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности» рассмотрена сущность понятия «познавательный интерес», особенности развития познавательного интереса у младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности, рассмотрена внеурочная деятельность в контексте ФГОС НОО, программы внеурочной деятельности, исследованы педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников к математике во внеурочной деятельности.
Во второй главе «Практическая работа по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности» представлено описание использованных методик для диагностики уровня развития познавательного интереса младших школьников, интерпретация полученных результатов, рассмотрены задания и фрагменты занятий внеурочной деятельности направленные на развитие познавательного интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ изученной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам определить, что познавательный интерес младшего школьника можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как интенсивное средство обучения.
Мы определили, что познавательный интерес И это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, созданные с положительным эмоциональным отношением к ним.
На основании изученной психолого-педагогической и методической литературы по математике, мы пришли к выводу, что развивать познавательный интерес необходимо и в учебной и во внеурочной деятельности младших школьников. Одним из основных путей развития познавательных интересов является использование различных видов занимательных заданий, которые способствуют повышению уровня развития познавательного интереса младших школьников и устойчивой учебной мотивации. Сущностью занимательности являются новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все эти особенности занимательности - сильнейший побудитель познавательного интереса, заставляющий пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать и сравнивать.
Многое зависит от учителя, как он организует работу, и какие формы внеурочной деятельности предлагает детям. Если учитывать все моменты правильной организации внеурочной деятельности, то можно так поставить работу, при которой легко добиться высоких результатов по математике.
В качестве эффективных средств развития познавательного интереса к учебному предмету мы выделили различные методы и приемы: творческие задания, проблемные ситуации, проектная деятельность, дидактические игры, исторические и биографические факты, разнообразные занимательные задания, разгадывание ребусов, загадок, числовых головоломок.
В практической работе по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности нами был выявлен уровень развития познавательного интереса младших школьников в 3 «В» классе. На основе анализа результатов констатирующего этапа мы сделали вывод, что у большинства младших школьников уровень развития познавательного интереса находится на низком и среднем уровне. Таким образом, необходима работа по развитию уровня познавательного интереса младших школьников и устойчивой учебной мотивации. Это можно сделать с помощью внеурочной деятельности по математике.
На формирующем этапе для повышения уровня развития познавательного интереса младших школьников, нами разработан комплекс заданий по развитию познавательного интереса и мотивации к учению младших школьников во внеурочной деятельности (дидактические игры, занимательные задания, логические задачи).
Так же, для нашей работы разработано тематическое планирование кружка «Занимательная математика».
Цель которого - развить познавательный интерес младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности.
В процессе теоретического и практического исследования мы пришли к выводу что, развитие познавательного интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности эффективным, если:
- способствовать развитию устойчивой учебной мотивации и уровню познавательного интереса;
- систематически использовать различные виды занимательных заданий.
Таким образом, после проведенного исследования можно сделать вывод о том, что задачи исследования выполнены, цель достигнута и выдвинутая гипотеза получила свое теоретическое подтверждение.
Данная работа не является полным освещением данной проблемы. Но этот вопрос все еще остается актуальным и представляет собой благоприятные возможности для проведения дальнейших, более глубоких и разносторонних исследований по организации и проведению внеурочной деятельности по математике.



1. Балаян Э.Н. Олимпиадные и занимательные задачи по математике для начальной школы / Э.Н. Балаян. - М.: Феникс, 2016. - 106 с.
2. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова - М.: Просвещение, 1984. - 335 с.
3. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. - М.: Издательсво «Речь», 2005. - 128 с.
4. Баранцева О.И. Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности / О.И. Баранцева // Начальная школа. - 2013. - №12. - 109 с.
5. Вахрушева, Л.Н. Развитие познавательного интереса у второклассников / Л.Н. Вахрушева, Л.Н. Негру // Начальная школа. - 2015. - №7. - 94 с.
6. Ведерникова Т.Н. Интеллектуальное развитие школьников на уроках математики // Математика в школе. - 2011. - №3. -84 с.
7. Виноградова Н.Ф. Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / Н.Ф. Виноградова- М.: Вентана - Граф, 2015. - 168 с.
8. Волкова Г.В. Организация внеклассной работы по математике / Г.В. Волкова // Научно-методический электронный журнал. - 2015. - №5. - 20 с.
9. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. - М.: Просвещение, 2012. - 175 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Издательство «Эксмо», 2005. - 1136 с.
11. Гилева Д.К. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Д.К. Гилева. - М.: Академия, 2011. - 142 с.
12. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Издательский центр «Просвещение», 2010. - 223с.
13. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов, А.К. Маркова - М.: «Педагогика», 1982. - 480 с.
14. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 345 с.
15. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И. Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 192 с.
16. Захарова О.А. Математика в практических заданиях: 3 класс / О.А. Захарова. - М.: Академкнига, 2017. - 58 с.
17. Захарова О.А. Практические задачи по математике: 3 класс:
Учебное пособие / О.А. Захарова, под ред. Р.Г. Чураковой. - М.:
Академкнига, 2016. - 64 с.
18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 509 с.
19. Истратова О.Н. Развитие познавательного интереса и любознательности у детей в различных ситуациях семейного отношения к ребенку / О.Н. Истратова // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 6. - 97 с.
20. Качурова Е.Э. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2015. -192 с.
21. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.
22. Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
23. Купадзе Н.Ц. Формирование интереса у младших школьников / Н.Ц. Купадзе. - М.: Просвещение, 2001. - 121 с.
24. Макаренко А. С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. - М.: ИТРК, 2014. - 288 с.
25. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1999. - 192 с.
26. Михайлова Г.Н. Развитие познавательного интереса школьников как способа формирования творческой личности / Г.Н. Михайлова // Наука и образование, 2008. - №1. - 46 с.
27. Молчанова А.В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации / А.В. Молчанова // Начальная школа. -2015. - №8. - 98 с.
28. Моро М.И. Для тех кто любит математику 3 класс. / М.И. Моро, С.И. Волкова. - М.: Просвещение, 2016. - 48с.
29. Моро М.И. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. - М.: Просвещение, 2015. - 124 с.
30. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном процессе / Н.Г. Морозова. - М.: Просвещение, 2000. -375 с.
31. Насанова Н.З. Рабочая программа внеурочной деятельности по математике в начальной школе / Н.З. Насанова. - М.: Академия, 2016. - 97 с.
32. Нестеренко О.И. Методическая разработка внеклассных мероприятий по математике / О.И. Нестеренко // Начальная школа. - 2012. -№6. - 46 с.
33. Отрадная Е.М. Роль внеурочной деятельности в начальной школе / Е.М. Отрадная // Наука и образование. - 2012. - №4. - 18 с.
34. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб.
пособие для вузов / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
35. Попова А.И. Развитие самодеятельности младших школьников в условиях коллективных занятий / А.И. Попова, И.Г. Литвинская // Начальная школа. -2004. -№7. - 65 с.
36. Рамонова К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей школьного возраста / К.М. Рамонова. - СПб.: Питер, 2007. -512с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Начальная школа. - СПб.: Питер, 2000. -512с.
38. Рудницкая В.Н. Математика: 3 класс: дидактические материалы: в 2 ч. / В.Н. Рудницкая. - М.: Вентана - Граф, 2017. - 94 с.
39. Рудницкая В.Н. Математика: 3 класс: тетрадь для контрольных работ для учащихся общеобразовательных организаций / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 64 с.
40. СанПиН 2.4.2.2821- 10 (Утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).
41. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. - М.: Просвещение, 2007. - 180 с.
42. Степанова С.В. Формирование познавательного интереса на уроках математики в процессе изучения слов / С.В. Степанова // Педагогика. -2011. -№ 7. -45 с.
43. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль. Академия развития, 1997. - 227 с.
44. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. / Л.Н. Толстой. - М.: Педагогика, 1989. - с.324.
45. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе / В.П. Труднев. - М.: Просвещение, 1975. -176 с.
46. Унгефук О. М. Внеурочная деятельность по математике в условиях введения ФГОС ООО / О.М. Унгефуг // Наука и образование. - 2015. -№5. -34 с.
47. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Просвещение, 1974. - 665 с.
48. Ушинский К.Д. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / К.Д. Ушинский. - М.: Издательский центр «Педагогика», 2009. - 203 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: 2010. - 31 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: 2017. - 56 с.
51. Холодова О.А. Занимательная математика 3 класс: рабочая тетрадь / О.А. Холодова. - М.: Издательство РОСТ, 2016. - 124 с.
52. Холодова О.А. Программа курса «Занимательная математика» Методические рекомендации к рабочим тетрадям «Занимательная математика» / О.А. Холодова. - М.: Издательство РОСТ, 2016. - 82 с.
53. Холодова О.А. Рабочая тетрадь «Занимательная математика» в двух частях + Приложение к рабочим тетрадям / О.А. Холодова. - М.: Издательство РОСТ, 2016. - 37 с.
54. Чуракова Р.Г. Программы по внеурочной деятельности: 1-4 класс: в 2 ч. / Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига, 2016. - 192 с.
55. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: 2 т. / С.Т. Шацкий - М.: Просвещение, 1962. - 502 с.
56. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2009. - 260 с.
57. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2001. - 350 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ