ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования эстетических ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности 10
1.1. Сущность и содержание эстетических ценностных ориентаций
личности 10
1.2. Особенности формирования эстетических ценностных
ориентаций у младших школьников 18
1.3. Внеурочная деятельность по приобщению к народной
художественной культуре как средство формирования эстетических ценностных ориентаций у младших школьников. 29
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
эстетических ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности средствами кружка «Народная художественная культура» 39
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетических
ценностных ориентаций у младших школьников 39
2.2. Содержание работы по формированию эстетических
ценностных ориентаций у младших школьников средствами кружка «Народная художественная культура» 45
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложение
Глава 1. Теоретические основы формирования эстетических ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности 10
1.1. Сущность и содержание эстетических ценностных ориентаций
личности 10
1.2. Особенности формирования эстетических ценностных
ориентаций у младших школьников 18
1.3. Внеурочная деятельность по приобщению к народной
художественной культуре как средство формирования эстетических ценностных ориентаций у младших школьников. 29
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
эстетических ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности средствами кружка «Народная художественная культура» 39
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетических
ценностных ориентаций у младших школьников 39
2.2. Содержание работы по формированию эстетических
ценностных ориентаций у младших школьников средствами кружка «Народная художественная культура» 45
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложение
В последние годы возрастает интерес педагогов к проблемам духовно - нравственного развития личности, формирования ее нравственных и эстетических ценностных ориентаций. Современному обществу необходим человек высокой культуры, способный в стремительно меняющихся условиях не разрушаться, а совершенствоваться. Именно поэтому в современных условиях особую значимость приобретает поиск новых подходов к процессу становления человека, способного к самоопределению в мире духовных ценностей, их присвоению и осуществлению культуросообразного образа жизни. Особая ответственность за формирование личности в современных условиях ложится на школу, которая очень часто остается единственным культурным центром для многих школьников. Образовательные учреждения, организуя их жизнь и деятельность, формируют такие потребности, интересы, ценностные ориентации, которые не в силах сформировать ни один другой социальный институт.
Эти положения зафиксированы в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), где одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Ключевые идеи его реализации определены в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерных программах воспитания и социализации младших школьников. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования предполагает формирование ценностных ориентаций, контроль результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; многонационального народа России (Федеральный государственный..., 2009; Данилюк, 2009; Примерная программа., 2011).
Для реализации поставленных образовательных целей необходима актуализация эстетической направленности обучения в рамках духовно-нравственного воспитания. Особое внимание уделяется приобщению учащихся к эстетическим ценностям, таким как красота, гармония, соразмерность, завершенность; и формированию способов взаимодействия с ними. Эстетические ценности обусловливают развитие высококультурной личности. Следовательно, в обучении возникла необходимость обращаться к эстетическим ценностям вообще и к становлению эстетических ценностных ориентаций, в частности.
Эстетические ценности регулируют отношения людей друг к другу и к обществу в целом. Специфика эстетической активности личности обусловлена рядом факторов, связанных с потребностно-мотивационной и эмоциональной сферами человека, его ценностными ориентациями. От того, насколько полно и глубоко будет освоена система ценностей (в том числе и эстетических) каждой отдельной личностью, насколько эта система соответствует ценностям общества в целом, зависит и степень развитости индивидуальных ценностных ориентации. Наиболее эффективным следует признать активное освоение ценностей самостоятельной целенаправленной деятельности.
Принимая во внимание специфику формирования ценностных ориентаций, особое значение приобретают ранние этапы этого процесса, когда закладываются основы ценностного отношения человека к действительности и к искусству. Для младшего школьного возраста характерны эмоциональная отзывчивость, высокая чувствительность, целостное восприятие мира, в том числе и художественное (синкретизм), что позволяет осваивать духовный опыт, который выработан человечеством. Это служит предпосылкой для формирования ценностных ориентации младшего школьника на основе художественно-эстетической деятельности, которая стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве по законам красоты, благодаря чему развиваются эстетические чувства, вкус, переживания, взгляды и убеждения, формируется активное эстетическое отношение учащегося к художественной культуре.
В философской, психолого-педагогической и методической литературе достаточно полно освещены различные аспекты проблемы формирования эстетических ценностных ориентаций. Так, имеются работы, посвященные исследованию эстетических ценностных ориентаций младших школьников (Р.Р. Накохова, С.А. Куликова, Е.С. Асланова и др.), использованию народной художественной культуры в обучении и воспитании школьников (Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина, Т.Я. Шпикалова и др.). Этот процесс традиционно в большей степени осуществляется в процессе внеурочной деятельности младших школьников. В соответствии с ФГОС НОО, внеурочная деятельность - это специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части базисного учебного (образовательного) плана. Внеурочная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Она может быть организована в виде экскурсий, кружков, секций, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Формирование эстетических ценностных ориентации личности - процесс многофакторный. Среди основных факторов - влияние на личность социальной среды, ее институтов, семьи и школы. Важным также является освоение народного культурно-исторического опыта. Культура и искусство - наиболее устойчивые формы сохранения традиционных нравственных и эстетических ценностей. Наиболее полно они отражены в народной художественной культуре.
Народная художественная культура содержит, как правило, все составляющие народного мировоззрения и соответственно этому систему ценностей и ценностных ориентации. В ней прослеживается преемственность поколений, традиции и история народа. Это делает ее эффективным средством формирования эстетических ценностных ориентации личности.
Народная художественная культура изучается на первой ступени начального общего образования, на таких предметах учебного цикла, как изобразительное искусство, технология, музыка, окружающий мир, русский язык, литературное чтение, и во внеурочной деятельности младших школьников. Особое значение в этом процессе имеют уроки технологии, поскольку воспитание и обучение ребенка происходит в непосредственной предметно-практической деятельности. Таким образом, мы можем говорить о высокой эффективности постижения народных ценностей, о более прочном наследовании духовно-нравственных и эстетических традиций, и, значит, о более эффективном формировании эстетических ценностных ориентаций младших школьников на уроках и кружковых занятиях, что подтверждается в работах И.П. Ильинской, А.Г. Бабаян, И.А. Нужной, Е.Н. Тимофеевой, Н.В. Липкань и др. Согласно их точки зрения, гармоничному развитию личности способствует высоконравственное отношение к истории и культуре народа. Сама народная художественная культура в обучении и воспитании подрастающего поколения раскрывается в работах известных педагогов А.В. Бакушинского, Т.В. Лабунской, Е.А. Флериной и др. Результаты исследований этих педагогов свидетельствуют о том, что особенности «образного языка» народного искусства усиливают его эстетико-воспитательное воздействие, развивают эстетическую восприимчивость к явлениям и предметам окружающего мира.
Формирование эстетических ценностных ориентаций происходит под воздействием разных видов искусства, но наиболее сильное эмоциональное воздействие в младшем школьном возрасте оказывает народное искусство, которое ближе, понятнее, доступнее младшему школьнику, чем искусство элитарное (Ильинская, 2014).
Эффективность процесса формирования эстетических ценностных ориентаций непосредственно зависит от того, в какой мере этот процесс согласуется с возрастными особенностями личности. Рассматривая вопросы формирования эстетических ценностных ориентаций в русле психологических проблем личности, О.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин доказывали, что процесс приобщения к искусству в младшем школьном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях и освоенного в активной созидательной деятельности. В связи с этим младший школьный возраст справедливо рассматривается как период становления личности, период ее социализации и приобщения к искусству и культуре (Л.И. Божович, A.A. Люблинская, П.М. Якобсон).
Проведенный нами анализ педагогических трудов, посвященных формированию эстетических ценностных ориентаций младших школьников, подтверждает, что по этому вопросу остается неисследованным ряд аспектов, связанных как с построением системы формирования эстетических ценностных ориентаций в целом, так и с недостаточной разработанностью подходов, повышающих эффективность формирования эстетических ценностных ориентаций, в том числе с использованием средств народной художественной культуры.
На основе вышесказанного нами была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования эстетических ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования эстетических
ценностных ориентаций у младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования эстетических
ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности средствами кружка «Народная художественная культура».
Гипотеза исследования: процесс формирования эстетических
ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности
средствами кружка «Народная художественная культура» будет эффективным, если:
- в процессе образовательной деятельности формируется эстетический интерес младших школьников к народной художественной культуре;
- систематически формируются эстетические знания младшего школьника в соответствии с его возрастными особенностями;
- на занятиях создается благоприятная атмосфера для проявления младшими школьниками эстетического отношения к народной художественной культуре.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования мы поставили следующие задачи исследования:
1. Выявить педагогические условия формирования эстетических ценностных ориентаций у младших школьников.
2. Провести диагностику уровня сформированности эстетических ценностных ориентаций у младших школьников.
3. Разработать содержание работы по формированию эстетических ценностных ориентаций у младших школьников средствами народной художественной культуры на кружковых занятиях по технологии.
В соответствии с целью и поставленными задачами нами использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, методы индукции, дедукции, сравнения, обобщения, систематизации;
- эмпирические: беседа, опрос, анкетирование обучающихся,
педагогический эксперимент;
- математические: обработка экспериментальных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» города Белгорода, 3 «В» класс.
Эти положения зафиксированы в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), где одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Ключевые идеи его реализации определены в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерных программах воспитания и социализации младших школьников. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования предполагает формирование ценностных ориентаций, контроль результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; многонационального народа России (Федеральный государственный..., 2009; Данилюк, 2009; Примерная программа., 2011).
Для реализации поставленных образовательных целей необходима актуализация эстетической направленности обучения в рамках духовно-нравственного воспитания. Особое внимание уделяется приобщению учащихся к эстетическим ценностям, таким как красота, гармония, соразмерность, завершенность; и формированию способов взаимодействия с ними. Эстетические ценности обусловливают развитие высококультурной личности. Следовательно, в обучении возникла необходимость обращаться к эстетическим ценностям вообще и к становлению эстетических ценностных ориентаций, в частности.
Эстетические ценности регулируют отношения людей друг к другу и к обществу в целом. Специфика эстетической активности личности обусловлена рядом факторов, связанных с потребностно-мотивационной и эмоциональной сферами человека, его ценностными ориентациями. От того, насколько полно и глубоко будет освоена система ценностей (в том числе и эстетических) каждой отдельной личностью, насколько эта система соответствует ценностям общества в целом, зависит и степень развитости индивидуальных ценностных ориентации. Наиболее эффективным следует признать активное освоение ценностей самостоятельной целенаправленной деятельности.
Принимая во внимание специфику формирования ценностных ориентаций, особое значение приобретают ранние этапы этого процесса, когда закладываются основы ценностного отношения человека к действительности и к искусству. Для младшего школьного возраста характерны эмоциональная отзывчивость, высокая чувствительность, целостное восприятие мира, в том числе и художественное (синкретизм), что позволяет осваивать духовный опыт, который выработан человечеством. Это служит предпосылкой для формирования ценностных ориентации младшего школьника на основе художественно-эстетической деятельности, которая стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве по законам красоты, благодаря чему развиваются эстетические чувства, вкус, переживания, взгляды и убеждения, формируется активное эстетическое отношение учащегося к художественной культуре.
В философской, психолого-педагогической и методической литературе достаточно полно освещены различные аспекты проблемы формирования эстетических ценностных ориентаций. Так, имеются работы, посвященные исследованию эстетических ценностных ориентаций младших школьников (Р.Р. Накохова, С.А. Куликова, Е.С. Асланова и др.), использованию народной художественной культуры в обучении и воспитании школьников (Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина, Т.Я. Шпикалова и др.). Этот процесс традиционно в большей степени осуществляется в процессе внеурочной деятельности младших школьников. В соответствии с ФГОС НОО, внеурочная деятельность - это специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части базисного учебного (образовательного) плана. Внеурочная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Она может быть организована в виде экскурсий, кружков, секций, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Формирование эстетических ценностных ориентации личности - процесс многофакторный. Среди основных факторов - влияние на личность социальной среды, ее институтов, семьи и школы. Важным также является освоение народного культурно-исторического опыта. Культура и искусство - наиболее устойчивые формы сохранения традиционных нравственных и эстетических ценностей. Наиболее полно они отражены в народной художественной культуре.
Народная художественная культура содержит, как правило, все составляющие народного мировоззрения и соответственно этому систему ценностей и ценностных ориентации. В ней прослеживается преемственность поколений, традиции и история народа. Это делает ее эффективным средством формирования эстетических ценностных ориентации личности.
Народная художественная культура изучается на первой ступени начального общего образования, на таких предметах учебного цикла, как изобразительное искусство, технология, музыка, окружающий мир, русский язык, литературное чтение, и во внеурочной деятельности младших школьников. Особое значение в этом процессе имеют уроки технологии, поскольку воспитание и обучение ребенка происходит в непосредственной предметно-практической деятельности. Таким образом, мы можем говорить о высокой эффективности постижения народных ценностей, о более прочном наследовании духовно-нравственных и эстетических традиций, и, значит, о более эффективном формировании эстетических ценностных ориентаций младших школьников на уроках и кружковых занятиях, что подтверждается в работах И.П. Ильинской, А.Г. Бабаян, И.А. Нужной, Е.Н. Тимофеевой, Н.В. Липкань и др. Согласно их точки зрения, гармоничному развитию личности способствует высоконравственное отношение к истории и культуре народа. Сама народная художественная культура в обучении и воспитании подрастающего поколения раскрывается в работах известных педагогов А.В. Бакушинского, Т.В. Лабунской, Е.А. Флериной и др. Результаты исследований этих педагогов свидетельствуют о том, что особенности «образного языка» народного искусства усиливают его эстетико-воспитательное воздействие, развивают эстетическую восприимчивость к явлениям и предметам окружающего мира.
Формирование эстетических ценностных ориентаций происходит под воздействием разных видов искусства, но наиболее сильное эмоциональное воздействие в младшем школьном возрасте оказывает народное искусство, которое ближе, понятнее, доступнее младшему школьнику, чем искусство элитарное (Ильинская, 2014).
Эффективность процесса формирования эстетических ценностных ориентаций непосредственно зависит от того, в какой мере этот процесс согласуется с возрастными особенностями личности. Рассматривая вопросы формирования эстетических ценностных ориентаций в русле психологических проблем личности, О.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин доказывали, что процесс приобщения к искусству в младшем школьном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях и освоенного в активной созидательной деятельности. В связи с этим младший школьный возраст справедливо рассматривается как период становления личности, период ее социализации и приобщения к искусству и культуре (Л.И. Божович, A.A. Люблинская, П.М. Якобсон).
Проведенный нами анализ педагогических трудов, посвященных формированию эстетических ценностных ориентаций младших школьников, подтверждает, что по этому вопросу остается неисследованным ряд аспектов, связанных как с построением системы формирования эстетических ценностных ориентаций в целом, так и с недостаточной разработанностью подходов, повышающих эффективность формирования эстетических ценностных ориентаций, в том числе с использованием средств народной художественной культуры.
На основе вышесказанного нами была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования эстетических ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования эстетических
ценностных ориентаций у младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования эстетических
ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности средствами кружка «Народная художественная культура».
Гипотеза исследования: процесс формирования эстетических
ценностных ориентаций у младших школьников во внеурочной деятельности
средствами кружка «Народная художественная культура» будет эффективным, если:
- в процессе образовательной деятельности формируется эстетический интерес младших школьников к народной художественной культуре;
- систематически формируются эстетические знания младшего школьника в соответствии с его возрастными особенностями;
- на занятиях создается благоприятная атмосфера для проявления младшими школьниками эстетического отношения к народной художественной культуре.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования мы поставили следующие задачи исследования:
1. Выявить педагогические условия формирования эстетических ценностных ориентаций у младших школьников.
2. Провести диагностику уровня сформированности эстетических ценностных ориентаций у младших школьников.
3. Разработать содержание работы по формированию эстетических ценностных ориентаций у младших школьников средствами народной художественной культуры на кружковых занятиях по технологии.
В соответствии с целью и поставленными задачами нами использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, методы индукции, дедукции, сравнения, обобщения, систематизации;
- эмпирические: беседа, опрос, анкетирование обучающихся,
педагогический эксперимент;
- математические: обработка экспериментальных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» города Белгорода, 3 «В» класс.
Эстетические ценностные ориентации являются интегрирующим звеном в структуре личности, в котором накапливается эстетический опыт учащегося. Эстетические ценностные ориентации являются высшей формой удовлетворения потребностей человека, индивидуализируя их в контексте самоопределения и осмысленности жизни.
Раскрывая сущность понятия «эстетические ценностные ориентации», мы уточнили значимые компоненты, необходимые для становления эстетических ценностных ориентаций младших школьников в соответствии с их возрастом: эстетические знания (приобретенные теоретические знания в области культуры и искусства, которые расширяют кругозор младшего школьника, а также повышает их общекультурный уровень), эстетическое отношение (ценностное, духовное отношение к окружающему миру, основанное на интересе к нему через общение с ним. Эстетическое отношение человека к действительности обусловлено сложившимися общественными отношениями и ценностями исторически определенной культуры, воспринятыми как свои собственные) и эстетический интерес (направленность личности на эстетическую деятельность, на эстетическое освоение действительности и произведений искусства. Эстетические интересы характеризуются разной широтой, глубиной, устойчивостью). Младший школьный возраст мы считаем особенно значимым для становления эстетических ценностных ориентаций, т.к. они являются фундаментом для развития мировоззрения.
С целью реализации педагогических условий заявленных в гипотезе нами был осуществлен педагогический эксперимент, в рамках которого внедрен комплекс экспериментальных занятий кружка по технологии «Народная художественная культура».
В ходе реализации формирующего этапа эксперимента нами было обнаружено, что проводимые экспериментальные кружковые занятия благотворно повлияли на становление эстетических знаний, эстетического отношения и эстетических интересов обучающихся. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что исследование дало положительный результат, а выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
Исследование не носит законченного характера и может быть продолжено в следующих направлениях: формирование эстетической культуры младших школьников в образовательной среде, формирование ценностных ориентаций младших школьников средствами искусства и др.
Раскрывая сущность понятия «эстетические ценностные ориентации», мы уточнили значимые компоненты, необходимые для становления эстетических ценностных ориентаций младших школьников в соответствии с их возрастом: эстетические знания (приобретенные теоретические знания в области культуры и искусства, которые расширяют кругозор младшего школьника, а также повышает их общекультурный уровень), эстетическое отношение (ценностное, духовное отношение к окружающему миру, основанное на интересе к нему через общение с ним. Эстетическое отношение человека к действительности обусловлено сложившимися общественными отношениями и ценностями исторически определенной культуры, воспринятыми как свои собственные) и эстетический интерес (направленность личности на эстетическую деятельность, на эстетическое освоение действительности и произведений искусства. Эстетические интересы характеризуются разной широтой, глубиной, устойчивостью). Младший школьный возраст мы считаем особенно значимым для становления эстетических ценностных ориентаций, т.к. они являются фундаментом для развития мировоззрения.
С целью реализации педагогических условий заявленных в гипотезе нами был осуществлен педагогический эксперимент, в рамках которого внедрен комплекс экспериментальных занятий кружка по технологии «Народная художественная культура».
В ходе реализации формирующего этапа эксперимента нами было обнаружено, что проводимые экспериментальные кружковые занятия благотворно повлияли на становление эстетических знаний, эстетического отношения и эстетических интересов обучающихся. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что исследование дало положительный результат, а выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
Исследование не носит законченного характера и может быть продолжено в следующих направлениях: формирование эстетической культуры младших школьников в образовательной среде, формирование ценностных ориентаций младших школьников средствами искусства и др.
Подобные работы
- ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Разработка и апробация разных форм внеурочной деятельности в среднем звене общеобразовательной школы (Томский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли Ислама в современной школе
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли Ислама в современной школе
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002



