Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия формирования гуманистических ценностных ориентации у подростков средствами игровых технологий

Работа №27212

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы101
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
437
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы формирования гуманистических ценностных
ориентаций у подростков 6
1.1 Система воспитания гуманистических ценностных ориентаций у
подростков 6
1.2 Особенности гуманистического развития в подростковом
возрасте 13
1.3 Роль игровых технологий в формировании гуманистических
ценностных ориентаций у подростков 26
2 Опытно-экспериментальное исследование по формированию
гуманистических ценностных ориентаций у подростков средствами игровых 38
2.1 Изучение уровня сформированное™ гуманистических ценностных
ориентаций у подростков 38
2.2 Реализация программы формирования гуманистических
ценностных ориентаций у подростков средствами игровых технологий 53
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гуманистических ценностных ориентаций у подростков средствами игровых технологий 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ А 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 87
ПРИЛОЖЕНИЕ В 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 100


Актуальность исследования. Сегодня социальная сфера жизни российского общества характеризуется рядом негативных тенденций, среди которых утрата духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодёжи и взрослых. В период, когда многие из прежних идеалов перестают быть значимыми, особое внимание необходимо уделять развитию социально-культурной активности молодёжи, формированию у подрастающего поколения гуманистических ценностей, ценностных ориентиров.
Современное общество формирует определённый социальный заказ, образ востребованного, успешного человека. Это — личность образованная, обладающая правами и свободой выбора, принимающая самостоятельные решения в сложных жизненных ситуациях, нравственно ориентированная, гуманная. В этой связи вопросы определения конкретных ценностных ориентаций, которыми должен обладать современный человек в качестве вектора личностного развития, выходят на передний план.
Вопрос формирования жизненных ценностных ориентаций у молодежи, а также использование педагогического потенциала игровых технологий, затрагивали многие западные страны, которые являются передовыми в сфере культуры и досуга. В этой связи изучение зарубежного опыта представляет для нас немалый интерес. В частности, в Центральной Европе формированием жизненных ориентаций занимаются непосредственно в рамках культурно-досуговой деятельности, которая несет значимый общекультурный характер и является платформой для реализации культурной политики государства и формирования общества будущего.
Теоретическое изучение источников показало, что проблема формирования гуманистических ценностных ориентаций у подрастающего поколения средствами игровых технологий получила значительное научное осмысление и была рассмотрена в разных аспектах гуманитарного знания.
Однако на сегодняшний день являются недостаточно изученными научно-теоретические основы организации процесса формирования гуманистических ценностных ориентаций у молодежи средствами игровых технологий.
Исходя из выше сказанного, в условиях нестабильности системы ценностей и ценностных ориентаций в современном Российском обществе, представляется актуальным исследование условий, способствующих формированию гуманистических ценностных ориентаций у подростков, а также эффективное применение игровых технологий в культурно-досуговой деятельности.
Объект исследования - формирование гуманистических ценностных ориентаций у подростков;
Предмет исследования - игровые технологии как средство формирования гуманистических ценностных ориентаций у подростков;
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность педагогических условий формирования гуманистических ценностных ориентаций у подростков средствами игровых технологий;
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что проведение игровых технологий по формированию гуманистических ценностных ориентаций у подростков будет результативным при следующих условиях:
- реализация важнейших педагогических принципов: ориентация на действие, доброжелательность к ошибкам и ориентация на сильные стороны;
- использование на занятиях игровых технологий, ориентированных на гуманистическое развитие учащихся.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Исследовать теоретические предпосылки проблемы воспитания гуманистических ценностных ориентаций у подростков
2. Выявить особенности гуманистического развития в подростковом возрасте;
3. Проанализировать влияние игровых технологий на формирование гуманистических ценностных ориентаций у подростков;
4. Разработать серию занятий с использованием игровых технологий, направленных на формирование гуманистических ценностных ориентаций и подростков;
5. Проверить опытно-экспериментальным результативность разработанных занятий с использованием игровых технологий, направленных на формирование гуманистических ценностных ориентаций у подростков;
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме формирования гуманистических ценностных ориентаций у подростков; эмпирические - педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, наблюдение, опрос; статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1».
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в условиях внеурочной деятельности позволило нам сделать следующие выводы.
При выборе технологий, способствующих формированию ценностных ориентаций, мы отдаем предпочтение игровым технологиям как наиболее эффективным. Игра - это модель человеческих отношении и их проявлений в различных ситуациях. Интересный отдых перерастает в обучение, терапию, творческий процесс. Именно в игре можно прожить реальные жизненные ситуации. На основе игрового опыта молодые люди способны делать правильные выводы, определять для себя линию поведения, определять жизненные ценностные ориентации. Игровые технологии способны активизировать деятельность молодых людей, спровоцировать мотивацию достижения, создать условия для самостоятельного интеллектуального, творческого и физического развития, дать возможность принимать решения и вести за них как личную, так и групповую ответственность. Все это позволяет сократить время накопления опыта и сформировать на его основе собственные жизненные ориентиры.
Игровая деятельность, направленная на процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций у молодежи, представляет собой целостную систему элементов, форм, методов, подходов и т.д., выполняющих конкретные педагогические задачи. Игровая деятельность, интегрирующая все уровни данной модели, призвана оказать поддержку 182 процессу полноценного развития личности и формирования у нее жизненных ценностей.
Для решения задач нашего исследования нами была разработана программа, состоящая из 10 занятий, формирующих гуманистические ценностные ориентации у молодежи средствами игровых технологий.
Основным результатом процесса формирования гуманистических ценностных ориентаций у молодежи должно быть признано повышение уровня сформированности данных ценностных ориентаций.
В исследовании были определены и детально рассмотрены 3 уровня сформированности гуманистических ценностных ориентаций (высокий, средний и низкий), которые могут быть определены благодаря разработанному критериальному аппарату.
Основными критериями, позволяющими оценивать эффективность процесса формирования гуманистических ценностных ориентаций у молодежи, являются: когнитивный критерий, который отражает понимание и усвоение гуманистических ценностных ориентаций как основополагающих жизненных ориентаций; аксиологический критерий характеризуется процессом осознания и восприятия человека как приоритетной ценности, появлением потребности изучать себя как личность, планировать и вести осознанную жизнь; мотивационно-ценностный критерий отражает мотивацию и желание самостоятельного развития, понимание и принятие личной ответственности перед собой и своей жизнью, осознание себя как ценного члена общества; деятельностно-регулятивный критерий отражает поведение молодых людей, разнообразие их деятельности и отношение к окружающей действительности.
В ходе опытно-экспериментальной работы была доказана эффективность программы, которая была основана на использовании игровых технологий в ходе формирования гуманистических ценностных ориентаций у подростков.



1 Андреева, Г. М. Социальная Психология : Учебник / Г. М. Андреева. - Москва : Аспект Пресс, 2002. - 240 С.
2 Абульханова-Славская, К. А. Стратегия Жизни : Учебное Пособие / К. А. Абульханова-Славская. - Москва :Академия, 2008. - 299 С.
3 Абишева, А. К. О Понятии «Ценность» : Вопросы Философии / А. К. Абишева. - Москва : Асв - 2002. - С. 139-146.
4 Аникеева Н. П. Специфика Игровой Ситуации. Педагогика И Психология Игры / Н. П. Аникеева. - Новосибирск: Нгпи, 1989. С. 56.
5 Асеев В.Г. Мотивация Поведения И Формирование Личности. - М., 1986
6 Астахова М.И. Сервисные Технологии: Теория И Практика, 2012 - С.11.
7 Божович, Л. И., Славина И.С. Психическое Развитие Школьника И Его Воспитание. - М. Знание 1979. Новое В Жизни, Науке, Технике. Серия «Педагогика И Психология», №12, - 96 С.
8 Божович, Л. И. Проблемы Формирования Личности : Учебное Пособие / Л. И. Божович; Под Ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва : «Модэк», 1995. - 352 С.
9 Бессарабова И.С. Функции Игры Как Педагогического Феномена // Современные Наукоемкие Технологии. - 2006. - № 8 - С. 56-57.
10 Большой Энциклопедический Словать.- М.; Спб, 2001. - С.434.
11 Волохов, А.В. Внимание,Каникулы!: Методическое Пособие/ А.В.Волохов, И.П. Фришман.-М.:Цгл,2005-С.55.
12 Выготский, Л. С. Собрание Сочинении: В 6 Т. / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1984. - Т.4. - 432 С.
13 Гросс К. Душевная Жизнь Ребенка / Пер. С Нем. Киев, 1916. С. 28, 71.
14 Григорьев А.И. Культура Досуга. - Киев: Высшая Школа, 1990. - С.92¬108
15 Дыбина, О.В. Игровые Технологии Ознакомления Дошкольников С Предметным Миром. Практико-Ориентированная Монография / О. В. Дыбина - М. : Педагогическое Общество России, 2008. - С.47.
16 Додонов Б.И. О Системе «Личность» //Вопросы Психологии, 1985, №5, С. 36-45
17 Егорычева, И. Д. Личностная направленность подростка И Метод Ее Диагностики : Учебное Пособие / И.Д. Егорычева. - Москва : Мир Психологии, 1999. - №1. - С.264-277
18 Ермолаева М.Г. Игра В Образовательном Процессе: Методическое Пособие/ М.Г. Ермолаева. - 2-Е Изд., Доп. - Сиб.: Сиб Алпо, 2005. - 112 С.
19 Иванов И.П. Звено В Бесконечной Цепи. - Рязань. 1994. -120 С.
20 Кон И.С. В Поисках Себя. - М.: Политиздат, 1984.- С.126.
21 Краткий Психологический Словарь.- М.:Политиздат,1985 - С.106.
22 Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика Начального Образования/ Под Общ. Ред. В.С. Кукушина. - М.: Икц «Март»; Ростов НД: Издательский Центр «Март», 2005. - 592 С.
23 Мардахаев, Л. В. Социальная Педагогика : Учебник / Л. В. Мардахаев. — Москва : Гардарики, 2005. — 269 С
24 Михайленко Т. М. Игровые Технологии Как Вид Педагогических Технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: Традиции И Инновации: Материалы Междунар. Науч. Конф. (Г. Челябинск, Октябрь 2011 Г.).Т. I. — Челябинск: Два Комсомольца, 2011. — С. 140-146.
25 Павлова М.П. Педагогическая Система А.С.Макаренко И Современность. - М.: Высшая Школа, 1980. - 287с.
26 Психологические Проблемы Общественно Полезной Деятельности Подростков. Сборник Научных Трудов. Под Ред. Д. И. Фельдштейна. Нии Общей Педагогики Апн Сеер. - М.; 1980
27 Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология Игры В Обучении И Развитии: Учебное Пособие. - М.6 Мпу, Рос. Пед. Агентство. 1996. - 269 С.
28 Практической Конференции. - Ижевск: Изд-Во Ооо, «Орион Плюс», 2000, С.134-137
29 Рувинский Л.Е., Соловьева А.В. Психология Самовоспитания. - М. Просвещение, 1982. - 143 С.
30 Рубинштейн С.Л. Основы Общей Психологии. - М., 1946.-С.491
31 Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу О Современных Подходах И Концепциях Воспитания. - М.: Тц Сфера, 2002. - 160 С.
32 Сухомлинский В.А. Избранные Педагогические Сочинения. В 3 Т. Т. 3 - М.: Педагогика, 1981. - 640 С.
33 Современные Технологии Социально-Культурной Деятельности : Учеб. Пособие / Под Общ. Ред. Е.И. Григорьевой. - Тамбов : Изд-Во Тамб. Гос. Ун-Та Им. Г.Р. Державина, 2002. - 504 С.
34 Спенсер Г. Основания Психологии.- Спб.,1897.- С. 412.
35 Словарь-Справочник Социального Работника [Электронный Ресурс] : - Режим Доступа:Https://Sites.Google.Com/Site/Armsocialnogopedagoga/Slovar-Spravocnik-Socialnogo-Rabotnika
36 Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. Пособие Для Студентов Педагогических Учебных Заведений / В.А. Сластенин И Др. - М.: Школа- Пресс, 1998.- С. 331.
37 Томашева Е.Н. Компьютерные Игры: «Умственный Протез» Или Средство Интеллектуального Развития? Анализ Компьютерных Игр Для Детей, И Их Роль В Детском Досуге //Библиография. - 2002. -№4.- С.78.
38 Цветкова Л. А. Использование Компьютера При Обучении Лексики В Начальной Школе / Л. А. Цветкова // Ияш. - 2002. - №2. - С. 43-47.
39 Шиллер Ф. Статьи По Эстетике.- М.; Л., 1935.- С.674.
40 Философский Энциклопедический Словарь : Советская Энциклопедия. - Москва : Изд-Во Московского Ун-Та, 1983. - 840 С.
41 Фельдштейн Д. И. Психология Взросления: Структурно-Содержательные Характеристики Процесса Развития Личности.. Избранные Труды. - М., «Ноит Люкс», 1999. - 671 С.
42 Эльконин, Д. Б. К Проблеме Периодизации Психического Развития В Детском Возрасте // Вопросы Психологии. 1971. №4
43 Якобсон, С. Г. Психические Проблемы Этического Развития Детей / C. Г. Якосбсон. - М.: Педагогика,1984. - 144 С.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ