Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Работа №72869

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
312
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников 6
1.1 Сущностная характеристика понятий «универсальные учебные
действия», «личностные универсальные учебные действия» 6
1.2 Педагогические условия формирования личностных универсальных
учебных действий младших школьников 14
1.3 Возможности уроков технологии для формирования личностных
универсальных учебных действий младших школьников 18
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию личностных универсальных учебных действий учащихся 1 класса 26
2.1 Выявление начального уровня сформированности личностных
универсальных учебных действий младших школьников 26
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков технологии для
формирования личностных универсальных учебных действий учащихся 1 класса 36
2.3 Проверка эффективности комплекса уроков технологии для
формирования личностных универсальных учебных действий учащихся 1 класса 39
Заключение 46
Список литературы 50
Приложение

Актуальность исследования. Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обозначило переход к принципиально новой идеологии образования, одним из ключевых понятий которой является понятие «универсальные учебные действия». Универсальные учебные действия в своей структуре содержат личностные УУД, выходящие далеко за пределы учебной деятельности и влияющие на личностную сферу человека, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, позволяющие наполнить учение смыслом и субъективно воспринимать содержание учебного процесса. Личностные УУД включают процессы самоопределения, смыслообразования и нравственно-этическую ориентацию.
В настоящее время основными качествами личности становятся самостоятельность, ответственность, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе восприятия чувств других людей, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, формирование моральных норм и самооценки, умение реализоваться в разных сферах, готовность учить и обучаться.
В практике начального образования уже накоплен определенный опыт формирования личностных универсальных учебных действий средствами различных предметов, в том числе и средствами уроков технологии. Однако пока еще не достаточно разработаны вопросы методики и механизмов этого процесса в рамках отдельных учебных предметов.
В силу интегративного характера, предмет «Технология» имеет большие развивающие возможности. Уроки технологии дают возможность действовать и совершать поступки в совместной продуктивной деятельности, вступать в коммуникативную деятельность, включаться в разные формы совместного труда. Все это требует от обучающихся различных личностных проявлений.
При соответствующем теоретическом осмыслении и методическом наполнении урок технологии может стать опорным для формирования системы личностных универсальных учебных действий в начальной школе. Этот предмет дает возможность для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.
Теоретической базой нашей работы стали труды отечественных педагогов и психологов: концепция формирования универсальных учебных действий А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской; теория системного и деятельностного подходов Л.С. Выготского и П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева; аспекты формирования универсальных учебных действий на уроках технологии, разработанные педагогами Т.А. Беляевой, Т.С. Жидкиной, Н.М. Конышевой, И.А. Неткасовой и др.
Таким образом, наличие инновационного опыта формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии и потребность начальной школы в теоретическом осмыслении такого опыта определили актуальность данного исследования.
Проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий формирования личностных универсальных учебных действий на уроках технологии.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий развития личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии.
Объект исследования: процесс формирования личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии.
Гипотеза исследования: формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников будет эффективным, если на уроках технологии, учитель:
- создает условия для активизации мотивации достижения;
- применяет парные, групповые формы работы для формирования умения доброжелательного, внимательного отношения к другим людям.
- включает задания, направленные на формирование способности самооценивания, оценивания своих достижений и результатов деятельности, критичности к своему поведению.
Задачи исследования:
1. раскрыть содержание понятия «личностные универсальные учебные действия»;
2. рассмотреть особенности развития личностных универсальных учебных действий младших школьников;
3. разработать комплекс уроков по технологии, включающих задания, направленные на формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников;
4. провести опытно экспериментальную работу по формированию личностных универсальных учебных действий младших школьников и определить ее эффективность.
Методы исследования: теоретические - анализ литературы, обобщение. Практические - педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка данных.
Экспериментальная база: Эмпирическое исследование проводилось в МБОУ СОШ № 11 г. Уссурийска. В нем были задействованы учащиеся первых классов «В» и «Г» в количестве 56 человек.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дипломная работа посвящена актуальной теме, формированию личностных универсальных учебных действий.
Целью дипломной работы было определение педагогических условий формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии, а также разработка и внедрение комплекса уроков для формирования личностных универсальных учебных действий.
Изучение литературы по проблеме исследования показало, что универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Мы пришли к выводам, что личностные универсальные учебные действия - это обобщенные действия, влекущие за собой широкую ориентацию учащихся в различные предметных областях познания и мотивацию к обучению. Они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Значение уроков технологии в формировании личностных универсальных учебных действий высоко. Различными методическими средствами у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду как одному из главных достоинств человека, осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии, понимание ценности культурных традиций, отражённых в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению. Тем самым через приобщение к созидательной творческой деятельности у ребёнка формируется осознание своей работы, как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.
Опытно-экспериментальная работа была посвящена проверке гипотезы и состояла из трех этапов - констатирующего, формирующего, контрольного.
Целью констатирующего этапа было выявление начального уровня сформированности личностных универсальных учебных действий младших школьников и выявление педагогических условий для формирования личностных универсальных учебных действий учащихся.
Были получены начальные данные диагностики уровня сформированности личностных универсальных учебных действий - самооценка, мотивация достижения, отношение с другими людьми, которые показали, что в обоих классах в основном учащиеся имеют средний уровень сформированности личностных универсальных учебных действий. Однако, у учащихся 1 «Г» класса показатели были несколько ниже, поэтому именно он стал экспериментальным, а 1 «В» - контрольным.
Целью формирующего эксперимента было создание и реализация педагогических условий для формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии. В рамках формирующего эксперимента было проведено десять уроков технологии, на которых опробовались педагогические условия гипотезы.
После чего был проведен контрольный этап эксперимента. Целью контрольного эксперимента стало выявление уровня сформированности личностных УУД младших школьников после проведения формирующего эксперимента и оценить эффективность формирующей работы. В контрольном эксперименте использовались те же методики, что и в констатирующем.
По каждой из проведенных методик учащиеся экспериментального класса показали положительную динамику уровня сформированности личностных УУД. Так, высокий уровень сформированности адекватной самооценки показали 35,7% учащихся 1 «В» и 53,6 учащихся 1 «Г» класса. Средний уровень показали 60,7% 1 «В» и 39,3% 1 «Г» класса. И низкий показали 3,6% 1 «В» класса и 7,1% 1 «Г» класса.
Высокий уровень сформированности мотивации достижения показали 35,7% учащихся 1 «В» класса и 42,9% учащихся 1 «Г» класса. Средний уровень сформированности показали 50% учащихся 1 «В» класса и 46,4% учащихся 1 «Г» класса. Низкий уровень - 14,3% учащихся 1 «В» и 10,7% учащихся 1 «Г» класса.
Высокий уровень сформированности отношений с другими людьми показали 35,7% учащихся 1 «В» класса и 42,8% учащихся 1 «Г» класса. Средний уровень показали 53,6% учащихся 1 «В» класса и 53,6% учащихся 1 «Г» класса. Низкий уровень сформированности показали 10,7% 1 «В» класса и 3,6% учащихся 1 «Г» класса.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что уроки технологии при определенных педагогических условиях являются эффективным средством формирования личностных УУД. Поставленные задачи решены. Цель дипломной работы достигнута.



1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В., Бурменская, И.В. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
2. Асмолов, А.Г. Виды универсальных учебных действий / А.Г. Асмолов.
- М.: Просвещение, 2011.- 155 с.
3. Баранов, С.П., Бурова, Л.И., Овчинникова, А.Ж. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для бакалавров высш. учеб. заведений / С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А.Ж. Овчинникова.- М.: Академия, 2013.
- 154 с.
4. Беляева, Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе [Электронный ресурс]: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/ Т.П. Беляева - Режим доступа: http://festival.1september. ru/articles/563542/
5. Василенко, Т.В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов: пособие для работников школ / Т.В. Василенко. - М.: Грамотей, 2013. - 32 с.
6. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д. Б. Эльконина - В.В. Давыдова) / А.Б. Воронцов. - М.:
- 2002. - 223 с
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1996.
8. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2011.- 378 с.
9. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология /М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова.- М.: Педагогическое общество России, 2003. -512 с.
10. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 2010.- 225 с.
11. Демидова, Т.Е. Формирование общеучебных умений у младших школьников/ Т.Е.Демидова. - М. : Изд. Дом РАО, 2004. - 93 с.
12. Жидкина, Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Жидкина. - М.: Академия, 2005. - 192 с.
13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2002. - 354 с.
14. Козина, И.А. Развитие творческой активности на уроках технологии // Начальная школа. 2013. №6. - С. 71.
15. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.М. Конышева. - М.: Академия, 1999. - 192 с.
16. Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.-296 с.
17. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2012. - 168 с.
18. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М, Кондакова, А.А. Кузнецова.- М.: Просвещение, 2009.- 88 с.
19. Кузнецова, А.А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с.
20. Леонова, В.Д. Универсальные учебные действия: практический аспект формирования / А.А. Леонова. - М.: Просвещение, 2009.- 255 с.
21. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании / Медведева Н.В. // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - №7.- С. 25-38.
23. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
24. Марченко, С.И. Работа над проектом на уроке технологии в начальной школе [Электронный ресурс] / С.И. Марченко. - Режим доступа: http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/1643- /html (дата обращения: 23.04.2018).
25. Мишарева, Е.И. О структуре урока труда в начальных классах // Начальная школа. - 2010. - №11. - С. 56.
26. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М., 1990. - 237 с.
27. Неткасова, И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] : Студенческий научный форум / И.А. Неткасова. - Режим доступа: http://www/rae.ru/forum2011/137/1070(дата обращения: 03.05.2018).
28. Программа формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://schooll2.nichost.ru/index/php/2011-03-10-10-28-14/64-2011-04-25-17-54-24/113-2011-04-25-18-03-54(дата обращение: 02.05.2018).
29. Психологическое обеспечение Федеральных государственных образовательных стандартов: начальная школа: учебно-методическое пособие / Под ред. Л.А. Ясюкова. - Уфа: ИРОРБ, 2012. - 116 с.
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989.
31. Рогов, Е.И. Настольная книга учителя начальных классов: учебное пособие в 2-х кн. Кн. 1. / Е.И. Рогов. - М.: Дрофа, 2011.- 188 с.
32. Словарь-справочник по педагогике / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Просвещение, 2010.- 255 с.
33. Сергеев, И.С.Как организовать проектную деятельность учащихся: практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений/ И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ,2003.
34. Узорова, О.В., Нефедова, Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику О.В. Узоровой, Е.А., Нефёдовой «Технология» 1 класс / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. - М.: АСТ: Астрель, 2015.
35. Узорова, О.В., Нефедова, Е.А. Обучение в 1-м классе по учебнику О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой «Технология» 1 класс: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / О.В. Узорова, Е.А.Нефёдова. - М.: Астрель, 2012.
36. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации». - М.: Проспект, 2013 - 160 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / А.И. Федина. - М.: Просвещение, 2010.
39. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2010.- 465 с.
40. Цукерман, Г.А. Особенности обучения в начальной школе / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии, № 5. - 2011.- С. 36-45.
41. Эльконин, Д.Б., Давыдов, В.В. Система развивающего обучения /Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 2010.- 475 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ