I. Теоретическая часть
1 задание
Исторические предпосылки нормативной языково-стилистической системы М. В. Ломоносова (разрушение двуязычия, расширение литературных прав бытовой речи, проблема переводной литературы, освоение западноевропейской лексики и др.).
2 задание
Принципы нормализации русского литературного языка, выдвинутые М. В. Ломоносовым (рассуждение «О пользе книг церковных в российском языке»).
II. Практическая часть
1 задание
Выявите языковые средства «Оды на день восшествия …», отражающие требования М. В. Ломоносова к «высокому слогу»:
а) определите идейно-тематическое содержание «Оды…», с ним связанные лексические группы, их абстрактно-конкретный характер, образы-символы.
б) определите архаичную лексику, архаичные именные формы, причастия, прилагательные в превосходной и сравнительной степени, краткие прилагательные в роли определений и т.д.
в) выявите особенности синтаксической организации текста: периодическая речь; грамматическая разорванность главных / второстепенных членов предложения, средства поэтического синтаксиса (риторическое обращение; перифраза, эмоционально окрашенные предложения с частицей «О», синтаксический параллелизм и др.).
2 задание
Отметьте на языковом материале отклонения от принципов одического стиля.
Список использованных источников
Приложение
1. Вомперский, В. П. «Российская грамматика» М. В. Ломоносова // Русский язык в школе. – 1980. - № 6. - С. 19-27.
2. Вомперский, В. П. Ломоносов как исследователь стилей русского литературного языка 18 в. // Русский язык в школе. - 1965. - № 2. – С. 12-17.
3. Камчатнов, А. М. История русского литературного языка: XI - первая половина XIX века / А. М. Камчатнов. - М.: Академия, 2005. – 366 с.
4. Обнорский, С. П. Ломоносов и русский язык // Обнорский С. П. Избранные работы по русскому языку / С. П. Обнорский. – М.: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 1960. – С. 7-10.
5. Шанский, Н. М. Лингвистический комментарий «Оды на день восшествия…» М. В. Ломоносова // Русский язык в школе. - 1971. - № 5. – С. 30 – 32.