Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК СТАНОВЛЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Работа №28140

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы173
Год сдачи2003
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
524
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА И ПРЕДПОСЫЛОК ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования
слога и слогосложения 9
1.2 Становление слоговой структуры слова у детей с нормальной и
нарушенной речевой деятельностью 16
1.3 Психологические, психофизиологические и
нейропсихологические основы исследования предпосылок становления слоговой структуры слова 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, . МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКА
ИССЛЕДОВАНИЯ 55
2.1 Обследование слоговой структуры слова 54
2.2 Обследование неречевых процессов, значимых для становления
слоговой структуры слова 64
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА, ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕНОЙ ОРИЕНТАЦИИ, СЛОЖНЫХ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ
3.1 Состояние слоговой структуры слова у дошкольников пятого года
жизни с нарушением речевого развития 71
3.2 Состояние процессов, значимых для становления слоговой
структуры слова, у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития 86
ГЛАВА 4. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА И ПРЕДПОСЫЛОК ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 104
работы 108
4.2 Описание результатов обучающего эксперимента 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129
БИБЛИОГРАФИЯ 133
Приложения 151

В трудах отечественных исследователей разрабатываются различные аспекты данной проблемы. Изучение онтогенетических основ позволило выявить закономерности становления процессов восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова у детей раннего возраста (Е.Н. Винарская, И.Т. Власенко, А.Н. Гвоздев, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия). В исследованиях Р.Е. Левиной, О.К. Марковой, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт определены особенности усвоения структурного состава слова детьми с различными формами дизонтогенеза, представлена типология искажений слоговых и ритмических составляющих слова, определены пути преодоления имеющихся дефектов. В работах Г.В. Бабиной,
В.А. Ковшикова, И.Н. Садовниковой, Е.Ф. Соботович, О Н. Усановой, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева, С.Н. Шаховской выявлена взаимосвязь процессов слогового оформления слова с усвоением его звукового состава, грамматических категорий, формированием фонемного анализа.
Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности (Р.Е. Левина, О.К. Маркова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др ).
Наряду с достаточным количеством исследовательского материала по проблеме становления слоговой структуры слова у детей с различными формами речевого дизонтогенеза, теория и практика логопедической науки не располагает данными об особенностях рассматриваемого процесса у младших дошкольников с нарушениями
Необходимость решения обозначенных проблем в теоретическом и практическом планах определяет актуальность темы настоящего исследования.
Проблема исследования: каковы особенности восприятия и произношения слов различной слоговой структуры детьми пятого года жизни с нарушениями речевого развития и в чем проявляется специфика процесса становления предпосылок, определяющих базу для ее формирования. Решение обозначенной проблемы составило цель исследования.
Объектом исследования являются особенности процессов восприятия и произношения слов различной структурной сложности и предпосылок их формирования у младших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - процесс формирования слоговой структуры слова, включающий развитие базовых предпосылок ее становления у детей обозначенной категории.
Гипотезой исследования является следующее предположение: деформация слогового состава слова у детей с речевыми нарушениями коррелирует с особенностями развития таких неречевых процессов как оптико-пространственная ориентация, ритмическая организация движений, способность к серийно-последовательной обработке информации; если в ходе специального обучения будет осуществляться целенаправленное формирование указанных неречевых процессов, эффективность коррекционного воздействия повысится.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретический и методический аспекты исследуемой проблемы в области современной лингвистики, психолингвистики, психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики.
2. Разработать модель обследования восприятия и проговаривания слов различного слогового состава, ритмических и структурных компонентов лексических единиц, неречевых процессов, значимых для становления слоговой структуры слова.
3. Выявить особенности восприятия и произношения слов различного слогового состава и специфику состояния оптико¬пространственной ориентации, ритмических возможностей, способности к серийно-последовательной обработке информации у младших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Определить общие и дифференциально-диагностические показатели состояния процессов восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры и таких неречевых процессов, как оптико¬пространственная ориентация, ритмическая организация движений, способность к серийно-последовательной обработке информации у детей пятого года жизни с нарушениями речевого развития.
5. Разработать и апробировать в ходе коррекционных занятий основные направления работы по усвоению слоговой структуры слова и формированию предпосылок ее становления.
Методологической основой исследования явились положения психологии и философии о языке как важнейшем средстве общения и познания, его связях с неречевыми процессами, теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.Р Лурия и др., теория центральной организации движений и устной речи (Н.А. Бернштейн, Н.Е. Введенский, А.Р. Лурия, А.А. Ухтомский); современные положения о закономерностях протекания речевого онтогенеза (Е.Н. Винарская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др ).
Научная новизна исследования:
представлена типология нарушений восприятия и произношения слов различной структурной сложности у детей пятого года жизни с нарушениями речевого развития;
выявлена и экспериментально подтверждена взаимозависимость расстройств восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры у детей с недоразвитием речи;
получены новые данные, характеризующие динамические и ритмические параметры серийной деятельности, состояние оптико¬пространственной ориентации у детей рассматриваемой категории;
установлено, что у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития выявляются различные характер и степень проявления индивидуальных показателей несформированности слоговой структуры слова и исследованных неречевых процессов, в связи с чем выделено две группы детей (со средней и тяжелой степенью проявления нарушений).
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: экспериментально обосновано положение о том, что оптико¬пространственная ориентация, динамическая и ритмическая организация движений, способность к серийно-последовательной обработке информации являются базовыми предпосылками для развития слоговой структуры слова, определены диагностические показатели нарушения формирования слоговой структуры слова и базовых предпосылок ее становления у дошкольников с недоразвитием речи;
существенно дополнены и конкретизированы теоретические представления о психологических механизмах несформированности слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи, к которым отнесены нарушения вероятностного прогнозирования, упреждающего синтеза, идентификации, генерализации, линейного посегментного анализа языковых единиц и контроля их языковой правильности.
Практическая значимость работы определяется тем, что разработан и апробирован комплекс диагностических методик для выявления особенностей восприятия и произношения слов различной слоговой структуры, нарушений оптико-пространственной ориентации, динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации у детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи. Представлены основные направления работы по усвоению слоговой структуры слова, в контексте которых предлагается система коррекционного воздействия, нацеленная на формирование базовых предпосылок Экспериментально проверена и подтверждена в процессе опытного обучения эффективность реализации предлагаемой работы; установлено, что их внедрение в практику специализированного обучения детей рассматриваемой категории повышает результативность коррекционного воздействия.
Материалы исследования могут быть использованы в логопедической работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, в соответствующих курсах логопедии, логопедических технологий и практикумах в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов - дефектологов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется его методологической, психолого-педагогической и методической базой, комплексностью использованных методов исследования, адекватных его предмету, целям и задачам, объективно доказанными положительными результатами формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи по разработанным нами направлениям коррекционного обучения, применением качественного и количественного анализа результатов.
Апробация работы. Основные положения диссертации были доложены и обсуждены на заседаниях кафедры логопедии Ml L1 У (г. Москва, 2000-2002 г.г); на конференциях молодых ученых МПГУ (г. Москва, 1999- 2003 г.г); на научно-практических семинарах для логопедов г. Москвы (на базе ДОУ №1565, 2001 г. и ЦППРиК «Благо», 2003 г); на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей» (Орел, 2002 г).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Несформированность слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи представляет собой системное нарушение и проявляется не только в проговаривании, но и в восприятии лексических единиц и их структурных элементов (в процессах вероятностного прогнозирования, упреждающего синтеза, идентификации, генерализации, сегментного анализа и контроля языковой правильности).
2. Применение специальной методики исследования слоговой структуры слова, состояния оптико-пространственной ориентации, возможностей динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации позволяет определить дифференциально-диагностические показатели, отражающие индивидуальные проявления несформированности исследуемых процессов у детей с недоразвитием речи.
3. Составной частью коррекционной работы по развитию восприятия и проговаривания лексических единиц у младших дошкольников с недоразвитием речи является последовательное и поэтапное формирование базовых предпосылок усвоения слоговой структуры слова, а именно оптико-пространственной ориентации, возможностей динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последнее десятилетие значительно возрос интерес специалистов различных областей психологии, специальной педагогики, медицины к раннему развитию детей, к предупреждению возможных трудностей и ранней коррекции существующих нарушений.
Преодоление искажений слогового состава слова у детей с недоразвитием речи является одной из приоритетных задач коррекционного обучения в условиях специального дошкольного учреждения.
Обращение к теме исследования обусловлено неразработанностью в специальной педагогике таких вопросов, как характеристика процесса восприятия слова в единстве его структурных составляющих, слогового оформления слова, а также состояние неречевых процессов, значимых для его становления, у детей пятого года жизни с недоразвитием речи.
Настоящее исследование было направлено на выявление и изучение предпосылок, значимых для становления слоговой структуры слова, особенностей восприятия и произнесения лексических единиц детьми указанной категории.
Анализ данных литературы различных областей научного знания позволил определить следующие неречевые процессы как значимые для становления слоговой структуры слова: оптико-пространственная
ориентация, возможности динамической и ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.
Итоговый анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи выявляется разная степень выраженности нарушений слоговой структуры слова и неречевых процессов, значимых для ее формирования, что определило необходимость разработки основных направлений по их коррекции и совершенствованию.
Результаты опытного обучения детей с недоразвитием речи и сравнения с показателями контрольной группы свидетельствуют о более высокой динамике у них развития слоговой структурой слова, оптико¬пространственной ориентации, возможностей темпо-ритмической организации движений и действий, способности к серийно¬последовательной обработке информации.
Выводы по проведенному исследованию таковы:
1. Разработана модель изучения слоговой структуры слова и базовых предпосылок ее формирования, включающая обследование:
1) произношения слов различной слоговой сложности; 2) восприятия лексических единиц; 3) неречевых процессов, значимых для становления слоговой структуры слова (оптико-пространственной ориентации, динамических и ритмических параметров движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации).
2. По характеру и выраженности недостатков формирования слоговой структуры слова и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи выявлены средняя и тяжелая степени проявления нарушений.
3. Выделены следующие дифференциально-диагностические показатели:
А) при средней степени проявления нарушений -
• сокращения, добавления, пропуски, уподобления, отдельные перестановки слогов и звуков, сокращения стечений согласных звуков; искажения слов многосложного слогового состава (около 45% от общего количества предъявленных слов);
• затруднения в определении ритмических искажений в словах и отдельные трудности преобразования кази-слов в нормативные (около 10% слов);
• нестабильность некоторых пространственных ориентировок, недостаточная точность, плавность и координированность
движений, отдельные трудности переключения, наличие замен последовательных движений на одновременные, затруднения в реализации последовательности сложных серий движений и воспроизведения усложненных темпо-ритмических моделей (трудности при выполнении около 50% всех заданий).
Б) при тяжелой степени проявления нарушений -
• комбинации разных видов искажений в рамках одного слова,
многочисленность персевераций, скандированное
произнесение слова, частичная или полная инверсия, диффузность звуко-слогового контура слова, распад структуры слова при попытках многократного произнесения (искажается до 80% слов);
• инверсный, фрагментарный, хаотичный порядок анализа структурных элементов воспринимаемых лексических единиц, ограниченные возможности их опознания и прогнозирования окончаний (затруднение вызывает 85% слов);
• дезориентация во всех направлениях пространства,
аритмичность, хаотичность движений; нереализованность моторной программы, наличие зеркальности при копировании
движений и риверсивности при построении

последовательности серийных движений,
стратегии пространственно организованной деятельности, недоступность воспроизведения темпо-ритмических моделей любой степени сложности (значительные трудности при выполнении 85% заданий).
4. Установлено, что в основе искажений слоговой структуры слова у

несформированность следующих психологических механизмов:
- вероятностного прогнозирования, идентификации и генерализации при
восприятии и опознании лексических единиц;
- упреждающего синтеза при проговаривании;
линейного посегментного анализа и контроля языковой правильности, как при восприятии, так и проговаривании слов различной слоговой структуры.
5. Результаты экспериментального исследования позволяют сделать заключение о том, что оптико-пространственная ориентация, ритмическая организация движений, способность к серийно¬последовательной обработке информации являются базовыми предпосылками становления слоговой структуры слова.
6. Разработаны и апробированы основные направления коррекционной работы по развитию восприятия и произношения слов различной слоговой сложности, составной частью которых является поэтапное формирование базовых предпосылок становления слоговой структуры слова.
Контрольная проверка, показавшая высокую эффективность разработанных направлений коррекционной работы по развитию слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития, позволила наметить перспективы продолжения начатого исследования. Актуальной является проблема создания специализированной программы коррекционного обучения детей, имеющих тяжелую степень проявления нарушений.


Абасов А.С. Пространство и время, пространственно-временная
организация. - Вопросы философии, 1985, №1, С. 71-81.
2. Аванесов Р.А. О слогоразделе и строении слога в русском языке. -
Вопросы языкознания, 1954, кн. 6, С. 8-15.
3. Аванесов Р.А. Фонетика современного русского литературного
языка. - М.: Изд-во Московского Ун-та, 1956, 240 с.
4. Айрапетьян Э.Ш. К вопросу о функциональной структуре
пространственного анализа. - В кн.: Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений, М.. Изд-во АПН РСФСР, 1961,
С. 15-21.
5. Ананьев Б.Г. Новое учение о восприятии пространства. - Вопросы
психологии, 1960, №1, С. 15-28.
6. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964, 304 с.
7. Анохин П К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -
М.: Просвещение, 1968, 229 с.
8. Арама Б.Е., Шахнарович А.М. Интонация и модальность. - М.:
Институт языкознания РАН, 1997, 110 с.
9. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М.: Просвещение, 1968,
445 с.
10. Асмус В.Ф. Античные мыслители об искусстве. - М.: Изд-во
Московского Ун-та, 1993, 258 с.
11. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки,
эволюция, перспективы. - М.: Наука, 1982, 222 с.
12. Ахутина Т В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ
синтаксиса. - М.: Изд-во МГУ им М.В. Ломоносова, 1989, 180 с.
13. Бабина Г.В., Анищенкова Т.С Нарушения слоговой структуры слова у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и их влияние на овладение грамотой. - В сб.: Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. - М.: Прометей, 1997, С. 192-202.
14. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1977, 256 с.
15. Бернштейн Н.А. Проблема взаимодействия локализации и координации. - М.: Медгиз, 1935, Т. 38, №6, 58 с.
16. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 1947, 425 с.
17. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности. - М.: Наука, 1990, 495 с.
18. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологической активности. - М.. Наука, 1966, 489 с.
19. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальной речью. - В сб.: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: Прометей, 1991, С. 74 - 89
20. Бехтерев В.М. Теория образования наших представлений о пространстве. - СП-б.: МиМ, 1994, 19 с.
21. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. - М.. Изд-во АПН СССР,1963, Т. 1, 387 с.
22. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. - М.: Просвещение, 1977, 175 с.
23. Бондарко Л.В. Модель восприятия речи человека. Исследования речи. - Новосибирск, 1968, 256 с.
24. Бот О. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с ОПР.
- Дефектология. - М., 1983, №3, С. 56-60.
25. Брик О М. Звуковые повторы: анализ звуковой структуры стиха. - В кн.: Русская словесность. - М.. Академия, 1997, С. 117-120.
26. Бушурова В.В. О первоначальном формировании функциональной асимметрии рук в связи с дифференцировкой направлений пространства.
- М.. Известия АПН РСФСР, 1956, Вып. 86, С. 37-46.
27. Бюхер К. Работа и ритм. - М.: Наука, 1923, 198 с.
28. Венгер Л.А. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве. - В кн.: Развитие познавательной деятельности и волевых процессов у дошкольников. - М.. Просвещение, 1965, С. 81-160.
29. Венгер Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. - Автореферат дисс. кан. пед. наук. - М., 1968, 37 с.
30. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989, 288 с.
31. Винарская Е.Н. Нарушение пространственной организации движений взора и конечностей при зрительной агнозии. - В кн.: Проблемы восприятия пространства и времени. -Л.: Изд-во ЛГУ им. А.А. Жданова, 1961, С. 184 - 236.
32. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речевого развития. - М.: Педагогика, 1990, 193 с.
33. Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи. - Дефектология, 1988, №4, С. 3-12.
34. Власенко И.Т., Голод В.И., Алле А.Х. Нейропсихологическое изучение детей. - В кн.: Методы обследования нарушений речи у детей. Под ред. Кузьмина Т.И. - М.: Наука, 1982, С. 144-160.
35. Вовчик-Блакитная М.В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте. - В кн.: Проблема восприятия пространства и пространственных представлений. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961, С. 78-
83.
36. Вовчик-Блакитная М.В. Различение дошкольниками пространственных отношений между предметами. - В сб.: Материалы научного совещания по проблеме восприятия пространства и пространственных представлений. - Л.: Изд-во ЛГУ им. А.А. Жданова, 1959, С. 60-64.
37. Водейко Р.И. Ранние этапы онтогенеза речи. - М.: Педагогика, 1968,217 с.
38. Волокитина М.Н. Особенности восприятия и графического изображения плоскостных фигур в дошкольном возрасте. Ученые записки. -М.: ГНИИпсих, 1940, Т. 1,С. 127-271.
39. Воробьева В.К. К понятию системности нарушения речевой деятельности при моторной алалии. - В сб.: Современная логопедия: теория, практика, перспективы. - М.: НПО «Экран», 2002, С. 48-50.
40. Воронова А.П. Нарушения зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией. - Дошкольное воспитание. - СП-б, 1994, №6, С. 47-
51.
41. Галкина О.И. Развитие представлений о пространстве у детей в процессе обучения в начальной школе. - В сб.: Материалы научного совещания по проблеме восприятия пространства и пространственных представлений. - Л., Изд-во ЛГУ им. А.А. Жданова, 1959, С. 70-73.
42. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1964, 87 с.
43. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Фонетика и морфология. Ч. 1. - М.: Просвещение, 1973, 432 с.
44. Гвоздев А.Н. От первых слов до первых книг. Дневник научных наблюдений. - Саратов: Изд-во Саратовского Ун-та, 1981, 23 с.
45. Глубувене В.Б. Развитие фонологической системы языка ребенка раннего возраста. Автореферат дисс. канд. псих. наук. - Киев, 1977, 27 с.
46. Голубева Н.И. Опыт изучения ориентировки в пространстве на первом году жизни. - М.: Известия АПН РСФСР, Вып. 86, 1956, С. 19-36.
47 Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. - М.: Педагогика, 1982, 365 с.
48 Горфункель П.А. Роль зрительных представлений в формировании письма. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1953, 1 82 с.
49. Гумбольдт В. фон О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития. - В кн.: История языкознания Х1Х-ХХ в очерках и извлечениях. Под ред. Звегинцева В.А. - М.: Просвещение, 1964, С. 73-85.
50. Гуревич Б.Х. Об условнорефлекторном базисе зрительного восприятия пространства. -В кн.: Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. - М.: Наука, 1961, С. 47-52.
51. Далькроз Ж. Ритм и его воспитательное значение для жизни и искусства. 6 лекций. - Театр и искусство, 1914, №2, С 12-24.
52. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Пространственно-временные факторы в организации нервно-психической деятельности. - Вопросы философии, 1975, №5, С. 113-145.
53. Есечко Т.Б. Овладение слоговым составом слова учащимися школы для детей с ТНР. - В сб.: Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1970, 142 с.
54. Есечко Т.Б. Опыт формирования слоговой структуры состава слова у детей с ОНР. - В сб.: Методы коррекционного нарушения звуковой стороны речи у детей. - Киев.: КГПИ, 1979, С. 22-52.
55. Жинкин Н И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, 369 с.
56. Жинкин Н.И. Новые данные о работе двигательного речевого анализатора в его взаимодействии со слуховым. - М.: Изд-во АПН РСФСР, Вып. 81, 1956, 264 с.
57. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. - Вопросы языкознания, 1964, №5, С. 54-72.
58. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи: Учебное пособие для студентов дефектологического и дошкольного факультетов педагогических вузов. - М.: УНПЦ «Энергомаш», 1994, 128 с.
59 Запорожец А.В. Воспитание и обучение в детском саду. - М.:
Просвещение, 196, 58 с.
60. Запорожец А.В. Психология действия: Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт - Воронеж: НПО «Модэк», 2000, 731 с.
61. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М: Изд-во АПН РСФСР, 1960, 430 с.
62. Запорожец А.В., Зинченко В.П., Венгер Л.А., Рузская А.Г. Восприятие и действие. - М.: Просвещение, 1967, 323 с.
63. Звуковой строй языка. Сборник статей АПН СССР. Ред. колл. Р.И. Аванесов и др. - М.: Наука, 1979, 268 с.
64. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. - Л.: Изд-во ЛГУ им. А.А. Жданова, 1960, 33 с.
65. Зиндер Л.Р. О лингвистической вероятности. - В кн.: Вопросы статистики речи. - Л.: Леноблиздат, 1958, С. 243-278.
66. Зимняя И.А. Лингво-психология речевой деятельности. - М-В.: 2001,411 с.
67. Зимняя И.А. Упреждающий синтез и вероятностное прогнозирование в речевом поведении. - М.: Наука, 1973, 431 с.
68. Зинченко В.П., Зинченко Т.П. Восприятие. - В кн.: Общая психология. Под ред. Петровского А.В. - М.: Педагогика, 1977, С. 240- 282.
69. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. - Саратов: Изд-во СГУ, 1986, 162 с.
70. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку (2-ое издание, исправленное и дополненное). Под ред. П.А. Леканта. - М.: Высшая школа, 1995, 380 с.
71. Квасов Д.Г. О развитии автоматизированных движений руки. - Физиологический журнал СССР им. И.М. Сеченова. - М., 1952, Т. 38, №4, С. 423-433.
72. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. - М.: Педагогика, 1970, 223 с.
73. Кистяковская М.Ю. Развитие и воспитание детей первого года жизни. - М.: Изд-во Мин-ва здравоохранения СССР, 1970, 27 с.
74. Киттерман Б. Опыт изучения слоговой эллизии в детском языке. - Русский филологический вестник. - М., 1913, Т. 69, №1, С. 66-82.
75. Кларк Г., Кларк Э. Как маленькие дети уподобляют свои высказывания. - В кн.: Психолингвистика. - М.: Просвещение, 1984,
С. 353-366.
76. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия Л.: МиМ, 1985, 94 с.
77. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия как языковое расстройство.
- В кн.: Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений.
- Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1983, С. 61-79.
78. Ковшиков В.А., Элькин Ю.А. Экспрессивная алалия: задержка нормального речевого развития или патологическое ее развитие?. - В кн.: Механизмы речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями. - М.: Просвещение, 1989, С. 24-30.
79. Колодная А.Я. Развитие дифференцировки направлений «право» и «лево» у детей дошкольного возраста. - М.: Известия АПН РСФСР. Вып. 53, 1954, С. 183-228.
80. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 1973, 144 с.
81. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. - М: Просвещение, 1970, 152 с.
82. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СП-б.: МиМ, 1997,283 с.
83. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. -М.: РПА, 1997, 123 с.
84. Курганский А.В., Ахутина Т В. Трудности обучения и серийная организация движений у детей 6-7 лет. - В сб.: Вестник МГУ. Сер. 14, 1996, С. 58-65.
85. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965, 207 с.
86. Лебединский М.С. Развитие высшей моторики у ребенка. Экспериментальное исследование. -М-Л.: Очгиз, 1931, 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ