ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
1.1. Кредитный процесс в коммерческом банке и роль
кредитной политики банка в его организации 6
1.2. Содержание основных этапов процесса кредитования
клиентов в коммерческом банке 11
1.3. Способы организационно-технологических
преобразований применительно к организации кредитного процесса 16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В ПУБЛИЧНОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «СБЕРБАНК РОССИИ» И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЕГО КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ
2.1. Организационно-экономическая характеристика Банка 25
2.2. Основные направления кредитной политики и технология
кредитного процесса в ПАО «Сбербанк» 32
2.3. Оценка качества кредитного портфеля Банка 37
2.4. Предложения по совершенствованию технологии
организации кредитного процесса в ПАО «Сбербанк» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
1.1. Кредитный процесс в коммерческом банке и роль
кредитной политики банка в его организации 6
1.2. Содержание основных этапов процесса кредитования
клиентов в коммерческом банке 11
1.3. Способы организационно-технологических
преобразований применительно к организации кредитного процесса 16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В ПУБЛИЧНОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «СБЕРБАНК РОССИИ» И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЕГО КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ
2.1. Организационно-экономическая характеристика Банка 25
2.2. Основные направления кредитной политики и технология
кредитного процесса в ПАО «Сбербанк» 32
2.3. Оценка качества кредитного портфеля Банка 37
2.4. Предложения по совершенствованию технологии
организации кредитного процесса в ПАО «Сбербанк» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность темы работы. Кредитная деятельность является одним из важнейших признаков банка, а уровень организации кредитного процесса - показателем всей работы банка и качества его менеджмента.
Неустойчивость международных финансовых рынков в последнее время оказывает непосредственное влияние на развитие бизнеса отечественных банков как финансовых посредников в контексте обеспечения роста всей российской экономики. Кредитная деятельность банков сворачивается, что ведет к падению темпов прироста активов национального банковского сектора. Ухудшается качество кредитного портфеля. Изменившиеся условия деятельности требуют корректировки ранее действующих подходов к организации кредитного процесса.
Степень научной разработанности проблемы. Основы организации кредитных отношений коммерческих банков с клиентами-ссудозаемщиками довольно широко освещены в отечественной экономической литературе, в частности в работах Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой, О.И. Лаврушина, Е.П.Жарковской, И.В.Пещанской, Е.В. Тихомировой. В исследованиях пристальное внимание уделяется управлению кредитным риском на основе анализа различных сторон самого заемщика, кредитуемой сделки, дополнительного обеспечения кредита. Вместе с тем вопросы корректировки кредитной политики банка в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, экономической ситуации в стране при инерции уже существующего кредитного портфеля освещены в меньшей степени. Все это и определило актуальность выбора темы данной дипломной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является определение основных направлений совершенствования организации кредитного процесса в коммерческом банке на основе исследования практики кредитования клиентов в коммерческом банке.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- охарактеризовать кредитный процесс в коммерческом банке и определить роль кредитной политики банка в его организации;
- изучить содержание основных этапов процесса кредитования клиентов в коммерческом банке и направления анализа качества кредитного портфеля;
- исследовать особенности практики организации кредитных отношений Банка с клиентами;
- дать оценку эффективности организации кредитного процесса на основе анализа качества кредитного портфеля Банка;
- определить направления совершенствования организации кредитных отношений с учетом текущих тенденций развития отечественного рынка кредитных банковских услуг.
Объектом исследования является процесс организации кредитного процесса в коммерческом банке.
Предметом исследования выступает система экономических отношений, возникающих между коммерческим банком и его клиентами- заемщиками по поводу предоставления им в ссуду кредитных ресурсов.
Теоретической основой для написания выпускной квалификационной работы послужили федеральное законодательство России и нормативно- правовые акты Центрального банка РФ, журнальные статьи, монографии и учебные пособия по исследуемой тематике.
В качестве информационной базы использовались материалы исследуемого Банка, регламентирующие организацию его кредитной деятельности, бухгалтерская и финансовая отчетность ПАО Сбербанк.
В качестве методологической основы были использованы диалектический метод познания, статистический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, экономико-математический и другие методы.
В процессе исследования использованы данные Центрального Банка Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, информация периодических изданий, Интернет, а также регламентирующие документы коммерческих банков.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные мероприятия по повышению эффективности осуществления кредитного процесса и в целом кредитной политики банка могут быть использованы коммерческим банком при разработке кредитной политики и Стратегии развития Банка на период 2018 2020 гг.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка литературы, содержащего 57 наименований. Работа изложена на 61 страницах текста. Расчеты оформлялись в виде таблиц, общее количество которых составило 10 и рисунков, общее количество которых составило
Неустойчивость международных финансовых рынков в последнее время оказывает непосредственное влияние на развитие бизнеса отечественных банков как финансовых посредников в контексте обеспечения роста всей российской экономики. Кредитная деятельность банков сворачивается, что ведет к падению темпов прироста активов национального банковского сектора. Ухудшается качество кредитного портфеля. Изменившиеся условия деятельности требуют корректировки ранее действующих подходов к организации кредитного процесса.
Степень научной разработанности проблемы. Основы организации кредитных отношений коммерческих банков с клиентами-ссудозаемщиками довольно широко освещены в отечественной экономической литературе, в частности в работах Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой, О.И. Лаврушина, Е.П.Жарковской, И.В.Пещанской, Е.В. Тихомировой. В исследованиях пристальное внимание уделяется управлению кредитным риском на основе анализа различных сторон самого заемщика, кредитуемой сделки, дополнительного обеспечения кредита. Вместе с тем вопросы корректировки кредитной политики банка в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, экономической ситуации в стране при инерции уже существующего кредитного портфеля освещены в меньшей степени. Все это и определило актуальность выбора темы данной дипломной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является определение основных направлений совершенствования организации кредитного процесса в коммерческом банке на основе исследования практики кредитования клиентов в коммерческом банке.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- охарактеризовать кредитный процесс в коммерческом банке и определить роль кредитной политики банка в его организации;
- изучить содержание основных этапов процесса кредитования клиентов в коммерческом банке и направления анализа качества кредитного портфеля;
- исследовать особенности практики организации кредитных отношений Банка с клиентами;
- дать оценку эффективности организации кредитного процесса на основе анализа качества кредитного портфеля Банка;
- определить направления совершенствования организации кредитных отношений с учетом текущих тенденций развития отечественного рынка кредитных банковских услуг.
Объектом исследования является процесс организации кредитного процесса в коммерческом банке.
Предметом исследования выступает система экономических отношений, возникающих между коммерческим банком и его клиентами- заемщиками по поводу предоставления им в ссуду кредитных ресурсов.
Теоретической основой для написания выпускной квалификационной работы послужили федеральное законодательство России и нормативно- правовые акты Центрального банка РФ, журнальные статьи, монографии и учебные пособия по исследуемой тематике.
В качестве информационной базы использовались материалы исследуемого Банка, регламентирующие организацию его кредитной деятельности, бухгалтерская и финансовая отчетность ПАО Сбербанк.
В качестве методологической основы были использованы диалектический метод познания, статистический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, экономико-математический и другие методы.
В процессе исследования использованы данные Центрального Банка Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, информация периодических изданий, Интернет, а также регламентирующие документы коммерческих банков.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные мероприятия по повышению эффективности осуществления кредитного процесса и в целом кредитной политики банка могут быть использованы коммерческим банком при разработке кредитной политики и Стратегии развития Банка на период 2018 2020 гг.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка литературы, содержащего 57 наименований. Работа изложена на 61 страницах текста. Расчеты оформлялись в виде таблиц, общее количество которых составило 10 и рисунков, общее количество которых составило
Процесс кредитования является сложной процедурой, состоящей из нескольких взаимодополняемых стадий, пренебрежение каждой из которых чревато серьёзными ошибками и просчётами.
Процесс кредитования делится на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественность кредита и определяет степень его надежности и прибыльности. Выделяют 5 этапов кредитования: рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком; изучение кредитоспособности клиента и оценки риска по ссуде; подготовка и заключение кредитного соглашения; сопровождение кредита; погашение кредита.
Исследование организации кредитного процесса проводилось на основании данных публичного акционерного общества «Сбербанк России». Проанализировав основные финансовые показатели банка за 2014-2016гг., следует, что процентные доходы возросли за счет роста объема работающих активов, процентные расходы сократились за счет оптимизации структуры средств клиентов в пользу более дешевых ресурсов, а также за счет снижения уровня процентных ставок относительно 2015 года.
Основной прирост комиссионного дохода обеспечили услуги эквайринга и другие операции с банковскими картами, банковское страхование и расчетно-кассовое обслуживание.
Экономический анализ активов банка показал, что активы Банка по итогам 2016 года снизились по отношению в 2015 году, это связано с уменьшением денежных средств, средств в кредитных организациях, финансовых активов, чистой ссудной задолженности и основных средств банка. В пассивах большую часть занимают средства клиентов, не являющихся организациями
ПАО Сбербанк не только шагает в ногу с современными тенденциями рынка, но и опережает их, уверенно ориентируясь в стремительно меняющихся технологиях и предпочтениях клиентов. Проанализировав финансовые показатели банка необходимо отметить улучшение отношения расходов к доходам и увеличение покрытия операционных издержек комиссионными доходами, а также рост прибыли банка. В совокупности это существенно снижает чувствительность банка к возможному сокращению маржинальности банковского бизнеса и позволяет сделать выводы о конкурентоспособности, прибыльности и эффективности деятельности коммерческого банка
Основные направления кредитной и процентной политики банка определяются Советом директоров Сбербанка РФ на основании законодательства РФ и нормативных документов ЦБ РФ. Координацию работы по кредитам и принятие решений об их выдаче осуществляет кредитно-инвестиционный комитет.
Среди методов управления кредитными рисками Сбербанка РФ применяются: внедрение новейших методов оценки рисков, процедуры предупреждения риска, планирование и прогнозирование уровня кредитного риска, установление лимитов кредитного риска, структурирование сделок, управление обеспечением и гарантиями по долговым сделкам, мониторинг и контроль уровня кредитного риска
Эффективность проводимой кредитной политики коммерческим банком зависит от качества его кредитного портфеля, который представлен кредитами, предоставленными кредитным организациям, прочим юридическим и физическим лицам. В структуре ссудной задолженности преобладают кредиты юридическим лицам, доля которых на конец 2016 года составила 65,63%. Исследование структуры и динамики кредитов, выданных физическим лицам показало, что в 2015 году продолжился рост только ипотечного кредитования, в то время как потребительское и автокредитование замедлились. Процентные доходы Банка по ссудам, предоставленным как юридическим, так и физическим лицам, увеличиваются в течение всего анализируемого периода, причем темпы роста процентных доходов кредитного портфеля юридических лиц превышают темпы роста самого кредитного портфеля.
Кредитная политика Сбербанка, как показало исследование, проработана на достаточно хорошем уровне. Наибольшую долю в структуре кредитного портфеля Банка занимают кредиты с рейтингом I, т.е. кредитные операции при которых вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю. Доля просроченных кредитов в кредитном портфеле Банка снижается, что свидетельствует о том, что Банк проводит хорошую работу с должниками.
ПАО Сбербанк принимает активное участие в решении задач по управлению банковским капиталом. В настоящее время разрабатываются и активно внедряются усовершенствованные формы контроля и учета движения денежных средств, способы финансового анализа показателей качества оказания услуг и организации банковского обслуживания.
В целях повышения качественного уровня организации кредитования Банку в условиях кризисных явлений на финансовых рынках можно рекомендовать: дальнейшее совершенствование системы взаимодействия с корпоративными клиентами для роста объемов продаж краткосрочных кредитных продуктов Банка, разработки в рамках действующих норм Сбербанка новых схем и индивидуальных технологий кредитования предприятий; дальнейшее повышение качества кредитного портфеля при оптимизации отраслевой структуры с учетом сложившейся структуры экономики региона и необходимости избегать излишней концентрации на небольшом количестве заемщиков; ограничение экспресс-кредитования; дифференцированный подход к различным клиентам при оценке кредитоспособности
В совокупности данные мероприятия позволят повысить эффективность кредитования, а, следовательно, и активизировать воздействия данного бизнеса на экономику страны.
Процесс кредитования делится на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественность кредита и определяет степень его надежности и прибыльности. Выделяют 5 этапов кредитования: рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком; изучение кредитоспособности клиента и оценки риска по ссуде; подготовка и заключение кредитного соглашения; сопровождение кредита; погашение кредита.
Исследование организации кредитного процесса проводилось на основании данных публичного акционерного общества «Сбербанк России». Проанализировав основные финансовые показатели банка за 2014-2016гг., следует, что процентные доходы возросли за счет роста объема работающих активов, процентные расходы сократились за счет оптимизации структуры средств клиентов в пользу более дешевых ресурсов, а также за счет снижения уровня процентных ставок относительно 2015 года.
Основной прирост комиссионного дохода обеспечили услуги эквайринга и другие операции с банковскими картами, банковское страхование и расчетно-кассовое обслуживание.
Экономический анализ активов банка показал, что активы Банка по итогам 2016 года снизились по отношению в 2015 году, это связано с уменьшением денежных средств, средств в кредитных организациях, финансовых активов, чистой ссудной задолженности и основных средств банка. В пассивах большую часть занимают средства клиентов, не являющихся организациями
ПАО Сбербанк не только шагает в ногу с современными тенденциями рынка, но и опережает их, уверенно ориентируясь в стремительно меняющихся технологиях и предпочтениях клиентов. Проанализировав финансовые показатели банка необходимо отметить улучшение отношения расходов к доходам и увеличение покрытия операционных издержек комиссионными доходами, а также рост прибыли банка. В совокупности это существенно снижает чувствительность банка к возможному сокращению маржинальности банковского бизнеса и позволяет сделать выводы о конкурентоспособности, прибыльности и эффективности деятельности коммерческого банка
Основные направления кредитной и процентной политики банка определяются Советом директоров Сбербанка РФ на основании законодательства РФ и нормативных документов ЦБ РФ. Координацию работы по кредитам и принятие решений об их выдаче осуществляет кредитно-инвестиционный комитет.
Среди методов управления кредитными рисками Сбербанка РФ применяются: внедрение новейших методов оценки рисков, процедуры предупреждения риска, планирование и прогнозирование уровня кредитного риска, установление лимитов кредитного риска, структурирование сделок, управление обеспечением и гарантиями по долговым сделкам, мониторинг и контроль уровня кредитного риска
Эффективность проводимой кредитной политики коммерческим банком зависит от качества его кредитного портфеля, который представлен кредитами, предоставленными кредитным организациям, прочим юридическим и физическим лицам. В структуре ссудной задолженности преобладают кредиты юридическим лицам, доля которых на конец 2016 года составила 65,63%. Исследование структуры и динамики кредитов, выданных физическим лицам показало, что в 2015 году продолжился рост только ипотечного кредитования, в то время как потребительское и автокредитование замедлились. Процентные доходы Банка по ссудам, предоставленным как юридическим, так и физическим лицам, увеличиваются в течение всего анализируемого периода, причем темпы роста процентных доходов кредитного портфеля юридических лиц превышают темпы роста самого кредитного портфеля.
Кредитная политика Сбербанка, как показало исследование, проработана на достаточно хорошем уровне. Наибольшую долю в структуре кредитного портфеля Банка занимают кредиты с рейтингом I, т.е. кредитные операции при которых вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю. Доля просроченных кредитов в кредитном портфеле Банка снижается, что свидетельствует о том, что Банк проводит хорошую работу с должниками.
ПАО Сбербанк принимает активное участие в решении задач по управлению банковским капиталом. В настоящее время разрабатываются и активно внедряются усовершенствованные формы контроля и учета движения денежных средств, способы финансового анализа показателей качества оказания услуг и организации банковского обслуживания.
В целях повышения качественного уровня организации кредитования Банку в условиях кризисных явлений на финансовых рынках можно рекомендовать: дальнейшее совершенствование системы взаимодействия с корпоративными клиентами для роста объемов продаж краткосрочных кредитных продуктов Банка, разработки в рамках действующих норм Сбербанка новых схем и индивидуальных технологий кредитования предприятий; дальнейшее повышение качества кредитного портфеля при оптимизации отраслевой структуры с учетом сложившейся структуры экономики региона и необходимости избегать излишней концентрации на небольшом количестве заемщиков; ограничение экспресс-кредитования; дифференцированный подход к различным клиентам при оценке кредитоспособности
В совокупности данные мероприятия позволят повысить эффективность кредитования, а, следовательно, и активизировать воздействия данного бизнеса на экономику страны.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В
КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Организация кредитного процесса и пути его совершенствования
(на примере АКБ «Ижкомбанк» (ПАО)
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПОРТФЕЛЕМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ БАНКА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2021 - Организация кредитных операций коммерческого банка и пути их совершенствования (Кемеровский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2022 - КРЕДИТНЫЙ ПРОЦЕСС В КОММЕРЧЕСКОМ БЛИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - Кредитные операции банков
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018



