АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ЖУРНАЛОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В СИСТЕМЕ
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 7
1.1 Функционально-содержательная специфика научно-популярных изданий 7
1.2 Популяризация науки в истории отечественной журналистики (краткий
обзор 11
1.3 Типологическая характеристика подсистемы современных российских
научно-популярных журналов 17
1.4 Современные тенденции развития медиа и их влияние на научно-
популярную журналистику в России 23
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ЖУРНАЛЫ «КОТ ШРЁДИНГЕРА» И РУССКОЯЗЫЧНАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА “SCIENTIFIC AMERICAN” «В МИРЕ НАУКИ» КАК ПРИМЕР АКТУАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 28
2.1 Типологическая модель российских журналов 28
2.1.1 Типологическая характеристика журнала «Кот Шрёдингера» 28
2.1.2 Типологическая характеристика журнала «В мире науки» 33
2.2 Приёмы репрезентации научной информации в научно-популярных журналах 34
2.3 Жанрово-стилистическая характеристика в журналах «Кот Шрёдингера» и русскоязычной версии американского журнала “Scientific American” «В мире науки» 40
2.4 Особенности дизайна в журналах «Кот Шрёдингера» и русскоязычной
версии американского журнала “Scientific American” «В мире науки»... 46
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Приложения
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В СИСТЕМЕ
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 7
1.1 Функционально-содержательная специфика научно-популярных изданий 7
1.2 Популяризация науки в истории отечественной журналистики (краткий
обзор 11
1.3 Типологическая характеристика подсистемы современных российских
научно-популярных журналов 17
1.4 Современные тенденции развития медиа и их влияние на научно-
популярную журналистику в России 23
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ЖУРНАЛЫ «КОТ ШРЁДИНГЕРА» И РУССКОЯЗЫЧНАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА “SCIENTIFIC AMERICAN” «В МИРЕ НАУКИ» КАК ПРИМЕР АКТУАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 28
2.1 Типологическая модель российских журналов 28
2.1.1 Типологическая характеристика журнала «Кот Шрёдингера» 28
2.1.2 Типологическая характеристика журнала «В мире науки» 33
2.2 Приёмы репрезентации научной информации в научно-популярных журналах 34
2.3 Жанрово-стилистическая характеристика в журналах «Кот Шрёдингера» и русскоязычной версии американского журнала “Scientific American” «В мире науки» 40
2.4 Особенности дизайна в журналах «Кот Шрёдингера» и русскоязычной
версии американского журнала “Scientific American” «В мире науки»... 46
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Приложения
Средства массовой информации признаются основным каналом популяризации научного знания. Традиции отечественной научно-популярной журналистики восходят во второй половине XIX века, когда в 1861 году появился журнал «Вокруг света», а затем в 1890 «Наука и жизнь».
Объём научной информации в структуре общественного дискурса можно рассматривать как один из факторов развития гражданского общества, поскольку именно такая информация расширяет картину мира аудитории и формирует критическое, индивидуализированное мышление. В истории отечественной журналистики наиболее очевидно это проявлялось в Советском Союзе, где особое внимание уделялось пропаганде научного знания, поскольку именно научная информация обеспечивает главный фактор развития демократии в современно мире - критическое мышление. Помимо этого, социальная значимость научной информации, её доступность аудитории чрезвычайно значима для каждого нового поколения, поскольку расширяет горизонты выбора.
В XXI веке человеческая цивилизация вступила в новую, информационную, эпоху своего развития - в общество знания, где ключевым ресурсом является не материальный ресурс, а именно знание.
Популяризация науки нужна, во-первых, для самой науки. Её освещение в СМИ поднимает престиж науки в обществе, а также привлекает новые кадры. Во-вторых, научно-популярная журналистика выступает как один из инструментов просвещения, уровень которого в конечном счете сказывается и на экономических показателях. В-третьих, популяризация науки важна для общества: она удовлетворяет потребности людей в получении новых знаний об окружающем мире и обществе.
Сложная история научно-популярной журналистики, когда в 1990 - 2000-е гг. в России перестроечного и постперестроечного периода наблюдался ее очевидный упадок, обусловленный как переходом на рыночную экономику, так и сменой ценностей и наблюдаемый в последние 5-6 лет новый подъём научно-популярных медиа, обусловленный развитием научных технологий, требует своего осмысления, описания, складывающихся новых стандартов в этой отрасли журналистики. Этим и обусловлена актуальность нашей работы.
В рамках данной выпускной квалификационной работы основным аспектом изучения российской научно-популярной журналистики в России является её динамический актуальный аспект, предполагающий исследование того, как развиваются традиции, новые технологии и новые коммуникативные стратегии в научно-популярных журналах.
Объектом исследования являются современные научно-популярные журналы.
Предметом исследования является сравнение актуальных типологических моделей научно-популярных журналов - отечественного издания и русскоязычной версии американского издания.
Цель работы заключается в том, чтобы выявить специфику репрезентации научного знания для массовой аудитории, определив при этом актуальные тенденции, способствующие реализации функций научно-популярного направления.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
• изучить теоретические работы, посвященные развитию научно - популярной прессы в отечественной журналистике, а также работы по типологии СМИ;
• осуществить типологический анализ журналов «Кот Шрёдингера» и «В мире науки» и составить их типологические модели;
• выявить жанрово-стилистическую специфику изданий;
• охарактеризовать особенности дизайна научно-популярных изданий на примере рассматриваемых журналов.
Метод исследования. В данной дипломной работе ведущим методом является описательный метод, в качестве вспомогательных использовались элементы контент-анализа и количественный метод. Такой подход способствует многоаспектному анализу предмета. Помимо названных в работе применялись общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения.
В настоящее время теоретическая база исследования не является достаточно обширной и разнообразной, эта тема ещё ждёт своих исследователей, тем не менее работы А. И. Акопова, Е. А. Ваганова, А. Вартанова, А. Ф. Коневец, М. В. Литке, В. А. Парафоновой, А. В. Панкова и др. позволили сформировать необходимые теоретические предпосылки для исследования данной темы.
Эмпирической базой исследования послужили научно-популярные печатные журналы и их электронные версии: «В мире науки» (выпуски с 2015 по 2018 гг.) и «Кот Шрёдингера» (все выпуски с 2016 по 2018 гг.). Выбор именно этих изданий обусловлен тем, что журнал «В мире науки», представляющий собой русскоязычную версию американского журнала “Scientific American” (выходит с 28 августа 1845 г.) опирается на мощную традицию, постоянно обновляющуюся и развивающуюся, а журнал «Кот Шрёдингера» - молодой, но готовый не только следовать актуальным тенденциям, но и задавать новые стандарты, приемы и форматы в области научно-популярной журналистики.
Структура работы обусловлена ее предметом, целями и задачами. Она состоит из Введения, Главы I-й (посвященной общим тенденциям развития научно-популярных изданий в России), Главы II (в которой дана развернутая характеристика журналов «Кот Шрёдингера» и «В мире науки»), Заключения, Библиографического списка использованной литературы и Приложений.
Объём научной информации в структуре общественного дискурса можно рассматривать как один из факторов развития гражданского общества, поскольку именно такая информация расширяет картину мира аудитории и формирует критическое, индивидуализированное мышление. В истории отечественной журналистики наиболее очевидно это проявлялось в Советском Союзе, где особое внимание уделялось пропаганде научного знания, поскольку именно научная информация обеспечивает главный фактор развития демократии в современно мире - критическое мышление. Помимо этого, социальная значимость научной информации, её доступность аудитории чрезвычайно значима для каждого нового поколения, поскольку расширяет горизонты выбора.
В XXI веке человеческая цивилизация вступила в новую, информационную, эпоху своего развития - в общество знания, где ключевым ресурсом является не материальный ресурс, а именно знание.
Популяризация науки нужна, во-первых, для самой науки. Её освещение в СМИ поднимает престиж науки в обществе, а также привлекает новые кадры. Во-вторых, научно-популярная журналистика выступает как один из инструментов просвещения, уровень которого в конечном счете сказывается и на экономических показателях. В-третьих, популяризация науки важна для общества: она удовлетворяет потребности людей в получении новых знаний об окружающем мире и обществе.
Сложная история научно-популярной журналистики, когда в 1990 - 2000-е гг. в России перестроечного и постперестроечного периода наблюдался ее очевидный упадок, обусловленный как переходом на рыночную экономику, так и сменой ценностей и наблюдаемый в последние 5-6 лет новый подъём научно-популярных медиа, обусловленный развитием научных технологий, требует своего осмысления, описания, складывающихся новых стандартов в этой отрасли журналистики. Этим и обусловлена актуальность нашей работы.
В рамках данной выпускной квалификационной работы основным аспектом изучения российской научно-популярной журналистики в России является её динамический актуальный аспект, предполагающий исследование того, как развиваются традиции, новые технологии и новые коммуникативные стратегии в научно-популярных журналах.
Объектом исследования являются современные научно-популярные журналы.
Предметом исследования является сравнение актуальных типологических моделей научно-популярных журналов - отечественного издания и русскоязычной версии американского издания.
Цель работы заключается в том, чтобы выявить специфику репрезентации научного знания для массовой аудитории, определив при этом актуальные тенденции, способствующие реализации функций научно-популярного направления.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
• изучить теоретические работы, посвященные развитию научно - популярной прессы в отечественной журналистике, а также работы по типологии СМИ;
• осуществить типологический анализ журналов «Кот Шрёдингера» и «В мире науки» и составить их типологические модели;
• выявить жанрово-стилистическую специфику изданий;
• охарактеризовать особенности дизайна научно-популярных изданий на примере рассматриваемых журналов.
Метод исследования. В данной дипломной работе ведущим методом является описательный метод, в качестве вспомогательных использовались элементы контент-анализа и количественный метод. Такой подход способствует многоаспектному анализу предмета. Помимо названных в работе применялись общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения.
В настоящее время теоретическая база исследования не является достаточно обширной и разнообразной, эта тема ещё ждёт своих исследователей, тем не менее работы А. И. Акопова, Е. А. Ваганова, А. Вартанова, А. Ф. Коневец, М. В. Литке, В. А. Парафоновой, А. В. Панкова и др. позволили сформировать необходимые теоретические предпосылки для исследования данной темы.
Эмпирической базой исследования послужили научно-популярные печатные журналы и их электронные версии: «В мире науки» (выпуски с 2015 по 2018 гг.) и «Кот Шрёдингера» (все выпуски с 2016 по 2018 гг.). Выбор именно этих изданий обусловлен тем, что журнал «В мире науки», представляющий собой русскоязычную версию американского журнала “Scientific American” (выходит с 28 августа 1845 г.) опирается на мощную традицию, постоянно обновляющуюся и развивающуюся, а журнал «Кот Шрёдингера» - молодой, но готовый не только следовать актуальным тенденциям, но и задавать новые стандарты, приемы и форматы в области научно-популярной журналистики.
Структура работы обусловлена ее предметом, целями и задачами. Она состоит из Введения, Главы I-й (посвященной общим тенденциям развития научно-популярных изданий в России), Главы II (в которой дана развернутая характеристика журналов «Кот Шрёдингера» и «В мире науки»), Заключения, Библиографического списка использованной литературы и Приложений.
В данной работе мы рассмотрели функционально-содержательную специфику научно-популярных изданий, дали краткий исторический обзор популяризации науки в истории российской журналистики, а также определили типологическую характеристику современных российских научно-популярных журналов и выявили современные тенденции развития медиа и их влияние на научно-популярную журналистику.
Существенное влияние на развитие СМИ, а также на российские научно-популярные журналы оказала глобализация: в этом процессе самым значительным событием стало появление на отечественном рынке научно-популярных журналов западных франшиз.
Взаимодействие СМИ с аудиторией через интернет предоставило средствам массовой информации доступ к большой аудитории, что также повлияло на структурно-содержательные особенности научно-популярных журналов.
В целом сегодня отечественная научно-популярная журналистика в большей степени ориентируется как на собственную традицию, так и на стратегии инфотейнмента и эдьютейнмента, что связано с общей тенденцией медиатизации науки.
Рассмотрев на примере журналов «Кот Шрёдингера» и «В мире науки» тенденции развития научно-популярной журналистики в разных её аспектах, считаем необходимым отметить, что в современной научно-популярной журналистике формируются новые тренды, которые затрагивают контент научно-популярных журналов. Читательский интерес к данному сегменту журналистики увеличивается, а развитие интернет-технологий и глобализация делают научно-популярную журналистику доступнее и ярче.
Что касается типологических, жанрово-стилистических характеристик «Кота Шрёдингера» и «В мире науки», то следует констатировать, что жанрово-стилистическое ядро научно-популярных изданий осталось неизменным. Ведущим жанром является статья, но как тенденцию следует отметить распространение жанра научного интервью. Кроме того, мы пришли к выводу, что на данный момент заметно проявляется и тенденция дайджестирования, позволяющая концентрированно представлять наиболее значимые научные достижения.
Ещё одной жанрово-стилистической особенностью современных научно-популярных журналов является расширение способов репрезентации кон-тента: журналы, стремящиеся к массовизации, стараются сопровождать материалы визуальным контентом, используют инфографику, схемы, научные фотографии. По сравнению с советским периодом, такая подача научной информации находит широкое применение в научно-популярной журналистике и позволяет привлекать большую аудиторию, которая напрямую не взаимодействует с миром науки, но, благодаря стратегиям инфотейнмента и эдьютейнмента, которые используют редакции в журналах, проявляет интерес к научной информации.
Что касается особенностей дизайна научно-популярных изданий, то приёмы дизайнерского оформления журнала «Кот Шрёдингера» позволяет утверждать, что привлекательность научно-популярного контента повышается, если он имеет креативный, эстетически привлекательный и оригинальный дизайн, который способен также обеспечить и коммерчески приемлемую стоимость выпуска номера.
В журнале «В мире науки» мы наблюдаем строгий выдержанный стиль. На рынке научно-популярных изданий журнал не выделяется, а придерживается традиционного стандартизированного дизайна и не имеет своего ярко выраженного неповторимого стиля, как, например, совсем молодой «Кот Шрёдингера».
Очевидно, что журнал «Кот Шрёдингера» позиционирует себя как своеобразный трендсеттер в сегменте научно-популярной журналистики и демонстрирует обоснованность такого подхода, обозначая новые обоснованные тенденции развития научно-популярной журналистики.
Существенное влияние на развитие СМИ, а также на российские научно-популярные журналы оказала глобализация: в этом процессе самым значительным событием стало появление на отечественном рынке научно-популярных журналов западных франшиз.
Взаимодействие СМИ с аудиторией через интернет предоставило средствам массовой информации доступ к большой аудитории, что также повлияло на структурно-содержательные особенности научно-популярных журналов.
В целом сегодня отечественная научно-популярная журналистика в большей степени ориентируется как на собственную традицию, так и на стратегии инфотейнмента и эдьютейнмента, что связано с общей тенденцией медиатизации науки.
Рассмотрев на примере журналов «Кот Шрёдингера» и «В мире науки» тенденции развития научно-популярной журналистики в разных её аспектах, считаем необходимым отметить, что в современной научно-популярной журналистике формируются новые тренды, которые затрагивают контент научно-популярных журналов. Читательский интерес к данному сегменту журналистики увеличивается, а развитие интернет-технологий и глобализация делают научно-популярную журналистику доступнее и ярче.
Что касается типологических, жанрово-стилистических характеристик «Кота Шрёдингера» и «В мире науки», то следует констатировать, что жанрово-стилистическое ядро научно-популярных изданий осталось неизменным. Ведущим жанром является статья, но как тенденцию следует отметить распространение жанра научного интервью. Кроме того, мы пришли к выводу, что на данный момент заметно проявляется и тенденция дайджестирования, позволяющая концентрированно представлять наиболее значимые научные достижения.
Ещё одной жанрово-стилистической особенностью современных научно-популярных журналов является расширение способов репрезентации кон-тента: журналы, стремящиеся к массовизации, стараются сопровождать материалы визуальным контентом, используют инфографику, схемы, научные фотографии. По сравнению с советским периодом, такая подача научной информации находит широкое применение в научно-популярной журналистике и позволяет привлекать большую аудиторию, которая напрямую не взаимодействует с миром науки, но, благодаря стратегиям инфотейнмента и эдьютейнмента, которые используют редакции в журналах, проявляет интерес к научной информации.
Что касается особенностей дизайна научно-популярных изданий, то приёмы дизайнерского оформления журнала «Кот Шрёдингера» позволяет утверждать, что привлекательность научно-популярного контента повышается, если он имеет креативный, эстетически привлекательный и оригинальный дизайн, который способен также обеспечить и коммерчески приемлемую стоимость выпуска номера.
В журнале «В мире науки» мы наблюдаем строгий выдержанный стиль. На рынке научно-популярных изданий журнал не выделяется, а придерживается традиционного стандартизированного дизайна и не имеет своего ярко выраженного неповторимого стиля, как, например, совсем молодой «Кот Шрёдингера».
Очевидно, что журнал «Кот Шрёдингера» позиционирует себя как своеобразный трендсеттер в сегменте научно-популярной журналистики и демонстрирует обоснованность такого подхода, обозначая новые обоснованные тенденции развития научно-популярной журналистики.
Подобные работы
- ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ («National Geographic Россия»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - Методы и формы подачи информации в научно-популярных программах канала «Discovery»
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ НОВЫХ МЕДИА (НА ПРИМЕРЕ «ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА» И «N+1»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - СПЕЦИФИКА РОССИЙСКИХ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ЖУРНАЛОВ О
ТЕХНИКЕ И ТЕХНОЛОГИЯХ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Модель современного научно-популярного журнала в России и США: сопоставительный анализ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Современное состояние научно-популярной журналистики в Рунете
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Жанрово-стилистические приёмы популяризации гуманитарного знания в современной научно-популярной прессе
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Методы и формы подачи информации в научно-популярных
программах канала «Discovery»
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Методы и средства популяризации научного знания в современных сетевых изданиях (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025



