Формирование межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе психолого-педагогического сопровождения
|
Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 20 детей младшего школьного возраста с ЗПР: 10 детей младшего школьного возраста с ЗПР, из которых 5 детей с ЗПР составили экспериментальную группу, 5 младших школьников с ЗПР составили контрольную группу, 10 детей младшего школьного возраста с развитием в норме составили сравнительную группу.
Есть много приложений (результаты исследования в табличном виде и методические материалы).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Введение……………………………………………………………………….. .…4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения………………………………………………………………… …11
1.1 Сущность понятия межличностные отношения» в научной литературе……………………………………………………………. …11
1.2 Специфика формирования межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития……… …16
1.3 Формы и методы формирования межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения……………. …24
Выводы по первой главе…………………………………………………….. …33
Глава 2 Диагностика межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………… …35
2.1 Организация и методика исследования…………………………….. …35
2.2 Анализ уровня сформированности межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития……… …41
Выводы по второй главе……………………………………………………… …53
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа по формированию межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения………………………………………………………………… …54
3.1 Организация формирующего эксперимента……………………….. …54
3.2 Система формирования межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития в ходе психолого-педагогического сопровождения………………………. …59
3.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………… …64
Выводы по третьей главе……………………………………………………... …83
Заключение…………………………………………………………………….. …85
Список использованных источников………………………………………… …87
Приложения…………………………………………………………………… …96
Выборка: 20 детей младшего школьного возраста с ЗПР: 10 детей младшего школьного возраста с ЗПР, из которых 5 детей с ЗПР составили экспериментальную группу, 5 младших школьников с ЗПР составили контрольную группу, 10 детей младшего школьного возраста с развитием в норме составили сравнительную группу.
Есть много приложений (результаты исследования в табличном виде и методические материалы).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Введение……………………………………………………………………….. .…4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения………………………………………………………………… …11
1.1 Сущность понятия межличностные отношения» в научной литературе……………………………………………………………. …11
1.2 Специфика формирования межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития……… …16
1.3 Формы и методы формирования межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения……………. …24
Выводы по первой главе…………………………………………………….. …33
Глава 2 Диагностика межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………… …35
2.1 Организация и методика исследования…………………………….. …35
2.2 Анализ уровня сформированности межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития……… …41
Выводы по второй главе……………………………………………………… …53
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа по формированию межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения………………………………………………………………… …54
3.1 Организация формирующего эксперимента……………………….. …54
3.2 Система формирования межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития в ходе психолого-педагогического сопровождения………………………. …59
3.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………… …64
Выводы по третьей главе……………………………………………………... …83
Заключение…………………………………………………………………….. …85
Список использованных источников………………………………………… …87
Приложения…………………………………………………………………… …96
Межличностные отношения младших школьников являются очень устойчивой системой, в которой все дети имеют свою роль. То, какое место займет в этой системе младший школьник, зависит от качеств личности ребенка. Дети к младшему школьному возрасту не просто приобретают определенные особенности в поведении, но и каждый из них приобретает свои индивидуальные способы построения взаимоотношений со сверстниками. Это особенно яркая сторона жизни ребенка, в которой он раскрывает наиболее полно свою личность. Достаточно большое количество детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (Далее – ЗПР) испытывают трудности в общении со сверстниками. Это может выражаться в неумении поддерживать и развивать контакты, находить подход к партнеру по общению, согласовывать действия в процессе деятельности, а также неумение сопереживать и проявлять эмпатию к конкретному ребенку. Данные трудности непосредственно влияют на формирующуюся личность младшего школьника с ЗПР и его социализацию в группе сверстников. Такие дети часто конфликтуют или замыкаются, испытывают тревожность. В результате, в группе сверстников они отвергаются, пренебрегаются, либо остаются незамеченными. В этой связи, является необходимым изучение проблемы формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Степень изученности проблемы. Сущность понятия «межличностные отношения» раскрыто в научных трудах А. Егидеса, И.А. Зимней, Н.В. Корсак и др. Механизмы формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР охарактеризованы Т.И. Авдеевой, С.О. Брызгаловой, Л.К. Гайфуллиной, И.В. Дуда и др. Формы и методы формирования эффективных межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР стала предметом исследований Д.В. Зайцева, А.И. Ивановой, Н.В. Карпушкиной и др.
Младшие школьники с ЗПР оказываются более зависимыми от микросоциальных условий, в которых происходит их развитие, и, следовательно, требуют большего внимания и заботы, чем дети, полноценно развивающиеся в плане формирования их самостоятельности, активного отношения к себе и окружающему миру. Межличностные отношения младших школьников с ЗПР, как правило, характеризуются пассивностью, безынициативностью и т.д., что предусматривает необходимость организации психолого-педагогического сопровождения. В тесном сотрудничестве психолога и учителя появляется возможность воздействовать на межличностные отношения младших школьников с ЗПР комплексно и в системе. Анализ научной литературы по обозначенной проблеме дал возможность констатировать, что феномен «формирование межличностных отношений у младших школьников с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения» является многоаспектной, сложной категорией, диапазон интерпретации которой постоянно расширяется, наполняется новыми смысловыми оттенками и требует дальнейшего изучения.
Анализ научных источников позволяет указать на противоречие между осознанностью социальной значимости проблемы формирования гармоничных межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР и недостаточной разработанностью теоретических основ этого процесса, а также между необходимостью рассмотрения проблемы формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях психолого-педагогического сопровождения. В этой связи проблема исследования заключается в выявлении условий формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность психолого-педагогического сопровождения в формировании межличностных отношений младших школьников с ЗПР.
Объект исследования – межличностные отношения детей младшего школьного возраста при нормальном и нарушенном психическом развитии.
Предмет исследования – процесс формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «межличностные отношения».
2. Охарактеризовать специфику формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
3. Определить методы и приемы для формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР в психолого-педагогическом сопровождении.
4. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему работы по формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения.
5. Проанализировать эффективность системы работы по формированию межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Степень изученности проблемы. Сущность понятия «межличностные отношения» раскрыто в научных трудах А. Егидеса, И.А. Зимней, Н.В. Корсак и др. Механизмы формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР охарактеризованы Т.И. Авдеевой, С.О. Брызгаловой, Л.К. Гайфуллиной, И.В. Дуда и др. Формы и методы формирования эффективных межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР стала предметом исследований Д.В. Зайцева, А.И. Ивановой, Н.В. Карпушкиной и др.
Младшие школьники с ЗПР оказываются более зависимыми от микросоциальных условий, в которых происходит их развитие, и, следовательно, требуют большего внимания и заботы, чем дети, полноценно развивающиеся в плане формирования их самостоятельности, активного отношения к себе и окружающему миру. Межличностные отношения младших школьников с ЗПР, как правило, характеризуются пассивностью, безынициативностью и т.д., что предусматривает необходимость организации психолого-педагогического сопровождения. В тесном сотрудничестве психолога и учителя появляется возможность воздействовать на межличностные отношения младших школьников с ЗПР комплексно и в системе. Анализ научной литературы по обозначенной проблеме дал возможность констатировать, что феномен «формирование межличностных отношений у младших школьников с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения» является многоаспектной, сложной категорией, диапазон интерпретации которой постоянно расширяется, наполняется новыми смысловыми оттенками и требует дальнейшего изучения.
Анализ научных источников позволяет указать на противоречие между осознанностью социальной значимости проблемы формирования гармоничных межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР и недостаточной разработанностью теоретических основ этого процесса, а также между необходимостью рассмотрения проблемы формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях психолого-педагогического сопровождения. В этой связи проблема исследования заключается в выявлении условий формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность психолого-педагогического сопровождения в формировании межличностных отношений младших школьников с ЗПР.
Объект исследования – межличностные отношения детей младшего школьного возраста при нормальном и нарушенном психическом развитии.
Предмет исследования – процесс формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «межличностные отношения».
2. Охарактеризовать специфику формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
3. Определить методы и приемы для формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР в психолого-педагогическом сопровождении.
4. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему работы по формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения.
5. Проанализировать эффективность системы работы по формированию межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Проблема изучения особенностей и развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте является достаточно актуальной и определяется тем, что именно приобретение навыков межличностного взаимодействия с группой сверстников и умения заводить друзей, статус в группе – все это влияет на становление личности в системе межличностных связей и последующее вхождение в социум. Ведь школа является центром жизнедеятельности ребенка в течение основного периода становление ее личности. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте – наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений.
Отношения младших школьников с ЗПР характеризуются, прежде всего, узостью межличностных связей. Чаще всего, это отношения между двумя детьми; группы либо вообще не возникают, либо появляются эпизодически. Взаимные преимущества между мальчиками и девочками практически отсутствуют. В результате структура межличностных отношений младших школьников с ЗПР оказывается весьма аморфной, состоящей из двух намеченных подструктур-мальчиков и девочек. Нарушения развития психических процессов, несформированность коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР не имеют возможности обеспечить надлежащим образом процесс общения со сверстниками и сформировать и развить межличностные отношения.
В работе по формированию межличностных отношений младших школьников необходимо использовать комплекс методов и приемов, что возможно во взаимодействии психолога и учителя в условиях организованного психолого-педагогического сопровождения.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа.
Результаты контрольного этапа позволили заключить, что у младших школьников с ЗПР (и экспериментальной и контрольной группы) по сравнению с младшими школьниками с развитием в норме, навыки сотрудничества сформированы в основном на среднем и низком уровнях, межличностные отношения, коммуникативные навыки сформированы только на среднем и низком уровнях.
Результаты констатирующего этапа послужили основанием для разработки системы психолого-педагогического сопровождения формирования межличностных отношений младших школьников с ЗПР. Разработанная система психолого-педагогического сопровождения была апробирована только в работе с младшими школьниками с ЗПР экспериментальной группы. С младшими школьниками с ЗПР контрольной группы коррекционно-развивающая работа не проводилась. В процессе реализации целей и задач психолого-педагогического сопровождения учитель, психолог и родители тесно взаимодействовали. Учителем совместно с психологом проведено 4 классных часа с применением практических форм работы, психологом с привлечением родителей младших школьников с ЗПР проведено 16 тренинговых занятий по программе «Мы вместе», были проведены групповые и индивидуальные консультации для родителей младших школьников с ЗПР.
Результаты контрольного этапа свидетельствуют о положительной динамике, которая произошла в экспериментальной группе младших школьников с ЗПР: на контрольном этапе не выявлены младшие школьники с ЗПР с низким уровнем сформированности навыков сотрудничества, с низким уровнем сформированности межличностных отношений, с низким уровнем сформированности коммуникативных навыков. В контрольной группе младших школьников положительная динамика произошла у 1 младшего школьника с ЗПР (с низкого уровня на средний).
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Отношения младших школьников с ЗПР характеризуются, прежде всего, узостью межличностных связей. Чаще всего, это отношения между двумя детьми; группы либо вообще не возникают, либо появляются эпизодически. Взаимные преимущества между мальчиками и девочками практически отсутствуют. В результате структура межличностных отношений младших школьников с ЗПР оказывается весьма аморфной, состоящей из двух намеченных подструктур-мальчиков и девочек. Нарушения развития психических процессов, несформированность коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР не имеют возможности обеспечить надлежащим образом процесс общения со сверстниками и сформировать и развить межличностные отношения.
В работе по формированию межличностных отношений младших школьников необходимо использовать комплекс методов и приемов, что возможно во взаимодействии психолога и учителя в условиях организованного психолого-педагогического сопровождения.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была организована и проведена опытно-экспериментальная работа.
Результаты контрольного этапа позволили заключить, что у младших школьников с ЗПР (и экспериментальной и контрольной группы) по сравнению с младшими школьниками с развитием в норме, навыки сотрудничества сформированы в основном на среднем и низком уровнях, межличностные отношения, коммуникативные навыки сформированы только на среднем и низком уровнях.
Результаты констатирующего этапа послужили основанием для разработки системы психолого-педагогического сопровождения формирования межличностных отношений младших школьников с ЗПР. Разработанная система психолого-педагогического сопровождения была апробирована только в работе с младшими школьниками с ЗПР экспериментальной группы. С младшими школьниками с ЗПР контрольной группы коррекционно-развивающая работа не проводилась. В процессе реализации целей и задач психолого-педагогического сопровождения учитель, психолог и родители тесно взаимодействовали. Учителем совместно с психологом проведено 4 классных часа с применением практических форм работы, психологом с привлечением родителей младших школьников с ЗПР проведено 16 тренинговых занятий по программе «Мы вместе», были проведены групповые и индивидуальные консультации для родителей младших школьников с ЗПР.
Результаты контрольного этапа свидетельствуют о положительной динамике, которая произошла в экспериментальной группе младших школьников с ЗПР: на контрольном этапе не выявлены младшие школьники с ЗПР с низким уровнем сформированности навыков сотрудничества, с низким уровнем сформированности межличностных отношений, с низким уровнем сформированности коммуникативных навыков. В контрольной группе младших школьников положительная динамика произошла у 1 младшего школьника с ЗПР (с низкого уровня на средний).
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Развитие навыков осознанного чтения у обучающихся 3-4 классов с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая программа коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПОФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ УМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Оптимизация общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022



