ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
|
Введение 3
Глава 1. Цифровая среда в школе 5
1.1 Цифровая образовательная среда в школе 5
1.2 Особенности цифровой образовательной среды в современной школе .... 10
Выводы по 1 главе 17
Глава 2. Цифровая образовательная среда в обучении иностранному языку 18
2.1. Цифровая образовательная среда на уроке иностранного языка 18
2.1 Выбор ЦОР для урока иностранного языка 22
Выводы по главе 2 27
Глава 3. Использование различных средств ЦОС на уроке иностранного языка
3.1. Эффективность средств ЦОС для использования на уроке иностранного
языка 28
3.2. Организация урока иностранного языка с использованием средств ЦОС...
Выводы по 3 главе 43
Заключение 44
Список литературы 47
Приложение
Глава 1. Цифровая среда в школе 5
1.1 Цифровая образовательная среда в школе 5
1.2 Особенности цифровой образовательной среды в современной школе .... 10
Выводы по 1 главе 17
Глава 2. Цифровая образовательная среда в обучении иностранному языку 18
2.1. Цифровая образовательная среда на уроке иностранного языка 18
2.1 Выбор ЦОР для урока иностранного языка 22
Выводы по главе 2 27
Глава 3. Использование различных средств ЦОС на уроке иностранного языка
3.1. Эффективность средств ЦОС для использования на уроке иностранного
языка 28
3.2. Организация урока иностранного языка с использованием средств ЦОС...
Выводы по 3 главе 43
Заключение 44
Список литературы 47
Приложение
На различных этапах развития общества одной из важнейших задач педагогической науки являлось выполнение социального заказа, а именно подготовка высококвалифицированных специалистов, необходимых для всестороннего развития общества. В настоящее время наше общество находится на этапе перехода от постиндустриального к цифровому обществу, где большую роль играет разного рода информация, в особенности ее цифровая форма. Именно поэтому мы все чаще говорим о цифровизации и процесса образования.
Под цифровизацией образования, как правило, понимают создание так называемой цифровой образовательной среды (ЦОС) со свойственными только ей особенностями. Например, создание специализированной информационной образовательной среды в рамках ЦОС, использование различных видов информационно-коммуникационных технологий, цифровых ресурсов и так далее. Специфична также и цифровая образовательная среда, которую педагог может создать для изучения иностранного языка. Однако этот вопрос еще недостаточно изучен, что определяет актуальность исследования.
Темой нашего исследования стало изучение особенностей использования цифровой среды в обучении школьников иностранному языку.
Объект исследования: цифровая образовательная среда в современной школе.
Предмет исследования: средства ЦОС, применимые на уроке иностранного языка в школе.
База для исследования - МБОУ «Гимназия №4» г. Елабуга.
Методологическую базу исследования составили труды таких ученых, как Е.И. Выштынецкий, О.А. Кривошеев, Г.О. Аставацатуров, Л.В. Кочегарова, Г.М. Коджаспирова, Е.С. Полат и других.
Цель исследования - изучить особенности использования ЦОС на уроке иностранного языка.
Задачи исследования:
1) изучить историю возникновения цифровой среды и особенности ЦОС в современной школе;
2) выявить особенности ЦОС на уроке иностранного языка;
3) сформулировать критерии выбора средств ЦОС для урока иностранного языка;
4) определить наиболее популярные средства ЦОС для организации урока иностранного языка и сравнить их;
5) в рамках опытной деятельности в школе провести ряд уроков иностранного языка с применением средств ЦОС и выявить достоинства и недостатки применения ЦОС на уроках иностранного языка.
Для решения поставленных задач были использованы:
- методы теоретического исследования: теоретический анализ, сравнение, синтез, систематизация, классификация;
- методы эмпирического исследования: анкетирование, включенное наблюдение, опытная деятельность.
Практическая значимость исследования: результаты проведенного исследования могут быть использованы в вузовском курсе методики преподавания иностранных языков, на курсах повышения квалификации школьных учителей, а также для дальнейшего изучения особенностей цифровой среды как в процессе обучения иностранному языку, так и при организации обучения по другим предметам.
Апробация работы: основные положения работы были представлены на Итоговой 51-й научно-образовательной конференции студентов ЕИ КФУ. По теме исследования имеется две публикации .
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложение.
Под цифровизацией образования, как правило, понимают создание так называемой цифровой образовательной среды (ЦОС) со свойственными только ей особенностями. Например, создание специализированной информационной образовательной среды в рамках ЦОС, использование различных видов информационно-коммуникационных технологий, цифровых ресурсов и так далее. Специфична также и цифровая образовательная среда, которую педагог может создать для изучения иностранного языка. Однако этот вопрос еще недостаточно изучен, что определяет актуальность исследования.
Темой нашего исследования стало изучение особенностей использования цифровой среды в обучении школьников иностранному языку.
Объект исследования: цифровая образовательная среда в современной школе.
Предмет исследования: средства ЦОС, применимые на уроке иностранного языка в школе.
База для исследования - МБОУ «Гимназия №4» г. Елабуга.
Методологическую базу исследования составили труды таких ученых, как Е.И. Выштынецкий, О.А. Кривошеев, Г.О. Аставацатуров, Л.В. Кочегарова, Г.М. Коджаспирова, Е.С. Полат и других.
Цель исследования - изучить особенности использования ЦОС на уроке иностранного языка.
Задачи исследования:
1) изучить историю возникновения цифровой среды и особенности ЦОС в современной школе;
2) выявить особенности ЦОС на уроке иностранного языка;
3) сформулировать критерии выбора средств ЦОС для урока иностранного языка;
4) определить наиболее популярные средства ЦОС для организации урока иностранного языка и сравнить их;
5) в рамках опытной деятельности в школе провести ряд уроков иностранного языка с применением средств ЦОС и выявить достоинства и недостатки применения ЦОС на уроках иностранного языка.
Для решения поставленных задач были использованы:
- методы теоретического исследования: теоретический анализ, сравнение, синтез, систематизация, классификация;
- методы эмпирического исследования: анкетирование, включенное наблюдение, опытная деятельность.
Практическая значимость исследования: результаты проведенного исследования могут быть использованы в вузовском курсе методики преподавания иностранных языков, на курсах повышения квалификации школьных учителей, а также для дальнейшего изучения особенностей цифровой среды как в процессе обучения иностранному языку, так и при организации обучения по другим предметам.
Апробация работы: основные положения работы были представлены на Итоговой 51-й научно-образовательной конференции студентов ЕИ КФУ. По теме исследования имеется две публикации .
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложение.
Благодаря научно-техническому процессу, развитию цифровых технологий стал возможен перевод информации разного рода в ее цифровую форму. Одновременно с цифровизацией информации, появилась возможность дигитализации всего общества: сперва была затронута лишь экономическая сфера, а затем и другие области, в том числе и образование. Цифровая образовательная среда - комплексное, сложное явление, которое включает в себя технологическую составляющую (информационно-коммуникационные технологии, цифровые образовательные ресурсы и их разновидности), а также методические предписания (рекомендации, критерии выбора средств ЦОС) для учителя, который теперь, вместе с исполнением «классической» роли учителя, должен являться наглядным примером человека, живущего в информационном обществе.
Опыт перехода всех школ Российской Федерации на дистанционное обучение в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в мире служит иллюстрацией того, как может быть организован образовательный процесс с использованием ЦОС в современном обществе. Так, практическим путем было подтверждено, что организация обучения с помощью различных средств ЦОС является специфичной, обладает своими особенностями, позитивными и негативными сторонами. Также было установлено, что, в зависимости от преподаваемого предмета, учителем могут быть по-разному использованы средства ЦОС, как комплексно, так и по-отдельности.
Преподавание иностранного языка с помощью ЦОС подразумевает создание информационно-образовательной среды, характерными особенностями которой являются: погружение учащегося в ИЯ и культуру изучаемого языка, способствование формированию всех видов речевой деятельности и, как следствие, реализация основной цели ФГОС ООО по иностранному языку - формирование иноязычной коммуникативной компетенции.
В результате проведенного исследования нами было установлено, что внедрение ЦОС в образовательный процесс является желанным в современном обществе. Положительной стороной ЦОС являются: расширение границ обучения, развитие мышления его пользователей; к негативной стороне относятся: отрицательное влияние средств ЦОС на здоровье человека, недоступность этой среды для некоторых пользователей. Наиболее эффективными средствами ЦОС для изучения иностранного языка являются: доступ к сети «Интернет», персональный компьютер, использование электронных учебников, онлайн-библиотек, различные мультимедиа.
Анализ запросов о средствах ЦОС в поисковом сервисе Google.com, чаще других используемых учителями при обучении иностранному языку, показал, что образовательная платформа Учи.ру, сервис быстрого создания тестов Kahoot!, система управления обучением (LMS) Google Класс, а также цифровой ресурс для постоянной связи с учениками Zoom являются приоритетными среди российских учителей.
На практике в МБОУ «Гимназия №4» в г. Елабуга нами была предпринята попытка организовать процесс обучения иностранному языку с использованием различных средств ЦОС. Нами были сформулированы следующие критерии выбора оптимальных средств ЦОС для урока иностранного языка в школе:
1. соотнесение с видом речевой деятельности. Различные средства ЦОС могут быть использованы для формирования как отдельных видов речевой деятельности, так и для их комплексного усвоения;
2. соотнесение с основной целью урока. Использование средств ЦОС не должно противоречить цели урока, а наоборот способствовать ее достижению;
3. соответствие программе изучаемого предмета (в данном случае - в соответствии с изучаемым иностранным языком);
4. возможность работы на различных устройствах (смартфон, компьютер, планшет) и/или с помощью различных ПО;
5. доступность выбранного средства ЦОС для пользователя (простота в использовании, возможность бесплатного пользования, учет возрастных особенностей школьников);
6. различные виды заданий практико-ориентированной
направленности (связанные с повседневной жизнью и практической деятельностью, актуальные, профориентационная направленность);
7. различные формы работы (игровая, групповая, индивидуальная);
8. возможность облегченного осуществления контроля за выполнением работы учащимися (таблицы с результатами, выставление оценки, установка дедлайна);
9. наглядность учебного материала (наличие ярких изображений, таблиц, графиков или диаграмм, схем) и последовательность в его предоставлении учащимся;
10. наличие готовых учебных курсов и возможность создать собственные учебные курсы в соответствии с учебным планом.
В соответствии с перечисленными критериями нами были отобраны следующие средства ЦОС: электронные учебники, онлайн словари, поисковые системы, онлайн-игры, видеохостинг YouTube, сервис создания тестов Quizlet и социальная сеть «Вконтакте». Нами была составлена программа работы на уроке ИЯ с использованием перечисленных средств ЦОС, в соответствии с которой было проведено 5 уроков по английскому языку в 6 классе и 10 уроков по немецкому языку в 9 классе.
После анализа полученных в результате наблюдения за обучающимися данных, нами были сделаны следующие выводы: использование ЦОС на уроке ИЯ способствует повышению мотивации и увеличению интереса учащихся к изучению ИЯ, созданию общего положительного эмоционального фона в классе во время урока. Использование ЦОС на уроке ИЯ позволяет облегчить контроль за успехами учеников, использовать новые формы работы, а также разнообразные задания во время урока и во время выполнения домашнего задания и, таким образом, помочь обучающимся «погрузиться» в изучаемый ИЯ
Опыт перехода всех школ Российской Федерации на дистанционное обучение в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в мире служит иллюстрацией того, как может быть организован образовательный процесс с использованием ЦОС в современном обществе. Так, практическим путем было подтверждено, что организация обучения с помощью различных средств ЦОС является специфичной, обладает своими особенностями, позитивными и негативными сторонами. Также было установлено, что, в зависимости от преподаваемого предмета, учителем могут быть по-разному использованы средства ЦОС, как комплексно, так и по-отдельности.
Преподавание иностранного языка с помощью ЦОС подразумевает создание информационно-образовательной среды, характерными особенностями которой являются: погружение учащегося в ИЯ и культуру изучаемого языка, способствование формированию всех видов речевой деятельности и, как следствие, реализация основной цели ФГОС ООО по иностранному языку - формирование иноязычной коммуникативной компетенции.
В результате проведенного исследования нами было установлено, что внедрение ЦОС в образовательный процесс является желанным в современном обществе. Положительной стороной ЦОС являются: расширение границ обучения, развитие мышления его пользователей; к негативной стороне относятся: отрицательное влияние средств ЦОС на здоровье человека, недоступность этой среды для некоторых пользователей. Наиболее эффективными средствами ЦОС для изучения иностранного языка являются: доступ к сети «Интернет», персональный компьютер, использование электронных учебников, онлайн-библиотек, различные мультимедиа.
Анализ запросов о средствах ЦОС в поисковом сервисе Google.com, чаще других используемых учителями при обучении иностранному языку, показал, что образовательная платформа Учи.ру, сервис быстрого создания тестов Kahoot!, система управления обучением (LMS) Google Класс, а также цифровой ресурс для постоянной связи с учениками Zoom являются приоритетными среди российских учителей.
На практике в МБОУ «Гимназия №4» в г. Елабуга нами была предпринята попытка организовать процесс обучения иностранному языку с использованием различных средств ЦОС. Нами были сформулированы следующие критерии выбора оптимальных средств ЦОС для урока иностранного языка в школе:
1. соотнесение с видом речевой деятельности. Различные средства ЦОС могут быть использованы для формирования как отдельных видов речевой деятельности, так и для их комплексного усвоения;
2. соотнесение с основной целью урока. Использование средств ЦОС не должно противоречить цели урока, а наоборот способствовать ее достижению;
3. соответствие программе изучаемого предмета (в данном случае - в соответствии с изучаемым иностранным языком);
4. возможность работы на различных устройствах (смартфон, компьютер, планшет) и/или с помощью различных ПО;
5. доступность выбранного средства ЦОС для пользователя (простота в использовании, возможность бесплатного пользования, учет возрастных особенностей школьников);
6. различные виды заданий практико-ориентированной
направленности (связанные с повседневной жизнью и практической деятельностью, актуальные, профориентационная направленность);
7. различные формы работы (игровая, групповая, индивидуальная);
8. возможность облегченного осуществления контроля за выполнением работы учащимися (таблицы с результатами, выставление оценки, установка дедлайна);
9. наглядность учебного материала (наличие ярких изображений, таблиц, графиков или диаграмм, схем) и последовательность в его предоставлении учащимся;
10. наличие готовых учебных курсов и возможность создать собственные учебные курсы в соответствии с учебным планом.
В соответствии с перечисленными критериями нами были отобраны следующие средства ЦОС: электронные учебники, онлайн словари, поисковые системы, онлайн-игры, видеохостинг YouTube, сервис создания тестов Quizlet и социальная сеть «Вконтакте». Нами была составлена программа работы на уроке ИЯ с использованием перечисленных средств ЦОС, в соответствии с которой было проведено 5 уроков по английскому языку в 6 классе и 10 уроков по немецкому языку в 9 классе.
После анализа полученных в результате наблюдения за обучающимися данных, нами были сделаны следующие выводы: использование ЦОС на уроке ИЯ способствует повышению мотивации и увеличению интереса учащихся к изучению ИЯ, созданию общего положительного эмоционального фона в классе во время урока. Использование ЦОС на уроке ИЯ позволяет облегчить контроль за успехами учеников, использовать новые формы работы, а также разнообразные задания во время урока и во время выполнения домашнего задания и, таким образом, помочь обучающимся «погрузиться» в изучаемый ИЯ
Подобные работы
- СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, СРЕДНЯЯ СТУПЕНЬ)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2024 - Разработка методического обеспечения для обучения дошкольников английскому языку (на материале учебного видео)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ПК ГОК В ОБУЧЕНИИ
ШКОЛЬНИКОВ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Использование компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся старших классов
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Индивидуализация обучения школьников английскому языку средствами мультимедиа технологий
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Мультимедиа-технологии в обучении иностранному языку на среднем этапе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Реализация коммуникативного подхода в обучении школьников английскому языку с использованием подкастов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2024 - Формирование учебно-познавательной компетенции при обучении
иностранному языку в 4 классе средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Развитие компенсаторной компетенции обучающихся среднего профессионального образования при обучении иностранному языку
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021



