ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия 6
1.1 Сущность и понятие маркетинговой деятельности 6
1.2 Основные направления маркетинговой деятельности на предприятии 18
1.3Служба маркетинга: создание, функционирование, развитие 26
Глава 2 Разработка проекта создания и функционирования маркетинговой службы ООО «Автолайн» 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности
предприятия 33
2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 39
2.3. Проект создания и функционирования маркетинговой службы предприятия 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования, затронутой в выпускной квалификационной работе, можно обосновать развитием российского рынка, насыщенного товарами - «рынка покупателя». Рынка, спрос на котором значительно меньше предложения в большей части товарных групп. Причем практически без исключений: от продукции производственного назначения, до товаров широкого потребления. Непрерывный рост конкуренции и рыночной борьбы формируют предпосылки для полномасштабного использования маркетинговых подходов в решении производственных, сбытовых и управленческих задач для обеспечения конкурентоспособности компании. Стремление к увеличению объемов сбыта выпускаемых товаров и услуг все сильнее ориентирует предпринимателей на запросы и предпочтения целевого потребителя, и создание соответствующего рыночного спроса по объему и качественным характеристикам.
Любая функционирующая в рыночной среде компания, должна самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Задачи, которые ранее были за пределами компетенции компаний, теперь стоят в ряду важнейших: маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций и т.д.
Ввиду этих изменений руководство компаний вынуждено внедрять в аппараты управления службы маркетинга, в задачи которых теперь входит исследование рынка, товаров, конкурентов, потребителей и других областей. Разработкой тактики фирмы и осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и стратегии продвижения товара на рынке, также теперь занимается служба маркетинга.
Возможности и направления приложения сил в рамках концепции марке¬тинга во многом зависят от организации маркетинговой службы, включающей выбор инструментов функционирования, орг. структуры управления, распределение задач, прав и ответственности в системе маркетинга, кадровое обеспечение.
Объектом исследования является предприятие оптово-розничной торговли Общество с ограниченной ответственностью «Автолайн» (ООО «Автолайн»).
Предметом исследования является маркетинговая деятельность торгового предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование маркетинговой деятельности торгового предприятия путем разработки проекта создания самостоятельной маркетинговой службы в ООО «Автолайн».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия;
• дать организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Автолайн» и оценить эффективность его финансово-хозяйственной деятельности;
• провести оценку маркетинговой деятельности ООО «Автолайн»;
• разработать проект создания и последующего функционирования самостоятельной маркетинговой службы предприятия.
Теоретико-методологическая база исследования. Маркетинговая проблематика широко представлена в научных трудах отечественных и зарубежных ученых. Значительный вклад в исследование вопросов маркетинга среди отечественных ученых внесли Г.В. Багиев, А.О. Блинов, А.Ю. Галицкий, Е.П. Голубков, Н.И. Павлова, В.Е. Хруцкий и др. [6, 8, 11, 14, 35, 51]. Вопросов создания и развития маркетинговых служб коснулись в своих трудах А.Н. Романов, В.А. Строков, В.А. Титова, Е.Н. Кнышова, Т.Д. Маслова, и др. [40, 43, 46, 25, 29].
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования:
• метод наблюдения, основанный на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта исследования;
• метод анализа и синтеза, подразумевающий расчленение изучаемого объекта на элементы, отношения (контент-анализ документов, системный и факторный анализ) и соединение в единое целое отдельных его элементов (синтез);
• метод моделирования, задействующий при исследовании объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения и т.п. Результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект.
В качестве эмпирической базы исследования были использованы официальная юридическая и финансово-экономическая документация ООО «Автолайн»: Устав общества, Отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс, прайс-листы, а также результаты маркетинговых опросов.
Апробация результатов исследования проводилась путем ознакомления руководства исследуемой организации с разработанным проектом создания самостоятельной маркетинговой службы.
Практическая значимость Полученные в ходе анализа факторов конкурентоспособности ООО «Автолайн» данные будут использованы для совершенствования маркетинговой деятельности предприятия и устранения слабых сторон в его коммерческой деятельности.
Разработанный проект создания маркетинговой службы ООО «Автолайн» будет реализован в практической деятельности предприятия. Предположительным результатом, в случае практической реализации предложенного проекта, станет повышение эффективности сбытовой деятельности и увеличение объемов реализуемой продукции.
На начальном этапе написания выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические основы создания и функционирования маркетинговой службы на предприятии, сформулировано понятие маркетинга, раскрыта сущность и дана характеристика стратегического и тактического управления маркетингом на предприятии. Были изучены базовые подходы, используемые предприятиями для разработки плана маркетинга и реализации маркетинговых мероприятий. Предоставлена развернутая характеристика основных направлений совершенствования маркетинговой деятельности с учётом особенностей потребителей и их потребностей.
Особое внимание было уделено роли маркетинговых служб и отделов в повышении конкурентоспособности предприятий, тому, как они способствуют росту и развитию коммерческих структур в целом. Изучены этапы формирования и развития служб маркетинга на предприятии. Представлена классификация маркетинговых служб в зависимости от их ориентации на рынок.
В рамках второй главы выпускной квалификационной работы был проведен анализ деятельности ООО «Автолайн», основной сферой деятельности которого является розничная торговля автомаслами, запчастями и аксессуарами, ремонт автомобилей и предоставление услуг автомойки. Была дана организационно-экономическая характеристика ООО «Автолайн», рассмотрены цели и структура данного предприятия, приведены финансово-экономические показатели его деятельности и показатели финансовой устойчивости ООО «Автолайн». Проведен анализ маркетинговой деятельности ООО «Автолайн», для чего было изучено конкурентное окружение компании, особенности ассортиментной и ценовой политики ближайших конкурентов ООО «Автолайн». Вследствие проведенного анализа была представлена характеристика текущего комплекса маркетинговых коммуникаций, задействованных в организации и их оценка с точки зрения руководства ООО «Автолайн». Полагаясь на результаты экспертного опроса, была сформулирована основная проблема исследования: отсутствие в компании самостоятельной маркетинговой службы, что препятствует нормальному развитию ООО «Автолайн» и приводит к снижению его конкурентоспособности.
В соответствии с выявленной проблемой были вынесены рекомендации и разработан проект по созданию маркетинговой службы на базе ООО «Автолайн», направленный на освобождение сотрудников отдела продаж от выполнения несвойственных им функций и передачу обязанностей по маркетинговому планированию и реализации маркетинговых мероприятий таким специалистам, как маркетолог-аналитик и PR-менеджер.
В предлагаемом проекте рассмотрен кадровый состав будущей маркетинговой службы, требования к сотрудникам, их профессиональный функционал, затраты на оплату труда, капитальные затраты на организацию и обеспечение работы службы. Прописаны цели, достижение которых будет закреплено за маркетинговой службой в процессе её функционирования. Разработана программа повышения эффективности стимулирования продаж ООО «Автолайн», как основное направление приложение сил новой службы.
Реализация предложенной программы, ранее невозможная в силу отсутствия необходимого кадрового ресурса, теперь, силой маркетинговой службы, позволит повысить конкурентоспособность ООО «Автолайн» и занять более прочную позицию на целевом рынке.
Расчеты финансово-экономической эффективности предложенного проекта и программы позволяют говорить о целесообразности их реализации. Предварительный анализ проекта по созданию маркетинговой службы и реализации программы стимулирования сбыта показал, что прогнозируемый рост рентабельности продаж и чистой прибыли перекрывает все издержки по проекту, которые должны будут окупиться уже в первый год его реализации.
Предложенный проект создания маркетинговой службы не может выступать единственно верным решением по стратегическому развитию ООО «Автолайн». Главной задачей, которую стремились достичь авторы в своей выпускной квалификационной работе, стал анализ текущей маркетинговой деятельности предприятия и её недостатков, что в итоге позволило получить управленческую информацию, необходимую руководству ООО «Автолайн» для пересмотра своей текущей маркетинговой политики и принятия взвешенного управленческого решения по совершенствованию маркетингового комплекса на предприятии и сохранению позитивной тенденции развития на целевом рынке.
1. Российская Федерация. Законы. О рекламе: Федеральный закон от13.03.2006 N 38-ФЗ // Система ГАРАНТ.
2. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом / Ю.П. Анискин. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 160с.
3. Аристов Д.В. Конкуренция и конкурентоспособность / Д.В. Аристов. - М.: Финпресс, 2011. - 154с.
4. Армстронг Г. Введение в маркетинг / Г. Армстронг. - М.: Вильямс,
2014. - 220 с.
5. Багиев Г.Л. Маркетинг / Г.Л. Багиев. - М.: ОАО «Изд-во
«Экономика», 2010. - 410 с.
6. Багиев Г.Л. Организация предпринимательской деятельности / Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул. - СПб.: ГУЭФ, 2011. - 231 с.
7. Баринов В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование / В.А. Баринов. - М.: КНОРУС, 2013.- 230 с.
8. Блинов А.О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности / А.О. Блинов // Менеджмент в России и за рубежом.
2013. - №4. - 121 с.
9. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарика, 2003. - 670с.
10. Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. -М.: Экономистъ, 2004. - 430 с.
11. Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований / Е.Б. Галицкий. - М.: ИФ «Общественное мнение», 2012. - 396 с.
12. Герчикова И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова. - М.: ИНИТИ-ДАНА, 2013. - 511с.
13. Гительман Л. Преобразующий менеджмент / Л. Гительман. - М.: Дело, 2015. - 496с.
14. Голубков, Е.П. Сегментация и позиционирование / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - № 4.- С. 124-137.
15. Годин А.М. Маркетинг / А.М. Годин. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и Ко», 2014. - 470 с.
16. Голубков Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков. - М.: Изд-во «Фин-пресс», 2012. - 510 с.
17. Голубков Е.П. Что такое маркетинговая политика / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 6. - С. 34-39.
18. Голубков Е.П. Еще раз к вопросу о некоторых основополагающих понятиях маркетинга / Е.П. Голубков // Маркетинг в Росси и за рубежом. -
2012. - №9. -С.115-121.
19. Гурков А.Е. Инновационное развитие и конкурентоспособность. / А.Е. Гурков-М.: Инфра-М, 2012. - 438 с.
20. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия / Н.Л. Зайцев. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 358с.
21. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство / И. Кирцнер. - М.: ИНИТИ, 2013. - 240с.
22. Корицкий Э.Б. Научный менеджмент: российская история / Э.Б. Корицкий, Т.В. Нинциева, В.Х. Шетов. - СПб.: Питер, 1999. - 384 с.
23. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2008. - 480 с.
24. Котлер Ф.300 ключевых вопросов маркетинга / Ф. Котлер. - М.: Олимп-бизнес, 2007. - 360 с.
25. Кнышова Е.Н. Маркетинг / Е.Н. Кнышова. - М.: Изд. «Форум», 2014. - 484 с.
26. Кремнев Р.Г. Управление производительностью и качеством / Р.Г. Кремнев. -М.: ИНФРА-М, 2013. - 288 с.
27. Липсиц И.В. Маркетинг для топ-менеджеров / И.В. Липсиц. - М.: Эксмо, 2014. - 448с.
28. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга / М. Мак¬Дональд- СПб: Питер, 2013. - 320 с.
29. Маслова Т.Д. Маркетинг / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик.- СПб.: Питер, 2012. - 400 с.
30. Марданова Э.У. Маркетинг на крупном предприятии розничной торговли // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. №5. - С. 48-54.
31. Мельниченко Л.Н. Эволюция маркетингового управления: основные этапы и современные тенденции / Л.Н. Мельниченко // Маркетинг в России и зарубежом. - 2011. - №5. - С. 7-15.
32. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2003. - 704 с.
33. Мильнер Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА - М,
2015. - 664с.
34. Мазур И.И. Управление качеством / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро.- М.: Омега-Л, 2013. - 400с.
35. Павлова Н. Маркетинг в практике современной фирмы / Н. Павлова.
- М.: Норма, 2011. - 384 с.
36. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. - М.: КНОРУС, 2012. - 496с.
37. Поршнева А.Г. Управление организацией / А.Г Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 584с.
38. Портер М.Э. Конкуренция / М.Э. Портер. - М.:Вильямс, 2000.- 495с.
39. Портер М.Э. Международная конкуренция: конкурентные
преимущества стран / М.Э. Портер. - М.: Международные отношения, 1993. - 896с.
40. Романов А.Н. Маркетинг / А.Н. Романов.- М.:ИНФРА-М,2013.- 365с.
41. Рыжкова Т. Практика анализа маркетинговой политики / Т. Рыжкова
- Управление компанией. 2011. -№3. - С. 47.
42. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 525 с.
43. Строков В.А. Управление маркетингом на предприятии / В.А. Строков. - М.: Хорс, 2014. - 538 с.
44. Смирнов Э.А. Основы теории организации / Э.А. Смирнов. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 648с.
45. Тарасевич В.М. Ценовая политика / В.М. Тарасевич. - СПб.: Питер, 2015. - 380 с.
46. Титова В.А. Маркетинг / В.А. Титова - Ростов н/д: «Феникс», 2001.-315с.
47. Фадеев В.А. Особенности формирования и реализации маркетинговой политики предприятий в условиях рыночной экономики / В.А. Фадеев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2012. - №1. - С. 65
48. Хершген Х. Маркетинг / Х. Хершген. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 424 с.
49. Чурсин А. Теоретические основы управления
конкурентоспособностью / А. Чурсин. - М.: Спектр, 2012. - 524 с.
50. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория / А.Е. Шаститко. - М.: ТЕИС, 2014. - 592 с.
51. Шишкова Т.И. Маркетинговая политика: маркетинговые стратегии / Т.И. Шишкова // Маркетолог. - 2012. - № 3. - С. 11-17.
52. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка/ В.Е. Хруцкий. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 362 с.
53. Юданов А.Д. Конкуренция: теория и практика / А.Д. Юданов. - М.:
ГНОМ-ПРЕСС, 2011. - 381с.