Интерактивный музей в системе продвижения технического университета
|
Введение 3
Глава I. Система продвижения технического университета в условиях высокой конкуренции на рынке услуг высшего образования 6
1.1. Тенденции развития высшей школы в России 6
1.2. Особенности продвижения технических университетов 16
1.3. Деятельность интерактивных музеев: зарубежный и российский опыт 24
1.3.1. Возникновение интерактивных музеев 24
1.3.2. Деятельность интерактивных музеев, зарубежный опыт 26
1.3.3. Интерактивные музеи в России 28
1.3.3. Специфика функционирования интерактивных музеев и
возможности интеграции в систему продвижения технического университета 34
Глава II. Интерактивный музей как инструмент продвижения университета . 36
2.1. Система продвижения технического университета на примере
Университета ИТМО 36
2.1.1. Особенности положения Университета ИТМО в образовательной и
научно-исследовательской сфере 36
2.1.2. Маркетинговая стратегия продвижения 38
2.1.3. Целевые группы общественности в системе продвижения
Университета ИТМО 41
2.2. Анализ системы продвижения Университета ИТМО 43
2.2.1. Инструменты системы продвижения Университета ИТМО 43
2.2.2. Технопарк и бизнес-инкубаторы в системе продвижения
Университета ИТМО 44
2.2.3. Массовые открытые онлайн-курсы в системе продвижения
Университета ИТМО 46
2.2.4. Сайт как инструмент коммуникации в системе продвижения
Университета ИТМО 48
2.2.5. Особенности продвижения Университета ИТМО в социальных сетях 49
2.2.6. Специальные мероприятия в системе продвижения Университета
ИТМО 53
2.2.7. Музей оптики и его роль в системе продвижения Университета
ИТМО 57
2.2.8. Выстраивание эффективных коммуникаций со СМИ 57
2.2.9. Роль Совета обучающихся ИТМО в системе продвижения 59
2.3. Автономная некоммерческая организация «Мир науки» в системе
продвижения Университета ИТМО 62
2.4. Проект мероприятия Citizen Science Weekend 69
Заключение 72
Список литературы 75
Приложения 84
Глава I. Система продвижения технического университета в условиях высокой конкуренции на рынке услуг высшего образования 6
1.1. Тенденции развития высшей школы в России 6
1.2. Особенности продвижения технических университетов 16
1.3. Деятельность интерактивных музеев: зарубежный и российский опыт 24
1.3.1. Возникновение интерактивных музеев 24
1.3.2. Деятельность интерактивных музеев, зарубежный опыт 26
1.3.3. Интерактивные музеи в России 28
1.3.3. Специфика функционирования интерактивных музеев и
возможности интеграции в систему продвижения технического университета 34
Глава II. Интерактивный музей как инструмент продвижения университета . 36
2.1. Система продвижения технического университета на примере
Университета ИТМО 36
2.1.1. Особенности положения Университета ИТМО в образовательной и
научно-исследовательской сфере 36
2.1.2. Маркетинговая стратегия продвижения 38
2.1.3. Целевые группы общественности в системе продвижения
Университета ИТМО 41
2.2. Анализ системы продвижения Университета ИТМО 43
2.2.1. Инструменты системы продвижения Университета ИТМО 43
2.2.2. Технопарк и бизнес-инкубаторы в системе продвижения
Университета ИТМО 44
2.2.3. Массовые открытые онлайн-курсы в системе продвижения
Университета ИТМО 46
2.2.4. Сайт как инструмент коммуникации в системе продвижения
Университета ИТМО 48
2.2.5. Особенности продвижения Университета ИТМО в социальных сетях 49
2.2.6. Специальные мероприятия в системе продвижения Университета
ИТМО 53
2.2.7. Музей оптики и его роль в системе продвижения Университета
ИТМО 57
2.2.8. Выстраивание эффективных коммуникаций со СМИ 57
2.2.9. Роль Совета обучающихся ИТМО в системе продвижения 59
2.3. Автономная некоммерческая организация «Мир науки» в системе
продвижения Университета ИТМО 62
2.4. Проект мероприятия Citizen Science Weekend 69
Заключение 72
Список литературы 75
Приложения 84
В России в последние годы наблюдается тенденция особого внимания со стороны государства к развитию высшего образования и науки, что обусловлено пониманием их значимости в преобразовании всего общества. Высококвалифицированные кадры, подготовленные университетами и представляющие интеллектуальную элиту страны, обеспечивают вклад в культурную и социально-экономическую модернизацию. Кроме того, опыт зарубежных вузов, являющихся лидерами образовательных рейтингов показывает, что современный университет должен представлять собой не только образовательный, но и научный, инновационный, а также предпринимательский центр. В России университеты только начинают работать по данной модели, в следствие этого для повышения конкурентоспособности российских вузов на глобальном рынке образовательных услуг был создан Проект «5-100», согласно которому пять университетов России должны войти в сто лучших вузов мира к 2020 году. В связи с этим университеты конкурируют не только на российском, но и на мировом рынке образовательных услуг, что обуславливает специфику их системы продвижения.
Говоря о положении технических вузов, необходимо отметить, что предлагаемые ими направления подготовки являются непопулярными среди абитуриентов. Тем не менее, среди работодателей сохраняется спрос на специалистов с техническим образованием. Кроме того, государство заинтересовано в развитии научных исследований и инновационных разработок, которые происходят на базе технических университетов. Таким образом, перед техническими университетами встает задача повышения привлекательности среди абитуриентов, что обуславливает необходимость работы с нематериальными активами университета, формирование имиджа престижного вуза.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью технических вузов поиска новых инструментов для организации долговременного взаимодействия с целевыми группами общественности в виду высокой конкуренции на рынке образовательных услуг.
Целью работы является исследование особенностей продвижения технического университета и выявление возможности использования интерактивного музея в качестве эффективного инструмента взаимодействия с группами общественности.
Достижение цели предполагает выполнение следующих научно-исследовательских задач:
• исследовать состояние рынка услуг высшего образования в России;
• изучить особенности продвижения технических университетов на примере Университета ИТМО;
• проанализировать зарубежный и российский опыт деятельности интерактивных музеев и их сотрудничества с университетами;
• представить интерактивный музей как инструмент взаимодействия с целевой общественностью технического университета.
Объектом исследования данной работы является система продвижения технического университета.
В качестве предмета исследования выбран интерактивный музей как инструмент реализации стратегии продвижения.
Теоретическую базу дипломной работы составили исследования российских и зарубежных ученых по таким направлениям как связи с общественностью, социология, маркетинг, связи с общественностью в сфере образовательных услуг, музееведения. Дипломное сочинение опирается на труды таких авторов, исследовавших особенности продвижения университетов, как Т. В. Бакун., О.Ю. Лейнвебера, Д.О. Медведева, Р В. Габдулхакова, М.А. Хусаинова и Е.А.Каверина.Исследованию музея как в историческом и современном дискурсе посвящены работы исследователей В. П. Грицкевич, А. А. Гужаловского, Г.И. Мшкевича, Т.Ю Юринеева. И.В. Налетова, О.В. Хазанова, В.Л. Крайник. Специфика маркетинга услуг исследовались в работах Ф. Котлера, Н.И. Мелентьевой, а также О.В. Кругловой. Выбор критериев описания системы продвижения, основывался на положениях трудов таких исследователей как А.Д. Кривоносов, О.Г.Филатова., М.А. Шишкина, В.А. Барежнев, А.А. Малькевич, Д.Е. Баранова, Е.В. Демко, М.А. Лукашенко.
Эмпирическую базу дипломной работы составили положения федеральных образовательных целевых программ, нефинансовые отчеты университетов, аналитические исследования сферы услуг высшего образования, данные с сайтов и из аккаунтов социальных сетей технических университетов и интерактивных музеев, отчеты о деятельности зарубежных интерактивных музеев.
Новизна выпускной работы заключается в комплексном рассмотрении возможностей использования интерактивного музея как нетрадиционного инструмента продвижения российскими техническими университетами, с опорой на мировой опыт подобного сотрудничества.
Методологическую основу исследования составили:
• экспертные интервью;
• анализ документов, сайтов и аккаунтов социальных сетей;
• анализ конкурентных преимуществ согласно модели «5 сил Портера»;
• сравнение.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами, описанными выше, и представлена введением, двумя главами, содержащими семь параграфов, заключением, приложениями и списком, использовавшихся источников и литературы.
Говоря о положении технических вузов, необходимо отметить, что предлагаемые ими направления подготовки являются непопулярными среди абитуриентов. Тем не менее, среди работодателей сохраняется спрос на специалистов с техническим образованием. Кроме того, государство заинтересовано в развитии научных исследований и инновационных разработок, которые происходят на базе технических университетов. Таким образом, перед техническими университетами встает задача повышения привлекательности среди абитуриентов, что обуславливает необходимость работы с нематериальными активами университета, формирование имиджа престижного вуза.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью технических вузов поиска новых инструментов для организации долговременного взаимодействия с целевыми группами общественности в виду высокой конкуренции на рынке образовательных услуг.
Целью работы является исследование особенностей продвижения технического университета и выявление возможности использования интерактивного музея в качестве эффективного инструмента взаимодействия с группами общественности.
Достижение цели предполагает выполнение следующих научно-исследовательских задач:
• исследовать состояние рынка услуг высшего образования в России;
• изучить особенности продвижения технических университетов на примере Университета ИТМО;
• проанализировать зарубежный и российский опыт деятельности интерактивных музеев и их сотрудничества с университетами;
• представить интерактивный музей как инструмент взаимодействия с целевой общественностью технического университета.
Объектом исследования данной работы является система продвижения технического университета.
В качестве предмета исследования выбран интерактивный музей как инструмент реализации стратегии продвижения.
Теоретическую базу дипломной работы составили исследования российских и зарубежных ученых по таким направлениям как связи с общественностью, социология, маркетинг, связи с общественностью в сфере образовательных услуг, музееведения. Дипломное сочинение опирается на труды таких авторов, исследовавших особенности продвижения университетов, как Т. В. Бакун., О.Ю. Лейнвебера, Д.О. Медведева, Р В. Габдулхакова, М.А. Хусаинова и Е.А.Каверина.Исследованию музея как в историческом и современном дискурсе посвящены работы исследователей В. П. Грицкевич, А. А. Гужаловского, Г.И. Мшкевича, Т.Ю Юринеева. И.В. Налетова, О.В. Хазанова, В.Л. Крайник. Специфика маркетинга услуг исследовались в работах Ф. Котлера, Н.И. Мелентьевой, а также О.В. Кругловой. Выбор критериев описания системы продвижения, основывался на положениях трудов таких исследователей как А.Д. Кривоносов, О.Г.Филатова., М.А. Шишкина, В.А. Барежнев, А.А. Малькевич, Д.Е. Баранова, Е.В. Демко, М.А. Лукашенко.
Эмпирическую базу дипломной работы составили положения федеральных образовательных целевых программ, нефинансовые отчеты университетов, аналитические исследования сферы услуг высшего образования, данные с сайтов и из аккаунтов социальных сетей технических университетов и интерактивных музеев, отчеты о деятельности зарубежных интерактивных музеев.
Новизна выпускной работы заключается в комплексном рассмотрении возможностей использования интерактивного музея как нетрадиционного инструмента продвижения российскими техническими университетами, с опорой на мировой опыт подобного сотрудничества.
Методологическую основу исследования составили:
• экспертные интервью;
• анализ документов, сайтов и аккаунтов социальных сетей;
• анализ конкурентных преимуществ согласно модели «5 сил Портера»;
• сравнение.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами, описанными выше, и представлена введением, двумя главами, содержащими семь параграфов, заключением, приложениями и списком, использовавшихся источников и литературы.
Понимание современного технического университета не ограничивается определением его только как образовательного учреждения. Сегодня университеты это - научные, инновационные, предпринимательские центры, активно участвующие в развитии общества. Данная трансформация приводит к расширению целевых групп общественности, а также к необходимости изменения позиционирования университетов и формирования новой системы продвижения. В следствие этого, перед техническими вузами встает необходимость поиска новых инструментов продвижения, позволяющих выстраивать долгосрочные отношения с группами общественности.
В процессе исследования был проведен анализ состояния российского рынка услуг высшего образования, что позволило обозначить основные направления и тенденции развития высшей школы. Особое внимание было уделено рассмотрению Проекта «5-100», направленного на повышение конкурентоспособности российских вузов и анализу позиций лидеров данной программы, как на российском, так и на международном рынке образовательных услуг. По результатам исследования были сделаны выводы о высоких темпах развития университетов-участников Проекта, что способствует обострению конкуренции. Было обозначено, что данный процесс происходит за счет повышения качества образовательных программ, исследований, установления международного сотрудничества, выстраивание партнерских отношений с бизнес-структурами и развитию других направлений деятельности университетов, которые позволяют подниматься на более высокие позиции в международных рейтингах.
При решении задачи анализа системы продвижения технических университетов были обозначены три основных направления деятельности данных вузов (образование, наука, инновации) в соответствии с которыми выстраивается стратегия продвижения. Специфика инструментов
При решении задачи анализа зарубежного и российского опыта деятельности интерактивных музеев, были сделаны выводы о различии выстраивания их работы, в том числе относительно сотрудничества с университетами. Главной чертой зарубежных музеев является понимание значимости образовательной составляющей формата edutainment (обучение через развлечение). Это обуславливает необходимость обязательного сотрудничества с университетами, в том числе в привлечении сотрудников и студентов вузов, в качестве консультантов и преподавателей при музее. Специфика российских музеев состоит в том, что в отличие от зарубежных, они чаще всего являются коммерческими организациями и в большей степени направлены на реализацию развлекательно составляющей edutainment. Тем не менее, в последнее время наблюдается тенденция изменения их политики. Кроме того, появляются государственные интерактивные музеи, создаваемые на основе или при сотрудничестве с университетами.
При решении задачи описания интерактивного музея в качестве инструмента взаимодействия с целевыми группами общественности технического университета, в качестве объекта исследования был выбран интерактивный музей «Мир науки». Данный музей создается при участии Университета ИТМО. По результатам анализа внутренних документов, документов из открытых источников и интервью, проведенного с одним из создателей музея, Сергеем Стафеевым, были сделаны выводы о широких возможностях взаимодействия со всеми группами общественности университета посредством данного инструмента продвижения. Были сделаны выводы, что интерактивный музей в системе продвижения университета способствует повышению информированности и лояльности групп общественности, способствует формированию имиджа инновационного
По результатам исследования, был сделан вывод о значимости интерактивного музея в системе продвижения университета, как универсального инструмента для работы со всеми группами общественности. Кроме того, по результатам работы было предложено проведение мероприятия Citizen Science Weekend, направленного на совместную деятельность университета и музея по взаимодействию с целевыми группами общественности. Направление Citizen Science (гражданская наука) имеет широкое распространение в деятельности зарубежных интерактивных музеев, но совершенно не используется в России, в виду отсутствия долговременного сотрудничества с университетами. По нашему мнению, проведение подобного мероприятия способствует формированию и поддержанию имиджа современного, инновационного, открытого университета и обеспечивает лояльность со стороны значимых групп общественности.
В процессе исследования был проведен анализ состояния российского рынка услуг высшего образования, что позволило обозначить основные направления и тенденции развития высшей школы. Особое внимание было уделено рассмотрению Проекта «5-100», направленного на повышение конкурентоспособности российских вузов и анализу позиций лидеров данной программы, как на российском, так и на международном рынке образовательных услуг. По результатам исследования были сделаны выводы о высоких темпах развития университетов-участников Проекта, что способствует обострению конкуренции. Было обозначено, что данный процесс происходит за счет повышения качества образовательных программ, исследований, установления международного сотрудничества, выстраивание партнерских отношений с бизнес-структурами и развитию других направлений деятельности университетов, которые позволяют подниматься на более высокие позиции в международных рейтингах.
При решении задачи анализа системы продвижения технических университетов были обозначены три основных направления деятельности данных вузов (образование, наука, инновации) в соответствии с которыми выстраивается стратегия продвижения. Специфика инструментов
При решении задачи анализа зарубежного и российского опыта деятельности интерактивных музеев, были сделаны выводы о различии выстраивания их работы, в том числе относительно сотрудничества с университетами. Главной чертой зарубежных музеев является понимание значимости образовательной составляющей формата edutainment (обучение через развлечение). Это обуславливает необходимость обязательного сотрудничества с университетами, в том числе в привлечении сотрудников и студентов вузов, в качестве консультантов и преподавателей при музее. Специфика российских музеев состоит в том, что в отличие от зарубежных, они чаще всего являются коммерческими организациями и в большей степени направлены на реализацию развлекательно составляющей edutainment. Тем не менее, в последнее время наблюдается тенденция изменения их политики. Кроме того, появляются государственные интерактивные музеи, создаваемые на основе или при сотрудничестве с университетами.
При решении задачи описания интерактивного музея в качестве инструмента взаимодействия с целевыми группами общественности технического университета, в качестве объекта исследования был выбран интерактивный музей «Мир науки». Данный музей создается при участии Университета ИТМО. По результатам анализа внутренних документов, документов из открытых источников и интервью, проведенного с одним из создателей музея, Сергеем Стафеевым, были сделаны выводы о широких возможностях взаимодействия со всеми группами общественности университета посредством данного инструмента продвижения. Были сделаны выводы, что интерактивный музей в системе продвижения университета способствует повышению информированности и лояльности групп общественности, способствует формированию имиджа инновационного
По результатам исследования, был сделан вывод о значимости интерактивного музея в системе продвижения университета, как универсального инструмента для работы со всеми группами общественности. Кроме того, по результатам работы было предложено проведение мероприятия Citizen Science Weekend, направленного на совместную деятельность университета и музея по взаимодействию с целевыми группами общественности. Направление Citizen Science (гражданская наука) имеет широкое распространение в деятельности зарубежных интерактивных музеев, но совершенно не используется в России, в виду отсутствия долговременного сотрудничества с университетами. По нашему мнению, проведение подобного мероприятия способствует формированию и поддержанию имиджа современного, инновационного, открытого университета и обеспечивает лояльность со стороны значимых групп общественности.
Подобные работы
- Технологии продвижения деятельности музеев в культурном пространстве
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - PUBLIC RELATIONS КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Современные тренды в продвижении учреждений культуры средствами массовых коммуникаций
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ КАК СПОСОБ ЦИФРОВИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА: ОСОБЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ ДЕТСКИХ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Г. КРАСНОЯРСКА
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - Республика Бурятия как потенциальная территория для развития этнографического туризма (Пятигорский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - ПЕРСПЕКТИВЫ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ГЕЙМЕРСКИХ ПЛОЩАДКАХ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА КИТАЙСКИХ МАСС-МЕДИА (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ «СЛУЖБА НОВОСТЕЙ КИТАЯ» И «ЖЭНЬМИНЬ СЕТЬ»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018



