Введение 3
Глава I. Система продвижения технического университета в условиях высокой конкуренции на рынке услуг высшего образования 6
1.1. Тенденции развития высшей школы в России 6
1.2. Особенности продвижения технических университетов 16
1.3. Деятельность интерактивных музеев: зарубежный и российский опыт 24
1.3.1. Возникновение интерактивных музеев 24
1.3.2. Деятельность интерактивных музеев, зарубежный опыт 26
1.3.3. Интерактивные музеи в России 28
1.3.3. Специфика функционирования интерактивных музеев и
возможности интеграции в систему продвижения технического университета 34
Глава II. Интерактивный музей как инструмент продвижения университета . 36
2.1. Система продвижения технического университета на примере
Университета ИТМО 36
2.1.1. Особенности положения Университета ИТМО в образовательной и
научно-исследовательской сфере 36
2.1.2. Маркетинговая стратегия продвижения 38
2.1.3. Целевые группы общественности в системе продвижения
Университета ИТМО 41
2.2. Анализ системы продвижения Университета ИТМО 43
2.2.1. Инструменты системы продвижения Университета ИТМО 43
2.2.2. Технопарк и бизнес-инкубаторы в системе продвижения
Университета ИТМО 44
2.2.3. Массовые открытые онлайн-курсы в системе продвижения
Университета ИТМО 46
2.2.4. Сайт как инструмент коммуникации в системе продвижения
Университета ИТМО 48
2.2.5. Особенности продвижения Университета ИТМО в социальных сетях 49
2.2.6. Специальные мероприятия в системе продвижения Университета
ИТМО 53
2.2.7. Музей оптики и его роль в системе продвижения Университета
ИТМО 57
2.2.8. Выстраивание эффективных коммуникаций со СМИ 57
2.2.9. Роль Совета обучающихся ИТМО в системе продвижения 59
2.3. Автономная некоммерческая организация «Мир науки» в системе
продвижения Университета ИТМО 62
2.4. Проект мероприятия Citizen Science Weekend 69
Заключение 72
Список литературы 75
Приложения 84
В России в последние годы наблюдается тенденция особого внимания со стороны государства к развитию высшего образования и науки, что обусловлено пониманием их значимости в преобразовании всего общества. Высококвалифицированные кадры, подготовленные университетами и представляющие интеллектуальную элиту страны, обеспечивают вклад в культурную и социально-экономическую модернизацию. Кроме того, опыт зарубежных вузов, являющихся лидерами образовательных рейтингов показывает, что современный университет должен представлять собой не только образовательный, но и научный, инновационный, а также предпринимательский центр. В России университеты только начинают работать по данной модели, в следствие этого для повышения конкурентоспособности российских вузов на глобальном рынке образовательных услуг был создан Проект «5-100», согласно которому пять университетов России должны войти в сто лучших вузов мира к 2020 году. В связи с этим университеты конкурируют не только на российском, но и на мировом рынке образовательных услуг, что обуславливает специфику их системы продвижения.
Говоря о положении технических вузов, необходимо отметить, что предлагаемые ими направления подготовки являются непопулярными среди абитуриентов. Тем не менее, среди работодателей сохраняется спрос на специалистов с техническим образованием. Кроме того, государство заинтересовано в развитии научных исследований и инновационных разработок, которые происходят на базе технических университетов. Таким образом, перед техническими университетами встает задача повышения привлекательности среди абитуриентов, что обуславливает необходимость работы с нематериальными активами университета, формирование имиджа престижного вуза.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью технических вузов поиска новых инструментов для организации долговременного взаимодействия с целевыми группами общественности в виду высокой конкуренции на рынке образовательных услуг.
Целью работы является исследование особенностей продвижения технического университета и выявление возможности использования интерактивного музея в качестве эффективного инструмента взаимодействия с группами общественности.
Достижение цели предполагает выполнение следующих научно-исследовательских задач:
• исследовать состояние рынка услуг высшего образования в России;
• изучить особенности продвижения технических университетов на примере Университета ИТМО;
• проанализировать зарубежный и российский опыт деятельности интерактивных музеев и их сотрудничества с университетами;
• представить интерактивный музей как инструмент взаимодействия с целевой общественностью технического университета.
Объектом исследования данной работы является система продвижения технического университета.
В качестве предмета исследования выбран интерактивный музей как инструмент реализации стратегии продвижения.
Теоретическую базу дипломной работы составили исследования российских и зарубежных ученых по таким направлениям как связи с общественностью, социология, маркетинг, связи с общественностью в сфере образовательных услуг, музееведения. Дипломное сочинение опирается на труды таких авторов, исследовавших особенности продвижения университетов, как Т. В. Бакун., О.Ю. Лейнвебера, Д.О. Медведева, Р В. Габдулхакова, М.А. Хусаинова и Е.А.Каверина.Исследованию музея как в историческом и современном дискурсе посвящены работы исследователей В. П. Грицкевич, А. А. Гужаловского, Г.И. Мшкевича, Т.Ю Юринеева. И.В. Налетова, О.В. Хазанова, В.Л. Крайник. Специфика маркетинга услуг исследовались в работах Ф. Котлера, Н.И. Мелентьевой, а также О.В. Кругловой. Выбор критериев описания системы продвижения, основывался на положениях трудов таких исследователей как А.Д. Кривоносов, О.Г.Филатова., М.А. Шишкина, В.А. Барежнев, А.А. Малькевич, Д.Е. Баранова, Е.В. Демко, М.А. Лукашенко.
Эмпирическую базу дипломной работы составили положения федеральных образовательных целевых программ, нефинансовые отчеты университетов, аналитические исследования сферы услуг высшего образования, данные с сайтов и из аккаунтов социальных сетей технических университетов и интерактивных музеев, отчеты о деятельности зарубежных интерактивных музеев.
Новизна выпускной работы заключается в комплексном рассмотрении возможностей использования интерактивного музея как нетрадиционного инструмента продвижения российскими техническими университетами, с опорой на мировой опыт подобного сотрудничества.
Методологическую основу исследования составили:
• экспертные интервью;
• анализ документов, сайтов и аккаунтов социальных сетей;
• анализ конкурентных преимуществ согласно модели «5 сил Портера»;
• сравнение.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами, описанными выше, и представлена введением, двумя главами, содержащими семь параграфов, заключением, приложениями и списком, использовавшихся источников и литературы.
Понимание современного технического университета не ограничивается определением его только как образовательного учреждения. Сегодня университеты это - научные, инновационные, предпринимательские центры, активно участвующие в развитии общества. Данная трансформация приводит к расширению целевых групп общественности, а также к необходимости изменения позиционирования университетов и формирования новой системы продвижения. В следствие этого, перед техническими вузами встает необходимость поиска новых инструментов продвижения, позволяющих выстраивать долгосрочные отношения с группами общественности.
В процессе исследования был проведен анализ состояния российского рынка услуг высшего образования, что позволило обозначить основные направления и тенденции развития высшей школы. Особое внимание было уделено рассмотрению Проекта «5-100», направленного на повышение конкурентоспособности российских вузов и анализу позиций лидеров данной программы, как на российском, так и на международном рынке образовательных услуг. По результатам исследования были сделаны выводы о высоких темпах развития университетов-участников Проекта, что способствует обострению конкуренции. Было обозначено, что данный процесс происходит за счет повышения качества образовательных программ, исследований, установления международного сотрудничества, выстраивание партнерских отношений с бизнес-структурами и развитию других направлений деятельности университетов, которые позволяют подниматься на более высокие позиции в международных рейтингах.
При решении задачи анализа системы продвижения технических университетов были обозначены три основных направления деятельности данных вузов (образование, наука, инновации) в соответствии с которыми выстраивается стратегия продвижения. Специфика инструментов
При решении задачи анализа зарубежного и российского опыта деятельности интерактивных музеев, были сделаны выводы о различии выстраивания их работы, в том числе относительно сотрудничества с университетами. Главной чертой зарубежных музеев является понимание значимости образовательной составляющей формата edutainment (обучение через развлечение). Это обуславливает необходимость обязательного сотрудничества с университетами, в том числе в привлечении сотрудников и студентов вузов, в качестве консультантов и преподавателей при музее. Специфика российских музеев состоит в том, что в отличие от зарубежных, они чаще всего являются коммерческими организациями и в большей степени направлены на реализацию развлекательно составляющей edutainment. Тем не менее, в последнее время наблюдается тенденция изменения их политики. Кроме того, появляются государственные интерактивные музеи, создаваемые на основе или при сотрудничестве с университетами.
При решении задачи описания интерактивного музея в качестве инструмента взаимодействия с целевыми группами общественности технического университета, в качестве объекта исследования был выбран интерактивный музей «Мир науки». Данный музей создается при участии Университета ИТМО. По результатам анализа внутренних документов, документов из открытых источников и интервью, проведенного с одним из создателей музея, Сергеем Стафеевым, были сделаны выводы о широких возможностях взаимодействия со всеми группами общественности университета посредством данного инструмента продвижения. Были сделаны выводы, что интерактивный музей в системе продвижения университета способствует повышению информированности и лояльности групп общественности, способствует формированию имиджа инновационного
По результатам исследования, был сделан вывод о значимости интерактивного музея в системе продвижения университета, как универсального инструмента для работы со всеми группами общественности. Кроме того, по результатам работы было предложено проведение мероприятия Citizen Science Weekend, направленного на совместную деятельность университета и музея по взаимодействию с целевыми группами общественности. Направление Citizen Science (гражданская наука) имеет широкое распространение в деятельности зарубежных интерактивных музеев, но совершенно не используется в России, в виду отсутствия долговременного сотрудничества с университетами. По нашему мнению, проведение подобного мероприятия способствует формированию и поддержанию имиджа современного, инновационного, открытого университета и обеспечивает лояльность со стороны значимых групп общественности.
1) Баранов Д. Е., Демко Е. В., Лукашенко М. А. PR: теория и практика: учеб. М. : Маркет ДС, 2011. 328 с.
2) Бакун, Т. В., Лейнвебер, О. Ю. Интегрированные маркетинговые коммуникации вуза в рамках концепции маркетинга взаимоотношений // Журнал «Вестник Омского университета». Серия «Экономика». 2012. №4.С.142-148.
3) Белоцерковский А.В. К вопросу о рейтингах и рангах // Журнал «Высшее образование в России». 2014. №1.С. 3-7.
4) Ванеева О.В. Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства // Труды СПбГУКИ. 2015. № 212. С.189-196.
5) Гавра, Д.П. Основы теории коммуникации. Учеб.пособие для бакалавров и специалистов. СПб. : Питер, 2011. 285 с.
6) Глебова Н. М., Барановский А. И., Лейнвебер О. Ю. Интегрированный маркетинговый подход в формировании системы коммуникаций вуза // Проблемы современной экономики: Евразийский международный науч.-аналит. журнал). 2011. № 4. С.240-245.
7) Грицкевич, В. П.История музеев мира: учеб. пособие для студентов ист. фак. специальности Е 1-23 01 12 "Музейн. дело и охрана ист.-культур. наследия".Минск: Белорус. гос. ун-т, 2009. 282 с.
8) Душкина М. Р., PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология. СПб.: Питер, 2010. 560с.
9) Гужова, Л.Г. Музееведение. Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. 116 с.
10) Каверина Е. А.Создание специальных событий как креативная технология продвижения вуза // Высшее образование в России. 2011. № 6 .С. 110-116.
11) Котлер Ф. ,К.Л.Келлер. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. / Ф. Котлер, К.Л. Келлер - СПб.: Питер, 2014 - 800 с.
12) Крайник В. Л. Высшее образование в России: тенденции и перспективы развития // Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета им. Богдана Хмельницкого. 2015. №1а (14). С.81-85.
13) Круглова О.В. Маркетинг услуг : учебное пособие / О.В. Круглова; Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т.- Н.Новгород: ННГАСУ, 2014. С.53.
14) Лавникова Ю. В. Организация маркетинговой информационной системы вуза // Молодой ученый. 2014. №8. С. 514-517.
15) Лопаткин Д.С., Наука как неотъемлемая часть инновационного развития Российской Федерации // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. №4 (5). С.88-89
16) Осипова Н.В., Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата по социологии, специальность ВАК РФ диссертация на тему: Современный университет как социальный институт// Человек и наука. URL: http://cheloveknauka.com/sovremennyy-universitet-kak-sotsialnyy-
institut#ixzz43eVhfDB, (дата обращения 11.03.16).
17) Н.И. Мелентьева Н.И. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие .СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 72 с.
18) Медведева Э. А. Оценка эффективности продвижения вуза в социальных сетях. Анализ эффективности продвижения вуза в социальных сетях//Общество: политика, экономика, право. 2013.№4. С.96-101.
19) Медведева Д. О. Габдулхакова Р. В. Хусаинов М. А Основные направления PR-продвижения вуза // Высшее образование в России. 2010. С. 110-116.
20) Моисеева А. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского Университета. 2004. 128 с.
22) Панчикова Л.П. Вопросы формирования эндаунмент фондов в образовании / /Вестник Челябинского государственногопедагогического университета-2012-№4: С.180-184.
23) Пашкус, Н.А. Маркетинг образовательных услуг: учебное пособие. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. 112 с.
24) План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») Университета ИТМО на 2013-2020 годы (2 этап - 2015-2016 годы). 160с.
25) Поправко, Е.А. Музееведение .Владивосток: Изд-во ВГУЭС. 2005. 229 с.
26) Сапанжа О. С. Развитие представлений о музейной коммуникации // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцен. № 103.2009.С. 245-252
27) Чебаненко Т.А. Социальные функции музея на современном этапеисторического развития общества// Таврические студии. 2013.№3. С.1¬11.
28) Шляхтина Л.М.Основы музейного дела: теория и практика. М.: Высш. шк., 2009. 183 с.
29) Хазанов О.В., Ситуация в высшей школе: проблемы и перспективы// Университетская солидарность. Официальный сайт профсоюза работников высшей школы URL:http://unisolidarity.ru/?p=600, (дата
обращения: 08.03.2016).
30) Юренеева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. М.: Академический Проект, 2008. 560 с.
Электронные ресурсы
1) Ассоциация выпускников Университета ИТМО // Университет ИТМО, 2016. URL:https://alumni.ifmo.ru/, (дата обращения: 18.03.2016)
2) Бизнес-инкубатор ИТМО, 2016. URL:http://startup.ifmo.ru/, (дата обращения: 18.03.2016).
3) Доказано: MOOC более эффективны, чем традиционное обучение// New to new, 2015. URLhttps://newtonew.com/analytics/dokazano-mooc-bolee- effektivny- chem-tradicionnoe- obuchenie, (дата обращения: 18.03.2016).
4) Ежегодный мониторинг средств, выделенных из федерального бюджета
на финансирование НИОКР // Аналитический центр при правительстве Российской Федерации, 2014.
URL:http://ac.gov.ru/files/attachment/4879.pdf (дата
обращения:08.03.2016).
5) Мониторинг качества приемов в вузы // Национальный исследовательский институт Высшая школа экономики, 2015. URL: https://www.hse.ru/ege/, (дата обращения: 03.03.2016).
6) Неэффективные вузы к 2016 году будут закрыты // Российская газета, 2 0 1 5 . URL:http://rg.ru/2015/07/09/vuzy.html, (дата обращения : 07.03.2016).
7) Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 г. Москва. // Российская газета, 2014. URL: http://rg.ru/2014/04/24/obrazovanie- site- dok.html
8) Открытое образование, 2016. URL:https://openedu.ru/, (дата обращения: 18.03.2016).
9) Открытый университет, 2016. URL:http://ouniversity.ru/, (дата обращения: 18.03.2016).
10) Официальный сайт Политехнического музея, “Политех», 2016. URL: https://polymus.ru/ru/education/YDetei/, (дата обращения: 16.03.2016).
11) Официальный сайт Университета ИТМО, 2016.
URL::http://www.ifmo.ru/ru/page/207/ob universitete.htm, (дата
обращения: 16.03.2016).
12) Официальный сайт Санкт-Петербургского политехнического университета, 2016.URL: http://www.spbstu.ru/international-cooperation/expert-center-international-cooperation/marketing-advertising-promotion/tools-promotion-methods/, (дата обращения: 14.03.2016).
13) Рейтинг вузов России-2015// Рейтинговое агентство RAEX,2015.URL:
http://www.raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2015/, (дата
обращения:07.03.2016).
14) Популярные направления для поступления абитуриентов в России//
РИА НОВОСТИ, 20 13. URL:
http://ria.ru/sn edu/20130905/960969979.html, (дата обращения 07.03.2016).
15) Минобрнауки констатировало сокращение числа абитуриентов-россиян // Интерфакс,2015.URL:http://www.interfax.ru/russia/416237, (дата обращения: 07.03.2016).
16) Мир науки // Лахта центр, 2016.http://lakhta.center/ru/about/objects/childrens/, (дата обращения: 07.03.2016).
17) Непрофессиональные ученые: что такое гражданская наука// Научная Россия, 2014.URL: http://scientificrussia.ru/articles/grazhdanskaia-nauka, (дата обращения: 21.03.2016).
18) Новый бренд Университета ИТМО // Университет ИТМО, 2015. URL: http://www.ifmo.ru/ru/viewnews/4195/novyy_brend_universiteta_itmo.htm, (дата обращения: 17.03.2016).
19) Официальный сайт Новосибирского государственного университета, 2016.URL: http://nsu.ru/, (дата обращения: 02.03.2016).
20) Официальный сайт Московского физико-технического университета,
2015. URL: https://mipt.ru/(дата обращения: 02.03.2016).
21) Официальный сайт Томского политехнического университета, 2015. URL: http://tpu.ru/(дата обращения: 02.03.2016).
22) Официальный сайт национального исследовательского технологического университета, 2016. URL: http://misis.ru/, «МИСиС» (дата обращения: 02.03.2016).
23) Официальный сайт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, 2015. URL:http://www.spbstu.ru/, (дата обращения: 02.03.2016).
24) Официальный сайт интерактивного музея «ЛабиринтУм», 2016. .URL:
http://www.labirint-um.ru/prices-promotions/, (дата
обращения: 11.03.2016).
25) Официальный сайт интерактивного музея «Лунариум» // Московский планетарийhttp://www.planetarium-moscow.ru/in-the- planetarium/lunarium/, (дата обращения:11.03.2016).
26) Официальный сайт интерактивного музея «Экспериментаниум», 2 0 1 6 . URL :http://www.experimentanium.ru/ru/, (дата обращения:11.03.2016).
27) Официальный сайт интерактивного музея «Иннопарк», 2016. URL: http://park-inno.ru/, (дата обращения: 11.03.2016).
28) Официальный сайт интерактивного музея «Парка чудес Галилео», 2016 URL:http://galileopark.ru, (дата обращения: 11.03.2016).
29) Официальный сайт интерактивного музея «Ньютон-парк», 2016. URL: http://newton-park.net/, (дата обращения: 11.03.2016).
30) Официальный сайт «Живые системы», музей человека, 2016. URL: http://www.bioexperimentanium.ru/ru/, (дата обращения: 11.03.2016).
31) Официальная группа Вконтакте интерактивного музея «Склад Ума»,
2016. URL:http://vk.com/sklad.uma.tomsk, (дата обращения: 11.03.2016).
32) Официальный сайт Музейного комплекса «Вселенная воды», URL: http://www.vodokanal-museum.ru/, (дата обращения: 12.03.2016).
33) Официальный сайт интерактивного музея «Эйнштениум», 2016. URL: http://эйнштейниум.рф/, (дата обращения: 12.03.2016).
34) Официальный сайт интерактивного музея «Физическая кунтскамера», 2016. URL:http://fizkunst.ru/, (дата обращения: 15.03.2016).
35) Официальный сайт интерактивного музея «Мебиус», 2016.http://www.mebiussamara.ru/, (дата обращения: 12.03.2016).
36) Официальный сайт интерактивного музея «Джоуль парк» ,2016. URL: http://www.jpark.su/, (дата обращения: 12.03.2016).
37) Официальный сайт Центрального музея связи имени А.С.Попова, 2016. URL: http://www.rustelecom-museum.ru/, (дата обращения: 12.03.2016).
38) Официальная группа Вконтакте музея занимательных наук СФУ, 2016. URL: http://vk.com/museum_sfu, (дата обращения: 12.03.2016).
39) Проект 5-100. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.// Министерство науки и образования Российской Федерации, 2016.URL:http://5top 100.ru/about/more- about/, (дата обращения: 08.03.2016).
40) Радио Мегабайт, 2016. URL:http://radio.ifmo.ru/,( дата обращения: 19.03.2016).
41) Совет обучающихся Университета ИТМО // Университет ИТМО, 2016. URL:http://student.ifmo.ru, (дата обращения: 19.03.2016).
42) Словарь музейных терминов // Российская музейная энциклопедия, 2015. URL:http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp, (дата обращения: 02.03.2016).
43) Технопарк ИТМО, 2016. URL:http://technopark.ifmo.ru/, (дата обращения: 18.03.2016).
44) Форсайт компетенций 2030//Агентство стратегических инициатив, 20 13 . URL:http://asi.ru/molprof/foresight/12264/, (дата обращения: 01.03.2016).
45) Эксперт. Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР// Рейтинговое агентство RAEX, 2015.URL: http://expert.ru/expert/2015/41/zadacha-upravlentsa--ne-meshat-horoshim- lyudyam-rabotat/media/271044/, (дата обращения: 08.03.2016).
46) QD Community, 2016. URL:http://qd.ifmo.ru/#!projects/goodroads.html, (дата обращения: 18.03.2016).
47) Magic of light/ / Университет ИТМО, 2016. URL: http://magicoflight.ifmo.ru/%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D0%B2%D1%8B
%D 1%81%D 1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8-magic- of- light/, (дата обращения:19.03.2016).
48) Science Slam.Moscow, 2016. URL:http://science-slam.moscow/(дата обращения: 11.03.2016).
49) Science Museum London, 2016. URL: http://www.sciencemuseum.org.uk/educators/special-projects/enterprising-science, (дата обращения: 13.03.2016).
50) Cite des sciences et de l'industrie, 2 0 1 5 . U R L :http://www.cite- sciences.fr/fr/accueil/, (дата обращения: 13.03.2016).
51) Nature History Science Museum, 2016. URL: / http://www.nhm.ac.uk/take- part.html, (дата обращения: 13.03.2016).
52) Nemo.Science Center, 2016. URL:http://www.e- nemo.nl/en/organization/nemos-partners/(дата обращения; 13.03.2016).
53) Museum of Science,Boston, 2016.
URL:http://www.mos.org/sites/develvis.mos.org/files/docs/advancement/mo s_magazine_fall_2015.pdf, (дата обращения: 15.03.2016).
54) Social Media: Strategy and best practices// The Ohio State University, 2015. Режим доступа:http://ucom.osu.edu/resources/social-media.html (датаобращения 07.03.2016)
55) International trends in Higher Education// Oxford University, 2015. URL:https://www.ox.ac.uk/sites/files/oxford/International%20Trends%20in%20Higher%20Education%202015.pdf, (дата обращения:09.03.2016).
56) Citizen Science // Scientific American, 2016.
URL: .http://www.scientificamerican.com/citizen-science/, (дата
обращения: 21.03.2016).
57) Center For the Future Museums // ICOM, 2016. URL: http://icom.museum/fileadmin/user upload/pdf/ICOM News/2011-1/ENG/p8-9 2011-1a.pdf, (дата обращения: 04.03.2016).
58) World University Rankings 2015-2016 // Times Higher Education World
University Rankings, 2015 . URL:
https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2016/world-ranking#!/page/0/length/25, (дата обращения: 07.03.2016).
59) Deutsches Museum: Deutsches Museum, 2016. URL: http://www.deutsches-museum.de/, (дата обращения: 07.03.2016).
60) Museum of Science and Industry, 2016. URL:http://www.msichicago.org/, (дата обращения: 07.03.2016).
61) Shanghai Science & Technology Museum, 2016. URL: http: //www.s stm .org.cn/kj g Web/html/defaultsite/portal/index/index.htm, (дата обращения: 07.03.2016).
62) California Science Center, 2016. URL: http://californiasciencecenter.org/, (дата обращения: 07.03.2016).