Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования ресурсного потенциала
торгового предприятия 6
1.1. Сущность и роль ресурсного потенциала предприятия 6
1.2. Особенности ресурсного потенциала торгового предприятия 14
1.3. Критерии оценки эффективности использования ресурсного
потенциала торгового предприятия 21
2. Аналитические основы эффективного использования ресурсного
потенциала в ООО «Восход» за период 2014-2016 гг 28
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 28
2.2. Исследование ресурсного потенциала торгового предприятия
и его анализ 34
2.3. Оценка эффективности использования ресурсного потенциала
торгового предприятия 46
3. Разработка проекта по повышению эффективности использования
ресурсного потенциала ООО «Восход» 55
3.1. Характеристика проекта 55
3.2. Экономическое обоснование проекта 61
3.3. Расчет эффективности предлагаемого проекта 67
Заключение 71
Список использованных источников
Конкуренция на потребительском рынке, растущие требования населения к качеству товаров и торговому обслуживанию, повышение заинтересованности собственников и работников в наивысших конечных результатах хозяйственной деятельности требуют от менеджеров торговли разработки конкретных мер по поиску путей повышения эффективности использования ресурсов с целью укрепления рыночного положения организаций.
Торговая организация, осуществляя свою деятельность в условиях постоянно меняющейся рыночной среды, особое внимание должна уделять изучению ее влияния на эффективность развития торговой организации, давать оценку потенциала с целью адаптации к внешней среде и укрепления рыночных позиций. Потенциал организации выступает как основа конкурентоспособности и ее эффективной деятельности. Недостаточное внимание к анализу ресурсного потенциала организации, конкурентов и других субъектов рынка приводит к тому, что менеджеры решают проблемы только краткосрочного характера.
Развитие рынка в условиях острой конкуренции, его нестабильность свидетельствуют о важности укрепления ресурсного потенциала торговой организации как основы эффективной деятельности. В связи с этим, тема исследования является весьма актуальной и значимой как для теории, так и для практики хозяйственной деятельности.
Кроме этого, предлагаемые в настоящее время методики оценки эффективности использования ресурсного потенциала, либо не отражают отраслевой специфики торговой деятельности, либо охватывают в процессе анализа лишь незначительную часть аспектов, связанных с подобной деятельностью, что не позволяет комплексно решать задачу управления торговым предприятием на основе выявленных резервов по приращению ресурсного потенциала. В связи с чем, возникает актуальность и в совершенствовании эффективности использования ресурсного потенциала торгового предприятия.
Значительный вклад в теоретическое обоснование понятийного аппарата ресурсного потенциала внесли отечественные ученые В. Н. Авдеенко, А. Н. Азрилиян, В. Г. Андрийчук, А. Белобородов, Ю. Н. Клепи - кова, М. .А. Комарова, В. А. Котлов, С. А. Кузнецова, А. Н. Люкшинова, В. Д. Маркова, Т. Г. Храмцова и др.
Вопросы теории и практики исследования ресурсного потенциала нашли отражение в работах таких зарубежных авторов, как Р. Блэкуэлл, Ю. Вайтаускас, А. Гракульскис, Р.Каплан, Э. Котляр, О. П. Крастинь, Р. Петрулите, Д. Стоун, А. Дж. Стикленд, С. Г. Струмилин, А. А. Томп- сон-мл., К. Хитчинг, Д. Энджел и др.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических аспектов ресурсного потенциала торгового предприятия, а также разработка комплекса мер по обеспечению и повышению использования ресурсного потенциала ООО «Восход».
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд следующих задач:
• раскрыть сущностные представления и обосновать роль ресурсного потенциала в деятельности рыночных субъектов;
• установить и проанализировать особенности ресурсного потенциала в деятельности торгового предприятия;
• определить критерии и показатели оценки ресурсного потенциала торгового предприятия;
• исследовать состояние ресурсного потенциала в торговом предприятии;
• оценить эффективность использования ресурсного потенциала и определить степень его влияния на деятельность торгового предприятия;
• предложить комплекс мер, направленных по улучшение обеспечения и повышение использования ресурсного потенциала в торговом
предприятии.
Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы обеспечения и эффективного использования ресурсного потенциала торгового предприятия в современных условиях хозяйствования.
Объектом исследования выступает торговое предприятие ООО «Восход».
Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужила общая методология системного анализа, методы научного познания (анализ и синтез, индукция и дедукция), методы логического анализа исследования и экономические модели.
Методологической базой работы явились основные положения трудов отечественных и зарубежных авторов, занимающихся исследованием
проблематики ресурсного потенциала. Аналитическая часть работы построена на методах экономического и инвестиционного анализа, на методах выборочного наблюдения, мониторинговых оценок, моделирования социально-экономических процессов.
Информационная база исследования - данные бухгалтерской и статистической отчетности ООО «Восход» за период 2014-2016 гг., законодательные и нормативно-правовые акты, относящиеся к теме исследования.
Исследование теоретических аспектов исследования ресурсного потенциала торгового предприятия позволило определить сущность понятий потенциал, ресурсы и ресурсный потенциал.
Потенциал представляет собой совокупность имеющихся факторов производства, интеллекта, производственных резервов и возможностей, способных обеспечить выпуск высококачественных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения всесторонних запросов различных категорий населения страны. Ресурсы - это совокупность отдельных элементов, прямо или косвенно участвующих в процессе производства или оказании услуг. К ресурсам, принято относить организационные, технические, технологические, трудовые, пространственные (территория, помещения, коммуникации), финансовые ресурсы и возможности предприятия. Ресурсный потенциал представляет собой систему ресурсов, используемых комплексно, то есть предусматривает обязательную взаимодополняемость отдельных ресурсов в процессе общественного производства. Увеличение в системе одного какого-либо ресурса предполагает одновременное увеличение количества другого ресурса.
Специфика торгового дела обусловливает особенности содержания функциональных составляющих ресурсного потенциала. В составе ресурсного потенциала торгового предприятия имеются такие виды ресурсного потенциала, как кадровый потенциал, имущественный и финансовый - в совокупности они составляют блок идентифицирующего потенциала, а к неидентифицирующим компонентам ресурсного потенциала относятся: производственный, информационно-коммуникационный,
инновационно-технологический, маркетинговый, сбытовой потенциал, потенциал менеджмента и поставщика. Идентифицируемая компонента характеризует потенциал фактически имеющихся средств, используемых организацией, возможных к идентификации, а неидентифицируемая компонента характеризует возможности организации, выявление которых может быть осуществлено при определенных условиях.
Рассмотрение вопроса о критериях оценки эффективности использования ресурсного потенциала торгового предприятия показало, что под экономическим эффектом понимаются результаты его деятельности, выраженные непосредственно в стоимостной форме, а эффективность использования ресурсного потенциала определяется положительным результатом от возможности и умения использования имеющего потенциала. Правильный выбор инструментария оценки потенциала торгового предприятия позволяет оперативно определять внутренние возможности и слабости организации, обнаруживать скрытые резервы в целях повышения эффективности ее деятельности. В процессе исследования возможно применение как количественных, так и качественных методов исследования ресурсного потенциала.
Исследование аналитических основ эффективного использования ресурсного потенциала ООО «Восход» показало, что ООО «Восход» - это коммерческая организация, созданная в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ. Основным видом деятельности ООО «Восход» являются услуги общественного питания, а именно производство и реализация пиццы, салатов, розничная торговля алкогольными и безалкогольными напитками. ООО «Восход» имеет три кафе по трем адресам, каждое из которых называется «Мастер-пицца».
Исследуя деятельность ООО «Восход» - его экономическую сторону, можно сказать, что результаты являются весьма успешными. Например, выручка от продаж за 2014-2016 гг. возросла на 91,32% и составила в 2016 году 21436 тыс.руб. Себестоимость продаж также увеличилась, но рост был значительно выше - в 4,19 раз. Валовая прибыль несколько снизилась: с 7587 тыс.руб. до 6259 тыс.руб. Такую же тенденцию имеет и прибыль от продаж, и чистая прибыль. Снижение в динамике валовой прибыли обусловлено, прежде всего, уровнем инфляции и ростом цен на продовольственные товары. Как следствие, увеличение себестоимости продукции. При этом, уровень издержек обращения увеличился с 32,3% в 2014 году до 70,8% в 2016 году. Стоимость оборотных и основных средств растет с годами, следовательно деятельность ООО «Восход»» расширяется. Дебиторская задолженность, как и кредиторская снижается, а превышение первой над второй является положительным моментом финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Результаты анализа ресурсного потенциала торгового предприятия ООО «Восход», а именно, принадлежавшим ему трем кафе «Мастер-Пицца», показали, что на данном предприятии имеются все виды ресурсного потенциала, присущие торговому предприятию, и что самое главное - все возможности используются. В числе возможно видов потенциала ООО «Восход», нами выявлены следующие: имущественный, производственный, кадровый, финансовый, потенциал поставщика, потенциал маркетинга, сбытовой потенциал, экономический потенциал.
Имущественный комплекс позволяет осуществлять торговую деятельность и использовать производственные мощности, что для деятельности кафе-пиццерий очень важно, особенно для привлечения потребителя и создания у него отличного впечатления. Все три кафе- пиццерий, находящихся на балансе ООО «Восход», оформлены в разных стилях, несут в себе свою потребительскую концепцию, а помещения соответствуют всем необходимым требованиям, предъявляемым к торговым предприятиям и предприятиям общественного питания.
Производственный потенциал ООО «Восход» представляет собой потенциальный объем производства продукции; потенциальные возможности основных фондов и оборотных средств; потенциальные возможности использования сырья и материалов; потенциальные возможности профессиональных кадров; финансовый потенциал.
Рассматривая оснащенность каждого кафе «Мастер -Пицца» инвентарем, отмечены самые технологическое и современное производственное оборудование. Анализ производительности труда ООО «Восход» показал, что в анализируемом периоде возрастает как численность сотрудников предприятия, так и их производительность. Рост производительности труда происходит благодаря имеющемуся потенциалу менеджмента, то есть системе управления производством, предназначенной для реализации стратегических целей и формулировании миссии предприятия. Оценить использование потенциала менеджмента нам помог показатель эффективности использования складских, производственных и торговых площадей. Так, объем выручки, приходящийся на 1 кв.м. всех площадей с годами возрастает и к 2016 году составил 56,41 тыс.руб., тогда как еще в 2014 году эта цифра была равна 29,48 тыс.руб. Данная тенденция показывает эффективное использование имеющихся основных фондов ООО «Восход». В доказательство этому, нами были рассчитаны показатели эффективности использования экономических ресурсов, которые показали также эффективное их использование.
Исследование потенциала поставщика в ООО «Восход» показал, что на протяжении многого периода времени, наибольший приоритет данным предприятием отдается одним и тем же поставщикам. Так, в их числе выделены ООО «Белгородрыба», ООО «Белгородский продукт», ООО «Мраморная свинина».
Потенциал маркетинга отражает наличие у предприятия реальной возможности своевременно отслеживать и оперативно реагировать на всевозможные изменения в макро - и микрорыночной среде. В данном аспекте ООО «Восход» использует практически все свои возможности. Прежде всего - это оптимальный и расширенный ассортимент (меню) предлагаемой продукции, который представлен японской, итальянской и европейской кухней. Цены в кафе ООО «Восход» демократичные. Ценовая концепция направлена на пожелания и удовлетворение потребителей.
К компетенции системы маркетинга относится и сбытовой потенциал, который можно распознавать и оценивать по количеству лояльных клиентов, по эффективности рекламы, по количеству каналов сбыта, по расходу денежных средств, направленных на мотивацию сотрудников. В ООО «Восход» активно используются дисконтные карты во всех кафе «Мастер- Пицца», а также всевозможные акции, что также привлекает посетителей. Данный вид потенциала расценен нами и как маркетинговый, и как сбытовой потенциал. Информационно-коммуникационный потенциал распознан через уровень обеспечения открытости информационных ресурсов предприятия, к которому отнесено наличие официального сайта кафе «Мастер -Пицца», который является достаточно информативным, красочным и доступным к восприятию.
Подитоживанием всех аналитических аспектов ООО «Восход» явилось рассмотрение рейтинга пиццерий города Белгорода, в котором «Мастер- пицца» занимает 9-10 места среди 30; величины среднего чека кафе, которая составляет 350 рублей и является средним показателем среди аналогичных заведений и анкетирование посетителей, опрос которых свидетельствует о достаточно хороших отзывах и оценках потребителей о кафе.
Результатом анализа эффективности использования ресурсного потенциала ООО «Восход» за период 2014-2016 гг. явилась рекомендация мероприятий по повышению эффективного его использования. Проведенный SWOT-анализ показал, что к возможностям ООО «Восход» относятся следующие организационные моменты: рост целевых клиентов, возможность расширить перечень сервисных услуг, повышение качества обслуживания, возможность использования инновационно-технологического потенциала. Все эти возможности предлагается реализовать в сильные стороны организации следующими путями. Для повышения качества обслуживания в кафе-пиццериях «Мастер-пицца» необходимо провести курсы для сотрудников заведений, которые ознакомят их с основами технологий продаж в общепите, с правилами работы с клиентами, с возражениями клиентов, с культурой обслуживания. В расширение перечня сервисных услуг пиццерий предлагаем сдавать торговые залы в аренду для проведения торжеств. Инновационно-технологический потенциал предлагаем реализовать через обновление ассортимента, а именно выпечкой лечебной продукции - «Фитнес - хлеба» и творожных булочек. Обязательным элементом является и проведение рекламных мероприятий, что поспобствует росту целевых клиентов.
Для осуществления данного проекта, как показали расчеты, необходима совокупная сумма затрат равна 1079233 руб., из которых 181840 руб. являются инвестиционными, а 897393 руб. - операционными. Финансируется данный проект за счет заемных средств - кредит предоставляет Райффайзен банк. Инвестиции носят единовременный характер, вложение инвестиций осуществляется в 2018 году.
Расчеты за пять лет показывают, что организацией может быть получена положительная чистая современная стоимость будущих денежных потоков, относящихся к повышению эффективности использования ресурсного потенциала в размере 800310,12 руб. Окупаемость проекта наступает через 1 год после начала его реализации. Показатель оценки приемлемости проекта по критерию дисконтированного срока окупаемости подтвердил целесообразность проекта. Определение показателя индекса рентабельности показало значение равное 0,91 руб. то есть на 1 рубль вложенных инвестиций в проект, ООО «Восход» получит 91 копейку прибыли.
Таким образом, предприятие может вкладывать средства в данный инвестиционный проект, а внедрение предложенных мероприятий будет способствовать во первых, более эффективному использованию ресурсного потенциала организации, а во вторых, увеличению выручки от продаж за счет роста целевых клиентов и расширения предоставляемых услуг.
1. Российская Федерация. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 09. 02. 2009г.) // Собрание законодательства РФ.- 05.12.1994.- № 32.
2. Российская Федерация. Законы. О защите прав потребителей:
Закон РФ от 7.02.1992 г. № 2300-1 // Нормативные документы.-
http://www.consultant.ru.
3. Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Закон РФ от 24.07.2007г. №209-ФЗ // Нормативные документы.- http://www.consultant.ru.
4. Российская Федерация. Законы. Об основах государственного
регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации от 28.12.2009 года № 381-ФЗ // Нормативные документы. -
http://www.consultant.ru.
5. Российская Федерация. Госстандарт России. ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения: Постановление Госстандарта России от11.08.1999г. № 242-ст // Нормативные документы.- http://www.consultant.ru.
6. Российская Федерация. Госстандарт России. ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения: Постановление Госстандарта России от11.08.1999г. № 242-ст // Нормативные документы.- http://www.consultant.ru
7. Российская Федерация. Министерство промышленности и торговли. Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года: Приказ Минпромторга от 31.03.2011г. № 422 // Нормативные документы.- http://www.consultant.ru.
8. Афасенко, И.Д. Торговое дело: Учебник для вузов [Текст] / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова. - СПб.: Питер, 2015. - 384 с.
9. Балабанов, И. Т. Основы финансового менеджмента [Текст] : учебное пособие / И. Т. Балабанов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 526 с.
10. Большой экономический словарь [Текст] / под. ред. А. Н. Азрилияна. - 2-е изд. доп. и перераб. - М. : Институт новой экономики, 2013. - 864 с.
11. Борзенкова, К. С. Оценка экономического потенциала предприятия и повышение эффективности его использования [Текст] / К. С. Борзенкова; БГТУ им. В. Г. Шухова. - Белгород, 2015. - 24 с.
12. Бороненкова, С. А. Управленческий анализ [Текст] / С. А. Бороненкова. - М. : Финансы и статистика, 2014. - 384 с.
13. Бунеева, Р.И. Коммерческая деятельность: организация и
управление [Текст] : Учебник / Р.И. Бунеева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 450 с.
14. Вигдорчик, Е. Пути повышения конкурентоспособности предприятий [Текст] / Е. Вигдорчик, А. Нещадин // Экономист. - 2012. - №
11. - С. 69-71 с.
15. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность [Текст] : Учеб / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. - Мн. : Выш. шк., 2016. - 352 с.
16. Волкова, О. И. Экономика предприятия и отрасли промышленности [Текст] : учебное пособие / О. И. Волковой. - Ростов-на Дону. : «Феникс», 2011. - 544 с.
17. Все о заведениях Белгорода [электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://klub31.ru/customers.php?parent=1&parent_id=49
18. Горфинкеля, В. Я. Экономика предприятия [Текст]: учебник для вузов / В. Я. Горфинкеля. - 6-е изд., перераб. и допол. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 718 с.
19. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли [Текст] : Учебник для вузов / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - 9-е изд., перераб. и доп.- М. : ИТК «Дашков и К°», 2013. - 696 с.
20. Доумен, Д. Изучение конъюнктуры рынка - это просто. Серия «Бизнес-технологии» [Текст] / Д. Доуен. - М.: Изд-во «Феникс», 2014 - 224 с.
21. Жданова, А. О. Финансовый анализ предприятия [Текст] / А. О.
Жданова. - М. : Инфра-М, 2007. - 332 с.
22. Инвестиции: учеб. / А.Ю. Андрианов, С.В. Валдаейцев, П.В. Воробьев [и др.]; отв. ред. В.В. Ковалев, В.В. Иванов, В.А. Лялин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 584 с.
23. Касьянова, Г.Ю. Торговая деятельность: учет и налообложение для индивидуальных предпринимателей [Текст] / Г.Ю. Касьянова.- М.: АБАК, 2017. - 544 с.
24. Кафе «Мастер-пицца». Официальный сайт. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://master-pizza31.ru/
25. Кириллова, А. Т. Менеджмент и анализ [Текст] : учеб. пособие / А. Т. Кирилова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Инфра-М, 2012. - 479 с.
26. Клепиков, Ю. Н. Оценка уровня и стратегия улучшения использования экономического потенциала предприятия [Текст] : автореф. дис. канд. экон. наук / Ю. Н. Клепиков; Белгородский университет потребительской кооперации. - Белгород, 2013. - 23 с.
27. Коротких, И.Ю. Основы коммерческой деятельности в схемах, рисунках, таблицах [Текст]: Учеб. пособие / И.Ю. Коротких.- Белгород: Кооперативное образование, 2013. - 390 с.
28. Коршунова, Г. В. Институциональные основы- исследования рыночных взаимодействий [Текст] / Г. В. Коршунова // Вопросы экономики. -2015. - №5 - С. 45-51 с.
29. Костина, Г.Д. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг: учебное пособие [Текст] / Г.Д. Костина, Н.К. Моисеева. - М.: Омега-Л, 2013. - 175 с.
30. Кром, О. Достижение преимущества в торговле. Перевод Самсонов П.А. / О.Кром, М.Кром. - М.: Изд-во «Попурри», 2015. - 448 с .
31. Лучшая компания та, которую нашел на Флампе [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belgorod.flamp.ru/cat/dosug_razvlecheniya obshhestvennoe_pitanie/piccerii
32. Люкшинов, А. Н. Стратегический менеджмент на предприятиях
[Текст] / А. Н. Люкшинов. - М. : Колос, 2013. - 367 с.
33. Миско, К. М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методологические аспекты исследования) [Текст] / К. М. Миско. - М. : Наука, 2013. - 94 с.
34. Николаева, Т.И. Ресурсный потенциал торговой организации как основа ее развития [Текст] / Т.И. Николаева, С.Н. Лыкасова // Известия УрГЭУ. - 2013. - №3. - С. 119-124.
35. Окорокова, Л. Г. Ресурсный потенциал предприятий [Текст] / Л. Г. Окорокова. - СПб. : С-ПбГТУ, 2013. - 293 с.
36. Олейник, К.А. Все об управлении продажами [Текст] / К.А. Олейник, С. Иванова, Д. Болдогоев. - 3-е изд. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014 г. - 331 с.
37. Правила оказания услуг и продажи. Закон РФ «О защите прав потребителей [Текст]. - М.:Изд-во «Норматика», 2017. - 350с.
38. Раицкий, К.А. Экономика и управление в организациях торговли [Текст] : учеб. пособие для вузов / К.А. Раицкий. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 192 с.
39. Раицкий, К. А. Экономика организации (предприятия) [Текст] : учебник / К. А. Раицкий. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 1012 с.
40. Романов, А. Н. Ресурсный потенциал экономического роста [Текст] / А. Н. Романов, М. А. Комаров. - М. : Путь России, 2013. - 567 с.
41. Савицкая, Г.В. Экономический анализ [Текст] : учеб. / Г.В. Савицкая. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Новое знание, 2016. - 651 с.
42. Савруков, Н.Т. Специфика ресурсного потенциала и тенденции развития предприятий общественного питания [Текст] / Н.Т. Савруков, Е.В. Воронов, Т.И. Казакова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №4. - С. 300-302.
43. Сенин, B. C. Организация международного туризма [Текст] : учебник / В. С. Сенин. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 400 с.
44. Солодуха, П. В. Институциональные основы воспроизводства человеческого капитала [Текст] / П. В. Солодуха. - М. : Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2013. - 260 с.
45. Сорокина, М.В. Менеджмент в торговле: учебник для вузов [Текст] / М.В. Сорокина. - М.: СПб.: Питер, 2017 г. - 722 с.
46. Староверова, Г.С. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие / Г.С. Староверова, А.Ю. Медведев, И.В. Сорокина. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 312 с.
47. Сысоева, С.В. Оперативное управление в розничной торговле [Текст] / С.В. Сысоева, Н.П. Новоселова. - СПб.: Питер, 2016. - 288 с.
48. Фонотов, А. Г. Ресурсный потенциал: планирование, управление [Текст] / А.Г. Фонотов. - М. : Экономика, 2014. - 151 с.
49. Шейнов, В.П. Искусство торговли: эффективная продажа товаров и
услуг [Текст] / В.П. Шейнов. - М.: Харвест. - Серия «Библиотека
практической психологии», 2016. - 416 с.
50. Экономика, анализ и планирования на предприятии торговли: учебник для вузов [Текст]. - СПб.: Питер, 2016. - 560 с.