Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация проекта «шелковый путь» на постсоветском пространстве (Алтайский Государственный Университет)

Работа №72507

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

политология

Объем работы36
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
284
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. История возникновения и развития проекта «Новый шелковый путь» как фактора китайской геополитики в постсоветских странах 6
1.1 История возникновения и развития проекта «Новый шелковый путь» на постсоветском пространстве 6
1.2 «Новый шелковый путь» как фактор китайской геополитики в постсоветских странах 13
2. Внешнеэкономические и глобально-политические интересы России в контексте реализации проекта «Новый шелковый путь» 21
2.1 Политические и экономические интересы участия России в проекте «Новый шелковый путь» 21
2.2 Перспективы развития проекта «Новый шелковый путь» в контексте геополитических интересов России 26
Заключение 32
Список использованных источников 35

Злободневность рассматриваемым вопросам придает, в частности, и то, что, например, по данным Азиатского банка развития (АБР), до 2030 года Азия столкнется с дефицитом финансирования инфраструктуры, который оценивается в 26 триллионов долларов США .
Рассматриваемый Проект, впервые был озвучен лидером КНР Си Цзиньпином в 2013 году и с тех пор настойчиво претворяется в жизнь. Одна из важнейших составляющих концепции – инфраструктурная, которая подразумевает создание транспортных артерий, в общих чертах, повторяющих древние торговые маршруты, связывавшие Восток и Запад. Существует целый список стран, которым выгоден так называемый Новый Шелковый путь – России, Казахстану, Беларуси, странам Средней Азии, а также государствам Евросоюза. С одной стороны, проект сулит участникам значительные выгоды, а с другой может негативно сказаться на финансовом благополучии некоторых участников. На этот аспект особенно давят государства, противодействующие концепции, ведь реализация этих планов серьезно бьет по их интересам.
Уместно также отметить, что с одной стороны, Россия потеряла возможность интеграции с европейской частью постсоветского пространства; с другой стороны, участие в проектах КНР дает РФ возможность частично решить свои проблемы инфраструктурного развития, привлечения и размещения инвестиций, противостоять политическому и экономическому давлению Запада.
Степень научной разработанности рассматриваемых вопросов, ввиду их высокой важности для России, в целом, можно охарактеризовать как довольно глубокую. Теоретическая основа исследования базируется на трудах отечественных специалистов-исследователей, историков и политологов, посвященные анализу основных направлений развития в рассматриваемой сфере. В частности, всвязи с этим, можно обратить внимание на работы: Е.П. Бажанова, А.Д. Богатурова, Ф. Войтоловского, В.А. Красильщикова, В.А. Кременюка, А.И. Салицкого, М.А. Хрусталева, Н.А. Косолапова, и других исследователей.
Таким образом, исследование роли исследуемого Проекта в ходе эволюции геостратегической обстановки на постсоветском пространстве, являющемся сферой жизненно важных интересов России, представляется весьма актуальным.
Объектом исследования стали современные международные отношения, оказывающие влияние на состояние региональной политики на постсоветском пространстве, в контексте развития проекта «Новый Шелковый путь».
Предмет исследования составляет актуальные вопросы реализации проекта «Новый Шелковый путь», его современное состояние, перспективы развития на постсоветском пространстве, с учетом геополитических интересов России.
Целью настоящей работы является исследование реализации проекта «шелковый путь» на постсоветском пространстве.
Исходя из намеченной цели, в настоящей работе поставлены следующие основные задачи:
− рассмотреть историю возникновения и развития проекта «Новый шелковый путь» на постсоветском пространстве;
− охарактеризовать «Новый шелковый путь» как фактор китайской геополитики в постсоветских странах;
− исследовать политические и экономические интересы участия России в проекте «Новый шелковый путь»;
− провести анализ перспектив развития проекта «Новый шелковый путь» в контексте геополитических интересов России.
Использованная в настоящей работе методология обусловлена актуальными методами теории познания, а именно: а) имеющими общенаучный характер, среди которых: исторический, системно-структурный, диалектический, формально-логический: б) специальные методы, включая формально-юридический, сравнительно-правовой и другие. Применение таких методов дало возможность в полной мере провести анализ объекта и предмета исследования, в контексте их взаимосвязи.
Структура работы обусловлена целью и задачами, поставленными в настоящем исследовании, и состоит из: введения, основной части, в состав которой вошли две главы, объединившие четыре параграфа, заключения и библиографического списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, основываясь на результатах исследования, можно сформулировать следующие обобщающие выводы.
Новый шелковый путь (НШП) - концепция новой паневразийской (а в перспективе - межконтинентальной) транспортной системы, продвигаемой Китаем в сотрудничестве с Казахстаном, Россией и другими странами. Идея Нового шелкового пути основывается на историческом примере древнего Великого шелкового пути, действовавшего со II в. до н. э. и бывшего одним из важнейших торговых маршрутов в древности и в средние века.
Современный НШП является важнейшей частью стратегии развития Китая в современном мире - Новый шелковый путь не только должен выстроить самые удобные и быстрые транзитные маршруты через центр Евразии, но и усилить экономическое развитие внутренних регионов Китая и соседних стран, а также создать новые рынки для китайских товаров.
Реализация крупнейшего международного инфраструктурного проекта «Новый шелковый путь». Проект предполагает строительство протяженного транспортного коридора по наземным транспортным путям Казахстана, России и Белоруссии, в перспективе соединив Китай и Западную Европу.
В случае успешной реализации этот инфраструктурный проект существенно изменит лицо мировой логистики, позволив грузоперевозчикам серьезно экономить время в пути.
Следовательно, китайские инициативы способствуют еще большей интеграции участников ЕАЭС, и это также очень выгодно для России. Как видно, участие РФ в китайских проектах «Нового Шелкового пути», а также членство в АБИИ сулит больше перспектив, нежели вызывает опасений.
В настоящее время приходиться признать, что в азиатском постсоветском пространстве, Китай становится одним из наиболее влиятельных игроков, и Россия мало что может с этим поделать. Перспективы Евразийского экономического союза выглядят неясными в отношении инициативы Китая «Пояс и путь». На данный момент договоренность России и Китая довольно стабильна, однако опасения нестабильности в отношениях с Южной и Центральной Азией заставили КНР наращивать уровень своей безопасности.
Таким образом, на основе изложенного можно констатировать, что России следует предпринять комплекс масштабных мер по минимизации возникающих рисков, их блокированию, а по возможности – их трансформации из негативных сил в стимулирующие факторы. Представляется, что это возможно, в первую очередь, на основе задействования потенциала интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Именно поэтому следует считать стратегически верным и полностью обоснованным курс на сопряжение интеграции в ЕАЭС, с одной стороны, и строительства Нового шелкового пути, – с другой. Представляется несомненным, что только на такой основе возможно полномасштабное участие России как лидера ЕАЭС в мегапроекте «Новый шелковый путь».
В контексте такого участия России в рассматриваемом мегапроекте возникают новые возможности для ускорения интеграции на постсоветском пространстве, совершенствовании институциональной базы и механизмов ЕАЭС. Их относительная слабость на современном этапе может быть устранена посредством согласованной деятельности в рамках НШП, где необходимо отстаивать и продвигать «свои стандарты, практики и принципы в качестве модели для общей структуры транспортной взаимосвязанности с остальной частью Евразии. В этих условиях большое значение имеет качество работы консультативных комитетов и рабочих групп, способствующих разработке эффективных направлений сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути».
И в завершение, следует указать на возможные позитивные результаты для России от сопряжения интеграционных процессов и мероприятий по проекту НШП. В их числе:
1) создание сверхпротяженных транспортных коридоров, становящихся фундаментом для реализации Россией геополитической роли «моста» между Востоком и Западом;
2) снижение бюджетных и частных затрат на формирование транспортной инфраструктуры в восточных регионах страны в условиях острого дефицита финансовых ресурсов;
3) новые возможности для интенсивного социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока в контексте необходимости обеспечения национальной безопасности и территориальной целостности страны;
4) стратегическое партнерство с Китаем на равноправной, взаимовыгодной и долгосрочной основе на фоне дискриминационных мер со стороны государства Северной Америки и ЕС.



1. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути от 8 мая 2015 года // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL : http://www.kremlin.ru/supplement/4971 (дата обращения 20.02.2021).
2. Заявления для прессы по итогам российско-китайских переговоров // [Электронный ресурс] - URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/49433 (дата обращения: 05.05.2021).
3. Аббасов, А. Экономическое сотрудничество КНР с Азербайджаном в рамках программы «Один пояс — один путь»/ А. Аббасов, З. Ф. Мамедов // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость : материалы XIII Международной научно-практической конференции, Минск, 14 мая 2020 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. экон. ун-т ; [редкол.: В.Ю. Шутилин (отв. ред.) и др.]. - Минск : БГЭУ, 2020. – С. 111-112.
4. Богомолова Т.П., Шулус А.А., Ермаков Д.Н., Иванов В. Н. Участие России в проекте «Новый Шелковый путь»: внешнеэкономические и глобально-политические аспекты // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. – № 8. – С. 109-113.
5. Бражникова Н.Б., Каплун Е.С., Полякова М.С. Зарубежный опыт в области управления кадрами и возможность его применения в российских ракетно-космических организациях // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 12. – С. 6-12.
6. Глебова А.Г., Ивановская Ж.В., Лукашенко И.В. Новый шелковый путь: геополитические интересы России // Теоретическая экономика, – 2020. – № 7. – С. 78-84.
7. Гуня А.Н. Возможности и риски китайской инициативы «Нового шелкового пути» для развития России / А.Н. Гуня, А.Б. Ефимов // Культурное наследие России. – 2019. – № 2. – С. 3–8.
8. Интернет-портал Электронная библиотека БГУ [Электронный ресурс] - URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/245658/1/kalinnikova_sbornik24.pdf (дата обращения:20.05.2021).
9. Красильников О.Ю. Возможности участия России в проекте Нового шелкового пути // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. – 2018. – № 1–2. – С. 260–262.
10. Макогон Ю.В. Новый Великий шелковый путь: история, состояние, перспективы // Экономический вестник Донбасса. – 2018. – № 3(53). – С. 49–55.
11. Место России в реализации Нового Шелкового Пути // [Электронный ресурс] - URL: https://www.ablcompany.ru/news/mesto-rossii-v-realizacii-novogo-shelkovogo-puti (дата обращения: 20.05.2021).
12. Мокрецкий А.Ч. «Экономический пояс Шелкового пути» как механизм экономической геополитики Китая в постсоветских странах // Китай в мировой и региональной политике. история и современность. – 2017. – № 22. – С. 257-273.
13. Один пояс, один путь. Портал. [Электронный ресурс] - URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/ydylzt.htm (дата обращения: 05.05.2021).
14. Портал BRI Projects. [Электронный ресурс] - URL: https://www.beltroad-initiative.com (дата обращения: 20.05.2021).
15. Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути 21-го века. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2015 // [Электронный ресурс] – URL: http://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/t1254925.shtml (дата обращения: 20.05.2021).
16. Ренард-Коктыш А.В. Проект Один пояс – один путь и евразийская идентичность / А.В. РенардКоктыш, А.Д. Щерба, К.Д. Щерба // Русская политология – Russian political science. – 2019. – № 2 (11). – С. 81–88.
17. Сизых Е.Ю. Прямые инвестиции Китая в экономике России: динамика, структура, факторы влияния. / Е.Ю.Сизых // Вестник Евразийской науки. 2019. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pryamye-investitsii-kitaya-v-ekonomike-rossii-dinamika-struktura-faktory-vliyaniya (дата обращения: 20.05.2021).
18. Мокрецкий А.Ч. Страны Закавказья в китайской стратегии «Экономический пояс Шелкового пути» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2016. – № 21. – С. 150-158.
19. Мокрецкий А.Ч. Китайская инициатива «Один пояс, один путь» как вектор внешнеэкономической политики Азербайджана // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2018. – № 23. – С. 319-335.
20. Тавровский Ю.В. Дональд Трамп - ученик Си Цзиньпина? // Независимая газета. 27.02.2017.
21. Топ-11 китайских инвестиций в Россию [электронный ресурс] // Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей [сайт]. 30 Мая 2019 г. URL: https://raspp.ru/business_news/top-11-kitayskikh-investitsiy-v-rossiyu/ (дата обращения 20.05.2021)
22. Турарбекова Р.М. Белорусско-китайские отношения: эволюция и фактор COVID-19 // Журнал международного права и международных отношений = Journal of International Law and International Relations. - 2020. - № 1-2 // [Электронный ресурс] - URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/247667 (дата обращения: 20.05.2021).
23. Шиолашвили Г. Внешняя торговля Грузии в условиях развития интеграционных процессов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2020. – № 2. – С. 367–384.
24. Meeting Asia’s infrastructure needs // Mandaluyong City, Philippines: Asian Development Bank. 2017. – 131 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ