Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование гражданственности у младших школьников во внеурочной деятельности (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №72268

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы47
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
220
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: начальные классы МКОУ «Толстодубровская СОШ» Алейского района (с. Толстая Дуброва, Алейский район, Алтайский край), возраст детей от 7 до 10-11 лет.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы формирования гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности 6
1.1 Характеристика понятия «гражданственность» 6
1.2 Особенности формирования гражданственности у младших школьников 9
1.3 Пути формирования гражданственности учащихся начальных классов во внеурочной деятельности 14
Выводы по главе 1 18
2 Практические аспекты формирования гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности 19
2.1 Анализ программ внеурочной деятельности по формированию гражданственности младших школьников 19
2.2 Диагностика уровня сформированности гражданственности младших школьников 24
2.3 Методические рекомендации по формированию гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности 29
Выводы по главе 2 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 39



Формирование у молодого поколения основ российской гражданской идентичности согласно Стратегии развития и воспитания в системе образования до 2025 года и Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России, является одним из основных принципов государственной политики в области образования. Сегодня практически невозможно представить развитие нашего общества без воспитания в детях гражданственности и начинать это воспитание нужно уже в школьном возрасте. Актуальность выбранной темы состоит в том, что в современных условиях развития возникает необходимость в усовершенствовании воспитания гражданственности на всех уровнях функционирования системы образования.
Большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств возникают в младшем школьном возрасте. Данный факт объясняется тем, что в этом возрастном периоде ребенок наиболее восприимчив к внешним влияниям, верит в истинность всего, чему его учат, в безусловность и необходимость нравственных норм. От того, как будет воспитан школьник в нравственном отношении, зависит, в том числе и формирование его жизненной позиции. Начальная школа сама по себе является первой ступенькой, фундаментом социализации маленького человека. Все, что пригодится ему в жизни, закладывается именно в этом периоде.
Формирование необходимых гражданских качеств должно происходить как на уроках, так во внеурочной деятельности. Исследование обусловлено необходимостью разработки и внедрия эффективной педагогической технологии, направленной на формирование гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности.
Такую обязанность необходимо предусмотреть, как одно из ведущих направлений образовательных систем. Все вышесказанные тезисы указывают на то, что тема работы актуальна.
Цель исследования - выявить особенности формирования гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования гражданственности у младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования гражданственности у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
- изучить особенности формирования гражданственности младших школьников;
- рассмотреть возможности использования внеурочной деятельности для формирования гражданственности учащихся начальных классов;
- провести диагностику уровня сформированности гражданственности младших школьников;
- определить основные пути формирования гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности
В соответствии с целями и задачами исследования, на разных этапах использовались теоретические методы (анализ проблемы, моделирование, обобщение) и эмпирические методы (изучение литературы, изучение педагогического опыта, наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической обработки полученных результатов).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение теории и основ гражданского воспитания личности показало, что гражданственность как понятие имеет очень широкое значение и обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как политическая деятельность, политическая активность и политическое участие. Гражданственность включает в себя ряд качеств, присущих человеку-гражданину: гражданскую ответственность; способность сочетать и подчинять личные интересы общественным; способность сознательно и самостоятельно делать свой выбор; гуманизм; этническую толерантность, патриотизм и др.
Гражданское воспитание школьников осуществляется в процессе целостного образовательного процесса, учитывающего все принципы формирования качеств гражданственности. В процессе воспитания гражданственности большое значение имеет осознание детьми сущности и важнейших аспектов проявления гражданских качеств. Более того, чем богаче понимание гражданственности и гражданской ответственности, тем успешнее формируются их ценностные суждения и взгляды, поскольку гражданское воспитание является одной из основ личностного развития.
Основным принципом формирования системы воспитания детей в школе может стать система гражданско-патриотического воспитания. Вся система гражданского воспитания школьников должна отвечать принципам, особенностям возраста детей и целям воспитания с использованием педагогических средств воздействия, знаниям и прошлому опыту с учетом порядка и целей настоящего.
В результате изучения проблем и противоречий гражданского воспитания современной школы выяснили, что основное противоречие современного гражданского воспитания заключается в том, что для воспитания гражданина необходимо модернизировать и совершенствовать общество, а чтобы изменить общество, нужно воспитывать гражданина.
Исходя из этого противоречия, основные проблемы гражданского воспитания детей находятся в самом обществе (в том числе и в семье). Дети младшего школьного возраста, получающие гражданское воспитание в школе, сталкиваются с равнодушным отношением взрослых к трагическим событиям в стране, аполитичными высказываниями, это обязывает педагогов вдохновить детей на формирование у них чувства гражданственности.
В анализируемой школе основным условием формирования гражданского воспитания является системный подход к обучению, который вкупе с внеклассной работой позволяет сформировать духовный мир ребенка в условиях перестройки всех сфер общественной жизни страны, раскрыть гармонично развитую и социально активную личность.
Деятельность по гражданскому воспитанию детей младшего школьного возраста осуществляется через различные направления деятельности школы и через использование соответствующих программ и постепенно расширяющихся отношений-от отношений в классе до включения в общественную жизнь школы (класса) взрослых. Программы, разработанные в школе, основаны на связи с культурно-историческим наследием своего города, страны, природы, с другими людьми и т. д. Деятельность по гражданскому воспитанию в школе достаточно обширна и полностью отвечает всем требованиям современного образования.
Изучение гражданского воспитания учащихся показало, что необходимо учитывать все принципы гражданского воспитания в процессе формирования и развитии гражданской ответственности участников образовательного процесса. Изучение эффективных способов гражданского воспитания показало, что в настоящее время наметились такие тенденции, как развитие системности гражданского воспитания в школах, демократически ориентированного образа жизни многих школ; государственных школ, посредством возрождения в некоторых районах страны продуктивности учащихся.



1. Закон «Об образовании в Российской Федерации». – URL http://zakon-obobrazovanii.ru. - (дата обращения: 23.02.2021)
2. Агапова, И.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1–11-е классы/ И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: «Вако», 2013. -223 с.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика: уч. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю.К. Бабановского. – М.: Просвещение. 2007.- 361 с.
4. Барский, В. Л. Карвин в Шахматном лесу. Книга 1: Учебник шахмат для младших школьников: в 2 ч. Ч.1 / В. Барский, Л. Карвин.- Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2014.- 96 с.
5. Воспитание гражданина в советской школе. /Под ред. Г.Н. Филонова. − М.: Педагогика, 2012. -229 с.
6. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский; под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987. -344 с.
7. Гаязов, А.С. Общество, государство: воспитание гражданина/ А.С. Гаязов.- Уфа, 2001.- 90 с.
8. Гельвеций, К. Об уме. Соч. в 2-х т.Т.1./К. Гельвецкий.- М.: Мир книги, 2006.- 603с.- (Великие мыслители)
9. Гольбах, П. Избранные произведения в 2-х томах. Т.2 Естественная политика или беседы об истинных принципах управления/П. Гольбах.- М.: Мысль, 1963.- с.87
10. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: уч. пособие для вузов/ Н.. Голованова.- СПб., 2012. -340 с.
11. Горелик, Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение/ Ф.Б. Горелик. – М., 2018. -227 с.
12. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития // Воспитание школьников. - 2012. – № 7. -С.29-32
13. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль.- М.: Рипол классик, 2006.- 754 с
14. Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание: Материалы научно-практической конференции/ Под ред. Родионовой Л.Е., Морозовой В.В., Николаевой А.И. – М., 2012. -365 с.
15. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами/ А.Д. Жариков. – М.: Просвещение. – 2014. -331 с.
16. Замостьянов, А. Просвещение и патриотизм/ А. Замостьянова// Народное образование. – 2012. - №4. - С. 183-189.
17. Казаева, Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и старшего возраста/ Е.А. Казаева. - Екатеринбург, 2014. -249 с.
18. Коповая, О.В. Личностное самоопределение как психолого-педагогическая проблема [Электронныйресурс]/ О.В. Коповая, М.А. Ерофеева//«Педагогическая наука и образованиев России и за рубежом:региональные, глобальныеи информационные аспекты».- 2018.- ВЫПУСК 2.- Режим доступа: http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/2, свободный.- Загл. с экрана
19. Крицкая, Н.Ф. Современные тенденции развития гражданского образования/ Н.Ф. Крицкая // Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Киров, апрель 2015. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2015. -253 с.
20. Кузнецова, Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность: Монография/ Л.В. Кузнецова. − М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2015. -316 с.
21. Кузнецова, JI.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - №9. - С. 18
22. Лукьянова, М.И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования/ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина //Методические рекомендации для учителей. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2012. -260 с.
23. Макаренко, А.С. Методика воспитательной работы. Избранные труды / А.С. Макаренко.- М.: Издательство Юрайт, 2019. - 323 с
24. Макиавелли, Н. Государь/ Н. Макиавели.- СПб., 1914. - 498с.
25. Монтескье, Ш. Избранные произведения. О духе законов/ Ш. Монтескье. - М., 1955. - 131 с.
26. Никандров, Н.Д. Россия: гражданское воспитание на рубеже тысячелетий/ Н.Д. Никандров.- М.: Гелиос АРВ, 2012. - 229 с.
27. Никитин, А.Ф.Граждановедение/ А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов. – М., 2012. -328 с.
28. Ожегов, С.И., Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. Выражений/ С.И. Ожегов.- М.: Азъ, 1994.- 908с.
29. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации: Письмо Минобразования России от 15.01.2003. №13-51-08/13 [Электронный ресурс]// Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов.- Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901859265, свободный.- Загл. с экрана
30. Проблемы военно-патриотического и гражданского воспитания и методическое обеспечение преподавания курса «ОБЖ» в образовательных учреждениях. Выпуск 3 / Под ред. Курнешовой Л.Е. – М., 2012. -96 с.
31. Савотина, Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования / Н.А. Савотина // Педагогика. -2014. - №4. -С.42-48
32. Салихова, Р. Воспитание гражданина/Р. Салихова // Воспитание школьников. - 2012. – № 1. -С.31-35
33. Сластенин, В.А Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин и др. - 4-е изд. М.: Школьная пресса, 2002. - 246 с.
34. Справочник классного руководителя: 1-4 классы/ Н.И. Дереклеева. – М.: Вако, 2008. – 352 с
35. Токвиль, А. О демократии в Америке/ А.О. Токвиль. - М., 1893. С.131
36. Фролова, П.И. Психология и педагогика: учебное пособие/ П.И. Фролова, А.В.Горина, М.Г. Дубынина.– Омск, Изд-во СибАДИ, 2015. – 429 с.
37. Чиркунова, А.Е. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе[Электронный ресурс]/ А.Е. Чиркунова, И.Р. Сорокина // Молодой ученый. - 2014.- №21.- С. 706-709. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/80/14351/, свободный.- Загл. с экрана
38. Шайдо М. А. Профильные смены гражданско-патриотической направленности как одно из важнейших средств патриотического воспитания/ М.А. Шайдо // Вестн. Томскогогос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2007. - Вып. 5 (68).- С. 70–74.
39. Цибизова Е. Б. Гражданское образование школьников крупного города средствами краеведения: автореф. дис. … канд. пед. наук.- Е.Б. Цибизова.- Новокузнецк, 2009. - 22 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ