Особенности реализации коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку (Методика обучения иностранному языку (английский язык), Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 5
1.1. Традиционные и современные подходы в обучении иностранному языку 5
1.2. Особенности коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранному языку 9
Выводы по 1 главе 13
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 14
2.1. Методические особенности обучения английскому языку в рамках коммуникативно-когнитивного подхода 14
2.2. Комплекс упражнений для реализации коммуникативно-когнитивного подхода 17
Выводы по 2 главе 24
Заключение 25
Список использованных источников 27
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 5
1.1. Традиционные и современные подходы в обучении иностранному языку 5
1.2. Особенности коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранному языку 9
Выводы по 1 главе 13
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 14
2.1. Методические особенности обучения английскому языку в рамках коммуникативно-когнитивного подхода 14
2.2. Комплекс упражнений для реализации коммуникативно-когнитивного подхода 17
Выводы по 2 главе 24
Заключение 25
Список использованных источников 27
Благодаря когнитивному подходу к изучению иностранного языка, возможно накапливать и упорядочивать теоретические, лингво-культурологические знания, развивать познавательные возможности учащихся. Объединив коммуникативный и когнитивный подходы в методике преподавания иностранного языка, возможно, повысить эффективность использования приобретенных знаний.
Проблему когнитивного подхода к обучению изучали Н.В. Баграмова,
Г.В. Елизарова, С.Ф. Шатилов, Т.Д. Шевченко, А.В. Щепилова и др. Когнитивно-компонентный подход рассматривал Е.Ю. Северинова, коммуникативно-когнитивный –Ю.А. Ситнов, А.В. Щепилова, К.А. Виноградов, И.В. Баценко и др.
Все вышеизложенное поясняет актуальность нашего исследования и определяет выбор его темы: «Особенности реализации коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку».
Цель исследования: выявить особенности реализации коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку.
Объект исследования: реализация коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку.
Предмет исследования: особенности реализации коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
1) Описать традиционные и современные подходы в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
2) Охарактеризовать особенности коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранному языку
3) Выявить методические особенности обучения английскому языку в рамках коммуникативно-когнитивного подхода.
4) составить комплекс упражнений для реализации коммуникативно-когнитивного подхода на уроках английского языка.
В ходе работы использовались следующие методы научного исследования: анализ научно-педагогической, научно-психологической, методической и учебной литературы, обобщение опыта школьных учителей, моделирование (при составлении комплекса упражнений).
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранному языку.
Вторая глава посвящена методике применения коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку.
В заключении подведены итоги всей работы и сформулированы основные выводы.
Список литературы включает 22 источника.
Проблему когнитивного подхода к обучению изучали Н.В. Баграмова,
Г.В. Елизарова, С.Ф. Шатилов, Т.Д. Шевченко, А.В. Щепилова и др. Когнитивно-компонентный подход рассматривал Е.Ю. Северинова, коммуникативно-когнитивный –Ю.А. Ситнов, А.В. Щепилова, К.А. Виноградов, И.В. Баценко и др.
Все вышеизложенное поясняет актуальность нашего исследования и определяет выбор его темы: «Особенности реализации коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку».
Цель исследования: выявить особенности реализации коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку.
Объект исследования: реализация коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку.
Предмет исследования: особенности реализации коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
1) Описать традиционные и современные подходы в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
2) Охарактеризовать особенности коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранному языку
3) Выявить методические особенности обучения английскому языку в рамках коммуникативно-когнитивного подхода.
4) составить комплекс упражнений для реализации коммуникативно-когнитивного подхода на уроках английского языка.
В ходе работы использовались следующие методы научного исследования: анализ научно-педагогической, научно-психологической, методической и учебной литературы, обобщение опыта школьных учителей, моделирование (при составлении комплекса упражнений).
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранному языку.
Вторая глава посвящена методике применения коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку.
В заключении подведены итоги всей работы и сформулированы основные выводы.
Список литературы включает 22 источника.
Анализ теоретических основ коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранному языку позволяет заключить, что в настоящее время в отечественной практике преподавания иностранного языка в средней общеобразовательной школе существуют два основных подхода к обучению иностранным языкам — коммуникативный и грамматический. Грамматический подход ориентирован на усвоение учащимися грамматических норм изучаемого языка, а коммуникативный — на развитие их коммуникативных умений. У каждого из этих подходов есть свои преимущества и недостатки. Грамматический подход, однако, в настоящее время считается менее продуктивным, поскольку не учитывает реальных языковых ситуаций.
В современной российской методике обучения иностранным языкам выделяется коммуникативно-когнитивный подход, который обогащает коммуникативный подход когнитивным аспектом, то есть усиленной ориентацией заданий и упражнений на развитие памяти, внимания, логики, мышления. Кроме этого, за счет когнитивного аспекта, такой подход становится более ориентированным на усвоение учащимися знаний о языковой системе, о существующих грамматических и семантических моделях, чем исключительно коммуникативный поход.
Обогащение коммуникативного подхода когнитивным аспектом изучения иностранного языка необходимо в рамках современной системы обучения иностранному языку в общеобразовательной школе по нескольким причинам.
Во-первых, он базируется на уже полученных при овладении родным языком обучающимися когнитивных умениях, что значительно облегчает и ускоряет процесс овладения иностранным языком. Это немаловажно при небольшом количестве часов в учебном плане, отводимом на изучение иностранного языка.
Во-вторых, этот метод предполагает использование всех средств для интенсификации учебного процесса, в том числе учет индивидуальных познавательных стратегий, самостоятельное получение информации через операции сравнения, индукции, дедукции.
Для иллюстрации возможного практического применения коммуникативно-когнитивного подхода на уроках английского языка нами был составлен комплекс упражнений. При выполнении приведенных нами упражнений и подобных им у учащихся будут развиваться лексическая память; лингвокреативное мышление; механизмы языкового кодирования и прогнозирования; развитие языковой догадки; языковая интуиция. Отметим, что составленный нами комплекс упражнений может быть легко изменен учителем в зависимости от конкретной темы урока, индивидуальных познавательных стратегий, уровня подготовки учащихся и т.д.
В современной российской методике обучения иностранным языкам выделяется коммуникативно-когнитивный подход, который обогащает коммуникативный подход когнитивным аспектом, то есть усиленной ориентацией заданий и упражнений на развитие памяти, внимания, логики, мышления. Кроме этого, за счет когнитивного аспекта, такой подход становится более ориентированным на усвоение учащимися знаний о языковой системе, о существующих грамматических и семантических моделях, чем исключительно коммуникативный поход.
Обогащение коммуникативного подхода когнитивным аспектом изучения иностранного языка необходимо в рамках современной системы обучения иностранному языку в общеобразовательной школе по нескольким причинам.
Во-первых, он базируется на уже полученных при овладении родным языком обучающимися когнитивных умениях, что значительно облегчает и ускоряет процесс овладения иностранным языком. Это немаловажно при небольшом количестве часов в учебном плане, отводимом на изучение иностранного языка.
Во-вторых, этот метод предполагает использование всех средств для интенсификации учебного процесса, в том числе учет индивидуальных познавательных стратегий, самостоятельное получение информации через операции сравнения, индукции, дедукции.
Для иллюстрации возможного практического применения коммуникативно-когнитивного подхода на уроках английского языка нами был составлен комплекс упражнений. При выполнении приведенных нами упражнений и подобных им у учащихся будут развиваться лексическая память; лингвокреативное мышление; механизмы языкового кодирования и прогнозирования; развитие языковой догадки; языковая интуиция. Отметим, что составленный нами комплекс упражнений может быть легко изменен учителем в зависимости от конкретной темы урока, индивидуальных познавательных стратегий, уровня подготовки учащихся и т.д.
Подобные работы
- Особенности реализации коммуникативно-когнитивного подхода к обучению учащихся основной школы иноязычной лексике (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА
СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОТБОР И ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНО- ДИСКУРСИНЫХ АЛГОРИТМОВ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АТТРАКЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая коррекция эмоционального состояния студентов в период подготовки к экзаменационной сессии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2002 - ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020



